Мировая Авиация 107
-
Штурмовик A-4E Skyhawk. Этот Skyhawk с маркировками эскадрильи VA-72 "Blue Hawks" в мае 1965 года базировался на авианосце "Индепенденс" в Южно-Китайском море. VA-72 стала первой частью ВМФ США, применившей этот самолет в бою.
Штурмовик Skyhawk стал главным ударным компонентом авиации КМП США во Вьетнаме. Этот груженый бомбами Snakeye самолет A-4E из эскадрильи VMA-211 вылетает в 1967 году из Чу-Лэя для бомбардировки огневых позиций армии ДРВ.
Оборудование SATS позволяло действовать в Южном Вьетнаме с крошечных ВПП, таких как этот аэродром в Чу-Лае, с полным боекомплектом и малым временем подлета к цели для поддержки морских пехотинцев.
Морские пехотинцы подвешивают 340-кг бомбы M117 на A-4E из эскадрильи VMA-121 в Чу-Лае в 1967 году. К концу войны авиация КМП США потеряла 101 штурмовик A-4, что составило примерно 36% от общего объема его боевых потерь.
С вводом в строй усовершенствованных штурмовиков A-6 и A-7 и расширением применения истребителей-бомбардировщиков F-4 в качестве ударных самолетов штурмовики А-4 начали отходить на второй план. Но в начале вьетнамской войны ВМФ США при нанесении ударов в основном применял Skyhawk - такие как этот базировавшийся на авианосце "Интрепид" штурмовик A-4C из эскадрильи VA-34.
Штурмовики A-4E из эскадрильи VA-72 дважды воевали во Вьетнаме: с мая по декабрь 1965 года они действовали с палубы авианосца "Индепенденс", а с июня 1966 по февраль 1967 года - с авианосца "Франклин Д. Рузвельт".
Типичными целями для штурмовиков A-4 ВМФ США были районы сосредоточения войск, топливные склады и казармы. "Горбатый" вариант A-4F бфл более универсальным, так как мог применять УР AGM-45 Shrike для борьбы с РЛС.
Самолет B-2 ввел авиацию США в новую эру военных технологий. Он стал исключительно масштабным предприятием, чья реальная ценность стала предметом жарких дебатов в Сенате и Белом Доме.
На авиабазе Эдвардс рядом с AV-6 стоит оригинальный самолет N-9MB - один из первых летательных аппаратов фирмы "Northrop", созданных по схеме "летающее крыло". В ноябре 1994 года его восстановили до летного состояния по случаю 50-й годовщины первого полета.
Самолет "Spirit of Missouri" стал первым боеготовым бомбардировщиком B-2. На этом снимке он показан при посадке на авиабазу Уайтмэн. Разработку B-2 осложняло множество проблем. Непростой задачей стала тщательная проверка соблюдения каждым сотрудником режима секретности. Это увеличило стоимость программы примерно на 10-15%.
Самолет B-2 создавался как самый совершенный бомбардировщик в мире, предназначенный для битв Третьей мировой войны с Советским Союзом. Его конструкция и возможности раздвинули границы аэрокосмических технологий в областях, которые так и останутся секретными еще много лет.
Одна из ранних моделей ATB фирмы "Northrop" дает некоторое представление об изменениях, которым подвергся этот проект в процессе конструирования. Хотя решение по "зубчатой" форме летающего крыла было принято относительно быстро, дальнейшие усовершенствования отняли много времени. У этой модели в задней части стоят наклоненные внутрь кили, отсутствующие в окончательной конфигурации.
46 самолетов Beaver AL.Mk l служили в авиакорпусе британской Армии. Одна машина летает до сих пор.
de Havilland Canada DHC-2 Beaver
Этот F-15C неплохо смотрится в свежей окраске. Эмблемы эскадрильи отсутствуют, то есть самолет либо направляется в новую часть, либо только что прибыл к своим новым владельцам. С принятием в 2005 году планов по перестройке и закрытию авиабаз структура частей ВВС США резко изменилась. Некоторые из них были расформированы, другие, наоборот, получили истребители Eagle. Была создана одна новая эскадрилья Eagle, однако количество F-15 продолжает постепенно сокращаться.
