RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1955

Двухместный учебно-пилотажный самолет

Варианты

Folland Fo.141 и Fo.144 Gnat

   Миниатюрный самолет Fo.141 Gnat первоначально создавался как легкий истребитель. Благодаря чудесам пилотажа, продемонстрированным мастерами из группы "Red Arrows", он, возможно, стал самым известным из ранних реактивных учебных самолетов ВВС Великобритании. Прототип Gnat, разработанный в инициативном порядке и пилотируемый главным летчиком-испытателем фирмы "Folland", командиром эскадрильи Е.А. Теннантом, впервые взлетел 18 июля 1955 года в Научно-исследовательском центре экспериментальной авиации и вооружения в Боскомб-Дауне. Также впервые взлетел и турбореактивный двигатель Bristol Orpheus BOr.1 тягой 14,61 кН. Более мощную версию тягой 17,79 кН установили 30 августа при подготовке Gnat к демонстрационным полетам на авиашоу в Фарнборо. В августе 1955 года Министерство вооружений заказало шесть (позднее заказ увеличили до восьми) опытных самолетов. Первый из них впервые взлетел 26 мая 1956 года с двигателем Orpheus BOr.2 Mk 701 тягой 20,11 кН. Эти машины использовались для ряда испытаний в Боскомб-Дауне, включавших стрельбу из двух 30-мм пушек Aden Mk 4, установленных в выступах воздухозаборников. Истребитель Gnat мог также нести две 454-кг бомбы либо 12 НАР "воздух-поверхность" калибра 76 мм на двух подкрыльевых узлах подвески. Оценку самолета в роли штурмовика проводили в Адене, сравнивая его с модифицированным истребителем-бомбардировщиком Hawker Hunter, заказанным впоследствии в версии Hunter FGA.Mk 9.
   Хотя британские ВВС потеряли интерес к проекту Gnat как к истребителю, финские ВВС получили в 1958-1959 году 13 машин Gnat F.Mk 1. Они оставались в строю до 1972 года, когда их заменили на самолеты SAAB Draken. Две финские машины были оснащены аэрофотоаппаратом в носовой части для разведки. Правительство Югославии также закупило два самолета для оценки, но основной экспортный заказ был из Индии. Она закупила 25 самолетов в полном комплекте вместе с узлами для местной сборки еще 20-ти самолетов с турбореактивными двигателями Orpheus Mk 701-01 тягой 20,93 кН. Фирма "Hindustan Aeronautics (позже Aircraft) Ltd" в Бангалоре построила по лицензии 195 самолетов до января 1974 года. Gnat вступил в строй индийских ВВС весной 1958 года, когда было сформировано звено управления Gnat. Всего ими оснастили восемь эскадрилий. Хотя британские ВВС не выбрали Gnat для службы в частях первой линии, им потребовался невооруженный двухместный учебный самолет для повышенной летной подготовки взамен машин de Havilland Vampire T.Mk 11 и для пересадки с машин Hunting Jet Provost по программе обучения полетам на реактивных самолетах. Фирма "Folland" по своей инициативе провела исследования изменений, необходимых для установки второго сиденья и снижения посадочной скорости до 185 км/ч. Наиболее значительным из этих изменений стало новое крыло увеличенной на 3,72 м2 площади, вмещавшее дополнительный запас топлива, что позволило сократить объем горючего в фюзеляже, освободив место для кабины инструктора и дополнительного оборудования. Носовую часть фюзеляжа слегка удлинили, увеличили площадь хвостового оперения, а элероны в корневой части крыла заменили на обычные закрылки. Самолет оснастили двигателем Orpheus BOr.4 Mk 100 тягой 18,82 кН.
   В августе 1957 года была заказана партия из 14 предсерийных самолетов Fo.144 Gnat Trainer. Первый из них полетел 31 августа 1959 года. Вскоре стало ясно, что заказа на серийный выпуск не последует до тех пор, пока фирма "Folland" не войдет в одну из основных производственных групп, поддерживаемых правительством. Поэтому фирма вошла в концерн "Hawker Siddeley Aviation", став его отделением "Hamble Division". Контракты на 30,20 и 41 самолет были предоставлены в феврале 1960, июле 1961 и марте 1962 годов соответственно. Последний серийный Gnat T.Mk 1 взлетел 9 апреля 1965 года и был поставлен британским ВВС 14 мая в красной окраске пилотажной группы "Red Arrows". Центральная летная школа приняла этот самолет в феврале 1962 года, но в основном машины летали в школе летной подготовки №4 на авиабазе Воли, принявшей свои первые самолеты в строй в ноябре 1962 года. В 1964 году эта школа оснастила самолетами Gnat свою команду группового пилотажа. Пять ярко-желтых Gnat летали в этой группе под названием "Yellowjacks". В 1965 году ее переформировали в группу "Red Arrows" под управлением Центральной летной школы. В ней Gnat летали до 1980 года, когда последовала их замена на самолеты British Aerospace Hawk T.Mk 1.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Folland (Hawker Siddeley) Gnat T.Mk 1

   Тип: двухместный учебно-пилотажный самолет
   Силовая установка: турбореактивный двигатель Bristol Siddeley Orpheus BOr.4 Mk 100 тягой 18,82 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость 1024 км/ч на высоте 9450 м; набор высоты 12 900 м за 7 мин; практический потолок 14 630 м; дальность полета 1852 км с двумя ПТБ; продолжительность полета 2 часа 15 мин с двумя ПТБ
   Масса: пустого 2331 кг; максимальная взлетная 3915 кг
   Размеры: размах крыла 7,32 м; длина 9,68 м; высота 2,93 м; площадь крыла 16,26 м'

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии