Bristol Jupiter-Fighter / Advanced Trainer
Варианты:
Bristol - Jupiter-Fighter / Advanced Trainer - 1923 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1923


Двухместный учебный самолет
Описание:
Bristol Type 76 Jupiter-Fighter и Type 89 Advanced Trainer
Flight, July 1923
Gothenburg International Aero Exhibition 1923
Фотографии

Bristol Type 76 Jupiter-Fighter и Type 89 Advanced Trainer

Фирма "Bristol" желала создать дешевый самолет для демонстрации потенциальным покупателям своего двигателя Jupiter. Было предложено использовать модифицированный планер истребителя F.2B, и в январе 1923 года Уилфред Рейд, ставший главным конструктором после ухода Фрэнка Барнуэлла, одобрил это решение. Выгоды, которые сулила такая дешевая конверсия, были очевидны, и фирма решила построить один экземпляр такого самолета, получившего обозначение Type 76 Jupiter-Fighter, для участия в авиационной выставке в Швеции, которая должна была открыться в июле 1923 года.
   Переделка планера истребителя в Jupiter-Fighter завершилась в апреле 1923 года. Компания тут же начала работы по переделке второй машины, и было принято решение начать работы по третьей с таким прицелом, что, пока первый самолет будет проходить официальные испытания, второй и третий экземпляры будут продемонстрированы на двух выставках в Швеции. В июне "Bristol" решила использовать третью машину для испытаний Jupiter при работе на спирту и сравнить полученные результаты с аналогичным мотором, оснащенным турбонагнетателем, который был установлен на самолете Bristol Seely.
   Первая машина поднялась в воздух в июне 1923 года. Ее максимальная скорость составляла 216 км/ч. Было ясно, что из-за малого запаса топлива и плохого обзора из кабины пилота у самолета мало шансов использоваться в качестве истребителя, но зато он идеально подходил для демонстрации возможностей двигателя Jupiter. Второй Jupiter-Fighter был продемонстрирован в статической экспозиции в Швеции. Он не имел вооружения, но зато был оснащен элеронами нового типа, разработанными одним из инженеров "Bristol" - Лесли Фрайзом. К началу летных показов прибыла первая машина, которая произвела на зрителей впечатление своей высокой скороподъемностью и маневренностью.
   Швеция решила приобрести самолет при условии, что он пригоден к эксплуатации в условиях суровой шведской зимы. Второй Jupiter-Fighter, после оснащения его обогревателем карбюратора и лыжным шасси, в ноябре 1923 года был отправлен в Лапландию. Хотя эксплуатация двигателей в условиях крайнего Севера затруднена из-за замерзания масла, двигатель Jupiter завелся без проблем после того, как самолет простоял на открытом воздухе при температуре -20 "С, заправленный обычным бензином и арктическим маслом. Шведское правительство приобрела эту машину, которая оказалась настоящим долгожителем среди всех Jupiter-Fighter и прослужила до 1936 года.
   Первый Jupiter-Fighter разбился в ноябре 1923 года после того, как на высоте 6095 м у него отказал мотор. Третий самолет, взлетевший в марте 1924 года, был оснащен двигателем с высокой степенью сжатия, способным работать на двух видах топлива. В центроплане верхнего крыла размещался бак со спиртом, который использовался при взлете. Достигнув высоты, на которой можно было не опасаться детонации, пилот переключал двигатель на обычный бензин. Соответственно Jupiter имел два отдельных карбюратора для каждого вида топлива. Вскоре Министерство авиации решило отказаться от использования двухтопливных систем, во-первых, из-за проблем с коррозией баков, а во-вторых, из-за более многообещающих результатов, полученных при использовании турбонаддува.
   Успех Jupiter-Fighter подтолкнул "Bristol" к разработке самолета для повышенной летной подготовки - Type 89 Advanced Trainer.
   При этом мощность двигателя Jupiter была снижена до 290 л.с. (216 кВт) для сокращения страховых выплат, резко возраставших, если мощность силовой установки превышала 300 л.с. (224 кВт). Первый такой самолет, оснащенный двигателем Jupiter III, взлетел 14 апреля 1924 года. К этому времени практически завершилась постройка второго Advanced Trainer, а еще две машины находились в разной стадии готовности.
   Advanced Trainer имел элероны типа Фрайз и новую конструкцию вертикального оперения. С учетом решаемых задач и более мощной силовой установки уровень аварийности Advanced Trainers оказался значительно выше, чем у самолетов первоначального обучения. Advanced Trainer использовался авиашколой резерва в Ренфрю до 1930 года.
   Начиная с десятой машины, поставленной в октябре 1926 года, самолеты выпускались в усовершенствованном варианте Type 89А Advanced Trainer, отличавшемся усиленной конструкцией фюзеляжа. Десять и еще три самолета Type 89А были построены для школ в Филтоне и Ренфрю, соответственно. В Ренфрю из запасных частей был собран последний самолет этого типа. Все машины из Ренфрю были оснащены двигателями Jupiter VI, а на самолеты из Филтона устанавливались оказавшиеся лишними моторы Jupiter IV, которые были дешевле и могли обслуживаться производителем на месте. Самолеты из Филтона использовались как для обучения, так и для проведения экспериментов. Последний из них был списан только в апреле 1933 года после того, как авиашкола стала использовать учебный вариант Hawker Hart.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bristol Type 89 Advanced Trainer

   Тип: двухместный учебный самолет
   Силовая установка: один радиальный двигатель Bristol Jupiter IV (DR) или VI (DR) мощностью 320 л.с. (239 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 177 км/ч на оптимальной высоте; дальность полета 547 км
   Масса: пустого 1055 кг; максимальная взлетная 1474 кг
   Размеры: размах крыла 11,96 м; длина 7,62 м; высота 2,90 м; площадь крыла 37,625 м2