Первое истребительное авиакрыло ВВС США было развернуто в Саудовской Аравии через 24 часа после вторжения Ирака в Кувейт в августе 1990 года. Этот истребитель Eagle из Лэнгли запускает ракету AIM-7M Sparrow. Ракеты такого типа интенсивно применялись в операции "Буря в пустыне".
Истребитель F-15C из 390-й эскадрильи "Wild Boars" с авиабазы Маунтин-Хоум, штат Айдахо, окрашен пятнами светло-серых тонов поверх основного средне-серого цвета. Это была последняя авиачасть, получившая машины F-15C после начала перевооружения ВВС США на многоцелевые F-15E Strike Eagle. В мае 2010 года в связи с реорганизацией технического обслуживания и обеспечения эскадрилья сдала свои перехватчики и получила F-15E. В составе подразделения "The Gunfighters" самолеты Eagle эскадрильи "Wild Boars" одно время были главным компонентом концепции "нового смешанного авиакрыла"(366 AEW), готового к развертыванию в любой горячей точке мира.
Истребитель Eagle сильно возвышается над уровнем земли. Пилот обычно поднимается в кабину по внешней приставной лестнице вместо иногда используемой встроенной складной стремянки. Осуществляющие дежурство в рамках операции "Noble Eagle" самолеты ПВО могут взлететь через считанные минуты после подачи сигнала тревоги.
В заостренном носовом обтекателе истребителя Eagle стоит прицельная РЛС APG-63(V)I. Ее антенна перемещается с помощью гидравлики, которая иногда подтекает, приводя к так называемому "насморку" носового обтекателя. ВВС США планируют оснастить свои Golden Eagle радарами APG-63(V)3 AESA с фазированной антенной решеткой.
F-15C готовится к ночному полету, пилот увеличил яркость красных бортовых огней предотвращения столкновений. Пилоты Eagle тренируются в учебных боях в очках ночного видения, но недостаток восприятия глубины, предоставляемый этими нашлемными очками, в сочетании с высокими перегрузками и громадными скоростями сближения, делают весьма трудновыполнимыми даже самые обычные маневры истребителя. Но пилоты Eagle продолжают постоянно совершенствовать свои навыки борьбы с врагом под покровом темноты.
Истребители F-15 сбили в боях, по крайней мере, восемь самолетов МиГ-23. В свое время МиГ-23 считался хорошей машиной, но к началу 1990-х годов перехватчик F-15 с ракетами JHMCS, AIM-9X и AMRAAM превзошел его по многим показателям.
F-15 Eagle. 26 января 1991 года капитан Тони Шайави сбил иракский истребитель МиГ-23. Шайави служил в 58-й истребительной эскадрилье 33-го тактического авиакрыла ВВС США, которую в августе 1990 года разместили на авиабазе Кинг-Фейсал, Саудовская Аравия, для участия в операции "Щит пустыни". 58-я эскадрилья "Gorillas" накануне боевых действий получила модифицированные по программе MSIP новейшие истребители F-15C Eagle. Шайави открыл счет боевых побед на самолете с бортовым кодом AF85-0104. Спикировав на скорости М=1,2 на низколетящую иракскую машину, он выпустил две ракеты AIM-7 Sparrow для надежного поражения цели, пересекавшей его курс. Ракета Sparrow создавалась именно для таких задач. Пилот МиГа увидел инверсионный след, но среагировал слишком поздно. Первая же ракета Шайави поразила цель. После войны этот Eagle вернулся на авиабазу Эглин с отметкой о сбитой иракской машине. С 2009 года самолет находится в 44-й эскадрилье 18-го авиакрыла, авиабаза Кадена, Япония.
