BAe Harrier GR Mk.5 (McDonnell Douglas AV-8B Harrier II (США))
Варианты:
BAe - Harrier GR Mk.5 - 1979 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1979


Одноместный штурмовик корабельного и аэродромного базирования (СВВП)
Описание
Фотографии:

Цветные фото (135)
McDonnell Douglas/British Aerospace Harrier II

  Высокий интерес к самолету Harrier со стороны авиации КМП США привел к решению в 1968 году приобрести оригинальные британские самолеты. Однако оценочные испытания показали наличие множества недостатков, совершенно не устраивающих КМП США, поэтому командование последнего выступило с инициативой разработать на базе данной машины модернизированный самолет, более приспособленный под решение задач морской пехоты. Новый вариант получил обозначение McDonnell Douglas/BAe AV-8B и отличался возможностью применения более широкого набора вооружения, а также имел большую дальность и продолжительность полета.
  В то же время британская "British Aerospace" сконцентрировалась на разработке усовершенствованной модификации Harrier - с увеличенным крылом из новых сплавов, которое можно было бы ставить на уже выпущенные машины. Бывший "младший партнер" американцев по программе разработки AV-8A решил заняться созданием нового самолета, более маневренного и оснащенного новым крылом увеличенной подъемной силы со сверхкритическим профилем и наплывом у передней кромки. Кроме того, широкое применение получили композиционные материалы - за счет этого удалось на 150 кг уменьшить массу машины. Самолет получил новую кабину с органами управления, скомпонованными по принципу HOTAS, и приподнятым расположением пилота, плюс усилили шасси и установили дополнительные пилоны для вооружения (их стало шесть). Силовая установка при этом осталась прежней.
  9 ноября 1978 года был облетан опытный самолет YAV-8B, который представлял собой 11-й AV-8A, оборудованный новым крылом. После испытаний двух прототипов YAV-8B и четырех предсерийных AV-8B авиация КМП США в 1983 году получила свой первый серийный самолет. Как и четыре предсерийные машины, первые 12 серийных самолетов оснащались двигателем F402-RR-404, но последующие машины получили двигатель F402-RR-406 (Pegasus 11-21) тягой 95,41 кН - эквивалент Pegasus Mk 105, использовавшегося на британских самолетах. Начиная с 44-го серийного самолета, одноместные AV-8B и двухместные TAV-8B стали оснащаться цифровой системой управления двигателем, а с 197-го серийного самолета стали устанавливать двигатель F402-RR-408 (Pegasus 11-61) тягой 105,87 кН.
  Всего было построено 280 самолетов, но после операции "Буря в пустыне" был размещен заказ еще на шесть машин - для восполнения потерь. В данное число не входят двухместные TAV-8B.
  Британская программа Harrier II испытывала неоднократные задержки, связанные с определенными требованиями со стороны командования британских ВВС, но 23 апреля 1985 года Harrier GR.Mk 5 наконец-то поднялся в воздух. В целом он был схож с AV-8B, но имел усиленную конструкцию. Всего британские ВВС заказали 62 самолета Harrier GR.Mk 5.
  Начиная со 167-й серийной машины, все самолеты для КМП США оснащались ИК-системой переднего обзора GEC, усовершенствованным индикатором на лобовом стекле, новым индикатором на приборной доске и цифровой движущейся картой местности. К данным машинам часто применятся неофициальное обозначение Night Attack Harrier II или Night Attack AV-8B. Первые самолеты 15 сентября 1989 года поступили в 214-ю штурмовую эскадрилью морской пехоты.
  Harrier GR.Mk 7 - вариант "ночного ударного" AV-8B для британских ВВС, на нем применялось практически то же оборудование и авионика. Впрочем, на этом варианте отсутствовали устанавливаемые на американских машинах в хвостовой части фюзеляжа автоматы отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей. Данный вариант легко отличить от AV-8B и Harrier GR.Mk 5 по двум расположенным внизу в носовой части антеннам системы радиоэлектронного противодействия Marconi Zeus. Приборное оборудование кабины GR.Mk 7 позволяло использовать очки ночного видения - британцы применяли очки Ferranti Night-Owl, а американцы - GEC Cat's Eyes. Пилот получил в свое распоряжение цифровую цветную карту компании GEC.
  Первые 34 самолета GR.Mk 7 были заказаны в 1988 году, после чего заказ британских ВВС на Harrier II вырос до 94 машин (плюс два опытных/предсерийных самолета).
  Высокие боевые возможности GR.Mk 7 привели к тому, что вскоре было решено модернизировать под данный стандарт все британские Harrier II. В итоге самолеты с 42-го по 60-й, предназначавшиеся для эскадрилий, были выпущены как GR.Mk 5A с обеспечением возможности установки авионики по типу GR.Mk 7 и после выпуска с завода направлены на базу хранения - для ожидания модернизации, которая началась в декабре 1990 года.
  Парк GR.Mk 7 испытывал проблемы с поставкой важных систем, включая разведывательное оборудование, пушку Aden и систему предупреждения о ракетной атаке Plessey MAWS (Missile Approach Warning System). Предполагалось заменить 30-мм пушку Aden на 25-мм Royal Ordnance Factory ADEN, но данное решение затем отменили. Зато была обеспечена возможность применения УР Sidewinder для ближнего воздушного боя.
  1-я эскадрилья получила GR.Mk 7 в конце 1992 года. Вскоре машины были модернизированы - получили возможность подвески прицельного контейнера TIALD с лазерным целеуказателем. Около 40 самолетов GR.7 довели до стандарта GR.7A - они получили двигатели Mk 107 Pegasus с тягой на 13 кН больше.
