Мировая Авиация 75
-
Новый МиГ. 29 февраля 2000г.: совершил первый 18-минутный полет прототип новейшего многофункционального фронтового истребителя (МФИ) МиГ 1.44, впервые продемонстрированный журналистам в январе того же года. Согласно заявлению главного конструктора ОКБ Николая Никитина, запуска самолета в серийное производство не планировалось из-за отсутствия финансирования. Прототип не имел вооружения и элементов технологии "стелс" и был предназначен для проверки технических решений, которые будут использоваться при создании самолетов следующего поколения.
В ходе войны, наряду с поисково-спасательными SC-47D (позднее HC-47D), ВВС США стали использовать для спасения сбитых пилотов OA-10). Спасательный плот подвешивался под крылом и мог быть сброшен рядом с пострадавшим самолетом. Операции по спасению часто проводились совместно с ВМС и Береговой охраной США. Оснащенные OA-10 поисково-спасательные эскадрильи (Emergency Rescue Squadrons - ERS) базировались no всему миру, от Гренландии до острова Вознесения.
Браун стал первым пилотом, посадившим реактивный самолет (второй прототип Vampire) на палубу. Это произошло 3 декабря 1945 года на авианосце "Оушен". После этих испытаний Браун стал кавалером ордена Британской империи.
За время своей службы Браун совершил более 2400 посадок на палубу и 2721 взлет с катапульты - вот только два из многих рекордов, имеющихся на счету этого выдающегося летчика-испытателя.
Операция "Allied Force". 24 марта 1999г.: вечером этого дня, после отказа Сербии вывести свои силы из автономного края Косово, войска НАТО начали операцию "Allied Force". В первые ее дни авиация восьми государств НАТО и крылатые ракеты наносили удары по позициям ЗРК и зенитной артиллерии, РЛС и объектам связи. В состав авиационных сил НАТО входили такие самолеты, как B-52, F-117, F-15 (фото), F-16, F/A-18, Harrier, Jaguar и Mirage. Действуя с баз на территории Италии, Германии, Франции и Великобритании, эти машины уничтожили более 40 целей.
Август 2000г.: в середине месяца авиация Британии и США возобновили удары по целям в Ираке. Это произошло после того, как западные самолеты, контролировавшие запретную для полетов зону, были обстреляны зенитчиками иракцев.
F-16 из состава частей, базировавшихся в США и Европе, наносили штурмовые удары во время конфликта. На фотографии представлен F-16C из 363-го (временного) авиакрыла с авиабазы Шоу, Южная Каролина, вооруженный двумя 907-кг бомбами Mk 84 и ракетами AIM-9 Sidewinder для самообороны.
Взлетает F-16C из 10-й эскадрильи, несущий контейнер РЭП ALQ-131, ракеты AIM-9 Sidewinder и бомбы с лазерным наведением Mk 84. Несмотря на большое число F-16, развернутых в районе Персидского залива, их эффективность была ниже, чем у самолетов, способных применять высокоточное оружие. Прицельная система F-16 была разработана для атак с малых высот, а бомбометание с высоты более 3000 м, куда "выжала" авиацию зенитная артиллерия, не отличалось особой точностью.
Более 20 F-16 приняли или продолжают принимать топливо от самолета-заправщика KC-135. Когда коалиция переключилась с атак стратегических целей на тактические, начали проводиться крупномасштабные рейды F-16 против войск противника в Кувейте и южных районах Ирака.
Несущий транспортный контейнер и ракеты AIM-9, F-16 дозаправляется во время перелета на Ближний Восток. Несмотря на то, что продолжительность перелета превышала 16 ч, некоторые F-16 отправлялись на боевое патрулирование практически сразу после прибытия к месту назначения.
Два подразделения ВВС Национальной гвардии, вооруженных F-16A, сыграли важную роль в ходе конфликта. На снимке самолеты из 174-го тактического истребительного крыла. Используя обычные и кассетные бомбы, а также управляемые ракеты Maverick, эти машины наносили удары по наземным целям.
F-16 и A-10 были самыми многочисленными из всех типов самолетов коалиции в Персидском заливе и, соответственно, понесли самые тяжелые потери. Три самолета были сбиты противником, а еще четыре - потеряны в авариях и катастрофах.
Более 20 F-16 приняли или продолжают принимать топливо от самолета-заправщика KC-135. Когда коалиция переключилась с атак стратегических целей на тактические, начали проводиться крупномасштабные рейды F-16 против войск противника в Кувейте и южных районах Ирака.
