RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1955

Двухместный учебно-пилотажный самолет

Варианты

Folland Fo.141 и Fo.144 Gnat

   Миниатюрный самолет Fo.141 Gnat первоначально создавался как легкий истребитель. Благодаря чудесам пилотажа, продемонстрированным мастерами из группы "Red Arrows", он, возможно, стал самым известным из ранних реактивных учебных самолетов ВВС Великобритании. Прототип Gnat, разработанный в инициативном порядке и пилотируемый главным летчиком-испытателем фирмы "Folland", командиром эскадрильи Е.А. Теннантом, впервые взлетел 18 июля 1955 года в Научно-исследовательском центре экспериментальной авиации и вооружения в Боскомб-Дауне. Также впервые взлетел и турбореактивный двигатель Bristol Orpheus BOr.1 тягой 14,61 кН. Более мощную версию тягой 17,79 кН установили 30 августа при подготовке Gnat к демонстрационным полетам на авиашоу в Фарнборо. В августе 1955 года Министерство вооружений заказало шесть (позднее заказ увеличили до восьми) опытных самолетов. Первый из них впервые взлетел 26 мая 1956 года с двигателем Orpheus BOr.2 Mk 701 тягой 20,11 кН. Эти машины использовались для ряда испытаний в Боскомб-Дауне, включавших стрельбу из двух 30-мм пушек Aden Mk 4, установленных в выступах воздухозаборников. Истребитель Gnat мог также нести две 454-кг бомбы либо 12 НАР "воздух-поверхность" калибра 76 мм на двух подкрыльевых узлах подвески. Оценку самолета в роли штурмовика проводили в Адене, сравнивая его с модифицированным истребителем-бомбардировщиком Hawker Hunter, заказанным впоследствии в версии Hunter FGA.Mk 9.
   Хотя британские ВВС потеряли интерес к проекту Gnat как к истребителю, финские ВВС получили в 1958-1959 году 13 машин Gnat F.Mk 1. Они оставались в строю до 1972 года, когда их заменили на самолеты SAAB Draken. Две финские машины были оснащены аэрофотоаппаратом в носовой части для разведки. Правительство Югославии также закупило два самолета для оценки, но основной экспортный заказ был из Индии. Она закупила 25 самолетов в полном комплекте вместе с узлами для местной сборки еще 20-ти самолетов с турбореактивными двигателями Orpheus Mk 701-01 тягой 20,93 кН. Фирма "Hindustan Aeronautics (позже Aircraft) Ltd" в Бангалоре построила по лицензии 195 самолетов до января 1974 года. Gnat вступил в строй индийских ВВС весной 1958 года, когда было сформировано звено управления Gnat. Всего ими оснастили восемь эскадрилий. Хотя британские ВВС не выбрали Gnat для службы в частях первой линии, им потребовался невооруженный двухместный учебный самолет для повышенной летной подготовки взамен машин de Havilland Vampire T.Mk 11 и для пересадки с машин Hunting Jet Provost по программе обучения полетам на реактивных самолетах. Фирма "Folland" по своей инициативе провела исследования изменений, необходимых для установки второго сиденья и снижения посадочной скорости до 185 км/ч. Наиболее значительным из этих изменений стало новое крыло увеличенной на 3,72 м2 площади, вмещавшее дополнительный запас топлива, что позволило сократить объем горючего в фюзеляже, освободив место для кабины инструктора и дополнительного оборудования. Носовую часть фюзеляжа слегка удлинили, увеличили площадь хвостового оперения, а элероны в корневой части крыла заменили на обычные закрылки. Самолет оснастили двигателем Orpheus BOr.4 Mk 100 тягой 18,82 кН.
   В августе 1957 года была заказана партия из 14 предсерийных самолетов Fo.144 Gnat Trainer. Первый из них полетел 31 августа 1959 года. Вскоре стало ясно, что заказа на серийный выпуск не последует до тех пор, пока фирма "Folland" не войдет в одну из основных производственных групп, поддерживаемых правительством. Поэтому фирма вошла в концерн "Hawker Siddeley Aviation", став его отделением "Hamble Division". Контракты на 30,20 и 41 самолет были предоставлены в феврале 1960, июле 1961 и марте 1962 годов соответственно. Последний серийный Gnat T.Mk 1 взлетел 9 апреля 1965 года и был поставлен британским ВВС 14 мая в красной окраске пилотажной группы "Red Arrows". Центральная летная школа приняла этот самолет в феврале 1962 года, но в основном машины летали в школе летной подготовки №4 на авиабазе Воли, принявшей свои первые самолеты в строй в ноябре 1962 года. В 1964 году эта школа оснастила самолетами Gnat свою команду группового пилотажа. Пять ярко-желтых Gnat летали в этой группе под названием "Yellowjacks". В 1965 году ее переформировали в группу "Red Arrows" под управлением Центральной летной школы. В ней Gnat летали до 1980 года, когда последовала их замена на самолеты British Aerospace Hawk T.Mk 1.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Folland (Hawker Siddeley) Gnat T.Mk 1

