Folland Gnat
Варианты:
Folland - Gnat - 1955 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1955


Двухместный учебно-пилотажный самолет
Описание
Фотографии
Folland Fo.141 и Fo.144 Gnat

  Миниатюрный самолет Fo.141 Gnat первоначально создавался как легкий истребитель. Благодаря чудесам пилотажа, продемонстрированным мастерами из группы "Red Arrows", он, возможно, стал самым известным из ранних реактивных учебных самолетов ВВС Великобритании. Прототип Gnat, разработанный в инициативном порядке и пилотируемый главным летчиком-испытателем фирмы "Folland", командиром эскадрильи Е.А. Теннантом, впервые взлетел 18 июля 1955 года в Научно-исследовательском центре экспериментальной авиации и вооружения в Боскомб-Дауне. Также впервые взлетел и турбореактивный двигатель Bristol Orpheus BOr.1 тягой 14,61 кН. Более мощную версию тягой 17,79 кН установили 30 августа при подготовке Gnat к демонстрационным полетам на авиашоу в Фарнборо. В августе 1955 года Министерство вооружений заказало шесть (позднее заказ увеличили до восьми) опытных самолетов. Первый из них впервые взлетел 26 мая 1956 года с двигателем Orpheus BOr.2 Mk 701 тягой 20,11 кН. Эти машины использовались для ряда испытаний в Боскомб-Дауне, включавших стрельбу из двух 30-мм пушек Aden Mk 4, установленных в выступах воздухозаборников. Истребитель Gnat мог также нести две 454-кг бомбы либо 12 НАР "воздух-поверхность" калибра 76 мм на двух подкрыльевых узлах подвески. Оценку самолета в роли штурмовика проводили в Адене, сравнивая его с модифицированным истребителем-бомбардировщиком Hawker Hunter, заказанным впоследствии в версии Hunter FGA.Mk 9.
  Хотя британские ВВС потеряли интерес к проекту Gnat как к истребителю, финские ВВС получили в 1958-1959 году 13 машин Gnat F.Mk 1. Они оставались в строю до 1972 года, когда их заменили на самолеты SAAB Draken. Две финские машины были оснащены аэрофотоаппаратом в носовой части для разведки. Правительство Югославии также закупило два самолета для оценки, но основной экспортный заказ был из Индии. Она закупила 25 самолетов в полном комплекте вместе с узлами для местной сборки еще 20-ти самолетов с турбореактивными двигателями Orpheus Mk 701-01 тягой 20,93 кН. Фирма "Hindustan Aeronautics (позже Aircraft) Ltd" в Бангалоре построила по лицензии 195 самолетов до января 1974 года. Gnat вступил в строй индийских ВВС весной 1958 года, когда было сформировано звено управления Gnat. Всего ими оснастили восемь эскадрилий. Хотя британские ВВС не выбрали Gnat для службы в частях первой линии, им потребовался невооруженный двухместный учебный самолет для повышенной летной подготовки взамен машин de Havilland Vampire T.Mk 11 и для пересадки с машин Hunting Jet Provost по программе обучения полетам на реактивных самолетах. Фирма "Folland" по своей инициативе провела исследования изменений, необходимых для установки второго сиденья и снижения посадочной скорости до 185 км/ч. Наиболее значительным из этих изменений стало новое крыло увеличенной на 3,72 м2 площади, вмещавшее дополнительный запас топлива, что позволило сократить объем горючего в фюзеляже, освободив место для кабины инструктора и дополнительного оборудования. Носовую часть фюзеляжа слегка удлинили, увеличили площадь хвостового оперения, а элероны в корневой части крыла заменили на обычные закрылки. Самолет оснастили двигателем Orpheus BOr.4 Mk 100 тягой 18,82 кН.
  В августе 1957 года была заказана партия из 14 предсерийных самолетов Fo.144 Gnat Trainer. Первый из них полетел 31 августа 1959 года. Вскоре стало ясно, что заказа на серийный выпуск не последует до тех пор, пока фирма "Folland" не войдет в одну из основных производственных групп, поддерживаемых правительством. Поэтому фирма вошла в концерн "Hawker Siddeley Aviation", став его отделением "Hamble Division". Контракты на 30,20 и 41 самолет были предоставлены в феврале 1960, июле 1961 и марте 1962 годов соответственно. Последний серийный Gnat T.Mk 1 взлетел 9 апреля 1965 года и был поставлен британским ВВС 14 мая в красной окраске пилотажной группы "Red Arrows". Центральная летная школа приняла этот самолет в феврале 1962 года, но в основном машины летали в школе летной подготовки №4 на авиабазе Воли, принявшей свои первые самолеты в строй в ноябре 1962 года. В 1964 году эта школа оснастила самолетами Gnat свою команду группового пилотажа. Пять ярко-желтых Gnat летали в этой группе под названием "Yellowjacks". В 1965 году ее переформировали в группу "Red Arrows" под управлением Центральной летной школы. В ней Gnat летали до 1980 года, когда последовала их замена на самолеты British Aerospace Hawk T.Mk 1.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Folland (Hawker Siddeley) Gnat T.Mk 1