F-15 Eagle
Наряду с перехватчиками Starfighter Тайвань получил истребители F-86F Sabre для замены устаревших машин F-47 и F-51
Первыми перехватчиками F-104, попавшими на Тайвань, были истребители ВВС США, временно отправленные туда для поддержки чанкайшистов в ходе кризиса на острове Кемой в 1958 году. В 1970-е годы Тайвань получил из США 67 таких самолетов и стал одной из последних стран, принявших их на вооружение.
Истребитель FM-2 Wildcat - один из самолетов коллекции, восстановленный Стивом Хинтоном в Чино, Калифорния, вновь взлетел в январе 1993 года, почти через 30 лет после предыдущего полета.
Истребитель FG-1D Corsair участвовал в боях на Тихом океане в составе ВМФ США. После продажи в 1959 году на переплавку, его спас и восстановил пилот-каскадер Фрэнк Толман и стал на нем летать.
Даксфордская "Коллекция истребителей" прославилась показом смешанных групп. Этот квартет истребителей фирмы "Grumman" состоит из самолетов F7F Tigercat, двух F8F и F6F.
Этот F6F-5 с направляющими для ракет и кодами "FF" из авиагруппы CVG-4 базировался на авианосце "Франклин Д. Рузвельт". На нем нанесены принятые в январе 1947 года опознавательные знаки с красной полоской.
F6F-5 Hellcat резерва ВМФ штата Нью-Йорк. На этой модификации, впервые взлетевшей в 1944 году, ввели усиленные подкрыльевые подвески для бомб калибром до 454 кг либо тяжелых НАР Tiny Tim калибра 300 мм, плюс узлы подвески 127-мм НАР под консолями крыла. Самолеты F6F служили в резерве ВМФ до 1953 года.
Французские Hellcat служили как в частях наземного базирования, так и в палубной авиации. Первые палубные F6F-5 попали на авианосец "Диксмюде" весной 1950 года, заменив во флотилиях 1F и 12F истребители Seafire Mk III и XV. После падения Дьен-Бьен-Фу в 1954 году Hellcat вернули во Францию из Индокитая.
Французы в Индокитае использовали этот F6F-5 из флотилии 11F с авианосца "Арроманш". Он снят во время транзитной остановки в Луанг-Прабанге, Лаос, в марте 1954 года. В это время флотилия состояла из 24 самолетов F6F и SB2C.
Уругвай получил 10 самолетов F6F-5 (на фотографии), отправленных из США в апреле 1952 года. Последний из них был списан в 1961 году. Кроме того, после войны по 10 Hellcat получили Аргентина и Парагвай, а Франция закупила 179 самолетов. Последние две эскадрильи (888-я и 892-я) F6F британского ВМФ были расформированы в 1946 году.
В аэронавигационной лаборатории NACA в Лэнгли летали, по крайней мере, два Hellcat - XF6F-4, испытывавшийся на управляемость при различных режимах сваливания и срывов потока в 1944-1945 годах, и F6F-3, задействованный с 1945 по 1960 год в испытаниях ЛА с переменной устойчивостью.
Беспилотный летательный аппарат F6F-5K, оснащенный установленными на законцовках крыла контейнерами с кинокамерами. F6F-5K и их самолеты наведения F6F-5D использовались до мая 1961 года. F6F-5K с грузом взрывчатки американцы применяли в качестве летающих бомб в ходе войны в Корее.
В знак признательности американским летчикам-добровольцам, участвовавшим в битве за Британию, истребитель Hurricane был окрашен в цвета 71-й эскадрильи "Eagle", укомплектованной пилотами из США. К сожалению, этот самолет больше не входит в состав коллекции.
Этот P-40N, летавший в 1985-1994 годах в раскраске истребителя Kittyhawk британских ВВС, был снова приобретен у Кристофа Жаккарда зимой 1997-1998 годов. С тех пор он снова летает.
Этот P-51C впервые показали общественности на авиашоу "Летающие легенды" 1997 года, хотя впоследствии его поставили на прикол для переделки крыла и фюзеляжа.