   Тип: двухместный учебно-пилотажный самолет
   Силовая установка: турбореактивный двигатель Bristol Siddeley Orpheus BOr.4 Mk 100 тягой 18,82 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость 1024 км/ч на высоте 9450 м; набор высоты 12 900 м за 7 мин; практический потолок 14 630 м; дальность полета 1852 км с двумя ПТБ; продолжительность полета 2 часа 15 мин с двумя ПТБ
   Масса: пустого 2331 кг; максимальная взлетная 3915 кг
   Размеры: размах крыла 7,32 м; длина 9,68 м; высота 2,93 м; площадь крыла 16,26 м'

Показать полностью
  • Описание
  • Авиация и Время 2003-04 / А.Котлобовский, М.Жирохов - Пылающий Индостан (5)
    Регистрационный номер: IE1083

    Легкий истребитель Gnat скуадрон-лидера Б.Сиканда из 23-й АЭ ВВС Индии

  • Air Enthusiast 1972-04 / P.Chopra - Journal of an air war
    Регистрационный номер: IE1246

    HAL Gnat Mk 1.

  • Мировая Авиация 45
    Регистрационный номер: E219

    Gnat. Сначала в качестве истребителя, а затем как тренировочный самолет, Gnat использовался в Индии с 1958 года. Самолетами данного типа были вооружены восемь эскадрилий индийских ВВС. Индийские Gnat принимали участие в войнах с Пакистаном 8 1965 и 1971 годах, хорошо проявив себя в маневренных воздушных боях. С появлением самолета Ajeet самолеты Gnat стали использоваться для тренировки летчиков. Изображен такой учебный самолет в декоративной окраске.

  • Мировая Авиация 137

    Этот финский истребитель Gnat F.Mk 1 был модифицирован для выполнения задач тактической разведки с установкой перспективного АФА в нижней передней части фюзеляжа, финские специалисты были столь впечатлены характеристиками Gnat, что предпочли эти машины предлагавшимся по более низкой цене американским истребителям F-86 Sabre.

  • Мировая Авиация 137
    Регистрационный номер: XR996

    Широко известные по службе в пилотажной группе "Red Arrows", самолеты Gnat прежде были основными машинами пилотажной группы "Yellowjacks", которую расформировали в 1965 году и на ее основе создали бренд "Red Arrows".

  • Air Pictorial 1955-10 / J.Stevens - Farnborough 1955
    Регистрационный номер: G-39-2   [3]

    The Folland Gnat.

  • Air Pictorial 1958-02
    Регистрационный номер: G-39-2   [3]

  • Air Enthusiast 1999-03 / K.Stenman - 'Pocket' Interceptors
    Регистрационный номер: G-39-10

    Wearing the ‘B Condition’ marking G-39-10 at Farnborough in summer 1958, the third Finnish Gnat GN-103. GN-101 -102 and -113 all initially flew as G-39-6, -7 and -11 respectively

  • Авиация и Космонавтика 2024-06 / М.Никольский - Рождение F-16 (3)

    Сверхлегкий истребитель Фолленд «Нэт»

  • Air-Britain Aeromilitaria 1984-01
    Регистрационный номер: XK740   [2]

    The photograph from Peter Amos shows the BSE test flight in the late 1950s. On the right is a Sabre and the serial can be discerned as XB962! As this does not appear as a RAF aircraft it would appear that an additional Sabre was delivered and did not get taken on charge by the RAF. If so, what was its previous identity? And what did BSE do with XB900?
    Also in the photo are Gnat F.1 XK740 and a Fiat G-91 with '12' on the nosewheel door. Two G-91s were used by BSE. G-45-3, ex-MM6285, was returned to Italy and became G-91R 5-285. The other was G-45-4, ex-6246, which returned to Italy and crashed at Treviso on 15 February 1965. This is presumed to be the one in the photograph.

