Мировая Авиация 112
-
Ан-22 "Антей". Данный Ан-22 (СССР-09325) несет гражданскую окраску - большая часть этих самолетов выглядела в советское время именно так, даже военные машины выглядели "по-граждански".
Ан-22 стал сенсацией на Парижском авиасалоне 1965 года. Позже ему на смену ОКБ Антонова создало уникальные транспортные самолеты Ан-124 "Руслан" и Ан-225 "Мрия".
Гигантские самолеты всегда были национальной гордостью любой страны. Установившего множество мировых рекордов Ан-22 эта участь не миновала, причем мощным ТВД НК-12 до сих пор нет равных - двигатели TP400 европейского ВТС A-400M приблизились к ним почти вплотную. НК-12 разных модификаций получили бомбардировщики Ту-95, авиалайнеры Ту-114 и экранопланы "Орленок".
Авиалайнер Ту-104 имеет длину около 40 м, но он "теряется" на фоне гигантского Ан-22. Несмотря на свой возраст, один "Антей" до сих пор используется для грузовых перевозок.
Способность Ан-22 перевозить тяжелые крупногабаритные грузы сделало его незаменимым в военно-транспортной авиации и в народно-хозяйственной деятельности СССР.
Основным "топмачтовиком" авиации США наравне с B-25 был A-20 "Бостон"
Дополнительно на A-20G-20 была установлена надфюзеляжная турель. Машина также могла брать до четырех 227-кг бомб на подкрыльевые узлы подвески.
The Douglas A-20G Havoc Attack Bomber (two Wright R-2600-23 engines).
В дополнение к прожектору мощностью в 2700 млн свечей Havoc Mk I (Turbinlite) имел РЛС перехвата AI Mk lV - на крыле и в носовой части видны антенны этой РЛС.
Douglas Boston
A-26B-15-DT несет код "RC" бывшей 552-й бомбардировочной эскадрильи 386-й бомбардировочной группы, которая летала на самолетах B-26 Marauder. Самолет в апреле 1 945 года базировался в местечке Бомон-сюр-Ойз (Франция).
Приспособленные для решения новых задач B-26K получили новые серийные номера. Основным отличием модели "K" были топливные баки на законцовках крыла, хотя самолеты имели и более мощные двигатели, и усиленное крыло.
15 апреля 1952г.: Э.М.Джонсон поднял в воздух первый Boeing YB-52 (49-231); 13 августа ВВС США сообщили об одобрении серийного выпуска B-52.
После испытаний оснащенного герметизированной кабиной Bf 109F, компания выпустила партию из трех предсерийных Bf 109G-0. Кабина была герметизирована, но вот двигатели DB605 к сроку не поспели - самолет пришлось оснащать мотором DB 601E, стоявшим на модификации "F".
Весенняя распутица серьезно затрудняла действия немецкой авиации на Восточном фронте, однако летом 1942 года германские войска пока еще имели много сил для активных наступательных операций. На фотографии - Bf 109 G-2 из II группы 54-й истребительной эскадры.
С изменением хода войны немецкие самолеты все чаще попадали в руки союзникам целыми и невредимыми. Например, этот Bf 109G-2/Trop был захвачен в районе Гамбута (Ливия) и был восстановлен австралийскими летчиками. Вначале его испытывали на Ближнем Востоке, а затем - перегнали в Великобританию, где он принял участие в сравнительных испытаниях с западными истребителями. Самолет пережил войну, находился на хранении, а затем был восстановлен до летного состояния - первый полет машина совершила 17 марта 1991 года. Однако в 1998 году он потерпел аварию и теперь выставлен в экспозиции авиационного музея в Даксфорде.
Тройка "Густавов": Bf 109G-3 (на переднем плане), имеющий большое неубираемое хвостовое колесо; G-6 (в центре) и на заднем плане - вероятно G-2, оснащенный убираемым хвостовым колесом.
Один из поздних Bf 109, модификация "G-6" или "G-14", выруливает на взлет. Снимок датирован 1944 годом, уже идут бои за рейх. К концу года с выпуском Bf 109 начались серьезные проблемы - промышленность никак не могла наладить стандартизацию, и самолеты получали разные двигатели, шасси, рули направления и пр. Поэтому сегодня зачастую точно идентифицировать самолет по фотографии не удается.
Оснащенный мотором DB 605AS, истребитель Bf 109G-10 несет зелено-бело-зеленые полосы - принадлежность к I группе 51-й эскадры. Фотография сделана в мае 1945 года на аэродроме Прага- Кбели. Обратите внимание на снятую секцию нового капота.
Данный трофейный Bf 109G-10 подвергся интенсивным испытаниям в ВВС Армии США. Снимок сделан в июле 1946 года на аэродроме в Паттерсон-Филд. Обратите внимание на две дополнительные триммерные пластины на руле направления.
