Supermarine Spitfire Mk.V
Варианты:
Supermarine - Spitfire Mk.V - 1941 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1941


Одноместный истребитель
Описание:
Spitfire Mk.V
Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии:

Ч/б фото (191)

Spitfire Mk.V

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
   - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
   - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
   - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
   - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
   - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
   - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
   - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
   - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.

Supermarine Spitfire и Seafire

<...>
   Реджинальду Митчеллу "развязали руки", и новая машина проектировалась уже без оглядки на официальную спецификацию. На чертежных досках обретал свой облик изящный самолет Type 300. Небольшой аэродинамически чистый истребитель с убираемым шасси проектировался теперь вокруг мотора Rolls-Royce PV.12 (Merlin). В крыле необычной эллиптической в плане формы разместили вооружение из восьми пулеметов, стреляющих вне диска вращения винта.
   Теперь уже министерство авиации составило спецификацию F.36/34 под самолет Type 300 и заказало постройку одного прототипа. На прототипе (K5054) установили 900-сильный мотор Rolls-Royce Merlin "C", и первый полет он выполнил 5 марта 1936 года. Сравнительно небольшие по срокам летные испытания понадобились лишь для того, чтобы формально подтвердить победу Type 300 в конкурсе на одноместный истребитель для британских ВВС. 3 июня 1936 года был заключен контракт на постройку 310 серийных машин Spitfire Mk I.
   Однако освоение истребителя в производстве шло очень медленно - первый Spitfire Mk I поступил в 19-ю эскадрилью из Даксфорда только в июле 1938 года. К сентябрю ВВС Великобритании успели получить пять новых истребителей. В дальнейшем Spitfire стал поистине массовым самолетом: построено 20334 сухопутных Spitfire и 2556 палубных Seafire.
   Универсальность и многоцелевые возможности новой машины привели к появлению маловысотных вариантов с "обрезанным" крылом (LF) и высотных - с крылом увеличенного размаха (HF). Истребители со стандартным крылом обозначались F, при этом в случае штатного вооружения из восьми пулеметов винтовочного калибра к обозначению добавлялась буква "A", вариант вооружения из двух пушек и четырех пулеметов обозначался "B", из четырех пушек - "C", из двух пушек и двух 12,7-мм пулеметов, плюс до 454 кг бомб - "E".
   На момент начала Второй мировой войны в составе британских ВВС имелось девять боеготовых эскадрилий Spitfire. Первый германский самолет, He-111, сбили Spitfire из 603-й эскадрильи 16 октября 1939 года. Это был вообще первый самолет, сбитый британскими ВВС во Второй мировой войне. В августе 1940 года, незадолго до самых ожесточенных боев периода битвы за Британию, в составе Истребительного командования британских ВВС насчитывалось 19 эскадрилий Spitfire. В декабре 1940 года Spitfire Mk II приступили к выполнению боевых вылетов над оккупированной немцами Европой по плану "Rhubarb". 7 марта 1942 года авианосец "Игл" доставил на Мальту самолеты модификации Spitfire Mk VB - тогда впервые Spitfire стали базироваться за пределами метрополии.
   Вскоре Spitfire появились на Ближнем Востоке, а в начале 1943 года - на Тихом океане. Параллельно с серийным производством велись работы по совершенствованию самолета - повышению его летных данных, усилению вооружения, а двигатели Merlin в конце войны заменили моторами Rolls-Royce Griffon.
   В годы войны Spitfire использовались не только в Великобритании и странах британского Содружества, но также в США и СССР. Интересно, что ни в США, ни в СССР восторженных отзывов Spitfire не заслужил. В Великобритании Spitfire оставались на вооружении в послевоенные годы, последний боевой вылет в Малайе фоторазведчик Spitfire PR.Mk 19 из 81-й эскадрильи выполнил 1 апреля 1954 года.
<...>


Варианты Spitfire и Seafire

<...>
   Spitfire Mk V: удлинен фюзеляж под мотор Merlin 45 мощностью 1440 л.с. или 1470-сильный Merlin 50; ПТБ, бомбы, крыло F или LF, вооружение A, B и C; построено 94 Spitfire Mk VA, 3923 Spitfire Mk VB и 2447 Spitfire Mk VC
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Supermarine Spitfire Mk VA

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один 12-цилиндровый V-образный мотор Rolls-Royce Merlin 45 мощностью 1478 л. с. (1102 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 5945 м - 594 км/ч; практический потолок 11125 м; максимальная дальность 1827 км
   Масса: пустого 2267 кг; максимальная взлетная 2911 кг
   Размеры: размах крыла 11,23 м; длина 9,12 м; высота 3,02 м; площадь крыла 22,48 м2
   Вооружение: восемь 7,7-мм пулеметов Browning в крыле с боекомплектом по 350 патронов
Mk.V
19 октября 1942 года Spitfire Mk VC (EE627) c двигателем Merlin 46 поступил в 602-ю эскадрилью. 29 ноября его перевели в 29-ю эскадрилью, а затем использовали в частях боевой подготовки. Уцелев во время войны, он был списан 5 июня 1945 года. С появлением новых модификаций многие сохранившиеся Mk V передавались в учебно-тренировочные авиачасти.
