Sud-Est Alouette II / SE.313 / SA.318 / SA.315 Lama     Франция, 1955
HAL Cheetah / Lancer     Индия, 1968
Страна: Франция
Год: 1955
Вертолет

Пятиместный вертолет общего назначения
Описание:
Aerospatiale SA 315B Lama
HAL Cheetah, Chetak и Lancer
Фотографии

Aerospatiale SA 315B Lama

Вертолет Aerospatiale SA 315B Lama разрабатывался согласно требованиям вооруженных сил Индии в 1968 году и предназначался для эксплуатации в условиях высокогорья и жары. Вертолет SA 315B Lama сочетает усиленную конструкцию модели Sud Alouette II и динамические системы модели Aerospatiale SA 316B Alouette III, в том числе и двигатель Artouste. Прототип вертолета SA 315 выполнил первый полет 17 марта 1969 года, французский сертификат летной годности был получен 30 сентября 1970 года. Наименование Lama вертолет получил в июле 1971 года.
   Уже на ранней стадии испытаний вертолет продемонстрировал отличные возможности по доставке крупных грузов на большие высоты. Во время демонстрационных полетов в индийских Гималаях вертолет SA 315B с экипажем из двух человек и запасом топлива массой 120 кг приземлился и взлетел с площадки, расположенной на высоте 7500 м над уровнем моря. Такое ранее не удавалось сделать ни одному вертолету в мире. 21 июня 1972 года вертолет Lama с одним пилотом на борту установил абсолютный рекорд высоты для вертолетов - 12 442 м. Выдающиеся высотные достижения машины в сочетании с проверенной и надежной конструкцией обеспечили ей успех на мировом вертолетном рынке. В 1971 году было заключено лицензионное соглашение с фирмой HAL о серийном производстве 5А 315B Lama в Бангалоре, Индия. Первый вертолет Lama индийской сборки поднялся в воздух 6 октября 1972 года. Вся партия была изготовлена до декабря 1972 года. Вертолеты Lama производства фирмы HAL были названы Cheetah. Они используются для выполнения самого широкого круга задач, включая коммерческие - перевозка людей и грузов, сельскохозяйственные работы. Военные вертолеты применяются для связи, наблюдения, аэрофотосъемки, перевозки раненых (в кабину помещается двое раненых на носилках и один санитар), а также выполнения других заданий. В поисково-спасательном варианте вертолет оснащается лебедкой грузоподъемностью 160 кг.

   Отличные высотные характеристики вертолета Lama сделали его особенно востребованным в условиях горной местности. На внешней подвеске вертолет способен транспортировать груз массой до 1 000 кг на высотах до 2500 м. Лыжное шасси позволяет монтировать прямо на полозьях либо колеса, либо поплавки, необходимые для взлета и посадки с водной поверхности. Иногда на полозьях монтируются баллонеты, используемые для аварийной посадки на водную поверхность.
   В 1978 году фирмы "Aerospatiale" и "Helibras" договорились о лицензионном производстве вертолетов SA 315B Lama в Бразилии, в результате появилась модификация HB-315B Gaviao, оптимизированная для ВВС Боливии. Эти вертолеты были приняты не только на вооружение ВВС Боливии, но и на вооружение ВМС Бразилии.
   Во Франции серийное производство вертолетов SA 315B прекратили в 1991 году, собрав в общей сложности 407 единиц. Построенными в Индии вертолетами вооружили в первую очередь эскадрильи (с 659 по 662) индийских ВВС, которые в 1987 году были переданы из ВВС в армейскую авиацию. В настоящее время фирма HAL выпускает модернизированный вариант Chetal, оснащенный современным приборным оборудованием и турбовальным двигателем TurbomecaTM 333 2М2. Вертолеты Lama остаются на вооружении в Аргентине (ВВС и армейская авиация) и Эквадоре (армейская авиация).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aerospatiale SA 315B Lama

   Тип: пятиместный вертолет общего назначения
   Силовая установка: один турбовальный двигатель Turbomeca Artouse IIIB мощностью 970 л. с. (мощность уменьшена до 550 л. с.)
   Летные характеристики: (с взлетной массой 2300 кг) крейсерская скорость 120 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 234 м/мин; практический потолок 3000 м; потолок на режиме висения (статический потолок) с учетом влияния земли 2950 м; статический потолок без учета влияния земли 1550 м; дальность полета 515 км
   Массы: пустого 1021 кг; нормальная взлетная 1950 кг; максимальная взлетная с нагрузкой на внешней подвеске 2300 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 11,02; длина фюзеляжа 10,26 м; высота 3,09 м; площадь, ометаемая несущим винтом 95,38 м2