К концу войны Люфтваффе стали испытывать дефицит в учебном варианте самолета. На базе разных вариантов семейства Bf 109G были созданы учебные G-12, сохранившие многие черты своих предшественников.
Фактически лишь с появлением модификации "G" истребитель Bf 109 пошел в крупносерийное производство, была создана масса подвариантов базовой машины. И хотя к середине войны самолет уже не являлся безусловным "королем воздуха", истребитель был весьма грозным противником и составлял основу Люфтваффе до самого конца войны.
Bf.109G-14
Рождение реактивного "транспортника". 2 мая 1952г.: de Havilland Comet I, первый реактивный пассажирский лайнер, получивший сертификат летной годности (22 января), вышел на линию Лондон - Йоханнесбург компании BOAC. Начались первые регулярные полеты реактивных авиалайнеров. Первый рейс совершил самолет G-ALYP, который из Лондона до Бейрута пилотировал А.М.А.Мадженди, от Бейрута до Хартума - Дж.Т.Э.Марсден, а между Хартумом и Йоханнесбургом - через Энтеббе и Ливингстоун - Р.К.Алабастер. Расстояние в 10821 км было преодолено за 23 ч 34 мин.
F-80C Shooting Star. Данный F-80C пилотировал капитан Фрэнсис Б. Кларк из 35-й ибаэ. 19 июля 1950 года Кларк одержал победу в воздушном бою, сбив северокорейский Як-9. Однако вскоре американцам пришлось столкнуться с более грозным соперником - реактивным истребителем МиГ-15.
F-80 из 8-й ибаэ 49-й истребительно-бомбардировочной авиагруппы проходит стандартное 100-часовое техобслуживание. Хорошо заметны изготовлявшиеся в Японии крыльевые топливные баки "Misawa" новой формы.
Пара F-86A из 4-го истребительного авиакрыла выполняет взлет, a F-80C из 51 -го авиакрыла, снаряженный 454-кг бомбами, ожидает установки реактивного ускорителя RATO, необходимого для взлета в жарком климате.
F-80 из 36-й ибаэ 8-й истребительно-бомбардировочной авиагруппы возвращаются с боевого задания. Самый дальний самолет 27 ноября 1951 года был сбит истребителем МиГ-15, пилот - 1-й лейтенант Рафаэль Дабревиль - погиб.
Вооруженный НАР, авиабомбами калибра до 454 кг или контейнерами с напалмом, F-80 представлял собой отличное средство для борьбы с наземными целями. Зачастую F-80, наряду с F-51 и F-84, предварительно обрабатывали цели еще до подхода бомбардировщиков B-29.
Пара F-86A из 4-го истребительного авиакрыла выполняет взлет, a F-80C из 51 -го авиакрыла, снаряженный 454-кг бомбами, ожидает установки реактивного ускорителя RATO, необходимого для взлета в жарком климате.
28 августа 1952г.: при помощи AD-4N из 35-й смешанной эскадрильи с авианосца "Боксер" в воздух был поднят и затем дошел до цели - железнодорожный мост у Хангнам (Северная Корея) - "беспилотный брандер" GMU-90 F6F-5K.
ВВС Великобритании. Hunter создавался под требования Истребительного командования к дневному истребителю. Самолет поступил на вооружение не менее 27 эскадрилий, данная машина принадлежала 12-й эскадрилье.
Нидерланды. Голландия строила Hunter сама - по лицензии были выпущены 95 самолетов F.Mk 4 (на рисунке), а затем еще 82 самолета F.Mk 6. Одноместные Hunter находились на вооружении до 1968 года, когда их сменили F-104G.
Иордания. Иорданские ВВС сформировали две эскадрильи самолетов Hunter F.Mk 6 (на рисунке) и FGA.Mk 9. Большинство были уничтожены израильскими летчиками в ходе Шестидневной войны, а их пилоты до конца конфликта воевали в составе иракских ВВС.
Саудовская Аравия. Четыре Hunter F.Mk 6 (на рисунке) и два T.Mk 7 были поставлены в рамках более крупного военного контракта, наряду с Lightning. Машины помогли саудовским летчикам перейти от Strikemaster к Lightning.
Абу-Даби (ОАЭ). Все 12 самолетов Hunter были бывшими британскими FGA.Mk 9 (на рисунке), FR.Mk 76 и T.Mk 77. Они окрашивались в пустынный камуфляж, состояли на вооружении в 1969-1983 годах и приняли участие в конфликтах с Саудовской Аравией.
Сомали. После разрыва отношений с СССР сомалийские военные обратились за вооружением к другим странам. В частности, в 1983 году из Абу-Даби передали шесть Hunter, которые пилотировались наемниками из ЮАР и Родезии.
Родезия. Королевские ВВС Родезии получили 12 самолетов FGA.Mk 9. Машины поступили в 1-ю эскадрилью, a Vampire были переведены во 2-ю эскадрилью для усовершенствованной летной подготовки.
Зимбабве. После приобретения в 1965 году независимости Зимбабве получила девять бывших родезийских Hunter. По имеющимся данным, семь машин оставались на хранении минимум до конца 1990-х годов.
Перу приобрело 16 британских F.Mk 4 (местное обозначение F.Mk 52) для замены Sabre. В роли истребителя ПВО их затем заменили Mirage 5, a Hunter с 1968 года стал применяться для штурмовки наземных целей и был списан в 1980 году.
Индия. Индийские Hunter приняли активное участие в индо-пакистанском конфликте 1965 года, записав на свой счет больше всего побед. Данный F.Mk 56 принадлежит пилотажной группе "Thunderbolts" из 20-й эскадрильи "Lightning".
Кувейт. В 1965 году Великобритания продала Кувейту четыре самолета FGA.Mk 57 (на рисунке), за которыми последовали шесть FGA.Mk 80 и два T.Mk 81, которые также использовались для подготовки пилотов на Lightning и A-4.
Ливан. Ливанские ВВС получили в 1958 году первые шесть бывших британских самолетов F.Mk 6, а затем еще четыре FGA.Mk 70 (на рисунке) и три T.Mk 66. В 2009 году часть находившихся на хранении самолетов была вновь передана в строевые части.
Оман. Оманские ВВС включали бывшие британские F.Mk 6 и несколько разнотипных машин, принадлежавших ранее иорданским ВВС (вверху изображен такой FGA.Mk 73). Все 15 самолетов были сведены в одно подразделение.
Катар заказал три FGA.Mk 78 (на рисунке) и один T.Mk 79 в 1969 году. В катарских ВС машины пилотировались бывшими британскими летчиками. На смену им пришли самолеты Alpha Jet.
Кения. Кенийские ВВС создавались при содействии Великобритании, одними из первых они получили бывшие британские FGA.Mk 80 Hunter (четыре; на рисунке) и два T.Mk 81. В 1971 году их сменили самолеты Northrop F-5.
Бельгия. Как и голландцы, бельгийцы строили Hunter по лицензии. Самолеты состояли на вооружении трех авиакрыльев бельгийских ВВС. На рисунке - самолет пилотажной группы "Rode Duivels" ("Красные дьяволы") из состава 7-го авиакрыла.
Чили. После того, как сделка с США на поставку самолетов F-86F сорвалась, ВВС Чили приобрели Hunter у Великобритании. Самолеты состояли на вооружении в 1967-1995 годах и даже приняли участие в путче 1973 года.
Сингапур. Сингапурские ВВС создавались при поддержке британцев, и первыми их боевыми самолетами стали Hunter, которые состояли на вооружении 140-й и 141-й эскадрилий до 1990 и 1992 годов
Швеция - первый зарубежный покупатель Hunter, заказавший 120 самолетов 29 июня 1954 года. Строевые шведские Hunter одними из первых были приспособлены для подвески пары УР AIM-9 на новых внешних пилонах.
Швейцарские ВВС предпочли Hunter - также рассматривались F-86E, Gnat и МиГ-17. Были сформированы 8 эскадрилий истребителей-бомбардировщиков, которые находились в боеготовом состоянии вплоть до 1990-х годов.
Частные машины. Большинство принадлежащих частным владельцам Hunter несут военные обозначения и камуфляж, но некоторые получили особую раскраску. На рисунке - первый в Великобритании гражданский Hunter, бывший датский F.Mk 51.
27 января 1952г.: 217-я эскадрилья британских ВВС, дислоцированная на авиабазе Сент-Ивал, графство Корнуолл, получила первые Neptune MR.Mk 1.
28 октября 1952г.: изначально оснащенный двигателями Westinghouse XJ40-WE-03 тягой по 31,5 кН, первый XA3D-1 поднялся в воздух на авиабазе Эдвардс, его пилотировал Джордж Янсен.
19 ноября 1952г.: первые коммерческие полярные рейсы из Европы в США стали выполнять самолеты DC-6B компании SAS.
Первая победа ночного реактивного истребителя. 2 ноября 1952г.: на этом Douglas F3D-2 Skyknight (неофициально также Skyknight) экипаж в составе майора Уильяма Страттона и мастер-сержанта Ханса Хоглинда из 513-й эскадрильи ночных истребителей (VMF(N)-513) авиации КМП США одержал первую документально подтвержденную ночную победу в истории реактивной истребительной авиации. В ранние часы 2 ноября жертвой американцев стал Як-15 - после трех очередей из пушки северокорейский истребитель загорелся и стал падать.
