De Havilland Heron / D.H.114
Страна: Великобритания
Год: 1950


Легкий транспортный самолет с экипажем из двух человек
Описание:
de Havilland DH.114 Heron
Shin Meiwa D.H.114-TAW
Фотографии

de Havilland DH.114 Heron

Компания "de Havilland" решила развить успех двухмоторного самолета Dove с учетом тех же основных принципов, приведших к появлению особо удачного четырехмоторного DH.86B (после двухмоторного DH.84 Dragon), спроектировав в итоге увеличенную четырехмоторную модификацию DH.114 Heron. Простота и надежность стали главными при создании новых самолетов с кабиной для экипажа из двух человек и салоном вместимостью до 14 пассажиров (17 мест - без установки туалета). Причем с неубирающимся трехстоечным шасси отпала необходимость установки сложной гидросистемы, а превосходные взлетно-посадочные характеристики для эксплуатации коротких ВПП обеспечивались хорошей конструкцией крыла и использованием воздушных винтов с изменяемым шагом. Самолеты оснащались четырьмя моторами Gipsy Queen 30, имевшими большой межремонтный ресурс.
  Прототип нового самолета совершил первый полет 10 мая 1950 года, а первый серийный Heron 1 был приобретен компанией "New Zealand National Airways" и, как и все последующие самолеты, имел хвостовой стабилизатор с большим поперечным V. Седьмая серийная машина, ставшая прототипом для модификации Heron 2, получила убирающееся шасси, что увеличило скорость и сократило расход топлива. Данный вариант оказался самым популярным - почти 70% из 150 собранных машин семейства Heron. Несмотря на относительно скромный "тираж", самолеты Heron эксплуатировались в 30 странах, некоторые из них - в крупных авиакомпаниях, а другие - в VIP-вариантах (включая четыре машины, летавшие в британском королевском авиаотряде, дислоцированном на авиабазе Бенсон). До 25 машин использовались как самолеты связи в Министерствах обороны девяти стран.
  Позднее самолет Heron модифицировался в рамках ряда программ. Компания "Riley Turbostream Corporation" в США выпускала самолет Riley Turbo Skyliner с новыми двигателями. Его стандартную силовую установку заменили на двигатели Lycoming IO-540 мощностью 290 л. с. (216 кВт), с восемью горизонтально расположенными цилиндрами, с турбокомпрессорами или без них - пожеланию заказчика. Гораздо более серьезной стала конверсия, выполненная специалистами "Saunders Aircraft Corporation" (Гимли, провинция Манитоба, Канада). Самолет, получивший обозначение Saunders ST-27, имел удлиненный фюзеляж для салона вместимостью 23 места, а также новое крыло с новым главным лонжероном. Четыре мотора Gipsy заменили на два турбовинтовых двигателя Pratt & Whitney Canada PT6A-34 мощностью 750 л. с. (559 кВт). Всего собрали 12 машин ST-27. Был также закончен еще и прототип улучшенной модели ST-28.
  Следует заметить, что в конце 1959 года произошла общая консолидация британской авиапромышленности: известная компания "de Havilland" влилась в концерн "Hawker Siddeley Group", на правах отделения "de Havilland Division" компании "Hawker Siddeley Aviation", и вскоре потеряла свою самобытность. Последние самолеты конструкции собственно компании "de Havilland" - трехдвигательный авиалайнер DH.121 и двухдвигательный реактивный бизнес-джет DH.125 - вошли уже в продуктовую линейку монстра "Hawker Siddeley" (позже концерна "BAe"),


Варианты

  Heron 1B: вариант Heron 1, сертифицированный для полетов с увеличенной до 5897 кг взлетной массой
  Heron 2A: один Heron 2, проданный в США
  Heron 2B: вариант Heron 2, имевший ту же взлетную массу, что и Heron 1B
  Heron 2C: новое обозначение самолетов Heron 2B с возможностью установки по желанию заказчика флюгируемыми винтами
  Heron 2D: самолет с роскошным интерьером, сертифицированный для взлетной массы 6123 кг
  Heron 2E: изготовленный на заказ специальный самолет с особой отделкой салона класса VIР
  Heron 3: два самолета VIP-варианта для британского королевского авиаотряда
  Heron 4: один самолет VIP-варианта для британского королевского авиаотряда
  Sea Heron C.Mk 20: обозначение британских ВМС для бывших гражданских самолетов Heron 2 и Heron 2B (три и два самолета соответственно), приобретенных в 1961 году


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  de Havilland DH.114 Heron 2D

