Douglas A-3 Skywarrior
Варианты:
Douglas - A-3 Skywarrior - 1952 - США
Страна: США
Год: 1952


Палубный многоцелевой бомбардировщик с экипажем из трех человек
Описание
Фотографии
Douglas A3D (А-3) Skywarrior

  Douglas A3D Skywarrior был создан согласно техническому заданию ВМС США от 1947 года на бомбардировщик, способный нести ядерные бомбы. Это был самый большой и тяжелый палубный самолет на момент завершения проектных работ в 1949 году. Машина должна была базироваться на борту гигантских новых авианосцев, которые, несмотря на продолжительное сопротивление ВВС США, воплотились в виде четырех кораблей класса "Форрестол".
  "Douglas" спроектировала цельнометаллический высокоплан с шасси с носовой стойкой, двигателями в гондолах под крылом и большим бомбоотсеком, способным вместить до 5443 кг боевой нагрузки. Крыло со стреловидностью 36° и большим удлинением было оптимизировано для крейсерского полета, обеспечивающего большую дальность. Хвостовое оперение машины также было стреловидным. Консоли крыла и киль складывались, чтобы облегчить размещение машины на летной палубе и в ангаре авианосца.
  Первый из двух прототипов, XA3D-1, взлетел 28 октября 1952 года. На нем были установлены два ТРД Westinghouse XJ40-WE-3 тягой по 31,13 кН. Из-за недоведенности ТРД J40 на единственном предсерийном прототипе YA3D-1 и первых серийных A3D-1 установили двигатели Pratt & Whitney J57-P-6 тягой по 43,18 кН. Первый из 49 A3D-1 взлетел 16 сентября 1953 года, а поставки этих самолетов в эскадрилью VAH-1 ВМС США начались 31 марта 1956 года. В 1962 году обозначение самолета изменили с A3D на A-3, и первые серийные машины стали именоваться A-3A. Шесть из этих машин позднее переделали в самолеты РЭБ, изменив обозначение на EA-3A, установив специальные системы и увеличив экипаж до семи человек.
  A3D-2 (с 1962 года A-3B), оснащенный более мощными ТРД J57-P-10 и заправочной штангой, поступил на вооружение в 1957 году. Часть из 164 построенных самолетов позднее доработали, заменив кормовую дистанционно-управляемую стрелковую установку (две 20-мм пушки) аппаратурой РЭП, включая автомат сброса ловушек, установили новую навигационно-прицельную РЛС и усилили конструкцию планера, обеспечив возможность использования на малых высотах. Разведывательный вариант с камерами в бомбоотсеке получил обозначение A3D-2P (с 1962 года RA-3B). У 30 таких самолетов бомбоотсек был приспособлен для размещения двух операторов, 12 панорамных и перспективных камер и осветительных бомб. Позднее восемь A-3 переделали в самолеты-имитаторы РЭБ противника, присвоив им обозначение ERA-3B. Обозначение A3D-2Q (с 1962 года EA-3B) получили 25 специально построенных самолетов РЭБ, у которых вместо бомбоотсека сделали гермокабину для четырех операторов с соответствующим оборудованием. Кроме того, эти самолеты получили РЛС переднего и бокового обзора, а также ряд ИК-датчиков. Последним, специально построенным, вариантом стали 12 самолетов A3D-2T (с 1962 года TA-3B) - восьмиместные машины для подготовки штурманов и бомбардиров. В кабине на месте бомбоотсека могли разместиться инструктор и до шести курсантов.
  Серия A3B/A-3 стала базой для ряда конверсий. Обозначение A3D-2Z (с 1962 года VA-3B) получили два A-3B, использовавшиеся в качестве штабных транспортных машин. Последними вариантами на службе ВМС США стали заправщики KA-3B и 30 заправщиков/самолетов РЭБ EKA-3B. EKA-3B прослужили в Резерве ВМС США до начала 1990-х годов.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Douglas A-3B Skywarrior

  Тип: палубный многоцелевой бомбардировщик с экипажем из трех человек
  Силовая установка: два ТРД Pratt & Whitney J57-P-10 тягой по 46,71 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3050 м - 982 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 837 км/ч; начальная скороподъемность 1097 м/мин; потолок 12 495 м; дальность полета с максимальной боевой нагрузкой 1690 км
  Масса: пустого 17876 кг; максимальная взлетная 37195 кг
  Размеры: размах крыла 22,10 м; длина 23,27 м; высота 6,95 м; площадь крыла 75,43 м2
  Вооружение: две 20-мм пушки в дистанционно-управляемой хвостовой турели и до 5443 кг боевой нагрузки в бомбоотсеке
Первый экземпляр A3D-2, июнь 1957г.
