Мировая Авиация 242
-
Выполнивший первый полет в апреле 1987 года ZD323 в мае передали в 223-й отряд. В 1992 году 223-й отряд переформировали в 20-ю резервную эскадрилью, ставшую в определенной степени преемницей 20-й эскадрильи, которая была вооружена Harrier GR.Mk 3 и в 1970-1977 годах дислоцировалась в Западной Германии.
Хвостовая часть фюзеляжа и оперение прототипа Harrier GR.Mk 5 (ZD318) были окрашены в желтый цвет. Самолет собрали из компонентов задела 20-го Harrier II, вместо пушечных контейнеров установлены фальшкили, улучшающие рециркуляцию воздуха на режиме висения. По требованию ВВС Великобритании на GR.Mk 5 установлены дополнительные пилоны для УР AIM-9 Sidewinder.
Самолет ZD402 отдавали в аренду компании "Rolls-Royce" в июне 1989 года для 36-часовых летных испытаний двигателя Pegasus 11-61 (американское обозначение F402-RR-408). Максимальная продолжительная тяга Pegasus 11-61 составляет 105,87 кН, на 15% больше, чем у более ранних вариантов. На 11-61 увеличили степень сжатия с 2,3 до 2,6, установили новую камеру сгорания, улучшили охлаждение, использовали монокристаллические лопатки турбины, межремонтный ресурс доведен до 1 000 летных часов. Pegasus 11-61 запустили в производство под обозначением Pegasus Mk 107; этими двигателями оснащены поздние варианты Harrier II.
Этот GR.Mk 5 принадлежал 1-й эскадрилье и сфотографирован на регулярных учениях морской пехоты в Норвегии. Самолет камуфлирован легкосмываемой белой краской; аналогичный временный камуфляж наносился и на переброшенные на учения в Норвегию Jaguar британских ВВС. На самолете подвешены два больших перегоночных ПТБ, под фюзеляжем висит багажный контейнер.
Harrier GR.Mk 5 из эскадрильи 1(F) во временном зимнем камуфляже, учения в Норвегии. Перед подобными учениями на Harrier монтировали полуубираемые топливоприемники системы дозаправки в воздухе.
Harrier GR.Mk 5 из эскадрильи 3(F), дислоцированной в Западной Германии. На борта фюзеляжей и законцовки килей самолетов 3-й эскадрильи были нанесены полосы зеленого и желтого цвета. В носовой части фюзеляжа иногда изображали эмблему эскадрильи.
Harrier GR.Mk 5 из оперативно-тренировочного подразделения 223 OCU, снимок сделан вскоре после поступления GR.Mk 5 в войска. Первые Harrier окрашивались по европейской серо-зеленой схеме. Самолеты смотрелись как окрашенные в один темно-зеленый цвет, поскольку цвет краски на нижних поверхностях был лишь немного светлее, чем на верхних.
GR.Mk 5, использовавшийся для испытаний на применение вооружения. Под крылом и фюзеляжем подвешены семь кассетных бомб Hunting BL755 и две УР "воздух-воздух" AIM-9C Sidewinder.
Изображен Harrier GR.Mk 5 с максимальной боевой нагрузкой из семи кассетных бомб BL755 и двух ракет Sidewinder. Самолет принадлежал 233-му оперативно-тренировочному отряду (No.233 OCU), который в конце 1980-х годов дислоцировался на авиабазе Уиттеринг в Кембриджшире. Этот отряд сформировали на базе подразделения переучивания на Harrier (Harrier Conversion Team). Главной задачей отряда являлись полноценное освоение и подготовка эксплуатации GR.Mk 5 в строевых частях. Эмблема отряда нарисована на борту фюзеляжа в районе кабины - голова пантеры в окружении треугольников цветов всех четырех вооруженных Harrier эскадрилий. 1 сентября 1992 года 233-й отряд переформировали в 20-ю (резервную) эскадрилью.
British Aerospace / McDonnell Douglas Harrier GR.Mk.5
Мониторинг популяции лосей начинается в январе. На снимке - один из вертолетов JetRanger, принимавших участие в мониторинге лосей в 2002 году. Снег облегчает поиск животных, критичным для начала работы считается снежный покров высотой 10 см. Численность лосиного стада Манитобы достигает 35 000 голов, всего же в Северной Америке живет около миллиона лосей.