Spitfire VB BM252 Bombay City was named while serving with No 132 Bombay Gift Squadron in 1942.
"Спитфайр" V из состава 72-й эскадрильи зимой 1941-42гг.
Первая фотография вооруженного четырьмя пушками "Спитфайра", сделанная в ... США!
The author, second from right, strides out to test another production Spitfire at Castle Bromwich. Spitfire V EP707 is seen being readied for flight.
A Castle Bromwich Spitfire takes off from the factory flight shed towing strip with compass base and "pig-farm" in the background near the trees.
Another photograph showing a Spitfire taking off from the Castle Bromwich factory flight shed towing strip.
Supermarine Spitfire VC AR501.
Spitfire V AB910 photographed at Bex, Switzerland, by E. GANDET.
Последним истребителем Spitfire, на котором летал Куилл, стал вариант Mk V (AB910). На фотографии - этот самолет с маркировкой того времени. Изначально машина поступила на вооружение 222-й эскадрильи, затем ее доработали и присвоили регистрацию G-AISU, после чего она эксплуатировалась Мемориальным звеном британских ВВС.
Построенный как Spitfire Mk I и позднее доработанный до стандарта Mk VB, самолет R6923 был сбит 22 июня 1941 года немецким истребителем Bf 109. По своим летным характеристикам Spitfire на протяжении большей части войны находился на одном уровне с Bf 109, поэтому мастерство пилота часто становилось решающим фактором в воздушном бою.
The author flew Spitfire Vs with the Fighter Affiliation Unit at Langar and Swinderby. A VB is shown here.
Один из первых построенных Spitfire Mk VB (R6923/QJ-S) был переделан из Mk IB и в начале 1941 года вошел в состав 92-й эскадрильи, которая принимала активное участие в боевых действиях.
На небольших высотах Spitfire Mk VB (на снимке) с двигателем Merlin 45, 46 или 50 действовал так же хорошо, как и Mk IX. На снимке хорошо видны 20-мм пушки.
Эллиптическое крыло Spitfire казалось шедевром эстетики и инженерной мысли. Его конструкция сохранялась неизменной, пока в 1942 году не начались работы над крылом самолета Mk 21.
Spitfire VB EN821 of 243 Squadron. Powered by the Rolls-Royce Merlin 45, the Spitfire VB was armed with two 20mm guns and four 0.303in guns and entered RAF service early in 1941.
"Спитфайр" из состава 243-й эскадрильи, переброшенной в декабре 1942г. в Северную Африку
A clipped-wing Spitfire VB attached to the Air Fighting Development Unit, showing an unusual application of the unit’s code letters "AF".
The Battle of Britain Flight’s Spitfire V AB910, on our inside front cover, was photographed by PETER M. WARREN in November 1969, when Wg Cdr George Black was having a final flip before leaving the Flight, then based at Coltishall.
To allow the Spitfire VC to reach Malta from Gibraltar, a distance of 1,100 mis (1 770 km), the outsize 170-Imp gal (773-l) drop tank was developed; a larger oil tank had to befitted, deepening the nose cowling.
Sgt Smith about to head for France in a 602 Squadron Spitfire VB at Kenley in 1942. The unit returned to Scotland that summer, after a year based in South-east England.
Acting Flight Lieutenant Ivan 'Duke' Du Monceau de Bergendal standing on the wing of his personal Spitfire VB EN974 'MN-X' in late August 1942. His second victory still awaits confirmation.
Spitfire F.5 R7275, was the second aircraft donated by the Bombay Gymkhana Club to the R.A.F. This aircraft operated by No. 54 Squadron was lost in action over the Channel on 4th June 1941.
The Governor of Bermuda, Viscount Knollys, tries out the cockpit of Spitfire Vb SH-F 'Spithead Billy', probably at Hornchurch, April 1943.
The total strength of the Castle Bromwich test department, excluding the wooden tool box, at the time of the Battle of Britain. The author, in white flying suit, is seated on the wing of the Spitfire.
