Panavia Tornado ADV (F)
Варианты:
Panavia - Tornado ADV (F) - 1979 - International
Страна: International
Год: 1979


Описание
Фотографии
Panavia Tornado
  
<...>
  Tornado ADV (Air Defence Variant) был создан на базе Tornado IDS для удовлетворения потребностей британских ВВС и оптимизирован для дальнего перехвата. Его основными особенностями являются использование РЛС Foxhunter и фюзеляж, удлиненный для подвески в полуутопленном положении ракет Sky Flash. Переходным Tornado F.Mk 2 вскоре пришли на смену Tornado F.Mk 3. ВВС Великобритании получили первый из 152 серийных F.Mk 3 в 1986 году, и с тех пор эти самолеты прошли несколько модернизаций. Первый этап включал установку органов управления, выполненных в соответствии с концепцией HOTAS, радиопоглощающих покрытий и автомата сброса ловушек. На втором этапе были расширены возможности бортовой ЭВМ и РЛС и установлена система передачи данных JTIDS. Долгожданный Eurofighter Typhoon был предназначен, прежде всего, для замены F.Mk 3, но в качестве промежуточной меры ВВС Великобритании модернизировали 100 F.Mk 3 по программе CSP (Capability Sustainment Programme). Они получили возможность нести ракеты AMRAAM и ASRAAM (хотя и без возможности использования полного потенциала этого оружия), в РЛС был введен режим обстрела нескольких целей и расширены возможности средств РЭП. Доработки по программе COV (Common Operational Value) включали установку совместимой с очками ночного видения кабины с новыми дисплеями, системы спутниковой навигации и аппаратуры засекреченной радиосвязи Have Quick. Первые самолеты CSP/COV были переданы подразделениям британских ВВС в 2000 году. Саудовская Аравия получила 24 новых F.Mk 3, а Италия взяла в аренду у англичан 24 модернизированные машины в 1995 году в качестве переходного истребителя до появления Typhoon. ADV всех трех стран принимали участие в боевых действиях во время операции "Буря в пустыне", над бывшей Югославией и в ходе других операций НАТО. Хотя принятие на вооружение британских ВВС истребителя Eurofighter в 2005 году привело к быстрому списанию Tornado, но имелись планы и по их дальнейшему использованию. В частности, предполагалось оснастить их противорадиолокационными ракетами ALARM и соответствующим БРЭО, чтобы восполнить нехватку самолетов подавления ПВО в составе сил НАТО. В рамках сокращения военных расходов 111-я эскадрилья британских ВВС списала последний ADV в марте 2011 года.
Удлинение фюзеляжа Tornado ADV для размещения ракет Skyflash дало дополнительный выигрыш в виде увеличения запаса топлива. Самолет на снимке служил в 5-й эскадрилье и был одним из самолетов варианта F.Mk 3T с ручкой управления в задней кабине.
Tornado F.Mk 3. Этот F.Mk 3 принадлежит 29-й эскадрилье ВВС в Конингсби, первому боевому подразделению Tornado ADV, заступившему на дежурство 1 ноября 1987 года. В структуре НАТО подразделение подчинялось SACLANT (Supreme Allied Commander Atlantic - Верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО на Атлантике) и обеспечивало ПВО над Атлантикой. Самолеты были задействованы в операции "Granby" в 1991 году, действуя с баз в Саудовской Аравии. 13 марта 1991 года, после завершения боевого патрулирования в ходе подготовки операции союзников против Ирака, шесть самолетов вернулись в Конингсби.
Tornado ADV. Саудовские ADV отличались от британских F.Mk 3 лишь в деталях и несли аналогичное вооружение из УР AIM-9L/SkyFlash. Саудовские Tornado первыми получили РЛС Foxhunter (этап 1).
Prototypes
27 октября 1979г.: взлетел первый самолет Tornado в варианте истребителя ПВО (ADV). Он был подобен варианту ударного перехватчика IDS, но имел расширенный фюзеляж для увеличения запаса горючего и ракет.
