Мировая Авиация 236
-
Уникальный самолет Ан-124 позволяет перевозить по воздуху различные крупногабаритные грузы, погрузка которых осуществляется через носовой грузовой люк. На снимке - кран готовится погрузить в Ан-124 элемент силовой установки супертанкера, весящий 35 т.
И-15 также состоял на вооружении подразделения Республиканских ВВС, в январе 1939 года базировавшегося в Вилажуиге. В конце войны, в марте 1939 года, часть оставшихся в строю самолетов попала в руки победителей - националистов. 33-я авиагруппа летала на них до 1945 года.
В годы Гражданской войны в Испании истребители И-15 оказались на вооружении обеих воюющих сторон, хотя большинство, конечно, было у республиканцев.
Обратите внимание на необычность окраски И-15. Практически половина фюзеляжа покрашена в красный цвет. Возможно, машина вышла из ремонта.
Значительное количество республиканских И-15 было захвачено войсками националистов. Часть из них ввели в боевой состав ВВС (они даже успели принять участие в боевых действиях), другие - разобрали на запчасти.
Данный И-152 принадлежал лейтенанту Лауреано Сапине из отдельной группы ВВС республиканцев, сформированной в декабре 1938 года.
Прототип И-15бис создан на базе И-15, который получил крыло с нормальным центропланом, но вначале имел двигатель М-22.
И-15бис (И-152) активно использовались китайскими ВВС. В целом китайские машины сохраняли советскую окраску (преимущественно зеленый цвет), но имели свои опознавательные знаки - сине-белые полосы на киле. Данная машина, вероятно, принадлежала 25-й эскадрилье.
МБР-2 входили в состав морских разведывательных авиационных полков (МРАП) авиации ВМФ на Балтийском и Черном морях, а также на севере. Самолеты с лыжным шасси применялись в составе отдельных разведывательных авиаполков (ОРАП).
Летающие лодки МБР-2 активно применялись на приморских фронтах, включая период сражения за Севастополь. Самолет отличался хорошими взлетно-посадочными характеристиками.
Сделанные в основном из дерева, угловатые на вид, но неплохо зарекомендовавшие себя в боях, летающие лодки МБР-2 заслужили у экипажей ласково-ироничное прозвище "амбарчики"
МБР-2 отличался простотой конструкции, высокой надежностью и неприхотливостью в эксплуатации. Впрочем, летающие лодки имели относительно слабое оборонительное вооружение и часто становились легкой добычей для истребителей Люфтваффе.
Модернизированный МБР-2. Отличия МБР-2-М-34 заключались в ряде конструктивных изменений, включая закрытую кабину летчика, установке двигателя М-34Н (затем АМ-34Н) и двухлопастного металлического винта изменяемого на земле шага, а также изменения в составе оборудования и вооружения. По результатам испытания в конструкцию внесли новые изменения, а двигатель заменили на более мощный АМ-34НБ (применялось обозначение МБР-2-АМ-34НБ), имевший взлетную мощность 830 л.с. Вооружение - четыре 7,62-мм пулемета ШКАС или ДА, до 600 кг авиабомб.
ВВС республиканцев. "Катюшка" из 3-й эскадрильи 24-й авиагруппы, 1938 год. Зеленый верх - характерная черта для второй партии СБ, поставленных в Испанию. Бомбардировщик стал одним из лучших боевых самолетов республиканцев.
Китайские ВВС. Данный СБ 2М-100А - один из примерно 60 бомбардировщиков, поставленных китайским ВВС осенью 1937 года. Самолеты поступили в три бомбардировочные группы, но имелись также бомбардировщики, на которых летали советские добровольцы.
Чехословацкие "Avia" и "Aero" по лицензии построили 111 самолетов СБ 2М-100А под обозначением B.71. Данный бомбардировщик в начале 1938 года принадлежал 72-й летке (эскадрилье) 1-й перути (по составу - авиаполк) 6-го авиаполка "Praha" (соответствовал авиадивизии).
После огромных потерь в начальный период войны бомбардировщики СБ стали применяться только по ночам, как этот бомбардировщик, Ленинградский фронт.
Экипажи китайских бомбардировщиков СБ 2М-103А готовятся к очередному вылету где-то в 1941-1942 году (1939 г. ???). Самолеты, вероятно, принадлежат 2-й бомбардировочной группе. Оборонительное вооружение включало четыре 7,62-мм пулемета ШКАС - два в носовой части и по одному в верхней и нижней фюзеляжных стрелковых точках.
