Мировая Авиация 77
-
В мероприятиях VAC регулярно принимают участие реактивные самолеты времен холодной войны. На снимке Джим Росси взлетает на своем отлично отреставрированном МиГ-17 "Fresco" во время авиашоу Тико 98.
Douglas A-20G Havoc атакует бомбами японский транспорт неподалеку от Вевака на Новой Гвинее в марте 1944 года. Вместе со сбросом бомб A-20 ведет огонь из восьми 12,7-мм пулеметов, установленных в носовой части.
Топмачтовое - значит на уровне верхней части мачты - "топа": на снимке американский A-20 при выходе из атаки срубает крылом мачту японского транспорта
Messerschmitt Bf 109E-7. Созданная на базе Bf 109E-4, модификация Е-7 была эффективным истребителем-бомбардировщиком. Под фюзеляжем машина могла нести подвесной бак, столь необходимый для действий над Мальтой. На рисунке самолет из III./JG 26 "Schlageter".
Флагман VAC - Douglas C-47A "Tico Belle" - высаживал десант в Нормандии. До 1982 года эта машина служила в ВВС Дании. Попав в руки VAC, самолет был отремонтирован и снова поднялся в воздух в июле 2009 года.
ВВС США продолжают сертифицировать новые образцы вооружения для своих F-16, используя испытательное авиакрыло (TW) на авиабазе Эглин во Флориде. На снимке F-16C Block 40 из 40-й FTS (летно-испытательной эскадрильи) 46-го TW совершает маневр с шестикратной перегрузкой во время испытаний 227-кг бомбы GBU-38 JDAM.
Создававшийся как легкий истребитель для ведения боя в дневных условиях в пределах визуальной видимости, F-16 превратился во многоцелевой всепогодный самолет. Некоторые модификации F-16 предназначены для решения определенных задач. Например, самолеты Block 40 оптимизированы для нанесения высокоточных ударов ночью, a Block 50 ВВС США (на снимке) - для подавления ПВО противника (задачи SEAD). F-16CJ Block 50/52 пришли на смену устаревшим самолетам F-4G Phantom II Advanced Wild Weasel и ныне составляют основу сил для подавления РЛС противника ВВС США.
Пилот F-16 размещается в просторной и эргономически продуманной кабине, резко отличающейся от условий "офиса" истребителей 1960-х годов, таких как F-4.
Оснащение кабины YF-16 отличалось аскетичностью, так как первоначальная концепция легкого истребителя LWF предусматривала создание самолета "без излишеств".
Самолеты модификации Block 10 отличались панелью управления боевой нагрузкой (экран слева) и монохромным индикатором РЛС внизу центральной секции панели приборов.
F-16 Block 30 были приняты на вооружение ВВС США в 1987 году. На них были установлены широкоугольный индикатор на фоне лобового стекла и два больших многофункциональных дисплея (MFD).
Самолеты Block 42 "Night Falcon" предназначены для ночных ударов. Изображение в инфракрасном диапазоне, получаемое с контейнера системы LANTIRN, проецируется на широкоугольный индикатор.
Кабина самой современной модификации Block 50/52 оснащена тремя многофункциональными дисплеями. Информация также может выводиться на нашлемный дисплей пилота.
F-16C Fighting Falcon. Этот самолет с изображением акульей пасти был закреплен за командиром 52-го тактического истребительного крыла (TFW), базировавшегося в Шпангдалеме, Германия. Крыло начало эксплуатацию F-16 4 июля 1987 года. В каждой из трех эскадрилий (23-й, 81-й и 480-й) было двенадцать самолетов, действовавших совместно с F-4G Phantom II "Wild Weasel". Именно в 52-е крыло поступили первые F-16C/D Block 30, способные использовать противорадиолокационную ракету AGM-45 Shrike, но с 1993 года их стали заменять самолетами модификации Block 50. Когда F-4G были сняты с вооружения, 52-е авиакрыло стало использовать для подавления ПВО только F-16C, оснащенные противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM и контейнерами РЭБ ASQ-213 HTS.
