Westland Wasp / Scout
Страна: Великобритания
Год: 1958
Вертолет

Five-seat general-purpose helicopter
Описание
Фотографии
Westland Scout и Wasp

  В 1959 году «Westland» с целью усиления своих позиций на рынке вертолетов приобрела компанию «Saunders-Roe», которая, в свою очередь, в январе 1951 года приобрела компанию «Cierva Autogiro Company», продолжив после этого выпуск легкого вертолета Cierva Skeeter. На основе полученного опыта стало возможным разработать и построить прототипы вертолета P.531, первый из которых был облетан 20 июля 1958 года. В 1959 году от авиакорпуса британской Армии был получен заказ на постройку предсерийных вертолетов P.531-2 Mk 1.
  После интенсивных оценочных испытаний был размещен заказ на серийный Scout AH.Mk 1, который начал поступать на вооружение британской Армии в начале 1963 года (150 вертолетов). Дополнительно небольшое количество машин строилось для австралийских ВМС и иорданских ВВС, а также для полиции Бахрейна и Уганды.
  Результатом же параллельной разработки модели P.531 стало налаживание выпуска вертолета Wasp HAS.Mk 1 для Королевских ВМС Великобритании (вначале Sea Scout HAS.Mk 1). Он отличался от сухопутного Scout четырехопорным колесным шасси (взамен полозкового) и складывающимися лопастями и пилоном хвостового винта, которые облегчали его базирование на кораблях. Всего для британских ВМС построили 98 Wasp, первые из которых поступили в эксплуатацию в 1963 году (примерно 40 машин оставались в эксплуатации на конец 1983 года). Все машины были сняты с вооружения в 1988 году. Вертолеты также поставлялись ВМС Бразилии, Нидерландов, Малайзии, Новой Зеландии и ЮАР. Данные вертолеты оснащались турбовальными двигателями Rolls-Royce/Bristol Nimbus 103 или 104 мощностью 1050 л. с. и развивали максимальную скорость на уровне моря 193 км/ч.
После фолклендской войны Wasp британских ВМС перекрасили в матовый темно-серый цвет, опознавательные знаки стали двухцветными, а все надписи - черными. У некоторых вертолетов для снижения заметности в черный цвет окрасили блестящие металлические детали.
Westland Wasp HAS.1 из 829-й АЭ Королевских ВМС с ледокола "Эндюренс". 25 мая этот вертолет повредил аргентинскую подлодку "Санта Фе"
Westland Scout AH-1 из 3-й бригады Королевской морской пехоты, сбитый "Пукарой" 28 мая 1982г.
Данный Scout AH.Mk 1 дислоцировался на Кипре и использовался в различных операциях в конце 1960-х годов.
Wasp
Четырехопорное шасси Wasp отличалось высокой прочностью, все опоры были снабжены амортизаторами Lockheed. Обычно сразу после взлета с корабля летчики резко изменяли шаг лопастей несущего винта, из-за чего вертолет просаживался.
Главным оружием Wasp для уничтожения катеров являлись УР Aerospatiale AS.12. Ракета управлялась по проводам, наведение осуществлялось посредством гиростабилизированного оптического прицела.
Вертолеты Wasp HAS.Mk 1 могли нести две ПКР AS.12 (на фотографии), глубинные бомбы или две торпеды Mk 44.
Вооруженная Wasp 829-я эскадрилья британских ВМС дислоцировалась на авиабазе Портленд на южном побережье Англии. Вертолеты выполняют групповой полет над знаменитым пляжем Чесил, протянувшимся на 29 км.
Новая Зеландия получила 19 Wasp (на фото). Вертолетами управляли морские летчики, но обслуживались они на базе 3-й эскадрильи новозеландских ВВС. Базировались Wasp на фрегатах "Вайкато" и "Кентербери".
С апреля 1981 года десять экс-голландских Wasp (на фото) передали ВМС Индонезии. Вертолеты базировались на экс-голландских фрегатах до 1998 года. ВМС Малайзии эксплуатировали экс-индонезийские Wasp в 1998-2001 годах, это были последние летающие Wasp.
Scout
Британская Армия использовала Scout для решения широкого круга задач - разведка и наблюдение, обеспечение связи, наведение самолетов штурмовой авиации, обеспечение действий спецназа, поиск и спасание, а также в качестве учебного и легкого транспортного вертолета.
Scout находились на вооружении 660-й, 661-й, 662-й и 669-й эскадрилий британской армейской авиации, а также на вооружении 666-й эскадрильи территориальной армии.
Для британской Армии Scout стал первым вертолетом с ГТД, он зарекомендовал себя отличным разведчиком.
Wasp
28 октября 1962г.: первый полет в Уайт-Уолтхэме совершил предсерийный Westland Wasp (XS463), разработанный на базе Saunders-Roe Р.531. Пилот - Рон Геллатли.