DC-3/C-47 стали основой парка транспортных самолетов союзников в годы войны и активно использовались для грузоперевозок после ее окончания, но не отличались удобством погрузки/выгрузки. Грузовая дверь была неудобной, а пол кабины на земле находился в наклоненном положении.
В 1960-е годы Boeing 707 и Douglas DC-8 дали новый толчок грузовым авиаперевозкам. Одной из крупнейших грузовых авиакомпаний мира в 1970-1980-е годы была "Cargolux", а изображенный LX-BCV стал ее первым DC-8-63, получившим люксембургскую регистрацию. Самолет эксплуатировался до 1984 года.
CF-188 Hornet. На закате холодной войны в рамках общего плана НАТО канадские ВВС держали в Западной Германии четыре эскадрильи CF-18 Hornet (официальное обозначение МО Канады - CF-188). 409-я, 421-я и 439-я эскадрильи входили в состав 1-й канадской авиагруппы, дислоцированной на авиабазе Баден-Золинген. После окончания холодной войны база была закрыта, и все подразделения CF-18 к январю 1993 года вернулись в Канаду. Часть машин отправили на хранение. Канадские Hornet прошли модернизацию, и сегодня все еще остаются основным истребителем канадских ВВС.
McDonnell Douglas F/A-18 Hornet
В 1953 году авиакрыло F3 Malmslatt (авиабаза Мальмслат, Юго-Восточная Швеция) перевооружилось с J 28 Vampire на J 29A и летало на них до середины 1960-х годов, получив затем на вооружение J35D Draken. Код авиакрыла наносился на фюзеляж, а индивидуальный номер - на киль.
Tunnan на войне. Tunnan - первые шведские реактивные истребители, получившие боевое крещение. В октябре 1961 года пять J 29B были направлены в составе сил ООН в Конго. К январю 1963 года туда прибыли еще четыре J 29B и два разведчика S 29C. Все они дислоцировались в Камине в составе так называемого добровольческого авиационного отряда F22. Самолеты привлекались к решению ударных (применяли пушки и 140-мм НАР) и разведывательных задач в провинции Катанга. Потерь не было. S 29C действовали на малых высотах и несли темно-зеленый/темно-коричневый камуфляж (на фото). В 1963 году в Швецию вернулись четыре машины, а остальные в августе - сентябре были уничтожены в месте базирования в Африке, поскольку их эвакуация была оценена как излишне дорогостоящая.
Авиакрыло F9 Save дислоцировалось в Гетеборге на юго-западе Швеции. В 1952 году оно перевооружилось на J 29A, а в 1956 году - на J 29F.
Tunnan имел крыло стреловидностью 25°. Позже крыло оснастили "зубом" (уступ по передней кромке), что улучшило маневренные характеристики машины. "Зуб" появился на крыле 29-и из 360 J 29B, которые обозначили J 29E, и на всех самолетах J 29F.
На модификации J 29F внедрили и форсированный двигатель, и крыло с "зубом" на передней кромке. Всего по данному стандарту в 1955-1958 годах были переоборудованы 308 самолетов модификаций J 29B и J 29E.
Saab 29, прозванный Tunnan ("бочка"), по очевидным причинам являлся значительным достижением шведской авиапромышленности. J 29 - первый серийный реактивный истребитель со стреловидным крылом в Западной Европе.
С конца 1963 года все J 29F были модифицированы под УР "воздух-воздух" AIM-9B Sidewinder с тепловой ГСН. Ракета выпускалась "Saab" по лицензии и получила шведское обозначение Rb 24.
Tunnan показали себя отлично в условиях суровой шведской зимы. На снимке - техперсонал шведских ВВС подвешивает на J29 блоки НАР. 20-мм пушки имелись на всех самолетах, исключая разведчики S 29C, не имевшие вооружения.
Австрийские ВВС получили на вооружение 20 J 29F, которые находились на вооружении двух эскадрилий 1-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла с июля 1961-го по июль 1972 года. Самолеты стали первыми шведскими реактивными истребителями, поставленными на экспорт.
Завод компании "Bell" в Ниагара Фолс выпустил 3303 истребителя P-63, причем около 70% из них были направлены в СССР. По данным разных источников, советские ВВС получили от 2397 до 2672 самолетов P-63. 21 самолет был потерян во время перегона в Северной Америке.
Тунис приобрел 12 самолетов SF.260 Warrior (один из них изображен здесь с блоками НАР) и девять SF.260C. По состоянию на 2013 год в строю оставались лишь две машины.