Самолет ZA254 долгие годы использовался для летных испытаний, пока не занял место памятника у въезда на авиабазу Конингсби. На снимке он несет пару измерительных контейнеров Sky Shadow, использовавшихся при испытаниях ракеты SkyFlash.
Tornado ADV был создан как носитель ракеты BAe SkyFlash - развития американской AIM-7E-2 Sparrow с усовершенствованными ГСН и взрывателем. Ракета была принята на вооружение истребителей Phantom в 1978 году и имела дальность пуска 50 км. Самолет ZA283 был первым ADV,c которого произвели пуск SkyFlash.
UK
ZD901 displays its four semi-recessed Sky Flash AAMs under the fuselage as it gets airborne in afterburner.
With wings in the forward sweep position, a Tornado F Mk 2 breaks off from behind the photographic Lockheed Hercules.
Tornado ADV был предназначен, прежде всего, для перехвата советских бомбардировщиков
Недостаточная маневренность и низкие характеристики ADV на больших высотах частично компенсировались мощной РЛС и превосходным вооружением. На закате своей карьеры эти самолеты вернулись к роли, которую они играли в годы холодной войны, - перехват и сопровождение бомбардировщиков ОКБ Туполева, приближающихся к воздушному пространству Британии. Два горизонтальных пилона для ракет Sidewinder свидетельствуют, что перед нами переходный вариант F.Mk 2 (F.Mk 3 имеет четыре таких пилона).
Этот снимок Tornado F.Mk 2 был сделан с открытой грузовой рампы британского военно-транспортного самолета Hercules. Хорошо видно полуутопленное положение ракет BAe SkyFlash.
Авиакрыло Лиминг: Авиабаза в Северном Йоркшире получила F.Mk 3 второй; первые самолеты поступили в 11-ю эскадрилью (на фото, сформирована 1 июля 1988 года). Формирование 23-й эскадрильи завершилось 1 ноября 1988 года, 25-й - 1 октября 1989 года. В рамках сокращения бюджета 23-ю эскадрилью расформировали 28 февраля 1994 года, в 1996 году ее воссоздали как эскадрилью ДРЛОиУ (E-3 Sentry). 11 -я эскадрилья сегодня вооружена Typhoon и дислоцируются в Конингсби. 25-я эскадрилья расформирована в апреле 2008 года.
На этом снимке Tornado F.Mk 3 хорошо видны удлиненные сопла более мощного двигателя Mk 104 и широкий обтекатель корневой части киля, по которым его можно отличить от предшественника - Tornado F.Mk 2.
20 ноября 1985г.: совершил полет первый серийный Tornado F.Mk 3, вариант для ПВО британских ВВС (ZE154) с двигателями RB 199 Mk 104 с регулируемыми соплами.
"Торнадо" F.Mk 3 (рег. N ZG753/килевой код HH) из 11-й эскадрильи RAF. Шотландия, 24 февраля 2005г.
Tornado F.3 (per. № ZG797/ килевой код GF) из 43-й АЭ Королевских ВВС Великобритании. Шотландия, 20 июля 2006 г.
Авиакрыло Конингсби: 29-я эскадрилья первой к 1 апреля 1987 года была полностью перевооружена на F.Mk 3, все крыло перевооружилось к 1 января 1988 года - последней стала 5-я эскадрилья (на фото). Из-за сокращения бюджета одна из двух эскадрилий подлежала расформированию, ей стала 29-я эскадрилья - ее расформировали 31 марта 1999 года, но восстановили в 2003 году как отряд для подготовки летчиков Typhoon. 5-ю эскадрилью расформировали в 2003 году, а 2004 году на ее базе создали подразделение "Sentinel" на базе Уоддингтон.
F.Mk 3 без внешних подвесок в полете на форсажном режиме работы обоих двигателей. Установленные на F.Mk 3 двигатели Mk 104 оснащены цифровой системой управления (FADEC).
