Fokker F.27 Friendship
Варианты:
Fokker - F.27 Friendship - 1955 - Нидерланды
Страна: Нидерланды
Год: 1955


Транспортный самолет малой/средней дальности с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии:

Цветные фото (23)
Fokker F27 Friendship

  В конце Второй мировой войны компания "Fokker" потратила некоторое время на разработку концепции нового авиалайнера средней дальности полета. К проектным работам по самолету вместимостью 32 пассажира и с двумя ТВД Rolls-Royce Dart приступили в 1950 году. На стадии НИОКР самолет получил шифр P.275. В 1952 году в проект внесли изменения: несколько увеличили вместимость и доработали фюзеляж, сделав салон герметичным и придав ему круглое сечение.
  Самолет получил окончательное обозначение F27 Friendship. Первый из двух прототипов выполнил первый полет 24 ноября 1955 года с двумя двигателями Dart Mk 507. F27 Friendship - цельнометаллический моноплан с гермокабиной, убираемым шасси с носовой опорой, рассчитанный на перевозку 28 пассажиров. На втором прототипе установили ТВД Dart Mk 511, а фюзеляж удлинили на 0,91 м для размещения 32 пассажиров; первый полет выполнен 31 января 1957 года.
  В промежутке между первыми полетами двух прототипов "Fokker" договорилась с компаниями "Fairchild Engine" и "Airplane Corporation" из США о производстве и продажах самолетов в Северной Америке под обозначением Fairchild F-27.
  Первый серийный F27 постройки "Fokker" начали эксплуатировать в "Aer Lingus" в декабре 1958 года, но американская "Fairchild" несколько опередила головного разработчика - эксплуатация F-27 в авиакомпании "West Coast Airlines" началась на три месяца раньше. Американцы доработали салон под размещение 40 пассажиров, увеличили емкость топливных баков, предусмотрели размещение метео-РЛС в удлиненной носовой части фюзеляжа. Аналогичные изменения "Fokker" внедрила в производство позже. Первым серийным вариантом голландской постройки стал Fokker F27 Friendship Mk 100 (Fairchild F-27) с двумя ТВД Dart RDa.6 Mk 514-7 мощностью по 1715 л. с. За ним последовал Fokker F27 Friendship Mk 200 (Fairchild F-27A) с двумя ТВД Dart RDa.7 Mk 532-7R мощностью по 2140 л.с. Оба варианта в стандартной конфигурации перевозили 40 пассажиров, но в варианте эконом-класса могли брать на борт 52 пассажира. По желанию заказчика выполняли и эксклюзивные конфигурации салонов.
  Очередным серийным вариантом стал грузопассажирский Fokker F27 Friendship Mk 300 Combiplane (Fairchild F-27B) с силовой установкой, как у Mk 100, усиленным полом салона и большим грузовым люком в левом борту фюзеляжа перед крылом. Аналогичный Combiplane строился на основе Mk 200 под обозначением Fokker F27 Friendship Mk400, но эквивалента постройки компании "Fairchild" не существовало. Далее Fokker разработала удлиненный на 1,50 м вариант Mk 200 - F27 Friendship Mk 500. Поначалу перевозчики не проявили большого интереса к данной версии - лишь правительство Франции закупило 15 самолетов для "Postale de Nuit". Позже авиакомпаниям поставлялись Mk 500 в стандартной конфигурации на 52 пассажира и в экономическом варианте на 60 пассажиров. "Fairchild" спроектировала собственный удлиненный вариант FH-227.
  Последний серийный вариант Fokker F27 Friendship Mk 600 сочетал фюзеляж Mk 200 (без усиленного пола кабины) с грузовой дверью по типу Mk 300 и Mk 400 Combiplane. На Mk 600 предусмотрена быстрая замена пассажирского интерьера грузовым с монтажом роликовых направляющих.
  К другим серийным вариантам относятся военные F27 Friendship Mk 400M и F27 Friendship Mk 500M. Патрульный F27 Mk 400M и морской патрульный F27 Maritime (F27MPA) предназначены для патрулирования прибрежных акваторий, контроля за рыболовными промыслами, выполнения поисково-спасательных операций. Поздние серийные самолеты отличались кабинами с более современным приборным оборудованием и новым интерьером. К серийному производству привлекались французская "Dassault-Breguet", германская MBB и бельгийская SABCA.
  Производство продолжалось до 1987 года, когда на смену F27 пришел более совершенный Fokker 50. Всего построили 786 самолетов - 579 машин F27, 128 - F-27 и 79 - FH-227; в середине 1999 года в эксплуатации находились 444 самолета.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fokker F27 Friendship Mk 200