EKA-3B (сер. N 124452) из состава эскадрильи VAQ-131. Авианосец John F.Kennedy, август 1970г.
RA-3B (сер. N 144840) из состава эскадрильи VAP-61, в 1968г. принимавший участие в боевых действиях над Вьетнамом.
Бесспорно, самый необычный камуфляж несли несколько A-3 из эскадрильи VAP-61. Ночная фоторазведка над "Тропой Хошимина", требовавшая полетов на малой высоте и использования вспышки, была опасным занятием, и VAP-61 потеряла от огня противника четыре самолета. Пытаясь снизить визуальную заметность RA-3B, на них нанесли трехцветный серый камуфляж, оказавшийся относительно эффективным.
Второй прототип YA3D-1 на авиабазе Эдвардс. Машина окрашена по стандартной для ВМС США схеме "Glossy Sea Blue" и несет обозначения 2-й эскадрильи тяжелых штурмовиков "Royal Rampants". На заднем плане - прототип Martin XB-51.
Самолет-заправщик KA-3B из 4-й эскадрильи тяжелых штурмовиков "Four Runners" готовится к взлету с катапульты авианосца "Индепенденс". Снимок сделан во время вьетнамской войны.
Douglas A3D Skywarrior создавался для нанесения ядерных ударов по СССР, но до войны в Персидском заливе в 1991 году, он воевал лишь в Юго-Восточной Азии, где использовалось обычное вооружение. Но, что важнее, самолет оказался пригоден для использования в других целях, включая дозаправку и ведение радиоэлектронной борьбы.
Во время войны во Вьетнаме EA-3B из эскадрильи VQ-1 использовались для ведения радиотехнической разведки. Обычно эти машины действовали совместно с самолетами EC-121 Constellation и EP-3 Orion.
После реорганизации эскадрильи VAK-208 "Jockeys" Резерва ВМС США, проведенной в 1970 году, принадлежащие ей KA-3B использовались для дозаправки и лидирования самолетов ВМС и КМП, перегоняемых в Юго-Восточную Азию.
NT-33 performing mid-air refueling from a Navy KA-3 tanker in the mid-1970s.
Десять RA-3B были переделаны в вариант ERA-3B и применялись для ведения радиотехнической разведки и постановки помех средствам радиосвязи. Распределенные между эскадрильями РЭБ ВМС, VAQ-33 и VAQ-34, эти самолеты несли службу до 1991 года.
В начале войны налеты на объекты, имеющие сильную ПВО, в районе Ханоя выполняли бомбардировщики A-3 Skywarrior. По мере появления на ТВД более современных ударных самолетов A-3 переоборудовались в заправщики. На снимке: KA-3B выполняет посадку на авианосец после выполнения дозаправки в воздухе ударных самолетов. Другие модификации A-3, такие как EA-3B, использовались для ведения радиоэлектронной разведки.
Не все Skywarrior во Вьетнаме базировались на авианосцах. Этот EA-3B из эскадрильи VQ-1 "World Watchers" выпускает тормозной парашют во время посадки в Дананге в Южном Вьетнаме. EA-3B из VQ-1 вместе с самолетами EC-121 Constellation и EP-3E Orion были задействованы в программе "Tactical Airborne Signals Exploitation System"(TASES) no перехвату и подавлению радиосвязи в Северном Вьетнаме.
Сегодня фирма "Hughes Aircraft" использует авиапарк из 12 A-3. Известно, что эти самолеты были задействованы при отработке и испытаниях ракет Tomahawk и Harpoon и бомбардировщика B-2.
