Fokker F.27 Friendship
Варианты:
Fokker - F.27 Friendship - 1955 - Нидерланды
Страна: Нидерланды
Год: 1955


Транспортный самолет малой/средней дальности с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
Fokker F27 Friendship

  В конце Второй мировой войны компания "Fokker" потратила некоторое время на разработку концепции нового авиалайнера средней дальности полета. К проектным работам по самолету вместимостью 32 пассажира и с двумя ТВД Rolls-Royce Dart приступили в 1950 году. На стадии НИОКР самолет получил шифр P.275. В 1952 году в проект внесли изменения: несколько увеличили вместимость и доработали фюзеляж, сделав салон герметичным и придав ему круглое сечение.
  Самолет получил окончательное обозначение F27 Friendship. Первый из двух прототипов выполнил первый полет 24 ноября 1955 года с двумя двигателями Dart Mk 507. F27 Friendship - цельнометаллический моноплан с гермокабиной, убираемым шасси с носовой опорой, рассчитанный на перевозку 28 пассажиров. На втором прототипе установили ТВД Dart Mk 511, а фюзеляж удлинили на 0,91 м для размещения 32 пассажиров; первый полет выполнен 31 января 1957 года.
  В промежутке между первыми полетами двух прототипов "Fokker" договорилась с компаниями "Fairchild Engine" и "Airplane Corporation" из США о производстве и продажах самолетов в Северной Америке под обозначением Fairchild F-27.
  Первый серийный F27 постройки "Fokker" начали эксплуатировать в "Aer Lingus" в декабре 1958 года, но американская "Fairchild" несколько опередила головного разработчика - эксплуатация F-27 в авиакомпании "West Coast Airlines" началась на три месяца раньше. Американцы доработали салон под размещение 40 пассажиров, увеличили емкость топливных баков, предусмотрели размещение метео-РЛС в удлиненной носовой части фюзеляжа. Аналогичные изменения "Fokker" внедрила в производство позже. Первым серийным вариантом голландской постройки стал Fokker F27 Friendship Mk 100 (Fairchild F-27) с двумя ТВД Dart RDa.6 Mk 514-7 мощностью по 1715 л. с. За ним последовал Fokker F27 Friendship Mk 200 (Fairchild F-27A) с двумя ТВД Dart RDa.7 Mk 532-7R мощностью по 2140 л.с. Оба варианта в стандартной конфигурации перевозили 40 пассажиров, но в варианте эконом-класса могли брать на борт 52 пассажира. По желанию заказчика выполняли и эксклюзивные конфигурации салонов.
  Очередным серийным вариантом стал грузопассажирский Fokker F27 Friendship Mk 300 Combiplane (Fairchild F-27B) с силовой установкой, как у Mk 100, усиленным полом салона и большим грузовым люком в левом борту фюзеляжа перед крылом. Аналогичный Combiplane строился на основе Mk 200 под обозначением Fokker F27 Friendship Mk400, но эквивалента постройки компании "Fairchild" не существовало. Далее Fokker разработала удлиненный на 1,50 м вариант Mk 200 - F27 Friendship Mk 500. Поначалу перевозчики не проявили большого интереса к данной версии - лишь правительство Франции закупило 15 самолетов для "Postale de Nuit". Позже авиакомпаниям поставлялись Mk 500 в стандартной конфигурации на 52 пассажира и в экономическом варианте на 60 пассажиров. "Fairchild" спроектировала собственный удлиненный вариант FH-227.
  Последний серийный вариант Fokker F27 Friendship Mk 600 сочетал фюзеляж Mk 200 (без усиленного пола кабины) с грузовой дверью по типу Mk 300 и Mk 400 Combiplane. На Mk 600 предусмотрена быстрая замена пассажирского интерьера грузовым с монтажом роликовых направляющих.
  К другим серийным вариантам относятся военные F27 Friendship Mk 400M и F27 Friendship Mk 500M. Патрульный F27 Mk 400M и морской патрульный F27 Maritime (F27MPA) предназначены для патрулирования прибрежных акваторий, контроля за рыболовными промыслами, выполнения поисково-спасательных операций. Поздние серийные самолеты отличались кабинами с более современным приборным оборудованием и новым интерьером. К серийному производству привлекались французская "Dassault-Breguet", германская MBB и бельгийская SABCA.
  Производство продолжалось до 1987 года, когда на смену F27 пришел более совершенный Fokker 50. Всего построили 786 самолетов - 579 машин F27, 128 - F-27 и 79 - FH-227; в середине 1999 года в эксплуатации находились 444 самолета.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fokker F27 Friendship Mk 200

  Тип: транспортный самолет малой/средней дальности с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два турбовинтовых двигателя Dart RDa.7 Mk 532-7R мощностью по 2140 л. с.
