Bell P-63 Kingcobra
Страна: США
Год: 1942


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание:
P-63 Kingcobra
Bell Model 33 (P-63 Kingcobra)
Фотографии

P-63 Kingcobra

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с носовой стойкой. Компоновка аналогична P-39, т.е. двигатель расположен за пилотской кабиной. Самолет разработан в КБ фирмы "Белл" под руководством Д.Фабриева. Первый полет опытный образец XP-63 совершил 7 декабря 1942 г. Серийное производство на заводе "Белл" началось в октябре 1943 г. Всего выпущено 3303 экз.
Самолет состоял на вооружении в США с конца 1944 г., в СССР - с марта 1945 г., во Франции - с июня 1945 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
   - P-63A с мотором V-1710-93, вооружение 1x37+4x12,7, с серии А-6 - бомбодержатели и подвесные баки, с A-10 - подвеска НУРС;
   - P-63C с мотором V-1710-117, подфюзеляжный киль, с С-5 введены подвески аналогично A-10.
В боевых действиях в период Второй мировой войны P-63 применялся только в СССР. Около 200 P-63 и P-63C использовались в операциях советских ВВС на Дальнем Востоке в августе 1945 г. - в Манчжурии, Северном Китае, на Курилах.
Самолет снят с производства осенью 1945 г. Снят с вооружения в США в 1946 г., в СССР - в 1952-1953 гг., во Франции - в 1956 г.


P-63A||
Размах:||11,68 м
Длина:||9,95 м
Моторы, количество х мощность:||1x1325 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4763 кг
Максимальная скорость:||651 км/ч
Практический потолок:||10700 м
Дальность:||1040 км

Bell Model 33 (P-63 Kingcobra)

С самого начала разработки своего P-39 Airacobra компания "BELL" пыталась улучшить его летные качества путем усовершенствования аэродинамики. Были построены три самолета XP-39E на базе P-39D с крылом ламинарного профиля и прямыми законцовками, а также с измененным хвостовым оперением. У всех этих машин форма оперения отличалась друг от друга. Первоначально планировалось оснастить прототипы 12-цилиндровым перевернутым V-образным двигателем Continental IV-1430 мощностью 2000 л. с. (1491 кВт). Однако реально был установлен двигатель Allison V-1710C гораздо меньшей мощностью, вероятно, из-за более высокой надежности. Испытания XP-39E начались в феврале 1942 года. Самолет продемонстрировал удовлетворительные качества и был запущен в производство под обозначением P-76. На заводе "BELL" в Мариетта, штат Огайо, было заказано 4000 машин, но спустя уже три месяца заказ отменили.
   Было решено создать более крупную и мощную модификацию истребителя-бомбардировщика для непосредственной поддержки наземных войск. Все исследования и конструкторские разработки для XP-39E использовались при создании окончательной конструкции Bell Model 33, заказанного под обозначением P-63 Kingcobra. По компоновке P-63 похож на P-39, но он имел более крупные размеры и более мощную модификацию двигателя V-1710, а также был лучше приспособлен для выполнения задач авиационной поддержки.
   Первый прототип XP-63 впервые поднялся в воздух 7 декабря 1942 года, а второй - 5 февраля 1943-го. Оба имели двигатели V-1710-47 мощностью 1325 л. с. (998 кВт), и оба самолета разбились на испытаниях, что привело к необходимости создания третьего прототипа, XP-63A, совершившего свой первый полет 26 апреля. На нем стоял двигатель V-1710-93 мощностью 1500 л. с. (1119 кВт).
