Westland Whirlwind
Варианты:
Westland - Whirlwind - 1953 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1953
Вертолет

Транспортный и поисково-спасательный вертолет с экипажем из трех человек и рассчитанный на восемь пассажиров
Описание
Фотографии
Westland Whirlwind

  В ноябре 1950 года «Westland» подписала соглашение с «Sikorsky» о лицензионном выпуске вертолета S-55 для британских ВС и армий ряда других стран. Вертолет получил обозначение Whirlwind. Первый вертолет британской сборки поднялся в воздух в ноябре 1952 года. Британские ВВС первоначально приобрели вертолет для поисково-спасательных операций и как связные. Последовавший затем вариант Whirlwind HAR.Mk 4 отличался более мощной силовой установкой, что позволило повысить возможности машины в условиях жаркого климата и горной местности. Это позволило в итоге активно применять вертолет во время операций в Малайе в 1950-е годы. Британские ВМС также приобретали Whirlwind и противолодочный Whirlwind HAS.Mk 7.
  В ходе эксплуатации выяснилось, что Whirlwind имеет недостаточно мощную силовую установку, слишком большую массу, а также имеет определенные конструктивные ограничения из-за большого носового отсека, где размещался звездообразный двигатель (на машинах первой серии ставились два варианта американского двигателя, а на машинах второй серии - двигатели Alvis Leonides Major). Для гражданского рынка «Westland» разработала вариант третьей серии, который оснащался уже турбовальным двигателем General Electric T58, строившимся по лицензии в Великобритании под обозначением Bristol Siddeley Gnome H.1000. Прототипы с американским и британским двигателями были облетаны, соответственно, в феврале и сентябре 1959 года.
  В целях упрощения установки двигателя без переделки планера вертолета специалисты «Westland» сохранили его расположение, а также редуктор и трансмиссию от базового поршневого варианта. В итоге турбовальный Whirlwind превратился в достаточно привлекательную машину, способную решать различные задачи. Начиная с середины 1960-х годов, вертолеты с турбовальными двигателями выпускались в основном путем переоборудования бывших поршневых вертолетов - данные машины приобретались британскими ВМС и ВВС.
  В дополнение к этому следует отметить, что вертолету Whirlwind сопутствовал и хороший экспортный успех - он поставлялся военным заказчикам не менее 16 стран мира.


Варианты
  
  Whirlwind Srs 1: первоначальный гражданский серийный вариант с двигателем R-1340-40 Wasp мощностью 600 л.с. или Cyclone R-1300-3 мощностью 700 л.с.
  Whirlwind Srs 2: гражданский вариант с двигателем Alvis Leonides Major Mk 155 мощностью 780 л. с. или Mk 755 мощностью 750 л. с.
  Whirlwind Srs 3: гражданский вариант, в целом схожий с вариантами Srs 1 и 2, но с турбовальным двигателем General Electric T58 мощностью 1050 л .с. на прототипе и с лицензионным его вариантом Bristol Siddeley Gnome H.1000 на серийных вертолетах
  Whirlwind HAR.Mk 1: вариант для британских ВМС с двигателем R-1340-40
  Whirlwind HAR.Mk 2: вариант для британских ВВС, аналогичный варианту HAR.Mk 1
  Whirlwind HAR.Mk 3: вариант для британских ВМС, аналогичный HAR.Mk 1, но с двигателем R-1300-3
  Whirlwind HAR.Mk 4: вариант для британских ВМС для службы в Малайзии с двигателем R-1340-57 мощностью 600 л. с., приспособленным для использования в условиях тропиков и высокогорья
  Whirlwind HAR.Mk 5: вариант с силовой установкой вертолета Whirlwind Srs 2; три вертолета изготовлено для Королевских ВМС Великобритании и четыре - для Австрии
  Whirlwind HAS.Mk 7: вариант для британских ВМС с той же силовой установкой, что и Whirlwind Srs 2; первый вертолет для противолодочных операций
  Whirlwind HCC.Mk 8: два вертолета с двигателями Alvis Leonides Major Mk 160 мощностью 740 л. с. и компоновкой для перевозки VIP-персон (вертолет вошел в состав британского королевского летного отряда)
  Whirlwind HAR.Mk 9: вариант Whirlwind HAS.Mk 7 с газотурбинным двигателем Gnome H.1000 для поисково-спасательных операций и ледовой разведки
  Whirlwind HAR.Mk 10: вариант для британских ВМС с двигателями Gnome H.1000; несколько вертолетов переоборудованы из вариантов HAR.Mk 2 и HAR.Mk 4 с сохранением силовой установки
  Whirlwind HCC.Mk 12: два вертолета с турбовальными двигателями Gnome H.1400 и VIP-компоновкой для королевского летного отряда
  Whirlwind HAR.Mk 21: десять вертолетов S-55, поставленных британским ВМС с двигателями Pratt & Whitney Wasp R-1340-40 мощностью 600 л. с.
  Whirlwind HAR.Mk 22: 15 вертолетов S-55, поставленных британским ВМС в варианте с двигателями Wright R-1300-3 мощностью 700 л.с.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Westland Whirlwind HAR.Mk 10