Amongst this group of 167 Squadron personnel is the author, fourth from the right. The aircraft is a Spitfire Mk VB.
In this group photograph of 167 Squadron personnel the author can be seen standing second from left.
A clipped-wing Spitfire VB with the Aboukir tropical filter.
This Spitfire V forced-landed at Southam, Warwickshire in February 1942, flown by an ATA pilot. The serial number is BL97? (the last figure being either a 3 or a 5). Southam was a relief landing ground for 9 EFTS's Tiger Moths at nearby Ansty. It was active from 1940 until December 1944, when it was transferred to the Ministry of Works.
No.350 (Belgian) Squadron's 'MN-Y' in flight in 1942, with 'Duke' at the controls.
During the middle years of the war 118 flew the cannon-armed Spitfire Vb and gained most of its ‘kills’ during offensive operations with this Mark
The clipped-wing Spitfire VB (AA937 of the Air Fighting Development unit illustrated) figured largely in 1941/2 "rhubarbs”.
"Спитфайр" V, сфотографированный буквально за день до того, как британская 121-я эскадрилья стала американской 4-й истребительной группой в сентябре 1942г.
The enemy - Spitfire V BM590, coded “AV-R” and named Olga, served with No 121 (Eagle) Sqn, manned by American volunteers, which participated in Operation Jubilee in August 1942. By the end of the year, however, the squadron’s aircraft and personnel had been transferred to the USAAF to become the 335th Fighter Squadron of the 4th Fighter Group.
Spitfire VB AD185 of 19 Squadron was one of six "rear cover" aircraft which came out to meet the three returning Beauforts and the twelve 152 Squadron Spitfires. The pilot is Sgt Sokol.
Из-за постоянного совершенствования самолета, чтобы не отставать от немецких машин, множество Spitfire на протяжении всей войны принимали участие в различных испытаниях. В начале ноября 1942 года самолет Spitfire Mk VB (AA937) использовался для оценки преимуществ, даваемых установкой крыла с укороченными законцовками.
"Спитфайр" Mk.VLF
"Спитфайр" LF VB в полете
На зтих снимках хорошо видна разница между различными типами крыльев, устанавливавшихся на Spitfire. Самолет на верхнем снимке имеет крыло с обычными эллиптическими законцовками, а у машины справа законцовки срезаны . На самолетах модификации LF.Mk V устанавливались крыло с укороченными законцовками и двигатели Merlin серии М, но на многих других машинах, доработанных в полевых условиях, использовалось крыло укороченного размаха без установки специального мотора. Самолет на верхнем снимке оборудован также подфюзеляжным топливным баком и фильтром Vokes в носовой части фюзеляжа. Эта машина в 1942 году активно использовалась в Воском Даун для испытании огромного 773-литрового перегоночного подвесного топливного бака.
The view from the right-hand seat of Mosquito T Mk 3 RR299 on July 29, 1984 en route for the air display at Old Warden and in formation with a Spitfire, Hurricane and Lancaster of the Battle of Britain Memorial Flight.
Бомбардировщик "Ланкастер" и истребитель "Спитфайр"
Three Supermarine Spitfire Mk VB's of No 152 Squadron, RAF.
Группа "Спитфайров" VB из 243-й эскадрильи над Англией, 1942г.
Командир 244-го авиакрыла уинг-коммандер Иэн (Ян) Глид ведет звено истребителей 601-й эскадрильи, которую на Мальту в апреле 1942 года доставил авианосец «Уосп». Глид одержал 13 побед, но погиб в апреле 1943 года - в тот момент он пилотировал изображенный самолет (Spitfire Mk VB AB502). Хорошо виден личный код «IR-G».
Звено "пятерок" над Англией
Six of “The Few” pictured together, perhaps for the only time. They are stationed at RAF Coltishall and make up the Battle of Britain Flight.
A section of 81 Squadron's Spitfire VBs climbing out from Hornchurch in June 1942.
81-я эскадрилья, оснащенная Spitfire Mk VB, вошла в состав крыла "Hornchurch" и в течение лета 1941 года активно участвовала в воздушных сражениях над Францией.
Percival flying the Beaufort II, with the author in the nose, together with three 152 Squadron Spitfires. The formation of three Beauforts and twelve Spitfires had just left the English coast.
Spitfires G-FIRE (Mk. XIVe), AR213 (Ia), P7350 (IIa), PM631 (PR19), AB910 (Vb) and RM689 (XIV) pay tribute to the late Sir Douglas Bader in a “missing man” formation at the Greenham Common Air Tattoo on July 23-24, 1983.