Данный A-1H принадлежал коммандеру Биллу Филипсу, когда он был командиром 52-й штурмовой эскадрильи, приписанной к авианосцу "Тикондерога". В период 1964-1966 годов 52-я эскадрилья совершила две командировки во Вьетнам.
A-1E изначально создавался как противолодочный самолет, он имел экипаж из двух человек - пилота и оператора специальных систем. Но над Вьетнамом (на фото) самолету пришлось действовать как штурмовику, зачастую - только с пилотом на борту.
Во время войны во Вьетнаме EB-66B и EB-66E (на фотографии) сопровождали ударные группы, обеспечивая самолетам прикрытие, - ставили активные помехи РЛС систем ПВО противника. Самолеты EB-66C применялись для выявления и записи характеристик радаров, что позволило составить "библиотеку целей".
Ранний RB-66B-DT несет окраску почти натурального металла. Хорошо видны двухпушечная хвостовая установка и отсутствие посадочного гака.
3 января 1952г.: первое висение выполнил первый Bristol Type 173 (G-ALBN), на следующий год вертолет приступил к испытаниям на авианосце "Игл".
HSS-2 (SH-3A). В 1962 году в ВС США была введена единая система классификации, по которой вертолет был переименован в SH-3A: "S" - "противолодочный", "Н" - "вертолет", "3" - третья по счету модель вертолета, поступившая на вооружение (отсчет велся с 1962 года, первыми двумя в списке шли Bell H-1 и Kaman H-2), а литера "A" - первый серийный вариант. Первые SH-3A поставлялись в эскадрильи в темно-синей окраске с нанесенными поверх нее белой краской кодами, серийными номерами и другими элементами обозначений, хотя во Вьетнаме иногда применялись трехтоновый (на снимке) или шаровый (голубовато-серый) камуфляж с нанесенными поверх обозначениями черного цвета. SH-3A мог брать большую нагрузку, в варианте ПЛО - до четырех торпед или одну ядерную глубинную бомбу Mk 57 или Mk 101 Lulu. Вертолет получил ГАС AN/AQS-10 (некоторые SH-3A имели ГАС AQS-13) - главное средство обнаружения субмарин. Первые машины не имели обтекателей доплеровских антенн и не оснащались надувными баллонами в спонсонах. SH-3A стал самым многочисленным вариантом Sea King - были выпущены 245 вертолетов (без учета YSH-3A). Один SH-3A (149723) был передан НАСА (получил обозначение NASA 538) для испытаний приборного оборудования для полета и посадки только по приборам. Перед местом второго пилота был установлен ТВ-монитор диагональю 36 см, массивный коробчатый обтекатель которого выступал за лобовое остекление. Два SH-3A (148998 и 151544) были переоборудованы BSH-3D, а не менее 150 машин - в варианты SH-3G и SH-3H. Первые вертолеты для Японии и канадские CHSS-2 (переименованные в |CH-124) были в целом идентичны модификации SH-3A.
SH-3D. Вслед за SH-3A на заводе в Стратфорде начали выпускать SH-3D (на снимке), который получил новую доплеровскую РЛС AN/APN-182 (взамен AN/APN-130) и радиостанцию дальней навигации AN/ASN-50, в результате конструктивных изменений масса машины возросла до 9300 кг. Вооружение сократили до двух торпед, которые теперь можно было сбрасывать с меньшей высоты и в поступательном полете. Компания "Sikorsky" затем приступила к реализации программы увеличения срока службы вертолетов (SLEP) стоимостью 100 млн долларов, передав в 1987 году первые 26 машин, получивших обозначение SH-3H. Модернизация также коснулась втулки несущего винта, главного редуктора, а также рулевого (хвостового) винта. На вертолете установили ударопрочные кресла экипажа и аварийную систему освещения для полетов ночью. Первой модернизированные машины получила Испания (6 вертолетов), лишь затем они стали поступать в эскадрильи ВМС США. Четыре оставшихся вертолета впоследствии были переоборудованы по стандарту SH-3G, а затем - BSH-3H. В 1990-х годах некоторое количество SH-3D было продано Бразилии для замены в авиации ВМС устаревших S-61D.
