Agusta-Bell BA609
Страна: International
Год: 2003
Конвертоплан

Гражданский конвертоплан / многоцелевой военный конвертоплан
Описание
Фотографии
Bell/Agusta BA609

   BA609 стал первым в мире коммерческим, невоенным самолетом с поворотными двигателями (конвертопланом), сочетая в себе большие скорость, дальность полета и комфорт турбовинтового самолета с возможностью взлетать и садиться на ограниченные площадки, доступные ранее только вертолетам. Программа по созданию гражданского конвертоплана, названного первоначально D-600, стартовала в середине 1990-х годов - это был совместный проект компаний "Bell" и "Boeing". Последняя в 1998 году вышла из программы, а ее место заняла "Agusta".
   Новый проект получил обозначение BA609, о нем официально было объявлено в 1998 году на международном авиасалоне в Фарнборо. Впервые в воздух новая машина поднялась 7 марта 2003 года, причем взлет и посадка выполнялись тогда по-вертолетному. Примерно в то же время шла отработка и военного конвертоплана V-22 Osprey.
   Отличительной особенностью BA609 является Т-образное хвостовое оперение, тогда как на V-22 применено двухкилевое хвостовое оперение.
   В ходе первых полетов BA609 проявились различные проблемные моменты, часть из которых, как показали дальнейшие исследования, были вызваны расположением выхлопных отверстий. Они находились сбоку гондол двигателей, а не внизу, как на V-22, на котором аналогичные проблемы выявлены не были. После того как на BA609 выхлопные отверстия на левом двигателе были смещены, проблема была решена.
   Однако только в июле 2005 года конвертоплан BA609 сумел выполнить полет по полному профилю - то есть с переходом из режима "по-вертолетному" в поступательном полете в режим "по-самолетному". Второй прототип BA609 был показан широкой публике на демонстрационной площадке компании "AgustaWestland" в 2007 году, на международном авиасалоне в Париже. Конвертоплан также участвовал в показательной летной программе.
   Ожидается, что сертификация BA609 будет завершена к началу 2012 года, а первые поставки начнутся практически сразу же после этого. На сегодня получены заказы в общей сложности на более чем 80 конвертопланов, даже несмотря на его весьма высокую цену - более 10 млн долларов за машину. Аппарат предлагается в трех модификациях: HV-609 - для Береговой охраны США, UV-609 - боевой транспортный конвертоплан и BA619 - увеличенная гражданская версия.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bell Agusta BA609