Начиная с 1976 года, ВВС Италии приобрели 46 самолетов SF.260AM. Около 40 сохранившихся машин в 2013 году входили в состав 70-го авиаполка, дислоцированного в Латине, и использовались в качестве учебных.
SF.260 хорошо продавался в Африке. ВВС Замбии продолжают эксплуатировать SF.260MW в качестве учебных и легких штурмовиков.
Начиная с 2001 года, существенно возрос спрос на перевозки грузов по воздуху в районы, где велись боевые действия. Кроме военно-транспортных самолетов, к решению данной задачи привлекались многочисленные коммерческие операторы. На снимке - погрузчик Halvorsen K выгружает груз для сил коалиции в Ираке, доставленный российским самолетом Ил-76ТД, март 2008 года.
Boeing 747F перевозит широкий ассортимент грузов - от посылок до яхт и объемных грузов. На снимке - Boeing 747-400 компании "Lufthansa Cargo".
Испытания Ми-10К проводились в горных районах Дагестана и на стройках Ленинграда. Вертолет оказался весьма востребованным в ходе реализации ряда крупных проектов в интересах народного хозяйства СССР. На снимке - вертолет перевозит элемент опоры высоковольтной ЛЭП.
Несколько Ми-10К оставались в эксплуатации и в новом тысячелетии. Вертолеты входили в авиапарки таких компаний как "Аэрофлот", "ЮТэйр" и НПО "Взлет". Данный вертолет принадлежал разработчику.
Вертолет Ми-10К, принадлежащий "Аэрофлоту", монтирует металлическую конструкцию на Челябинском тракторном заводе, январь 1980 года.
С- 16сер. должны были применяться в качестве истребителей сопровождения тяжелых бомбардировщиков "Илья Муромец" и могли оснащаться колесным или лыжным, как на фотографии, шасси.
Первое боевое применение британских вертолетов имело место во время Малайского восстания. На снимке - вертолет Dragonfly из 194-й эскадрильи британских ВВС эвакуирует из джунглей раненого солдата.
Компания "Westland" выпускала WS-51 по лицензии. Ее завод в Йеовиле собрал 165 вертолетов Dragonfly, часть из которых поставлена на экспорт.
В первые месяцы Великой Отечественной войны бомбардировщики семейства СБ понесли очень тяжелые потери. На аэродромах и в воздухе в июне - декабре 1941 года было уничтожено более 1100 самолетов. Данный бомбардировщик был захвачен немецкими войсками в конце 1941 года.
Советские морские летчики выполняют погрузку зажигательных авиабомб, снаряженных фосфором, на СБ 2М-103 из состава 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка ВВС Балтийского флота (1943 год).
К середине войны 1-й ГМТАП обладал впечатляющей коллекцией различных типов бомбардировщиков и торпедоносцев. Поскольку в последних ощущалась явная нехватка, на вторых ролях активно применялись не только ДБ-3Б, но и Ар-2, и даже СБ. Впрочем, если для торпедных ударов последние два типа были не приспособлены в принципе, то для минных постановок и отвлекающих бомбовых ударов вполне.
СБ т.н. "201-й серии" в полете
По ряду причин в начальный период войны бомбардировщики семейства СБ понесли тяжелые потери - машины устарели, не было истребительного прикрытия и т.п.
СБ-2, захваченный во время "Зимней войны", весна 1940г.
В годы советско-финской войны 1939-1940 годов бомбардировщики СБ одними из первых нанесли удары по противнику. Примечательно, что финские ВВС получили от Германии 24 самолета СБ. К примеру, экипаж данного бомбардировщика заявил об уничтожении четырех советских подводных лодок.
Первые проекты самолетов Сикорского в чем-то напоминали бипланы конструкции братьев Вуазен или Фармана. Самолет БиС-2 отличался от БиС-1 новым крылом и более мощным 25-сильным двигателем Anzani. 3 июня 1910 года он выполнил первый полет продолжительностью 12 секунд.
Ми-10 имел четырехопорное шасси с клиренсом 3,73 м, что позволяло крепить под фюзеляжем на внешней подвеске крупногабаритные грузы высотой до 3,5 м. Впрочем, на модернизированном варианте клиренс уменьшили до 1,65 м.
Летающий кран Ми-10 был впервые показан на воздушном параде в Тушино в июле 1961 года. Вертолет наглядно продемонстрировал свои возможности по перевозке крупногабаритных грузов, подняв в воздух домик для геологов.