  Британские ВВС приобрели 13 учебно-боевых самолетов Harrier T.Mk 10 - варианта американского TAV-8B, оснащенного двигателем Pegasus Mk 105 и сохранившего стандартную авионику Harrier GR.Mk 7. Первый Harrier T.Mk 10 был облетан 7 апреля 1994 года, поставки были начаты в 20-ю эскадрилью в 1995 году. Часть GR.Mk 7 и 7A прошли модернизацию до стандартов GR.Mk 9 и GR.Mk 9A, соответственно. Они получили возможность применения УР AGM-65, разведывательного контейнера Digital Joint Reconnaissance Pod (DJRP) и прицельного контейнера Sniper. Британские самолеты Harrier сняли с вооружения в 2010 году, 72 машины поступили в авиацию КМП США.
  После ввода в 1989 году в боевой состав испанского флота авианосца "Принц Астурийский" его авиагруппа получила 12 самолетов EAV-8B (VA.2 Matador II). Двухместный TAV-8B был заказан в марте 1992 года. Самолеты AV-8B также поставлялись ВМС Италии, а два TAV-8B были приобретены у КМП США и поставлены в августе 1991 года.
  Испания, Италия и КМП США приняли участие в программе AV-8B Harrier II Plus (испанцы приобрели его под обозначением EAV-8B Matador II Plus). Модернизированный самолет был в целом схож с "ночным ударным" вариантом Harrier II американской морской пехоты, но оснащался многорежимной РЛС APG-65, что позволило применять УР AIM-7 Sparrow и AIM-120 AMRAAM, а также ПКР AGM-84 Harpoon.
  Harrier II Plus сохранил аппаратуру ИК-системы переднего обзора, установленную в носовой части, и в целом внешне схож с поздними серийными AV-8B.
  205-й серийный AV-8B для КМП США стал первым полностью оснащенным новым оборудованием самолетом и первым полноценным прототипом для новой машины. Свой первый полет он совершил 22 сентября 1992 года. Последние 27 самолетов из заказа КМП США должны были строиться по данному стандарту, но затем их количество сократили до 24 машин, из которых три передали Италии. Первый AV-8B Plus был передан заказчику в начале 1993 года, а все имевшиеся на тот момент 73 самолета прошли модернизацию по данному стандарту - у них сохранились только прежние крыло, хвостовое оперение и шасси.
  В июле 1991 года Италия заказала и получила первую партию из трех AV-8B Harrier II Plus, предназначавшихся ранее для КМП США, после чего в ноябре 1992 года она получила еще 13 самолетов. Испанские ВМС также заказали в ноябре 1992 года 13 самолетов Harrier II Plus, но затем заказ сократили до восьми машин. Первые поставки прошли в конце 1995 года. Пять оставшихся EAV-8B тоже были модернизированы до этого стандарта.
  Семь самолетов AV-8B были потеряны в операции "Буря в пустыне" в 1991 году - в основном поражены ЗРК.
  Самолеты КМП США, а затем и британского флота, активно применялись в Афганистане в 2001-2010 годах. Harrier также использовались в Ираке, начиная с 2003 года. Самолеты AV-8B авиации КМП США участвовали в операции во время "арабской весны" 2011 года в Ливии, они, в частности, обеспечивали эвакуацию сбитого американского летчика.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  McDonnell Douglas/British Aerospace AV-8B Harrier II

  Тип: одноместный штурмовик корабельного и аэродромного базирования (СВВП)
  Силовая установка: один ТРДД Rolls-Royce F402-RR-406A тягой 95,42 кН или - на самолетах, поставлявшихся с декабря 1990 года, - один ТРДД F402-RR-408 тягой 105,87 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 1065 км/ч; начальная скороподъемность 4485 м/мин; практический потолок - более 15 240 м; дальность полета по схеме "большая высота - малая высота - большая высота" с семью 227-кг авиабомбами при укороченном взлете - 1001 км
  Масса: пустого 6336 кг (включая пилота и резервное топливо); максимальная взлетная при укороченном взлете 14061 кг, максимальная взлетная при вертикальном взлете 8596 кг
  Размеры: размах крыла 9,25 м; длина 14,12 м; высота 3,55 м; площадь крыла 22,18 м2, включая два наплыва в корневой части крыла площадью по 0,40 м2 или - на самолетах, поставлявшихся с декабря 1990 года, - 22,61 м2, включая два наплыва по 0,62 м2
  Вооружение: одна 25-мм пятиствольная пушка General Electric GAU-12/A Equaliser с вращающимся блоком стволов и боезапасом 300 снарядов в двух подфюзеляжных контейнерах, плюс при вертикальном взлете - до 3062 кг авиационных средств поражения, а при укороченном взлете - до 4899 кг - при двигателе F402-RR-406A, либо 6003 кг - при двигателе F402-RR-408
AV-8B
9 ноября 1978г.: впервые взлетел СВВП McDD YAV-8B Advanced Harrier (158394) с повышенной массой полезной нагрузки и увеличенным радиусом действия.
Первый полет FSD AV-8B Harrier II. 5 ноября 1981г.: первый из четырех предсерийных СВВП AV-8B выполнил первый полет. Корпус морской пехоты США планировал закупить 257 машин AV-8B, а 25 июня ВВС Великобритании анонсировали закупку еще 60 таких самолетов под обозначением Harrier GR.Mk 5. Фирма "BAe" планировала развернуть производство в Великобритании СВВП Harrier II, но изменение политики правительства и сложности во взаимоотношениях с фирмой "McDonnell Douglas" не позволили выполнить задуманное.
Крыло из углеродного волокна, разработанное "McDonnell Douglas", обеспечило большую подъемную силу, увеличило внутреннюю емкость топливной системы и дало возможность установить два дополнительных пилона. Прототип YAV-8B был окрашен в патриотический красно-бело-синий цвет.
FSD 2, here seen refuelling from a KC-130F Hercules of VMGR-352, was given this distinctive finish for its trial flights.