  Тип: легкий транспортный самолет с экипажем из двух человек
  Силовая установка: четыре перевернутых рядных ПД de Havilland Gipsy Queen 30 Mk 2 мощностью 250 л. с. (186 кВт) каждый
  Летные характеристики: крейсерская скорость 295 км/ч на высоте 2438 м; начальная скороподъемность 517 м/мин; практический потолок 5640 м; радиус действия 1473 км
  Масса: пустого 3697 кг; максимальная взлетная 6123 кг
  Размеры: размах крыла 21,78 м; длина 14,78 м; высота 4,75 м; площадь крыла 46,36 м2
  Полезная нагрузка: до 14 пассажиров

Shin Meiwa D.H.114-TAW

После окончания Второй мировой войны, в 1949 году, бывшая авиафирма "Kawanishi" возобновила свою деятельность в области авиации под именем "Shin Meiwa Industry Company Ltd".
  Сначала компания стала крупнейшим подрядчиком по ремонту японских и американских самолетов, а в начале 1963 года стала одной из нескольких фирм, разработавших вариант оснащения лайнеров de Havilland D.H.114 Heron новой силовой установкой.
  Эта программа предусматривала замену двигателей на пяти самолетах авиакомпании "Toa Airways" и установку на них системы обогрева кабины. Первая из этих машин, получившая после доработки обозначение DH 114-TAW, поднялась в воздух 12 ноября 1964 года.
Ряд местных авиакомпаний переоборудовали самолеты Heron двигателями Lycoming. На рисунке - самолет фирмы "Riley", принадлежавший ВВС Шри-Ланки.
The first four-engined aircraft in the Martinair fleet was this de Havilland Heron, PH-VLA, which for most of the time it was owned by the company was on lease to Lufthansa.
Royal Flight DH Heron C.3 XH375 in mirror metal finish, May 1955.
Самолеты Heron часто использовались начинающими авиаперевозчиками, часть из которых позже сумела укрепить свой бизнес. Бельгийская SABENA имела один Heron Series 1.
Taxying in with inboard engines stopped is Sierra Leone Airways de Havilland D.H.114 Heron 9L-LAD, one of two ultimately operated by the airline. In the foreground is one of a pair of Bell 47G helicopters operated in Sierra Leone by Autair, and behind that is the Beech H18, with tricycle undercarriage, operated by De Beers from the city of Bo, 155 miles (250km) south-east of Freetown.
Варианты от "Saunders Aircraft". Наиболее интересным стал проект переоборудования самолета, предложенный Дэвидом Сондерсом из "Saunders Aircraft Corporation" (Монреаль, Канада). Переоборудование выполнялось преимущественно специалистами "Aviation Traders (Engineering)" (Саузенд, Великобритания), самолет получил обозначение Saunders ST-27. Он отличался новыми двигателями (два ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-34 мощностью no 750 л. с. вместо четырех ПД Gipsy Queen), усиленным крылом, возможностью установки в носовой части метео-РЛС, удлиненным на 3,16 м фюзеляжем - вместимость возросла до 23 мест. Прототип ST-27, оснащенный вначале двигателями PT6A-27 мощностью по 715 л.с., был облетан 28 мая 1969 года, а прототип в полностью серийной конфигурации - в апреле 1970 года. Было построено 12 ST-27, а тринадцатый стал прототипом модификации ST-27B (затем ST-28), совершившей первый полет в июле 1974 года. Новая модель отличалась рядом усовершенствований в конструкции и бортовых системах, а также четырехлопастными воздушными винтами, рулем направления с более широкой хордой, более крупными окнами кабины, встроенными трапами и большим запасом топлива. Ввиду задержек с поставкой самолетов для переоборудования Сондерс намеревался строить серийные ST-28 "с нуля", используя оснастку и оборудование, передаваемые "Hawker Siddeley Aviation". Программа была запущена при наличие заказов на 15 машин, но финансовые проблемы привели к ее закрытию в 1976 году. Построили лишь один прототип.
Heron I
The prototype D.H.114 Heron G-ALZL flying during the summer of 1950.
10 мая 1950г.: прототип DH.114 Heron в Хэтфилде поднял в воздух Дж. Пайк. Эксплуатацию самолета начала компания BEA на линиях, связывающих Нортхольт с Нормандскими островами.
The subject of this article photographed in September 1952 in Japan Airlines livery at the time of the SBAC show.
G-ALZL the summer of 1951, when it was hired to BEA and flight tested on their Scottish, Channel Islands and Scilly Isles routes.
De Havilland D.H.114 Heron G-ANXB in BEA livery;
The subject of this article under construction at Hatfield in January 1950.
The photograph of the prototype Heron taken in Jandakot Airport, Australia in 1981, where the aircraft continues to rot away to this day.
A de Havilland Heron bearing the registration G-ANCI that was originally allocated to a Britannia.
