Мировая Авиация 166
-
ДИ-6 отличался от большинства бипланов середины 1930-х годов убираемым шасси и размещением летчика и стрелка спиной к спине. Стрелок находился в полузакрытой кабине.
В. Пугачев выполнил первую посадку на Су-27 (Т10-25) с зацеплением гаком аэрофинишера на полосе, имитирующей палубу ТАКР "Тбилиси" ("Адмирал Кузнецов"), Саки, Крым. Также Пугачев первым 25 сентября 1984 года выполнил взлет с трамплина.
В сентябре 1988 года после летного происшествия с Н. Садовниковым В. Пугачева назначили старшим летчиком-испытателем по теме Су-27К.
Классический снимок периода Битвы за Британию. He 111 из KG 1 над Вест-Индскими доками Лондона, 7 сентября 1940 года.
В конце 1941 года He 111H-6 (на фотографии) стал очередным основным серийным вариантом бомбардировщика, заменив H-3. Держатели PVC, смонтированные под плоскостями крыла, допускали подвеску более крупных бомб или торпед. В бомбоотсеке подвешивали небольшие бомбы или дополнительный топливный бак. В носовой части фюзеляжа H-6 установлена 20-мм пушка MGFF.
После завершения воздушных сражений за Британию группировку самолетов He 111 рассредоточили, и основные их силы были брошены на Восточный фронт. На Западе (в Норвегии) остались лишь торпедоносцы из групп Stab, I. и II. эскадры KG 26, а 19 машин He 111 из группы II/KG 26 (на фотографии) действовали в Средиземноморье.
На некоторых вариантах He 111, включая H-6, допускалась установка 7,9-мм пулемета MG 17 в хвостовом обтекателе фюзеляжа.
Технический состав из KG 55 позирует перед He 111H-1 в Виллакубле, осень 1940 года. На бомбах, предназначенных для англичан, сделаны надписи, которые немцам казались смешными. В первые дни воздушного наступления боевой дух личного состава Люфтваффе был высок, но большие потери экипажей и техники быстро сбили спесь.
На He 111H-11 монтировалась дополнительная броня, которую в чрезвычайной ситуации можно было сбросить, чтобы увеличить скорость. Кроме того, на H-11 устанавливалась специальная подфюзеляжная паллета с узлами крепления для пяти бомб калибра 250 кг, а в носовой части фюзеляжа стоял пулемет MG 131.
An He 111H-11 with the special bomb-carrier plate for five SC 250 bombs and reinforcing strip around spherical nose cone
He 111H-6: торпедоносец. На внешней подвеске, на держателях PVC, H-6 мог нести две торпеды. Здесь подвешены практические торпеды LT 5Fb. Торпедоносцы действовали в составе KG 26 с норвежских аэродромов против северных конвоев союзников, следовавших в Мурманск и Архангельск. Как известно, из 36 судов конвоя PQ-17 погибли 23.
He 111H-14. Создан на базе H-10, оснащен специальными системами, включая FuG Samos, пеленгатором Peil-GV, APZ 5 и FuG 351 Korfu. He 111H-14 предназначался для лидирования обычных бомбардировщиков. В подразделении Sonderkommando Rastedter из KG 40, дислоцированной в 1944 году в Бордо-Мериньяке, имелось 30 таких самолетов.
An He 111H-14 of KG 100 fitted with increased radio equipment (FuG Samos, FuG 351, etc) utilised in the pathfinder role.
He 111H-6: летающая лаборатория Friedensengel. Минимум один He 111H-6 и, вероятно, один H-12 использовались для испытаний торпед LT 950B с планирующей системой L 10 Friedensengel ("Ангел мира"), предназначенной для увеличения дальности полета торпеды.
He 111H-8. Примерно 30 He 111H-6 переоборудовали в самолеты для прорыва полей аэростатов заграждения. Известны как минимум две конструкции для подрезки тросов аэростатов, но обе оказались неэффективными.
