Supermarine Spitfire Mk.XVIII / 21 / 22 / 24
Варианты:
Supermarine - Spitfire Mk.XVIII / 21 / 22 / 24 - 1944 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1944


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание:
Spitfire Mk.XVIII / 21 / 22 / 24
Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии

Spitfire Mk.XVIII / 21 / 22 / 24

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
  - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
  - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
  - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
  - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
  - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
  - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
  - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
  - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
  - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
  - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
  - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
  - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.

Supermarine Spitfire и Seafire

<...>
  Реджинальду Митчеллу "развязали руки", и новая машина проектировалась уже без оглядки на официальную спецификацию. На чертежных досках обретал свой облик изящный самолет Type 300. Небольшой аэродинамически чистый истребитель с убираемым шасси проектировался теперь вокруг мотора Rolls-Royce PV.12 (Merlin). В крыле необычной эллиптической в плане формы разместили вооружение из восьми пулеметов, стреляющих вне диска вращения винта.
  Теперь уже министерство авиации составило спецификацию F.36/34 под самолет Type 300 и заказало постройку одного прототипа. На прототипе (K5054) установили 900-сильный мотор Rolls-Royce Merlin "C", и первый полет он выполнил 5 марта 1936 года. Сравнительно небольшие по срокам летные испытания понадобились лишь для того, чтобы формально подтвердить победу Type 300 в конкурсе на одноместный истребитель для британских ВВС. 3 июня 1936 года был заключен контракт на постройку 310 серийных машин Spitfire Mk I.
  Однако освоение истребителя в производстве шло очень медленно - первый Spitfire Mk I поступил в 19-ю эскадрилью из Даксфорда только в июле 1938 года. К сентябрю ВВС Великобритании успели получить пять новых истребителей. В дальнейшем Spitfire стал поистине массовым самолетом: построено 20334 сухопутных Spitfire и 2556 палубных Seafire.
  Универсальность и многоцелевые возможности новой машины привели к появлению маловысотных вариантов с "обрезанным" крылом (LF) и высотных - с крылом увеличенного размаха (HF). Истребители со стандартным крылом обозначались F, при этом в случае штатного вооружения из восьми пулеметов винтовочного калибра к обозначению добавлялась буква "A", вариант вооружения из двух пушек и четырех пулеметов обозначался "B", из четырех пушек - "C", из двух пушек и двух 12,7-мм пулеметов, плюс до 454 кг бомб - "E".
  На момент начала Второй мировой войны в составе британских ВВС имелось девять боеготовых эскадрилий Spitfire. Первый германский самолет, He-111, сбили Spitfire из 603-й эскадрильи 16 октября 1939 года. Это был вообще первый самолет, сбитый британскими ВВС во Второй мировой войне. В августе 1940 года, незадолго до самых ожесточенных боев периода битвы за Британию, в составе Истребительного командования британских ВВС насчитывалось 19 эскадрилий Spitfire. В декабре 1940 года Spitfire Mk II приступили к выполнению боевых вылетов над оккупированной немцами Европой по плану "Rhubarb". 7 марта 1942 года авианосец "Игл" доставил на Мальту самолеты модификации Spitfire Mk VB - тогда впервые Spitfire стали базироваться за пределами метрополии.
  Вскоре Spitfire появились на Ближнем Востоке, а в начале 1943 года - на Тихом океане. Параллельно с серийным производством велись работы по совершенствованию самолета - повышению его летных данных, усилению вооружения, а двигатели Merlin в конце войны заменили моторами Rolls-Royce Griffon.
  В годы войны Spitfire использовались не только в Великобритании и странах британского Содружества, но также в США и СССР. Интересно, что ни в США, ни в СССР восторженных отзывов Spitfire не заслужил. В Великобритании Spitfire оставались на вооружении в послевоенные годы, последний боевой вылет в Малайе фоторазведчик Spitfire PR.Mk 19 из 81-й эскадрильи выполнил 1 апреля 1954 года.
<...>


