Мировая Авиация 74
-
Несмотря на ограниченные возможности бортовой РЛС, даже базовая модификация Су-27 представляла собой прекрасный перехватчик - прежде всего, благодаря превосходным летным качествам самолета. Ранние Су-27 (легко опознаваемые по зеленой окраске носового обтекателя) еще остаются в эксплуатации. На снимке: самолет летно-испытательного центра в Актюбинске, несущий две УР Р-27 и две Р-73-учебные, судя по черным пояскам на них.
СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ. Изначально для самозащиты Су-27 нес 32 блока автомата пассивных помех АПП-50, отстреливающих дипольные отражатели и тепловые ловушки. Они крепились в хвостовой части. Кроме того, на законцовках крыла могут крепиться контейнеры станции активных помех "Сорбция". Модернизированный Су-27СК оснащен новой аппаратурой РЭБ, используемой не только для индивидуальной защиты самолета, но и для взаимной защиты пары или группы со стороны передней или задней полусферы при полете Су-27СК строем.
Наиболее крупным эксплуатантом Су-27 среди бывших республик СССР стала Украина, получившая после распада Советского Союза два полка этих самолетов. Они были переформированы в 831-ю истребительную авиабригаду в Миргороде и 9-ю истребительную авиабригаду в Житомире, которая входит в группу быстрого реагирования Украины.
ВВС Украины на 2009 год имели около 60 самолетов Су-27Б и Су-27УБ. Один из украинских Су-27 стал причиной самой крупной трагедии на авиашоу - 27 июля 2002 года на аэродроме Скнилов, недалеко от Львова, Су-27УБ потерял управление и врезался в зрителей. Погибли, по разным данным, от 77 до 86 человек и не менее 115 человек были ранены.
КАТАПУЛЬТИРУЕМОЕ КРЕСЛО. Су-27 оснащен стандартным катапультным креслом К-36ДМ разработки НПО "Звезда". Для поддержания жизнедеятельности летчика и обеспечения его поиска на кресле имеются кислородная система, носимый аварийный запас НАЗ-7М с автоматическим радиомаяком "Комар-2М", радиостанцией Р-855УМ (Р-855А1), лодкой МЛАС, аварийным запасом пищи и воды, 15-мм сигнальными патронами со стреляющим механизмом и лагерным снаряжением. Кресло обеспечивает безопасное катапультирование в горизонтальном полете с приборными скоростями 0-1300 км/час, на высотах 0-20 км.
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕНИЕМ. Система управления вооружением Су-27 включает два основных канала для обнаружения и сопровождения целей: радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27 и оптико-локационную систему ОЭПС-27 с оптико-локационной станцией ОЛС-27 и нашлемной системой целеуказания "Щель-ЗУМ-1". Датчики ОЛС видны в шарообразном выступе впереди фонаря кабины, дальность обнаружения цели типа истребитель при помощи ее теплопеленгатора 15-50 км, и при определенных условиях Су-27 может сопровождать и вести огонь по цели с ее помощью без использования РЛС. На ранних Су-27 ее датчики располагались по оси машины, позднее - смещены
несколько в сторону.
Этот Су-27, с номером "24-й синий", состоял на вооружении 582-го истребительного авиаполка 4-й Воздушной армии (советская Северная группа войск). 582-й авиаполк, расквартированный в Хойне на западе Польши, стал одной из двух авиационных частей вооруженных Су-27 и передислоцированных в 1992 году в Россию в рамках общего вывода группировки из Восточной Европы. Часть размещенных в Хойне Су-27 имела характерные для самолетов ранних серий темно-зеленые диэлектрические обтекатели антенн. В самолетах более поздних серий их заменили на белые.
Су-27СМК (также Су-27СКМ)
ИМПУЛЬСНО-ДОПЛЕРОВСКАЯ РЛС. Базовый Су-27 получил РЛС Н001 с двухзеркальной антенной Кассегрена диаметром 1076 мм, имеющей механическое сканирование по азимуту и углу места. Дальность сопровождения цели типа истребитель в передней полусфере 80-100 км, в задней полусфере 30-40 км. В модернизированной РЛС Н001ВЭ, установленной на Су-30МКК и Су-27СМ, появился канал "воздух-поверхность" (дальность обнаружения наземной (надводной) цели 200-250 км), а самолет Су-30МКИ получил многорежимную РЛС Н011 с фазированной антенной решеткой (дальность сопровождения целей типа истребитель порядка 150 км).
