Мировая Авиация 142
-
Грузовики вывозят муку, доставленную в берлинский аэропорт Темпельхоф американскими самолетами C-54. В Тегеле был построен новый аэропорт, а жители Западного Берлина помогали разгружать самолеты.
Последний рейс в ходе операции "Vittles" был проведен с авиабазы Рейн-Главный 30 сентября 1949 года. На заднем плане над базой пролетают самолеты C-54 61-й транспортной группы ВВС США.
Этот истребитель CF-188 с полноцветной канадской эмблемой "Band-Aid" на киле летал в составе 433-й эскадрильи. Эмблемой части был несущий ракету дикобраз - персонаж мультфильма.
Этот самолет эскадрильи 410 "Cougar" был специально окрашен для празднования юбилея Департамента обороны Канады. На его правом киле нанесено изображение летчика-истребителя времен Второй мировой войны.
Даже с таким большим запасом топлива (во внутренних и внешних баках) самолету CF-188 своими силами трудно прикрыть бескрайние просторы канадской территории, и для увеличения его радиуса полета приходится использовать заправщик CC-130.
Звено из четырех истребителей CF-188 433-й эскадрильи, базирующейся на авиабазе Баготвиль, сбрасывает ИК-ловушки. Эта эскадрилья была франкоязычной частью, впервые получившей самолеты CF-188 в декабре 1987 года. Летом 2005 года ее объединили с 425-й эскадрильей.
Реактивные самолеты первого и последнего поколений в строю канадских ВВС. Реактивный самолет CT-133 Silver Star (на заднем плане) был основной учебной машиной до 1974 года; до недавних времен он применялся для обучения полетам по приборам, работе с аппаратурой связи и РЭБ.
Сцена, волнующая сердца всех австралийских энтузиастов авиации, - лайнер A380 компании QANTAS в строю с пилотажной группой австралийских ВВС Roulettes.
Для увеличения продолжительности полета и экономии топлива в зоне дежурства два двигателя Rolls-Royce Spey могут быть отключены, а тяга двух других понижена. На четырех двигателях Nimrod имеет самую высокую скорость полета из всех самолетов морской разведки.
В эпоху холодной войны главной задачей самолетов Nimrod был поиск советских подводных лодок в своей зоне ответственности, к северу от Великобритании. Он оставался частью их задач до самого списания этих самолетов, хотя объем поисков существенно сократился.
При обучении персонала для решения задач ПЛО на самолете Nimrod можно было использовать бортовой тренажер ACT-1 Mk 1 (Airborne Crew Trainer). Он состоял из одного блока управления с записанной на магнитной ленте программой моделирования образа подводных лодок в системе AQS-901 акустического детектирования и индикации. Это позволяло обучать экипажи практически в реальных условиях без расходования гидроакустических буйков.
Во время войны в Персидском заливе ряд самолетов Nimrod модифицировали для подвески контейнеров BOZ с дипольными отражателями и ИК-ловушками. Эти самолеты также получили ИК-систему переднего обзора (оборудование устанавливалось под правой консолью крыла) и установленный под обтекателем на стабилизаторе блок TRD (с буксируемой радиолокационной ложной целью).
Все четыре эскадрильи самолетов Nimrod базировались на авиабазе Кинлосс. Несмотря на стареющий планер, непрерывные модификации оборудования разного уровня помогли этой машине оставаться одним из самых боеспособных морских патрульных самолетов вплоть до его списания.
Систему COSPAS - SARSAT совместно разработали в 1982 году СССР, США, Франция и Канада. Теперь в проекте участвует гораздо больше стран, включая Британию. Шесть облетающих Землю по орбите спутников обеспечивают обзор всей поверхности земного шара для поиска и спасения терпящих бедствие. Спутники принимают любые радиосообщения на всех частотах и передают зту информацию на пункты локальной связи. Станция слежения за спутником локальной связи собирает эту информацию, которая затем передается в центр оперативного управления МСС. Центр оперативного управления МСС сортирует данные, проверяет их правильность и передает на соответствующий региональный центр оперативного управления RCC. Британская зона поиска и спасения SRR охватывает до 2,60 млн км2. Работа самолетов Nimrod и спасательных вертолетов координируется британским центром ARCC в Кинлоссе. При направлении к месту происшествия Nimrod может помочь, сбросив надувные шлюпки, продовольствие либо сигнальные ракеты, а также может патрулировать на месте бедствия для содействия другим средствам поиска и спасения, таким как вертолеты или спасательные суда. При координации операции спасения офицер-оператор (на фото) может принимать руководство на себя, контролируя ситуацию на экране дисплея.
