Мировая Авиация 56
-
Анатолий Квочур катапультировался из своего МиГ-29 только после того, как убедился, что истребитель не упадет на людей - к этому времени самолет уже вертикально шел к земле и до столкновения оставались считанные мгновения. Его парашют не успел полностью раскрыться, но он сохранил жизнь пилоту, еще раз подтвердив высокую надежность катапультного кресла К-36Д. Кресло оснащено длинными телескопическими штангами по бокам заголовника, на концах которых размещаются небольшие стабилизирующие парашюты.
Самолет Квочура буквально "вонзился" в парижскую землю. Правый двигатель взорвался при столкновении. Ударная волна сначала пошла по линии наименьшего сопротивления - через выхлопные трубы, затем сдетонировали топливные баки, и самолет скрылся в шаре пламени.
Анатолий Квочур приземлился практически рядом с пылающими обломками своего самолета и в опасной близости от катапультного кресла К-36Д и сброшенного фонаря кабины.
Два киля МиГ-29, обеспечивающие самолету хорошую управляемость на больших углах атаки, остались невредимыми среди обломков сгоревшей машины, на залитой пеной траве Ле-Бурже.
A-10 взлетает с Авиано. Самолет несет смешанную боевую нагрузку. На внешних пилонах разместилось оборонительное вооружение, состоящее из двух ракет AIM-9M и контейнера РЭБ ALQ-131, а на внутренних - наступательное: два блока НАР, две ракеты Maverick и две бомбы Mk 82.
Типовое вооружение A-10, действовавших над бывшей Югославией, состояло из управляемых ракет Maverick, бомб Mk 82, ракет "воздух-воздух" и пушки. Хотя счет побед A-10 довольно велик, до сих пор идут дебаты о его соответствии истине, так как сербы зарекомендовали себя мастерами маскировки и создания ложных целей.
В соответствии с концепцией, принятой ВВС США, A-10 оснащены системой дозаправки в полете. Самолеты-заправщики широко использовались во время операции "Allied Force", и здесь Thunderbolt II заправляется от KC-135.
Пара A-10 из 81-й эскадрильи готовится отойти от самолета-заправщика перед очередным боевым вылетом над бывшей Югославией. Эскадрилья, входившая в состав 52-го авиакрыла, обычно базировалась в Шпангдалеме (Германия), но во время операции "Allied Force" действовала с итальянских авиабаз Авиано, а позднее с Джиоя-дель-Колле.
В конце 2001 года A-10 из 52-го авиакрыла продолжали оставаться на итальянской авиабазе Джиоя-дель-Колле. До этого времени подразделение было также задействовано в охране закрытой для полетов зоны на юге Ирака.
На итальянской авиабазе Джиоя-дель-Колле техники по вооружению подвешивают бомбы Mk 82 под крыло самолета A-10 из состава 81-й эскадрильи.
Авиатехник произвел заключительный осмотр A-10 перед вылетом. Самолеты готовятся взять курс на бывшую Югославию.
После отказа от использования армейских боевых вертолетов AH-64 против сербской бронетехники в Косово задачи по борьбе с ней были возложены на "старые, простые и надежные" A-10.
Harrier GR.Mk 7. Операция "Deliberate Force" началась 28 августа 1995 года после артиллерийского обстрела боснийскими сербами центра Сараево. С 30 августа по 14 сентября авиация НАТО выполнила свыше 3000 боевых вылетов. Еще раз авиаудары наносились в период с 8 по 10 октября. Самолеты Harrier, например, ранним утром 30 августа атаковали склад вооружений в Луковице и оружейный завод в Вугошке в составе второй волны атакующих. Машины обычно действовали двумя парами, к каждой из которых был "прикомандирован" Jaguar GR.Mk IB.
Британские Harrier в первый день операции осуществляли непосредственную поддержку войск, используя обычные 454-кг бомбы. При патрулировании самолеты обычно несли кассетные бомбы CBU-87 или 454-кг фугасные бомбы (на снимке).