KA-3B и пара ERA-3B из эскадрильи VAQ-34 на стоянке в Пойнт Мугу. В 1961 году стало ясно, что вместительный бомбоотсек позволяет приспособить Skywarrior для дозаправки других палубных самолетов. Большая часть машин получила 4921-литровый топливный бак в комплекте с заправочным оборудованием, размещенным под фюзеляжем. Доработанные таким образом машины получили обозначение KA-3B и во второй половине 1960-х годов стали самым распространенным вариантом самолета.
После расформирования в 1971 году эскадрильи VAP-61 многие из ее RA-3B были переделаны в имитаторы самолетов РЭБ противника и переданы эскадрилье VAQ-34. Получившие обозначение ERA-3B, эти самолеты были слишком тяжелыми для эксплуатации с авианосцев, но сохранили тормозной крюк, на случай аварийной посадки. Представленный на снимке самолет (№ 142668) был оснащен новым радиопрозрачным обтекателем длиной 5,79 м, под которым размещалась система РЭБ AN/ALT-40.
Вероятно, самый известный Skywarrior (№ 144825) был в 1960 году оснащен фирмой "Grumman" большим радиопрозрачным обтекателем и использовался для испытаний импульсно-доплеровской РЛС наведения ракет AAN-N-10 "Eagle". Снимок сделан на базе Пойнт Мугу 5 апреля 1982 года - под левым крылом самолета подвешен сдвоенный контейнер с устройством выброса дипольных отражателей и ИК-ловушек.
Последние Skywarrior ВМС США, TA-3B, были сняты с вооружения 27 сентября 199 7 года. Многие из них дожидаются разделки на базе хранения и утилизации Дэвис-Монтан в Аризоне, но несколько экземпляров продолжают использоваться гражданскими владельцами, как бы подтверждая долговечность A-3.
Первый прототип XA3D-1 на аэродроме фирмы "Дуглас". Эль-Сегундо, 1952г.
28 октября 1952г.: изначально оснащенный двигателями Westinghouse XJ40-WE-03 тягой по 31,5 кН, первый XA3D-1 поднялся в воздух на авиабазе Эдвардс, его пилотировал Джордж Янсен.
На фотографии - опытный A3D-1 (BuNo.135431), выполняющий полет с аэродрома летно-испытательного центра ВМС США в Патуксент-Ривер и оснащенный более мощными ТРД P&WJ57.
A3D-1 на палубе авианосца "Форрестол" в период летных испытаний.
A3D-1 установлен на самолетоподъемник и готов к перемещению в подпалубный ангар авианосца "Форрестол" (5 апреля 1956 года). Это тринадцатый Skywarrior, собранный "Douglas".
The USS Ticonderoga departs Hawaii for its WestPac on October 9, 1965. Ranged forward are Douglas Skyraiders, A-4 Skyhawks and Vought F-8 Crusaders, with Douglas A-3 Skywarriors and a sole Grumman E-1B Tracer of VAW-11 ranged aft. It was on this tour that Lt (jg) Doug Webster was lost along with Skyhawk “472”.
Использование складывающегося крыла является обычным для палубных самолетов размера Skywarrior. A-3 успели принять участие в войне в Персидском заливе в 1991 году.
Моряк складирует 226-кг бомбы на летной палубе авианосца "Кити Хок", предназначенные для вооружения штурмовиков, в числе которых были и A-3. Из-за дефицита боеприпасов Skywarrior использовали бомбы серии Mk 60 времен Второй мировой войны, отличавшиеся характерным оперением.
После взлета бомбардировщика A-3 Skywarrior самолеты F-14 из 41-й и 84-й истребительных эскадрилий ожидают своей очереди на взлет. В период напряженных отношений с Ливией Tomcat постоянно патрулировали воздушное пространство в районе авианосной группы.
A bomb-laden A-7A Corsair II follows an A-3 Sky warrior off the catapult of USS America in October 1968.
С 12 ускорителями JATO "Скайуорриор" взлетал за 4 секунды.
Тяжелый штурмовик A-3 "Скайуорриер"
A3D-2 одной из первых серий из состава эскадрильи VAH-3 уходит на второй круг после неудачной попытки посадки на палубу.