Nimrod MR.Mk 2. На рисунке изображен самолет Nimrod с кодом XV248, когда он носил обозначение Nimrod MR.Mk 2P. Самолет входил в состав авиакрыла, размещенного на базе Кинлосс. Крыло состояло из трех эскадрилий (120-й, 201-й и 206-й) и объединяло самолеты данного типа. В начале 1990-х годов другие авиачасти, имеющие на вооружении самолеты Nimrod (42-я и 236-я эскадрильи) размещались в Сент-Маугене, но в 1992 году все они были перебазированы в Кинлосс, причем подразделение 236 OCU переименовали в 42(R). Nimrod MR.Mk 2 служили в британских ВВС вплоть до их списания в 2010 году. После аннулирования программы по созданию версии MRA.Mk 4 конкретные планы по их замене отсутствуют, хотя Великобритания может продолжать заказывать самолеты Boeing P-8 Poseidon, созданные на базе лайнера Boeing 737.
Nimrod MR.Mk 2
Британия сообщила о победе проекта Nimrod 2000 в конкурсе на новый морской патрульный самолет. Планировалось, что 21 самолет Nimrod будет модифицирован за два (фактически за 3,65) млрд фунтов стерлингов. Хотя проект создавался на базе существующего самолета, до 80% планеров были переделаны в связи с установкой "приспособленного для морских условий" турбовентиляторного двигателя Rolls-Royce BR710 Mk 101, совершенно нового крыла и систем БРЭО. В плохо продуманной и потреблявшей крупные суммы денег программе по созданию MRA.Mk 4 (как стало известно позже) возникли технические проблемы, поэтому в 2010 году эту программу
Ранние модификации "Ильи Муромца" отличались очень короткой носовой частью фюзеляжа, лишь слегка выступавшей перед крыльями. На этом снимке также хорошо видна конструкция бипланной коробки.
Февраль 1914г.: через месяц после своего первого полета "Илья Муромец" с 16 пассажирами на борту достиг высоты 2000 м, установив рекорд грузоподъемности, и сел на Корпусном аэродроме Санкт-Петербурга.
Хотя "Илья Муромец" стал первым в мире четырехмоторным бомбардировщиком, первоначально его разработали в качестве пассажирской машины. Его характерной особенностью была возможность прогулок отважных пассажиров по небольшой платформе с поручнями, установленной над фюзеляжем.
SIKORSKY "I.M." - 1914. Igor I. Sikorsky, the helicopter and flying-boat pioneer must also be remembered for his genius in designing and building seventy-three four-engined bombers of 102-ft. span between 1914 and 1918. Forty-three years ago Sikorsky, aided by (Lt.-Cdr.) G. I. Lavrov, conceived the "I.M." (" Ilya Muromets" or "Ilia Mourometz" - a tenth-century Russian hero) with an a .u.w. of 10,000 lb. The remarkable photo (right) shows the first "I.M ." landing on skis at Petrograd (Leningrad) in February 1914. The five crew were totally enclosed in a proper fore cabin, whilst rear compartments afforded sleeping and cooking facilities.
Re-named the "Kievskii" the first "I.M." - a.u.w. 10,000 lb., span 102 ft. - carried out the first Russian air bombardment against German positions, 15th February 1915. "Kievskii" finally crashed on 22nd May 1918. Initial power was four 100-h.p. Argus engines, later versions had 160-h.p. engines and a.u.w. 17,000 lb.
Несколько аэропланов "Илья Муромец" оснастили поплавками для полетов с озер. Однако установка поплавков значительно снизила скорость аэроплана.
"Илья Муромец" применялся для разведки и бомбометания. Два больших бензобака над верхним крылом обеспечивали этому самолету внушительную дальность полета.
Хотя "Илью Муромца", как и его предшественника, создали для перевозки пассажиров, в начале Первой мировой войны он легко преобразился в бомбардировщик. На этом снимке запечатлена одна из таких машине опознавательным знаком российских ВВС в виде трехцветного вымпела на борту фюзеляжа.
У этого аэроплана типа Г видна хвостовая пулеметная точка. Бомбардировщик "Илья Муромец" стал первым в мире самолетом с хвостовым стрелком.