Три эскадрильи B-25C Mitchell из 340-й бомбардировочной группы начали боевой путь в апреле 1943 года в составе американской 12-й ВА и сыграли решающую роль в операциях, препятствовавших переброске подкреплений противника в Северную Африку.
Concorde. Восьмой серийный Concorde совершил свой первый полет в мае 1976 года. Первый самолет "British Airways" получил внеочередное обозначение G-BOAC, остальные же шесть прошли последовательную регистрацию от G-BOAA до G-BOAG.
Превосходные летные качества Concorde получили высокую оценку экономистов и экологов. На самом деле он эксплуатировался с учетом более мягких требований, чем те, что предъявлялись к обычным авиалайнерам.
Форма фюзеляжа Concorde была оптимизирована для полетов на больших скоростях, но пассажирам все же был обеспечен необходимый уровень комфорта.
Три часа до Нью-Йорка. "British Airways" организовала только один престижный маршрут для своих Concorde - из лондонского аэропорта Хитроу в Нью-Йорк и на Барбадос. Совершая примерно за три часа полет до Нью-Йорка, только Concorde мог предоставить бизнесменам реальную возможность проснуться в Лондоне, поспеть на бизнес-ланч в Нью-Йорке и к вечеру вернуться обратно.
57-е истребительное авиакрыло, учебное подразделение Боевого авиационного командования для подготовки инструкторов по вооружению, дислоцируется на авиабазе Неллис, штат Невада. Крыло также обслуживает F-15C/D из 442-й опытно-испытательной эскадрильи.
У этого F-15C из 36-го тактического истребительного авиакрыла в июне 1989 года на взлете произошел срыв пламени. Во время операции "Буря в пустыне" авиакрыло направляло 53-ю эскадрилью в Саудовскую Аравию, а 525-ю эскадрилью - в Турцию.
F-15C из состава 18-го истребительного авиакрыла ВВС США (авиабаза Кадена, Япония) периодически несли боевое дежурство в районе стратегически важного Корейского полуострова.
По сравнению с изящным Hawk британских ВВС истребитель F-15 кажется просто огромным. Слабонагруженное крыло в сочетании с высокой тяговооруженностью обеспечили самолету хорошую маневренность.
Кабина F-15 позволяет пилоту во время боя меньше держать голову опущенной вниз - она оборудована индикатором на фоне лобового стекла, обеспечивающим пилота всей критически важной боевой информацией.
Израильские F-15C/D Akef из состава 106-й эскадрильи, самолет на снимке несет УР Python 3 на внешнем подкрыльевом пилоне и УР AIM-9 - на внутреннем. Значительная часть систем РЭБ местного производства.
Изображенный B-339 Buffalo Mk I принадлежал 21-й эскадрилье австралийских ВВС. На него нанесена камуфляжная окраска оливковым и светло-коричневым цветами (Dark Green и Earth) поверх голубого (Sky). Когда японские солдаты захватили самолет в Андире, в Голландской Ост-Индии, в 1942 году, он нес голландские опознавательные знаки.
F2A-3 в августе 1942 года. К этому времени все Buffalo американских ВМС были переданы в КМП США. Большинство самолетов соответствовало базовому стандарту, но оснащение для эксплуатации с авианосцев отсутствовало.
Стэнфорд Так стал одним из лучших пилотов Hawker Hurricane, 15 из своих 27 побед он одержал, летая на этом самолете. На снимке он в кабине своего Hurricane из 257-й эскадрильи.
Ju 87D/Trop из 3-й эскадры пикирующих бомбардировщиков проходит последние приготовления на базе в Тунисе (1943 год). На подфюзеляжном узле подвески видна одна авиабомба крупного калибра, а две из четырех бомб меньшего калибра заметны справа под крылом. К 1943 году боевые вылеты самолетов Stuka стали весьма опасным заданием.
Ki-61-I Otsu (KAIb) из 3-й эскадрильи 59-го авиаполка, авиабаза Ашия, Япония, август 1945 года. Он несет необычную маркировку в хвостовой части - результат ремонта задней части фюзеляжа и руля направления. Маркировка 22-го авиаполка и школы летной подготовки Акено хорошо различимы.
Самолеты KI-61-KAI школы летной подготовки в Акено, главного учебного подразделения для экипажей самолетов Hien. Модификации KAI имели усиленное крыло и пушечное вооружение.
Ki-61-I из 37-го авиаполка - один из тех самолетов, которые сражались на последнем этапе обороны Филиппин перед тем, как их перебросили на Формозу (Тайвань) и Окинаву.