Последний из летавших 880-х, UC-880, принадлежал ВМС США и служил в испытательном центре в Патаксент-Ривер, штат Мэриленд. Самолет в основном использовался для испытаний средств дозаправки в воздухе и был списан в 1993 году.
Carrying drop tanks, the first of the FSD AV-8Bs (distinguished by the long nose probe) hooks up to the US Navy s UC-880 tanker, a converted Convair 880.
The first and third FSD AV-8Bs are seen here in company with the second of the YAV-8B prototypes. The first FSD aircraft is here shown fitted with LERX, not used for the initial series of flight tests.
Первый "полноценный" AV-8B поднялся в воздух 5 ноября 1981 года. Он характеризовался измененной конструкцией воздухозаборника и новой передней частью фюзеляжа, изготовленной из углеродного волокна. В носовой части установили длинную штангу с приборно-измерительным оборудованием.
The first FSD AV-8B Harrier II seen at the time of its roll-out at St Louis in October 1981. Flight testing was immi­nent at the time of closing for press.
The first of four full-scale development examples of the McDonnell douglas AV-8B Harrier II, now in flight test at St Louis
The illustration clearly show the new features of the AV-8B, including the raised cockpit and the new wing with two more strongpoints. Also shown are the lift-improvement devices (LIDs) that control circulation of the exhaust efflux around the aircraft when taking off and landing.
A Hughes AGM-65E laser-guided version of the Maverick air-to-surface missile beneath the wing of a McDonnell Douglas AV-8B Harrier II on test at NAS Patuxent River, Md.
The third FSD AV-8B Harrier II carrying six Mk 82 bombs and two 300 US-gal (1136-l) drop tanks.
A McDonnell Douglas/British Aerospace AV-8B (actually the third full-scale development aircraft) on test, with a load of seven 985-lb (447-kg) Mk 83 bombs.
The third FSD AV-8B Harrier II, in the standard US Marine Corps finish that is now being applied to the aircraft of the pilot production batch.
В виде Harrier II американская морская пехота получила самолет с большими возможностями и лучшими характеристиками, чем исходный AV-8A. Здесь AV-8B несет небольшую боевую нагрузку - четыре 226-кг бомбы Snakeye и две УР AIM-9 Sidewinder класса "воздух-воздух" для самообороны.
Разработки второго поколения Harrier. Январь-июль 1985г.: 30 января введено в строй первое действующее подразделение Корпуса морской пехоты VMA-331, укомплектованное самолетами AV-8B и дислоцированное на базе в Черри-Пойнт, Северная Каролина (фото). Боеготовность достигнута в августе. Второе подразделение Морской пехоты (VMA-231) начало получать AV-8B осенью.
Harrier из эскадрильи VMA-311 пролетает над горящими кувейтскими нефтяными скважинами. В конфликте также принимали участие вооруженные Harrier эскадрильи VMA-231, VMA-331 и звено "В" эскадрильи VMA-513.
AV-8B МП США с бомбами CBU-58 взлетает для выполнения последней боевой задачи, поставленной перед Harrier. Эти самолеты в основном использовались для уничтожения иракских танков.
Корпус морской пехоты США, активно поддержавший программу создания Harrier II, в 1982-1992 годах принял 286 машин AV-8B. На этом самолете нанесены обозначения эскадрильи VMA-223 "Бульдоги", ставшей третьим подразделением КМП, освоившим эти машины.
The fourth of the FSD Harrier IIs was finished in an experimental scheme of medium grey overall. First flown in June 1983, this aircraft has been used primarily for the development of production aircraft acceptance criteria, and also to train pilots.
Mk 5
Хвостовая часть фюзеляжа и оперение прототипа Harrier GR.Mk 5 (ZD318) были окрашены в желтый цвет. Самолет собрали из компонентов задела 20-го Harrier II, вместо пушечных контейнеров установлены фальшкили, улучшающие рециркуляцию воздуха на режиме висения. По требованию ВВС Великобритании на GR.Mk 5 установлены дополнительные пилоны для УР AIM-9 Sidewinder.
Разработки второго поколения Harrier. Январь-июль 1985г.: Harrier GR.Mk 5 для британских ВВС (ZD318) впервые взлетел 30 апреля (фото). Второй GR.Mk 5 полетел 31 июля. О начале производства AV-8B и GR.Mk 5 было объявлено в августе 1981 года, когда поступил первоначальный заказ на 257 машин для Морской пехоты и 60 машин для британских ВВС. К 1989 году планировалось оснастить AV-8B три подразделения Морской пехоты, одно учебное (VMAT-203) и пять подразделений, летающих на А-4.
Один GR.Mk 5 британских ВВС имел окраску, характерную для ударного самолета, и использовался во время 36-часового полета для испытания двигателя Pegasus 11-61. Позд нее он был доработан до стандартной конфигурации и отправлен в 1-ю эскадрилью. Самолет установил ряд рекордов скороподъемности.
Самолет ZD402 отдавали в аренду компании "Rolls-Royce" в июне 1989 года для 36-часовых летных испытаний двигателя Pegasus 11-61 (американское обозначение F402-RR-408). Максимальная продолжительная тяга Pegasus 11-61 составляет 105,87 кН, на 15% больше, чем у более ранних вариантов. На 11-61 увеличили степень сжатия с 2,3 до 2,6, установили новую камеру сгорания, улучшили охлаждение, использовали монокристаллические лопатки турбины, межремонтный ресурс доведен до 1 000 летных часов. Pegasus 11-61 запустили в производство под обозначением Pegasus Mk 107; этими двигателями оснащены поздние варианты Harrier II.