Варианты Spitfire и Seafire

<...>
  Spitfire Mk XVIII: истребитель с мотором Griffon с двухступенчатым нагнетателем, каплеобразный фонарь, дополнительный топливный бак, крыло F, вооружение E; Spitfire FR.Mk XVIII (послевоенный Spitfire FR.Mk 18) с фотоаппаратом в хвостовой части фюзеляжа; построено 300
  Spitfire Mk XX: один прототип переделан из Spitfire Mk IV и один из Spitfire Mk XII
  Spitfire Mk 21: новый фюзеляж, большинство с моторами Griffon 61 или 64 с пятилопастным винтом, вооружение типа C; построено 122
  Spitfire Mk 22: небольшие отличия от Spitfire Mk 21, некоторые с моторами Griffon 85 мощностью 2373 л.с. и соосными винтами; построено 278
  Spitfire Mk 24: небольшие отличия в конструкции, хвостовое оперение от Spiteful, короткоствольные пушки Mk V; построено 54
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Supermarine Spitfire F.Mk 24

  Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один 12-цилиндровый V-образный мотор Rolls-Royce Griffon 85 мощностью 2120 л.с. (1771 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5945 м - 594 км/ч; практический потолок 11125 м; боевой радиус 600 км
  Масса: пустого 6160 кг; максимальная взлетная 2911 кг
  Размеры: размах крыла 11,23 м; длина 9,12 м; высота 3,02 м; площадь крыла 22,48 м2
  Вооружение: четыре крыльевые 20-мм пушки Hispano с боекомплектом по 175 снарядов на внутренние пушки и по 50 снарядов на внешние, две 113-кг бомбы
7 января 1949г.: находившиеся на патрулировании в небе Израиля британские самолеты атаковали израильский самолет, который в ответ сбил четыре Spitfire Mk XVIII из 208-й эскадрильи (на рисунке) и один Hawker Tempest, два британских летчика погибли. 23 февраля Египет и Израиль заключили перемирие.
"Спитфайр" F.21
С 1948 года в британских ВВС снова ввели обозначения эскадрилий. На некоторых самолетах они заменили коды подразделения (как на этом Spitfire Mk 22 из 603-й эскадрильи Вспомогательных ВВС), а код самолета был перенесен на киль.
Этот F.Mk 22 из 1-й эскадрильи ВВС Южной Родезии полностью окрашен в блестящий светло-серый цвет. Стандартные британские кокарды вида "Type D" нанесены в шести позициях с добавлением желтых и зеленых полос.
Очень мало известно об окраске сирийских Mk 22. Они поставлялись в серебристой окраске с черными антибликовыми полосами, знаками национальной принадлежности и номерами на киле.
Как и в случае с сирийскими самолетами, об окраске египетских Mk 22 известно мало. При поставке они были окрашены в серебристый цвет и несли знаки национальной принадлежности и новые серийные номера.
"Спитфайр" F.22
"Спитфайр" F.24
Во время войны в Корее Spitfire F.Mk 24 80-й эскадрильи, базировавшейся в Каи Так, Гонконг, несли опознавательные полосы, хотя не принимали непосредственного участия в боевых действиях. В остальном опознавательные знаки на самолетах соответствовали стандартам, принятым в британских Дальневосточных ВВС.
Перед передачей 80-й эскадрильей ВВС своих Mk 24 вспомогательным ВВС Гонконга самолеты были полностью окрашены в серебристый цвет, но сохранили стандартные британские обозначения.
Mk 21
Spitfire Mk 21 (на переднем плане) в одном строю с прототипом Mk 22 (PK312). Лишь Mk 21 успели принять участие в войне. Хотя Mk 22 и Mk 24 поступили на вооружение в конце 1940-х годов, служба их была недолгой из-за наступления эпохи реактивной авиации.
Mk 22
На этом снимке хорошо видно новое крыло, разработанное для Spitfire Mk 21/22/24 (в данном случае Mk 22). Обратите внимание на элероны увеличенного размаха.
Mk 24
Когда базировавшаяся в Гонконге 80-я эскадрилья RAF в 1951 году перевооружилась на Hornet, восемь Spitfire Mk 24 были переданы местным вспомогательным ВВС. Еще два Mk 19 были переданы позднее.
Mk XVIII
Прототип "Супер Спитфайра" - "Спитфайр" Mk.XVIII
Очень похожий на Mk XIV позднего выпуска, Spitfire Mk XVIII отличался двигателем Griffon 65, каплевидным фонарем кабины и крылом типа "Е". Представленный на снимке NH872 - 11-й серийный самолет.