He 111H-6: истребитель танков. Альтернативной внешней подвеской He 111H-6 являлся транспортный контейнер Dobbas. Настоящий контейнер предназначен для 50-мм противотанковой пушки. Но из-за своих размеров He 111 никогда не применялся непосредственно как истребитель танков.
He 111P: стартовые ускорители. По крайне мере один He 111P оснастили в экспериментальных целях стартовыми ускорителями. На серийные самолеты ускорители не ставились. Результаты испытаний "ракетного" He 111 неизвестны.
He 111H: испытания двигателей. Самолет доработан для испытаний ТРД HeS 8 (HeS 30 ???), установленного под фюзеляжем. Двигатель использовался в программе разработки He 280. В один день с первым He 280 выполнил первый полет и первый в мире двухмоторный реактивный самолет - He 111 с двумя HeS 8. He 111 также служили буксировщиками в ходе безмоторных испытаний He 280.
Это He 111H-6 из KGr 100. 100-я группа являлась специализированной частью самолетов-лидировщиков Люфтваффе, аналогом частей "pathfinder" британских ВВС. Данный самолет получил повреждения в ночном налете и совершил вынужденную посадку на побережье Великобритании. На фотографии хорошо видна эмблема части - ладья викингов.
В результате высадки союзников на Сицилию (операция "Husky") немцы бросили на острове около 600 самолетов. Фотография He 111H сделана в Катанье.
Авиационная свалка под Мюнхеном сфотографирована в 1946 году. На снимке можно различить He 111, Me 262, Ju 88, Ju 52/3m и, как минимум, один Bf 110. К 25 апреля 1945 года большинство He 111 переключили на выполнение транспортных перевозок, но 27 самолетов из Gruppe Uhl продолжали выполнять ночные бомбардировки железнодорожных станций. Были еще 15 буксировщиков планеров из группы Schleppgruppe 1, дислоцированной в Кёнигграце.
He 111H-22. Здесь представлен самолет из состава III группы 3-й бомбардировочной эскадры (III/Kampfgeschwader 3), в конце лета 1944 года базировавшейся в Венло, Голландия. Группа принимала участие в операции "Rumpelkammer" - запусках самолетов-снарядов Fi 103 (V-1, "Фау-1") по Великобритании. На вооружении III./KG 3 состояли He 111H-22 и доработанные в носители самолетов-снарядов варианты H-16 и H-20. В сентябре 1944 года с Восточного фронта отозвали остатки эскадры KG 53, экипажи группы I./KG 53 распределили между II. и III./KG 53; на базе группы III./KG 3 сформировали новую I./KG 53. В ноябре 1944 года группа II./KG 53 присоединилась к I группе, наносившей удары Fi 103, но действовала она из районов Ольденбург и Бремен в Германии. Между тем из-за наступления союзников группе I./KG 53 пришлось оставить базу в Голландии. Предположительно еще несколько опытных экипажей из RG 27 перевели в KG 53. Ее III группа, скорее всего, предназначалась для обучения экипажей самолетов-носителей Fi 103. Позже эскадру расформировали в период между январем и апрелем 1945 года.
He 111H-3
Панорама аэродрома Уайдэвейк на острове Вознесения, снимок сделан в конце фолклендской войны. Victor выполняли дозаправку в воздухе самолетов Hercules, Nimrod и Vulcan, базировавшихся на острове Вознесения.
Последним истребителем Spitfire, на котором летал Куилл, стал вариант Mk V (AB910). На фотографии - этот самолет с маркировкой того времени. Изначально машина поступила на вооружение 222-й эскадрильи, затем ее доработали и присвоили регистрацию G-AISU, после чего она эксплуатировалась Мемориальным звеном британских ВВС.
Было построено девять опытных машин F-22 EMD с целью изучения и отработки всех особенностей конструкции истребителя. Последние два самолета EMD и два первых серийных истребителя были задействованы в эксплуатационных испытаниях.