Spitfires G-FIRE (Mk. XIVe), AR213 (Ia), P7350 (IIa), PM631 (PR19), AB910 (Vb) and RM689 (XIV), plus BoBMF Hurricanes PZ865 and LF363 are lined up.
By 1942, the Spitfire VB was in large scale service with fighter squadrons in the UK. (Photo) A line-up of standard Mk VBs of No 131 Squadron, part of the Tangmere Wing, in June 1942 at Merston; note the old-style roundels on the aircraft nearest the camera.
Для поддержки операций партизан в Югославии союзники собрали в Италии крупную авиационную группировку. На снимке Spitfire и Hurricane, собранные для ремонта в 110-м подразделении технического обслуживания в итальянском Бриндизи. Американские самолеты представлены истребителями P-38 и P-47 из 15 ВВС (справа в центре). На заднем плане видны Halifax и Lysander из 148-й (специальной) эскадрильи RAF.
An R.A.F. maintenance base in Southern Italy. Aircraft wearing the colours of the R.A.F., U.S.A.A.F. and the co-belligerent Italian Air Force are seen in the picture.
Пара Tempest Mk V, имеющие "полосы вторжения" (для участников высадки в Нормандии), уходят на боевое задание в Северную Францию. Самолет на малых и средних высотах превосходил Bf 109G и Fw 190A.
Tempests of No 3 Sqn, wearing full Invasion stripes, taking off on patrol from Newchurch in June 1944. Spitfire Vs of 56 Sqn are visible in the background.
Following the reference to the high-altitude Spitfire VC in the "Warbirds" article, March issue at page 135, Andrew Thomas has provided this photograph of the aircraft in question, BR114, showing the four-blade Rotol propeller and the sealing and rubbing-down of panel joints, etc.
Spitfire Vc EP689/UF-X of No 601 Squadron at Gerbini on August 30, 1943. Note the winged sword badge of 601 Squadron above the fin flash, clipped wing tips, and Aboukir filter.
Believed to be SN-B of No 243 Squadron, Spitfire Mk Vc JK446 was a Castle Bromwich-built batch ordered as Mk Vbs in January 1942. Seen at Catania, Sicily on November 7, 1943, the aircraft has red and blue national insignia applied, apparently, over Type C.I. fuselage roundels and equivalent fin flash.
By the time Supermarine Spitfire Mk V JK446/GN-B of No 249 Sqn was photographed at Catania, Sicily, in late 1943, the type had lost the Vokes chin-mounted tropical filter fitted for action in North Africa, and was being used in the close-support role.
A tropicalised Supermarine Spitfire Vb, AB328. By the end of August 1942 three squadrons of Mk V Spitfires were operating in the Western Desert. The Mk Vb was armed with two 20mm guns and four 0-303in guns.
The Battle of Britain Memorial Flight's Spitfire VB AB910 has been repainted after a three year rebuild and now represents XT-M of 603 City of Edinburgh Squadron. It is seen here immediately after delivery to RAF Coningsby on October 23, 1981.
AA873 was the first Mk.V with 'C' wing, and later became one of the earliest Mk.Vs converted to Mk.IX at Hucknall. These photos show the Spitfire in the original form, during 'C' wing trials at Boscombe Down in early 1942. Note the heaviest weapon combination of four 20mm cannon. Typical features of those Supermarine-built Mk.VCs allocated for conversion to Mk.IX standard by Rolls-Royce included the short-spinner de Havilland propeller and the later style windscreen with integral bullet-proof panel. The upper engine cowling features the standard assortment of tiny tear-drop shaped fairings near the rearmost exhaust stack. Note also the standard positions in which the serial and the fuselage roundel were applied by Supermarine. Curiously, this Spitfire (as shown) was fitted with the wire aerial between the mast and the rudder, normally used with the HF radio. From the end of the Battle of Britain on, Fighter Command aircraft used VHF radio sets that required no such wire aerial. Following conversion to Mk.IX standard, AA873 was allocated to 64 Squadron for operational trials in June 1942, after which the Spitfire was returned to Rolls-Royce in July, and spent the rest of her life as a test machine
Two views of a 602 Squadron Spitfire VB taken at RAF Kenley in 1942. The aircraft was flown by B Flight.
С подвесным топливным баком и еще 132 л топлива в дополнительном заднем баке в фюзеляже самолет BR202 имел дальность полета 2334 км на высоте 4572 м. Успех этой доработки привел к тому, что 17 самолетов со снятым вооружением совершили беспосадочный перелет из Британии через Гибралтар на Мальту. Хотя один из самолетов был потерян, оставшиеся 16 машин, вновь получившие вооружение, были готовы к боевым действиям задолго до прибытия их собратьев, отправленных по морю.
