FIAT (Alenia) G.91R
Варианты:
FIAT (Alenia) - G.91R - 1956 - Италия
Страна: Италия
Год: 1956


Одноместный тактический штурмовик и истребитель-разведчик
Описание
Фотографии
Aeritalia (Fiat) G91R

  Самолет G-91 был разработан на фирме "Fiat" (позже "Aeritalia", ныне - "Alenia") под руководством Джузеппе Габриэлли согласно требованиям НАТО к единому легкому европейскому истребителю. Требования NMBR/1 были разосланы всем основным европейским авиастроительным фирмам в 1954 году, они предусматривали разработку легкого истребителя/штурмовика с радиусом действия не менее 275 км и способного действовать с плохо подготовленных полевых аэродромов. Считалось, что самолет, выигравший конкурс, будет принят на вооружение ВВС всех европейских стран НАТО, однако этого не произошло, хотя G91 строился в довольно значительных количествах в Италии и по лицензии в ФРГ, став весьма важным самолетом для ВВС этих государств.
  Внешне G91 напоминает уменьшенный американский истребитель North American F-86K Sabre. Первый из четырех прототипов G91 выполнил первый полет 9 августа 1956 года. В ходе оценочных испытаний, которые проходили в 1956 году во Франции, самолет показал данные, полностью удовлетворяющие требованиям NMBR/1, особенно в части возможности базирования на грунтовых аэродромах.
  Первым серийным вариантом самолета G91 стал легкий истребитель-бомбардировщик, вооруженный четырьмя пулеметами Colt-Browning калибра 12,7 мм. Поставки первых самолетов предсерийной партии из 26 машин начались в первом квартале 1958 года. 27-й самолет этой серии был построен в конфигурации самолета укороченного взлета и посадки. Оценочные испытания самолета G91 проводились в 103-м Gruppo Caccia Tattico Leggero ВВС Италии в феврале 1959 года. В это время вновь созданные ВВС Западной Германии приняли решение об адаптации самолета G91 под свои требования. 11 марта 1959 года было заключено лицензионное соглашение между фирмами "Fiat" и "Flugzeug Union" (объединение фирм "Messerschmitt", "Dornier" и "Heinkel") по лицензионному выпуску самолетов G91 в Западной Германии. В ВВС ФРГ самолет видели, прежде всего, легким штурмовиком и скоростным разведчиком, способным самостоятельно уничтожать обнаруженные цели, поэтому базовый вариант G91 претерпел довольно серьезные изменения в соответствии с требованиями западногерманских военных.
  Выполнивший первый полет в 1959 году G91R/1 отличался от G91 укороченной носовой частью, в которой установили три аэрофотоаппарата Vinten с объективами с фокусным расстоянием 70 мм, предназначенные для выполнения аэрофотосъемки с малых высот. На G91R/1А (построено 25 самолетов) установили более совершенное навигационное оборудование. Самолет G91R/1В (построено 50 самолетов) отличался усиленной конструкцией планера, более эффективными тормозами колес шасси и немного измененным составом бортового электронного оборудования. Два самолета G91R/1 в 1961-1962 годах проходили оценочные испытания в ВВС США.
  С вооружения ВВС Италии самолеты G91 начали снимать в конце 1980-х годов, когда в строевые части начали поступать новые самолеты АМХ. Последний G91R был снят с вооружения в апреле 1992 года.
  Вариант G91R/3 представлял собой G91R/1В, доработанный под требования ВВС Германии. Вместо четырех 12,7-мм пулеметов самолет был вооружен двумя 30-мм пушками DEFA, на нем была установлена допплеровская навигационная система и индикатор текущего положения самолета. ВВС ФРГ получили 344 самолета G91R/1В, 74 из них было изготовлено в Италии на заводе фирмы "Fiat" (включая 12 комплектов, собранных фирмой "Dornier"), остальные 270 - в Германии. G91 стал первым реактивным самолетом, собранным в Западной Германии после Второй мировой войны. Первый самолет сборки фирмы "Dornier" поднялся в воздух 20 июля 1965 года, последний - в мае 1966 года.