Обладая возможностью летать выше других истребителей, летчики F-22 будут доминировать в воздушных боях. За счет сочетания сверхзвуковой крейсерской скорости, большого практического потолка, совершенного БРЭО и малозаметности Raptor в воздушном бою превосходит любой другой истребитель. Самолет также способен наносить точечные удары по наземным целям наивысшего приоритета, защищенным сильной ПВО.
Предполетный осмотр для F-22 имеет большее значение, чем для самолетов предшествующих поколений. Raptor построен с использованием технологий малозаметности (стелс). Форма планера создана так, чтобы сигнал от РЛС противника отражался лишь в нескольких направлениях.
F-22 из 1-го истребительного авиакрыла выполняет сброс GBU-32 JDAM с инертной боевой частью. На F-22 возлагаются задачи поражения наземных целей, на протяжении короткого периода самолет даже обозначался как F/A-22.
В. Пугачев всегда старался следовал своему правилу - не покидать самолет в воздухе, хоть и бывал на волосок от гибели. Так, в августе 2000 года при выполнении обычного испытательного полета на Су-33КУБ (на фото) разрушилась правая плоскость ПГО, обломки которой повредили крыло, фонарь кабины и воздухозаборник двигателя, на самолете начался пожар. В. Пугачеву удалось погасить пожар и выполнить аварийную посадку на аэродроме.
Этот P2V-5F, №131532, участвует в официальной фотосъемке компании "Lockheed". P2V-5F стал самым массовым вариантом Neptune - построено 424 самолета. Отличить P2V-5F (с 1962 года P-2E) легко - по дополнительным ТРД Westinghouse J34 под крылом.
Прототип XP2V-1 сфотографирован в полете над горами Калифорнии вскоре после того, как 17 мая 1945 года выполнил свой первый полет. Внешними отличиями первого Neptune стали уникальная конфигурация носовой стрелковой точки и форкиль.
Вслед за контрактом на 15 предсерийных самолетов P2V-1 с компанией "Lockheed" был заключен контракт на постройку 80 улучшенных P2V-2 с более мощными двигателями, усиленным вооружением и экипажем сокращенного состава. На фотографии самолет 8-й патрульной эскадрильи. Самолеты VP-8 несли идентификационный код HD.
Два P2V-2 в 1949 году доработали для полетов в Антарктиде (P2V-2N). Вооружение демонтировано, установлены лыжное шасси и магнитометр.
Prototype P2V-2N 122465 makes its initial test flight from Burbank on November 8, 1949. Only two examples of this sub-variant of the P2V-2 were built for Operation Deep Freeze to act as long-range search-and-rescue aircraft during Arctic exploration operations and in addition to the fitting of skis, fairings on the nose and nacelles were installed to make the skis flush when retracted.
Test flight for one of two P2V-2Ns delivered to VX-6. Note the fairings for the nose and mainwheel skis in retracted mode.
P2V-3C - ядерный бомбардировщик Neptune. В 1949-1950 годах 11 модернизированных P2V-3C поступили на вооружение смешанной эскадрильи VC-5, которой командовал коммандер Джон Т. Хэйвард. Самолеты рассматривались как временные палубные атомные бомбардировщики. Взлетная масса P2V-3C составляла 33 566 кг, взлет выполнялся с помощью стартовых ускорителей (RATO). Самолеты регулярно выполняли полеты с авианосцев "Мидуэй", "Франклин Д. Рузвельт" и "Коралл Си". Самолеты считались важной частью ядерного арсенала США, но им на смену пришли более адекватные палубные носители ядерного оружия. Хотя один Neptune (№ 122 969) оборудовали тормозным гаком, эти самолеты посадки на авианосцы никогда не выполняли. План предусматривал посадку на воду после нанесения ударов по СССР. На фотографии P2V-3C Neptune (№ 122 969) демонстрирует взлет с ускорителями RATO на авиабазе Гленвью в 1952 году.