Aerospatiale AS.12 air-to-surface missile installation on a Wasp helicopter
Wasp не имел никакого поискового оборудования. Вертолет являлся не более чем платформой для доставки к месту сброса торпеды или глубинной бомбы. Поиск подводной лодки осуществляли корабли или самолеты.
Уэстленд "Уосп"
Westland Wasp HAS.Mk 1 of No 829 Squadron, allocated to the frigate HMS Euryalus
В ходе фолклендской войны вертолеты британских ВМС (включая Wasp с УР AS.12) успешно атаковали и повредили в Гритвикене на Южной Георгии аргентинскую субмарину "Санта Фе".
ВМС Голландии в 1966-1967 годах получили 12 AH-12A Wasp (на фото), поступивших на вооружение 860-й эскадрильи. AH-12A базировались на фрегатах типа "Ван Слейк".
Unusual participant at Greenham was Westland Wasp "236" of No. 860 Squadron, R. Netherlands Navy. R.A.F. Puma behind
The new Brazilian Navy Wasps at Weston-super-Mare. N-7038 hovering over N-7037. Colour scheme is dark grey with pale grey undersides
Westland Wasp anti-submarine helicopter, one of 17 built for the South African Navy
ЮАР стала крупнейшим покупателем Wasp (на фото), закупив двумя партиями в 1963 и 1973 годах 16 вертолетов. Последняя партия состояла из восьми вертолетов, два из которых не поставили из-за эмбарго на поставку вооружения режиму апартеида. Wasp поступили на вооружение 22-го звена, в 1976 году звено переформировали в 22-ю эскадрилью морской авиации.
One of a batch of Westland Wasp anti-submarine helicopters, similar to the Royal Navy's AS.1, being supplied to the South African Navy
One of the original hatch of Westland Wasp helicopters used for ASW duties from destroyers and frigates
Scout
Французские ракеты. Nord AS.11 стала первой западной ПТУР, установленной на вертолеты. Управление ракетой - по проводам. Комплекс создан в середине 1950-х годов и оставался в производстве до конца 1980-х годов. Выпущено более 179 000. Масса AS.11 - 30 кг, дальность - 3 км. Ракетами вооружались британские вертолеты Westland Scout (на фото) и французские Alouette III.
Aerospatiale AS.11 air-to-surface missiles on a British Army Scout helicopter
Scout обеспечивали операции британцев в Северной Ирландии - использовались для наблюдения и связи и первыми получили на вооружение ТВ-систему "Heli-Tele". Вертолеты, задние двери и сиденья на которых были демонтированы, действуя парами, доставляли в требуемую точку оперативную группу из восьми военнослужащих. Во время конфликта в Северной Ирландии было потеряно пять вертолетов.
Scout AH.Mk 1 - основной боевой вертолет британской Армии в 1960-1970-х годах.
С конца 1960-х по конец 1970-х годов вертолеты Scout, способные нести до четырех ПТУР AS.11, были у британской Армии основным авиационным средством возможной борьбы с советскими танками. Для прицеливания использовался стабилизированный прицел Ferranti AF120, установленный на крыше кабины.
First Westland/Aerospatiale Lynx AH.1 for the British Army, XZ172 is seen in company with Scout XW280, the type it will replace in 1978 onwards. The Lynx is now being tested at Middle Wallop
Вертолеты "Скаут" и "Газель" морской пехоты использовались для эвакуации раненых с поля боя. На снимке: во время вывоза пострадавших при бомбежке в бухте Фицрой
Прямо из бочки - основной способ заправки вертолетов "Скаут" AH.1 морской пехоты на передовом пункте базирования в бухте Тил Инлет
Westland Scout AH.Mk 1 685 shp Bristol Siddeley Nimbus shaft-turbine engine)
This year's Army Air Day, held at Middle Wallop on 6th August 1977, began with a massed arrival of ten fixed-wing aircraft (Chipmunks) and sixty-five helicopters. Front row: Basic Fixed-Wing Flight Chipmunks, Canadian A.F. Kiowas, German Army MBB BO 105Cs and Bell UH-1Ds. 2nd row: Gazelles from the Basic Rotary-Wing Flight and No. 2 Flight. 3rd row: Bristow Bell 47Gs, Scouts from the Advanced Rotary-Wing Flight. 4th row: Alouettes of Nos. 6 and 14 Flights, sundry Sioux and Scouts. 5th row: I.F.T.U. Lynx and and R.A.F. No. 230 Squadron Puma landing
When, on 8 June 1982, four Grupo 5 A-4B Skyhawks of the FAA attacked the LSL's Sir Galahad and Sir Tristram at Port Pleasant the crew of 656 Squadron Scout AH Mk 1 XR628 found themselves in the direct path of the attackers. After taking avoiding action the Scout sustained a transmission failure and crash-landed into MacPhee Pond, just south-west of Fitzroy, where this photograph was taken shortly after alighting.