  Летные характеристики: крейсерская скорость на высоте 6100 м - 480 км/ч; начальная скороподъемность 451 м/мин; практический потолок 8990 м; дальность с 44 пассажирами - 1930 км
  Масса: пустого 12148 кг; максимальная взлетная 20410 кг
  Размеры: размах крыла 29,00 м; длина 23,56 м; высота 8,50 м; площадь крыла 70,00 м2
  Полезная нагрузка: до 52 пассажиров, максимальная масса полезной нагрузки 4690 кг
The F27 Mk 100 EI-AKA "St Fintan" was the first production Friendship (c/n 10105), first flown as PH-FAA on 23 March 1958. It entered service with Aer Lingus at the end of 1958 and went to New Zealand after refurbishing by Fokker in 1966, for service with NZNAC and later Air New Zealand.
Пятый сошедший со стапеля F27 Friendship был передан "Aer Lingus" 19 ноября 1958 года. Самолет 100-й серии оснащался ТВД Dart 511 и находился в эксплуатации более 25 лет, летая на маршрутах компаний "NZ National Airways Corporation" и "Air New Zealand".
Fokker F27 Mk 500 (c/n 10532) made its first flight on 1 June 1976 and was delivered less than three weeks later to Ansett Airlines of New South Wales. It is depicted here in the revised livery of Air New South Wales some five years later.
Для Австралии авиационное сообщение - жизненно важная необходимость. Данный F27 Mk 500 в 1976 году был поставлен "Air New South Wales" (региональной дочерней компании "Ansett Airlines"), где эксплуатировался примерно 10 лет.
The Fokker F27 has emerged as the world's best-selling turboprop-twin to date, with a substantial proportion of the 700-plus built serving with regional operators. The example illustrated is a Mk 600RF in AirTanzania service.
Fokker 27 авиакомпании "Эйр Заир", который использовался ЦРУ для снабжения отрядов УНИТА. 13 марта 1975г. его уничтожили кубинские истребители во время налета на аэродром Гаго-Кутиньо
Fokker F27 Mk 300M, one of nine such versions acquired by the Koninklijke Luchtmacht (Royal Netherlands Air Force), together with three Mk 100s, in 1960-61. It was first flown in the civil marking PH-FBT and was later equipped as an ECM trainer. The insignia of No 334 Squadron (Motto: "Always and everywhere") is carried on the fin.
F27 Mk 400 6W-STB (c/n 10565) is one of six Friendships acquired by the Senegal Air Force in 1978 and since 1981, part of the Senegambia Air Force following the confederation between Senegal and Gambia. First flown on 14 October 1977, 6W-STB was named "Bargny".
The Finnish Air Force has three F27s. This Mk 400M is in service with its mixed transport squadron based at Utti. Note the large rear doors to permit paradrops - simultaneously from each side of the aircraft.
N777DG is a Fairchild-built F27J, depicted here in the livery of Pacific Alaska Airlines, a company formed in 1972 by Don Gilbertson - hence the registration suffix. This aircraft is no longer in service with the airline.
A long-time user of the F27 in the transport role, the Philippine Air Force has more recently acquired three F27MPA Maritimes, one of which is depicted with its pre-delivery Dutch civil marking PH-EXF.
The Servicio Aeronavale de la Marina Peruana (Peruvian Navy) operates two F27MPA Maritimes from its main base, Jorge Chavez, for maritime patrol duties.
Этот F27 Mk 600 был поставлен компании "Swift Aire" в 1980 году. В дальнейшем он сменил ряд владельцев, и карьера самолета завершилась аварией 22 декабря 1994 года в Боливии.
С 1981 года "Oman Aviation Services" заменила свои F27 Series 600, приобретенные у "Gulf Air", новыми F27 Series 500. Этот A40-FE, F27 Series 500, эксплуатировался до 1993 года.
Bonanza Air Lines was the first of the 13 permanently-certificated Local Service Carriers to retire its DC-3 fleet, replacing them with Fairchild-built F-27As. Reflecting the type’s Rolls-Royce Dart turboprop engines, Bonanza dubbed them “Silver Darts”. Here a pair await their next load at Ontario Airport, California, in 1965, LAX having been fogbound, hence the presence of the United DC-8 freighter in the background.
Парк компании "Scenic Airline" в 2001 году насчитывал два F27 Mk 500F, включая этот экземпляр, а также пару Mk 200 и один Mk 600. Один из самолетов Mk 200 и оба 500 были арендованы у "Canyon Leasing Inc". Авиакомпания отказалась от их использования в 2006 году.
В индонезийской ВТА сейчас летают голландские "Фоккеры", недавно получившие новую камуфляжную окраску.
Transport support is provided by Nr 334 Squadron at Soesterberg with F27M Troopships (one of which is illustrated) and F27 Friendships.