F-16C Block 50/52
Этот Не 177 был приписан к I./KC 50 и в январе 1943 года базировался в Сталино. Подразделение было специально сформировано для использования Не 177A-1 на Восточном фронте. Во время Сталинградской битвы оно занималось транспортными перевозками, пока в носовой части нескольких машин не установили 30-мм пушку MK101 для подавления зенитной артиллерии. Небольшое число Не 177 различных модификаций оснащалось 50-мм пушкой ВК 5 или 75-мм орудием для борьбы с танками и непосредственной поддержки войск.
Henschel Hs 129. Для борьбы с бронетехникой использовались различные варианты Hs 129. Основным оружием самолета была 30-мм противотанковая пушка МК 101 с боезапасом 30 снарядов. На протяжении войны калибр устанавливаемых на Hs 129 пушек постоянно увеличивался, начиная с 37-мм и заканчивая огромным 75-мм орудием РаК 40. Последним оснащен и представленный на рисунке Hs 129B-3/Wa из 14.(Pz)/SchG 9.
Junkers Ju 88A-5. 3-я группа (III Gruppe) Fliegerkorps X, действовавшая против Мальты, базировалась в Катании и первоначально была вооружена бомбардировщиками Ju 88A-1. Но оказалось, что модификация A-5, имевшая более прочное шасси, лучше приспособлена к сицилийским аэродромам.
Mirage 2000 составляли основу ПВО Франции, но ныне на смену им приходят истребители Rafale. Большую часть парка французских истребителей составляют самолеты модификации 2000C, и лишь одна эскадрилья вооружена машинами второго поколения 2000-5F, оснащенными РЛС RDY и ракетами MICA.
Несмотря на скептическое отношение, фирме "Dassault" удалось доказать состоятельность схемы бесхвостка. Основным покупателем Mirage 2000 были ВВС Франции. На снимке представлен перехватчик Mirage 2000C из знаменитой эскадрильи ЕС 2 "Cigognes"("Аисты"),
ОАЭ является одним из самых крупных зарубежных операторов Mirage 2000. ВВС этой страны имеют смешанный парк многоцелевых самолетов первого (2000EAD) и второго (2000-9) поколения Mirage 2000. Последние могут нести крылатую ракету Storm Shadow.
AH-64A из XVIII воздушно-десантного корпуса Армии США с максимальной боевой нагрузкой - 16 ракетами AGM-114A. Сочетание ракет Hellfire и вертолетов Apache достаточно эффективно показало себя во время операции "Буря в пустыне", уничтожив большое количество иракской бронетехники.
Обозначение ракет Hydra 70 используется при сочетании любой боевой части с ракетным двигателем Mk 66. НУРС обычно размещаются в 19-зарядных блоках, хотя существует и семизарядный вариант.
Для поиска и опознавания целей экипаж Apache использует современные электронно-оптические и инфракрасные датчики. Они позволяют выбрать тип оружия и нанести эффективный удар с расстояния до восьми километров.
Размещение датчиков в носовой части имеет недостаток - AH-64A демаскирует себя при поиске целей. Система записи и регистрации позволяет экипажу "выпрыгнуть" из-за укрытия, сделать снимок поля боя, и "спрятавшись" спокойно выбрать потенциальные объекты для удара.
Основное место на турели с датчиками занимают два блока системы TADS, состоящей из "ночной" (правой, относительно пилота) и "дневной" (левой) систем ИК-обзора. В небольшой сфере над ними размещается оборудование системы ночного видения пилота PNVS. AH-64A способен нести ракеты "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder, но использует эту возможность крайне редко.
Вооружение вертолета размещается на четырех пилонах под крылом. На снимке представлена типовая боевая нагрузка Apache, состоящая из 19-зарядного блока НУРС и четырех (в данном случае учебных) ракет Hellfire.