A380-800. К январю 2009 года компания "Lufthansa" заказала 15 лайнеров A380. Из-за задержки производства первые поставки запоздали. 19 мая 2010 года авиакомпания получила, наконец, свой первый A380, который спустя три недели осуществил свой первый коммерческий полет из Франкфурта в Токио.
К концу 2010 года компания "Lufthansa" получила четыре из заказанных ею 15 лайнеров"Super Jumbo". С февраля 2011 года ее A380 начали летать в Нью-Йорк.
К началу 2011 года компания "Air France" получила четыре из 12 заказанных лайнеров A380. Предыдущий год оказался неудачным для A380, поскольку их полеты были временно запрещены из-за проблем с силовой установкой на основе двигателей Rolls-Royce Trent 900.
Компания "Air France" предложила новый маршрут на A380 - Париж-Вашингтон. Эти полеты начались 6 июня 2011 года.
Сцена, волнующая сердца всех австралийских энтузиастов авиации, - лайнер A380 компании QANTAS в строю с пилотажной группой австралийских ВВС Roulettes.
A380 компании QANTAS. В ноябре 2010 года самолет этой компании потерпел серьезную аварию двигателя.
Реактивные самолеты первого и последнего поколений в строю канадских ВВС. Реактивный самолет CT-133 Silver Star (на заднем плане) был основной учебной машиной до 1974 года; до недавних времен он применялся для обучения полетам по приборам, работе с аппаратурой связи и РЭБ.
Моноплан-парасоль LGL-32 традиционной для фирмы "Gourdou-Leseurre" конструкции имел прямоугольное крыло с парой параллельных подкосов по каждому борту, а также заново спроектированный киль с плавно изогнутой передней кромкой.
LCL-32Hy не заинтересовал военных, но 28 марта 1927 года он произвел сенсацию, установив мировой рекорд высоты для гидропланов.
The LGL-32Hy was a conversion of the original LGL-32 prototype as a fighter seaplane
Stirling Mk IV 295-й эскадрильи со свеженанесенными "полосами вторжения" взлетает 6 июня 1944 года с авиабазы Харуэл с планером Horsa на буксире.
Свой вклад в перевозки внесла и британская гражданская авиация. Одним из самых необычных его участников был Avro Lancaster Mk 3 с кодом C-AHJW, переделанный фирмой "Flight Refuelling Ltd" в летающий топливозаправщик. Он возил горючее для обеспечения работы коммунальных служб Берлина.
Эти три планера Go 242A-1 с различными схемами камуфляжа были сфотографированы в полете над южным участком Советско-германского фронта, 1942 год.
"Brisfit" оказался одним из наиболее долговечных британских аэропланов. Он не только безупречно служил во время Первой мировой войны, но и сыграл важную роль в охране Британской империи в межвоенный период. В конце 1920-х годов эти аэропланы модификации Fighter Mk IV со щелевыми предкрылками Handley Page и рулями направления с роговой компенсацией поставлялись в университетские учебные эскадрильи (на снимке показан экземпляр из Кембриджа).
Звено аэропланов F2B 22-й эскадрильи пролетает над аэродромом Вер-Галан около Ленз, апрель 1918 года. Основными задачами этой части были дежурство в воздухе и сопровождение бомбардировщиков.
50 серийных аэропланов F2A оснастили моторами Rolls-Royce Falcon I мощностью 190 л.с. (142 кВт). В боях участвовали только две эскадрильи (11-я и 48-я) на этих машинах. На снимке показан аэроплан из 48-й эскадрильи.
Затем пытались ставить 300-сильные моторы Hispano-Suiza 8F и Siddeley Puma в 240 л. с. (179 кВт) (фото), но серийный выпуск обоих вариантов затянулся. Последний мотор оказался труден в установке, пришлось переносить синхронный пулемет на левый борт.
Вскоре стало ясно, что серийное производство моторов Falcon III отстает от потребностей, и пришлось подыскивать иные варианты. Сначала установили рядный мотор Hispano-Suiza 8Ba мощностью 200 л.с. (149 кВт), однако он страдал от проблем с редуктором, в результате чего пришлось перейти на мотор Sunbeam Arab той же мощности. Этот двигатель также не смог реализовать свой потенциал из-за серьезных вибраций, поэтому с ним собрали всего 80 самолетов из первоначально заказанных 1800 машин.