  Первое подразделение Германских федеральных ВВС, оснащенное самолетами G91R/3, было сформировано 5 мая 1962 года. Из общего количества, в 344 самолета, 74 машины были построены на заводах компании "Фиат". Модель G91R/3, модификация G91R/1, была оснащена новым электронным оборудованием и двумя 30-мм пушками DEFA 552. Составленные из этих самолетов две истребительные группы (JBG 41 и JBG 42) впоследствии были преобразованы в группу легкой бомбардировочной авиации (LKG). G91R/3 использовались в них в качестве легкого штурмовика и самолета огневой поддержки, а затем, в составе LKG 43, LKG 44 и AKG 53 и 54 - в качестве самолета-разведчика.
  В 1961 году два G91R/3 изучались военными специалистами США, но на вооружение не были взяты.
  С боевого дежурства в ФРГ самолеты G91R/3 были сняты в середине 1970-х годов, когда их постепенно заменили "Альфа Джет" А и F-4F "Fantom" II.
  G91 R/3 был последним вариантом модели G91R. Около 50 таких самолетов были произведены по заказу США для поставки в Грецию и Турцию в рамках программы взаимопомощи, но затем их перенаправили в ВВС ФРГ - это стало началом последней главы в истории оперативного применения G91R.
  Позже оставшиеся 40 машин G91R/4 были переданы ВВС Португалии. Вскоре туда же отправились около 40 самолетов G91R/3. Португальские G91R приняли участие в военных конфликтах в конце 1960 - начале 1970-х годов. Последний самолет G91R был списан только в 1993 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aeritalia (Fiat) G91R/1

  Тип: одноместный тактический штурмовик и истребитель-разведчик
  Двигательная установка: один турбореактивный двигатель Bristol Siddeley BOr.3 Orpheus Mk 803-2 мощностью 22,24 кН, производившийся на заводах "Фиат"
  Летные характеристики: максимальная скорость 1075 км/ч (у земли) и 1086 км/ч (на высоте 1525 м); крейсерская скорость в экономичном режиме 650 км/ч; начальная скороподъемность 1830 м в минуту; рабочий потолок 13100 м, дальность полета 1850 км (со сбрасываемыми топливными баками); радиус действия 320 км (со стандартной заправкой и максимальным вооружением)
  Масса: пустого 3100 кг, нормальная взлетная 5440 кг
  Размеры: размах крыла 8.56 м, длина 10,3 м, высота 4 м; площадь крыла 16,42 кв.м
  Вооружение: четыре 12,7-мм пулемета Colt-Browning и снаряды на четырех подвесках под крылом общим весом до 680 кг
G.91R/3. Истребитель G.91 R/3 ВВС ФРГ был подобен R/1, но отличался двумя 30-мм пушками и другим БРЭО, включая допплеровские навигационные системы. Всего были собраны 344 такие машины, большей частью в ФРГ. Модификация была принята на вооружение ВВС ФРГ в 1962 году.
Fiat G.91/R.4, Grupo Operaccional B.A.12, Bissau, Portugese Guinea, 1967.
Aeritalia (Fiat) G.91R/4. Во время боевых действий в Африке "Gina" (так называли G.91) зарекомендовали себя как отличные истребители-бомбардировщики и разведчики. Португальские ВВС практиковали заправку и пополнение боекомплекта своих G.91 на передовых базах, максимально приближенных к районам боевых действий. Один раз, во время кампании в Португальской Гвинее, G.91 даже перехватили МиГ-17 из соседней Республики Гвинея, но обошлось без боя.
G-91R/3
В Люфтваффе поступило почти 400 самолетов G91, более 200 из которых было собрано в ФРГ. Они использовались как легкий штурмовики и учебно-тренировочные самолеты.
"Фиат" G.91 итальянских ВВС заходит на посадку
Итальянский G.91. Снимок 1970г.
Итальянская пилотажная группа "Frecce Tricolori" летала на истребителях G.91 PAN, оснащенных дымогенераторами, с 1962 по 1982 годы.
"Фиаты G.91PAN из итальянской пилотажной эскадрильи "Фречче триколори" в характерной окраске
Декоративная "рыцарская" раскраска музейного "фиата" G.91R/3
Дорабатывая имевшиеся и получая дополнительные самолеты из Германии, Португалия сохраняла свой парк G.91R в боеспособном состоянии до 1993 года. Даже к моменту снятия с вооружения, машины производства "Fiat" продолжали оставаться недорогими, но эффективными боевыми самолетами.