Самолеты 5-й Воздушной армии НАТО, участвовавшие в обеспечении режима запрета полетов над бывшей Югославией, базировались в Италии, включая этот Торнадо F.Mk 3 из 23-й эскадрильи, сфотографированный над Адриатикой в апреле 1994 года.
Пара "Торнадо" F.Mk 3 из 5-й эскадрильи во время патрульного полета в районе границы Саудовской Аравии с Ираком. Август 1990г.
Британские Tornado, похожие на эти F.Mk 3 из 5-й эскадрильи, не имели проблем при развертывании в районе Персидского залива. Поскольку ВВС Саудовской Аравии эксплуатировали такие же самолеты, соответствующая инфраструктура и обслуживание были обеспечены англичанам сразу "по прибытии".
1 апреля 1987г.: 29-я эскадрилья первой в британских ВВС официально перешла на Tornado F.Mk 3. Ранее на ее вооружении стояли Phantom FGR.Mk 2.
Самолеты из Конингсби. На переднем плане - F.3 из испытательного отряда OEU, за ним - Tornado из 56-й (резервной) эскадрильи. Третий перехватчик - из 5-й эскадрильи. К моменту выполнения снимка 29-я эскадрилья уже была расформирована. В 2008 году в Конингсби не осталось ни одного Tornado F.Mk.
Удлиненный фюзеляж Tornado ADV позволяет разместить под ним попарно четыре ракеты Sky Flash в полуутопленном положении.
Крыло изменяемой в полете стреловидности позволяет самолету Tornado достигать максимальных характеристик на всех режимах полета. На фотографии - самолет с крылом в положении максимальной стреловидности.
Крыло изменяемой в полете стреловидности позволяет самолету Tornado достигать максимальных характеристик на всех режимах полета. На фотографии - самолет с крылом, установленным в положение минимальной стреловидности. Минимальная стреловидность крыла оптимальна для выполнения взлета и посадки, а также для маневрирования на малых скоростях.
Tornado - многофункциональный боевой самолет. Изначально проектировался консорциумом "Panavia" как Multi-Role Combat Aircraft (MRCA) под требования ВВС Великобритании, Италии и ФРГ к ударному и разведывательному самолету. Вариант Tornado Interdictor/Strike (IDS) путем глубокой модернизации был превращен в перехватчик Tornado ADV. Базовый вариант IDS может применяться для изоляции района боевых действий, нанесения точечных ударов по наземным целям, разведки, подавления ПВО и борьбы с надводными целями. Под широкой носовой частью фюзеляжа возможна подвеска в полуутопленном положении до четырех УР "воздух-воздух" Sky Flash и нового вооружения, разработанного для перехватчика ADV (фото; в британских ВВС некоторое время использовался и для подавления ПВО). Tornado IDS британских ВВС были модернизированы в специализированные разведчики, а в Италии и ФРГ строились собственные разведчики и самолеты РЭБ.
По мнению британских летчиков, F.Mk 3 по маневренности превосходит Hunter, ускоряется быстрее, чем Lightning, и во всех отношениях превосходит Phantom. Tornado ADV отлично показал себя на учениях, взаимодействуя с AWACS. Экипаж из двух человек успешно выполнял самые сложные задания и действовал эффективнее одноместных истребителей.
С крылом в положении минимальной стреловидности Tornado вполне способен вести маневренный воздушный бой против большинства современных ему истребителей. Самолет оборудован системой предупреждения выхода на режимы сваливания и большие углы атаки.
The first two Tornado F Mk 2s delivered to No 229 OCU at RAF Coningsby were ZD901 "AA" and ZD903 ”AB" - both dual control aircraft from the first production batch, with RB.199 Mk 103 engines and short tail pipes.
This display season's Tornado-Spitfire double-act. Spitfire PR. XIX PM631 of the Battle of Britain Memorial flight is being flown by Sqn Ldr Paul Day, and the Tornado F.2 by Wg Cdr Richard Peacock Edwards, the CO of Coningsby's Tornado OCU
На снимке Tornado GR.Mk 1A в зимнем камуфляже из эскадрильи II(AC) и F.Mk 3 из 29-й эскадрильи хорошо видны различия между двумя модификациями. Вариант ADV выглядит более "стройным" за счет удлиненного фюзеляжа и обтекателя РЛС, кроме того, передняя кромка неподвижной части его крыла имеет большую стреловидность. Несмотря на это, конструкция IDS и ADV унифицирована на 80%, а основные отличия касаются передней части фюзеляжа, строившейся в Британии.