   Первые поставки P-63A начались в октябре 1943 года, и к моменту окончания производства в 1945 году было построено 3213 экземпляра Kingcobra различных модификаций. Большинство этих машин - около 2400 - было по ленд-лизу отправлено в СССР, около 300 передали ВВС "Свободной Франции". Несколько экземпляров было отправлено в ВВС Армии США, но, насколько известно, ни один американский P-63 не использовался в боевых действиях.
   Детали оснащения и оборудования самолетов значительно различались, что приводило к появлению множества модификаций. Первый серийный P-39A-1 имел двигатель V-1710-93, одну 37-мм пушку М4 в носовой части и два 12,7-мм пулемета в подкрыльевых обтекателях; другие модификации имели по два дополнительных 12,7-мм пулемета в носовой части фюзеляжа. Самолеты P-63A-1 и P-63A-5 могли нести сбрасываемые топливные баки емкостью 284 л или 663 л или бомбу калибра 237 кг под фюзеляжем, в то время как P-63A-6 имел подкрыльевые узлы подвески для двух аналогичных бомб или дополнительные сбрасываемые баки. Вариант P-63A-10 мог нести по три неуправляемые ракеты класса "воздух-поверхность" под каждой плоскостью. Масса брони, предназначенной главным образом для защиты от огня с земли, постепенно увеличивалась с 39.8 кг на P-63A-1 до 107.2 кг на P-63A-10. За самолетом P-63A, выпущенным в количестве 1725 машин, последовал P-63C с двигателем V-1710-117 мощностью 1800 л. с. (1342 кВт) с водяным впрыском. Отличительной деталью P-63C построенного в количестве 1227 машин, был небольшой подфюзеляжный гребень. Единственный P-63D имел двигатель V-1710-109, каплевидный фонарь кабины и крыло увеличенного размаха. 13 из 2943 заказанных самолетов P-63E (Model 41) имели стандартный фонарь кабины, а два P-63F отличались от P-63E только двигателем V-1710-135 и модифицированным хвостовым оперением.
   Необычный вариант P-63 был построен в количестве более 300 экземпляров для использования в качестве пилотируемой летающей мишени. Этот вариант RP-63, разработанный на базе P-63A, не имел вооружения, а вся поверхность крыла, фюзеляжа и оперения была защищена дополнительной дюралевой броней массой 680 кг. Защита также включала пуленепробиваемые стекла кабины, стальные жалюзи воздухозаборника двигателя, стальную защиту выхлопных труб и винт с полыми толстостенными лопастями. Все эти меры позволяли самолету выдерживать без повреждений удары разрушающихся учебных пуль. Сигнальная красная лампочка подтверждала точность попадания. Первые из этих самолетов-мишеней получили обозначение RP-63A-11. Последовавшие за ними машины RP-63A-12 имели увеличенную емкость топливных баков. Следующей серийной модификацией с двигателем V-1710-117 был самолет RP-63C, а заключительной стал RP-63G с двигателем V-1710-135. Эти три модификации получили обозначения QF-63A, QF-63C и QF-63G, хотя они никогда не применялись в качестве беспилотных мишеней, которым в США обычно присваивался индекс Q.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bell P-63A Kingcobra

   Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
   Силовая установка: V-образный двигатель Allison V-1710-93 мощностью 1325 л. с. (988 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 660 км/ч на высоте 7620 м; крейсерская скорость 608 км/ч на оптимальной высоте; подъем на 7620 м и 7 мин 18с; практический потолок 13110 м; дальность полета 724 км с максимальной боевой нагрузкой; перегоночная дальность 3541 км
   Масса: пустого 2892 кг; максимальная взлетная 4763 кг
   Размеры: размах крыла 11,68 м; длина 9,96 м; высота 3,84 м; площадь крыла 23,04 м'
   Вооружение: 37-мм пушка М4 и четыре 12,7-мм пулемета Browning плюс до трех бомб калибра 237 кг на внешней подвеске
Один из самолетов P-63A-9, отправленных в Советский Союз. На модификации А-9 вместо пушки М4 устанавливалась 37-мм пушка М10.
P-63C Kingcobra. В 1949 году этот самолет P-63C-5 состоял в эскадрилье GC II/6 истребительного полка "Нормандия-Неман" на авиабазе Таншоннят возле Сайгона. Пять французских истребительных полков использовали самолеты Kingcobra в этом регионе в период с 1949 по 1951 год, нанося удары по вьетнамским повстанцам с использованием как обычных бомб, так и напалма. P-63C поступили на вооружение ВВС Франции в 1945 году, заменив P-39N. В том же году многие из них были переведены в Северную Африку и оставались там до списания.
P-63C "Кингкобра" из состава авиагруппы GC II/6 "Нормандия-Неман".
Истребитель P-63C «Кингкобра» эскадрильи «Нормандия-Неман»
A unique and particularly welcome addition to the UK airshow circuit is the Fighter Collection’s Bell P-63 Kingcobra, NL62822. Painted in a World War Two Soviet Air Force scheme which combines markings from two P-39 Airacobras, the P-63 bears the name Aleksandr Nevsky - a hero of medieval Russian history - in Cyrillic characters on its starboard side.
Когда P-63 были готовы к принятию на вооружение, ВВС США потеряли к ним интерес. Почти три четверти всех выпущенных самолетов были отправлены в СССР. Кроме того, 114 самолетов P-63C получила авиация "Свободной Франции". Несколько самолетов, оставшихся в США, использовались в качестве учебных.
FRANK MORMILLO’s colour plate was taken in March this year, immediately after the nose art Pretty Polly had been added.
Steve Hinton flies Bob Pond’s newly-restored Bell P-63A Kingcobra 42-68864/NX163BP over Chino, California, on December 8, 1992. Restored by Fighter Rebuilders, the P-63 was obtained after the war by World War One ace Elliot White Springs and placed in a park where an annual coat of paint protected it from the weather.
Этот истребитель P-63A Kingcobra ранее служил в качестве пилотируемой летающей мишени RP-63A Pinball. Он разбился на авиашоу в 2001 году, погубив своего пилота Гая Бэнкрофт-Уилсона.
Confederate Air Force Bell P-63 Kingcobra N191H
Самолет P-63F Kingcobra, принадлежащий МВС, один из двух экземпляров модификации F. Эта модификация оснащалась более мощным вариантом двигателя Allison V-12 и имела более крупное вертикальное хвостовое оперение.
Mike Collier’s Bell P-63 Kingcobra N6763, one of two P-63s on CAF charge.
Stephen Grey's Bell P-63 Kingcobra NL62822, with Steve Hinton at the controls, photographed over Chino by FRANK MORMILLO in July 1987. It will soon be coming to the UK.
Бывший Thompson Trophy P-63C-5, принадлежавший Лари Хевенсу, был одним из 12-ти самолетов, которые пополнили ряды участников воздушных гонок в послевоенные годы. Модифицированный почти до неузнаваемости, он отличался очень маленьким фонарем кабины, напоминавшим пузырек. Хевенс погиб в 1972 году. Во время испытательного полета заглох двигатель его P-63, а попытка выпрыгнуть с парашютом закончилась трагически.
Steve Hinton takes off from Chino for the P-63’s first post-restoration test flight on October 1, 1992.
The Bell P-63A Kingcobra Single-seat Fighter (Allison V-1710-93 engine).
Стандартное вооружение, расположенное в фюзеляже P-63, могло дополняться пулеметами в подкрыльевых обтекателях, как на зтом P-63A. P-63 внешне отличался от P-39 четырехлопастным винтом, а также размером и формой вертикального оперения.
Полученный по ленд-лизу истребитель P-63 "Кингкобра" советских ВВС.
На фотографии хорошо видны основные внешние отличия P-63A (на переднем плане) и P-39Q. Самолет Kingcobra был на 72% больше, чем P-39.
A Bell P-63A Kingcobra and a P-39Q Airacobra. The differences between these two fighters is well shown in this photograph.
Завод компании "Bell" в Ниагара Фолс выпустил 3303 истребителя P-63, причем около 70% из них были направлены в СССР. По данным разных источников, советские ВВС получили от 2397 до 2672 самолетов P-63. 21 самолет был потерян во время перегона в Северной Америке.