Операция "Deny Flight" была попыткой реализации резолюции ООН по предотвращению конфликтов в бывшей Югославии. Когда противоборствующие стороны начали нарушать гуманитарные нормы, началась операция "Deliberate Force", во время которой и получили боевое крещение британские Harrier GR.Mk 7.
Помимо ударных задач британские Harrier занимались разведкой (обратите внимание на контейнер GP(1)) и могли оказывать непосредственную поддержку войскам в случае вооружения обычными бомбами. Истребители-бомбардировщики Jaguar, оснащенные контейнерами TIALD, осуществляли подсветку целей КАБ с лазерным наведением, которые несли Harrier.
Помимо КАБ и обычных бомб, действовавшие в Боснии Harrier широко применяли скоростные ракеты CRV-7. Обратите внимание - серая краска местами уже начала отслаиваться.
В ходе операции "Deliberate Force" авиация НАТО действовала ударными группами, выполнявшими до пяти вылетов в день и включавшими самолеты различных типов. Например, Jaguar и два Harrier действовали совместно с парой F-16 ВВС США, четверкой F/A-18 ВМС или КМП США и двумя F-16 голландских ВВС. Группу по очереди возглавляли пилоты каждой из стран.
Bf 110G-4b/R3. Самолет на рисунке принадлежал обер-лейтенанту Вильгельму Йонену, командиру эскадрильи 5./NJG 5. Ночью 28 апреля 1944 года при перехвате британских бомбардировщиков самолет вошел в воздушное пространство Швейцарии. Подбитая зенитным огнем машина совершила вынужденную посадку в Дюбендорфе, где была интернирована швейцарскими властями. Опасаясь попадания новейшей РЛС FuG 220 Lichtenstein SN-2b в руки союзников, Германия была вынуждена продать швейцарцам 12 истребителей Bf 109G в обмен на гарантированное уничтожение самолета и его оборудования.
При действиях днем Bf 110 иногда применял реактивный 21-см гранатомет Werfergranate, получивший прозвище "Pulk-Zerstorer" ("Разрушитель строя").
В 1943 году Bf 110 использовались для борьбы с бомбардировщиками как ночью, так и днем. С самолетов была снята РЛС, как у этого Bf 110G-2 из 7./NJG 1.
РЛС Lichtenstein ВС увеличивала шансы Bf 110 обнаружить бомбардировщик ночью, но ее антенны отнимали 40,2 км/ч от максимальной скорости. Кроме того, РЛС можно было "ослепить" сбросом дипольных отражателей "Window".
Bf 110G-4 из состава 9./NJG 3 во время дневного вылета летом 1943 года. С середины 1941 года первоначальный черный матовый камуфляж "ночников" начал уступать место пятнистой окраске светло-серого цвета. Снимок сделан с места стрелка.
Дополнительные топливные баки входили в стандартный комплект оснащения F-15C, позволяя им патрулировать в воздухе до трех часов. Для более продолжительных полетов требовалась дозаправка в воздухе.
Наиболее успешно в этом конфликте действовали истребители F-15C Eagle. Самолеты на снимке, несущие полный комплект ракет Sidewinder и Sparrow, принадлежали самому результативному подразделению - 58-му тактическому истребительному крылу ВВС США.
Этот F-15C - один из нескольких истребителей, одержавших две воздушных победы во время операции "Буря в пустыне". Отметки побед наносились на самолет, одержавший победу вне зависимости от того, кто на нем летал. Так что сам капитан Уильямс (чье имя видно на борту) не имеет к этим отметкам никакого отношения.
С самого начала конфликта в нем участвовали 24 канадских CF-188. Эти самолеты обеспечивали круглосуточное воздушное прикрытие кораблям коалиции.
В соответствии с концепцией, принятой ВВС США, A-10 оснащены системой дозаправки в полете. Самолеты-заправщики широко использовались во время операции "Allied Force", и здесь Thunderbolt II заправляется от KC-135.
Авиатехники из группы вооружения подвешивают авиационную кассету JP233 под британский Tornado в первые дни операции "Буря в пустыне". Эта кассета, которую несли только Tornado GR.Mk 1, выбрасывала бетонобойные боеприпасы и противопехотные мины.