Во время первого полета над Новой Гвинеей Ki-61 был ошибочно принят американскими пилотами за вариант Bf 109. На снимке: трофейный экземпляр проходит оценочные испытания.
Использовавшийся японцами 200-литровый сбрасываемый топливный бак, который несли все боевые модификации Ki-61, снижал максимальную скорость на 80 км/ч, зато увеличивал дальность полета Ki-6-ll KAIa с 1100 км до 1600 км.
Вертолет Bell 206L LongRanger компании "Papillon Grand Canyon Вертолеты" готовится принять группу пассажиров, желающих увидеть Большой каньон. Согласно новым требованиям парка Гранд-Каньон по уровню шума, старые машины, такие как Bell 206, были заменены современными вертолетами, включая Eurocopter EC130.
На этом Spitfire Так был подбит 28 января 1942 года. После вынужденной посадки попал в плен, откуда он бежал 1 февраля 1945 года и добрался до позиций советских войск.
Стэнфорд Так позирует перед своим Spitfire Mk l из 92-й эскадрильи во время военных действий за Британию. 18 августа 1940 года ему пришлось прыгать с парашютом - его самолет был подбит огнем Ju 88.
Флайт-лейтенант Евгенюш Хорбачевский был командиром польской истребительной группы, приписанной весной 1943 года к 145-й эскадрилье в Тунисе. 18 августа 1944 года Хорбачевский на Mustang III был сбит Fw 190 и погиб. На его счету 16 уничтоженных, один вероятно сбитый и один поврежденный самолет. Большую часть побед он совершил в 1942-1943 годах, летая на Spitfire Mk VB и IX (на рисунке).
41-я истребительная эскадрилья получила Tomcat в апреле 1976 года. Первое плавание на борту авианосца "Нимиц" прошло в 1977 году, следующее - в 1979 году, когда эскадрилья вела наблюдение за вводом советских войск в Афганистан. Однако самым драматичным стал средиземноморский поход, начавшийся в августе 1981 года.
Пара F-14 Tomcat, принадлежащих 41-й эскадрилье, патрулирует район Средиземного моря. Каждый самолет несет УР AIM-9 Sidewinder.
После взлета бомбардировщика А-3 Skywarrior самолеты F-14 из 41-й и 84-й истребительных эскадрилий ожидают своей очереди на взлет. В период напряженных отношений с Ливией Tomcat постоянно патрулировали воздушное пространство в районе авианосной группы.
Для Адмиралтейства было построено 74 самолета Scout С, а для Военного министерства - 87. Первый производственный заказ был размещен в ноябре 1914 года, последний экземпляр поставлен в марте 1916 года.
Bristol Scout D
После взлета бомбардировщика A-3 Skywarrior самолеты F-14 из 41-й и 84-й истребительных эскадрилий ожидают своей очереди на взлет. В период напряженных отношений с Ливией Tomcat постоянно патрулировали воздушное пространство в районе авианосной группы.
Маркетинг A340-200 и A340-300 был начат "Airbus" одновременно. "Egyptair" заказала A340-200 в 1995 году и в настоящее время использует его на маршруте Египет - Великобритания - США.
В 2009 году "Philippine Airlines" имела четыре A340-300, используя A340-200 и A340-300 одновременно. Для оснащения своих A340 компания выбрала самую мощную модификацию двигателя CFM56 - CFM56-5C4.
"Air Mauritius" владела семью A340, поставки начаты в середине 1990-х годов. Первым поставлен изображенный здесь лайнер "Paille-en-Queue".
"Air France" была постоянным покупателем самолетов A300 с момента их появления в 1970-х годах, приобретая модификации A340-200/-300/-300E.
Предназначенный для "Turkish Hava Yollari" самолет A340-311 во время испытательного полета, завод "Airbus" в Тулузе. В настоящее время компания владеет девятью A340.
Парк "Qatar Airways" включал четыре A340-600, но в сентябре 2009 года все они были выставлены на продажу. Первоначально с A340-600 возникли проблемы, связанные с надежностью, но со временем самолет стал более надежным в эксплуатации - во многом благодаря технической поддержке "Airbus".