Во время "Бури в пустыне" Tornado F.Mk 3 выполняли задания совместно с F-15 ВВС Саудовской Аравии и США, осуществляя круглосуточное патрулирование воздушного пространства над северной частью Саудовской Аравии. Каждый полет длился примерно четыре часа. На фотографии пара F.Mk 3 сопровождает Tornado GR.Mk 1.
В RAF на смену Tornado F.Mk 3 (на переднем плане) должны прийти более маневренные истребители Typhoon. ADV критиковали за недостаточную маневренность, по сравнению с истребителями Су-27, которые могли сопровождать советские бомбардировщики. В 2007 году британские Tornado провели учебные бои с индийскими Су-30 - и ADV потерпели полное поражение.
На смену Lightning пришли Tornado F.Mk 3, обладающие большей продолжительностью полета и увеличенной массой полезной нагрузки.
Приобретение британскими ВВС самолета Sentry AEW.Mk 1, поступившего на вооружение в 1991 году, позволило использовать парк Tornado в рамках современной системы ДРЛО и управления. Значительно расширили боевые возможности Tornado F.Mk 3 и самолеты с объединенной тактической системой распределенной информации JTIDS и ракеты AMRAAM.
Британский Sentry выполняет полет в сопровождении двух Tornado F.Mk 3. Именно такой вариант боевого порядка наиболее часто применяется в системе ПВО Великобритании, но в 2011 году ожидается снятие Tornado с вооружения. Три британских E-3D в 2011 году находились на хранении в пригодном к полетам состоянии.
На пике службы в 1992-1994 годах парк Tornado F.Mk 3 британских ВВС включал семь эскадрилий, части боевой переподготовки и звено из четырех самолетов, базировавшееся в Маунт Плезант на фолклендских островах. Три подразделения F.Mk 3 находились на базе ВВС в Лиминге, Йоркшир, вместе с 100-й эскадрильей, вооруженной самолетами Hawk (на снимке), изображавшими противника при тренировках сил ПВО.
Victor K.Mk 2 из 55-й эскадрильи дозаправляет Tornado F.Mk 3 британских ВВС. Заправщики Victor входе операции "Буря в пустыне" обеспечивали боевое патрулирование истребителей ВВС Великобритании.
Заправщики Великобритании регулярно проводят операции с ВВС других стран. На снимке: смешанная группа из VC10 K.Mk 4, Tornado F.Mk 3 и французских Mirage 2000D.
Италия - ВВС (Aeronautica Militare Italiana, AMI). В ситуации, когда перехватчики F-104S устарели, а принятие на вооружение Eurofighter затянулось, ВВС Италии 17 ноября 1993 года подписали соглашение о лизинге сроком на пять лет 24 F.Mk 3, которые в британских ВВС считались излишними. Самолеты оставались собственностью британских ВВС и в случае необходимости подлежали в кратчайший срок возвращению Великобритании. Первые 12 самолетов заменили F-104S в 12-й группе истребителей-перехватчиков 36-го полка летом 1995 года. Самолеты второй партии поступили в 21-ю группу истребителей-перехватчиков 53-го полка. Вскоре 21-я группа была передислоцирована в Джоя-дель-Колле, став частью 36-го полка, - все итальянские Tornado сосредоточились на базе Новара/Камери, с которой они вылетали для участия в операции "Allied Force" (на снимке). В 2002-2004 годах Tornado вернули Великобритании, на смену им пришли 34 взятых в лизинг F-16.
R.A.F. Panavia Tornado F.2 ZD937 "AQ" of No. 229 O.C.U.. Coningsby
Tornado F.3 (per. № ZE735/ килевой код TG) из 56-й АЭ Королевских ВВС Великобритании. Авиабаза Нортхолт, 10 июня 2006 г.