Не ограничившись ударами по иракским ВПП этот Tornado GR.Mk 1 ZA447/FA, получивший прозвище "MiG Eater" ("Пожиратель МиГов"), случайно сбросил бомбу прямо на иракский МиГ-29.
Bf 110 составляли основную силу ночных истребителей Люфтваффе. Пока не появилась первая специализированная ночная модификация, Bf 110F, немцам приходилось использовать дневные истребители Bf 110C, D и Е.
Конструкция D3A позволяла ему устойчиво пикировать под углом до 80", что обеспечивало высокую точность бомбометания. Воздушные тормоза сохраняли скорость на приемлемом уровне, чтобы гарантировать выход из пикирования. На рисунке представлен D3A1 из кокутая Yokosuka.
Снимок последнего летавшего D3A "Val" - ныне эта машина уже не может подниматься в воздух. Но на базе самолета Vultee BT-15 было построено три копии, а позднее на базе Vultee BT-13 было построено девять копий японского пикировщика. Эти самолеты используются в основном при реконструкции атаки на Перл-Харбор во время различных авиашоу.
Второй прототип D3A, уже оснащенный 14-цилиндровым радиальным мотором воздушного охлаждения Mitsubishi Kinsei 3. В число доработок также входило увеличение размаха крыла на 40 см.
Действующие совместно с торпедоносцами Nakajima B5N2 и истребителями Mitsubishi А6М в качестве прикрытия, D3A были грозой кораблей союзников. Машина на снимке принадлежала 33-му кокутаю (авиагруппе).
Несущие свое основное оружие - 250-кг бомбу под фюзеляжем - D3A2 направляются атаковать корабли союзников (снимок середины 1942 года). Под крылом, рядом с воздушными тормозами, хорошо видны пустые бомбодержатели.
Выглядевший несколько архаично благодаря своему неубирающемуся шасси, D3A был очень эффективным самолетом. Он мог нести одну 250-кг бомбу под фюзеляжем и две 60-кг бомбы под крылом.
D3A, состоявшие на вооружении ударного соединения адмирала Нагумо, отлично зарекомендовали себя на начальном этапе войны на Тихом океане. Однако по мере усиления ПВО корабельных группировок союзников и неспособности пикировщиков вести воздушный бой, эффективность их действий резко снизилась.
Снимок Лотара фон Рихтгофена, сделанный сразу после его 30-й победы, 25 июля 1918 года. Рядом, с тростью в руке, его отец - майор Альбрехт фон Рихтгофен, навестивший сына на фронте.
Первые семь серийных Valiant использовались для испытаний. На снимке представлена шестая машина, летящая в сопровождении истребителя Supermarine Swift F.Mk 7. Самолеты Valiant поставлялись в серебристой окраске с черными диэлектрическими панелями в носовой части фюзеляжа и законцовке киля. Белая "противоатомная" окраска была введена в 1957 году, после участия Valiant в испытаниях ядерных бомб "Grapple".
До наших дней сохранился только один Valiant, но по счастью это оказалась машина со знаменитой и интересной историей. XD818 был одним из восьми самолетов, принимавших участие в испытаниях "Grapple" - 15 мая 1957 года с него была сброшена первая британская термоядерная бомба. Самолет несколько лет стоял в качестве памятника у ворот авиабазы Мэрхем, пока уникальную машину не принял музей британских ВВС в Хендоне, откуда она позднее попала в Косфорд.
Два техника регулируют камеру на фоне Valiant из 543-й эскадрильи. Это подразделение использовало самолеты модификаций B(PR).Mk 1 и B(PR)K.Mk 1, в бомбоотсеке которых устанавливались платформы с внушительной батареей
длиннофокусных аэрофотоаппаратов.
Объявлена учебная тревога. Пять человек экипажа из 543-й эскадрильи бегут к своему Valiant B(PR). Mk 1. Хотя 543-я эскадрилья считалась разведывательной, ее самолеты могли нести бомбы, и в первые годы службы самолеты этого подразделения регулярно принимали участие в учебных бомбометаниях. Машины эскадрильи также регулярно привлекались к учениям системы ПВО, изображая бомбардировщики противника.