  Тип: транспортный и поисково-спасательный вертолет с экипажем из трех человек и рассчитанный на восемь пассажиров
  Силовая установка: один ТВаД Bristol Siddeley Gnome H.1400 мощностью 1050 л. с. (783 кВт)
  Летные характеристики: крейсерская скорость 167 км/ч; статический потолок 4815 м
  Масса: максимальная взлетная 3629 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 16,15 м; длина с вращающимися винтами 18,94 м; высота 4,04 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 204,95 м2
Whirlwind HCC.Mk 12. Для полетов королевы построили два специальных HCC.Mk 12. Они отличались специальным VIP-салоном на четырех пассажиров с шумоизоляцией, а также двойным управлением. Но если принц Филип часто садился в кабину, то королева редко пользовалась одномоторным Whirlwind. Королевский вертолет летал нерегулярно, пока британские ВВС не заменили его более безопасным двухдвигательным Wessex.
В 1968-1976 годах вертолеты Whirlwind HAR. Mk 9 из 829-й эскадрильи осуществляли операции в Антарктике с борта патрульного судна ледового класса «Эндуранс». Данные машины несли характерную заметную окраску.
The colour plate was taken by RODNEY C. H. FOYNTON during trials at Calshot, with Keith Sissons in the cockpit. A Royal Navy Westland Whirlwind is in pursuit in the picture. Leisure Sport, the owners of the S-5, have recently completed a full-size replica of a Fokker Dr.l Triplane which is due to fly shortly.
Whirlwind HAS.Mk 7 из 705-й эскадрильи морской авиации, использовавшиеся на базе ВМС Калдроуз как учебные. Mk 7 поступил в эксплуатацию в 1957 году, став первым специальным противолодочным вертолетом, но его быстро заменили на более крупный и тяжелый Westland Wessex. В 1960-х годах машина продолжала применяться как транспортная, а как учебно-тренировочная находилась в строю до декабря 1974 года.
Two of No 84 Squadron "A" Flight's quartet of Whirlwind HAR Mk 10s that primarily fulfil the SAR role from RAF Akrotiri. It will be noted that each of the helicopters is marked (on the tail rotor arm) with the symbol of one of the four suits of playing cards.
Привычная для начала 1980-х годов картина для прибрежных вод Великобритании: желтый поисково-спасательный Westland Whirlwind британских ВВС.
Эти HAR.Mk 10 и HC.Mk 10, вставшие в строй в ноябре 1961 года, были первыми в британских ВВС газотурбинными Whirlwind. Они использовались для поисково-спасательных операций и как тактические транспортные вертолеты малой дальности.
The Whirlwinds of "B" Flight carry no RA F insignia but sport the Scorpion emblem of No 84 Squadron on a pale blue field on each side of the fuselage nose.
На Кипре вертолеты Westland Whirlwind из 84-й эскадрильи действовали в интересах сил ООН, размещенных между турецкими и греческими войсками. В 1981 году эскадрилью перевооружили вертолетами Wessex.
Westland Whirlwind XA862.
XJ433 is a Westland-Sikorsky Whirlwind H.A.R. Mk. 2
French Indo-China WS-55, utilising R.A.F. serial WJ600.
SQUADRON-SERVICE HAR. Mk. 5. One of the first illustrations of an all-yellow air rescue Westland Whirlwind HAR. Mk. 5 (XK987) which shows the wider tail rotor arm and "broken back" This HAR Mk.5 belongs to St. Mawgan, Cornwall-based No. 22 Squadron.
A Whirlwind HAS.22, WV202, as used by the Fleet Air Arm.
The Whirlwind Mk. VII is the first British-built helicopter designed specifically for anti-submarine warfare, Note the large weapons bay in the underside of the fuselage.