14 декабря 1999г.: фирма "Boeing" официально представила самолеты-демонстраторы X-32A и X-32B, созданные в рамках программы Joint Strike Fighter. Самолет X-32A (фото) с обычным взлетом и посадкой был предназначен для замены F-16 и A-10,a самолет УКВП X-32B - для замены Harrier и Sea Harrier. Конкурентом "Boeing" в этом конкурсе была фирма "Lockheed Martin" со своим проектом X-35.
Операция "Allied Force". 24 марта 1999г.: вечером этого дня, после отказа Сербии вывести свои силы из автономного края Косово, войска НАТО начали операцию "Allied Force". В первые ее дни авиация восьми государств НАТО и крылатые ракеты наносили удары по позициям ЗРК и зенитной артиллерии, РЛС и объектам связи. В состав авиационных сил НАТО входили такие самолеты, как B-52 (фото), F-117, F-15, F-16, F/A-18, Harrier, Jaguar и Mirage. Действуя с баз на территории Италии, Германии, Франции и Великобритании, эти машины уничтожили более 40 целей.
F-14A из эскадрильи VF-111 "Sundowners", вооруженный Phoenix, сопровождает советский бомбардировщик-носитель крылатых ракет Ту-95КМ "BEAR-C". Установка на AIM-54C нового взрывателя позволила Phoenix перехватывать и ракеты "воздух-поверхность", запускавшиеся с самолетов Ту-95, Ту-16 и Ту-22М.
В 1990-х годах F-14 оказались единственными тактическими разведчиками на палубах американских авианосцев. Самолет на снимке из эскадрильи VF-84 "Jolly Rogers" оснащен контейнером TARPS. Во время операции "Буря в пустыне" Tomcat из эскадрилий VF-2, VF-32, VF-84 и VF-103 использовали эти контейнеры для ведения разведки территории Ирака.
Ракета AIM-54C/C+ была последним вариантом Phoenix. Несмотря на размеры и сложность, шесть AIM-54C могли быть подвешены на самолет за 18 минут.
Установленная на Tomcat система управления огнем AWG-9 позволяла перехватывать несколько целей на большой дальности. Она могла сопровождать 24 цели и запускать все шесть Phoenix практически одним залпом.
Даже в ударном варианте "Bombcat" самолет F-14 сохранил возможность нести достаточное количество ракет "воздух-воздух". F-14D (на снимке) наряду с ударным вооружением мог нести любые ракеты из арсенала перехватчика, а вот оборонительное вооружение F-14A ограничивалось ракетами AIM-7 и AIM-9.
F-14A из эскадрильи VF-111 "Sundowners", вооруженный Phoenix, сопровождает советский бомбардировщик-носитель крылатых ракет Ту-95КМ "BEAR-C". Установка на AIM-54C нового взрывателя позволила Phoenix перехватывать и ракеты "воздух-поверхность", запускавшиеся с самолетов Ту-95, Ту-16 и Ту-22М.
В конце 1980-х - начале 1990-х годов ВМС США пришлось сократить парк своей палубной авиации, тогда и задумались об использовании F-14 Tomcat в качестве многоцелевого. Программа "Bombcat" вначале позволила F-14 нести обычные бомбы Mk80 series GP и кассетные Mk 20. К началу 1990-х годов уже имелось несколько эскадрилий Tomcat, способных решать ударные задачи, но они не задействовались в операциях ВМС на регулярной основе. К 1994 году "Bombcat" получили возможность нести бомбы с лазерным наведением. Впервые такие боеприпасы были использованы в боевой обстановке F-14 из эскадрильи VF-41 в 1995 году в Боснии. Затем последовала установка контейнера LANTIRN, превратившего F-14 в настоящий всепогодный истребитель-бомбардировщик, способный действовать днем и ночью. Перед самым завершением службы арсенал Tomcat пополнился контейнером Litening II и высокоточными боеприпасами GBU-38 JDAM.
Самолет A3D Skywarrior (обратите внимание на носовой обтекатель от F-14) использовался на раннем этапе программы разработки Phoenix. Всего провели 26 испытательных пусков AIM-54. В одном из них была сбита цель на дальности 125 км, а в другом были одновременно поражены две цели на расстоянии 16 км друг от друга.