  Тип: транспортный самолет малой/средней дальности с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два турбовинтовых двигателя Dart RDa.7 Mk 532-7R мощностью по 2140 л. с.
  Летные характеристики: крейсерская скорость на высоте 6100 м - 480 км/ч; начальная скороподъемность 451 м/мин; практический потолок 8990 м; дальность с 44 пассажирами - 1930 км
  Масса: пустого 12148 кг; максимальная взлетная 20410 кг
  Размеры: размах крыла 29,00 м; длина 23,56 м; высота 8,50 м; площадь крыла 70,00 м2
  Полезная нагрузка: до 52 пассажиров, максимальная масса полезной нагрузки 4690 кг
Этот F27 Mk 600 был поставлен компании "Swift Aire" в 1980 году. В дальнейшем он сменил ряд владельцев, и карьера самолета завершилась аварией 22 декабря 1994 года в Боливии.
С 1981 года "Oman Aviation Services" заменила свои F27 Series 600, приобретенные у "Gulf Air", новыми F27 Series 500. Этот A40-FE, F27 Series 500, эксплуатировался до 1993 года.
Bonanza Air Lines was the first of the 13 permanently-certificated Local Service Carriers to retire its DC-3 fleet, replacing them with Fairchild-built F-27As. Reflecting the type’s Rolls-Royce Dart turboprop engines, Bonanza dubbed them “Silver Darts”. Here a pair await their next load at Ontario Airport, California, in 1965, LAX having been fogbound, hence the presence of the United DC-8 freighter in the background.
Парк компании "Scenic Airline" в 2001 году насчитывал два F27 Mk 500F, включая этот экземпляр, а также пару Mk 200 и один Mk 600. Один из самолетов Mk 200 и оба 500 были арендованы у "Canyon Leasing Inc". Авиакомпания отказалась от их использования в 2006 году.
В индонезийской ВТА сейчас летают голландские "Фоккеры", недавно получившие новую камуфляжную окраску.
Transport support is provided by Nr 334 Squadron at Soesterberg with F27M Troopships (one of which is illustrated) and F27 Friendships.
An F-27-100 Friendship of No 334 Sqn at Soesterberg
Six Fokker F27 Mk 400Ms were delivered lo the FAB in 1979-81 and form the primary equipment of Transporte Aereo Militar, the all-important air transport arm.
Another of the TAM-operated F27s, in this case wearing military camouflage.
Fokker F-27 Mk 100 Friendship "FF-2" транспортной эскадрильи (Kuljetus Ientalaivue) финских ВВС с авиабазы Утти.
The two F27-100s currently operated by the Transport Squadron under a six-year leasing arrangement with Kar-Air. Together with an F27-400M, these replaced the aged Douglas C-47s which fulfilled almost the entire Ilmavoimien logistic support commitment for two dozen years.
Iran originally purchased 25 F27 Mk 400M and Mk 600 transports, two of which went to the Army and four to the Navy. The Air Force converted four for target towing and relinquished two for civil use, and about 10 remain with two-and-a-half squadrons at Mehrabad, Shiraz and Isfahan.
F27 Maritime
Три испанских Fokker F27-200MAR (местное обозначение D.2) состоят на вооружении 802-й эскадрильи ВВС и используются для выполнения поисково-спасательных заданий, эскадрилья дислоцирована в Гандо, Гран Канария.
A Fokker F27-200MPA on a pre-delivery flight over the North Sea, prior to delivery to Spain's Ejercito del Aire for service with Escuadron 802 in the search and rescue role in the Canary Islands.
Fokker F27-200MAR D2-01 is seen on the apron at Cuatro Vientos on May 25, 2013, awaiting preparations for its transfer to the nearby Museo del Aire.
The F27 Maritime recently sold to Angola. After being displayed at Farnborough International 80 this aircraft - the most recent Maritime completed - was delivered in October 1980.
The first customer to receive examples of the fully-equipped F27 Maritime was the Peruvian Navy, which took delivery of the two aircraft illustrated here late in 1977.
 
В 1998 году над югом Англии проводился эксперимент по определению параметров погодной РЛС спутникового базирования, в котором были также задействованы германский Falcon 20 и французский ARAT Fokker F27 (на фото).
Переоборудованный из F-27, пожарный самолет Conair Firefighter был сертифицирован в 1986 году и боролся с пожарами во Франции и Британской Колумбии. Самолет мог брать на борт 6364 л огнегасящей смеси.
Another recent addition to the Osprey Colour Series is "Fire Bombers" by Philip Wallick, covering a large number of aircraft types adapted to carry water or chemical fire retardants. Among the newer types used in this role, adapted in Canada by Conair, are (shown) the Fokker F27 and Aerospatiale Ecureuil.