Short SC.5 Belfast
Страна: Великобритания
Год: 1964


Стратегический военно-транспортный самолет
Описание
Фотографии
Short SC.5 Belfast

  В рамках программы британских ВВС, предусматривавшей создание стратегического военно-транспортного самолета, был разработан самый крупный за всю историю Королевской авиации транспортный самолет Belfast. История его создания уходит корнями в проект Britannic, предложенный компанией "Shorts" в 1957 году, оснащенный высокорасположенным крылом вариант турбовинтового авиалайнера Bristol Britannia. Этот вариант был переработан в SC.5, отличавшийся фюзеляжем больших размеров и турбовинтовыми двигателями Tyne, расположенными на крыле увеличенного на 4,88 м размаха.
  Belfast представлял собой военно-транспортный самолет типичной для машин такого класса конфигурации. Грузовой отсек имел полезный объем 311,49 м3, в нем можно было перевозить пусковые установки различных ракетных комплексов, артиллерийские орудия и различную технику, находившиеся на вооружении Великобритании, а при соответствующем дооборудовании он мог брать на борт от 150 до 250 военнослужащих.
  Самолет был выбран командованием ВВС в 1959 году, после чего работа над машиной пошла в ускоренном темпе. 5 января 1964 года был облетан первый прототип. Но результаты первых испытаний оказались не совсем ожидаемыми - скорость, дальность полета и максимальная масса полезной нагрузки оказались хуже расчетных. Тем не менее самолет был принят на вооружение Королевских ВВС Великобритании под обозначением Belfast C.Mk 1. 20 января 1966 года первый самолет поступил в эксплуатацию в 53-ю эскадрилью.
  Компания "Short Brothers" пыталась найти покупателей на данный самолет на гражданском рынке, но успеха не имела, и серия была ограничена всего 10 машинами. Проект оказался для разработчика убыточным. Военные также быстро потеряли к нему интерес, в том числе и потому, что баллистические ракеты Thor и Blue Streak, которые он должен был перевозить, к 1964 году были сняты с вооружения. Так что британские ВВС больше не нуждались в таком огромном самолете - в сентябре 1976 года он был снят с вооружения, после чего машины выставили на продажу на коммерческом рынке. В конечном итоге британская грузовая авиакомпания "British Carrier TAC HeavyLift" (затем "HeavyLift Cargo Airlines") приобрела пять самолетов, из которых три компания "Marshall" переоборудовала для коммерческого использования (сертификация их состоялась в марте 1980 года), а два остались в резерве. Единственный на сегодня сохранившийся экземпляр этого самолета находится в Австралии и вполне может быть восстановлен до состояния летной годности.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Short SC.5 Belfast