Восемь самолетов Valiant В(К).Mk 1 (XD818, XD822-825, XD827, XD829 и XD857) прошли рряд длоработок для участия в серии ядерных испытаний ("Grapple"). Доработки включали усиление нижней части планера, затемнение остекления кабины, установку прицела Т.4 и специальных датчиков, а также целого ряда действий по уплотнению, герметизации и установке дополнительных защитных экранов. Кроме того, впервые эти самолеты окрасили по новой "противоядерной" схеме.
Во время первых опытов по дозаправке выяснилось, что Valiant прекрасно подходит на роль воздушного танкера. Длина шланга позволяла заправляемому самолету находиться на относительно безопасном расстоянии от заправщика.
Первые семь серийных Valiant использовались для испытаний. На снимке представлена шестая машина, летящая в сопровождении истребителя Supermarine Swift F.Mk 7. Самолеты Valiant поставлялись в серебристой окраске с черными диэлектрическими панелями в носовой части фюзеляжа и законцовке киля. Белая "противоатомная" окраска была введена в 1957 году, после участия Valiant в испытаниях ядерных бомб "Grapple".
Во время службы самолетов Valiant подготовкой экипажей для них занималось 232-е учебное подразделение в Гейдоне. С 1957 года эта часть начала готовить экипажи и для бомбардировщиков Victor, а самолеты Valiant составили эскадрилью "В". Хотя полеты строем не особенно нужны стратегическим бомбардировщикам, время от времени они все же практиковались.
Valiant B.Mk 2 - "следопыт" для малых высот
Valiant B(K).Mk 1. В начале своей службы Valiant рассматривался как переходный тип бомбардировщика, способного нести ядерное оружие, до принятия на вооружение самолетов Victor и Vulcan, создававшихся по более сложному техническому заданию. Когда это, наконец, произошло, Valiant стали использовать для решения других задач. В частности, 16 самолетов превратили в заправщики. Еще до того, как самолет был отстранен от решения боевых задач, 214-я эскадрилья начала отрабатывать технику дозаправки. В дальнейшем к ней присоединилась 90-я эскадрилья. Первое подразделение работало в тесном контакте с НИЦ в Боскомб-Дауне (организацией по испытаниям самолетов и вооружения, А&АЕЕ) и фирмой "Flight Refuelling Ltd", отрабатывая технику дозаправки в воздухе, значительно расширившую возможности британских ВВС.
Valiant B.Mk 1
Истребитель Albatros D.III Лотара раньше принадлежал его брату. В начале 1917 года, прежде чем истребители Jasta 11 стали полностью красить в красный, этот цвет занимал лишь малую часть поверхности самолета. Стандартно самолеты окрашивались в оливково-зеленый и "венецианский" красный, но верхние поверхности были светло-зелеными.
Всесезонный самолет Wal, приземлившийся на лед, - это типичные условия, в которых приходилось действовать этим машинам во время экспедиции Руаля Амундсена к Северному полюсу.
Бельке в кабине своего истребителя-моноплана Fokker Е IV, вооруженного парой пулеметов. О. Бельке вместе с М. Иммельманом начали летать на этих машинах в районе Дуэ, но затем Освальда перебросили под Верден.
Самолеты Wal стояли у истоков воздушных сообщений в Южной Америке. Авиакомпания "Lufthansa" организовала воздушную почтовую линию через южную Атлантику с использованием вспомогательных судов, по которой Wal совершили 328 полетов.
Машины Wal использовались и в военных целях. На снимке - самолет Do 15 Militar-Wal 33 из 2./Ku.FI.Gr.106. Военные модификации Wal во время гражданской войны в Испании состояли на вооружении ВВС испанских националистов, действуя с баз на Балеарских островах.
Этот Iris Mk III в начале 1930-х годов входил в состав 209-й эскадрильи. В тот период эскадрилья базировалась в Маунт-Баттен.