23 сентября 1961 года на втором прототипе Ми-10, СССР-04102, был установлен рекорд грузоподъемности - вертолет поднял груз массой 15103 кг на высоту 2200 м. Специально разработан ная грузовая платформа позволяла Ми-10 перевозить на внешней подвеске различные грузы массой до 15 т. На снимке - Ми-10, СССР-04102, перевозит автобус во время авиашоу в Ле Бурже, 1965 год.
28 мая 1965 года экипаж под командой Г. В. Алферова установил на Ми-10Р абсолютный мировой рекорд грузоподъемности - груз, закрепленная под фюзеляжем металлическая болванка массой 25105 кг, был поднят на высоту 2840 м. Вертолет был оснащен шасси от Ми-6 и имел облегченную конструкцию.
Один из прототипов Ми-10 нес опознавательные знаки и окраску советских ВВС. Наиболее распространенной задачей данных машин в армии стала РТР и РЭБ.
Mil Mi-10 flying crane helicopter, with load platform, in Soviet military service
В 1990-е годы фюзеляж бизнес-джета Learjet 45 собирался на заводе в Белфасте, Северная Ирландия, и затем на самолетах Short Belfast компании "HeavyLift" перевозился для окончательной сборки на завод в Уичиту, штат Канзас.
Triplane флайт-лейтенанта Р. Литтла из 8-й (военно-морской) эскадрильи авиации британского флота, которая весной-летом 1917 года дислоцировалась в Сент-Элуа в Северной Франции. Одно время под кабиной красовалась надпись "BLYMP". Австралийский ас Литтл одержал 24 победы.
Компактное расположение пилота, топливных баков, вооружения и двигателя вокруг центра тяжести Triplane обеспечило ему отличную маневренность. Пилоты восхищались скороподъемностью и скоростью нового истребителя.
Данная реплика Triplane сегодня находится в распоряжении организации "Shuttleworth Collection" из Южной Англии. Самолет носит название "Dixie II" в память об аналогично названном самолете из состава 8-й (военно-морской) эскадрильи, воевавшем в Северной Франции в середине 1917 года.
Хороший обзор пилоту был обеспечен за счет применения сравнительно узких крыльев. Крылья трипланной коробки создавали необходимую подъемную силу, а малая относительная толщина крыльев, всего 7%, позволяла развивать высокую скорость.
В 1917 году один Triplane (N5486) проходил испытания в России. Самолет оснащался лыжным шасси и применялся на фронте, а после войны оказался уже в ВВС советской России. Сегодня он выставлен в Музее ВВС в Монино.
Triplane был заказан Королевским воздушным корпусом и авиацией британских ВМС, но почти все машины поступили в военно-морскую авиацию. Истребители находились на вооружении шести воевавших на Западном фронте эскадрилий и нанесли огромный урон противнику.
Компания "Sopwith" проводила испытания двух Triplane, на которых установили V-образные двигатели марки "Hispano-Suiza" мощностью 150 л. с. и 200 л. с. Дальнейшие работы над ними были остановлены ввиду нехватки двигателей.
Данный самолет модели 223 Flamingo был построен компанией CASA и входил в число 32 машин, заказанных ВВС Сирии в 1977 году. Затем еще 16 самолетов были приобретены у швейцарской SIAT. Самолет использовался в качестве учебно-тренировочного.
Первым истребителем конструкции "Siemens-Schuckert" стал D.I, во многом схожий с французским Nieuport XI и оснащенный ротативным двигателем Siemens-Halske Sh.I мощностью 110 л. с.
Компания построила лишь один опытный R.V Riesenflugzeug. Конструкция машины - три двигателя, установленных внутри носовой части фюзеляжа и приводивших во вращение два тянущих воздушных винта, - была радикальной для того времени. Схожий R.I оснащался тремя двигателями Benz Bz.III мощностью по 150 л. с. и имел крылья размахом 28 метров.
Постоянная модернизация ранних F/A-18A/B позволила на долгие годы сохранить Hornet первого поколения в боевом составе авиации вооруженных сил разных стран мира. Самолеты остались вполне боеспособными и в новом тысячелетии. Одним из таких эксплуатантов является Австралия, чей двухместный Hornet изображен на фотографии во время операции по дозаправке в воздухе. Перед кабиной видны пять антенн модернизированной системы "свой-чужой".