Этот истребитель P-63A Kingcobra ранее служил в качестве пилотируемой летающей мишени RP-63A Pinball. Он разбился на авиашоу в 2001 году, погубив своего пилота Гая Бэнкрофт-Уилсона.
Истребитель-бомбардировщик Q-5, созданный на базе МиГ-19, пошел в серию в 1969 году и к 2010 году все еще оставался основным истребителем-бомбардировщиком ВВС КНР. Построено более 900 таких машин.
Этот истребитель Spitfire Mk V с отметками о семи воздушных победах (шесть из них на счету командира 501-й эскадрильи Г. Норткота) - поистине легендарная машина. Его восстановили до летного состояния в 1995 году.
Вертолеты Apache из 1-го батальона 1-го авиаполка сфотографированы в ходе операций в Косово. Наряду с плановыми полетами два Apache постоянно дежурили на аэродроме.
В ходе арабо-израильского противостояния вертолеты Apache привлекались к ударам возмездия по ливанским и палестинским организациям после их нападений на Израиль
Вооруженный ракетами Hellfire и блоками ПУ НАР Hydra-70 вертолет AH-64A Объединенных Арабских Эмиратов взлетает на патрулирование края Косово. Патрулирование проводилось совместно с вертолетами Армии США.
Действия Apache ОАЭ в Косово обогатили их экипажи опытом взаимодействия с американскими коллегами
Группа Apache несколько месяцев патрулировала над Косово из лагеря "Able Sentry" в Македонии. Затем их перевели на базу
Вертолет AH-64 был разработан с учетом быстрого развертывания с переброской либо по воздуху (в частности, на транспортном самолете C-5 Galaxy), либо морем, либо своим ходом. Для дальних перегоночных полетов могут подвешиваться внешние баки.
Восемь разведчиков RF-101A Voodoo были поставлены Тайваню после боев над островом Кемой в 1958 году. Они использовались в разведывательных полетах над материком. В 1960-е годы Пекин утверждал, что зенитчики НОАК сбили два таких самолета.
Малазийские DHC-4A отличались от остальных версий наличием в носовом обтекателе метео-РЛС Collins WP-103.
Американские и австралийские Caribou участвовали в войне во Вьетнаме. В дальнейшем американские самолеты передали авиации Национальной гвардии и Резерва ВВС (на снимке).
Ценность легкого транспортного самолета "Карибу" заключалась в уникальных взлетно-посадочных характеристиках, позволявших этой машине работать с весьма коротких ВПП.
Военный аэроплан Type TT был создан на базе гражданской модели Type B. На фотографии показан Type TT британской сборки с английскими военными летчиками в кабинах.
Deperdussin TT in early form.
"Air Afrique". Компания была основана 28 марта 1961 года для авиаперевозок в рамках бывших французских колоний. В 1960-1970 годах в ней эксплуатировались арендованные лайнеры DC-8 до приобретения первого самолета DC-10 в 1973 году. С октября 1980 года по март 1984 года использовались лайнеры Boeing 747, но эти машины оказались слишком крупными и дорогими для Африки. Более подходящим был Airbus A310-300. Четыре такие машины, взятые в лизинг, широко использовались на африканских линиях до июля 1998 года, когда все четыре лайнера пришлось вернуть их владельцам из-за финансовых затруднений.
"Air India". В 2010 году компания "Air India" списала свои A310-300 с пассажирских рейсов. В конце 2009 года этот авиаперевозчик эксплуатировал 13 таких лайнеров, включая четыре грузовых самолета, летавших на трассах средней протяженности. Первые шесть из них поступили в эксплуатацию в июне 1986 года. В дальнейшем парк возрос, в общей сумме эта авиакомпания использовала до 24 таких машин. С 2007 года компания "Air India" применяла эти машины для перевозки не только пассажиров, но и грузов.