   Тип: гражданский конвертоплан / многоцелевой военный конвертоплан
   Силовая установка: два ТВД Pratt & Whitney Canada PT6C-67A мощностью no 1940 л.с. (1447 кВт) каждый
   Характеристики: максимальная крейсерская скорость 509 км/час: максимальная скороподъемнос ть на уровне моря 457 м/мин; практический потолок 7620 м; статический потолок (в режиме вертолета) без учета влияния земли 1525 м; дальность полета с полезной нагрузкой 2500 кг на скорости 46) км/ час - 954 км
   Масса: пустого 4765 кг; максимальная взлетная 7620 кг
   Размеры: ширина максимальная, с вращающимися винтами 18.30 м; диаметр винта 7,90 м; длина 13,41 м; высота по хвостовому стабилизатору 4,60 м; ометаемая одним винтом площадь 49 м-
   Полезная нагрузка: до девяти пассажиров или груз массой до 2500 кг
Bell/Agusta BA609 tiltrotor prototype N609TR undertakes its first flight in airplane mode on July 21, 2005.
В случае большого объема продаж BA609, возможно, пробьет брешь в авиационном консерватизме. Конвертоплан вызывает значительный интерес, но получение реальных заказов возможно только после прохождения сертификации на соответствие нормам летной годности.
7 марта 2003г.: аппарат с кодом N609TR стал первым прототипом принципиально нового вертолета Bell-Agusta BA609 с изменяемым углом наклона несущего винта. Он совершил 36-минутный полет, в ходе которого завис на высоте 15 м, выполняя развороты и другие маневры на малых скоростях.
Second prototype BAAC BA609 civilian tiltrotor, N609AG (c/n 60002), performs in the flying display at Le Bourget on June 18, 2007. This was the type's public debut as it passes the 200 flying hour mark in the flight test programme.
Второй прототип конвертоплана Bell Agusta BA 609
Second prototype Bell/Agusta BA609 civil tiltrotor, N609AG (c/n 60002), seen during its first flight on November 9, 2006 from Cameri, Italy.
Второй прототип BA609 в полете над Альпами. В отличие от V-22 кабина BA609 выполнена герметичной - полет на больших высотах для пассажиров BA609 более безопасен и комфортабелен.
BA609 - это представитель нового класса летательных аппаратов, у него почти нет конкурентов. С такой машиной авиаперевозчики получат поистине уникальные возможности. Возможно, с началом поставок BA609 будет дан старт новой эре коммерческих авиаперевозок.
The AW609 is a major Leonardo programme, whose civil and military certifications are expected in 2019.
The second prototype AgustaWestland AW609 with the aerodynamic improvements to the vertical tailplane. The original straight trailing edge has been modified with a reduced width section on the lower four-fifths of the fin. The original square-section exhausts have been replaced by circular-section units.
Конвертоплан - один из способов совместить вертикальные взлет и посадку с более высокими, чем у традиционных вертолетов, летными характеристиками. Альтернативой конвертоплану может служить вертолет с дополнительной реактивной силовой установкой, но его максимальная скорость ограничена 416 км/ч. BA609 способен развивать скорость 506 км/ч.
Как и у V-22, диаметр винтов не позволяет установить их в нулевое положение при нахождении конвертоплана на земле.
Bell/AgustaWestland BA609 - первый гражданский конвертоплан, он может брать до 9 пассажиров. Впрочем КМП США рассматривает возможность создания на его базе варианта ганшипа для сопровождения транспортно-десантных конвертопланов V-22.
Как ожидается, BA609 будет способен выполнять многие задачи, ныне свойственные вертолетам: VIP-перевозки, работа на континентальном шельфе, поисково-спасательные операции, эвакуацию больных и раненых, работу в интересах полиции.
One of the advantages of tilt rotor aircraft is their insensitivity to cross-winds. Therefore, they can operate alongside conventional fixed wing aircraft without tying up already congested corridors. Robert Ryan Wilkins of Boeing’s Advanced Rotorcraft Systems has suggested that tilt rotor aircraft could delay (if not delete) the need for additional runway construction, seeing the Dallas, Texas downtown vertiport (the first in the world) as the pattern for similar developments. He believes that if cities plan properly for future air services, we may someday see vertiports serving travellers close to city centres.
Leonardo’s AW609 tiltrotor demonstrator in Dubai
The Bristow Group and AgustaWestland are to co-operate on the development of the AW609 tiltrotor.
Leonardo's nine-seat, eight-tonne AW609 tiltrotor is one of the most unusual-looking aircraft around.
Lifting and hovering like a helicopter then transitioning to forward flight like a conventional fixed-wing aircraft gives the AW609 potential in various applications.
The AW609 will be the first civil tiltrotor
The AW609 seen on display at RNAS Yeovilton on July 11, 2015 is the first civilian tiltrotor
N609TR, wearing its previous colour scheme, photographed during a demonstration flight at Heli Expo in 2014.
Единственный административный СВВП BA609, разработанный американской фирмой "Белл" совместно с итальянской "Агуста", должен взлететь в ближайшее время
"Белл-609"
Instrument panel of the Bell Agusta BA609 mockup (1999)
При составлении программы летных испытаний BA609 учитывался многолетний опыт компаний "Bell" и "Agusta". Истоки концепции гражданского конвертоплана восходят к 1930-м годам, но лишь современные технологии сделали гражданский конвертоплан реальностью.
The AW609 VETD (Virtual Enhanced Training Device) helps train AW609 aircrews on the state-of-the-art Rockwell Collins Pro Line Fusion avionics suite
In search and rescue configuration the AW609's pressurised cabin allows space for medical personnel to administer treatment to patients in either the single or dual stretcher configurations.
Eurofar progressed only to the stage of a wind-tunnel model before being overtaken by a Eurocopter-led programme (1998)
Mockup of the Bell Agusta BA609 (1999)
10 ноября 2015г. в ходе авиасалона Dubai Air Show Министерство обороны ОАЭ подписало с итальянской группой Finmeccanica меморандум о взаимопонимании относительно приобретения трех конвертопланов AW609 с опционом еще на три машины (фото сделано во время подписания меморандума).
After completing a year of market research Bell Helicopter Textron and Boeing Helicopters have concluded that the time is right to proceed with a six to nine passenger civil tilt-rotor aircraft. Designated the Bell-Boeing 609, orders and deposits are expected within the next few months and the aircraft is predicted to have a market for up to 1,000 over the next 20 years.
Bell Agusta BA609 tilt-rotor aircraft (1999)