МБР-2-М-17 (N 9) с двигателем М-17Б из учебного отряда Военно-морского авиационного училища им. И.В.Сталина, г.Ейск. 1936-37гг. Верхняя часть капота мотоустановки снята. Под крылом видны держатели для авиабомб (до 300 кг бомб, в модернизированном варианте - до 600 кг), в носовой и хвостовой частях - пулеметные турели, а киль имеет "обрезанную" форму.
Британские ВВС и авиация ВМС эксплуатировали около 50 R-4, став вторым оператором после ВВС Армии США. Британцы присвоили ему обозначение Hoverfly Mk 1, в январе 1945 года машины поступили на вооружение первой британской вертолетной эскадрильи.
Меньший по размерам S-43 часто называли "Mini Clipper" или "Baby Clipper". Характеристики его были в целом схожи с S-42.
На рисунке изображен Si 204D-1 (№321583), в носовой части которого расположена антенна РЛС FuG 200 Hohentweil. Самолет принадлежал 2-й эскадрилье 126-й авиагруппы морских разведчиков. 19 апреля 1945 года самолет перебазировался в Швецию.
Данный Martinet принадлежал авиации ВМС Франции, хотя самолеты в конце 1940 года эксплуатировались и французскими ВВС, и рядом авиакомпаний.
В 1939-1941 годах выпустили 66 легких кабинных монопланов Si 202.
NC822M - первая летающая лодка Sikorsky S-42, полученная "Pan American" и поступившая 16 августа 1934 года на маршрут Майами - Рио-де-Жанейро. Весной 1935 года модифицированная летающая лодка S-42, имевшая увеличенный запас топлива, совершила исследовательский перелет протяженностью 4828 км из Сан-Франциско в Гонолулу.
Самолеты S-42 компании "Pan Am" внесли основополагающий вклад в развитие трансокеанских перелетов. Они обычно совершали полеты в конфигурации на 32 пассажира, хотя использовались варианты и на 40 пассажиров для дневных полетов и на 14 пассажиров - для ночных.
HO3S-1 начали поступать в 3-ю опытовую вертолетную эскадрилью (VMX-3) КМП США в конце 1948 года. Они могли брать на борт только трех членов экипажа и применялись преимущественно в качестве вспомогательных. Данная машина была придана в Корее 33-й эскадрилье технического обслуживания КМП (MAMS-33).
Вертолет Sikorsky Н-5 ВВС США. В Корее впервые широко были использованы вертолеты, которые применялись для перевозки раненых, спасения сбитых летчиков и даже для высадки десантов. На фотографии - вертолет перевозит раненых, носилки укреплены вне кабины с обоих бортов фюзеляжа.
R-5 из состава ВВС и ВМС США активно применялись в корейской войне для эвакуации летчиков сбитых самолетов и перевозки раненых. На снимке HO3S-1 из подразделения HU-1 взлетает с палубы линкора "Нью-Джерси" (BB-62) и затем направится к берегу Кореи, 14 апреля 1953 года.
S-48/R-5D поисково-спасательной службы ВВС США имели боковые "наплывы", где размещалась двухместная скамейка, и небольшую носовую стойку.
Канадские ВВС приобрели семь H-5 у "Sikorsky". Они стали первыми вертолетами в канадских ВВС и в основном использовались в качестве учебных, испытательных и поисково-спасательных. Все H-5 были списаны к середине 1960-х годов. Dragonfly также эксплуатировались рядом канадских гражданских компаний.
В 1990-е годы фюзеляж бизнес-джета Learjet 45 собирался на заводе в Белфасте, Северная Ирландия, и затем на самолетах Short Belfast компании "HeavyLift" перевозился для окончательной сборки на завод в Уичиту, штат Канзас.
Благодаря особенностям своей конструкции "грузовик" CL-44D Canadair позволяет существенно упрощать погрузку/выгрузку различных грузов, включая негабаритные. В этом случае нет необходимости перемещать внутри отсека груз, погруженный через боковой грузовой люк.
D.III строился подразделением компании "Siemens", которое также разрабатывало дирижабли и гигантские бомбардировщики Grossftugzeuge.
S-29A оказался достаточно удачной машиной, способной развивать крейсерскую скорость 161 км/ч и поднимать в воздух 14 пассажиров.
Компания Сикорского построила три гигантские летающие лодки S-40, которые поступили в эксплуатацию в компанию "Pan Am". Самолеты были поставлены с октября 1931 года по август 1932 года и получили собственные имена - "American Clipper" (на рисунке), "Caribbean Clipper" и "Southern Clipper". В годы Второй мировой войны их утилизировали.