A340 VIP-класса. "Airbus" не открывала имен своих VIP-покупателей, обычно их обозначали "неназванный покупатель". Всего, таким образом, было приобретено семь A340-200/300, пять - A340-500 и два - A340-600. Несколько машин были конвертированы в VIP-вариант, и парк таких A340-200/300 достиг 12 единиц. Несмотря на свои размеры и цену, A340 стал отличным выбором для тех, кому требовался специальный персональный самолет. Первая VIP-машина была продана в 1993 году - в апреле правительство Катара получило A340-211, а в 1994 году A340 приобрело правительство Бахрейна - позже его передали султану Брунея. Одним из A340 VIP-класса, принадлежащих Брунею, стал и единственный A340-8000 - специальная модификация с увеличенной, благодаря трем дополнительным топливным бакам, дальностью полета (не менее 15 742 км). Египетское правительство приобрело A340-212 (поставлен в феврале 1995 года). Самолет на снимке вверху принадлежал правительству Саудовской Аравии, имел "безымянную" схему окраски и ряд дополнительных антенн в верхней части фюзеляжа.
В ноябре 1942 года на ТВД прибыли самолеты Lightning - это было первое появление двухмоторного P-38 в Северной Африке. Самолет считался превосходным благодаря дальности полета и летным качествам, но поначалу терпел поражения в боях с испытанными германскими истребителями из-за неопытности американских пилотов.
Экспортный вариант Су-22М с двигателями Р-29БС-300 выпускался с 1979 по 1981 годы. На снимке - ливийский Су-22М, вооруженный ракетами Р-3С, перехваченный над Средиземным морем американским палубным истребителем, 1981 год.
Без РЛС и с ракетами ближнего боя Р-3 ливийские Су-22 не могли противостоять F-14 Tomcat.
Шестимоторный транспортный Me 323D-2 приземлился на аэродроме в пустыне Северной Африки, доставив из Трапани боеприпасы и топливо. Me 323 из 323-й бомбардировочной эскадры спецназначения серьезно пострадали от авиации союзников.
МАНЕВРЕННОСТЬ. Су-27 неоднократно демонстрировал свои маневренные возможности - в частности, на нем была выполнена фигура "Кобра Пугачева", когда самолет резко "задирает нос" относительно направления полета. Эти возможности отлично демонстрирует пилотажная группа "Русские Витязи".
Запечатленный в Маккарране красно-белый Boeing 737 - один из безымянных самолетов, использовавшихся компанией "EGSO" (также известной как "Janet Airlines") для перевозки контрактников на авиабазу Тонопа и в Зону 51 (принятое в СМИ название американского военного полигона возле авиабазы Неллис, штат Невада).
Парк компании "Scenic Airline" в 2001 году насчитывал два F27 Mk 500F, включая этот экземпляр, а также пару Mk 200 и один Mk 600. Один из самолетов Mk 200 и оба 500 были арендованы у "Canyon Leasing Inc". Авиакомпания отказалась от их использования в 2006 году.
Королевские новозеландские ВВС получили свои первые два F.2B Fighter, включая и этот H1557, в августе 1919 года. В 1925-1926 годах к ним добавились еще пять отремонтированных самолетов.
Самолеты F.2B часто использовались Королевскими ВВС после войны. Они служили также в Австралии, Канаде, Греции, Мексике, Новой Зеландии, Перу и Испании.
Bristol F.2A Fighter
Самолеты Boxkite применялись в собственных летных школах компании "Bristol", а также использовались в качестве учебных в британских ВМС. Адмиралтейство разместило свои машины в Истчерче, Чингфорде и на других авиабазах флота.
"Grand Canyon Airlines" считается старейшей в мире действующей туристической авиакомпанией. Перевозчик осуществляет вылеты из двух аэропортов в Боулдер-Сити, где находится его штаб-квартира и ремонтные мастерские, и из аэропорта национального парка Гранд-Каньон. Компания располагает примерно 30 самолетами, большинство из которых - DHC-6-300 Twin Otter (на снимке).
Впечатляющий вид открывается из иллюминатора Vistaliner на обратном пути в Вегас. Обратите внимание на необычно расположенную взлетно-посадочную полосу на пустынном плато внизу.
Огромный, четко расчерченный пригород Лас-Вегаса хорошо просматривается на пути из Маккаррана. Обратите внимание на большие кронштейны навески и гидроцилиндры элеронов и закрылков самолета Twin Otter.
По сравнению с изящным Hawk британских ВВС истребитель F-15 кажется просто огромным. Слабонагруженное крыло в сочетании с высокой тяговооруженностью обеспечили самолету хорошую маневренность.
После установки двигателя Lucifer на самолет М.1С появилась гоночная модификация М.1D Monoplane. Самолет пользовался большим успехом, но разбился во время соревнований "Grosvenor Cup Race" в 1923 году.