Dispersed with EP688 at Gerbini on August 30, 1943, was this Spitfire Mk Vb, WR-Z, of No 40 Squadron SAAF. Both aircraft have the red roundel centres over-painted orange, as usual with SAAF aircraft.
521 Squadron Gladiator and Spitfire.
A well-known shot of 152 Squadron Spitfire IXs and Vs at an Italian airfield in 1943. Note the distinctively dark appearance of the bottom colour on these aircraft. MA454 'UM-V' in the foreground had the early type tailplane/elevator, but the later, single-blister cannon covers. 'UM-Q', further down the line, was one of the first CBAF-built Mk.IXs (JL100 range), and featured the large double-blister covers. It is noteworthy that the camouflage colours on 'UM-Z' (at far left, serial also in MAxxx range) appear transposed.
Строй мемориальной эскадрильи "Спитфайров"
Раритет британской авиации: "Спитфайр" Mk V
Richard captured the purposeful essence of the Spitfire - even when on the ground - with this picture of Mk VC AR501 masquerading as “N3317/DO-H”, complete with Squadron Leader’s pennant beneath the windscreen.
Australy
"Спитфайр" VB из 452-й (австралийской) эскадрильи, Редхилл, апрель 1941г.
"Спитфайр" одной из двух австралийских эскадрилий на территории Великобритании
At Parafield, South Australia, the restoration of Langdon Badger’s Spitfire VC, LE853/UP-O of 79 Squadron RAAF, is almost complete.
Poland
"Спитфайр" из польской эскадрильи
Месса польских пилотов - икона Божьей Матери между двумя "Спитфайрами"
Скальски (в центре) среди польских пилотов 306-й эскадрильи у «Спитфайра» Mk.V. Зима 1942 г.
"Спитфайр" VB сержанта Янкевича, погибшего во время операции "Родео 51"
Flying Officer Tadeusz Koc stands beside Spitfire Mk VB AD308, one of the first to be delivered to No 317 (“Wileriski”) Sqn, in October 1941. It was this aircraft, along with Westland-built Spitfire Mk VB AR279, that encountered G-AGDR on the latter’s fateful return flight from Cairo in the early hours of February 15, 1942.
Flt Sgt Brzeski
"Пятерка" из состава 317-й эскадрильи под атакой чаек
"Спитфайры" VB из 315-й польской эскадрильи сопровождают самолет генерала Казимира Сосновского. На переднем плане самолет флайт-офицера Главчинского
"Спитфайр" VB из состава 302-й эскадрильи Стефана Виторженка перед вылетом на Дьепп, 1942г.
В своей "пятерке" Ян Зумбах, имевший 12 побед
Командуя 317-й (польской) авиаэскадрильей, Скальский обычно летал на Spitfire Mk VB BM131/ JH-Q. Во время операции "Jubilee" он выполнил три боевых вылета над оккупированной Францией. Скальский командовал 317-й эскадрильей с 6 мая по 1 ноября 1942 года.
USA
"Спитфайр" в составе американского флота
A Supermarine Spitfire VB with clipped wings as supplied to the U.S.A.A.F. in the British Isles for training purposes.
"Пятерки" из состава американской 12-й и 109-й эскадрилий тактических разведчиков в Европе
29 сенятбря 1942г. Официальный подъем американского флага вновь сформированной 4-й истребительной авиагруппы
Над Ла-Маншем патрулирует американский ас Фрэнк Хилл
"Спитфайр" из состава 31-й истребительной группы, участвовавшей в рейде на Дьепп
A Spitfire VB serving with the USAAF’s 496th Fighter Training Group at Goxhill in 1944.
Капитан Дон Вильямс - доброволец четырех ВВС (финских, норвежских, британских, американских)!
Харрисон Тинг первую победу одержал на "Спитфайре", хотя прославился как ас Корейской войны
В кабине "пятерки" майор Харрисон Тинг из 309-й эскадрильи 31-й группы
Russia
"Спитфайры", готовые для передачи советским представителям
Английский механик рисует красную звезду на борту "Спитфайра"
Готовые к поставке в СССР по ленд-лизу истребители Spitfire Mk VB, Абадан, Иран, 1943 год. Британия послала в СССР 2952 истребителя Hurricane, 143 Spitfire MkVB и 1188 Spitfire Mk IX. Далеко не все они дошли до места назначения.
Истребители "Спитфайр" VB проходят подготовку к передаче Советскому Союзу в Шуайбе (Ирак)
Самое большое число Spitfire, около 1300 самолетов, были поставлены СССР в основном через Иран (Ирак ???). Информация об их использовании советскими ВВС довольно отрывочна.