"Emirates". Государственная авиакомпания султаната Дубай была сформирована в 1985 году при поддержке шейха ОАЭ и начала возить пассажиров с 25 октября того же года. В 1987 году начались полеты в Лондон, Франкфурт и Стамбул десяти лайнеров A310-300. С 1999 года их заменяли на A330. Последний A310, принадлежавший компании, списали в 2007 году. С середины 2005 года до конца 2008 года в ее составе также находились три грузовых A310-308F.
"Kuwait Airways". Компания "Kuwait National Airways", получившая свое нынешнее наименование в 1958 году, начала быстро расширяться с 1963 года. В начале 1980-х годов она заказала восемь лайнеров A310-222, из которых с сентября 1982-го по май 1983 года были поставлены только пять. После вторжения Ирака в августе 1990 года они встали на прикол и не летали до тех пор, пока все пять не были возвращены Кувейту в 1994 году. Их не стали возвращать в эксплуатацию, а вернули концерну "Airbus". После войны были заказаны четыре A310-308, включая один для правительства Кувейта, но приписанный к авиакомпании. Все четыре были поставлены в 1993 году и в конце 2009-го все еще эксплуатировались.
"Pakistan International Airlines". Основанная в 1951 году, компания PIA возила пассажиров по всему миру до коренной перестройки своей структуры в конце 1972 года. Ее парк включает шесть новых лайнеров A310-308, приобретенных с июня 1991 года, и еще шесть бывших в употреблении A310-300, полученных с декабря 2003 года в десятилетнюю аренду от концерна "Airbus". Авиалайнеры применяли на дальних трассах в Москву, Лондон и Токио.
"Royal Jordanian". Король Иордании Хусейн объявил о создании первой национальной авиакомпании "Alia" 8 декабря 1963 года. Потеряв несколько самолетов в ходе различных войн на Ближнем Востоке, авиакомпания в 1984 году стала первым арабским национальным авиаперевозчиком, открывшим регулярные рейсы в США. Одновременно с выходом на авиалинии лайнеров A310 в 1986 году название компании сменилось на "Royal Jordanian". В этой фирме летали два A310-200 и 10 машин A310-300. В 2010 году в ее парк входили три A310-304 и два грузовых A310-304F.
"Sudan Airways". Основанная в феврале 1946 года для внутренних перевозок компания "Sudan Airways" расширялась в 1950-1970 годах. С декабря 1990 года она использовала шесть A310-300, а с 1997 года недолго эксплуатировала два A310-200. Один из A310-300 пострадал при пожаре 10 июня 2008 года. В настоящее время у авиакомпании есть только один самолет, который эпизодически используется в качестве правительственного борта.
Истребитель Thunderbolt летал в окраске командира 82-й эскадрильи 78-й группы истребителей, базировавшейся в Даксфорде в 1944 году. Он больше не состоит в коллекции.
Биплан Bristol F2B Fighter ныне принадлежит режиссеру фильма "Властелин колец" Питеру Джексону и находится в Новой Зеландии.
Otter, как и Beaver, может действовать на колесном, лыжном, поплавковом либо амфибийном шасси. Этот самолет оснащен поплавками и имеет характерные трапы для доступа в кабину.
de Havilland Canada DHC-3 Otter
Самолеты Buffalo летают в канадской транспортно-спасательной эскадрилье № 442 штата Британская Колумбия, где их характеристики короткого взлета и посадки используются в полной мере.
Шесть из 10 самолетов DHC-5D Buffalo, поставленных ВВС Кении, остаются в строю и в 21 веке. Машины были получены двумя партиями в 1977-1978 и 1986-1987 годах.
В 442-й транспортно-спасательной эскадрилье канадских ВВС, размещенной в Йеллоунайфе на Северо-западных территориях, числятся четыре CC-138 Twin Otter
DHC-6 Series 300 - один из нескольких самолетов, модифицированных в экскурсионную версию Vistaliner с большими окнами в салоне для осмотра достопримечательностей.
de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter
Способность DHC-7 действовать с коротких и необорудованных ВПП обеспечила ему признание заказчиков.
de Havilland Canada DHC-7 Dash 7
Истребитель Spitfire Mk XIV с маркировкой личного самолета ведущего аса британских ВВС полковника Джонсона был восстановлен до летного состояния в 1992 году.