SH-3G. В 1970 году появилась модель SH-3G, рассматривавшаяся как универсальный вертолет, сохранивший все особенности вертолета ПЛО, но способный перевозить до 15 человек или груз. ГАС AQS-10 сняли и убрали внутрь машины. Первая партия из 11 вертолетов SH-3G была получена за счет переоборудования машин SH-3A, а затем были выпущены еще 94 вертолета SH-3G. Часть из них была переоборудована из SH-3D, на которых сохранилась ГАС AQS-13. Все SH-3G изначально имели короткие поплавки-спонсоны, как на SH-3A, без магнетометра и дымовых маркеров, но позже машины получили удлиненные спонсоны с магнетометрами. Была предусмотрена возможность установки двух подкрыльевых топливных баков емкостью 662 л, а также использования системы дозаправки топливом в полете HIFR (Hover In-Flight Refuelling). Пол кабины был усилен, а в двери могла размещаться пулеметная установка: на первых шести SH-3G могли устанавливаться 7,62-мм пулеметы Minigun, но на большинстве машин стояли пулеметы M60. Вертолеты SH-3G из 9-го отряда 1-й вертолетной эскадрильи (HC-1) привлекались для поиска и эвакуации астронавтов с Apollo 15. Во время войны в Персидском заливе активно применялись SH-3G из 2-й вертолетной эскадрильи боевой поддержки, получившие "утиные" позывные: 148047 Wild Duck, 149731 Desert Duck, Dusty Duck и Stealth Duck (на снимке). Часть SH-3G была переоборудована в SH-3H. Последний Sea King, SH-2G, был снят в ВС США с эксплуатации 11 декабря 2009 года и передан VH-3D "президентской" эскадрилье КМП США (HMX-1), где используется в качестве учебного.
S-61D-3/4 (SH-3A/SH-3H). В 1970 году Бразилия получила на замену Sikorsky HSS-1 четыре S-61D-3, в целом идентичных SH-3D ВМС США, а чуть позже - еще два. В дополнение к шести S-61D, собранным компанией "Sikorsky", были получены еще четыре построенных в Италии машины и два SH-3D, переданных из запасов ВМС США. Все машины были доведены до единого стандарта, имели носовую подфюзеляжную РЛС и были способны применять ПКР AM39 Exocet. Аргентина получила четыре S-61D-4 (экспортный вариант SH-3D) в начале 1978 года, а затем - еще один, оборудованный VIP-салоном. Еще четыре SH-3D были получены в феврале 1978 года, два из них были оборудованы РЛС. Последние аргентинские вертолеты были собраны компанией "Agusta" и были практически идентичны модификации "H".
Mitsubishi HSS-2 (S-61A, S-61AH). Военно-морские силы самообороны Японии (JMSDF) стали одним из первых покупателей Sea King. Соответствующее соглашение в мае 1962 года было подписано между "Sikorsky" и "Mitsubishi", первый заказ ВМС разместили на 11 вертолетов HSS-2. Вначале японцы строили по лицензии S-61B, в целом почти идентичный SH-3A ВМС США. Были выпущены 55 машин, первая - передана 24 марта 1964 года. К 1986 году вертолеты HSS-2, стоявшие на вооружении пяти эскадрилий, были сняты с эксплуатации. С конца 1974 года в строевые части стал поступать HSS-2A (на снимке), схожий с SH-3D, к настоящему времени эти машины также сняты с вооружения. Следующий вариант, HSS-2B (выпущено 83), был почти идентичен американскому SH-3H и отличался удлиненными спонсонами-поплавками, в которых размещалась аппаратура магнетометра, а также имел возможность для установки поисковой РЛС, с антенной в небольшом убирающемся обтекателе в средней части фюзеляжа. Главным внешним отличием HSS-2B стало защитное устройство воздухозаборника, которое устанавливалось на вертолеты во время эксплуатации. В 1965 году "Mitsubishi" передала два S-61A, затем - третий S-61A и один S-61A-1. Вертолеты были приписаны к ледоколу "Фудзи", работавшему в Антарктике, и ледоколу "Ширасе". Еще 12 собранных в Японии S-61A-1 были предназначены для поисково-спасательных операций и приобретались с конца 1983 года под обозначением S-61AH. Вертолеты несли броский камуфляж, с красно-коричневым низом и средне-серым верхом, а также имели дополнительные зеркала над и под пилотской кабиной. Кроме того, на дополнительном шарнирном пилоне, размещенном позади левого поплавка, можно было устанавливать поисковый прожектор, либо ИК-станцию переднего обзора, либо ТВ-камеру.