Пристрелка вооружения "Спитфайра"
"Спитфайр" VB, переданный советским представителям 11 января 1943г. предположительно в состав 57-го гиап
Spitfire VB EP210 '538' in the markings of a Guards unit - note the Guards emblem on the fin. Judging by the fact that the Spitfire still carries its RAF serial and the black-outlined red star as applied by the British (both looking fairly fresh), this seems to be an early photo, probably from the 57th Guards Fighter Air Regiment (57 GIAP) which used the type between February and June 1943 during the fighting in the Kuban Peninsula.
"Спитфайр" VB, переданный Советскому Союзу 1 марта 1943г.
"Спитфайр" VB с радиополукомпасом РПК-10М
"Спитфайр" на крейсере "Молотов", 1947г.
Облегченный "Спитфайр" VB на катапульте крейсера "Молотов" после войны, Черноморский флот
France
"Спитфайры" 340-й эскадрильи "Свободная Франция" готовятся к полету
"Пятерки" из эскадрильи "Свободной Франции"
"Спитфайр" одного из "сражающихся свободных французов", в гости к которому пришли французские моряки.
Czechoslovakia
"Пятерка" в составе эскадрильи с чехословацкими пилотами
Чехословацкие пилоты у своих "Спитфайров" из состава 310-й эскадрильи
Пристрелка "чешского" "Спитфайра"
Yugoslavia
Югославский "Спитфайр" Vc
Югославия получила Spitfire Mk V и IX в июне 1945 года вместе с персоналом расформированной 352-й (югославской) эскадрильи RAF. Эти самолеты оставались на вооружении до 1952 года.
A Supermarine Spitfire VCs of a squadron of the Yugoslav Air Force (Yugoslav-manned No 352 Squadron) which served with the Balkan Air Force in Italy in 1944.
Первыми югославскими боевыми самолетами были Spitfire из 352-й (Y) эскадрильи RAF. Снимок сделан перед первым боевым вылетом 18 августа 1944 года из Канн в Италии. Spitfire и Mustang Балканских ВВС были основными истребителями-бомбардировщиками на этом ТВД.
With the craggy terrain of the island as a backdrop, personnel of the RAF’s No 352 (Yugoslav) Sqn line up alongside the unit’s Supermarine Spitfire Mk VCs during a parade to mark the occasion of the squadron’s permanent move to Vis in January 1945. Other visitors to the busy emergency airfield include a pair of Consolidated B-24s, a Boeing B-17, a Lockheed F-5 Lightning and a Martin Baltimore.
Spitfires and B-24s lined up alongside each other at Vis in January 1945. Neither Spitfire MH583 nor B-24 42-78274 was to survive the next four weeks; the former taxied into a Bell P-39 Airacobra on Vis on February 17 and the bomber, named Cocky Crew!, was lost in a landing accident at its home base at Castellucia in Italy on February 7.
Norway
"Пятерка" 331-й эскадрильи (норвежской)
In January 1942, the second Norwegian fighter squadron, No 332 Sqn, was formed in Britain and operated Spitfires with the RAF.
Норвежские "Спитфайры" на аэродроме
Подготовка "норвежца" к вылету
Осмотр дополнительных подфюзеляжных топливных баков
Подготовка к вылету "норвежской" "пятерки"
Portugal
The 26th Spitfire Vb received in 1943 was pictured at Ota still without the‘MR-’codes.
General view of a parking area at Ota in 1946. In the foreground, can be seen a batch of Spitfire LF.Vbs still without serials and squadron codes. In the background are the aircraft of ‘MR-’ squadron.
Other
Подготовка к вылету "пятерки" из 485-й новозеландской эскадрильи в Рэдхилле, август 1941г.
Индийский "Спитфайр"
"Бельгийская" "пятерка"
Единственный исландский пилот, воевавший в составе британских ВВС на "Спитфайре"
Итальянский "Спитфайр"
Civil
Spitfire VB G-AISU, formerly AB910, was built in 1942 and was civilianised for Air Commodore Allen Wheeler in 1947. In May 1950 ’SU was fitted with a Rolls-Royce Merlin 55M engine and 15 years later the aircraft was presented to what was then the Coltishall Historic Aircraft Flight. It is still airworthy today and flies with the Battle of Britain Memorial Flight based at RAF Coningsby.
D.B. Minterne’s splendid air-to-air photograph of Air Commodore Wheeler’s Spitfire G-AISU, taken from a Lancaster in July 1949.