The F Mk 2 ZD906 "AN” in front of one of the Phase 3 Hardened Aircraft Shelters (HAS) at Coningsby.
Благодаря наличию ВСУ для запуска двигателей, Tornado ADV не требуется дополнительного оборудования. Самолет способен взлететь по тревоге всего через несколько минут после поступления приказа. На фотографии - F.Mk 3 из 43-й эскадрильи, авиабаза Льючарс.
Оснащенный ВСУ и совершенной помехоустойчивой линией передачи данных, а также обладающий хорошими взлетно-посадочными характеристиками, ADV идеально приспособлен для рассредоточенного базирования на передовых аэродромах. Большинство заданий ADV выполняют парой.
Хотя по маневренности Tornado ADV уступает многим другим истребителям, он неплохо проявил себя в ходе многонациональных учений, таких как "Red Flag" на американской авиабазе Неллис, где был сделан этот снимок. В качестве замены для Tornado ADV Великобритания и Саудовская Аравия выбрали более маневренный Eurofighter Typhoon.
Первыми британскими самолетами, прибывшими в район Персидского залива, стала эскадрилья Tornado F.Mk 3, проходившая подготовку на Кипре. Она сразу же начала осуществлять боевое патрулирование против внезапных нападений иракских самолетов.
Italy
Итальянские ВВС начали использовать Tornado F.Mk 3 в 1995 году, получив их в аренду от Британии, чтобы заполнить временной промежуток между уходом старых истребителей Starfighter и поступлением новейших Eurofighter. Итальянские ADV были возвращены англичанам в 2003-2004 годах, успев в 1999 году принять участие в операции "Allied Force" в бывшей Югославии.
Saudi Arabia
После снятия F.Mk 3 с вооружения ВВС Великобритании в 2011 году, больше не осталось операторов этого варианта. ВВС Саудовской Аравии списали свои самолеты этой модели в 2006 году, а вскоре за ними последовали и ВВС Италии.
Располагая богатейшими запасами нефти, Саудовская Аравия закупает самые современные боевые самолеты. Саудовские Tornado ADV вместе с F-15 осуществляли воздушное патрулирование вдоль границы с Кувейтом.
Экипажи Tornado саудовских ВВС проходили подготовку в Конингсби вместе с британскими летчиками. Саудовский заказ включал шесть самолетов с полностью дублированным управлением при сохранении всех боевых возможностей базовой модели. Органы управления во второй кабине были рудиментарными.
Prototypes
Неокрашенный прототип A01 на заводе в Вартоне незадолго до выкатки в августе 1979 года. Вскоре самолет поднялся в воздух и неплохо показал себя в ходе летных испытаний.
Photographed prior to painting, the first prototype of the Tornado F Mk 2 seen below at BAe Warton is scheduled to commence its flight test programme during the autumn, the second and third prototypes of the ADV joining the programme next year. The first production example of the Tornado GR Mk 1 was rolled out at Warton on 5 June 1979, this being a dual-control example to be delivered to the Tri-national Tornado Training Establishment at RAF Cottesmore.
Взлетает первый прототип перехватчика "Торнадо" F.2
UK
Выяснилось, что БРЭО E-3D не стыкуется с британской системой связи IJMS, что не позволяет экипажам AWACS'ов наводить на обнаруженные цели перехватчики "Торнадо"F.3. Это, в свою очередь, делало последние практически бессильными перед советскими многорежимными стратегическими ракетоносцами Ту-160, изначально предназначенных для нанесения ударов крылатыми ракетами Х-55 в условиях сильного противодействия натовской ПВО.
Most OCU flying takes place at present with the Tornado F Mk 2s in “clean” configuration, although the wing pylons are retained. Weaponry training will be concentrated at Akrotiri in Cyprus and Decimomannu in Sardinia.
First front-line fighter squadron to equip with the Tornado F.3 is No. 29 at Coningsby, now working up to operational readiness; ZE208 "BT" illus.