Этот 80-местный Super Caravelle 10R был построен в 1967 году и изначально эксплуатировался германской компанией LTU. Самолет изображен в окраске авиакомпании "Istanbul Airlines", которая эксплуатировала его в 1980-е годы. Компания "Sud" построила 20 самолетов варианта Caravelle 10R, первая машина выполнила первый полет 18 января 1965 года.
Расположение двигателей в хвостовой части фюзеляжа позволило резко снизить шум в салоне. Многие отмечали значительно более низкую шумность Caravelle в сравнении с Boeing 707 и de Havilland Comet. Поставленный в апреле 1959 года, этот LN-KLH стал первым Caravelle III шведской авиакомпании SAS.
Этот YK-AFA - самолет Super Caravelle 10B-3, в 1960-е годы летавший в компании "Syrian Arab Airlines". На варианте 10B-3 стояли двигатели JT8D-7, пассажировместимость составляла 105 человек.
АНТ-4/ТБ-1 является первым в мире двухмоторным цельнометаллическим бомбардировщиком-монопланом со свободнонесущим крылом. На фотографии - ТБ-1 на лыжном шасси, под фюзеляжем подвешена торпеда, а под крылом - легкие бомбы.
Обшивка ТБ-1 была выполнена, главным образом, из гофрированного дюралюминия. На фотографии - ТБ-1П на поплавковом шасси из 62-й авиабригады авиации Балтийского флота (ТБ-1а на госиспытаниях, 1931 год ???)
За счет установки моторов АМ-34ФРНВ бомбовую нагрузку ТБ-3 удалось довести до 5800 кг, сохранив мощное оборонительное стрелковое вооружение. На переднем плане - ранний ТБ-3 с моторами М-17Ф, установленными в угловатых гондолах. Особенностью ТБ-3 являлись двухколесные тележки основных опор шасси.
ТБ-3 можно считать вообще первым в мире тяжелым бомбардировщиком в современном понимании данного термина. ТБ-3 в СССР широко применялись для выброски парашютных десантов.
На вооружении ВВС и морской авиации состоят примерно 25 заправщиков, которые используются очень интенсивно для дозаправки истребителей J-8
В 1952 году два F7U-1 использовала пилотажная группа ВМС США "The Blue Angels". Летчики группы нашли самолет вполне пригодным для выполнения высшего пилотажа, но F7U не отличался технической надежностью.
Этот F7U-3 (№ 129566), оснащенный штангой с датчиками, принадлежал смешанной испытательной эскадрилье VC-3. На одном из этапов испытаний перед и за кабиной были установлены две вертикальные аэродинамические поверхности, затем их демонтировали.
В 1946 году Cutlass в силу необычного внешнего облика смотрелся как некий футуристический истребитель. На фотографии - один из 14 F7U-1, использовавшихся для испытаний. Некоторые самолеты (включая этот F7U-1) были оборудованы штангами с датчиками атмосферных параметров, такие же штанги стояли на трех прототипах XF7U-1.
Из-за очень длинной стойки носовой опоры шасси Cutlass (на фотографии F7U-1) отличался очень большим стояночным углом, а летчик сидел в кабине на высоте 3,66 м над палубой. Из-за высокой носовой стойки видимость вперед и вниз из кабины была сильно ограничена, что негативно отражалось на выполнении посадки.
Три новеньких F7U-3 (номера заретушированы цензурой) позируют для рекламной съемки. Символику эскадрилий на самолеты еще не нанесли. F7U-3 являлся радикально модернизированным F7U-1.
Из-за небольшой дальности полета лишь немногие эскадрильи истребителей Cutlass выполнили дальние походы на авианосцах.
"Vought" построила 12 фоторазведчиков F7U-3P без РЛС и вооружения. В удлиненной на 63,5 см носовой части фюзеляжа разместили три фотоаппарата и контейнер с осветительными бомбами. F7U-3P использовались только для испытаний в Центре авиации ВМС США.