Сборка "Спитфайра" Mk.XVIII на заводе
Mk 21
The prototype DP851 as the Mk 21 prototype, showing the extended, pointed, wing tips and four-bladed propeller.
"Спитфайр" Mk.21
Spitfire F.Mk 21
Spitfire F.Mk 21 (экспериментальные соосные винты противоположного вращения)
A post-war photograph of one of the few Spitfire F Mk 21s with a contra-prop.
The first production Mk 21 with a similar extended wing but the definitive tail unit and five-bladed propeller.
"Спитфайр" Mk.21
View of the Mk 21 prototype PP139 with definitive wing and pointed wing tips
View of the second production Mk 21 LA188 with the final, blunt wing tips.
Группа "Спитфайров" 21 Вспомогательных ВВС в полете над морем, 1948г.
Первая истребительная часть Королевских вспомогательных ВВС, 600-я эскадрилья ("City of London"), была сформирована в Биггин-Хилл в 1946 году. В следующем году ее Spitfire Mk XIV заменили на Mk 21. Самолеты этого типа в 1945-1947 годах находились на службе четырех регулярных подразделений RAF, а затем были переданы в RAuxAF, в том числе 602-й ("City of Glasgow") и 615-й ("County of Surrey") эскадрильям.
Mk 22
В полете "Спитфайры" Mk.21 и Mk.22 (c каплевидным фонарем)
The first production Spitfire F Mk 22 with the Mk 21 tail unit.
Первый Spitfire Mk 22 (PK312) первоначально сохранил хвостовое оперение Mk 21, но в дальнейшем получил киль и стабилизатор увеличенной площади.
Этот PK312 - прототип варианта Spitfire Mk 22. На снимке хорошо виден первоначальный вариант киля, как у Mk 21. На Mk 22 ввели каплевидный фонарь, значительно расширивший обзор пилоту, а также руль с увеличенной хордой, улучшивший управляемость. Основная часть этих самолетов поступила в подразделения Королевских Вспомогательных ВВС - к 1948 году 12 из 20 их эскадрилий были вооружены Mk 22.
The prototype SX549, completed in 1944 as a Mk 21 with rear-view hood.
Первый серийный "Спитфайр" Mk.22
The Supermarine Spitfire F.Mk.22 Single-seat Fighter (Rolls-Royce 61 engine).
"Спитфайр" Mk.22
"Спитфайр" Mk.22
"Спитфайр" после окончания войны
Stripped of its camouflage after the end of the war, this Spitfire F Mk 22 shows the definitive tail unit
Following the arrival of jet equipment the squadron’s Spitfires were put out to grass at Biggin Hill in 1950. Spitfire 21 LA22?, coded RAG-L, and Spitfire 22 PK329, coded RAG-Q, are pictured here.
"Спитфайры" из состава Вспомогательных ВВС Великобритании во время инспекции
"Спитфайры" 613-й эскадрильи вместе в "Метеорами"
Пилоты 600-й эскадрильи "Спитфайров" во время учений
"Спитфайры" F.Mk.22 из 615-й эскадрильи Вспомогательных ВВС
"Спитфайры" 1-й эскадрильи родезийских ВВС
Photographs of the Spitfire 22 recently restored to flying condition in Zimbabwe. It now carries the serial number PK350, having previously served in the Southern Rhodesian Air Force as SR64; the code letters derive from the name of the present owner. Jack Mullock, in whose hands it made the first flight since restoration on 28 March 1980
One of 20 refurbished ex-RAF Spitfire F Mk 22s procured in 1950
Mk 24
На нескольких прототипах Mk 21/22/24 (на снимке - Mk 24 с мотором "Гриффон" 85) проходили испытания винты противоположного вращения. В 1945 году они еще были ненадежными и не устанавливались на серийные Spitfire, а вот после войны использовались на флотских Seafire FR.Mk 47.
"Спитфайр" Mk.24
Проблемы с устойчивостью новых Spitfire удалось устранить, лишь создав киль и стабилизатор увеличенной площади. Впервые такое оперение установили на части серийных Mk 22, а стандартным оно стало на Mk 24 (на снимке). PK713 - самолет раннего выпуска с длинноствольными пушками.
The definitive tail unit featured by the Spitfire F Mk 24. Later Mk 24s had short-barrel cannon.
"Двадцатьчетверка" последней строевой части "Спитфайров" в Гонконге
 
Supermarine Spitfire 21
Spitfire F.Mk 21
Супермарин "Тип 391"