An F-27-100 Friendship of No 334 Sqn at Soesterberg
Fokker F-27 Mk 100 Friendship "FF-2" транспортной эскадрильи (Kuljetus lentalaivue) финских ВВС с авиабазы Утти.
The two F27-100s currently operated by the Transport Squadron under a six-year leasing arrangement with Kar-Air. Together with an F27-400M, these replaced the aged Douglas C-47s which fulfilled almost the entire Ilmavoimien logistic support commitment for two dozen years.
Iran originally purchased 25 F27 Mk 400M and Mk 600 transports, two of which went to the Army and four to the Navy. The Air Force converted four for target towing and relinquished two for civil use, and about 10 remain with two-and-a-half squadrons at Mehrabad, Shiraz and Isfahan.
F27 Maritime
Три испанских Fokker F27-200MAR (местное обозначение D.2) состоят на вооружении 802-й эскадрильи ВВС и используются для выполнения поисково-спасательных заданий, эскадрилья дислоцирована в Гандо, Гран Канария.
A Fokker F27-200MPA on a pre-delivery flight over the North Sea, prior to delivery to Spain's Ejercito del Aire for service with Escuadron 802 in the search and rescue role in the Canary Islands.
Fokker F27-200MAR D2-01 is seen on the apron at Cuatro Vientos on May 25, 2013, awaiting preparations for its transfer to the nearby Museo del Aire.
The F27 Maritime recently sold to Angola. After being displayed at Farnborough International 80 this aircraft - the most recent Maritime completed - was delivered in October 1980.
The first customer to receive examples of the fully-equipped F27 Maritime was the Peruvian Navy, which took delivery of the two aircraft illustrated here late in 1977.
 
В 1998 году над югом Англии проводился эксперимент по определению параметров погодной РЛС спутникового базирования, в котором были также задействованы германский Falcon 20 и французский ARAT Fokker F27 (на фото).
Переоборудованный из F-27, пожарный самолет Conair Firefighter был сертифицирован в 1986 году и боролся с пожарами во Франции и Британской Колумбии. Самолет мог брать на борт 6364 л огнегасящей смеси.
One of the first air-to-air photographs of the prototype Fokker F.27 Friendship, PH-NIV, shows to good effect the massive dorsal fin fillet and the compactness of the mid-mounted Rolls-Royce Dart 507 turboprops - each of 1.540 e.s.h.p. The first production model of this 28-36 passenger "DC-3 replacement" will be flying in 1957. This version will be powered by two 1,680 e.s.h.p. Dart 511s. The Fairchild Engine and Airplane Corporation intends to build the Friendship under licence in the United States . A production line of fifty is planned for the Amsterdam factory, two of which have already been ordered by K.L.M.-Royal Dutch Airlines.
Первый прототип Fokker F27 (PH-NIV) оснащался ТВД Dart 507 мощностью 1400л. с. и имел фюзеляж длиной 22,25 м. На втором прототипе двигатели и длина фюзеляжа были иные.
The Fokker Friendship offers a wonderful passenger view as well as Rolls-Royce Dart turboprop smoothness and speed.
24 ноября 1955г. В 1950 году фирма Fokker приступила к проектированию 32-местного пассажирского самолета, оснащенного двумя турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce Dart Turboprop. В результате был создан Fokker F27. Свой первый полет самолет совершил в 1955 году, а на авиалиниях появился в 1958 году.
First prototype of the Fairchild F-27 Friendship is now flying along with three other prototypes, which will be used for test purposes. The F-27 can carry 32-40 passengers according to the internal configuration.
Fairchild Hiller F-27J airliner (two 2,250 eshp Rolls-Royce Dart RDa.7 Mk 532-7 turboprop engines) in Pacific Airlines insignia
One of two new Fokker F.27 Friendships delivered to Air Tanzania on 1st December 1977. They join two F.27s already in service on the Tanzanian domestic network
First of two Fokker F.27 Mk.400Ms recently supplied to the "Golden Knights", the U.S. Army's demonstration unit. Livery is gold and black
Fokker-VFW F27 Friendship Mk 600 twin-turboprop passenger/cargo transport, in the insignia of Union of Burma Airways
The Philippine Air Force has recently taken delivery of this Fokker F.27 Friendship, which is to be used as a V.I.P. transport. The F.27, which bore the civil registration PH-FAM for ferrying to the Philippines, in addition to the Philippine Air Force insignia, sports the U.S.A.F.-style serial number 59-0259, and carries pylon-mounted long-range tanks.
Fokker-VFW F.27 Friendship Mk 400M twin-turboprop transport aircraft in the insignia of the Imperial Iranian Air Force
Nr 334 Squadron operates F27 Friendships and F27M Troopships from Soesterberg, two of these transports being seen below (F27M in foreground with F27 in background).
An F27M Troopship of No 334 Sqn at Soesterberg photographed during a demonstration low-level flight past with smoke cannisters.