Ил-86. Самолет СССР-86009 построен в 1981 году, эксплуатировался "Аэрофлотом". Из-за введения международных ограничений по шумности ЛА и неэффективных двигателей эксплуатацию Ил-86 прекратили в началу 2000-х годов. Данный самолет поставили на хранение в аэропорту Внуково в 2002 году.
"Аэрофлот" до начала 2000-х годов поддерживал в летном состоянии 16 Ил-86. Самолеты летали на таких престижных маршрутах, как Москва-Лондон. Все эти борта были сконфигурированы для перевозки 20 пассажиров в первом классе и 296 в туристском.
Образованная в 1992 году "AJT Air International" располагала парком из пяти Ил-86 (включая три бывших самолета "Аэрофлота"). Компания базировалась в Шереметьево. Ил-86 использовались для выполнения регулярных и чартерных рейсов. Свое существование авиакомпания прекратила в 2003 году.
"Transeuropean Airlines" - одна из многих российских чартерных авиакомпаний, образованных в ходе децентрализации авиаперевозок. На фотографии - один из двух Ил-86, взятых в лизинг для использования на линиях с большим пассажиропотоком, например, полетов в Барселону и Анталию.
Обсуждения возможности разработки аэробуса между ОКБ С. В. Ильюшина и Советом Министров СССР начались в 1966 году, сразу после появления Boeing 747. Разработка самолета заняла много времени - первый полет Ил-86 выполнил только 22 декабря 1976 года.
Ил-86 предназначался для эксплуатации на линиях с очень большим пассажиропотоком, таких как Москва - Ленинград и Москва - Киев, а также на престижных международных линиях, включая трансатлантические, где он должен был прийти на смену Ил-62М. Недостаточная дальность полета Ил-86 выявилась сразу после начала эксплуатации аэробуса в 1980 году.
МиГ-23МФ, Венгрия. В ВВС Венгрии МиГ-23 состояли на вооружении эскадрильи "Саман" полка "Стромфельд", дислоцированной на авиабазе Папа. Венгрия получила самолеты, целиком окрашенные в серый цвет, но затем их перекрасили в камуфляж из пятен песочного и темно-зеленого цвета, нижние поверхности перекрасили в светло-серый цвет. Бортовые номера были двузначными красного цвета с узкой белой окантовкой.
МиГ-23МФ, Румыния. Румынские МиГ-23 окрашивались по различным камуфляжным схемам. Этот самолет окрашен в необычный "тигриный" камуфляж, обтекатель РЛС - светло-серый, а бортовые номера - белые. Задолго до прекращения существования Варшавского Договора Румыния перешла с опознавательных знаков в виде красных звезд с национальными особенностями на кокарды цветов национального флага.
В ВВС ПНР МиГ-23 состояли на вооружении 28-го ИАП, базировавшегося в Слупске, недалеко от побережья Балтийского моря. На бортах фюзеляжа МиГ-23 изображена эмблема 28-го полка - герб города Слупск. Большинство польских МиГ-23 со временем получило камуфляжную окраску.
Венгрия последней из стран Варшавского Договора обзавелась собственными МиГ-23. Первые венгерские МиГ-23 были целиком окрашены в серый цвет. На фотографии - МиГ-23МФ ВВС Венгерской Народной Республики, середина 80-х гг.
Опознавательными знаками капиталистической Венгрии стали шевроны.
Condensation clouds form over the wings of this Hungarian Air Force MiG-23 Flogger-B as it ‘pulls g’. Vortices are also visible streaming off the leading-edge dogtooth and port wingtip. Note the tailplane angle required to produce this manoeuvre.
МиГ-23УБ с опознавательными знаками ВВС Народной Республики Болгария, самолет окрашен в трехцветный коричнево-зеленый камуфляж, близкий камуфляжной окраске МиГ-23 ВВС СССР. Цифры трехзначного бортового номера нарисованы краской белого цвета.
Г-1 и Г-2 являлись гражданскими транспортными вариантами ТБ-1 и ТБ-3, соответственно. Г-1 и Г-2 на лыжном шасси широко применялись в 1930-е годы для освоения Арктики. В мае 1937 года четыре ТБ-3 без вооружения доставили грузы и полярников в будущий лагерь экспедиции СП-1. В Арктике ТБ-1 и ТБ-3 эксплуатировались до конца 1940-х годов.
