Bell P-63 Kingcobra
Страна: США
Год: 1942


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание:
P-63 Kingcobra
Bell Model 33 (P-63 Kingcobra)
Фотографии

P-63 Kingcobra

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с носовой стойкой. Компоновка аналогична P-39, т.е. двигатель расположен за пилотской кабиной. Самолет разработан в КБ фирмы "Белл" под руководством Д.Фабриева. Первый полет опытный образец XP-63 совершил 7 декабря 1942 г. Серийное производство на заводе "Белл" началось в октябре 1943 г. Всего выпущено 3303 экз.
Самолет состоял на вооружении в США с конца 1944 г., в СССР - с марта 1945 г., во Франции - с июня 1945 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
  - P-63A с мотором V-1710-93, вооружение 1x37+4x12,7, с серии А-6 - бомбодержатели и подвесные баки, с A-10 - подвеска НУРС;
  - P-63C с мотором V-1710-117, подфюзеляжный киль, с С-5 введены подвески аналогично A-10.
В боевых действиях в период Второй мировой войны P-63 применялся только в СССР. Около 200 P-63 и P-63C использовались в операциях советских ВВС на Дальнем Востоке в августе 1945 г. - в Манчжурии, Северном Китае, на Курилах.
Самолет снят с производства осенью 1945 г. Снят с вооружения в США в 1946 г., в СССР - в 1952-1953 гг., во Франции - в 1956 г.


P-63A||
Размах:||11,68 м
Длина:||9,95 м
Моторы, количество х мощность:||1x1325 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4763 кг
Максимальная скорость:||651 км/ч
Практический потолок:||10700 м
Дальность:||1040 км

Bell Model 33 (P-63 Kingcobra)

С самого начала разработки своего P-39 Airacobra компания "BELL" пыталась улучшить его летные качества путем усовершенствования аэродинамики. Были построены три самолета XP-39E на базе P-39D с крылом ламинарного профиля и прямыми законцовками, а также с измененным хвостовым оперением. У всех этих машин форма оперения отличалась друг от друга. Первоначально планировалось оснастить прототипы 12-цилиндровым перевернутым V-образным двигателем Continental IV-1430 мощностью 2000 л. с. (1491 кВт). Однако реально был установлен двигатель Allison V-1710C гораздо меньшей мощностью, вероятно, из-за более высокой надежности. Испытания XP-39E начались в феврале 1942 года. Самолет продемонстрировал удовлетворительные качества и был запущен в производство под обозначением P-76. На заводе "BELL" в Мариетта, штат Огайо, было заказано 4000 машин, но спустя уже три месяца заказ отменили.
  Было решено создать более крупную и мощную модификацию истребителя-бомбардировщика для непосредственной поддержки наземных войск. Все исследования и конструкторские разработки для XP-39E использовались при создании окончательной конструкции Bell Model 33, заказанного под обозначением P-63 Kingcobra. По компоновке P-63 похож на P-39, но он имел более крупные размеры и более мощную модификацию двигателя V-1710, а также был лучше приспособлен для выполнения задач авиационной поддержки.
  Первый прототип XP-63 впервые поднялся в воздух 7 декабря 1942 года, а второй - 5 февраля 1943-го. Оба имели двигатели V-1710-47 мощностью 1325 л. с. (998 кВт), и оба самолета разбились на испытаниях, что привело к необходимости создания третьего прототипа, XP-63A, совершившего свой первый полет 26 апреля. На нем стоял двигатель V-1710-93 мощностью 1500 л. с. (1119 кВт).