A-3A из 123-й эскадрильи тяжелых штурмовиков (авиагруппа пополнения Западного побережья) заходит на посадку на авиабазе Уидби-Айленд. В авиагруппе пополнения осуществлялась подготовка экипажей Skywarrior с 1959 по 1971 год.
Обширный бомбовый отсек палубного бомбардировщика A3D-1 (B-66) мог вместить стратегические атомные бомбы первого поколения.
Четыре A3D из приписанной к авианосцу "Форрестол" 5-й эскадрильи тяжелых штурмовиков "Savage Sons" во время учений над Средиземным морем. Эскадрилья совершила пять походов в Средиземноморье и получила множество наград за высокий профессионализм.
Звено A3D-1 из VAH-13 сливает керосин перед посадкой на базу Сан Диего, Калифорния, 29 ноября 1961г.
Несколько тяжелых штурмовых эскадрилий наносили бомбовые удары по целям, но это было далеко от первоначальных задач, для которых были созданы Skywarrior. На снимке A-3B из штурмовой эскадрильи VAH-8 "Fireballers".
Бомбардировщик A3D-1 садится на палубу авианосца «Саратога».
Для посадки на сухопутные аэродромы "Скайуорриоры" оснащались тормозными парашютами.
Неудачная посадка A3D-1 «Скайуорриор» на авианосец. 1957 г.
Douglas YA3D-1 (135413) is the Navy version of the B-66B Destroyer. The YA3D-1 will be the largest of the more-than-one hundred plane complement of the Forrestal carrier.
Палубный бомбардировщик A3D-1 - носитель стратегического ядерного оружия
A3D-2 из эскадрильи VAH-7. В хвостовой части видна открытая створка отсека тормозного парашюта. 12 марта 1959г.
Фоторазведчик RA-3B. На нижней поверхности фюзеляжа - фотолюки.
Учебный самолет TA-3B.
Douglas TA-4J из эскадрильи VC-1 в одном строю с ERA-3B (№ 144827) из VAQ-33 во время учений в 1978 году. Обратите внимание на два ветроэлектрогенератора на борту Skywarrior и контейнеры AN/ALQ-76 под его крылом. Дополнительная аппаратура РЭБ была установлена в бомбоотсеке самолета.
These two KA-3B Sky warriors - 138929 "ND/632" and 142248 " AF/654" - of Nava! Air Reserve Squadrons VAQ-308 add VAQ-208 respectively, from NAS Alameda, California, were photographed shortly before leaving Oceana for NAF Mildenhall, England, in connection with the NATO Exercise "Strong Express", held off Norway last September
Заправщик KA-3 из состава VAQ-308 заходит на посадку на базу Аламеда, Калифорния. Под фюзеляжем виден обтекатель конуса.
EKA-3B из эскадрильи РЭБ VAQ-130 "Zappers" следует на средней высоте над Тонкинским заливом, июнь 1970 года. В это время подразделение базировалось на борту авианосца "Бонн Ом Ричард". На снимке хорошо видны каплеобразные обтекатели в носовой и хвостовой части фюзеляжа, в которых размещалась большая часть аппаратуры РЭБ
Now succeeded by the A3D-2 Skywarrior in U.S. Navy VAH squadrons, Douglas A3D-1s are now being converted into flying tankers using the British-developed Flight Refuelling hose system.
KA-3B дозаправляет A-4C. Обе машины из состава 11-го авиакрыла с авианосца "Китти Хок".
"Виджилент" из эскадрильи RVAH-13 дозаправляется от самолета KA-3 из эскадрильи VAH-4 у берегов Вьетнама
Видавший виды Vigilante, переоборудованный из A-5B, из состава эскадрильи RVAH-11 принимает топливо от самолета-заправщика EKA-3B после боевого вылета 29 января 1968 года, во время второй командировки эскадрильи к берегам ДРВ.
Дозаправка в полете с помощью палубных самолетов-заправщиков позволила ВМС США расширить возможности парка своих ударных машин. Эта возможность была особенно актуальна для F/A-18, не отличавшихся большой дальностью полета. В начале 1980-х годов первый Hornet вместе с заправщиком KA-3B Skywarrior изучался в испытательном центре авиации ВМФ.