Пушка M230E1 Chain Gun имеет скорострельность 600-650 выстрелов в минуту (60 в секунду) и выходит на этот режим за 0,2 с. Пушка установлена на турели с гидравлическим приводом и способна отклоняться на углы + 11 °/-60° по вертикали и до 100° в обе стороны от продольной оси вертолета.
С момента своего открытия в Титусвиле (Флорида) музей "Valiant Air Command" получил несколько списанных самолетов ВМС США, включая этот A-7A Corsair II. Ранее машина использовалась учебным подразделением в Орландо.
ERJ 135ER компании "ВМI Regional". BMI Regional, базирующаяся в Абердине (Шотландия), использует четыре ERJ 135ER и 16 ERJ 145. Парк лайнеров ERJ 145 смешанный и включает варианты MR EU и ЕР.
ERJ 140LR компании "American Eagle Airlines". Одним из типов ERJ, эксплуатируемых "American Eagle Airlines", является ERJ 140LR. Он отличается форсированными двигателями AE3007A1, облегчающими эксплуатацию в условиях жаркого климата, и увеличенным запасом топлива для повышения дальности полета. "American Eagle" располагает большим парком ERJ из 203 самолетов, включая модели 135, 140 и 145.
Самым крупным в мире оператором лайнеров ERJ является базирующаяся в Техасе компания "ExpressJet Airlines". Ее самолеты заработали прозвище "Бразильские пылесосы" за характерный шум во время рулежки.
Европа. Лайнеры ERJ 135 и 145 пользуются большой популярностью в Европе, к концу 2009 года они использовались авиакомпаниями "Alitalia Express", "Andalus Lineas Aereas", "Athens Airways", "City Airlines", "Dniproavia", "Finncomm Airlines", "FlyBe", "Lagun Air", "LOT Polish Airlines", "Luxair" (фото), "Pan Europeenne Air Service", "PGA-Portugalia" и "Swiss International Air Lines" (которая унаследовала флот компании "Crossair").
Южная Америка. Значительно меньше ERJ используются в Латинской Америке. Авиакомпания "AeroMexico Connect" использует смешанный парк ERJ 145 и 190 со своих основных баз - международного аэропорта им. генерала Мариано Эскобедо, международного аэропорта им. Дон Мигеля Идальго и Мехико. Ранее известная как "AeroLitoral", компания заказала свои первые ERJ145 в середине 2004 года. В сентябре 2009 года ее флот насчитывал 31 ERJ 145LR, пять ER и два MP. Другими операторами лайнера в Латинской Америке являются компании "Passaredo Transportes Aereos", "Rio Sul Servicos Aereos Regionais" (фото) и Федеральная полиция Бразилии.
Китай. Шесть авиакомпаний КНР - "China Eastern", "China Southern", "Hainan", "Northeast", "Sichuan" и "Tianjin Airlines" - располагают парком примерно из 35 ERJ. К концу 2009 года "Hainan Airlines" уже получила половину из 25 машин, заказанных у "Harbin EMBRAER Aircraft Industry Company". "Hainan Airlines" планировала закупить в Харбине 50 лайнеров, но заказ был сокращен после снижения пассажиропотока в Китае. "Tianjin Airlines" (бывшая "Grand China Express Air") заказала 50 ERJ 145, из которых к сентябрю 2009 года были поставлены 12. Авиакомпания "China Eastern", базирующаяся в шанхайском международном аэропорту Пудонг, эксплуатирует на местных авиалиниях десять ERJ145.
Самым крупным оператором ERJ 135/145 в Европе является компания "Regional Compagnie Aerienne Europeenne" (фото) - дочерняя фирма "Air France" - парк которой на конец 2009 года насчитывал 34 самолета. Они соединяют хабы компании в Париже, Лионе и Бордо с 49 аэропортами в Европе. Вторым по величине оператором стала компания "ВМ1 Regional", владеющая четырьмя ERJ 135 и 16 ERJ145.
Junkers Ju 87B-1/Trop. 209-я эскадрилья 97-й бомбардировочной группы из Пичиата базировалась в Комизо на Сицилии. Это подразделение, вооруженное немецкими самолетами, находилось на острие итальянского воздушного наступления на Мальту, начиная с лета 1940 года.