In 1956 D.H. Herons were introduced to replace Doves. Heron G-APKW is seen at a remote refuelling stop
The BAT Dove (???), VH-AHB.
Heron 1B 5B-CCD, ex G-APKW, at Biggin Hill 19/3/77 after its return from Cyprus;
A Gulf Aviation D.H. Heron, G-APKV, probably at Sharjah
Heron II
Morton Air Services, eventually acquired by BUA, operated de Havilland Herons such as G-AOGO on short routes from the UK.
Hawker Siddeley Heron Series 2 (four 250 hp Gipsy Queen 30 engines)
Данный Heron Series 2D, как и многие другие самолеты, сменил за свою жизнь не одного владельца. После "E.S.&A.Robinson (Holdings)" он попал к французской "Air Paris", а затем оказался в США, где и находится сегодня.
Весной 1961 года британские ВМС заменили пять своих Sea Devon на такое же количество Heron Mk 2, которые получили обозначение Sea Heron C.Mk 20 (на фото) и использовались в качестве связных до 1989 года.
Smartly bedecked with "Royal Air Force" on the white top decking is this de Havilland D.H.114 Heron Srs. 2 (XG603) which is based at Washington, D.C., for the use of the British Ambassador, Sir Roger Makins.
Unlike the Twin Navion EC-WNM, the Spanish Herons are being ferried through Blackbushe with their permanent registrations.
Fiat's Heron, l-BKET (Blackbushe News), is the second number of a series created by the distortion of the original British registration G-AKET borne by its predecessor, the Dove l-AKET (c/n. 04056).
First example of the new Moroccan (CN) Register is CN-MAA, a de Havilland D.H. 114 Heron Series 2 executive transport owned by H.R.H. Prince Moulay Hassan, heir to the Sultanate of Morocco. CN-MAA was formerly G-AOZX (c/n. 14112) and is powered by four 250-h.p. D.H. Gipsy Queen 30 Mk. 2 inlines.
Heron 2 G-BEPT, formerly CR-SAH, parked at Biggin Hill during the Air Show 14/5/77;
Heron 2 CR-SAH at Leavesden 12/76 before going on to St. Lucia as VQ-LBA;
Traffic at Warton reflects B.A.C.'s extensive workload on Tornado production for the Services and overseas governments as well as liaison with other British Aerospace factories. Visitors 17/11/77 were (left to right): Aztec G-BCEX from B.A.C.. Weybridge; Heron G-ANUD, British Nuclear Fuels; Aztec G-BADE, Marconi-Elliott; Basset. A. & A.E.E., Boscombe Down; Learjets D-COCO and D-COSA from the German MBB company; Cessna 402B G-BADT, Warton comms. aircraft to London; Basset XS770, also from Boscombe Down; German F-104G; R.A.F. Canberra in for refurbishing.
Heron Mk. 2;
The first machine to be delivered from Britain to the German Air Force is this de Havilland D.H.114 Heron Mk. 2. It is arranged as an eight-seat executive aircraft for General Kammhuber, Chief of the Air Staff. A second Luftwaffe Heron will be delivered later this year.
Другие военные эксплуатанты связных Heron - военно-воздушные силы Шри-Ланки, Ганы, Ирака, Иордании (на фото) и ФРГ.
The picture was taken on January 9, 1969, from the Royal Navy Heron XR444 en route from RNAS Culdrose to RAF Northolt.
Conversions
Riley Heron N14FB (c/n 14078) was used by Galion, Ohio-based GCS Air Service, an early Allegheny Commuter subcontractor, to replace Allegheny’s regular service between Cleveland and Mansfield, Ohio. Note the modified Heron’s Lycoming IO-540 flat-six piston engines.
На фотографии - Heron, переоборудованный "Connair Riley", 1977 год, аэродром Улуру (Айерс-Рок) в центральной Австралии. Самолет оснащен двигателями Lycoming IO-540-G1A5.
Riley Turbo Skyliner conversion of the Hawker Siddeley (de Havilland) Heron
Hawker Siddeley (DH) Heron light transport of Toa Airways, re-engined by Shin Meiwa
Проекты переоборудования Heron в основном предусматривали установку более мощных и надежных двигателей. Компания "Shin Meiwa" для "Toa Domestic Airlines" ремоторизировала Heron Series IB с использованием двигателей Continental (модель Tawron).
Программа TAW предусматривала замену двигателей Gipsy Queen 30 на 260-сильные (194 кВт) Continental IO-470-D на пяти японских авиалайнерах DH.114.
Saunders ST-27 twin-turboprop transport aircraft in the insignia of the Colombian operator ACES (Aerolineas Centrales de Colombia)
Saunders ST-27 twin-turboprop light transport in the insignia of St Andrews Airways of Manitoba, Canada
Saunders ST-27A, prototype for the new ST-28 transport developed by Saunders from the ST-27
 
The photograph of the prototype Heron taken in Jandakot Airport, Australia in 1981, where the aircraft continues to rot away to this day.
Saunders ST-27
Saunders ST-27 twin-turboprop light transport
Saunders ST-28 twin-turboprop light transport