27 мая 1999г.: первый полет прототипа регионального реактивного пассажирского самолета CRJ700 фирмы "Bombardier". Эта машина является удлиненным вариантом лайнера CRJ200.
Во время гражданской войны в Испании на этом Bulldog, ранее принадлежавшем Латвии, пилоты-добровольцы сражались на стороне басков.
Райч садится в кабину Me 163A на испытательном полигоне Бад Цвишенен в декабре 1943 года, готовясь выполнить полет с работающим ЖРД. Райч также участвовала в приемных испытаниях Me 163B.
ВВС США использовали свои OA-10 еще восемь лет после завершения войны, хотя эти машины и не очень подходили для спасения на море. Корпус лодки был недостаточно прочным для посадки в открытом море, а подъему на борт раненых мешали боковые блистеры. На смену OA-10 пришел специально созданный самолет-спасатель Grumman SA-16 Albatross.
Этот PBY-6A, типичный представитель послевоенных "Каталин", в конце 1950-х годов служил в 271-й эскадрилье Королевских ВВС Дании в Варелозе, в основном занимавшейся поисково-спасательными операциями. После войны самолеты оснащались различными типами РЛС и новой носовой частью, без пулеметной турели.
Цветной снимок, сделанный во время кампании на Алеутах 1942 года, показывает PBY-5 ВМС США, принимающий припасы, перед тем как сняться с якоря и отправиться на задание. Под крылом самолета подвешена пара бомб (максимальная бомбовая нагрузка составляла четыре 454-кг бомбы). Оборонительное вооружение состояло из двух 7,62-мм и двух 12,7-мм пулеметов.
Самолет "Guba" принадлежал Ричарду Эрчболду, партнеру Американского музея естественной истории, который совершил на этом не имевшем вооружения PBY-1 экспедицию на Новую Гвинею. Эрчболд и его команда исследовали флору и фауну региона и даже обнаружили несколько неизвестных ранее племен туземцев. Затем "Guba" был продан СССР, использовавшему его при поисках самолета Сигизмунда Леваневского, пропавшего в районе Северного полюса. Эрчболд приобрел другой самолет, названный "Guba II". На этой машине он проводил исследования в районе Тихого океана по заказам правительств Англии и Австралии и стал первым человеком, облетевшим вокруг мира на гидросамолете.
Компания "American Export Lines", суда которой перевозили грузы между Восточным побережьем США и Средиземноморьем, приобрела один PBY-4, чтобы исследовать возможные маршруты для воздушного сообщения с Европой. На снимке - новый самолет получает крещение. С 9 июля по 4 августа 1939 года эта машина преодолела 40120 км, исследуя маршруты между Нью-Йорком, Азорами и Марселем.
Во время боев за Алеутские острова противником PBY была не только японская авиация, но и погода. Часто в условиях практически нулевой видимости экипажи этих машин занимались поиском японских сил, с которыми они иногда вступали в схватки. В одной из них американцам даже удалось сбить истребитель "Zekes". Когда японцы вывели свои войска с острова Кыска, PBY использовались для нанесения ударов по захваченным Курильским островам и ведения разведки.
Специальные эскадрильи Catalina "Black Cats", самолеты которых были окрашены в черный цвет, были созданы для действий ночью. Во время войны на Тихом океане эти подразделения потопили много японских судов.
В ходе войны, наряду с поисково-спасательными SC-47D (позднее HC-47D), ВВС США стали использовать для спасения сбитых пилотов OA-10). Спасательный плот подвешивался под крылом и мог быть сброшен рядом с пострадавшим самолетом. Операции по спасению часто проводились совместно с ВМС и Береговой охраной США. Оснащенные OA-10 поисково-спасательные эскадрильи (Emergency Rescue Squadrons - ERS) базировались no всему миру, от Гренландии до острова Вознесения.
Канадские Canso А долго служили в ВВС страны. Тринадцать самолетов переделали в транспортные, оснастив их краном для перемещения грузов. Другие машины использовались при картографировании полярных районов Канады. Последние Canso, использовавшиеся в качестве поисково-спасательных самолетов, были отправлены в отставку в ноябре 1962 года.
Catalina уже несли службу за несколько лет до начала Второй мировой войны - первый самолет поднялся в воздух в 1935 году. Предвоенные годы прошли для самолетов довольно спокойно - основным их занятием были рутинные тренировочные полеты. Но иногда PBY попадали на первые полосы газет. Например, перебазирование одного звена эскадрильи VP-6 из Сан-Диего в Перл-Харбор, в документах флота упоминавшееся как "обычная переброска персонала и снаряжения", вызвало большой интерес у представителей прессы. Перелет, продолжавшийся 21 ч 48 мин, широко освещался в печати.