Пуск ракеты ближнего боя "Сайдвиндер" с борта "Торнадо" F.Mk 3
Учебный пуск ракеты "Скай Флэш" с катапультной установки
Back-up for U.K. air defence - British Aerospace Hawk T.1A XX350 of No. 234 "Shadow" Squadron (No. 1 T.W.U.), Brawdy, armed with Sidewinders and cannon pod, and Panavia Tornado F.3 ZE162 "AY" of No. 65 "Shadow" Squadron (No. 229 O.C.U.), Coningsby
"Харриер" GR.7 (3-я эскадрилья) и "Торнадо" F.3 (23-я эскадрилья) выполняют демонстрационный полет в Малайзии, сентябрь 1992г.
Ту-160 в сопровождении британского "Торнадо"
Встреча российского бомбардировщика Ту-95МС в небе Англии
Во время визита в Великобританию - пролет вместе с британским "Торнадо". Командир Ту-95МС - Земнухов В.С.
Four of the OCU Tornado F Mk 2s on the flight line at Coningsby.
One of No 229’s first Tornado F Mk 2s on display at Coningsby, together with its armament of two AIM-9L Sidewinders and four Sky Flash AAMs, plus the 27-mm IWKA-Mauser cannon, shown (inset) in more detail.
Saudi Arabia
Панавиа "Торнадо" ADV
Italy
Итальянский "Супер Старфайтер" F-104S и идущий ему на смену Панавиа "Торнадо".
Details
Ракеты средней дальности "Скай Флэш"
Устройства для постановки ИК помех на "Торнадо" F.Mk 3
The No 229 OCU badge, comprising a crossed sword and Olympic torch.
 
Передняя и задняя кабины перехватчика "Торнадо" F.2(T)
The front (left) and rear (right) cockpits of the second prototype of the Tornado F Mk 2. The navigator’s (rear) cockpit shows the control column fitted for dual control training, and not part of the operational fit.
Даже без дозаправки в воздухе ADV способен перехватить цель на удалении 480 км от аэродрома или на удалении 1600 км при выполнении полета на дозвуковой скорости.
"Торнадо" F.Mk 3 (ZA466/FH) после аварийной посадки. Авиабаза Табук, 18 октября 1990г.
Tornado F.Mk 3. Этот F.Mk 3 из 229-й части боевой переподготовки (OCU) в Конингсби одновременно несет обозначения и 65-й эскадрильи, которая была сформирована 1 января 1987 года как вспомогательное, "теневое", подразделение OCU, для отработки обслуживания таких частей. Эмблема 65-й эскадрильи - лев на фоне 15 мечей - является напоминанием об одном боевом эпизоде, когда были уничтожены 15 вражеских самолетов. А на киле находится эмблема 229-й OCU - скрещенные факел и меч. Это подразделение было расформировано 1 августа 1992 года и тут же преобразовано в 56-ю (резервную) эскадрилью, до этого вооруженную самолетами Phantom. По мере сокращения парка F.Mk 3 OCU была расформирована в 2008 году, а в июле 2009 года за ней последовала 43-я эскадрилья. Ныне единственным боевым подразделением, вооруженным F.Mk 3, остается 111-я эскадрилья. Планировалось, что ее 12 самолетов будут обеспечивать ПВО в составе сил быстрого реагирования НАТО до весны 2011 года.
First impression to be released of the Air Defence Variant (ADV) of the Panavia Tornado which is being developed for the R.A.F. It will be armed with Skyflash medium-range and Sidewinder short-range missiles, plus a 27-mm. cannon for close combat. Of the R.A.F.'s 385 Tornadoes, 165 will be ADVs. They will replace two squadrons of Lightnings and seven squadrons of Phantom fighters
An impression of a VC 10K Mk 3 tanker trailing its two wing-mounted drogues for the benefit of a pair of Tornado F Mk 2s.
Panavia Tornado F Mk 2
Tornado F.Mk 3
Панавиа "Торнадо" ADV