Этот GR.Mk 5 принадлежал 1-й эскадрилье и сфотографирован на регулярных учениях морской пехоты в Норвегии. Самолет камуфлирован легкосмываемой белой краской; аналогичный временный камуфляж наносился и на переброшенные на учения в Норвегию Jaguar британских ВВС. На самолете подвешены два больших перегоночных ПТБ, под фюзеляжем висит багажный контейнер.
Harrier GR.Mk 5 из эскадрильи 1(F) во временном зимнем камуфляже, учения в Норвегии. Перед подобными учениями на Harrier монтировали полуубираемые топливоприемники системы дозаправки в воздухе.
1-я эскадрилья начала переход на GR.Mk 5 с 23 ноября 1985 года, но достигла полной боеготовности только 2 ноября 1989 года. Вскоре после этого эскадрилья была отправлена в Норвегию.
Случайное катапультирование. В программе GR.Mk 5 постоянно возникали проблемы. Одной из причин стал эпизод с внезапным срабатыванием катапультного кресла на шестом серийном самолете, в результате чего летчик был выброшен из кабины. Самолет пролетел 805 км и был замечен американским С-5 Galaxy. После своего необычного полета этот Harrier упал в Ирландское море.
Первый британский GR.Mk 5 (ZD318) взлетел с аэродрома Дансфолд, графство Хемпшир, 30 апреля 1985 года. О создании первой британской авиаэскадрильи, вооруженной GR.Mk 5, официально объявили 2 ноября 1989 года.
Harrier GR.Mk 5 из эскадрильи 3(F), дислоцированной в Западной Германии. На борта фюзеляжей и законцовки килей самолетов 3-й эскадрильи были нанесены полосы зеленого и желтого цвета. В носовой части фюзеляжа иногда изображали эмблему эскадрильи.
Очевидными отличиями нового поколения Harrier стал увеличенный размер воздухозаборников двигателя. На этой фотографии GR.Mk 5 хорошо видна установленная в носовой части комбинированная лазерно-телевизионная система, определяющая настильный угол и расстояние до цели.
Испанские AV-8B действуют с авианосца "Принсипе де Астуриас" (R-11), который оснащен установленным под углом 12° трамплином. Всего на вооружении морской авиации стоит 12 СВВП AV-8B, первый - поставлен в 1987 году; позже все AV-8A Matador проданы Таиланду. В 1996-1997 годах Испания закупила восемь Harrier II Plus.
Harrier GR.Mk 5 из оперативно-тренировочного подразделения 223 OCU, снимок сделан вскоре после поступления GR.Mk 5 в войска. Первые Harrier окрашивались по европейской серо-зеленой схеме. Самолеты смотрелись как окрашенные в один темно-зеленый цвет, поскольку цвет краски на нижних поверхностях был лишь немного светлее, чем на верхних.
Королевские ВВС заменили свои Harrier GR.Mk 3 на "тупоносые" Mk 5, аналогичные американским AV-8B. Самолет на снимке несет кассетные бомбы Hunting BL755.
GR.Mk 5, использовавшийся для испытаний на применение вооружения. Под крылом и фюзеляжем подвешены семь кассетных бомб Hunting BL755 и две УР "воздух-воздух" AIM-9C Sidewinder.
На фотографии хорошо видны переделанная носовая часть и большое крыло самолета GR.Mk 5 из состава 1-й эскадрильи с запускаемой УР AIM-9 Sidewinder.
AV-8B из эскадрильи VMA-223 "Bulldogs" запускает ракету с полуактивной лазерной головкой самонаведения. Эта эскадрилья последней на восточном побережье США эксплуатировала A-4M Skyhawk.
Дозаправка в воздухе имела большое значение, поскольку Harrier был включен в состав сил быстрого реагирования. Поэтому над воздухозаборником двигателя на левом борту была установлена убираемая приемная штанга. На снимке три самолета Harrier принимают топливо от самолета-заправщика VC10 из состава 101-й эскадрильи.
С огромными подвесными баками для перегоночных полетов под крылом этот AV-8B производит дозаправку на пути к Персидскому заливу. В качестве заправщиков обычно использовались KC-130 авиации КМП США.
AV-8B Harrier из 262-й (усиленной) авиаэскадрильи садится на борт авианосца "Эссекс" во время учений "Cobra Gold" в 2006 году.
"Нассау" (LHA-4) стал первым американским универсальным десантным кораблем, с которого самолеты отправлялись в бой. Во время операции "Буря в пустыне" на его борту базировались AV-8B эскадрильи VMA-331 и вертолеты AH-1W эскадрильи HMLA-269.
Эскадрилья VMA-311, ранее летавшая на Tomcat и размещенная на авиабазе Юма, штат Аризона, стала первой из четырех эскадрилий МП с AV-8B, участвовавших в операции "Буря в пустыне". Она действовала с авиабазы им. короля Абдулы Азиза.
Mk 7, 9
В начале XXI века наиболее успешно и эффективно для авиационной поддержки наземных войск применялись самолеты Harrier II.
Основным оружием Harrier во время операции "Буря в пустыне" были бомбы серии Mk 80 (фото), кассетные бомбы (обычно Rockeye) и ракеты Sidewinder. Позднее, кода исчезла угроза со стороны иракской авиации, AIM-9 уступили место на пилонах бомбам.
Смешанный вариант вооружения из неуправляемых и управляемых авиационных средств поражения обеспечивает высокую гибкость боевого применения Harrier II. Идет подготовка самолета к боевому вылету на палубе УДК "Пелилью", операция "Enduring Freedom".
2005 год. AV-8B из VMA-211 садится на палубу авианосца "Тарава" (LHA-1) во время проведения учений по выполнению специальных операций.
The AV-8B now uses the BRU-70 digital improved triple ejector rack (DITER) that enables the aircraft to carry three GPS-guided weapons on a single station. A DITER can be fitted to the outer pylons (as shown) giving the aircraft four GPS-guided compatible stations.