Одним из редких вариантов, в которые переделывали PBY-4 и PBY-5, был минный тральщик. Специальный генератор с помощью проложенных в кольце кабелей создавал мощное магнитное поле, заставлявшее срабатывать бесконтактные взрыватели магнитных мин. Траление было опасной работой, поскольку самолету приходилось лететь на малой высоте.
Самолет Bird "Innovator" был единственной четырехмоторной конверсией PBY. Два дополнительных двигателя Lycoming мощностью по 340л. с. (254 кВт) обеспечивали машине крейсерскую скорость 321 км/ч. Даже при одном остановленном двигателе Pratt & Whitney самолет мог лететь со скоростью 228 км/ч.
Catalina Mk IVA. 202-я эскадрилья ВВС Великобритании была сформирована в октябре 1914 года как 2-я эскадрилья RNAS (авиации ВМС). Большую часть Второй мировой войны эскадрилья базировалась на Гибралтаре, занимаясь патрулированием над проливом и водами Средиземного моря и Атлантического океана. В сентябре 1944 года ее перебросили в Ирландию для ночного противолодочного патрулирования, при этом один отряд базировался на Шетландских островах. В военное время на вооружении эскадрильи состояли такие самолеты, как Saro London, Fairey Swordfish, Short Sunderland, а с мая 1941 по июнь 1945 года - Catalina модификаций Mk I, II и IV. Сегодня эскадрилья оснащена вертолетами Westland Sea King HAR.Mk ЗА и решает поисково-спасательные задачи у британского побережья.
PBY-5A Catalina
Хотя согласно контракту американская фирма "Standard Aircraft" должна была поставлять в Британию только части для сборки, семь 0/400 с моторами Liberty были построены в США. На снимке первый из этих самолетов, получивших имя Langley. В опытах, проведенных генералом Митчеллом, было доказано, что самолет может уничтожить военный корабль - один 0/400 добился прямого попадания в трофейный немецкий линкор "Остфрисланд", а позже с него была сброшена 1814-кг бомба.
O/400 несли службу на Ближнем Востоке с весны 1919 года до начала 1920-х годов. В их задачу входили проведение полицейских операций против враждебных арабских племен и поставка снаряжения и топлива на различные аэродромы.
"Lufthansa". 7 мая 1973 года "Lufthansa" подписала контракт на три A300B2 и опцион еще на четыре, став третьим заказчиком нового лайнера. Первые A300B2-1C начали службу на линиях Франкфурт - Лондон и Франкфурт - Париж 1 апреля 1976 года. За ними последовали еще три A300B2-1C и пять A300B4-2C, но к 1988 году они были сняты с эксплуатации, поскольку "Lufthansa" уже получила 11 новых A300B4-603. Еще два A300B4-605R с увеличенной дальностью полета были куплены в 1996 году. Все A300 были выведены из эксплуатации в 2008-2009 годах.
"Olympic Airlines". "Olympic Airways", переименованная в "Olympic Airlines" 12 декабря 2003 года, получила шесть A300B4-103 в 1979-1981 годах. В 1985-1986 годах два A300B2-1C были взяты в лизинг у "Airbus", а два усовершенствованных A300-605R были приобретены в июне 1992 и октябре 1993 годов в рамках программы расширения и модернизации самолетного парка компании. Эксплуатация этих машин завершилась в конце 2008 года.
"Iberia". Крупнейшая испанская авиакомпания стала вторым покупателем у "Airbus", выдав 14 января 1972 года заказ на четыре A300B4-103 и опцион на еще один самолет, ставший первым вариантом В4 с увеличенной дальностью полета. 28 декабря 1978 года "Iberia" снова заключила контракт с "Airbus" на покупку четырех A300B4-120, оснащенных двигателями Pratt & Whitney. Еще два A300B4-203, ранее принадлежавших "Orion Airways", были куплены испанцами 28 апреля 1989 года. Но к концу 2006 года все A300 были сняты с эксплуатации.