Тройка Cessna L-19 Bird Dog в сопровождении Stinson L-5 Sentinel во время авиашоу Тико 1992. Во время войны во Вьетнаме самолеты Bird Dog использовались в качестве передовых авианаводчиков. Они оснащались сигнальными ракетами, как эти два самолета на переднем плане.
RAF заказали вертолет Type 192 в апреле 1956 года, присвоив ему обозначение Belvedere HC.Mk 1. Type 192 был оснащен турбовальными двигателями Gazelle и имел отклоненный вниз стабилизатор, улучшавший устойчивость.
Bristol Type 192 Belvedere
В носители бомбы "Upkeep" были переделаны 23 Lancaster B.Mk III, из которых 19 были задействованы в рейде. Самолет на снимке, вероятно, использовался для испытаний всех доработок. В дальнейшем уцелевшие машины были снова переделаны в обычные бомбардировщики.
The aircraft ferried by the author in May 1943.
Бомбоотсек Lancaster был значительно доработан для подвески "прыгающей" бомбы "Upkeep". На снимке хорошо видны выступающие за обводы кронштейны, к которым крепилась бомба.
Для своего моноплана Прие позаимствовал у Блерио принцип управления креном с помощью перекоса крыла - гоширование, а рули высоты и направления были цельноповоротными.
Вертолеты Sycamore HR.Mk 14 поступили на вооружение 275-й эскадрильи RAF в апреле 1953 года. Эта спасательная машина демонстрирует использование лебедки при подъеме пострадавших на борт.
В тонких обтекателях перед крылом размещались лишь валы винтов противоположного вращения. А пары радиальных моторов Bristol Centaurus, приводившие их в движение, размещались в крыле большой строительной высоты.
Самолет Superfreighter авиакомпании "Silver City" мог перевозить 23 пассажира и три автомобиля. В 1962 году компании "Air Charter" и "Silver City Airways" объединились в "British United Air Ferries", парк самолетов Type 170 которой увеличился к 1970 году с 24 до 41 машины.
Bristol 170 Freighter Mk 31
Тройка Beech T-34 Mentor членов "Valiant Air Command" над Титусвилем, март 1988 года. Ежегодное авиашоу Тико собирает множество старых самолетов как на земле, так и в небе.
Дорабатывая имевшиеся и получая дополнительные самолеты из Германии, Португалия сохраняла свой парк G.91R в боеспособном состоянии до 1993 года. Даже к моменту снятия с вооружения, машины производства "Fiat" продолжали оставаться недорогими, но эффективными боевыми самолетами.
Этот португальский G.91R участвовал в проводящейся НАТО встрече Tiger Meet.
Еще один португальский G.91R в специальной окраске, приуроченной к налету этими машинами 75 000 часов, незадолго до снятия с вооружения. Перед самолетом выставлены бомбы и ракеты из его арсенала.
G.91 применялся и как штурмовик, и как разведчик, и как учебная машина. Кроме того, самолет использовался для различного рода испытаний. На снимке машина западногерманских ВВС из испытательного подразделения ESt 61.
Истребитель-бомбардировщик Hawker Typhoon символизировал переход от пулеметов к пушкам. Его 20-мм орудия позволяли эффективно бороться с различными целями, хотя для атак немецких танков обычно использовались неуправляемые ракеты.
The Typhoon Mk IB with the definitive "bubble" type cockpit canopy.
После отказа от создания реактивного транспортного самолета Vickers V.1000, RAF заказали военный вариант Britannia. Около двух десятков поставленных машин несли службу на протяжении 1959-1976 годов.
Bristol Type 175 Britannia 310
Последним в мире оператором G.91 была 13-я группа 32-го полка ВВС Италии, расставшаяся со своими G.91T в августе 1995 года. Самолет на снимке несет специальную окраску, приуроченную к этому событию.
Type 188 недолго участвовал в исследованиях, так как, несмотря на большой объем баков, расход топлива был просто чудовищный, а продолжительность полета, соответственно, очень малой.