В 1917 году F2B выбрали для серийного производства в США. Предназначенная для него силовая установка Liberty 8 оказалась неподходящей, однако семь аэропланов оснастили моторами Hispano-Suiza H и использовали в качестве прототипов версии XB-1A.
В начале 1920-х годов бельгийская фирма SABCA построила по лицензии несколько F2B с моторами Hispano-Suiza. Аэропланы были оснащены шасси с гидроамортизаторами.
Естественно, Франция стала основным заказчиком вертолетов Alouette II. Французская Армия (ALAT), ВВС, ВМФ и жандармерия приобрели до 400 таких машин. Основным потребителем стала ALAT, получившая 229 экземпляров.
Авиакорпус британской армии закупил 17 Alouette II под обозначением Alouette AH.Mk 2. Один экземпляр сохранили в летном состоянии для демонстрационных полетов по праздникам.
После Франции больше всего таких машин получила армейская авиация ФРГ - 267 вертолетов. Несколько машин испытывались с противотанковыми УР Nord SS.11.
Бельгийские Сухопутные войска приобрели почти 90 вертолетов Alouette II для связи, наблюдения и обучения пилотов. Первый аппарат SB.318B поставили в 1959 году, а версию SA.318C - в 1967 году. Бельгийцы списали их в 2009 году после замены на вертолеты Agusta A109 Hirundo.
Многие страны закупили вертолеты Lama для применения в горах. Они получили шасси на более высоких стойках для работы на неровной местности. В 2011 году Армия Пакистана продолжает применять свои вертолеты постройки фирмы "Aerospatiale".
Фотоснимок иллюстрирует эксплуатационную гибкость этого проекта - на все версии вертолета Alouette II можно было установить колеса, лыжи либо поплавки.
Канада стала самым большим импортером самолетов F/A-18, закупив с 1982 года 138 одноместных машин CF-188A и двухместных CF-188B. Однако из-за сокращения оборонного бюджета Канады парк истребителей CF-188 сократился.
В прежние времена в ВВС Канады было восемь эскадрилий истребителей CF-188. Ныне уцелело всего три. Хотя парк этих машин был безжалостно урезан, задач у них меньше не стало. В стратегии национальной обороны предусматривается, что к развертыванию в любой точке мира должны быть подготовлены две такие эскадрильи.
Sunderland принимали участие в Берлинском воздушном мосту (операция "Plainfare") в 1948 году. Эта летающая лодка Sunderland GR.Mk 5 из 201-й эскадрильи загружается на озере Хафель (Гавел) в Берлине перед обратным рейсом в Финкенвердер на Эльбе. Вывоз продукции из Берлина был важен для поддержки работы городской промышленности в обмен на поставки пищевых продуктов и горючего.
Одной из самых приметных особенностей проекта L-2 было огромное количество растяжек для его поплавков. После показа в Дании эти самолеты безуспешно предлагались военно-морским силам нескольких европейских стран.
Французский ВМФ отверг просьбы фирмы "Gourdou-Leseurre" установить на самолет GL-832 более мощный мотор на раннем этапе разработки машины.
Stirling Mk V из 196-й эскадрильи с кодом "ZO-H" изображен так, как он выглядел в начале 1946 года. Во время Второй мировой войны он летал на Дальнем Востоке, затем его эскадрилья возила авиапочту.
Самолет с кодом EF506 был одним из шести бомбардировщиков Stirling Mk III из партии в 150 машин, переделанных в стандарт Mk IV для Транспортного командования британских ВВС. Можно заметить снятую надфюзеляжную стрелковую установку и обтекатель на месте носовой турели. Хвостовую установку сохранили для обороны.
Удлиненная носовая часть была одной из внешних особенностей версии Mk V. В процессе эксплуатации коки воздушных винтов обычно снимали.
Транспортный самолет Mk V с кодом PK124/"Q", вероятно, из 46-й эскадрильи выруливает на стоянку в Маурипуре. В январе 1945 года бывшую истребительную эскадрилью № 46 переформировали в транспортную часть, регулярно доставлявшую грузы из Британии в Индию и на Цейлон.
Stirling Mk V мог перевозить пару джипов с прицепами либо один джип с шестифунтовым полевым орудием, прицепом, боеприпасами и расчетом. Они загружались "своим ходом" через большой грузовой люк в правом борту самолета.
Stirling Mk IV 295-й эскадрильи со свеженанесенными "полосами вторжения" взлетает 6 июня 1944 года с авиабазы Харуэл с планером Horsa на буксире.