P2V-4 стал первым Neptune с баками на торцах крыла, дальность полета увеличилась до 6759 км. Стандартной стала РЛС APS-20 (впервые появилась на P2V-3W), установлены моторы Wright R-3350-30W Turbo-Compound.
На P2V-5 установили крыльевые баки увеличенной емкости, шаровую носовую стрелковую турель Emerson, дополнительное БРЭО. Большинство P2V-5 со временем оснастили магнитометрами и ТРД J34.
P2V-6, в отличие от P2V-5, предназначался для постановки минных заграждений. 16 самолетов модернизировали в P2V-6B (P2V-6M, с 1962 года - MP-2F), способные нести противолодочные ракеты-торпеды Fairchild AUM-N-2 Petrel.
One of 42 P2V-6Ms, BuNo 131553, built to carry the Fairchild AUM-N-2 Petrel air to underwater-missiles.
После снятия с вооружения P2V-5 использовались для выполнения самых различных заданий. На фотографии один из девяти самолетов управления беспилотными мишенями P2V-5FD (DP-2E). Под крылом подвешена мишень Ryan Firebee.
На раннем этапе программы летных испытаний Джеффри Куилл передал должность старшего летчика-испытателя "Supermarine" Майку Литгоу. Первый полет на прототипе E.10/44 Куилл выполнил 27 июля 1946 года в Боскомб-Дауне.
Ансат предназначен для выполнения широкого круга задач: обучение летчиков, патрулирование, операции на континентальном шельфе, транспортировка больных и раненых, воздушное такси, VIP-перевозки.
Считается, что этот оснащенный специальным оборудованием вертолет Ансат используется российской фирмой "Радар" при отработке систем наведения крылатых ракет.
Операция "Urgent Fury" увенчалась успехом во многом благодаря высадке на остров морской пехоты с вертолетов CH-53D Sea Stallion, четыре такие машины были приданы эскадрилье HMM-261.
MH-53J Сил специальных операций США выполняет посадку на футбольное поле недалеко от посольства Ватикана, где укрылся генерал Норьега.
На Т10-3 Виктор Пугачев проводил испытания на определение перегрузок при торможении самолета аэрофинишером. На Т10-3 его коллега Николай Садовников 28 августа 1982 года впервые выполнил взлет с макета ТАКР.
Victor K.Mk 2 из 55-й эскадрильи дозаправляет Tornado F.Mk 3 британских ВВС. Заправщики Victor входе операции "Буря в пустыне" обеспечивали боевое патрулирование истребителей ВВС Великобритании.
Носовые части фюзеляжей шести из восьми Victor K.Mk 2, принимавших участие в операции "Granby", были украшены рисунками. Отметки о боевых вылетах наносили на все самолеты. Этот самолет "Maid Marion" выполнил 52 полета на дозаправку.
Командир 55-й эскадрильи винг-коммандер Дэвид Уильямсон сфотографирован на авиабазе Мухаррак. Этот самолет "Saucy Sal" выполнил 41 боевой вылет.
Этот XL189 на удалении 645 км от острова Вознесения едва не сорвал выполнение первой миссии "Black Buck". Ранее самолет выполнил третий боевой вылет на радиолокационную разведку.
Этот XL163 отправляется в тренировочный полет над Шотландией. Самолет выполнил первые два боевых вылета на радиолокационную разведку, принимал участие в четырех полетах в рамках миссий "Black Buck", обеспечивал полеты разведчиков Nimrod.
Природно-климатические условия острова Вознесения суровы. Остров представляет собой вершину вулкана и плохо приспособлен для принятия устаревших самолетов-заправщиков.
В случае большого объема продаж BA609, возможно, пробьет брешь в авиационном консерватизме. Конвертоплан вызывает значительный интерес, но получение реальных заказов возможно только после прохождения сертификации на соответствие нормам летной годности.