 
Supermarine Spitfire VCs under construction.
Замена двигателя на "Спитфайре" V. Обратите внимание на подкрыльевой маслорадиатор круглого сечения
Обслуживание "Спитфайра"
Демонтаж пушки "Испано-Сюиза"
Mk.V Trop
Spitfire VA prototype (X4922) with the Vokes tropical filter and a wooden mock-up of the belly tank.
Spitfire Vc BR390/ZX-N of No 145 Squadron at El Kabrit, December 19, 1942. Note caps over cannon barrels and individual aircraft letter under the spinner. Code letters were red with white outlines.
One of a large number of Mk Vbs ordered from the Castle Bromwich factory on January 1, 1942, JK779, was, in common with most of the batch, delivered as a tropicalised Mk Vc. It is seen here at El Kabrit on January 15, 1943.
Spitfire Mk VC JK835 was part of a batch of aircraft delivered to the RAF between December 1942 and April 1943. It is seen here at Almaza airport, Cairo, in 1946 while in service with the Royal Egyptian Air Force Weather Flight. This aircraft was struck off charge in April 1947.
"Спитфайр" VB/Trop с подфюзеляжным топливным баком
По мере продвижения по территории Италии британские ВВС стали все чаще использовать аэродромы итальянских ВВС. На снимке - Spitfire Mk VC из 43-й эскадрильи в Комизо, Сицилия, август 1943г.
Supermarine Spitfire VC at a Sicilian airfield in 1943.
"Желтый 14" - вооруженный 20-мм пушкой Bf 109G-6/R6 Trop из 53-й истребительной эскадры, брошенный на аэродроме Комизо, Сицилия, лето 1943 года. На переднем плане - Spitfire Mk VC.
"Спитфайр" Mk.VC/trop на одном из мальтийских аэродромов в капонире из пустых канистр, заполненных песком. Лето 1942г.
Дозаправка "Спитфайра" на Мальте
Из-за наличия противопылевого фильтра "Вокс" "тропические" "Спитфайры" заметно проигрывали в скоростных характеристиках немецким Bf109F, что вынуждало механиков снимать две из четырех 20-мм пушек HS404 с модификации Mk.VC/trop, устанавливая вместо них четыре пулемета "Браунинг" FN.
"Спитфайры" с тропическими фильтрами на о.Мальта
The reinforcement of Malta's defences in 1942 brought the first operational deployment of Spitfires outside of the UK. Shown here are tropicalised Spitfire VCs, with four-cannon armament, being loaded aboard the USS Wasp
19 апреля 1942 года авианосец ВМС США "Уосп" в рамках операции "Calendar" доставил на Мальту 47 истребителей Spitfire Mk VC. На авианосце также находилась 77-я истребительная эскадрилья, вооруженная истребителями F4F-3.
"Спитфайры" готовятся к взлету с палубы британского авианосца. Средиземное море, весна-лето 1942г.
"Спитфайр" VB стартует с палубы авианосца "Игл" в марте 1942г. во время операции "Пикет I"
The reinforcement of Malta's defences in 1942 brought the first operational deployment of Spitfires outside of the UK. Shown here are tropicalised Spitfire VCs, with four-cannon armament, flying off the USS Wasp some 600-odd mis (about 1 000 km) from Malta.
Первыми британскими самолетами, приземлившимися в Греции, стали "Спитфайры" 32-й эскадрильи
В мае 1942 года 126-ю эскадрилью перевооружили истребителями Spitfire и передислоцировали из Та-Кали в Лугу. На снимке: один из Spitfire Mk VB из 126-й эскадрильи выруливает на старт грунтового аэродрома Луга.
Действовавшие в Северной Африке и Италии Spitfire Mk V оснащались фильтрами. На фотографии - Mk Vc из 2-й эскадрильи ВВС ЮАР с подвешенной 227-кг бомбой.
Истребители Spitfire Mk VC из 2-й эскадрильи ВВС ЮАР направляются для удара по объекту на реке Сангро в Восточной Италии. Каждый несет 114-кг бомбу под фюзеляжем.
Each armed with a single 250lb bomb, a flight of Spitfire Mk VCs of of No 2 Sqn SAAF, part of No 7 Wing SAAF, heads out for another close-support mission in Italy. Although fast and agile, the Spitfire was less than ideal as a dive-bomber.
"Спитфайр" Mk.VC/trop получили более мощные двигатели, остроносые коки винтов и весьма компактные противопылевые фильтры "Абукир", что позволило этим истребителям практически сравняться по скоростным данным с имевшимися у противника Bf109F-4 и MC.202.