16-тонный S-40 представлял фактически сильно увеличенный вариант S-38 и стал самым большим гражданским самолетом своего времени. На снимке - "Southern Clipper".
На S.M.102 гражданских заказов не поступило, но строился в небольшом количестве для итальянских военных.
McDonnell Douglas F/A-18C Hornet. Изображенный здесь F/A-18C в конце 1990-х годов принадлежал 9-й эскадрилье ВВС Кувейта. Кувейт закупил 32 F/A-18C и восемь F/A-18D, оснащенных двигателями F404-GE-402 EPE и БРЛС APG-65, а также имевших возможность боевого применения в ночных условиях. Первые три машины поступили в январе 1992 года в 25-ю эскадрилью, а последние в сентябре 1993 года - в 9-ю эскадрилью. Самолеты первоначально базировались в районе международного аэропорта Кувейта, ожидая восстановления двух авиабаз, разрушенных во время иракского вторжения.
F/A-18 из состава 192-й истребительно-штурмовой эскадрильи "World Famous Golden Dragons" только что получил топливо от KC-135R в ходе операции "Enduring Freedom", октябрь 2001 года. Самолет несет УАБ GBU-12 и принимал участие в утреннем боевом вылете (виден пустой правый пилон).
В 2013 году старые Hornet остаются в достаточно большом количестве в боевом составе авиации ВМС и КМП США, а также стоят на вооружении ряда других стран мира. F/A-18 первого поколения все еще являются важным компонентом боевой мощи авиации ВМС США. Данный F/A-18C принадлежал командиру корабельного авиакрыла и несет контейнер с аппаратурой для управления маневрированием самолета в воздушном бою (ACMI). Данную часть расформировали в сентябре 2005 года.
Моноплан E.I имел типичное для того времени расчалочное крыло. Самолет оснащался ротативным двигателем Siemens-Halske Shi мощностью 100л. с. и был вооружен одним пулеметом LMG 08/15. Строился небольшой серией.
First production model of the S.S.W. E.I
В 1917 году компания "Siemens-Schuckert" построила прототип Dr.I - тогда в Германии была мода на трипланы. Самолет имел тянущий и толкающий воздушные винты и два ротативных двигателя Siemens-Halske Sh.I.
The curious S.S.W. DDr I which crashed on its maiden flight and was not rebuilt;
Последний SM. 1019 был списан в конце 1990-х годов. Он принадлежал летной школе армейской авиации в Витербо, где использовался в качестве учебного.
Компании DHL и TNT стали первыми компаниями, занявшимися срочными доставками различных грузов по воздуху. Необходимость срочной доставки посылок означает, что компания должна работать круглосуточно. На снимке - один из самолетов Boeing 737 Classic компании TNT во время ночной погрузки.
SF.600TP получился весьма хорошей машиной. Фюзеляж - прямоугольного сечения, силовая установка - два проверенных турбовинтовых двигателя. Однако спроса он почему-то не вызвал. Всего было построено, вероятно, не более 10 машин.
Si 201 имел необычную конфигурацию. Он принимал участие в сравнительных испытаниях вместе с Fieseler Fi 156 Storch, но показал плохие взлетно-посадочные характеристики и малую дальность.
Одномоторный биплан S-32 был построен в 1925 году и мог брать на борт пять человек - они размещались в трех кабинах. На снимке - самолет во время испытаний с колесным шасси, хотя затем его поставили на поплавки и использовали как гидросамолет.
Для карибских маршрутов компании "Pna Am" Чарльз Линдберг в феврале 1929 года совершил на этом S-38A (NC8000) трехдневный перелет по нескольким странам Латинской Америки протяженностью 3219 км.
S-36 представлял собой восьмиместный полутораплан - амфибию, оснащенную звездообразными двигателями Wright Whirlwind мощностью по 200л. с.
S-39 являлся уменьшенным вариантом S-38 и был рассчитан на пять пассажиров. Он оснащался одним двигателем Pratt & Whitney Wasp Junior.
Три самолета S-41 в 1931 году были поставлены ВМС США для проведения оценочных испытаний под военным обозначением RS-1. К ним также присоединились два самолета, взятые у компании "Pan Am" и переобозначенные как RS-5.
Большой объем грузов, которые не помещаются в грузовые отсеки широкофюзеляжных авиалайнеров, грузится через носовой люк грузовых Boeing 747. На снимке - Boeing 747-400 компании "Atlas Air".