HAL Cheetah, Chetak и Lancer

Под названиями HAL Cheetah и HAL Chetak компания "Hindustan" строит по лицензии вертолеты Aerospatiale SA 315B Lama и SA 316B Alouette III. В обоих случаях первые машины собирали из сделанных во Франции компонентов. Теперь они полностью строятся в Индии. Выпущено 238 экземпляров Cheetah и 339 вертолетов Chetak.
   Вертолеты Cheetah используются частями пограничной службы в обширных горных областях Северной Индии, где особо важны их высотные характеристики. Они также стоят на вооружении четырех подразделений ВВС Индии. Ряд машин продали Намибии. В 2009 году компания HAL заменила двигатель Cheetah на более мощный турбовальный двигатель Turbomeca TM333-2M2, использовавшийся на вертолете HAL Dhruv. Эту разработку назвали Cheetal ("олень").
   Chetak используются в ВВС Индии как учебные, легкие транспортные, санитарные, связные и патрульные вертолеты. Морские машины применяются в поисково-спасательных операциях, а также для ПЛО. Армейские машины способны бороться с танками, они оборудованы пилонами для четырех ПТУР. Вертолеты Chetak оснащаются новым турбо вальным двигателем TM333-2M2.
   В дополнение к этим двум базовым моделям компания HAL разработала вооруженную версию Chetah, названную Lancer. Кроме всего прочего, его оптимизировали для действий против партизан, непосредственной авиационной поддержки и антитеррористических операций. Он может нести два съемных контейнера, устанавливаемых над полозьями. В каждом из них имеется пулемет и три пусковые установки НАР.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   HAL Lancer