"Indian Airlines" стала шестым заказчиком у "Airbus", заключив 24 апреля 1975 года контракт на три A300B2-1C и опцион на еще три самолета. С 1 декабря 1976 года компания начала эксплуатацию аэробуса на своем основном маршруте, связывающем Бомбей, Дели, Калькутту, Мадрас и Бангалор. Пересмотр опциона и дополнительный заказ позволил увеличить парк лайнеров до восьми машин, последняя из которых была поставлена 7 августа 1980 года. Два новых A300B4-203 и два ранее принадлежавших "Lufthansa" A300B2-1C были куплены в 1982 году. Флот A300 "Indian Airlines" (две машины были потеряны в катастрофах) был расформирован в 2007 году, после слияния с авиакомпанией "Air India".
"China Airlines". После отмены первой сделки в июле 1980 года "China Airlines" заключила новый контракт на покупку пяти A300B4-220 с двигателями Pratt & Whitney. Позднее был выдан опцион на дополнительные самолеты. Эксплуатация первого A300 началась 1 августа 1982 года на линии Тайпей-Манила-Тайпей. С сентября 1989 по декабрь 1992 годов "China Airlines" приобрела шесть новых A300B4-622R, позднее добавив к ним еще восемь. Два лайнера были потеряны в катастрофах в 1994 и 1998 годах, а полностью эксплуатацию машин этого типа авиакомпания завершила в конце 2008 года.
"China Eastern Airlines". Авиакомпания "Civil Aviation Administration of China" (CAAC) заказала у "Airbus" лайнеры для своего шанхайского подразделения, которое в ходе изменения структуры китайской гражданской авиации превратилось в компанию "China Eastern Airlines". С ноября 1989 по июль 1995 годов она получила 10 A300B4-605R, которые использовались как на внутренних, так и на международных линиях. В 2008 году компания продолжала эксплуатацию семи лайнеров модели -600R. Авиакомпании "China Northern Airlines" и "China Northwest Airlines" также приобрели лайнеры у "Airbus", с октября 1992 года начав полеты на восьми A300B4-622R и пяти A300B4-605R, соответственно.
"American Airlines" стала первым заказчиком A300-600R с увеличенной дальностью полета, заключив 2 марта 1987 года контракт на покупку 25 самолетов, увеличив впоследствии их количество до 35. Первый из этих лайнеров, оснащенных двигателями General Electric CF6-80C2A5, был поставлен компании в мае 1988 года, а последний, 35-й, A300 - в феврале 1993 года. В конце 2008 года A300 все еще активно эксплуатировались "American Airlines", парк которой насчитывал 23 машины.
"Saudi Arabian Airlines". 12 декабря 1980 года компания заключила контракт на покупку усовершенствованных A300B4-620 с двигателями JT9D-7R4H1. Но еще в ноябре того же года она взяла в лизинг два A300B2-103 у "Korean Air", чтобы удовлетворить первоочередные потребности. Все 11 лайнеров были поставлены в 1984 году, а их эксплуатация завершилась в конце 2008 года.
"Thai Airways International". "Thai International" выдала заказ на два A300B4-2C 15 апреля 1977 года. Последующие заказы позволили увеличить парк компании до восьми A300B4-2C и четырех A300B4-203, последний из которых был поставлен в марте 1985 года. Флот аэробусов постоянно рос - до октября 1993 года "Thai Airways" получила еще шесть A300B4-601, два A300B4-605 и восемь A300B4-622R. Еще пять A300B4-622R были поставлены к концу 1998 года. В январе 2009 года парк компании насчитывал 17 машин модификации -600/-600R.
"Japan Air System". Компания "Тоа Domestic Airlines" (TDA) - позднее переименованная в "Japan Air System" - 21 мая 1979 года разместила заказ на шесть A300B2K-3C с улучшенными летными характеристиками, специально оснащенными закрылками Крюгера. В том же году заказ увеличили до девяти машин. Семь подержанных A300B4-203 и один A300C4-203 (ранее принадлежавших "Libyan Arab Airlines") были поставлены в 1987-1991 годах. Заказ и опцион на 17 A300-622R, число которых затем увеличили до 19, были размещены 30 марта 1989 года. В ноябре 2001 года JAS объединилась с "Japan Airlines" (JAL), став ее дочерним подразделением "Japan Airlines Domestic". JAD вошла в состав JAL в октябре 2006 года, и JAL унаследовала флот из 22 A300-600R.