Начиная с F-104, большая часть американских истребителей-бомбардировщиков вооружается пушками с вращающимся блоком стволов. Harrier II несет 25-мм пушку Equalizer в левом подфюзеляжном обтекателе, а боезапас размещен в правом обтекателе.
A Dust Devils’ AV-8B Harrier II passes through a canyon close to China Lake during a mission.
The AV-8B Harrier Night Attack variant.
Из-за потребностей собственной ПВО Великобритании и относительной недоведенности Harrier GR Mk 7 RAF, самолеты этого типа не участвовали в военных действиях. Но в Персидском заливе действовали AV-8B авиации КМП США, например, этот самолет из эскадрильи VMA-513, несущий перегоночные подвесные топливные баки.
Основным оружием Harrier во время операции "Буря в пустыне" были бомбы серии Mk 80, кассетные бомбы (обычно Rockeye) и ракеты Sidewinder (фото). Позднее, кода исчезла угроза со стороны иракской авиации, AIM-9 уступили место на пилонах бомбам.
"McDonnell Douglas" поставила 10 000-й самолет. 10 февраля 1994г.: завод "McDonnell Douglas" в Сент-Луисе поставил свой 10 000-й боевой реактивный самолет. Юбилейной машиной стал F/A-18C Hornet, переданный 137-й истребительно-штурмовой эскадрилье авиации ВМС США (авиабаза Лемур, штат Калифорния). Компания ведет историю реактивного авиастроения с McDonnell FH Phantom (для ВМС США), за которым последовали F2H, F-101, F-4, AV-8, F-15 и T-45. По данному случаю был организован пролет группы самолетов (на фото).
"McDonnell Douglas" переделала один AV-8B в прототип ночного штурмовика. В носовой части самолета установили ИК-систему переднего обзора производства "GEC Sensors", интегрированную с приборами ночного видения летчика.
Предполетный осмотр выпущенной штанги для дозаправки в воздухе. На ночном штурмовике AV-8B с авиабазы Аль-Асад в Ираке подвешены топливные баки, контейнер Litening II, 227-кг бомба GBU-38 JDAM и пушка GAU-12 Equalizer.
Английский истребитель-бомбардировщик "Харриер" - активный участник югославской войны.
Британский Harrier готовится к вылету на авиабазе Джойя-дель-Колле, одной из ближайших к Косово итальянских баз, поддерживавшей высокий темп самолето-вылетов.
Британские Harrier в первый день операции осуществляли непосредственную поддержку войск, используя обычные 454-кг бомбы. При патрулировании самолеты обычно несли кассетные бомбы CBU-87 или 454-кг фугасные бомбы (на снимке).
Палубный штурмовик AV-8B "Харриер".
ОЧКИ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ GEC-MARCONI NIGHTBIRD. Очки ночного видения GEC-Ferranti Nightbird стали удачным дополнением к ИК-системе переднего обзора, позволив пилоту в ночном вылете и сложных метеоусловиях хорошо видеть обстановку не только впереди по курсу, но и вне зоны видимости ИК-станции. В обычном состоянии пилот поднимал очки, имевшие шарнирное крепление к шлему, вверх.
ИК-СИСТЕМА ПЕРЕДНЕГО ОБЗОРА, СПО И СИСТЕМА БОМБОМЕТАНИЯ. От своего предшественника GR.Mk 5 самолет Harrier GR.Mk 7 можно было отличить по выпуклому носовому обтекателю, под которым находилась ИК-система переднего обзора компании "GEC Avionics". Две антенны внизу носовой части самолета - датчики передней полусферы комплекса РЭБ Marconi Defence Systems Zeus, включавшего модернизированную систему предупреждения о радиолокационном облучении и станцию помех разработки "Northrop". Под прозрачным обтекателем в носовой части находилось оборудование лазерно-телевизионной системы бомбометания Hughes ASB-19(V) - 2 Angle Rate Bombing System, включавшей комбинированный блок - лазерный дальномер и ТВ-камеру. В дневное время лазерный дальномер не использовался.
Эти бомбы уже упали на белград. Куда полетят следующие?
Даже в эпоху "умного" оружия обычные авиабомбы не утратили своего значения - это простое и эффективное средство поражения противника.
Подвеска управляемых авиабомб под крыло "Харриера".
Операция "Deny Flight" была попыткой реализации резолюции ООН по предотвращению конфликтов в бывшей Югославии. Когда противоборствующие стороны начали нарушать гуманитарные нормы, началась операция "Deliberate Force", во время которой и получили боевое крещение британские Harrier GR.Mk 7.
IV британская эскадрилья непосредственной поддержки наземных войск летает на Harrier GR.Mk 7 с сентября 1990 года. Ее самолеты первыми приняли участие в боевых вылетах во время операций против сербов в Боснии.
Помимо ударных задач британские Harrier занимались разведкой (обратите внимание на контейнер GP(1)) и могли оказывать непосредственную поддержку войскам в случае вооружения обычными бомбами. Истребители-бомбардировщики Jaguar, оснащенные контейнерами TIALD, осуществляли подсветку целей КАБ с лазерным наведением, которые несли Harrier.
Впервые GR.Mk 7 приняли участие в боевых действиях в ходе операции "Warden", выполняя патрульные полеты над северными районами Ирака с турецкой базы Инкирлик.
Harrier GR.Mk 7 был схож с Night Attack Harrier II, состоявшим на вооружении Корпуса морской пехоты США. Хотя ни один из них не был в действительности самолетом всепогодного и всесуточного применения, наличие ИК-системы переднего обзора и очков ночного видения существенно повысило их боевые возможности. В ночных полетах ИК-система переднего обзора выдавала летчику картинку впереди по курсу самолета, а очки ночного видения обеспечивали летчику возможность видеть все, что творится вокруг. Однако такие полеты требуют и соответствующей подготовки.