F-15K. Машины версии F-15K можно узнать по ИК-датчику Tiger Eye IRST на пилоне контейнера целеуказания. Южная Корея - единственная страна в мире, выбравшая блок Tiger Eye.
F-15I Ra'am. Самолеты F-15I летают в эскадрилье "Hammers" ВВС Израиля. Эта версия отличается от других Strike Eagle наличием слабосветящихся полос группового полета либо затененных огней.
Поставленная ВВС Саудовской Аравии РЛС APG-70S получила только 60% от диапазона рабочих частот РЛС APG-70 США. Она обладает всего 16 каналами вместо 32-х, имеющихся у базовой РЛС.
Самолеты F-15SG поставлялись в Сингапур с самым новейшим оборудованием, что сделало их наиболее совершенными машинами Strike Eagle. Экипажи обучаются в США на базе ВВС Маунтин-Хоум.
F-15I Ra'am является самым эффективным ударным самолетом с большой дальностью полета на всем Ближнем Востоке. Самолет способен эффективно поражать как наземные, так и воздушные цели. На F-15I установлено БРЭО израильского производства, а в ассортимент средств поражения входят израильские боеприпасы.
Этот израильский F-15I вылетел из Неватима во время многонациональных учений в мае 2006 года. В ходе маневров ВВС Израиля наряду с самолетами F-15C частей ВВС Национальной гвардии штатов Монтана и Миссури вели учебные бои против эскадрилий "Flying Dragon" и "Knights of the North", а также истребителей F-16 ВВС США с авиабазы Авиано.
Двухместный Eagle утратил совсем немного боевых возможностей, оставшись только без интегрированного постановщика помех и небольшой части запаса топлива. По коду "TY" на килях можно узнать, что этот самолет принадлежит 325-му авиакрылу с авиабазы Тиндал, штат Флорида, места базирования 95-й истребительной учебной эскадрильи.
Short Sunderland Mk III с кодом NJ188 был построен фирмой "Blackburn Aircraft Co. Ltd" в Дамбартоне. Его направили в эскадрилью № 330, укомплектованную норвежским персоналом. Он служил в британских ВВС до 1945 года и носил бортовой код WH-C.
Sunderland Mk III из 230-й эскадрильи пролетает над Бирмой в конце войны на Дальнем Востоке. Хорошо видно измененное днище этой модификации, уменьшившее лобовое сопротивление на 10% при сохранении других гидродинамических характеристик.
Дольше всех летающие лодки GR.Mk 5 оставались в ВВС Дальнего Востока. Их списали в мае 1959 года по завершении пребывания в Малайе и Корее. Sunderland состоял на вооружении 21 год и потому считался одним из "патриархов" британской авиации.
По коду "TA" можно идентифицировать эту лодку GR.Mk V. Она принадлежит учебной эскадрилье № 235 Берегового командования RAF, в 1953 году переименованной в эскадрилью учебных гидросамолетов. В отличие от большинства Sunderland Mk V эта машина сохранила надфюзеляжную турель, хотя все ее вооружение было снято по окончании военных действий.
Учебный биплан Jungmeister вернули в летное состояние после аварии двигателя в 1995 году и продали коллекционеру из США.
Получив несколько самолетов Chipmunk с завода фирмы в Хэтфилде, Португалия приступила к лицензионной сборке этих машин.
Пара Chipmunk T.Mk 10 демонстрирует схему окраски этих машин, принятую в последние годы его службы в британских ВВС.
de Havilland Canada DHC-1 Chipmunk
Арман Депердюссен завоевал признание в Европе и Северной Америке благодаря своему гоночному моноплану Monocoque Racer.