Agusta AS-61. Оценив по достоинству высокий потенциал вертолета Sea King, итальянские военные решили также приобрести данные машины. AS-61A-4 представлял собой многоцелевой вариант, разработанный и построенный для поставки на экспорт. Четыре таких вертолета использовались Венесуэлой в качестве тактических транспортных, позже их дополнил один SH-3D, собранный "Sikorsky". Иранские вертолеты также обозначались AS-61A-4, но могли быстро переоборудоваться в противолодочные и внешне были схожи с ASH-3D, поставленными итальянским ВМС. Машины сохранили под фюзеляжем место для крепления антенны ГАС, а также имели смонтированную в носовой части поисковую РЛС и расположенную ниже доплеровскую РЛС. По состоянию на 2010 год, в боеспособном состоянии оставалось не более 10 иранских Sea King. Итальянские ВВС эксплуатируют два AS-61 в VIP-варианте для обслуживания Папы Римского на территории Италии. Полученные ВМС Италии вертолеты были аналогичны оптимизированным для задач ПЛО машинам SH-3D (S-61D), собранным "Sikorsky", но оснащались иными двигателями и РЛС. В 1967 году был размещен заказ на 24 машины, а первый вертолет поступил в эксплуатацию в 1968 году. Однако в последующем итальянцы решили модернизировать еще не поставленные машины по стандарту, идентичному SH-3H постройки "Sikorsky", находившиеся на вооружении ВМС США. Такие машины иногда обозначаются как ASH-3H. Основой противолодочного комплекса ASH-3H стала ГАС AQS-18, причем итальянские Sea King могли применять ПКР Exocet и Martel Mk 2. Сегодня итальянские ASH-3D лишились всего противолодочного оборудования и применяются в интересах сил специальных операций, а задачи ПЛО возложены на новые AW101.
XHSS-2. Первый контракт на будущий Sea King предусматривал постройку прототипа и шести предсерийных вертолетов, но затем заказ был увеличен - на испытания теперь необходимо было направить 10 машин. Прототип, № 147137, в соответствии с системой обозначений ВМС США, существовавшей до 1962 года, стал именоваться XHSS-2, где "HS" обозначает "вертолет противолодочный", вторая "S" - код разработчика (компания "Sikorsky"), а "X" - экспериментальный статус машины. XHSS-2 почти не отличался от последующих предсерийных YHSS-2 и серийных HSS-2. Хотя внешне XHSS-2 отличался от последующих машин семейства наличием небольшого, коробчатой формы обтекателя на правом борту - над передней частью ходового ролика двери. Прототип и первые предсерийные YHSS-2 также имели намного меньший, в сравнении с последующими машинами, носовой подфюзеляжный обтекатель, не имели доплеровской антенны и отличались, кроме того, наличием небольшого обтекателя над центром лобового остекления, под которым размещалась антенна.
YHSS-2. Оставшиеся 9 вертолетов из первой партии в 10 машин (с 147138 по 147146) получили обозначение YHSS-2, где "Y" означало, что машина находится на войсковых испытаниях. После принятия в 1962 году новой системы классификации, они стали обозначаться YSH-3A. На YHSS-2 пришлась значительная доля программы испытаний, включая испытания под эгидой Комиссии ВМС по инспектированию и приемке на авиабазе Патуксент-Ривер, а также испытания с участием специалистов отдела по испытаниям вертолетной техники NATC. Два вертолета привлекались к испытаниям на борту авианосца "Лейк Чэмплейн" в рамках недельного похода в начале 1961 года. Причем после глушения двигателя для уборки вертолета с полетной палубы в ангар требовалось в два раза меньше времени, по сравнению с противолодочными вертолетами предыдущих типов. Часть предсерийных вертолетов затем были доведены до стандарта SH-3A или UH-3A, после чего их передали в строевые эскадрильи.
Авиалайнер Ту-104 имеет длину около 40 м, но он "теряется" на фоне гигантского Ан-22. Несмотря на свой возраст, один "Антей" до сих пор используется для грузовых перевозок.
V-22 стал первым успешным конвертопланом, принятым на вооружение ВС США и запущенным в массовое производство. Первые боевые потери парк Osprey понес в 2010 году в Афганистане.
Данный Bf 109K-4 летал в I группе 27-й истребительной эскадры и в декабре 1944 года находился в Райне. Все "K-4" имели антенну радиостанции FuG 16ZY, размещенную под левой консолью крыла.
Зеленая и белая полосы на фюзеляже, а также значок "Herz As" позволяют отнести эти самолеты к 77-й истребительной эскадре. Данный Bf 109K-4 принадлежал II группе, действовавшей в декабре 1944 года с аэродрома Бенингхарт в составе 3-го Воздушного флота Люфтваффе.
Большое количество последних моделей "густавов" и "K-4" (на снимке) в полусобранном состоянии было захвачено союзниками в ходе стремительного наступления.
Bf 109K-4. Первые Bf 109K-4 поступили в третьи группы 77-й и 27-й истребительных эскадр. Боевое крещение K-4 получил 2 ноября - в районе Лейпцига летчики 27-й эскадры вступили в бой с истребителями союзников, эскортировавшими большую группу бомбардировщиков. Эскадра понесла тяжелые потери - погибли 27 и были ранены 11 пилотов, союзники же потеряли семь самолетов Mustang. К концу месяца K-4 поступили в третьи группы 3-й, 4-й и 26-й и первую группу 27-й истребительных эскадр, а к 1 января 1945 года - дню начала операции Люфтваффе "Bodenplatte" (массированные налеты на аэродромы союзников) - на новую машину перевооружили также II группу 2-й эскадры, I и IV группы 4-й эскадры и II группу 11-й эскадры. Впрочем, историки утверждают, что ни одно из подразделений не было оснащено только истребителями модификации Bf 109K - обычно они имели смешанный состав из модификаций "G" и "K". В январе 1945 года часть подразделений, оснащенных K-4, перебросили на Восточный фронт, включая и III группу 27-й эскадры. Кроме того, новый истребитель в январе - феврале 1945 года получил и ряд воевавших там авиагрупп.