Stirling Mk V 46-й эскадрильи проходит испытания в 1945 году. Хорошо видны коки винтов, иногда устанавливавшиеся вместе с вентиляторами системы охлаждения под капотами машин Mk V для предотвращения перегрева моторов.
Gotha Go 244B-1
Прототип самолета Go 149 разрабатывался для обучения летчиков-истребителей. Крыло было деревянным, а фюзеляж изготовлен из металла.
Прототип Go 150 с регистрационным кодом D-ERCQ. В 1938 году эта машина приняла участие в международных авиагонках во Франкфурте, а также в ряде попыток установления различных рекордов.
Крыло GL-2 поддерживали четыре подкоса, связанные друг с другом попарно дополнительными раскосами и растяжками.
The GL-2, or Type B was the first Gourdou-Leseurre fighter to enter production, the start of deliveries coinciding with the end of WW I.
Широко известный благодаря своему участию в авиагонках самолет Gee Bee летал в яркой красно-белой окраске с изображением игральных костей. Реплика этого аэроплана Model R-1 Super Sportster в настоящее время постоянно экспонируется в авиамузее Новой Англии в США.
В 1923 году планер F2B использовался для демонстрации потенциала мотора Bristol Jupiter. Три истребителя оснастили такими моторами мощностью 425 л.с. (317 кВт), один из них купили ВВС Швеции (фото). Из этого аэроплана создали также учебный биплан Model 89 Trainer. Собрали 23 машины, которые использовались в авиашколе Резерва в Филтоне.
Самолет Sportster Model E выглядел очень привлекательно, но был весьма дорог в эксплуатации. В условиях экономического кризиса 1930-х годов это оказалось очень серьезной проблемой.
Ряд самолетов 2-T-1 дожил в гражданском регистре США до XXI века. Многие из них, например, эта машина с мотором Warner, прошли серьезные модификации.
Несколько подфюзеляжных узлов подвески позволяют равномерно распределить груз. Для полетов в жару остекление кабины пилота может полностью сниматься.
Вертолет North American K-MAX применяется многими фирмами - например, "Scott Paper" (Алабама), работающей в заболоченных лесах далеко на юге, "Louisiana Pacific Corporation" и "Wescor Forest Products" (США) и "Midwest Вертолеты Winnipeg" (Канада). Фирму "Grizzly Mountain Aviation" из штата Орегон получила свой первый K-MAX в мае 1997 года.
Швейцарская фирма "Helog" - одна из немногих европейских компаний, применяющих вертолет Kaman K-MAX на лесозаготовках. Их также применяют фирмы "Heli Air Zagel" в Германии, "Rotex" в Лихтенштейне и "Wucher Helikopter" в Австрии.
Первый прототип аппарата K-MAX прошел испытания по подъему грузов на внешней подвеске и продемонстрировал способность поднимать связку бревен массой 2268 кг в лесистой местности, расположенной на высоте до 2438 м над уровнем моря.
Фирма "Erickson Air-Crane" из штата Орегон занимается перевозкой грузов. Она стала первым заказчиком вертолетов K-MAX. Эти вертолеты дополнили ее парк тяжелых машин S-64 Skycrane.
Летательные аппараты LE 1 и LE 2 развивали максимальную скорость до 92 км/ч и набирали высоту 800 м за 20 минут.
Этот гидроплан WD 1, первый из проектов серии WD фирмы "Gotha", ограниченно применялся в начале Первой мировой войны.
На WD 22 стояли четыре двигателя: два мотора Mercedes D.III вращали тянущие винты, а два мотора Mercedes D.I - толкающие.
Аппарат Grahame-White New Baby имел слабую конструкцию, столь типичную для того периода. Обратите внимание на элероны на верхнем и нижнем крыльях.
На аэроплане Type X использовались шасси с раздельными пирамидальными стойками, спаренными колесами и противокапотажными лыжами. Хвостовая часть аппарата опиралась на два костыля.
Аэропланы Type XV в британской морской авиации называли Type 1600. Этот индекс взяли от серийного номера прототипа Type XV (на фотографии), первым вставшего в строй британских ВМС.
Самолеты BG-1 в 1935 году поступили в эскадрилью VB-4M (позднее VMB-2), а в 1936-м - в эскадрилью VB-6M (позднее VMB-1). Обе авиачасти сохранили эти самолеты до 1940 года. В то же время несколько машин летало в составе эскадрильи VMS-1 (на фотографии).