Supermarine Spitfire Mk.V
Варианты:
Supermarine - Spitfire Mk.V - 1941 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1941


Одноместный истребитель
Описание:
Spitfire Mk.V
Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии:

Цветные фото (22)

Spitfire Mk.V

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
   - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
   - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
   - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
   - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
   - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
   - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
   - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
   - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.

Supermarine Spitfire и Seafire

<...>
   Реджинальду Митчеллу "развязали руки", и новая машина проектировалась уже без оглядки на официальную спецификацию. На чертежных досках обретал свой облик изящный самолет Type 300. Небольшой аэродинамически чистый истребитель с убираемым шасси проектировался теперь вокруг мотора Rolls-Royce PV.12 (Merlin). В крыле необычной эллиптической в плане формы разместили вооружение из восьми пулеметов, стреляющих вне диска вращения винта.
   Теперь уже министерство авиации составило спецификацию F.36/34 под самолет Type 300 и заказало постройку одного прототипа. На прототипе (K5054) установили 900-сильный мотор Rolls-Royce Merlin "C", и первый полет он выполнил 5 марта 1936 года. Сравнительно небольшие по срокам летные испытания понадобились лишь для того, чтобы формально подтвердить победу Type 300 в конкурсе на одноместный истребитель для британских ВВС. 3 июня 1936 года был заключен контракт на постройку 310 серийных машин Spitfire Mk I.
   Однако освоение истребителя в производстве шло очень медленно - первый Spitfire Mk I поступил в 19-ю эскадрилью из Даксфорда только в июле 1938 года. К сентябрю ВВС Великобритании успели получить пять новых истребителей. В дальнейшем Spitfire стал поистине массовым самолетом: построено 20334 сухопутных Spitfire и 2556 палубных Seafire.
   Универсальность и многоцелевые возможности новой машины привели к появлению маловысотных вариантов с "обрезанным" крылом (LF) и высотных - с крылом увеличенного размаха (HF). Истребители со стандартным крылом обозначались F, при этом в случае штатного вооружения из восьми пулеметов винтовочного калибра к обозначению добавлялась буква "A", вариант вооружения из двух пушек и четырех пулеметов обозначался "B", из четырех пушек - "C", из двух пушек и двух 12,7-мм пулеметов, плюс до 454 кг бомб - "E".
   На момент начала Второй мировой войны в составе британских ВВС имелось девять боеготовых эскадрилий Spitfire. Первый германский самолет, He-111, сбили Spitfire из 603-й эскадрильи 16 октября 1939 года. Это был вообще первый самолет, сбитый британскими ВВС во Второй мировой войне. В августе 1940 года, незадолго до самых ожесточенных боев периода битвы за Британию, в составе Истребительного командования британских ВВС насчитывалось 19 эскадрилий Spitfire. В декабре 1940 года Spitfire Mk II приступили к выполнению боевых вылетов над оккупированной немцами Европой по плану "Rhubarb". 7 марта 1942 года авианосец "Игл" доставил на Мальту самолеты модификации Spitfire Mk VB - тогда впервые Spitfire стали базироваться за пределами метрополии.
   Вскоре Spitfire появились на Ближнем Востоке, а в начале 1943 года - на Тихом океане. Параллельно с серийным производством велись работы по совершенствованию самолета - повышению его летных данных, усилению вооружения, а двигатели Merlin в конце войны заменили моторами Rolls-Royce Griffon.
   В годы войны Spitfire использовались не только в Великобритании и странах британского Содружества, но также в США и СССР. Интересно, что ни в США, ни в СССР восторженных отзывов Spitfire не заслужил. В Великобритании Spitfire оставались на вооружении в послевоенные годы, последний боевой вылет в Малайе фоторазведчик Spitfire PR.Mk 19 из 81-й эскадрильи выполнил 1 апреля 1954 года.
<...>


Варианты Spitfire и Seafire

<...>
   Spitfire Mk V: удлинен фюзеляж под мотор Merlin 45 мощностью 1440 л.с. или 1470-сильный Merlin 50; ПТБ, бомбы, крыло F или LF, вооружение A, B и C; построено 94 Spitfire Mk VA, 3923 Spitfire Mk VB и 2447 Spitfire Mk VC
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Supermarine Spitfire Mk VA