    Другие самолёты на фотографии: Canadair CL-13 Sabre - Канада - 1950FIAT (Alenia) G.91R - Италия - 1956

  • Air Pictorial 1956-10
    Регистрационный номер: XK724   [3]

    First of six Folland Gnat light fighters (XK724) ordered by the Ministry or Supply for evaluation - shown here with C.T.P. Squadron Leader E. A. Tennant, D.F.C., at the controls. First flew on 26th May. Armed with two 30-mm. Aden cannon, the Gnat F. Mk. I has successfully completed the first phase or its air-firing programme. Span 22 ft. 2 in.; length 29 ft. 9 in.; wing sweep 40 degrees. Other data - withheld.

  • Air International 1987-07 / Model enthusiast
    Регистрационный номер: XK724   [3]

    Folland Gnat I XK724 for RAF evaluation

  • Air Pictorial 1977-12 / P.Lewis - Folland Aircraft
    Регистрационный номер: XK740   [2]

    Fo.145 Gnat F.1 XK740 was one of six single-seat fighters ordered by the Ministry of Supply tor trials, fn the event the R.A.F. did not adopt this version

  • Air Pictorial 1956-10 / J.Stevens - Farnborough Round-up
    Регистрационный номер: XK724   [3]

    GNAT (XK724) . First armed Gnat has a Folland patented conical blast suppressor fitted to each of the side intakes. The conical suppressor allows the 30-mm. Aden shells to pass unimpeded but forces the blast and debris out via the four holes in the shell-collector boxes.

  • Air Pictorial 1956-09 / J.Stevens - Farnborough 1956

    It is expected that the Hindustan Aircraft Ltd., of Bangalore, India, will manufacture the Folland Gnat. The one depicted belongs to the Ministry of Supply.

  • Air Pictorial 1977-12 / P.Lewis - Folland Aircraft
    Регистрационный номер: IE1059   [2]

    Early production Gnat fighter, IE1059, for the Indian A.F.

  • Air Pictorial 1957-12
    Регистрационный номер: IE1059   [2]

    First photograph to be published showing the first of the Folland Gnat light fighters in the colours of the Indian Air Force. The Gnat will eventually be produced under licence in India by the Hindustan Aircraft Company. Serial number of the first Indian Gnat is IE1059.

  • Aeroplane Monthly 1996-05 / M.Rowe - Cameras in the sky
    Регистрационный номер: IE1062

    Tucking in neatly beneath the photographic aircraft is this Indian Air Force Folland Gnat, photographed by Cyril Peckham in 1958.

  • Air Pictorial 1957-10 / J.Stevens - S.B.A.C. 1957
    Регистрационный номер: GN-101   [2]

    The first Finnish-contract Folland Gnat (GN 101).

  • Air Enthusiast 1999-03 / K.Stenman - 'Pocket' Interceptors
    Регистрационный номер: GN-102

    The first two Gnats were ferried to Hameen Lennosto, arriving on July 30, 1958, at Luonetjarvi. GN-102 taxies in after landing, with First Lieutenant Heikki Hietamies at the controls.

  • Air Enthusiast 1999-03 / K.Stenman - 'Pocket' Interceptors
    Регистрационный номер: GN-103   [4]

    GN-103 over southern England shortly before the ferry flight to Finland, which took place on July 3, 1959. All the Gnats were painted in the standard British camouflage scheme of Dark Green and Dark Sea Grey tops with High Speed Aluminium undersurfaces.