Vautour IIA стал первым ударным самолетом ВВС Израиля, машины поступили на авиабазу Рамат-Давид в 110-ю эскадрилью, сформированную в 1957 году. Израильские Vautour принимали участие в Шестидневной войне и Войне на истощение 1967-1970 годов.
Прототип H-6M с четырьмя ракетами (вероятно, YJ-82). В 2013 году на вооружении ВВС КНР состояло порядка 120 H-6 всех модификаций, еще 30 H-6 имеется в авиации ВМС Китая.
H-6H с двумя испытательными ПКР KD-63. Самолет сохранил характерный для ранних H-6 обтекатель под носовой частью фюзеляжа, здесь установлена поисковая РЛС Тип 245.
Китайские техники катят тележку с ПКР KD-63 на фоне H-6H. Подобно всем H-6 нового поколения, на самолете нет бомбоотсека и пушечного вооружения. В обтекателе под хвостовой частью фюзеляжа самолета установлена аппаратура наведения ракет.
Новые ракетоносцы H-6M на стоянке авиазавода в Ксиане
19 мая 2009г. сайт "Военный паритет" со ссылкой на china-defense-mashup.com поместил сообщение о новой модификации бомбардировщика Ту-16, созданной в Китае. Самолет имеет обозначение H-6K и оснащен двухконтурными двигателями WS-18 (копия российского Д-30КП2). На шести внешних узлах подвески он может нести различное вооружение, включая крылатые ракеты.
H-6K можно опознать по шести подкрыльевым пилонам, большим воздухозаборникам и носовой части фюзеляжа измененной формы (хотя она и зачехлена). На фотографии, вероятно, прототип с нестандартной маркировкой.
После фолклендской войны Wasp британских ВМС перекрасили в матовый темно-серый цвет, опознавательные знаки стали двухцветными, а все надписи - черными. У некоторых вертолетов для снижения заметности в черный цвет окрасили блестящие металлические детали.
Четырехопорное шасси Wasp отличалось высокой прочностью, все опоры были снабжены амортизаторами Lockheed. Обычно сразу после взлета с корабля летчики резко изменяли шаг лопастей несущего винта, из-за чего вертолет просаживался.
Главным оружием Wasp для уничтожения катеров являлись УР Aerospatiale AS.12. Ракета управлялась по проводам, наведение осуществлялось посредством гиростабилизированного оптического прицела.
Вооруженная Wasp 829-я эскадрилья британских ВМС дислоцировалась на авиабазе Портленд на южном побережье Англии. Вертолеты выполняют групповой полет над знаменитым пляжем Чесил, протянувшимся на 29 км.
Новая Зеландия получила 19 Wasp (на фото). Вертолетами управляли морские летчики, но обслуживались они на базе 3-й эскадрильи новозеландских ВВС. Базировались Wasp на фрегатах "Вайкато" и "Кентербери".
С апреля 1981 года десять экс-голландских Wasp (на фото) передали ВМС Индонезии. Вертолеты базировались на экс-голландских фрегатах до 1998 года. ВМС Малайзии эксплуатировали экс-индонезийские Wasp в 1998-2001 годах, это были последние летающие Wasp.
Wasp не имел никакого поискового оборудования. Вертолет являлся не более чем платформой для доставки к месту сброса торпеды или глубинной бомбы. Поиск подводной лодки осуществляли корабли или самолеты.
В ходе фолклендской войны вертолеты британских ВМС (включая Wasp с УР AS.12) успешно атаковали и повредили в Гритвикене на Южной Георгии аргентинскую субмарину "Санта Фе".
ВМС Голландии в 1966-1967 годах получили 12 AH-12A Wasp (на фото), поступивших на вооружение 860-й эскадрильи. AH-12A базировались на фрегатах типа "Ван Слейк".
ЮАР стала крупнейшим покупателем Wasp (на фото), закупив двумя партиями в 1963 и 1973 годах 16 вертолетов. Последняя партия состояла из восьми вертолетов, два из которых не поставили из-за эмбарго на поставку вооружения режиму апартеида. Wasp поступили на вооружение 22-го звена, в 1976 году звено переформировали в 22-ю эскадрилью морской авиации.
S.O.4000 был большим самолетом с недостаточно мощной силовой установкой. Размах крыла составлял 19,75 м, максимальная взлетная масса - 22 005 кг. Программу развития прекратили из-за шасси неудачной конструкции.
Планер M.1 использовался по различным экспериментальным программам, связанным с разработкой самолета Vautour. Первый полет с носителя Languedoc планер выполнил 26 сентября 1949 года.
МиГ-23МЛ, ГДР. Германские МиГ-23 камуфлировались пятнами коричневого и зеленого цвета трех или четырех оттенков, нижние поверхности были окрашены или в голубой, или в светло-серый цвета. Трехзначные бортовые номера наносили красной (на боевых самолетах) или черной (на спарках) краской. Размер цифр бортовых номеров периодически меняли для введения в заблуждение разведслужб Запада. Изображен МиГ-23МЛ с полным вооружением из двух УР Р-23 и четырех УР Р-60.
МиГ-23МЛ, Чехословакия. Все чешские МиГ-23 имели четырехзначные бортовые номера, соответствующие четырем последним цифрам заводского номера. ЧССР получила порядка 45 единиц МиГ-23МЛ.
В ГДР МиГ-23МФ/МЛ состояли на вооружении дислоцированной в Пенемюнде 9-й истребительной эскадры "Генрих Рау". После объединения двух Германии пару истребителей отправили на испытания в США. На фотографии - МиГ-23МЛ из музея ВВС в Гатове, Берлин.
Винтокрыл "Фарфаде", пилотируемый Жаном Дабосом
Гибридный Farfadet был оснащен мотором Turbomeca Arrius II с турбонагнетателем для подачи сжатого воздуха к несущему винту и ТВД Turbomeca Artouste II мощностью 360л. с.
Попытки создания во Франции скоростного перехватчика со смешанной силовой установкой привели к появлению S.O.9050 Trident II. Первый полет самолет выполнил 17 июля 1955 года с двумя установленными на законцовках крыла ТРД Viper. 21 декабря 1955 года Trident II впервые взлетел с работающими ТРД и ЖРД SEPR.481. Максимальная скорость составляла М= 1,95.
Польский концерн "WSK-4 Okecie" изготовил по лицензии более 1100 Як-12 в вариантах "М" и "А", а также собственном варианте - PZL-101 Gawron. Небольшое количество Як-12 до сих пор эксплуатируется в аэроклубах. На фотографии - Як-12М.
Гражданские эксплуатанты в Польше использовали как списанные из ВВС Як-12, так и вновь построенные. Гражданское применение Як-12 сильно расширилось в 1960-е годы после начала производства Як-12 в ПНР. В основном самолеты эксплуатировали региональные аэроклубы, используя самолеты для подготовки летчиков и парашютистов, а также в качестве санитарных. На фотографии: польский Як-12М буксирует планер SZD-51-1 Junior (SP-3313).
На первых Як-12 стояли моторы М-11ФР по 160 л.с. (119 кВт). Самолет с таким мотором легко различить по индивидуальным обтекателям цилиндров.
Дольше всего Як-12 летали в ДОСААФ. Самолеты ДОСААФ несли такие же опознавательные знаки, как самолеты ВВС СССР. Як-12 использовали как учебные (вариант с двойным управлением), для десантирования парашютистов, буксировки планеров и перевозки грузов.
Як-12 применялись в ВВС Болгарии, Чехословакии (на фотографии), Венгрии, Польши и Югославии. Этот Як-12Р (OK-JEN) передали в музей ВВС в Кбелах под Прагой.
Як-12М легко узнаваем по закругленному вертикальному оперению, это самый массовый вариант Як-12. На фотографии - санитарный Як-12С, который пришел на смену биплану По-2С, снимок сделан в Таджикистане. Як-12 обладал очень хорошими взлетно-посадочными данными, за счет чего мог выполнять взлеты и посадки на небольших грунтовых площадках.