"Спитфайры" из 601-й эскадрильи с противопылевыми фильтрами "Абукир"
USA
Spitfire Mk Vc, - believed to be ES361 of the 307th Fighter Squadron, 31st Fighter Group, 12th Air Force, at Ponte Olivio, Sicily, on August 16, 1943.
Supermarine Spitfire VC (Trop) ES317, MX-F, seen here at Ponte Olivo airfield on Sicily in August 1943, served with the 307th FS, 31st FG, during the air operations over Sidi Bou Zid six months previously.
"Спитфайр" V из состава 308-й эскадрильи в Тунисе. Март 1943г.
Supermarine Spitfire VC/Trop ES306, coded HL-D, of the 308th Fighter Squadron (FS), 31st Fighter Group (FG) at Thelepte in March 1943, shortly after the air war over Sidi Bou Zid. The Spitfire VC was armed with two Hispano 20mm cannon of 120 rounds each, mounted in the wings inboard of four Browning 0-303in machine-guns.
Sporting the stars and stripes of the American flag as well as the standard star roundel with yellow border worn by USAAF Spitfires in North Africa, Mk VB (Trop) WZ-H, possibly ER926, of the 309th FS, 31st FG, awaits another sortie in 1943. The tropicalisation of a Spitfire for desert use incorporated a cumbersome Vokes air filter for the carburettor air intake and modifications to the cowlings.
Истребитель «Спитфайр» Mk.Vb - самолет, на котором Дон Джентиль начал воевать уже в составе ВВС США
Учебная "пятерка" из состава 15-й разведэскадрильи в Тунисе
An unknown serviceman poses beside Spitfire VB/Trop WZ-X of the 309th FS, which bears the name Beverly the Second alongside a circular insignia depicting a running skeleton and the legend “The Phantom” beneath the cockpit. The 309th traded its Spitfires for the longer-range Mustang in late March - early April 1944.
Captain James A. Isbell Jr of the 309th FS flew four missions in his Spitfire VB during the air fighting over the battlefield at Sidi Bou Zid on February 15. Isbell was awarded the DFC the following month.
Lieutenant Len Brown of the 309th FS poses for a photograph beside Spitfire WZ-C. Brown flew two missions on February 14 as wingman to the unit’s CO, Maj Harrison Thyng.
Джентиль у своего «Спитфайра»
Lt Berry Chandler of the 309th FS, 31st FG, was credited with damaging a Bf 109 of JG 77 during the latter’s attack on Thelepte No 1 on February 15.
Seated here in the cockpit of his WZ-coded 309th FS, 31st FG Spitfire, Lt Charles E. Wilson undertook three missions during the action over Sidi Bou Zid on February 14, 1943. The unit flew its Spitfires throughout the Tunisian and subsequent Italian campaign until the spring of 1944, when it was re-equipped with P-51 Mustangs.
Американские "пятерки", снятые с вооружения
"Пятерки" из 52-й группы использовались в качестве пикировщиков для ударов с Сицилии по целям на Корсике
"Спитфайры" взлетают с пустынного аэродрома
"Спитфайр" Mk.V/Trop из состава американской 52-й истребительной группы на Средиземном море над Северной Африкой
"Спитфайр" VC над Средиземным морем
Turkey
Турция сохраняла нейтралитет до марта 1945 года, когда она объявила войну Германии. Незадолго до этого она получила Mk V, дополнительные самолеты были поставлены уже после войны.
Спитфайр Mk.V
A lineup of Turkish Spitfire IXs (nearest camera) and Vs is shown above.
Greece
"Пятерки" 335-й греческой эскадрильи на аэродроме Хассани
A line-up of tropicalised Spitfire VBs in service with the Greek Air Force in 1945.
Греческий премьер-министр Папандреу обходит линейку машин 335-й и 336-й эскадрилий
Подвеска 250-фунтовых бомб под "Спитфайры" греческих ВВС
Egypt
Plt Officer Shalabi al-Hinnawi (right) and some of his colleagues with one of the REAF's battered Spitfire Vcs, probably at al-Arish in October 1948.
Plt Off Shalabi al-Hinnawi pictured in one of the battered Spitfire Vs at al-Arish, probably in October 1948.
A Dakota and a Spitfire over Tel Aviv. This photo is often said to illustrate an Israeli fighter in the process of shooting down an Egyptian bomber. In reality it almost certainly shows the REAF 'bomber' with one of the pair of escorting Spitfires.
Some of the Spitfire VBs with tropical filters supplied to Egypt at Almaza in 1946. The aircraft in the foreground (serial number Arabic 602; European ER602) flew at least seven missions during that conflict.