Японские Eagle несут типичную для самолетов завоевания превосходства в воздухе камуфляжную окраску из двух оттенков серого. Первая половина шестизначной маркировки обозначает - год приобретения (5:1985), класс самолета (2: двухдвигательный) и основное назначение (8: всепогодный истребитель), а последние три цифры - индивидуальный порядковый номер машины.
Ki-100 - вариант со звездообразным двигателем. В начале ноября 1944 года, за два месяца до трагичной для самолета бомбардировки в Акаши, производители предприняли попытку решить проблемы с двигателем На-140. Компании "Kawasaki" было предписано адаптировать Ki-61-II KAI для установки 14-цилиндрового звездообразного двигателя Mitsubishi HA-112-II мощностью 1500 л.с. Самолет был готов менее чем через 12 недель. Новый самолет, созданный на базе Ki-61-II KAI, получил обозначение Ki-100 и поднялся в воздух 1 февраля 1945 года. Установка нового двигателя привела к снижению массы и, следовательно, к уменьшению нагрузки на крыло и механической нагрузки, результатом чего стало значительное улучшение пилотажных характеристик и небольшое ухудшение некоторых летных качеств. После успешного завершения испытаний поступил приказ адаптировать все еще не оснащенные двигателями Ki-61-II KAI под новый мотор. И в марте - июне 1945 года базировавшиеся в метрополии эскадрильи получили 272 Ki-100Ia. Самолет был признан в войсках самым надежным истребителем Императорской армии и стал достойным соперником Grumman F6F Hellcat ВМС США. Первые серийные истребители были построены "Kawasaki" в мае 1945 года, но из-за массированных налетов на заводы поставки были незначительны. Самолет получили 5-й, 17-й, 111 -й и 224-й авиаполки. Всего поставлено 390 машин (включая 272 переделанных Ki-61 и 12 новых самолетов, построенных в городе Ичиномия). На рисунке - Ki-100-lb с понижающейся задней частью фюзеляжа для улучшения обзора пилота.
Изображенный здесь Fi 156 С-3/Trop с пустынным камуфляжем принадлежал Африканскому корпусу (подразделение 2.(Н)/14), где использовался как легкий разведчик. Отличный круговой обзор и возможность полета на малой скорости идеально подходили для этого.
Fi 156 V4 (четвертый прототип), D-IFMR, имел лыжное шасси и сбрасываемый бак, установленные в испытательных целях.
В 1940 году, вскоре после падения Парижа, этот Storch совершил посадку на площади Согласия, продемонстрировав великолепные характеристики укороченного взлета и посадки
Завод в освобожденной Чехословакии выпустил небольшое количество Fi 156 под обозначением Mraz К.65 Сар. На снимке: самолеты в северной Богемии в 1957 году, использующиеся в качестве буксировщиков планеров
В конструкции B-38 инженеры "Brewster" использовали закрылки, облегчавшие взлет и посадку на борт авианосца, увеличившие подъемную силу на малых скоростях.
Компания "Air Vegas" предлагала те же услуги, что и "Scenic", но использовала самолеты Beech 99 Airliner. Компания прекратила полеты в конце сентября 2004 года.
Несмотря на отличные летные характеристики, особенно на малых высотах, взлетные характеристики и дальность полета самолета не удовлетворили заказчика.
Единственным планируемым улучшением самолета B-40 была установка в задней кабине пулеметной турели с электроприводом. На прототипе она устанавливалась только в виде макета, на всех серийных самолетах отсутствовала.
Морис Табюто в своем Type Т перед началом гонки "Circuit de l'Europe", включавшей и перелет через Ла-Манш.
После войны использовались в основном модификации Storch, построенные по лицензии. Изображенный здесь Morane-Saulnier M.S.500 в 1950-х годах принадлежал Республике Вьетнам (Южный Вьетнам).
Хорошо осознавая необходимость совершенствования Су-27, ОКБ им. П.О. Сухого разработало ряд одноместных и двухместных модификаций самолета. Среди них Су-27СК и УБК, оснащенные РЛС Н001Э, модифицированной аппаратурой опознавания "свой - чужой" и несущие большую боевую нагрузку. Вызвавшая интерес российских ВВС модификация Су-27СМ оснащена модернизированной РЛС Н001В c расширенными возможностями и увеличенной дальностью. Следующий шаг - модернизация по стандарту Су-27СМ2, с установкой РЛС "Ирбис" разработки НИИП им. В.В. Тихомирова, комплекса вооружения и двигателей, аналогичных Су-35.