"Korean Air". Южнокорейская национальная авиакомпания 5 сентября 1974 года подписала контракт на поставку шести A300B4-103. Позднее были заказаны еще один A300B4-103, один конвертируемый A300C4-203 и 11 октября 1985 года - два грузовых A300F4-203. Затем компания начала приобретать самолеты с двигателями Pratt & Whitney, первыми из которых стали несколько A300B4-620 и -622. А 11 марта 1988 года был выдан заказ на 16 A300-622R. В августе 2009 года в парке компании имелось восемь A300-600R.
"Kuwait Airways" изменила свой опцион на три A310 на конвертируемые A300C4-620, став первым покупателем самолетов этой модификации. Однако 2 августа 1990 года все три машины были захвачены иракцами и перегнаны в Багдад, где две из них 15 февраля 1991 года были уничтожены авиацией союзников в разгар операции "Буря в пустыне". Оставшийся самолет вернулся в Кувейт в сентябре 1990 года, и в 1993-1994 годах к нему присоединились еще пять A300B4-605R, оснащенных двигателями General Electric. На лето 2009 года в парке авиакомпании насчитывалось пять A300-600.
"EgyptAir". Основной египетский авиаперевозчик стал крупным оператором лайнеров концерна "Airbus" с весны 1977 года, когда взял в лизинг два A300. А 29 апреля 1979 года компания выдала заказ на три A300B4-203 и опцион еще на четыре машины, выкупленных позднее. В дальнейшем египтяне заказали еще восемь самолетов. Поставки лайнеров растянулись на три года, первый из них прибыл в Каир в сентябре 1980 года. Десять лет спустя "EgyptAir" получила девять усовершенствованных A300-622R. В конце 2008 года, во флоте компании имелись два A300-600F и два A300B4-200F (грузовые варианты).
"South African Airways". SAA стала первым покупателем аэробусов на Африканском континенте, разместив 4 сентября 1975 года заказ на четыре A300B2K. Машины этой модификации унаследовали закрылки Крюгера от A300B4, позволявшие улучшить их летные характеристики в условиях жаркого климата. Весь парк A300 был оснащен ТРДД CF6-50C и постепенно расширялся - были куплены два A300B4-200, один конвертируемый A300C4-200 и A300B4-200, ранее принадлежавший "Singapore Airlines". Ныне все самолеты сняты с эксплуатации.
"FedEx Express". Крупнейшая в мире компания по срочной доставке грузов разместила первый заказ на 25 грузовых A300F4-600R 3 июля 1991 года. Позднее последовал заказ еще на 36 машин. Первый самолет прибыл к терминалу "FedEx" в Мемфисе в апреле 1994 года, а последние машины были поставлены в 1999 году. К сентябрю 2009 года "FedEx" располагала флотом из 71 грузового A300-600F.
16 мая 2000г.: министр обороны Великобритании Джефф Хун объявил о контрактах на закупку военной техники на общую стоимость свыше 5 млрд фунтов. В их число вошли контракт на закупку 25 тяжелых ВТС A400M (фото) и соглашение о лизинге четырех ВТС Boeing C-17 Globemaster III. Кроме того, 1 млрд фунтов был выделен на разработку и закупку англо-германских ракет "воздух-воздух" Meteor для истребителей Eurofighter.
В годы холодной войны лишь немногие лайнеры западного производства использовались авиаперевозчиками по ту сторону "железного занавеса". На снимке один из трех Viscount Series 800 польской авиакомпании LOT, купленных у "British United Airways" в 1962 году.
В 1980-х годах компания "British Air Ferries" была одним из самых крупных операторов Viscount. Каждый из ее 16 Viscount 802/806 был приспособлен для перевозки или 76 пассажиров, или 7,5 т груза. Самолеты использовались как на чартерных, так и на регулярных линиях в Англии и континентальной Европе. Компания, сменившая в 1993 году название на "British World Airways", продолжала эксплуатацию этих машин до 1998 года.
В 1980-х годах на рынке авиатехники появилось много подержанных Viscount. В 1985 году компания "Euroair" приобрела этот самолет, ранее принадлежавший BEA, и затем сдала его в лизинг "Tunisavia". Пять месяцев спустя машина была перепродана "British Air Ferries".
Шесть последних построенных Viscount 843 предназначались для китайской государственной авиакомпании "Civil Aviation Administration of China". Самолет B-404 был сфотографирован в аэропорту Пекина в 1970-х годах.