Whirlwind HAS.Mk 7 из 829-й морской эскадрильи отрабатывает действия по спасению на море. Основной задачей подразделения было обучение экипажей противолодочных машин, но оно также выполняло поисково-спасательные операции в заливе Портленда.
Британские "Уирлвинды" взлетают с палубы авианосца "Тизиас"
В Малайе впервые в истории в значительных масштабах были использованы вертолеты, в полной мере продемонстрировавшие свою незаменимость при ведении боевых действий в джунглях. На ТВД британцы перебросили вооруженные вертолетами Whirlwind 848-ю эскадрилью ВМС и 155-ю эскадрилью ВВС.
The open but semi-retractable anti-submarine weapons bay on the Westland Whirlwind AS. Mk. 7 (XK941);
Westland S.55, G-AOHE (c/n. WA/126), at Burnaston en route to its Antarctic whale-spotting duties as replacement for S.55, G-ANJS, lost at sea off the Brazilian coast 5/11/55.
The demonstration Westland Whirlwind Srs. 2, a civiliinised AS. Mk. 7.
Внешне схожий с S-55, вертолет Westland WS-55 Series 1 в 1951-1960 годах был построен в количестве 45 машин. В 1956-1957 годах авиакомпания BEA применяла его на линии Ватерлоо-Лондон-Хитроу.
Westland WS55 Srs 1 G-ANFH;
Another Westland helicopter to be seen at Farnborough is the Gnome-powered Whirlwind.
From No. 2 F T.S., Shawbury, Whirlwind HAR.10 XP163
Строившийся первоначально как Westland WS.5S Whirlwind Series 1, вертолет G-AODA в 1964 году был переоборудован "Bristow Вертолеты" в вариант Series 3 - с турбовальным двигателем. На фотографии он изображен с устройством Marconi MMW.
One of two Gnome-engined Westland Whirlwind Series 3s handed over to the Brazilian Navy on 21th March
A Whirlwind HAR Mk 10 of No 84 Squadron's “B" Flight during a rapid turnaround at the DANCON Charlie Company camp at Limnitis, a Turkish enclave.
A Whirlwind HAR Mk 10 of No 84 Squadron's “B" Flight taking-off from the otherwise unused Nicosia Airport for a resupply flight to DANCON observation posts in the buffer zone
A Whirlwind approaches the small gravel-covered helipad of one of the DANCON observation posts. Situated on hilltops that are virtually inaccessible to anything but a helicopter (or a goat), the observation posts supplied by "B” Flight demand a high level of helicoptering skill from its crews.
Westland Whirlwind Series 3 (1,050 shp Bristol Siddeley Gnome shaft-turbine engine)
Whirlwind HAR.10 XP335 from the Rotary Wing Flight, Ternhill, demonstrates load-lifting during a display
The flypast began (and ended) with the R.A.F Ensign being flown past the Queen, carried by Whirlwind HAR.10 XR453 of No. 2 F.T S., flanked by C.F.S. Gazelle HT.3s XX406 and XW898. In the background twenty-two Jet Provost T.5As in "25" formation (from No 1 F.T.S. and R.A.F. College Cranwell) start their run-in
STATIC PARK - This view covers the entire static display and shows the three main lines of aircraft: (foreground) Lightnings, VC10, Harriers, Victors and Phantoms; (centre) Vulcans, Jaguars, Canadian A.F. CF-104, R.A.A.F. F-111C and R.N.Z.A.F. Hercules, facing a row of Puma, Wessex, Whirlwind and Gazelle helicopters; and (behind) Shackleton, Argosy, five Nimrods, four Hercules facing Communications aircraft (Andover, Pembroke, Devon) and trainers, with four Buccaneers and five Canberras at the end of the line
Whirlwind HAR.Mk 10. Данный вертолет Whirlwind HAR.Mk 10 принадлежал 22-й эскадрилье британских ВВС, которая в 1962 году прошла перевооружение с поршневых Whirlwind HAR.Mk 2 на газотурбинные HAR.Mk 10. Последнюю модель в ноябре 1981 года сменили вертолеты Westland Wessex. Этот XP395 вместе с XP329 (тоже HAR.Mk 10) находится сегодня в частной коллекции в Таттершел Торпе.
Westland Whirlwind S-55 Helicopter