An F-8J of VX-4 refueling from an EKA-3B. The F-8J is a remanufactured F-8E.
Топливозаправщики после оснащения из аппаратурой РЭБ получили обозначение EKA-3B.
Модификация EKA-3B имела двойное назначение, позволяя использовать Skywarrior и как заправщик, и как самолет РЭБ. В общей сложности в этот вариант были переделаны 39 самолетов KA/A-3B.
EA-3B
EA-3B из эскадрильи "ECM-Agressor". База авиации флота Вашингтон, май 1990г.
Команда авианосца "Нимитц" закатывает на старт EA-3B из эскадрильи VQ-1. Эти самолеты состояли на вооружении ВМС США 35 лет, и последние ERA-3B из VAQ-33 и EA-3B из VQ-2 были списаны в 1991 году. Долгая служба Skywarrior особенно примечательна с учетом малого числа этих машин (последний из 283 самолетов был принят ВМС в январе 1961). Более того, эксплуатация этих самолетов была очень интенсивной - большую часть времени они проводили в море и участвовали в боевых действиях во Вьетнаме и Персидском заливе.
Самолет РЭБ EA-3B из состава VQ-1. Июль 1974г. В зависимости от установленного оборудования такие самолеты отличались друг от друга расположением и количеством антенн.
Совершает посадку "Скайуорриор" ERA-3B эскадрильи VAQ-33.
Самолет A3D Skywarrior (обратите внимание на носовой обтекатель от F-14) использовался на раннем этапе программы разработки Phoenix. Всего провели 26 испытательных пусков AIM-54. В одном из них была сбита цель на дальности 125 км, а в другом были одновременно поражены две цели на расстоянии 16 км друг от друга.
Этот Skywarrior A-3B (№ 1426301 был доработан для испытаний головки самонаведения противорадиолокационной ракеты HARM. Обратите внимание на плоские панели в носовой части, где крепилась ракета.
Экспериментальный самолет NRA-3B, предназначенный для испытаний ракетных систем.
Летающая лаборатория на базе N160TB для отработки РЛС "Хьюз" APQ-181.
Этот VA-3B - VIP-транспорт для перевозки командного состава, его легко отличить по окнам на борту. Самолет базировался в Вашингтоне и иногда перевозил начальника штаба ВМС США.
Самолет для перевозки высшего командного состава VA-3B.
Цех окончательной сборки фирмы "Дуглас" в 1955г. На втором плане видны "Скайрейдеры" AD-5W.
Аварийное торможение A-3B из состава VAH-10 с помощью барьерной сетки. Авианосец "Констеллейшн", 6 августа 1962г.
Этот A3D-1 совершил вынужденную посадку в Нью Мехико 3 сентября 1956г. После ремонта самолет эксплуатировался до сентября 1963г, когда был разбит.
EA-3B Skywarrior. Эскадрилья VQ-1 была первым специализированным подразделением радиоэлектронной разведки ВМС США. Официально она была сформирована в Сэнгли Пойнт, Филиппины, в июне 1955 года. Наряду с RA-3B она имела на вооружении самолеты Martin P4M-1Q Mercator и Lockheed WV-2/WC-121/EC-121. EA-3A начали службу в ноябре 1956 года, а в 1958 году к ним присоединились EA-3B, которые прослужили до 1988 года, уступив место самолетам Lockheed EP-3E Orion. Чтобы избежать путаницы с эскадрильей VQ-2 "The Batmen", VQ-1 выбрала в качестве эмблемы летучую мышь. Полная эмблема эскадрильи представляла собой изображение летучей мыши на фоне земного шара и ленты с названием подразделения - "World Watchers". Обычно эскадрилья использовала код на киле "PR", породивший популярный позывной подразделения - "Peter Rabbit". Здесь представлен самолет с кодом "NL", принадлежащим 63-му авианосному крылу (Carrier Air Wing - CVA) с авианосца "Китти Хок", в которое временно входила эскадрилья в 1983 году.
EKA-3B
Douglas ERA-3B Skywarrior