Разместив первый заказ в мае 1956 года, германская государственная авиакомпания "Lufthansa" получила с октября 1958 по апрель 1959 годов в общей сложности девять Viscount 814. Еще два самолета были поставлены в 1961 году. Самолет на снимке, первый из поставленных, прожил долгую жизнь в небе и использовался авиакомпаниями Великобритании, Швеции и Гамбии вплоть до снятия с эксплуатации в 1991 году.
Этот самолет Series 807, получивший имя "City of Christchurch", был одним из пяти Viscount, принадлежавших "New Zealand National Airways Corporation". Компания эксплуатировала эти машины в 1959-1975 годах в основном на местных авиалиниях. Случай весьма необычный для истории Viscount, когда самолеты всю свою жизнь прослужили у одного оператора.
"Trans-Australia Airlines" была одним из первых операторов Viscount, заказав самолеты Type 720, оснащенные дополнительными топливными баками, установленными с внешней стороны гондол двигателей. Позднее эта компания приобрела машины Series 810.
Три Viscount 838, приобретенных правительством Ганы, осенью 1961 года были переданы авиакомпании "Ghana Airways". Этот самолет, получивший регистрационный номер XT661, в 1965-1989 годах использовался британским Королевским авиационным исследовательским институтом (RAE).
Самолет G-AOYV служил прототипом для последней модификации V.810 и был окрашен в цвета первого покупателя, компании "Continental Airlines". Последняя приобрела 14 машин, эксплуатация которых велась в 1958-1967 годах. Прототип остался в собственности фирмы-изготовителя и был оснащен системой разбрызгивания жидкости и хвостовым оперением лайнера Vanguard для сертификации противообледенительной защиты.
"Northeast Airlines" приобрела часть самолетов, не выкупленных "Capital Airlines", которые получили обозначения 798D. В 1958-1963 годах компания эксплуатировала в общей сложности 10 таких машин.
Компания "Middle East Airlines" взяла в аренду четыре Viscount 700 в 1955 году. Успешный опыт эксплуатации заставил оператора обзавестись еще шестью самолетами: три взяты в лизинг у дочерних компаний BOAC и еще три построены.
"South African Airways" получила в 1958-1959 годах семь Viscount 813, приспособленных для перевозки 56 пассажиров. Представленный на снимке самолет ZS-CDT, названный "Blesbok", был первым в этой партии. Он снят во время испытательного перелета с завода "Vickers-Armstrong" в аэропорт Борнмута.
Компания "Capital Airlines" стала крупнейшим зарубежным покупателем Viscount, заказав 60 машин на сумму 67 млн долларов. Никогда ранее зарубежный производитель авиатехники не получал столь крупного заказа от американской авиакомпании. Однако "Capital Airlines" столкнулась с финансовыми проблемами и в 1961 году была поглощена компанией "United".
Одним из первых зарубежных операторов была компания "Misrair-Egyptian Airlines", получившая в декабре 1955 года три новых (на снимке) и два подержанных самолета Series 739. Одна из машин была уничтожена во время налета британских Королевских ВВС на каирский аэропорт Алмаза в 1956 году.
Компания "Icelandair" купила два Viscount 759D у "Hunting Clan Air Transport" в 1957 году. Самолет на снимке в апреле 1963 года потерпел катастрофу над норвежским островом Несой на подходе к аэропорту Осло. Оставшийся Viscount продолжал исправно нести службу до мая 1970 года, когда он был списан и разделан на металл в Рейкьявике.
Несколько Viscount, ранее принадлежавших "Capital Airways", в 1963 году были куплены базировавшейся на Гавайях компанией "Aloha Airlines". Эти машины использовались как на местных авиалиниях, так и для полетов на материк вплоть до 1971 года.
В начале 1975 года "Cyprus Airways" взяла в аренду несколько Viscount 813 компании "British Midland Airways", чтобы удовлетворить возросший спрос на Средиземноморском рынке летних перевозок. Осенью самолеты были возвращены владельцу.
Построенный как Series 808 для авиакомпании "Aer Lingus", этот самолет, позднее получивший регистрационный номер G-BBDK, затем был переделан в вариант Series 808C "Freightmaster" с грузовым люком по левому борту для британской компании "Air Bridge Carriers".
Сформированный в конце 1944 года, 102-й полк базировался на острове Кюсю. В апреле 1945 года он был брошен в бой над Окинавой, атакуя высаживающихся американцев, для которых этот остров был последним этапом перед высадкой в Японии.