  Тип: двухместный учебно-пилотажный самолет
  Силовая установка: турбореактивный двигатель Bristol Siddeley Orpheus BOr.4 Mk 100 тягой 18,82 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 1024 км/ч на высоте 9450 м; набор высоты 12 900 м за 7 мин; практический потолок 14 630 м; дальность полета 1852 км с двумя ПТБ; продолжительность полета 2 часа 15 мин с двумя ПТБ
  Масса: пустого 2331 кг; максимальная взлетная 3915 кг
  Размеры: размах крыла 7,32 м; длина 9,68 м; высота 2,93 м; площадь крыла 16,26 м'
Легкий истребитель Gnat скуадрон-лидера Б.Сиканда из 23-й АЭ ВВС Индии
HAL Gnat Mk 1.
Gnat. Сначала в качестве истребителя, а затем как тренировочный самолет, Gnat использовался в Индии с 1958 года. Самолетами данного типа были вооружены восемь эскадрилий индийских ВВС. Индийские Gnat принимали участие в войнах с Пакистаном 8 1965 и 1971 годах, хорошо проявив себя в маневренных воздушных боях. С появлением самолета Ajeet самолеты Gnat стали использоваться для тренировки летчиков. Изображен такой учебный самолет в декоративной окраске.
Этот финский истребитель Gnat F.Mk 1 был модифицирован для выполнения задач тактической разведки с установкой перспективного АФА в нижней передней части фюзеляжа, финские специалисты были столь впечатлены характеристиками Gnat, что предпочли эти машины предлагавшимся по более низкой цене американским истребителям F-86 Sabre.
Широко известные по службе в пилотажной группе "Red Arrows", самолеты Gnat прежде были основными машинами пилотажной группы "Yellowjacks", которую расформировали в 1965 году и на ее основе создали бренд "Red Arrows".
Прототип самолета Gnat представлял собой увеличенный Midge с новым двигателем Orpheus. Первый полет он выполнил 18 июля 1955 года. Самолет отличался чистотой аэродинамики и отличной маневренностью.
В 1958-1959 годах Финляндия закупила 13 самолетов Gnat. На двух из них в носовых частях фюзеляжей смонтировали аэрофотоаппараты, превратив самолеты в фоторазведчики, остальные использовались как истребители.
Истребитель Фоллэнд "Нэт"
Gnat T.Mk 1
В качестве учебного самолета Gnat T.Mk 1 оказался скоростным и маневренным. Однако очень малый размер его кабины вводил свои ограничения, и рослые курсанты не могли обучаться на этих самолетах. В этих случаях использовался Hawker Hunter T.Mk 7 с его просторной кабиной, в ней пилоты располагались плечом к плечу.
В качестве истребителя самолет Gnat не отвечал требованиям британских ВВС, но его двухместный вариант стал одной из лучших учебно-тренировочных машин своего времени.
Predecessors of the 'Red Arrows', the Folland Gnat T.1s of the 'Yellowjacks' display team, 1964. Note that the leader's aircraft, XR992, has a black fin.
The Red Arrows’ Synchro Pair Gnats converging over Dartmouth in September 1979. The picture was taken from the riverbank.
A characteristically superb portrait of Folland Gnat T.1 G-BVPP/XR993 with Ray Hanna at the controls and Boz Robinson in the back seat during the photographic sortie on July 7, 1998.
Фолллэнд «Нэт» долгое время являлся основным самолетом пилотажной группы «Красные стрелы».
Один из пилотажных «Нэтов» сохранен как выставочный экспонат
The dream team - from left to right: Mark Hanna, AVM Boz Robinson and Ray Hanna beside the Gnat in July 1998. The consummate performer, Ray joined the Red Arrows in 1965 and served as the team’s leader during 1966-70, during which time he was instrumental in establishing the Gnat as a firm favourite with the public.
 