Конвертоплан - один из способов совместить вертикальные взлет и посадку с более высокими, чем у традиционных вертолетов, летными характеристиками. Альтернативой конвертоплану может служить вертолет с дополнительной реактивной силовой установкой, но его максимальная скорость ограничена 416 км/ч. BA609 способен развивать скорость 506 км/ч.
Как и у V-22, диаметр винтов не позволяет установить их в нулевое положение при нахождении конвертоплана на земле.
Как ожидается, BA609 будет способен выполнять многие задачи, ныне свойственные вертолетам: VIP-перевозки, работа на континентальном шельфе, поисково-спасательные операции, эвакуацию больных и раненых, работу в интересах полиции.
При составлении программы летных испытаний BA609 учитывался многолетний опыт компаний "Bell" и "Agusta". Истоки концепции гражданского конвертоплана восходят к 1930-м годам, но лишь современные технологии сделали гражданский конвертоплан реальностью.
Полет в строю выполняют самолеты трех из четырех модификаций, состоявших в начале 1970-х годов на вооружении подразделения 226 OCU. На переднем плане F.Mk 1А, за ним T.Mk 4 (оба из 65-й эскадрильи), далее - T.Mk 5 из эскадрильи 2T.
Впечатляющая линейка самолетов из учебного подразделения LCU и из 2-й эскадрильи ВВС Саудовской Аравии. Все F.Mk 52 и T.Mk 54 состояли на вооружении 6-й эскадрильи.
Во время захвата Гренады был потерян только один CH-46, сбитый 26 октября при попытке эвакуации американских студентов из кампуса медицинского училища в Гранд-Эрайз.
В течение непродолжительного периода Kokusai Ki-59 использовали в качестве связного и легкого транспортного, но от этой машины с низкими характеристиками быстро отказались в пользу более совершенных самолетов.
Kokusai Ki-86, аналог Bucker Bu 131, эксплуатировался с 1944 года в качестве стандартного самолета первоначального обучения.
Kokusai Type 4 Primary Trainer (Ki.86 "Cypress").
На фотографии хорошо видно необычное крыло прототипа Kellner-Bechereau E.4, разработанное Луи Бешеро.
Kl 35D стал развитием Kl 35, отличался усиленным шасси (допускалась замена колес на поплавки или лыжи). Кроме того была предусмотрена возможность установки двигателя Hirth HM 60R меньшей мощности.
Двухместный биплан FK 46 с двумя открытыми кабинами был вполне удачным спортивным самолетом.
Конструкция автожира KD-1A была достаточно совершенной для того времени. Имелось и механическое сцепление, предотвращавшее раскрутку в аварийной ситуации.
AJ 37 Viggen. ВВС Швеции разработали одну из самых сложных камуфляжных окрасок в мире. Верхние и боковые поверхности самолета несут пятна с четкими краями трех оттенков зеленого цвета и одного коричневого. Изображен истребитель-бомбардировщик AJ 37 из F7, базировавшегося на Сатенас. На принадлежность самолета указывает желтая маркировка на носовой части фюзеляжа. Самолет несет под фюзеляжем две УР класса "воздух - поверхность" Rb05 с телевизионным наведением и две противокорабельные УР Rb04 (под крылом). Для увеличения радиуса действия почти всегда подвешивался дополнительный бак.
Техническое обслуживание JA37 из F21, рассредоточенных на шоссе. По маневренности JA37 уступал другим истребителям своего поколения, но был хорошо вооружен и оснащен достаточно совершенным БРЭО.
Пара JA 37 выполняет взлет. Самолет из F21 (на переднем плане) имеет юбилейную окраску.
JA 37 укрепляли оборону Швеции в 1979-2005 годы. В этот период Viggen регулярно выполняли перехваты самолетов ВВС Варшавского договора и НАТО, работая зачастую с гражданских аэропортов.
SF 37 (Spanings Foto) базировались в Норркёпинге. SF/SH 37 состояли на вооружении авиакрыла F13 с 1977 по 1993 годы, JA37 - с 1980 по 1993 годы. F13 имело давние традиции эксплуатации реактивных истребителей компании "Saab" - Tunnen, Lansen и Draken.