Британские Harrier GR.Mk 7 являлись важной составляющей частью авиапарка Королевских ВВС Великобритании. Самолет оказался способен решать задачи как истребителя и "дальнего" истребителя-бомбардировщика, так и самолета непосредственной поддержки войск. Хотя, конечно, в роли истребителя-бомбардировщика он уступает Tornado GR.Mk 4.
Базировавшиеся в Иордании и Кувейте самолеты британских Королевских ВВС Harrier GR. Mk 7 применяли ракеты Maverick с инфракрасной головкой наведения для поражения иракской бронетехники, артиллерии и пусковых установок ракет класса "земля - земля".
Основные авиабазы, имеющие большие и хорошо оборудованные ВПП, защищенные укрытия для самолетов, склады ГСМ и боеприпасов, являются главными объектами удара на случай начала войны. Впрочем, вне таких авиабаз может действовать лишь небольшое количество боевых самолетов, включая и Harrier. Самолет может осуществлять вертикальный взлет и посадку (VTOL), однако более часто используется укороченный взлет и вертикальная посадка (STOVL), что позволяет брать больше полезной нагрузки. Фактически самолет может совершить посадку и взлететь с любой автодороги, автостоянки у супермаркета или другой более или менее подходящей площадки.
Harrier GR.Mk 7 резко взмывает вверх после взлета с коротким разбегом. Harrier II оснащен множеством устройств, которые значительно увеличивают подъемную силу, даже несмотря на то что Pegasus развивает примерно ту же тягу, что и на самолетах первого поколения.
Вихревые жгуты позволяют выполнять самолету BAe Harrier GR.Mk 7 виражи на малых высотах с малыми радиусами и большими перегрузками. Наличие наплывов крыла почти всегда указывает на хорошую маневренность самолета.
НАПЛЫВ В КОРНЕВОЙ ЧАСТИ КРЫЛА (LERX). Harrier GR.Mk 5 оснащались простыми "плоскими" наплывами площадью 0,45 м2. Начиная с самолета ZG506 (17-й новый серийный GR.Mk 7), машины британских ВВС стали оснащаться наплывами большего размера (размеры этих наплывов полностью соответствовали тем, что были изначально разработаны для модернизации GR.Mk 3). Площадь новых наплывов составляла 0,7 м1, они имели изогнутую форму и выполнялись на одном уровне с верхней поверхностью консоли крыла (на снимке - самолет с простым наплывом). После установки новых наплывов в корневой части крыла пришлось внести соответствующие изменения в систему улучшения устойчивости и управляемости самолета Honeywell AN/ASW-46(V)2.
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕЙНЕР VINTEN GP-1. Контейнер Vicon 18 Series 601 GP-1 включал один аэрофотоаппарат Type 690 (F.144) с фокусным расстоянием 450 мм, а также один панорамный аэрофотоаппарат Type 900B (F.152). Первоначально для ВВС приобрели восемь контейнеров GP-1, из которых шесть предназначались для Tornado GR.Mk 1 и GR.Mk 1A, а два - для самолетов Harrier. Позже для самолетов Jaguar приобрели еще четыре контейнера.
Harrier в двухтоновой серой окраске сфотографирован над Балканами в одном из полетов в ходе операции "Deny Flight". Символика подразделения на самолете отсутствует. Под фюзеляжем подвешен разведывательный контейнер W. Vinten Ltd Type 18 Series 601 GP(1).
Взаимодействуя с оснащенными лазерной аппаратурой Jaguar, самолеты Harrier GR.Mk 7 наносили удары по сербским целям КАБ с лазерным наведением.
Hawker Siddeley Harrier первого поколения поступили в британские ВВС в 1969 году. Самолеты наряду с рядом достоинств (взлетно-посадочные характеристики и пр.) имели и ряд недостатков, включая малые дальность полета и боевую нагрузку, возможность применения лишь в дневных условиях. Данные недостатки частично были устранены на Harrier второго поколения. Впрочем, британские самолеты уже сняты с вооружения, а замены им пока так и нет.
Канадские НАР "воздух-поверхность". НАР CRV7 разработана фирмой "Bristol-Aerospace" для совместимости с американскими сериями 70-мм ПУ. Она используется боевой авиацией США и НАТО (изображен Harrier GR.Mk 7). НАР CRV7 с 4,5-кг боеголовкой развивает скорость до 4506 км/ч, а при установке БЧ массой 3,3 кг скорость достигает 5391 км/ч. Дальность полета ракеты 6490 м.
Помимо КАБ и обычных бомб, действовавшие в Боснии Harrier широко применяли скоростные ракеты CRV-7. Обратите внимание - серая краска местами уже начала отслаиваться.
GR.Mk 7 безупречно показал себя над Боснией, где британские ВВС получили первый боевой опыт применения данного типа самолета. Удары наносились бомбами CPU-123 Paveway II с лазерным наведением. Сейчас Harrier GR.Mk 7/9 может использовать более современные и точные Paveway IV, что расширяет его боевые возможности.
СВВП Harrier GR.Mk 9 с КАБ Paveway IV на внешней подвеске выполняют патрульный полет над Афганистаном. Несмотря на отсутствие бортового стрелкового оружия, британские Harrier зарекомендовали себя эффективным средством оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам.
Вооруженный КАБ с лазерным наведением Harrier GR.Mk 9 дозаправляется в воздухе от танкера KC-10 ВВС США.
Британские GR.Mk 9/9A активно применялись в Афганистане (даже несмотря на отсутствие пушки), но не пережили сокращения военного бюджета и в 2010 году были списаны.