The Fokker F27 has outsold the HS.748 in the regional airline market, and both types may be further developed to meet continuing demand.
Fokker Friendship executive transport owned by Philips' Gloeilampenfabrieken, with underwing auxiliary fuel tanks
Civil registration letters PH-NIV are shown in this recent photograph of the prototype Fokker F.27 Friendship
Also at Woolsington, on 19/11/76, was Friendship 400 PH-ARO, owned by Fokker-VFW and on three-month lease to Air Anglia
Owned by H.R.H Prince Talan of Saudi Arabia, Fairchild FH-27 HZ-TA2, named "Sara", was at Air Anglia's Norwich engineering base on 17/7/77
Mk 500 cargo transport version of the F27 Friendship in the insignia of Airlines of New South Wales
19 ноября 1957г.: "Aer Lingus" получила первый из двух серийных авиалайнеров F27, EI-AKA Fionntan (на снимке) и EI-AKB Fearghal. Эксплуатация на линии Дублин - Глазго началась 15 декабря.
First to land at Cork Airport was Aer Lingus Friendship EI-AKG, "St.Fiacre"
Photographed at Noumea-Tontouta, New Caledonia, on 19th September by Roger Caratini, Air Niugini Fokker F.27 Friendship 200 P2-ANM, ex-Ansett VH-FNN, c/n. 10297, was on its way to Port Moresby after being overhauled at Christchurch, New Zealand
TAAG's Fokker F.27 Friendship Mk.600 CR-LMB in green and black scheme with white top
Gulf Air's Friendship G-AZFD at Abu Dhabi as A40-FD;
One of Gull Air's three Fokker F.27 Friendship Mk. 400s, A40-FN, seen at Bahrain in April 1976
Three Fairchild F-27A Friendships have been leased from Hughes Airwest. N751L is seen at Amsterdam on delivery in March 1975
NLM Friendship 200 PH-KFD
Among the aircraft that Gulf Air has leased over the years is Sterling's Friendship OY-STO
One of two of Malaysian Airline System's main types: Fokker Friendship 9M-MCC
The Fokker F27 presidential transport operated by No 12 (VIP) Squadron from Chaklala.
One of the airline's Friendships, F-OCVZ, at Bora Bora
The FAeA received eight Fokker F.27 Mk 400M Troopsips during 1969, one of these being illustrated. The Troopships, together with F.27 Mk 600 Friendships, are operated by the Lineas Aereas del Estado (LADE), a component of the I Brigada Aerea which operates civil tasks in areas where commercial services are impractable.
Originally PH-FAX, ordered by East West Airlines as VH-EWA, Friendship c/n. 10127 left Schipol on 30/7/59 as VH-TFH.
F27 Maritime
In a striking blue/white/red finish, this is the F27 Maritime prototype, converted from a commercial F27 Mk 100 and first flown in February 1976. The underwing long-range fuel tanks, which are a standard feature of the Maritime, are not being carried in this photograph.
Potential rival to the Coastguarder is Fokker's Maritime F.27 Friendship which took part in this year's Farnborough display.
First of two Fokker F.27 Maritime Friendships for the Peruvian Navy, serial 560, seen in Dutch pre-delivery marks PH-EXD. Note ventral radome and underwing tanks
The SAR component of the Mando Aereo de Canarias, Escuadron 802, includes in its inventory a trio of Fokker F-27-400 MPA Maritime Friendships, one of which is seen here.
Operating in the Netherlands Antilles, No 336 Sqn flies two F27 Maritimes, one of which is illustrated here, the Navy providing navigators, radar operators and workshop facilities.
(Above) The Fokker Maritime Enforcer and (below) the Sentinel, as displayed at Farnborough last September with full external loads.
 
Fokker has doubled the production rate of the F27 over the past two years, to 24 a year and continues to have great confidence in the F27 which, says the author, "conceivably has more of a future than the F28".
The Friendship main undercarriage is all-British, with Dunlop wheels and Dowty legs.
The Fokker Friendship trailing-edge wing flaps are shown in the maximum (fully lowered) drag and lift position - hinge fairings have been temporarily removed.
Two views, from opposite ends of the cabin, of the radar operator's station on the starboard side of the cabin of the F27 Maritime. The large CRT display for the Litton search radar is prominent.
Остатки "Фоккера", уничтоженного на аэродроме Гаго-Кутиньо. 13 марта 1976г.
The Fokker "Friendship"
Fokker F27MPA
A diagrammatic sequence illustrates the action of the Fokker-evolved "double-slotted compound" flaps.
Fokker F.27 Series 300 Combiplane
Fokker-VFW F27 Friendship Mk 500 twin-turboprop medium-range passenger/freighter
Fokker/Conair F27 Friendship, противопожарный вариант самолета