  • Air Pictorial 1977-12 / P.Lewis - Folland Aircraft
    Регистрационный номер: GN-103   [4]

    One of twelve Gnat fighters delivered to the Finnish A.F., GN103

  • Air International 1987-07 / Model enthusiast
    Регистрационный номер: GN-104   [3]

    The Finnish Gnat GN-104.

  • Air Enthusiast 1999-03 / K.Stenman - 'Pocket' Interceptors
    Регистрационный номер: GN-104   [3]

    GN-104 of HavLLv 11 showing off weaponry at Luonetjarvi in the late 1960s. Both inner wing pylons carry six 3in rockets. Behind on the ground are 25-year-old German SC 250 bombs

  • Air Enthusiast 1999-03 / K.Stenman - 'Pocket' Interceptors
    Регистрационный номер: GN-105

    GN-105 of HavLLv 11 in 1964. During the course of the year, the main landing gear doors received the last digit of the aircraft’s serial number and later the inner wing pylons were fitted. The small bump under the nose houses a G.90 camera gun.

  • Air Enthusiast 1999-03 / K.Stenman - 'Pocket' Interceptors
    Регистрационный номер: GN-107

    Line-up of Gnats at Folland’s Chilbolton airfield. Three Finns are included, with GN-107 in the foreground. In between are two Indian Air Force examples with one of the Ministry of Supply evaluation examples in the background.

  • Air Enthusiast 1999-03 / K.Stenman - 'Pocket' Interceptors
    Регистрационный номер: GN-108

    GN-108 at Luonetjarvi, together with GN-101. The former faced a fuel transfer problem on April 10, 1964, which altered the centre of gravity causing the aircraft to spin into the ground.

  • Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft

    Hawker Siddeley Gnat Mk. I fighter (foreground) and Gnat reconnaissance-fighter of No 21 Squadron, Finnish Air Force

  • Air Enthusiast 1999-03 / K.Stenman - 'Pocket' Interceptors
    Регистрационный номер: GN-111

    Bristol Siddeley photographers paid a visit to Luonetjarvi in February 1961 and caught GN-111 taxying back from a training mission. This particular aircraft was the last of the fighter versions and arrived 12 months earlier on February 11, 1960.

  • Air Enthusiast 1999-03 / K.Stenman - 'Pocket' Interceptors
    Регистрационный номер: GN-110, GN-112   [2]

    GN-112 and GN-110 seen from the control tower of Luonetjarvi in summer 1962. GN-112 and -113 were reconnaissance fighters, both arriving on October 15, 1960.

  • Air-Britain Aeromilitaria 1983-04
    Регистрационный номер: G-39-8

    Our mention of the hitch-hiking Gnat in AM.3/83 has brought forth details on the Yugoslav Gnats from Peter Amos. The two Gnats were supplied for evaluation.
    There were no follow-up orders but there is a family likeness to the Soko Orao/CNIAR IAR-93 design which appeared much later. In the meantime, the Yugoslav Air Force soldiered on with Thunderjets and Sabres.
    One, presumably 11602, survives in open storage on the site of the Yugoslav Aviation Museum and will presumably appear therein after refurbishing. The photograph is of G-39-8.
    The remaining mystery is why a Gnat was on a lorry heading towards London from the North? Chilbolton was west of London
    In the background of the photograph are two Meteor T.7s used for ejector seat trials by Folland. They were modified to eject the rear seat and also had camera noses as on the Meteor PR.10.

  • Air-Britain Aeromilitaria 1983-03

    Hitch-hiking is not a very difficult or unusual way of moving around but it shows a certain flair to hitch-hike on a truck with a Folland Gnat for company.
    Stefan Barnickel has sent in this photographs taken by Manfred Gebel in July 1958 while travelling towards London from the north. The cargo carries Yugoslav markings and is one of two delivered for evaluation to Yugoslavia.
    The question that arises is what it was doing on the back of a lorry in July 1958 and what the fate of the two Yugoslav Gnats was.. It is probably all covered in some book or magazine which doesn't appear on the editorial bookshelf. Perhaps someone would like to offer a history of Folland aircraft for AM to fill this gap...

Тип фотографий

  • Все фото (124)
  • Боковые проекции (5)
  • Цветные фото (44)
  • Ч/б фото (62)
  • Кабина (5)
  • Схемы (8)