В ходе операции "Deliberate Force" авиация НАТО действовала ударными группами, выполнявшими до пяти вылетов в день и включавшими самолеты различных типов. Например, Jaguar и два Harrier действовали совместно с парой F-16 ВВС США, четверкой F/A-18 ВМС или КМП США и двумя F-16 голландских ВВС. Группу по очереди возглавляли пилоты каждой из стран.
Помимо регулярного обеспечения учебных полетов и развертываний британских ВВС самолеты VC10 неоднократно участвовали в испытаниях по дозаправке новых самолетов. На снимке: VC10 K.Mk 2 заправляет Harrier GR.Mk 7 во время испытаний в 1997 году.
Отстреляв тепловые ловушки, Harrier GR.Mk 9 британских ВВС отходит от топливозаправщика и готовится вернуться к боевому патрулированию. Он несет контейнер Sniper с аппаратурой целеуказания для ведения специальной, детальной и обзорной разведки (NTISR). Самолет готов по запросу оказывать непосредственную поддержку наземным войскам: на внешних пилонах крыла подвешены две 227-кг бомбы GBU-12 с лазерным наведением, на внутренних - кассеты с ракетами CRV-7. Под крылом он также несет контейнер с аппаратурой РЭБ и подвесные баки, а под фюзеляжем (по правому борту, чтобы уравновесить контейнер Sniper) - контейнер с разведывательной аппаратурой.
Новейший ударный СВВП британских Королевских ВВС Harrier GR9A
Harrier II+
22 сентября 1992г.: первый полет совершил AV-8B Harrier II+ с РЛС APG-65.
Эскадрилья VMA-513 КМП США, оснащенная AV-8B Harrier II+, с октября 2002 по сентябрь 2003 года находилась на авиабазе Баграм в Афганистане, выполнив 1250 боевых вылетов. В 2006-м эта эскадрилья в течение полугода размещалась на авиабазе Аль-Асад в Ираке.
РЛС APG-65 увеличила массу базового самолета AV-8B на 454 кг, но так как все Harrier II+ оснащались более мощным двигателем F402-RR-408A, это мало сказалось на его характеристиках. Другие изменения Harrier II+ включали применение крыла с наплывом в корневой части передней кромки и наличие четырех подвесок с каждой стороны фюзеляжа, включая возможную установку пилонов под ракеты класса "воздух-воздух" у законцовок крыла.
VX-31 recently completed testing and integration of two modifications for the AV-8B Harrier II: an improved AIM-120 AMRAAM missile weapons engagement zone model, and the MIL-STD-1760 cable to the aircraft's outboard stations to enable carriage of smart weapons.
The Dust Devils are responsible for all AV-8B Harrier performance, flying qualities, structures, mission system software and weapons testing for the US Marine Corps. The squadron flies two variants: the AV-8B Harrier II Plus equipped with the APG-65 radar (on photo) and the AV-8B Harrier Night Attack variant.
Harrier II+ отличается великолепным вооружением: четыре неуправляемые бомбы Мк82 (в данном случае учебные), пара пусковых установок для Sidewinder и два подфюзеляжных контейнера, связанных с пушечной системой GAU- 12/U калибра 25 мм. Самолет обладает широкими возможностями для поражения любых наземных целей, сочетая в себе универсальность самолета AV-8B(AN) и возможность ведения воздушного боя первых F/A-18 Hornet.
231-я штурмовая эскадрилья Морской пехоты с A-8B Harrier II+ являлась частью MAW-2. В августе 1996 года она размещалась на борту авианосца "Нассау" в составе 26-го экспедиционного корпуса Морской пехоты. Летчики эскадрильи принимали участие в боевых действиях в Албании, Боснии и Заире. "Пиковые тузы" вернулись в море в 1999 году для выполнения боевых операций в составе объединенных вооруженных сил НАТО, они бомбили цели на территории бывшей Югославии.
После установки РЛС APG-65 самолет получил новый носовой обтекатель, заметно изменивший конфигурацию носовой части Harrier II Plus.
Многие доработки, выполненные на AV-8B Harrier II Plus, стали результатом опыта, приобретенного в операции "Буря в пустыне". Новый стандарт включал установку РЛС AN/APG-65, аналогичную используемой на F/A-18 Hornet, что существенно расширило возможности Harrier II Plus.
Первым зарубежным серийным самолетом, на который была установлена электронно-цифровая система управления двигателя, стал Harrier II.
Эмблема на хвостовом оперении этого Harrier II+ из VMA-502 говорит о возвращении к универсальным обозначениям парка машин Морской пехоты. "Летающие тигры" являются самым долголетающим на A-8A подразделением, летчики пересели на них с F-4B в июне 1970 года. Изображенный самолет только что сбросил 227-кг учебную бомбу Mk 82R с замедленным падением с хвостового держателя B5U-86.
Июль 2009 года. Harrier II+ совершает посадку на борт авианосца "Кливленд" (LPD-7). На его киле видны литеры "YX", показывающие, что он входит в состав 166-й вертолетной эскадрильи КМП (HMM-166), базирующейся на Окинаве.
AV-8B Harrier II+ возвращается на свой корабль после учебного полета с контейнером AAQ-28 Litening II на внутреннем пилоне правой плоскости. На среднем пилоне висят две синие учебные бомбы BDU-33.
An AV-8B Harrier of Marine Attack Squadron 214 (VMA-214) ‘Black Sheep’ launching from the USS Bonhomme Richard during Talisman Saber 2013.
Marine Attack Squadron 214 (VMA-214) ‘Black Sheep’ AV-8Bs on the USS Bonhomme Richard during certification exercises in 2013.
На авианосцах Испании и Италии базируются AV-8B Harrier II+. Италия заказала 16 самолетов Harrier II+ (планируется закупить еще восемь). Первые три поступили 20 апреля 1994 года из партии, от которой отказалась Морская пехота США. Итальянские Harrier окрашены в необычный двухтональный серый цвет, верхние поверхности намного темнее нижних. (Обозначения нанесены светлым цветом, национальные символы уменьшены в размере. На переднем обтекателе сопла одноместных машин изображен якорь, некоторые из них несут обозначения и на руле направления. Самолеты базируются на авианосце "Джузеппе Гарибальди".
An AH-1W and AV-8B together, showing the flexibility of the assets at an MEU’s disposal.
Едва заметный на фотографии контейнер с аппаратурой целеуказания Litening II, установленный на внутреннем крыльевом пилоне по правому борту, идентифицирует и подсвечивает цель лазером для удара по ней 227-кг бомбой с лазерным наведением GBU-12, подвешенной на левом внутреннем подкрыльевом пилоне.
Live ordnance is used whenever possible during WTI to provide the most realistic combat experience. Here an AV-8B Harrier II from Marine Attack Squadron 211 (VMA-211) ‘Wake Island Avengers' is armed with two 1,000lb Mk83 bombs.
A Marine Attack Squadron 214 (VMA-214) ‘Black Sheep’ AV-8B Harrier has its wings attached aboard the USS Bonhomme Richard during Talisman Saber 2013.
Пилот из 542-й эскадрильи КМП США занимает место в кабине Harrier перед очередным боевым вылетом, авиабаза Эль-Асад, Ирак. На момент развертывания СВВП КМП США база никак не могла считаться современной, но со временем она стала настоящим домом для Harrier.
Harrier II+ из 542-й эскадрильи "Flying Tigers" КМП США сфотографирован на палубе одного из кораблей, принимавших участие в операции "Enduring Freedom". Данная эскадрилья действовала в Ираке в 2007-2008 годах.
КМП США потратил большие средства для оснащения AV-8B Harrier II+ ракетами AMRAAM и APG-65, но в недавних конфликтах не возникало необходимости их применять. Этот Harrier Plus сфотографирован в Ираке.
На руле направления итальянского Harrier II Plus изображены отпечатки лап волка, волк - эмблема авиагруппы. Италия закупила 16 СВВП Harrier II Plus, в то время как "спарки" TAV-8B переоснастили новыми двигателями.
На авианосцах Испании и Италии базируются AV-8B Harrier II+. В соответствии с трехсторонним протоколом о намерениях от 1990 года Испания заказала восемь новых Harrier II+ и двухместный TAV-8B и заявила, что 11 имеющихся самолетов AV-8B будут доведены до стандарта Harrier II+. Окончательную сборку указанных восьми машин осуществляла испанская фирма CASA. Самолеты поступили в 9-ю эскадрилью на авианосец "Принц Астурийский". Стандартное вооружение включает AIM-9M Sidewinder и AIM-120 AMRAAM. 9-я эскадрилья была сформирована 29 сентября 1987 года в Роте из самолетов EAV-88, которые поставлялись с октября 1987-го по сентябрь 1988 года. Фирма "McDonnell Douglas" использовала обозначение EAV-8B, но в Испании их именовали VA.2 Matador II. В 1989 году эскадрилья летала на стандартных VA.2, но часть летчиков до получения Harrier II+ откомандировали в ВВС для получения опыта полетов на F/A-18 Hornet и изучения РЛС APG-65.
Итальянские Harrier II в ходе операции "Enduring Freedom" действовали с авианосца "Джузеппе Гарибальди". Снимок сделан во время выполнения тренировочного полета совместно с F/A-18C авиации ВМС США.
ALE-47 dispensers on an AV-8B Harrier II at the base of the tail-fin. Up to 120 cartridges can be loaded in four modules.
TAV-8B, T Mk.10
27 октября 1986г.: выполнил первый полет первый прототип двухместного самолета вертикального взлета и посадки McDonnell Douglas TAV-8B. Позже этот самолет был выбран для принятия на вооружение ВВС Великобритании. Одноместные СВВП TAV-8B к тому времени уже состояли на вооружении авиации Корпуса морской пехоты США.
TA-8B, поднявшийся в воздух 21 ноября 1986 года, имел более высокий киль и только два пилона под вооружение. Ступенчатая кабина была оборудована полным тандемным управлением.
Harrier T.Mk 10/12 - двухместный учебно-тренировочный вариант британского СВВП Harrier второго поколения. К настоящему времени эти самолеты полностью заменили учебно-тренировочные T.Mk 4 в британских ВВС и используются только для обучения и тренировок летчиков, хотя способны в полном объеме выполнять боевые задачи.
7 апреля 1994г.: совершил первый полет Harrier T.Mk 10, спроектированный на основе TAV-8B и предназначенный для подготовки летчиков GR.Mk 7.
Британская учебная часть, вооруженная Harrier II, с 1 сентября 1992 года называется 20-й (резервной) эскадрильей. Ранее эта задача решалась с помощью устаревших Harrier T.Mk4 первого поколения.
Британские летчики считали свои T.Mk 10 недостаточно тяговооруженными. На фотографии - вариант TAV-8B.
Италия заказала 16 Harrier II Plus (с перспективой приобретения еще восьми) и два TAV-8B. Учебные самолеты были поставлены в августе 1991 года, их разместили в Гротталье возле Таранто. Итальянские Harrier выполняли разведку над Сомали при поддержке операций ООН в этом регионе.
Италия приобрела два TAV-8B у КМП США. Сегодня итальянские СВВП Harrier состоят на вооружении 1-й авиагруппы, которая базируется в Гроттагли, рядом с ВМБ Таранто. TAV-8B прибыли на новую базу в августе 1991 года.
Летчики КМП переходили на Harrier II после 22-недельного курса подготовки, включающего 62 полета на Harrier и 60 часов налета. Чтобы получить допуск к самостоятельным полетам, летчик должен выполнить 15 полетов на двухместном TAV-8B.