Этот португальский G.91R участвовал в проводящейся НАТО встрече Tiger Meet.
Португальский G.91R/4 из 121-й эскадрильи в декоративной "тигриной" раскраске
Еще один португальский G.91R в специальной окраске, приуроченной к налету этими машинами 75 000 часов, незадолго до снятия с вооружения. Перед самолетом выставлены бомбы и ракеты из его арсенала.
"Юбилейная" окраска португальского "Фиата", нанесенная после того, как эти машины налетали в Португалии 75000 часов. На самолет нанесены эмблемы всех португальских эскадрилий, которые эксплуатировали G.91R/3, а также карта территорий, где им пришлось побывать и названия аэродромов, на которых они базировались
Открытая панель вооружения и отсек аэрофотоаппаратуры "Фиата" G.91R/1
Хвостовое оперение G.91. Виден отсек тормозного парашюта и тяга руля поворота
Открытые тормозные щитки. Вид спереди и сзади
Носовая и основная стойки шасси
Подвесной топливный бак
Воздухозаборник двигателя и законцовка крыла с трубкой ПВД
9 августа 1956г.: первый полет в Турине выполнил прототип самолета Fiat G91, разработанный под требования НАТО. Под названием Aeritalia G91 самолет поступит на вооружение ВВС трех государств.
Fiat G 91
ORPHEUS-POWERED FIAT G.91. Resembling the F-86K Sabre which is being built at Fiat's Turin factory, the Flat G.91 is designed to the N.A.T.O. specification for a tactical light fighter - of the type pioneered by W. E. W. Petter's Folland Gnat. First flight of the G.91, with Capt. R. Bignamini at the controls, took place at Turin/Caselle on 9th August. Note the ribbon tail 'chute and the amidships, ventral air brake.
Latest view of supersonic Italian Fiat G.91 light fighter showing new underwing tanks.
TRIPLETS ITALIANO. Twenty-seven pre-production Fiat G.91 (6810-lb. st. Bristol Orpheus B.Or. 12) lightweight strike-fighters have been ordered by N.A.T.O. This new photograph shows a line-up of all three prototypes - each equipped with four fuselage sited 0.50-in. Browning machine guns and underwing pylons for war stores or long-range tanks. The first prototype G.91 (4.520-lb. st. B.Or.2) of 1956, on the extreme right, retains the experimental nose probe.
Предсерийные истребители G.91, несмотря на установку неполного комплекта БРЭО, долго и успешно служили в ВВС Италии, а затем вошли в состав группы "Frecce Tricolori".
Fiat G91R/1 tactical fighter fitted with four JATO units, which reduce take-off distance by almost 50%
Линейка "фиатов" G.91R/1 одной из строевых эскадрилий итальянских ВВС. Снимок 1970-х годов.
"Фиаты" G.91PAN из пилотажной эскадрильи "Фреччи триколори" в групповом демонстрационном полете на одном из западноевропейских авиашоу
В 1961 году Армия США оценивала возможности G.91 для решения задач передового авианаводчика и для ведения тактической разведки - наряду с A4D Skyhawk и Northrop N-156. После длительных поисков и дебатов с представителями ВВС армейское командование все же передало эти задачи в ведение ВВС США.
Португальский "Фиат" в оливково-зеленой окраске на одном из аэродромов юго-восточной Африки в период колониальной войны против мозамбикских повстанцев
Fiat G.91R-4s of the Grupo Operacional B.A.12 photographed at Bissau in Portugese Guinea in 1967. These fighters were obtained by Portugal from West Germany and are now the only jets operational in Guinea.
G.91 применялся и как штурмовик, и как разведчик, и как учебная машина. Кроме того, самолет использовался для различного рода испытаний. На снимке машина западногерманских ВВС из испытательного подразделения ESt 61.
"Фиат" G.91 с частично снятой обшивкой в экспозиуии одного из немецких авиамузеев. Виден силовой набор крыла, фюзеляжа и киля, а также двигатель и топливные баки
Интерьер кабины пилота и открытый фонарь "Фиата" G.91