На этом снимке хорошо видно новое крыло, разработанное для Spitfire Mk 21/22/24 (в данном случае Mk 22). Обратите внимание на элероны увеличенного размаха.
Первая истребительная часть Королевских вспомогательных ВВС, 600-я эскадрилья ("City of London"), была сформирована в Биггин-Хилл в 1946 году. В следующем году ее Spitfire Mk XIV заменили на Mk 21. Самолеты этого типа в 1945-1947 годах находились на службе четырех регулярных подразделений RAF, а затем были переданы в RAuxAF, в том числе 602-й ("City of Glasgow") и 615-й ("County of Surrey") эскадрильям.
Первый Spitfire Mk 22 (PK312) первоначально сохранил хвостовое оперение Mk 21, но в дальнейшем получил киль и стабилизатор увеличенной площади.
На нескольких прототипах Mk 21/22/24 (на снимке - Mk 24 с мотором "Гриффон" 85) проходили испытания винты противоположного вращения. В 1945 году они еще были ненадежными и не устанавливались на серийные Spitfire, а вот после войны использовались на флотских Seafire FR.Mk 47.
Проблемы с устойчивостью новых Spitfire удалось устранить, лишь создав киль и стабилизатор увеличенной площади. Впервые такое оперение установили на части серийных Mk 22, а стандартным оно стало на Mk 24 (на снимке). PK713 - самолет раннего выпуска с длинноствольными пушками.
The definitive tail unit featured by the Spitfire F Mk 24. Later Mk 24s had short-barrel cannon.
Хотя Ju 88С создавался как тяжелый и ночной истребитель, он также использовался в качестве штурмовика. Этот Ju 88C-6 применялся для уничтожения поездов. На носовой части, в которой размещалось вооружение, нанесен рисунок, изображающий остекление бомбардировщика. Это делалось с целью ввести в заблуждение пилотов советских истребителей.
Противотанковый Ju 87. К 1942 году немецкое командование в полной мере осознало неэффективность использования бомб для борьбы с танками. Эту проблему удалось решить лишь в начале 1943 года, когда появился специализированный противотанковый вариант штурмовика Ju 87G. Ju 87G-1 по сути был вариантом Ju 87D-5, способным нести пару 37-мм пушек Flak 18 (ВК 3,7), которые вместе с магазинами размещались в контейнерах под крылом. Контейнеры были съемными и в случае необходимости могли быть заменены бомбодержателями. Горячим сторонником этого самолета был обер-лейтенант Ганс-Ульрих Рудель из 1/StG 2, ставший ведущим экспертом Люфтваффе по борьбе с танками. После первых успехов противотанковых эскадрилий (Panzerjager-Staffel), вооруженных Ju 87G-1 (появились на Восточном фронте в октябре 1943 года), по одному такому подразделению стали создавать в каждом штурмовом полку. Основными недостатками Ju 87G-1 были недостаточная скорость и неповоротливость, делавшие его легкой добычей для истребителей. По мере усиления мощи советских ВВС, самолеты передавались в группы ночных бомбардировщиков.
К началу войны четыре эскадрильи британских ВВС были вооружены самолетами Sunderland - две находились в Великобритании и по одной - на Дальнем Востоке и в Египте. В последнем случае речь идет о 228-й эскадрилье которой принадлежит и запечатленный здесь Sunderland - его в бухте Калафраны на Мальте 27 апреля 1941 года подбили пилоты Bf 109E. Расположение Мальты на пересечении морских путей, проходивших через Средиземное море, делало этот остров важным стратегическим объектом и предметом постоянных схваток.
Fulmar, оснащенный двигателем Rolls-Royce мощностью 1080 л. с. (805 кВт), мог развивать максимальную скорость 458 км/ч. Действуя в составе авиации Королевского флота, эти самолеты защищали конвои, идущие на Мальту, от нападений итальянских ВВС. Способные на равных сражаться с итальянскими истребителями, Fulmar однозначно уступали самолетам Люфтваффе и были заменены истребителями Seafire.
