Fokker S.14 Mach-Trainer
Страна: Нидерланды
Год: 1951


Двухместный реактивный учебный самолет для углубленной летной подготовки
Описание
Фотографии
Fokker S.14 Mach-Trainer
  
  Проект Fokker S.14 Mach-Trainer занял свое место в истории авиации, став первым реактивным самолетом фирмы "Fokker" и первым серийным учебным самолетом на реактивной тяге.
  Цельнометаллический низкоплан S.14 оснащался турбореактивным двигателем Rolls-Royce Derwent с носовым воздухозаборником. Сопло находилось в задней части фюзеляжа, за смещенным назад относительно киля стабилизатором. Носовая стойка трехстоечного шасси убиралась вперед по полету в днище фюзеляжа, а главные стойки убирались в ниши крыла. Курсант и инструктор сидели бок о бок в катапультных креслах "Martin-Baker" под широким и выпуклым фонарем кабины, установленным перед крылом.
  Летчик-испытатель Гербен Зондерман совершил первый испытательный полет на S.14 19 мая 1951 года. Во втором полете стойка шасси подломилась, и прототип получил повреждения. Однако самолет восстановили и показали на авиасалоне в Париже в июне 1951 года.
  Королевские ВВС Нидерландов заказали серию из 20 машин S.14. Первый самолет впервые взлетел 15 января 1955 года. Прототип имел серийный номер K-1 и оснащался двигателем Derwent V. Серийным машинам с двигателями Derwent VIII присвоили серийные номера от LA до L-20.
  В 1955 году S.14 с кодом L-4 демонстрировался в США, но 20 октября того же года он разбился в Хейгерстауне, Мэриленд. Самолет L-8 принял участие в авиагонках Лондон - Париж, известных под названием "От арки до арки", так как они начинались у Мраморной арки Лондона и заканчивались у парижской Триумфальной арки. Последние два самолета S.14 были списаны 29 марта 1965 года и сданы в голландские авиамузеи.
  В 1953 году на прототипе K-1 двигатель заменили на Rolls-Royce Nene 3 тягой 22,68 кН. 24 октября 1960 года этот самолет получил гражданскую регистрацию PH-XIV и в дальнейшем использовался в голландской национальной лаборатории аэронавтики и космических исследований вплоть до сдачи на слом 4 марта 1966 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fokker S.14 Mach-Trainer

  Тип: двухместный реактивный учебный самолет для углубленной летной подготовки
  Силовая установка: турбореактивный двигатель Rolls-Royce Derwent VIII тягой 15,44 кН
  Летные характеристики: макс. скорость 730 км/ч; крейсерская скорость 570 км/ч; практический потолок 11200 м; дальность полета 965 км
  Масса: пустого оснащенного 3765 кг; максимальная взлетная 5350 кг
  Размеры: размах крыла 12,00 м; длина 13,30 м, высота 4,70 м; площадь крыла 31,80 м2
The KLu bought 20 S.14s, L-13 awaits another sortie.
S.14 L-20 during its days of KLu service.
L-20 is preserved in the RNLAF museum at Soesterberg's Kamp Zeist.
S.14s L-13 and L-20 being prepared for flight while a RNLAF Alouette II gets airborne.
PH-XIV inside one of Aviodome's storage hangars at Schiphol-Oost.
Will L-17 come back to life again?
The prototype quickly adopted pseudo-KLu colours with the serial 'K-1'.
Dubbed the 'Flying Plank', the S.14 was nevertheless of pleasing appearance.
The prototype, 'K-1', showing the three airbrakes deployed.
With the S.11 Instructor (right), Fokker was able to offer air forces a package of primary and jet conversion trainers. The S.11 - and the tri-gear S.12 - was a production success, including license manufacture in Brazil and Italy.
L-3 proving that while the Machtrainer was underpowered, it was no slouch.
На снимке второй или третий серийный экземпляр Mach-Trainer демонстрирует характерные для этого типа простые, но функциональные обводы.
S.14s L-2 and L-3 at altitude.
S.14 PH-XIV spent several years with the NLL, it is illustrated at Schiphol-Oost.
View of the instrument panel of PH-XIV and a part of the roomy cockpit with its ejection seats.
Machtrainer L-18 was displayed at Ypenburg until its demise in 1992.