Большинство самолетов Kingcobra отправлялось в Советский Союз. Эти P-63A проходят подготовку перед отправкой в СССР по перегоночному маршруту Аляска - Сибирь.
Отправка истребителей P-63A "Кингкобра" в СССР
P-63E "Кингкобра" с красными звездами, но это не Монино - это Дэвис-Монтан
Fighter Collection Bell P-63 Kingcobra NL62822 at Duxford on May 15, 1988. The eagle emblem and victory stars originally decorated a P-39 Airacobra flown by Russian fighter pilot Maj V. F. Sirotin in 1945.
Поставленные из США по ленд-лизу истребители P-63 "Кингкобра" нашли применение в советско-американском послевоенном противостоянии
Well-known Duxford-based display pilot and British Airways Boeing 747 captain John Larcombe, who died on June 4, 1990 when Fighter Collection Bell P-63 Kingcobra N62822 crashed shortly after take-off from La Ferte-Alais, 25 miles south of Paris. The aircraft, pictured here at North Weald on May 15, 1988, was seen to trail white smoke from its engine - which is mounted aft of the cockpit - before diving into a field at Essarts-le-Roi.
P-40, B-25 and P-63 over San Francisco Bay.
Bell P-63 Kingcobra N191H was added to the collection in 1963.
Bell P-63A Kingcobra FZ440, formerly serial led 42-69423 in USAAF service, was thoroughly wrung out by the RAE during 1945 in trials undertaken to explore the “real-world” behaviour of a laminar-flow wing under various conditions. The type incorporated a low-drag wing profile of NACA design; but, even with a highly polished surface, the profile drag was still deemed “much too high” by the RAE.
The standard method of measuring drag during the Kingcobra trials was by means of an array of pitot tubes mounted beyond the trailing edge. Comparison of recorded pressures from the array with a “free air” pitot head indicated total profile drag. Although this did not distinguish friction drag from pressure effects, it nevertheless yielded valuable aerodynamic data.
Этот P-63C-5 с французскими опознавательными знаками, нанесенными прямо поверх американских, был одним из 714 самолетов, переданных ВВС Франции. Все французские самолеты Kingcobra использовались за пределами метрополии, в основном - в Индокитае.
A P-63C-5 Kingcobra as supplied to the Armee de l'Air
«Кингкобры» ВВС Франции в Индокитае, 1950-1951 гг.
P-63C-5-BE 44-4030 while operated by an unknown unit, at Tours in 1946.
Мощное вооружение "Кингкобры" и отсутствие склонности к капотированию выгодно отличали ее от "Спитфайра".
The Bell RP-63G Kingcobra Piloted Target Aircraft (Allison V-1710-135 engine).
Учебный «крейсер» YB-40 №42-5925. Хвостовая турель обычного типа. В носовой части виден пулеметный спонсон. Среднее окно правого борта в носовой части меньшего размера, чем заднее. Подфюзеляжная шарообразная турель снята. Рядом летят самолеты RP-63G «Пинболл»
Ha P-63D, переделанном из P-63C, испытывался сдвижной каплевидный фонарь, предназначенный для P-63E-5. Этот самолет, оставшийся в одном экземпляре, был вооружен пушкой М9 во втулке винта вместо обычной пушки М10.
Высокий киль и подфюзеляжный гребень были испытаны на паре самолетов P-63F. P-63E-5 с каплевидным фонарем и увеличенным килем предназначался для поставок в СССР.
Аэродинамические испытания. Два самолета P-63 (включая P-63A-9 с номером 42-69606) использовались фирмой "Bell" для испытания V-образного хвостового оперения, а еще два получили стреловидное крыло и новое обозначение L-39.
Аэродинамические испытания. Два самолета P-63 (включая P-63A-9 с номером 42-69606) использовались фирмой "Bell" для испытания V-образного хвостового оперения, а еще два получили стреловидное крыло и новое обозначение L-39. Вторую машину - L-39-2 (фото) - оснастили крылом, предназначенным для экспериментального сверхзвукового самолета Х-2.
Another also-ran was this P-63 Kingcobra, flown in the Unlimited Trophy by Don Whittington.
Bell P-63 Kingcobra NL62822 Tipsy Miss, now owned by Mike Smith of Johnson, Kansas, was extensively modified for racing by its previous owner, John Sandberg, who clipped the wings, uprated the Allison engine, lightened the structure, and “cleaned” the exterior. JOHN BATCHELOR photographed it over Padre Island, off the Gulf of Mexico, on October 8 last year.
Учебные "спарки" YP-63
The Planes of Fame East Kingcobra during the last stages of restoration at Chino in mid-1992.
В годы войны в НИИ ВВС была проведена большая работа по доводке истребителей P-39 "Аэрокобра" и P-61 "Кингкобра". Для проведения испытаний самолета P-61 на штопор в 1944 г. в США были командированы летчики-испытатели А. Г. Кочетков и Ф.П. Супрун. В кабине "Кингкобры" А. Г. Кочетков. Буффало, США, 1944 г.
P-63A Kingcobra
Bell P-63A-1/A-10 Kingcobra
The Bell P-63A Kingcobra Single-seat Fighter.