Кувейт закупил 14 самолетов Lightning, первый из которых (спарка) выполнил первый полет 24 мая 1968 года. Поставки начались в декабре 1968 года, однако карьера Lightning в ВВС Кувейта оказалась короткой и неудачной - в 1977 году им на смену пришли Mirage F1.
T.Mk 55 существенно превосходил T.Mk 5 британских BBC. Ha T.Mk 55 установлены подфюзеляжный бак и крыло как на F.Mk 6.
Необходимость в двухместном учебно-тренировочном варианте была вызвана сложностью пилотирования Lightning. Первый T.Mk 4 летал на авиашоу в Фарнборо в 1959 году. Нагрузка на ручку управления в спарке оказалась меньше, чем в одноместной машине.
Этот XM967 начинал строиться как T.Mk 4, но был выпущен как второй прототип T.Mk 5. Первый T.Mk 5 разрушился в полете при попытке достижения скорости М=2.
T-4 из 31-й эскадрильи Dai, 1-е авиакрыло Тренировочного командования. В случае установки специального оборудования T-4 может использоваться для буксировки мишеней.
Запуск двигателей Bell AH-1T Sea Cobra эскадрильи HMM-267 КМП США, палуба десантного корабля "Гуам". Вертолету предстоит штурмовка аэропорта Перлз.
Такие LB-5 состояли на вооружении трех бомбардировочных групп и составляли основу парка тяжелых бомбардировщиков Армии США. Также ими были вооружены части, дислоцированные на Гавайских островах, в зоне Панамского канала и на Филиппинах.
Несмотря на "гражданское" происхождение, пять Desoutter Mk I и Mk II британской постройки поступили на вооружение Королевских ВВС. Один из них ныне находится в летном состоянии и принадлежит коллекции Шаттлуорта.
Права на Kl 107, разработанный Клеммом в годы Второй мировой войны, приобрела фирма "Bolkow". Самолет Kl 107B выполнил первый полет в 1956 году, трехместный вариант обозначался Kl 107C.
KLEMM KL.107. Developed from the wartime prototype, the considerably remodelled Kl.107 side-by-side two-seat trainer is now undergoing final test trials in Western Germany. Designed by Hanns J. Klemm, the Kl.107 is at present fitted with a 90-h.p. Continental, but later models may be fitted with a 140-h.p. Lycoming.
Kellet K-2 получился довольно сложным, но пригодным к практическому применению аппаратом. Автожир отличали несущий винт большого диаметра и крыло солидного размаха. Крыло разгружало винт в горизонтальном полете.
В обозначении Keystone XB-1 впервые в истории авиации Армии США использована буква "B" ("bomber"). Весьма необычный внешне самолет считался тяжелым бомбардировщиком.
Помимо собственных разработок "Keystone" серийно выпускала модели других фирм. Например, Keystone PK-1 - это вариант Naval Aircraft Factory PN-12 с двухкилевым оперением и полностью закапотированными моторами. Всего построено 18 самолетов PK-1, до того, как "Keystone" стала отделением компании "Curtiss-Wright".
C.II - разведывательный аэроплан традиционной конструкции. Бипланная коробка с W-образными стойками - излюбленная схема австро-венгерских авиаконструкторов.
Ki-105 предназначался для перевозки топлива с острова Суматра в Японию. На маршруте расход составлял 80% от взятого на борт, но в тот период был важен даже небольшой остаток в 20%.
Вероятно, FK 31 был первым по-настоящему пригодным к использованию истребителем-разведчиком и одним из первых самолетов, спроектированных "вокруг" двигателя воздушного охлаждения. Еще одной инновацией стали масляные амортизаторы стоек шасси.
FK 43 показал себя надежным и прочным аппаратом. Самолет постоянно совершенствовался, в частности, существенным изменениям подверглось горизонтальное оперение.