The Folland Gnat.
Gnat;
First of six Folland Gnat light fighters (XK724) ordered by the Ministry or Supply for evaluation-shown here with C.T.P. Squadron Leader E. A. Tennant, D.F.C., at the controls. First flew on 26th May. Armed with two 30-mm. Aden cannon, the Gnat F. Mk. I has successrully completed the first phase or its air-firing programme. Span 22 ft. 2 in.; length 29 ft. 9 in.; wing sweep 40 degrees. Other data - withheld.
Fo.145 Gnat F.1 XK740 was one of six single-seat fighters ordered by the Ministry of Supply tor trials, fn the event the R.A.F. did not adopt this version
GNAT (XK724) . First armed Gnat has a Folland patented conical blast suppressor fitted to each of the side intakes. The conical suppressor allows the 30-mm. Aden shells to pass unimpeded but forces the blast and debris out via the four holes in the shell-collector boxes.
One of twelve Gnat fighters delivered to the Finnish A.F., GN103
The first Finnish-contract Folland Gnat (GN 101).
It is expected that the Hindustan Aircraft Ltd ., of Bangalore, India, will manufacture the Folland Gnat. The one depicted belongs to the Ministry of Supply.
Early production Gnat fighter, IE1059, for the Indian A.F.
First photograph to be published showing the first of the Folland Gnat light fighters in the colours of the Indian Air Force. The Gnat will eventually be produced under licence in India by the Hindustan Aircraft Company. Serial number of the first Indian Gnat is IE 1059.
India-built
Hawker Siddeley Gnat light fighter built under licence by HAL
The Fo 145 Gnat, the example illustrated being one of the Folland-built batch for the IAF.
HAL Gnat Mk I single-seat fighter of the Indian Air Force
Погрузка истребителя "Нэт" в C-119 для доставки в Индию
HAL-built Gnat lightweight fighters were extensively employed in the intercept role, and IAF sources allege that this type remains supreme in low-altitude fast manoeuvring style combat.
"Нэты" из 2-й эскадрильи ВВС Индии на стоянке авиабазы Хальвара
"Нэт" скуадрон-лидера Б.Сиканда, доставшийся пакистанцам
Фоллэнд "Нэт", "Шершень II" и "Матица"
Gnat T.Mk 1
Flown for the first time on 27 th August the Folland Gnat Trainer is seen here during its final constructional stage.
The all-white Gnat Trainer.
An early Gnat T.1 trainer before delivery to C.F.S.
Hawker Siddeley Gnat T.Mk 1 advanced trainer from the RAF Central Flying School
Operated from Kemble the C.F.S. Gnats are used for the applied flying phase of instructor training
XM691, the first of fourteen development Gnat T.1s
Another aerobatic team appearing at Farnborough consists of five all-yellow Gnat T.1s from No. 4 F.T.S. at Valley, Anglesey. Led by F/Lt. Lee Jones, the team gave its first public performance on 25th July at R.N.A.S. Culdrose, Cornwall
"Red Arrows" Gnats during a 1967 display
Two-seat Gnat T.1s of the R.A.F.'s "Red Arrows" team
 
FOLLAND GNAT MK. 1: Now cleared for service with the Indian Air Force, and with deliveries to Finland nearing completion, the Gnat Mk. 1 appears to be nearing the end of its production run, in this country at least. Powered by a 4,850-lb.s.t. Bristol Siddeley Orpheus 701, its dimensions are: Span 22 ft. 2 in.; length 29 ft. 9 in.; height 8 ft. 10 in.; wing area 136.6 sq. ft.
FOLLAND GNAT TRAINER: Another of Farnborough's debutantes, the Gnat Trainer was scheduled to fly for the first time as we closed for press. Fourteen for R.A.F. evaluation will be delivered next year. These will be powered by the 4,230-lb. s.t. Bristol Siddeley Orpheus 100. Dimensions: Span 24 ft.; length 30ft. 9 in.; height 10ft. 3 in.; wing area 75 sq. ft.
Hawker Siddeley Gnat T.Mk 1 advanced trainer
Folland Gnat T.1
Folland Gnat T.Mk.1
The Fo 145 Gnat, the example illustrated being one of the Folland-built batch for the IAF.