Yakovlev Yak-12M ambulance aircraft (240 hp AI-14R engine)
Як-12 заслужил признание и как санитарный самолет. Все три основные модели, Як-12Р/М/А, имели санитарные подварианты. В кабине помещались больной на носилках и медработник.
Погрузка в Як-12С больного на носилках осуществлялась через люк треугольной формы в левом борту фюзеляжа. В кабине также можно было разместить медицинское оборудование массой 22 кг.
Самолеты Languedoc в авиакомпании "Air France" эксплуатировались главным образом на линиях, связывавших Париж с Касабланкой, Алжиром и основными европейскими столицами.
На фотографии - один из 275 самолетов O-62, построенных компанией "Vultee-Stinson" для авиации Армии США. Он представлял собой военный вариант Model 105 с увеличенным фюзеляжем.
Размах крыла Voyager 165 составляет 10,36 м, максимальная скорость - 217 км/ч, дальность полета - 789 км. На сделанной в 2011 году фотографии представлен канадский самолет.
F-WGGE - второй прототип S.E.3120. На предшественнике Alouette II стоял мотор воздушного охлаждения.
Армия Франции использовала Djinn для эвакуации раненых (летчик и два раненых на носилках), как связной, наблюдательный и тренировочный.
В 1926 году авиакомпания "Ford Air Transport Services" эксплуатировала этот 2-AT на почтовых линиях Детройт - Чикаго и Детройт - Кливленд.
Y-20, возможно, получит собственное имя "Kunpeng" в честь мифической китайской птицы, способной пролететь тысячи километров. С помощью Y-20 Китай приобретет возможность в короткий срок перебрасывать войска в район Индийского океана и даже в Африку.
Один из 142 самолетов O-49 первой партии на лыжном шасси. С 1942 года Vigilant обозначался L-1, несколько самолетов доработали в санитарные L-1E.
Силовая установка самолета SE-212 Durandal состояла из ТРД SNECMA Atar G-3 тягой 44,13кН и ЖРД SEPR.65 тягой 825 кг.
Самолет Sud-Ouest S.O.30P-2 предназначался для коммерческого использования, но он также эксплуатировался в ВВС и авиации ВМС. Некоторые самолеты использовались для испытаний двигателей.
S.E.2415 Grognard II отличался от раннего Grognard I удлиненной под установку РЛС носовой частью фюзеляжа.
Хотя эксплуатацию самолета Armagnac успешной считать сложно, разработка его стала немаловажным этапом для авиапромышленности Франции.
S.O.95 Corse II из эскадрильи 50S авиации ВМС Франции, самолет использовался как транспортный и учебный.
MARITIME CORSICANS. Built by S.N.C.A.S.O. (now Ouest-Aviation) from 1947 onwards, the SO-95M Corse II is a general-purpose aircrew trainer and military transport, powered by two 590-h.p. S.N.E.C.M.A. Renault 12S-02-201 inverted twelve-cylinder Vees. Forty-five have been built, and variations in external detail abound. The example illustrated show a hitherto unillustrated version with lengthened radar nose - the 24th production SO-95M.
Baroudeur выполнял взлет на колесной тележке, а посадку - на трехопорное лыжное шасси. Лыжи могли также использоваться для взлета с заснеженных или ледовых аэродромов. Предусматривалась возможность крепления к тележке шести ракетных ускорителей.
Самолет S.E.200 предназначался для перевозки 80 пассажиров. После войны потребность в таких летающих лодках пропала.
Первым вертолетом компании "Sud-Est" собственной конструкции стал экспериментальный S.E.3101. Вертолет вообще не имел обшивки, а летчика от потока воздуха защищал только небольшой козырек.
F-WEEE - единственный прототип S.E.1010. Размах крыла составлял 31,00 м, максимальная взлетная масса 24 000 кг.
S.O.6000 Triton стал первым французским реактивным самолетом. На фотографии - третий прототип, оснащенный ТРД Nene. Размах крыла составлял 9,96 м.
Прототип истребителя палубного базирования S.O.8000 Narval имел необычную двухбалочную компоновку. Силовая установка включала один мотор Jumo 213 французской постройки. Первый полет прототип выполнил в апреле 1949 года.