Заказанный в 1932 году, самолет S1263 был первым из трех R.B.1D Iris Mk V. Помимо новой силовой установки, на Mk V установили винты увеличенного диаметра, а стальные топливные баки заменили алюминиевыми.
Было построено шесть прототипов AH-64D, первый из которых поднялся в воздух 15 апреля 1992 года, а последний - 4 марта 1994 года. Армия США первоначально заказала 232 Longbow Apache.
Установленная над втулкой винта антенна РЛС позволяет AH-64D скрытно вести поиск целей, что снижает уязвимость машины.
Longbow значительно превосходит AH-64A Apache по всем параметрам. Его РЛС способна обнаруживать до 1024 потенциальных целей, классифицировать 128 из них и выбирать 16, представляющих наибольшую угрозу.
Dornier Super Wal - увеличенный вариант Wal с более мощной силовой установкой и повышенной грузоподъемностью - заходит на посадку на фоне пролетающего дирижабля Zeppelin.
Do R4 Super Wal отличался от предшественников возросшей скоростью и грузоподъемностью. За время производства этих самолетов сменили четыре типа крыла, постоянно увеличивающихся в размахе, а максимальная взлетная масса машины выросла с 4000 до 10 000 кг.
Стоящий рядом с правой стойкой шасси человек дает наглядное представление о размерах Blackburd. Обращают на себя внимание фюзеляж постоянного сечения и внушительные габариты торпеды.
Был построен только один прототип Beagle - здесь он представлен в первоначальном виде с мотором Jupiter VIIIF. Обратите внимание на пулеметную установку и размещение бомбодержателей.
Крыло СА.15 Monoplane состояло из двух консолей, крепившихся к верхней части фюзеляжа. Моторы Jaguar были установлены в гондолах на передней кромке крыла.
Крыло Biplane было неразъемным. Моторы Jaguar в гондолах были установлены на внутренних стойках бипланной коробки.
Б.А.Дункан и майор Ф.А.Бампус, создатели Turcock, выбрали для самолета схему шасси с хвостовым костылем и общей осью колес основных стоек шасси.
The Turcock, the only version of the F.1 Blackcock built and flown. It crashed before it could be delivered to Turkey.
Такая обтекаемая форма фюзеляжа обеспечивалась использованием двигателя компании "Rolls-Royce", имевшего меньшую ширину, чем первоначально предполагавшийся к установке мотор Napier Lion.
Самолет в варианте GP. Хорошо видна трехстоечная бипланная коробка, с верхним крылом, имевшим размах значительно больше нижнего. Внешние части консолей могли складываться, а элероны были установлены на задней кромке только верхнего крыла.
The second G.P. (sometimes called the S.P.), No. 1416. The Rolls-Royce engines are raised, upper ailerons are longer and there are also ailerons on the lower wing. All flight surfaces have scalloped trailing edges
Помимо дюралевых поплавков, один Bluebird II также получил металлический винт Fairey-Reed, лучше подходивший для полетов с воды, чем деревянный.
Pellet еще с деревянным винтом готовят к первому полету в сентябре 1923 года. После опрокидывания машина получила поддерживающие поплавки увеличенного размера.
Самолет S1049 входил в партию из 12 Blackburn Mk II, заказанных в октябре 1925 года. Сиденье пилота на Blackburn располагалось необычно высоко, что обеспечивало отличный обзор при полетах с палубы.
Blackburn R.1 Blackburn
Первый прототип Airedale (на снимке) был потерян, когда строевой пилот, перегонявший машину на испытания в Мартлешем-Хит (Суффолк), попытался взлететь при сильном боковом ветре.
Пара "Торнадо" F.Mk 3 из 5-й эскадрильи во время патрульного полета в районе границы Саудовской Аравии с Ираком. Август 1990г.
Британские Tornado, похожие на эти F.Mk 3 из 5-й эскадрильи, не имели проблем при развертывании в районе Персидского залива. Поскольку ВВС Саудовской Аравии эксплуатировали такие же самолеты, соответствующая инфраструктура и обслуживание были обеспечены англичанам сразу "по прибытии".