16 октября 1952г.: поднялся в воздух первый Vautour, SO.4050-001, двухместный ночной истребитель, оснащенный ТРД SNECMA Atar 101B.
Развитие "Сил V" британских ВВС. Август-декабрь 1952г.: Прототип Handley Page Н.Р.80 Victor (WB771, фото), третий и последний британский дальний бомбардировщик, созданный в рамках инициированной в 1947 году программы "V-Bomber", совершил первый полет 24 декабря и был оснащен четырьмя двигателями Sapphire. Первый полет Victor был отложен после аварии в Боскомб Дауне, хотя рулежки были проведены за неделю до Рождества, а затем состоялся и первый 17-минутный полет (пилот - сквадрон-лидер Хэдли Хэйзельден, наблюдатель - Ян Беннет). 3 октября в районе островов Монте Белло, к северо-западу от Австралии, Великобритания произвела свой первый ядерный взрыв - надводный, мощностью 22-23 кт.
Bell/AgustaWestland BA609 - первый гражданский конвертоплан, он может брать до 9 пассажиров. Впрочем КМП США рассматривает возможность создания на его базе варианта ганшипа для сопровождения транспортно-десантных конвертопланов V-22.
19 февраля 1970г.: первый из двух экземпляров конвертоплана Canadair CL-84 впервые поднялся в воздух. Canadair CL-84 был оснащен двумя двигателями Lycoming T53 и имел поворотное крыло. Интерес к этому аппарату проявляли ВВС Канады и Великобритании, а также ВМС и Корпус морской пехоты США. Прототип показал хорошие результаты на испытаниях, однако заказов не последовало, и проект закрыли в 1974 году.
Развитие "Сил V" британских ВВС. Август-декабрь 1952г.: 30 августа поднялся в воздух первый дальний бомбардировщик с дельтовидным в плане крылом, прототип Avro 698 Vulcan (VX770, фото), оснащенный четырьмя двигателями Rolls-Royce Avon. Под управлением уинг-коммандера Р. Фалька Avro 698 два дня спустя уже выступал в показательной программе авиашоу SBAC в Фарнборо.
16 августа 1952г.: первый полет под управлением Э.Дж.Пегга совершил прототип Bristol Britannia (G-ALBO), оснащенный пока ТВД Proteus 625.
20 сентября 1952г.: после 9 лет "созревания" Douglas X-3, наконец-то, совершил под управлением Уильяма Бриджмана первый 18-минутный полет на авиабазе Эдвардс.
На фотографии - второй прототип Bell X-22A в полете с выпущенным шасси. X-22A поднялся в воздух 30 октября 1965 года и после серии испытаний в "Bell" и НАСА был передан ВМС США. Производственных контрактов не поступило, но полученные в ходе эксплуатации результаты были использованы в работе над другими ЛА.
Изображен N1K2-J Shiden-Kai из 343-го авиакорпуса авиации японского флота, 1945 год. Истребители Shiden данного авиакорпуса стали настоящей грозой американских Hellcat.
На Shiden стоял обычный воздушный винт - идею по оснащению самолетов соосными винтами противоположного вращения вкупе с двигателем MK4D Kasei быстро отставили в сторону.
Этот "George" попал в руки союзников. Следует отметить, что летчики Shiden постоянно испытывали проблемы с его шасси, часто не выдерживавшим нагрузки и трудно убирающимся.
По состоянию на 1942 год, прототип N1K1-J подкрыльевых 20-мм пушек не имел. Пушечное вооружение истребителей Shiden обеспечивало превосходство над американскими машинами, вооруженными преимущественно 12,7-мм пулеметами Browning.
Kawanishi Shiden на равных противостоял американским истребителям. N1K2-J (на фотографии - в одном из американских музеев) отличался простотой управления, надежностью и хорошей маневренностью.
Испытания трофейного Shiden летчиком-испытателем ВВС Армии США показали, что машина имеет хороший обзор для пилота и великолепные летные характеристики. Недостатками же оказались плохие характеристики сваливания, некоторые сложности в управлении и трудности с работой элеронов на больших скоростях.
Данный Bolo эксплуатировался в 18-й разведывательной эскадрилье авиакорпуса Армии США. Были выпущены около 350 самолетов B-18 - сравните с почти 13000 самолетами семейства B-17 Flying Fortress.