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один 12-цилиндровый V-образный мотор Rolls-Royce Merlin 45 мощностью 1478 л. с. (1102 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 5945 м - 594 км/ч; практический потолок 11125 м; максимальная дальность 1827 км
   Масса: пустого 2267 кг; максимальная взлетная 2911 кг
   Размеры: размах крыла 11,23 м; длина 9,12 м; высота 3,02 м; площадь крыла 22,48 м2
   Вооружение: восемь 7,7-мм пулеметов Browning в крыле с боекомплектом по 350 патронов
Истребитель Spitfire Mk VC из состава коллекции был построен в 1942 году фирмой "Westland" и служил в 310-й (чешской) эскадрилье. Он снимался в нескольких фильмах, включая картину "Битва за Британию".
Spitfire LF.Mk VC - летающий экспонат, принадлежащий частному авиамузею "Shuttleworth Collection". В июле 1942-го машина поступила в 310-ю эскадрилью, сформированную из чешских летчиков-добровольцев, а свой первый полет после реставрации совершила в 1975 году.
Типичная окраска британских истребителей на европейском театре военных действий со знаками быстрой идентификации в виде светлого кольца на хвостовой части фюзеляжа и желтых передних кромок крыла
Up from Duxford during the Vintage Air Day on June 20, 1976, the Rolls-Royce Spitfire FR.XIV RM619, G-ALGT, poses with Shuttleworth’s Spitfire VC AR501, G-AWII, for AIR PORTRAITS camera.
The Shuttleworth Collection's Spitfire VC, AR501, and Gladiator, L8032, photographed from its Hawker Hind over Old Warden in October 1985.
Из 20 000 Spitfire всех модификаций, построенных с 1936 по 1948 год, более 200 уцелело до наших дней, причем около 50 машин в летном состоянии. Представленный на снимке Mk VB принадлежит RAF. Летом этот самолет принимает участие в различных авиашоу на территории Британии.
To mark the 70th anniversary of the delivery of the Supermarine Spitfire to 19(F) Squadron - the first to re-equip with the aircraft on August 4, 1938 - one of the unit's BAe Hawk T1s (XX184) has been painted in the colours originally applied to the famous fighter. A photo-shoot with a Spitfire, Hurricane and Lancaster of the Battle of Britain Memorial Flight was organised, and the images will feature in a 2009 calendar, proceeds of which will go to the special care baby unit at Bangor Hospital, the squadron's designated charity.
"Спитфайр" Mk.V
Радиаторы, установленные под крылом «Спитфайра», практически полностью находились вне профиля и не нарушали его целостность. Стойка шасси убиралась в нишу, расположенную за лонжероном таким образом, что вырез под колесо не перерезал главный силовой контур, работающий на кручение
Spitfire Mk V, поступивший на вооружение в мае 1941 года (первой его получила 92-я эскадрилья), вынес основную тяжесть боев над Ла-Маншем. На снимке машина из 222-й эскадрильи, базировавшейся в Норт-Уилде.
Этот истребитель Spitfire Mk V с отметками о семи воздушных победах (шесть из них на счету командира 501-й эскадрильи Г. Норткота) - поистине легендарная машина. Его восстановили до летного состояния в 1995 году.
Коллекция включала несколько истребителей Spitfire, в том числе версию Mk VC с кодом NX614VC (фото), которая ныне находится в американском фонде "Flying Heritage Collection".
Самолет Spitfire Mk VB (EN951) с кодировкой Зумбаха, "RF-D", и изображением утенка.
Увеличение численности Spitfire. Количество пригодных к полетам Spitfire в "Мемориальном звене битвы за Британию" увеличено до пяти за счет поступления в 1998 году LF.Mk IXE MK356. В звене также имеются оснащенный мотором Merlin вариант Mk II P7350, старейший из летающих Spitfire LF.Mk VB AB910 (фото), оснащенные моторами Griffon самолеты PR.Mk XIX PM631 и PS915.
F-15A 74-0131 is on show at the Wings of Liberty Memorial Park. Close by is a full-scale model of a Supermarine Spitfire V in the colours of 71 'Eagle' Squadron.
Ян Зумбах в кабине истребителя Spitfire Mk VB (BM144/RF-D). Все самолеты Spitfire Mk VB, на которых летал Зумбах, несли на фюзеляжах изображения мультипликационного утенка Дональда, причем известны четыре варианта этого рисунка. На снимке - утенок в первой версии (использовался с апреля 1942 года).
Воздушные фильтры Vokes, защищавшие моторы от попадания густой пыли, сильно искажали элегантные обводы истребителей Spitfire. На снимке истребители Mk VC из 417-й эскадрильи патрулируют над Западной Пустыней с открытыми из-за жары фонарями.
Spitfire Mk V BM597, left, and high-back Spitfire Mk XVI TB252 at Audley End in August 1991.