  Первые поставки P-63A начались в октябре 1943 года, и к моменту окончания производства в 1945 году было построено 3213 экземпляра Kingcobra различных модификаций. Большинство этих машин - около 2400 - было по ленд-лизу отправлено в СССР, около 300 передали ВВС "Свободной Франции". Несколько экземпляров было отправлено в ВВС Армии США, но, насколько известно, ни один американский P-63 не использовался в боевых действиях.
  Детали оснащения и оборудования самолетов значительно различались, что приводило к появлению множества модификаций. Первый серийный P-39A-1 имел двигатель V-1710-93, одну 37-мм пушку М4 в носовой части и два 12,7-мм пулемета в подкрыльевых обтекателях; другие модификации имели по два дополнительных 12,7-мм пулемета в носовой части фюзеляжа. Самолеты P-63A-1 и P-63A-5 могли нести сбрасываемые топливные баки емкостью 284 л или 663 л или бомбу калибра 237 кг под фюзеляжем, в то время как P-63A-6 имел подкрыльевые узлы подвески для двух аналогичных бомб или дополнительные сбрасываемые баки. Вариант P-63A-10 мог нести по три неуправляемые ракеты класса "воздух-поверхность" под каждой плоскостью. Масса брони, предназначенной главным образом для защиты от огня с земли, постепенно увеличивалась с 39.8 кг на P-63A-1 до 107.2 кг на P-63A-10. За самолетом P-63A, выпущенным в количестве 1725 машин, последовал P-63C с двигателем V-1710-117 мощностью 1800 л. с. (1342 кВт) с водяным впрыском. Отличительной деталью P-63C построенного в количестве 1227 машин, был небольшой подфюзеляжный гребень. Единственный P-63D имел двигатель V-1710-109, каплевидный фонарь кабины и крыло увеличенного размаха. 13 из 2943 заказанных самолетов P-63E (Model 41) имели стандартный фонарь кабины, а два P-63F отличались от P-63E только двигателем V-1710-135 и модифицированным хвостовым оперением.
  Необычный вариант P-63 был построен в количестве более 300 экземпляров для использования в качестве пилотируемой летающей мишени. Этот вариант RP-63, разработанный на базе P-63A, не имел вооружения, а вся поверхность крыла, фюзеляжа и оперения была защищена дополнительной дюралевой броней массой 680 кг. Защита также включала пуленепробиваемые стекла кабины, стальные жалюзи воздухозаборника двигателя, стальную защиту выхлопных труб и винт с полыми толстостенными лопастями. Все эти меры позволяли самолету выдерживать без повреждений удары разрушающихся учебных пуль. Сигнальная красная лампочка подтверждала точность попадания. Первые из этих самолетов-мишеней получили обозначение RP-63A-11. Последовавшие за ними машины RP-63A-12 имели увеличенную емкость топливных баков. Следующей серийной модификацией с двигателем V-1710-117 был самолет RP-63C, а заключительной стал RP-63G с двигателем V-1710-135. Эти три модификации получили обозначения QF-63A, QF-63C и QF-63G, хотя они никогда не применялись в качестве беспилотных мишеней, которым в США обычно присваивался индекс Q.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bell P-63A Kingcobra

  Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: V-образный двигатель Allison V-1710-93 мощностью 1325 л. с. (988 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 660 км/ч на высоте 7620 м; крейсерская скорость 608 км/ч на оптимальной высоте; подъем на 7620 м и 7 мин 18с; практический потолок 13110 м; дальность полета 724 км с максимальной боевой нагрузкой; перегоночная дальность 3541 км
  Масса: пустого 2892 кг; максимальная взлетная 4763 кг
  Размеры: размах крыла 11,68 м; длина 9,96 м; высота 3,84 м; площадь крыла 23,04 м'
  Вооружение: 37-мм пушка М4 и четыре 12,7-мм пулемета Browning плюс до трех бомб калибра 237 кг на внешней подвеске
Один из самолетов P-63A-9, отправленных в Советский Союз. На модификации А-9 вместо пушки М4 устанавливалась 37-мм пушка М10.
P-63C Kingcobra. В 1949 году этот самолет P-63C-5 состоял в эскадрилье GC II/6 истребительного полка "Нормандия-Неман" на авиабазе Таншоннят возле Сайгона. Пять французских истребительных полков использовали самолеты Kingcobra в этом регионе в период с 1949 по 1951 год, нанося удары по вьетнамским повстанцам с использованием как обычных бомб, так и напалма. P-63C поступили на вооружение ВВС Франции в 1945 году, заменив P-39N. В том же году многие из них были переведены в Северную Африку и оставались там до списания.
P-63C "Кингкобра" из состава авиагруппы GC II/6 "Нормандия-Неман".
Истребитель P-63C «Кингкобра» эскадрильи «Нормандия-Неман»
Когда P-63 были готовы к принятию на вооружение, ВВС США потеряли к ним интерес. Почти три четверти всех выпущенных самолетов были отправлены в СССР. Кроме того, 114 самолетов P-63C получила авиация "Свободной Франции". Несколько самолетов, оставшихся в США, использовались в качестве учебных.
Этот истребитель P-63A Kingcobra ранее служил в качестве пилотируемой летающей мишени RP-63A Pinball. Он разбился на авиашоу в 2001 году, погубив своего пилота Гая Бэнкрофт-Уилсона.
Confederate Air Force Bell P-63 Kingcobra N191H
Самолет P-63F Kingcobra, принадлежащий МВС, один из двух экземпляров модификации F. Эта модификация оснащалась более мощным вариантом двигателя Allison V-12 и имела более крупное вертикальное хвостовое оперение.
Stephen Grey's Bell P-63 Kingcobra NL62822, with Steve Hinton at the controls, photographed over Chino by FRANK MORMILLO in July 1987. It will soon be coming to the UK.
Бывший Thompson Trophy P-63C-5, принадлежавший Лари Хевенсу, был одним из 12-ти самолетов, которые пополнили ряды участников воздушных гонок в послевоенные годы. Модифицированный почти до неузнаваемости, он отличался очень маленьким фонарем кабины, напоминавшим пузырек. Хевенс погиб в 1972 году. Во время испытательного полета заглох двигатель его P-63, а попытка выпрыгнуть с парашютом закончилась трагически.
The Bell P-63A Kingcobra Single-seat Fighter (Allison V-1710-93 engine).
Стандартное вооружение, расположенное в фюзеляже P-63, могло дополняться пулеметами в подкрыльевых обтекателях, как на зтом P-63A. P-63 внешне отличался от P-39 четырехлопастным винтом, а также размером и формой вертикального оперения.
Полученный по ленд-лизу истребитель P-63 "Кингкобра" советских ВВС.
На фотографии хорошо видны основные внешние отличия P-63A (на переднем плане) и P-39Q. Самолет Kingcobra был на 72% больше, чем P-39.
Завод компании "Bell" в Ниагара Фолс выпустил 3303 истребителя P-63, причем около 70% из них были направлены в СССР. По данным разных источников, советские ВВС получили от 2397 до 2672 самолетов P-63. 21 самолет был потерян во время перегона в Северной Америке.
Большинство самолетов Kingcobra отправлялось в Советский Союз. Эти P-63A проходят подготовку перед отправкой в СССР по перегоночному маршруту Аляска - Сибирь.
Отправка истребителей P-63A "Кингкобра" в СССР
P-63E "Кингкобра" с красными звездами, но это не Монино - это Дэвис-Монтан
Поставленные из США по ленд-лизу истребители P-63 "Кингкобра" нашли применение в советско-американском послевоенном противостоянии
Bell P-63 Kingcobra N191H was added to the collection in 1963.
Этот P-63C-5 с французскими опознавательными знаками, нанесенными прямо поверх американских, был одним из 714 самолетов, переданных ВВС Франции. Все французские самолеты Kingcobra использовались за пределами метрополии, в основном - в Индокитае.
A P-63C-5 Kingcobra as supplied to the Armee de l'Air
«Кингкобры» ВВС Франции в Индокитае, 1950-1951 гг.
Мощное вооружение "Кингкобры" и отсутствие склонности к капотированию выгодно отличали ее от "Спитфайра".
Ha P-63D, переделанном из P-63C, испытывался сдвижной каплевидный фонарь, предназначенный для P-63E-5. Этот самолет, оставшийся в одном экземпляре, был вооружен пушкой М9 во втулке винта вместо обычной пушки М10.
Высокий киль и подфюзеляжный гребень были испытаны на паре самолетов P-63F. P-63E-5 с каплевидным фонарем и увеличенным килем предназначался для поставок в СССР.
Аэродинамические испытания. Два самолета P-63 (включая P-63A-9 с номером 42-69606) использовались фирмой "Bell" для испытания V-образного хвостового оперения, а еще два получили стреловидное крыло и новое обозначение L-39.
Аэродинамические испытания. Два самолета P-63 (включая P-63A-9 с номером 42-69606) использовались фирмой "Bell" для испытания V-образного хвостового оперения, а еще два получили стреловидное крыло и новое обозначение L-39. Вторую машину - L-39-2 (фото) - оснастили крылом, предназначенным для экспериментального сверхзвукового самолета Х-2.
Учебные "спарки" YP-63
В годы войны в НИИ ВВС была проведена большая работа по доводке истребителей P-39 "Аэрокобра" и P-61 "Кингкобра". Для проведения испытаний самолета P-61 на штопор в 1944 г. в США были командированы летчики-испытатели А. Г. Кочетков и Ф.П. Супрун. В кабине "Кингкобры" А. Г. Кочетков. Буффало, США, 1944 г.
P-63A Kingcobra
Bell P-63A-1/A-10 Kingcobra
The Bell P-63A Kingcobra Single-seat Fighter.