Оснащенный поплавковым шасси, Kawanishi N1K Kyofu получил у союзников обозначение "Rex". Примечательно, что этот вариант появился раньше, чем самолет наземного базирования.
York британских ВВС. Крупнейшим эксплуатантом самолета York были британские ВВС.На рисунке изображена третья серийная машина, переданная ВВС в 1944 году.
Военные и гражданские York сыграли важную роль в обеспечении работы Берлинского воздушного моста. Самолеты британских ВВС перевезли более половины всех грузов, пришедшихся на британскую часть знаменитой операции, хотя машина и не была предназначена для такой интенсивной эксплуатации на коротких маршрутах.
Но самым знаменитым стал ASCALON, персональный самолет Уинстона Черчилля, который также использовался королем Георгом VI во время посещения британских войск в Северной Африке и на Средиземноморье в мае-июне 1943 года.
G-AGJA стал первым из пяти York, выполненным для компании BOAC в комбинированном грузопассажирском варианте. Груз перевозился в носовой части самолета, а 12 пассажирских кресел размещались сзади.
Самолеты York из эскадрильи Транспортного командования британских ВВС на аэродроме Лука (сегодня международный аэропорт Мальты) готовятся к отправке на Дальний Восток.
Группа политиков позирует под крылом Avro York C.Mk I (1946 год). Удачной машине просто не повезло со "временем рождения" - вместе с прототипами построили всего 259 самолетов.
Машина "Формулы 1" выгружается из York компании "Hunting-Clan" в аэропорту Манчестера. Компания также привлекалась к военным перевозкам.
В 1950-х годах ряд гражданских авиакомпаний, эксплуатирующих York, привлекались для военных перевозок. Иногда их самолетам даже присваивались военные обозначения, причем многие машины ранее служили в ВВС.
На снимке запечатлен второй Bell XV-3 после оснащения его двухлопастными винтами вместо трехлопастных. В таком варианте он стал первым ЛА комбинированной схемы, совершившим переход в полете из вертикального (вертолетного) в горизонтальный (самолетный) режим.
13 марта 1952г.: BEA выпустила на линию Лондон - Париж авиалайнер Ambassador. К апрелю в эксплуатации находились уже шесть машин.
3 ноября: под управлением Бенгта Р. Олоу совершил первый полет прототип Saab A32 Lansen, а 25 октября 1953 года в пикировании он превысил скорость М=1.
Doak Model 16 был одним из проектов, финансировавшихся Армией США в области создания СВВП и конвертопланов. Аппарат был рассчитан на пилота и наблюдателя, предназначался для решения задач разведки, наблюдения, связи и поиска и спасения.
VZ-3RY был простым по конструкции экспериментальным самолетом с обдуваемыми закрылками для проверки концепции вертикального/укороченного взлета и посадки. Он отличался от других СВВП и конвертопланов тем, что перемещение в вертикальной плоскости он осуществлял за счет отклонения воздушной струи при помощи отклоняемых на 90° выдвижных закрылков.
Данный Y1B-7, несущий обозначения, применявшиеся в ходе учений ПВО авиакорпуса Армии США в 1933 году, принадлежит 31-й бомбардировочной группе. Основные опоры шасси убирались в ниши не полностью - часть колес выступала наружу.
B-23 создавался на основе B-18, но был совершенно новым самолетом, хотя и не смог соперничать с B-17E.
208-я эскадрилья была последней в британских ВВС, летавшей на Hunter. Три спарки получили черную окраску и приняли участие в параде в честь расформирования пилотажной группы "Black Arrow".
Дания. ET-271 из 724-й эскадрильи был одним из 35 самолетов Hunter, приобретенных датскими ВВС. По ряду причин к 1974 году 724-я эскадрилья была расформирована, на тот момент в боеготовом состоянии оставались только 10 самолетов.
Ирак. США финансировали поставку первой партии из 15 самолетов F.Mk 6 (1958 год), после чего Ирак приобрел еще 69 машин. На рисунке - G-APUX, демонстрационный T.Mk 66, взятый Багдадом у "Hawker" для оценочных испытаний.
ВМС Великобритании. ВМС эксплуатировали различные Hunter - в основном 41 двухместный T.Mk 8 и 40 GA.Mk 11 - для подготовки пилотов и операторов вооружения. Данный T.Mk 8M был оснащен РЛС Blue Fox и применялся для подготовки пилотов Sea Harrier.
Hunter на гражданке. Несколько Hunter эксплуатировались гражданскими компаниями. Наиболее известным стал G-APUX - он принадлежал компании "Hawker Siddeley Aviation" и использовался для испытаний (обратите внимание на большие подкрыльевые топливные баки). В 1960-х годах машину сдавали в долгосрочную аренду Ираку и Иордании, а затем переоборудовали в T.Mk 72 для Чили.