   Тип: вооруженный легкий многоцелевой вертолет
   Силовая установка: турбовальный двигатель Turbomeca Artouste IIIB постройки HAL, мощностью 542 э. л. с. (404 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 210 км/ч; максимальная скороподъемность 330 м/мин; практический потолок 6400 м; дальность полета 550 км; продолжительность полета 3 ч 30 мин
   Масса: максимальная взлетная 1950 кг
   Размеры: длина кабины 2,10 м; площадь диска несущего винта 95,38 м2 Вооружение: два контейнера, в каждом из которых установлен 12,7-мм пулемет и три 70-мм НАР
Естественно, Франция стала основным заказчиком вертолетов Alouette II. Французская Армия (ALAT), ВВС, ВМФ и жандармерия приобрели до 400 таких машин. Основным потребителем стала ALAT, получившая 229 экземпляров.
Авиакорпус британской армии закупил 17 Alouette II под обозначением Alouette AH.Mk 2. Один экземпляр сохранили в летном состоянии для демонстрационных полетов по праздникам.
После Франции больше всего таких машин получила армейская авиация ФРГ - 267 вертолетов. Несколько машин испытывались с противотанковыми УР Nord SS.11.
ВВС Чили используют вертолеты SA 315B Lama в качестве наблюдательных. Великолепные высотные характеристики вертолета делают его оптимальным для работ в условиях высокогорья.
Бельгийские Сухопутные войска приобрели почти 90 вертолетов Alouette II для связи, наблюдения и обучения пилотов. Первый аппарат SB.318B поставили в 1959 году, а версию SA.318C - в 1967 году. Бельгийцы списали их в 2009 году после замены на вертолеты Agusta A109 Hirundo.
Одним из малоизвестных летательных аппаратов, состоявших в послевоенные годы на вооружении армейской авиации Британии был вертолет Aerospatiale Alouette II. Большую часть своей карьеры данная машина провела на Кипре.
Вертолет Alouette II и его высотная версия Lama спасли много людей в горах, вывозя пострадавших альпинистов с мест, недоступных для любых других средств спасения.
Aerospatiale SA 315B Lama был одним из самых первых горноспасательных вертолетов и широко применялся как военными, так и гражданскими поисково-спасательными службами. Легкий планер в сочетании с мощным ТВаД Artouste IIIB обеспечивал высокую удельную мощность и позволял эксплуатировать вертолет в горах.
Многие страны закупили вертолеты Lama для применения в горах. Они получили шасси на более высоких стойках для работы на неровной местности. В 2011 году Армия Пакистана продолжает применять свои вертолеты постройки фирмы "Aerospatiale".
Вертолет HAL Cheetah приняли на вооружение Армия и ВВС Индии. На фотографии показан армейский вариант. Кроме того, было продано много разнообразных гражданских машин.
Lancer - вариант вертолета Cheetah постройки индийского концерна HAL, разработанный для борьбы с партизанами. Он может вооружаться ракетами и пулеметами. В конце 1990-х годов эти машины участвовали в боях с пакистанцами в ходе пограничных конфликтов в спорной горной области Каргил в Кашмире.
Alfa Helicopteros SA315B Lama CC-CGR, which was written-off in a crash in the Andes on February 9, 2008.
Alouette II 9218 (displaying its constructor’s number 1267) and Alouette III 19377 (carrying the ‘1’ prefix denoting an operational type) on the ramp at Beja.
S.14s L-13 and L-20 being prepared for flight while a RNLAF Alouette II gets airborne.
Хотя вертолет Lama является в первую очередь военным, его эксплуатируют многие гражданские кампания, особенно часто - для перевозки грузов на внешней подвеске в горах.
Aerospatiale SA315B Lama I-MURE (c/n 2509) with a rigid Bambi bucket prepares to depart for the fire on the mountain in the background.
Один из вертолетов "Хилер" UH-12E (???), захваченных биафрийцами в Харикорте.
Alouette II at Uga, 1969.
Вертолет Alouette II разбрасывает листовки над районом, занятым повстанческой группой "Демократические Силы Освобождения Руанды", 2008 год.
12 марта 1955г. Французская компания Sud Est испытала первый вертолет S. Е.3130, созданный на базе S. Е. 3120 и оснащенный газотурбинным двигателем Turbomeca Artouste тягой 269 кН. В следующем году машина получила сертификат, подтверждающий пригодность вертолета к эксплуатации.
SNCA du Sud-Est SE-3130 Alouette 2 with Turbomeca Artouste 11 made its first flight on 12th March at Buc. This new version is a five-seater; the Salmson-engined Mk.I was an "agricultural machine". Weight 2,980 lb.; ceiling 14,750 ft.; max. rate of climb 1,180 ft/min.; cruising speed 105 m.p.h.; duration 3 3/4 hrs. or 320 miles.
Легкий многоцелевой вертолет SE.3130 "Алуэтт II"
Разнообразнейшие задания в Алжире выполняли вертолеты Alouette II
Sud-Aviation SA 3180 Alouette Astazou (530 shp Turborneca Astazou II shaft-turbine)
Вертолет "Чита" армейской авиации Индии взлетает с ланкийской базы Вавуния
Aerospatiale/HAL SA 315B Cheetah.
GA 51 also operates Aerospatiale Lamas and the Brazilian-built Gaviao helicopters.
Sud Alouette II No. 201 "67-DU", one of four used by EH 1/67 "Pyrenees", on show at Cazaux
Sud-Aviation SE 3130 Alouette II, with external stretcher carriers, in British Army-service
Sud-Est Alouette II OO-SHV at Melsbroek/Zaventem in the mid-1960s. After operations with Sabena in Africa and Europe, it was sold to the Israeli Air Force in January 1968 and served with the latter’s 125 Sqn as “014”. It was finally withdrawn from service in May 1975.
One of the Sud Alouette IIs used by the Helicopter Conversion Unit at Ysterplaat.
Aerospatiale SA 315B Lama (Turbomeca Artouste IIIB turboshaft) in service with Avi-Alpi of Italy
Легкий многоцелевой вертолет SA.315 "Лама", на котором был установлен абсолютный мировой рекорд высоты
Picture shows Aerospatiale SA.315B Lama G-AZNI ol BEAS Helicopters - the U.K.'s largest agricultural operator - picking up an underslung bucket loaded with fertiliser for spreading on trees in Scotland
Aerospatiale SA 315B Lama
Aerospatiale SA 315B Lama demonstrating its ability to lift a 2,200 lb load
Aerospatiale SA 315B Lama operating as a flying crane in a mountain area
"Алуэтт" II
An AAC Alouette 2 parks the mortal remains of a Skeeter onto a lorry during a demonstration at the July 1960 Middle Wallop open day.
Aerospatiale SA 318C Alouette II Astazou.
Photograph showing a Sud Est S.E.3130 Alouette II in service with the Portuguese Air Force. Three have been ordered and carry the numbers 9201, '02 and '03.
Фотоснимок иллюстрирует эксплуатационную гибкость этого проекта - на все версии вертолета Alouette II можно было установить колеса, лыжи либо поплавки.
Aerospatiale SA 318C Alouette II Astazou, with optionally-available pneumatic float landing gear
Sud-Aviation SA 3180 Alouette II Astazou (360 shp Turbomeca Astazou IIA shaft-turbine)
Aerospatiale SE 313B Alouette II.