  Тип: стратегический военно-транспортный самолет
  Силовая установка: четыре ТВД Rolls-Royce Tyne RTy.12 мощностью по 5730 л. с. (4273 кВт)
  Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость 566 км/ч; практический потолок 9145 м; дальность полета с максимальной нагрузкой и резервом по топливу 1609 км
  Масса: пустого эксплуатационная 57 606 кг; максимальная взлетная 104326 кг
  Размеры: размах крыла 48,40 м; длина 41,58 м; высота 14,33 м; площадь крыла 229,09 м2
SC.5 Belfast. Самолет G-BEPS, бывший XR368 "Theseus" ВВС, был приобретен компанией "Pan African Freightliners" в 1977 году, и его перегнали на авиабазу Мэнстон. В 1978 году машину перепродали фирме "ТАС HeavyLift". После сертификации самолет стал вторым Belfast, введенным в эксплуатацию "HeavyLift Cargo Airlines". Первый коммерческий рейс он совершил 18 июля 1980 года. После многих лет службы самолет был пущен на слом в Саутенде в 2008 году.
Самолеты Belfast после окончания военной службы нашли спрос на гражданском рынке авиаперевозок. Компания "HeavyLift Cargo Airlines Ltd." эксплуатировала три такие машины. G-BEPS - бывший XR368 Theseus британских ВВС и второй самолет в серии. Первый коммерческий полет он совершил 18 июля 1980 года.
5 января 1964г.: поднялся в воздух первый транспортный XR362/G-ASKE "Belfast" компании "Shorts", Торреон, Испания. В октябре должны были пройти испытания взлета в условиях повышенной температуры.
"Transmeridian Air Cargo" передала свои инициалы новой авиакомпании "ТАС Heavylift", с 1980 года начавшей коммерческую эксплуатацию Belfast.
TAC Heavylift livery, shown on the second of the civil Belfasts, G-BEPS. Straight-in loading to the Belfast's capacious hold is one of the aircraft’s important features for civil freighting duties.
"HeavyLift" приобрела у ВВС три Belfast и с помощью фирмы "Marshall" из Кембриджа провела доработки, необходимые для эксплуатации самолета на гражданском рынке. По иронии судьбы, Belfast компании "HeavyLift" были взяты в аренду Министерством обороны Великобритании для снабжения британских сил во время фолклендского конфликта в 1982 году.
Единственный Belfast компании "Heavylift", остававшийся в летном состоянии на конец 2010 года, базируется в Австралии. За время гражданской службы самолет показал себя универсальной машиной, способной перевозить различные грузы, включая крупногабаритные, срочные и грузы на полетах.
В 1990-е годы фюзеляж бизнес-джета Learjet 45 собирался на заводе в Белфасте, Северная Ирландия, и затем на самолетах Short Belfast компании "HeavyLift" перевозился для окончательной сборки на завод в Уичиту, штат Канзас.
Прототип Belfast имел двойную регистрацию: военную - XR362, и гражданскую - G-ASKE. Первый полет состоялся 5 января 1964 года с заводского аэродрома "Short" в Квинс Айленде, пилотировал машину летчик-испытатель Деннис Тейлор.
Short SC.5/10 Belfast C.Mk 1 military heavy transport (four 5,730 ehp Rolls-Royce Tyne RTy.12 turboprop engines)
Служба десяти Belfast в британских ВВС продолжалась всего десять лет. За это время они налетали в общей сложности 42,6 млн километров без серьезных аварий. Машина на снимке, "Theseus", позднее использовалась фирмой "HeavyLift" и имела регистрационный номер G-BEPS.
Belfast имел большую дальность полета и активно использовался ВВС для перевозки грузов в процессе вывода британских войск из бывших заморских колоний. Позже самолеты компании "HeavyLift" участвовали в фолклендской войне и первой войне в Персидском заливе.
Британский "Белфаст" увозит очередную партию беженцев с Кипра
Two distinguished newcomers to the air transport scene. The giant Belfast - first strategic freighter for R.A.F. Transport Command. The versatile Turbo-Skyvan - robust, light freighter with outstanding short-field performance.
The second Short Belfast C.1 (XR363) long-range strategic freighter. Ten Belfasts have been ordered for R.A.F. Transport Command
The Belfast G-BEPS as originally painted for commercial service in 1979, when the operating company was to have been Transmeridian Air Cargo; after the latter company merged into the now-defunct British Cargo Airlines, the Belfasts remained in the hands of TAC Heavylift.
Photographed at Stansted on 6 March 1980 - the day on which civil certification was obtained - Belfast G-BEPE displays its TAC Heavylift livery.
One of TAC Heavylift's Belfasts cruises over SE England.
По этому рекламному снимку можно судить о грузоподъемности Belfast. Здесь представлены бронеавтомобиль Saladin, самоходная артустановка Abbott и разведывательно-дозорная машина Ferret, общая масса которых составляет 31298 кг.
Самолет G-BEPE демонстрирует возможность Belfast перевозить крупногабаритные грузы. В данном случае это фюзеляж лайнера Fokker F28, выгружаемый через заднюю рампу.
The first 10 complete sets of Boeing 767 components produced by Aeritalia were airfreighted to Everett aboard a Belfast of Heavy Lift, a spoiler set seen below being loaded aboard the Belfast at Capodichino. Subsequent deliveries of Aeritalia-produced components have been shipped to Boeing by sea.
The A.W. 660 Argosy and Short Belfast (picture) transports will be equipped with the Flight Refuelling probe-and-drogue system, and these artist's impressions show where the probes will be fitted.
Short SC.5/10 Belfast military heavy transport aircraft