Ki-84-I-Ko. Ранее, во время обороны Окинавы, 74-й сентай летал на истребителях Ki-43 и Ki-44. К лету 1945 года это подразд* ление, перевооружившись на Ki-84, действовало с аэродрома Нарухатсу, обеспечивая ПВО Японских островов.
Ки-84 из первой производственной серии. Обратите внимание на "раннюю" форму выхлопных патрубков и руля поворота
Хотя Hayate был, прежде всего, чистым истребителем, но на держателях под крылом он мог нести две 250-кг бомбы для ударов по наземным целям.
Этот Ki-84-Ia был захвачен неповрежденным американцами и прошел у них интенсивные испытания. В 1973 году машину вернули в Японию для показа. Отличительными особенностями истребителя были индивидуальные выхлопные патрубки и маслорадиатор в обтекателе под капотом двигателя.
Этот захваченный полуразрушенный Ki-84-Ia нес китайские опознавательные знаки. Машина раньше принадлежала 22-му сентаю, первым опробовавшему Hayate в бою.
Проведенные американцами испытания этого Ki-84-Ia, ранее принадлежавшего 11-му полку, подтвердили, что машина является превосходным истребителем, способным на равных бороться с авиацией союзников.
Этот Type 130A Bombay Mk l в 1940-1941 годах состоял на вооружении базировавшейся в Египте 216-й эскадрильи RAF. На самолетах Type 130A использовалось хвостовое оперение новой конструкции.
Bristol Bombay
Один из первых Handley Page O/400 (№ 1463) совершил посадку в 19 км за линией фронта 1 января 1917 года после того, как экипаж заблудился в облаках над Францией. Самолет был захвачен и испытан немцами. В число испытателей входил знаменитый ас, барон Манфред фон Рихтгофен.
Размеры O/400 доставляли много проблем экипажу и техникам. Для обслуживания двигателей и верхнего крыла требовались длинные лестницы. Экипаж попадал в самолет через люк в полу носовой части самолета, украшенный грозной надписью "Берегись винтов".
Инженеры "Handley Page" позируют у первого V/1500 B9463 в Криклвуде вскоре после завершения его сборки в апреле 1917 года. Первый полет машины состоялся 22 мая.
V/1500 F7140, один из претендентов на приз газеты "Daily Mail" в 10000 ? за трансатлантический перелет (который выиграли Алкок и Браун на Vimy), в полете над США осенью 1919 года. Для перелета через Атлантику F7140 оснастили баками емкостью 9092 л. После проигрыша F7140 отправили в Нью-Йорк для проведения демонстрационных полетов.
Первый Scout F имел обтекаемые обводы носовой части, чему способствовало размещение радиатора под фюзеляжем.
Пилот Badger сидел прямо под центропланом верхнего крыла, в задней кромке которого был сделан полукруглый вырез для головы.
Этот Type 26 Pullman, принадлежавший Военно-воздушному комитету (Air Board), в 1920 году проходил испытания в Мартлешем Хит.
Type 28 Tourer с закрытым фонарем над задней кабиной, в которой за счет небольшого расширения могли разместиться два пассажира.
Двух-трехместные "Туэрэры" являлись коммерческими модернизациями тяжелых истребителей "Бристоль" F.2B "Файтер".
Первоначально Type 62 имел две пары расположенных тандемно основных стоек шасси, причем тормозами были оснащены только колеса задней пары.
G-EBOC с окрашенным в черный цвет фюзеляжем и серебристыми крыльями был одним из первых Advanced Trainer усовершенствованной модификации Type 89А. Из всех потерянных самолетов этого типа пять машин стали жертвами столкновений в воздухе над Филтоном.
Увеличив поперечное V крыла и немного отклонив ось тяги двигателя, Барнуэлл сумел существенно улучшить устойчивость и управляемость Bloodhound.
AFTER 25,074 MILES: The Bristol "Bloodhound" in which the "Jupiter" was installed for the endurance tests. This machine, although some three years old, is still going strong, and it is interesting to record that it is the prototype of the latest "Bloodhounds."
12 мая 2000г.: поднялся в воздух первый самолет Hawk Mk 127, построенный для Австралии.
Браун сажает прототип Sea Mosquito TR.Mk 33 (фактически - FB.Mk VI LR359, оснащенный посадочным крюком) на палубу авианосца "Индифетигейбл", 25 марта 1944 года.