Впервые флотские Fulmar были использованы в бою при обороне мальтийских конвоев от итальянской авиации в сентябре - октябре 1940 года. Изображен Fulmar Mk I ранней постройки из 806-й эскадрильи, июнь 1940 года. Летом 1940 года эскадрилья действовала с авианосца "Илластриес".
G.91Y. Замена G.91R 13-й группы 32-го полка на усовершенствованные G.91Y, переданные из 8-го полка, началась в августе 1973 года. Все три эскадрильи 13-й группы завершили перевооружение к сентябрю 1974-го, а в 1975 году это подразделение было признано боеготовым.
Модификация G.91Y была создана путем установки на G.91 второго двигателя. Этот самолет отличался возросшими летными характеристиками, большей дальностью полета и увеличенной боевой нагрузкой.
Италия отправила в отставку свои G.91Y в рамках договора о сокращении обычных вооружений в Европе. Представленный на снимке MM6444/8-03 из 101-й группы 8-го полка получил специальную окраску в честь этого события.
Для обеспечения водонепроницаемости корпус Bristol Burney Х.2 был обшит фанерой из красного дерева, обтянут парусиной, а затем отлакирован. На снимке Х.2 во время рулежки в Дейле в сентябре 1912 года с работающим гребным винтом.
После испытаний в Филтоне Bristol Coanda School Monoplane (№ 132) был доставлен в Турин для дальнейшей службы в итальянской военной авиационной школе.
Т.В.8 - наиболее удачный из самолетов Коанда, созданных на фирме "Bristol", - использовался Королевским флотом в основном в качестве учебной машины. Тем не менее некоторое количество этих машин, базировавшихся во Франции, применялись для бомбардировки германских позиций.
Mirage 2000D и похожий 2000N являются основными ударными самолетами Франции. На снимке пара Mirage 2000D летит на форсаже во время боевого вылета над Афганистаном в декабре 2008 года.
Наиболее универсальными из всех вариантов Mirage 2000 являются самолеты модификации D, а Mirage 2000N оптимизированы для решения ударных задач. На снимке первый самолет модификации D, вооруженный бомбами с лазерным наведением MATRA BCL, контейнером системы целеуказания ATLIS и ракетами Magic 2 для самообороны.
Mirage 2000-5 Mk II - самый совершенный из всего семейства. Самолет на снимке вооружен ракетами "воздух-воздух" MICA и крылатой ракетой Scalp ЕС.
ВВС и ПВО ОАЭ приобрели Mirage 2000-9 и доработали свои старые самолеты до этого стандарта.
Истребитель-бомбардировщик FB.Mk XVIII, вооруженный 57-мм пушкой Molins получил прозвище "Це-це" в честь тропической жалящей мухи. Создававшаяся как противотанковая, эта автоматическая пушка имела боезапас 25 снарядов. Mosquito "Це-це" эффективно действовали против береговых целей, судов и подводных лодок.
На этом уникальном снимке de Havilland Mosquito из 248-й эскадрильи Берегового командования RAF атакуют тральщик и два траулера в эстуарии реки Жиронды, Франция. Группа Mosquito включает несколько самолетов "Це-Це", вооруженных 57-мм орудием.
Hawker Hurricane Mk IID. К 1942 году Hurricane исчерпал себя как истребитель, но жизнь самолету фирмы "Hawker" продлила установка нового крыла. Под каждой консолью размещалась 40-мм противотанковая пушка Rolls-Royce BF или Vickers Type S и 7,7-мм пулемет для пристрелки. Hurricane Mk IID зарекомендовали себя эффективным противотанковым оружием в пустынях Северной Африки, и особенно в Бирме, где японская техника не имела сильного бронирования. Этот самолет принадлежал 6-й эскадрилье RAF, в июле 1942 года воевавшей в Западной пустыне. За свои успешные действия подразделение получило прозвище "Flying Can Openers" ("Летающие консервные ножи").