Flight, July 1923

Gothenburg International Aero Exhibition 1923

THE MACHINES

Bristol Aeroplane Company, Ltd., Filton, Bristol

   ONE of the machines which achieved considerable merit during the Great War in the service of the British Air Force, and which even today is to be found in large numbers on the active list, both in the British Air Force and in various foreign services, is the Bristol Fighter, type F.2B. This machine undoubtedly fulfilled the exact requirements for which it was designed - general fighting, bombing, and reconnaissance duties - and its quality of performance was only limited by the performance of the engines available at the time of its use. The engine with which it was then fitted was the 260 h.p. Rolls-Royce "Falcon," and it must be admitted that this combination left little to be desired. Since that time, however, considerable development has taken place in aero-engines, and higher powers and better performance with aero-engines is now available. In this connection the success attained by the 400 h.p. Bristol "Jupiter" engine is well known; it is not surprising, therefore, that the Bristol Company have considered the question of adapting the already famous "Fighter" aeroplane for a renewed period of successful activity.
   The result of this "monkey gland grafting" experiment has, we understand, given very satisfacory results, and the "F.2B" has not only been entirely rejuvenated, but it is now livelier than ever! One of these machines is being shown at the Gothenburg Exhibition, in addition to the "Jupiter" engine itself, the "Lucifer" engine and the Bristol gas starter.
   From the accompanying illustration of the new "F.2B" it will be seen that the Bristol Company have succeeded in making an extremely fine job of this new installation, and the "Fighter" - always, to our way of thinking, a very pretty and business-like looking machine - has, if anything, improved in appearance, as well as in performance.
   As regards the general design and construction of the Bristol "Jupiter-Fighter," inasmuch as the original "F.2B" is so well known - to most of our readers, at any rate - and as we are somewhat restricted as to space in this review of the Exhibition, it should suffice if we briefly set forth its principal features.
   The outstanding features, perhaps, are to be found in the design of the fuselage and the arrangement of the wings. The fuselage is of rectangular section tapering at the rear to a horizontal knife-edge, thereby enabling the various tail members to be brought down low, out of the way of the gun. The top of the fuselage is kept flat for this purpose, also. In order to bring the position of the pilot and the gunner as high as possible in relation to the top plane without increasing the depth of the fuselage, the lower plane is not, as is usually the case, attached direct to the bottom of the fuselage, but runs right underneath some distance below. The wings, in this case, are attached to a small lower centre section, secured to the fuselage by short struts, or brackets. This arrangement, of course, necessitates a slight modification in the orthodox type of undercarriage, but the difficulty, as may be seen from the illustration, has been very neatly overcome.
   Thus the pilot and gunner both have an excellent range of vision according to their respective requirements. The pilot is situated forward, immediately aft of the top plane rear spar, while the gunner, with his gun mounting, sits just behind.
   The performance, dimensions, etc., of the "Jupiter-Fighter" are :- Speed at ground level, 133 m.p.h.; at 10,000 ft., 129 m.p.h.; at 15,000 ft., 120 m.p.h., and at 20,000 ft., 105 m.p.h. Rate of climb to 6,500 ft., 10,000 ft., 15,000 ft. and 20,000 ft., come out at 5, 8 1/4, 14 1/2, and 27 1/2 mins. respectively. The service ceiling is 22,500 ft.
   Span, 39 ft. 3 ins.; chord, 5 ft. 6 ins.; overall length, 25 ft.; weight empty, 1,860 lbs.; weight fully laden, 3,350 lbs.; weight per sq. ft., 8-27 lbs.; weight per h.p., 8-4 lbs.
ADVANCED TRAINING MACHINE: This Bristol biplane with Bristol Jupiter engine is used at the Bristol Flying School for the advanced training of pupils, and as such is, perhaps, the highest-powered training machine in regular use. For school purposes, however, the speed of the Jupiter is cut down to a certain figure, so that the actual power normally developed when used in a school machine is not the full power of the engine.
The original Bristol Type 76 Jupiter Fighter G-EBGF, registered in August 1923. Its short life was ended on November 23, 1923 when its engine seized at a great height. Pilot T. W. Campbell escaped. Previously 'GF had been displayed in the new types park at that year's Hendon RAF Pageant. Note the spare propeller strapped to the fuselage.
The Bristol "Jupiter-Fighter," the latest version of the famous F.2B "Fighter," fitted with a 400 h.p. "Jupiter" engine.
В 1923 году планер F2B использовался для демонстрации потенциала мотора Bristol Jupiter. Три истребителя оснастили такими моторами мощностью 425 л.с. (317 кВт), один из них купили ВВС Швеции (фото). Из этого аэроплана создали также учебный биплан Model 89 Trainer. Собрали 23 машины, которые использовались в авиашколе Резерва в Филтоне.
G-EBOC с окрашенным в черный цвет фюзеляжем и серебристыми крыльями был одним из первых Advanced Trainer усовершенствованной модификации Type 89А. Из всех потерянных самолетов этого типа пять машин стали жертвами столкновений в воздухе над Филтоном.
A "Bristol" within the Arctic Circle: The Bristol Fighter, with Bristol "Jupiter" engine, starting for a flight at Kiruna aerodrome, Sweden. Note the ski undercarriage.
Landing on the Snow: The Bristol Fighter alighting at Kiruna after a trial flight.
A BRISTOL EVENT: Mr. C. F. Unwins flying "QT" during the meeting.
COMPETITORS AND JUDGES: The photograph shows Mr. H. Thomas, a director of the Bristol Aeroplane Company, and his son setting off from Filton for the Air Port at Whitchurch in a Bristol machine piloted by Mr. Campbell.