Short SC.5 Belfast
Страна: Великобритания
Год: 1964


Стратегический военно-транспортный самолет
Описание
Фотографии
Short SC.5 Belfast

   В рамках программы британских ВВС, предусматривавшей создание стратегического военно-транспортного самолета, был разработан самый крупный за всю историю Королевской авиации транспортный самолет Belfast. История его создания уходит корнями в проект Britannic, предложенный компанией "Shorts" в 1957 году, оснащенный высокорасположенным крылом вариант турбовинтового авиалайнера Bristol Britannia. Этот вариант был переработан в SC.5, отличавшийся фюзеляжем больших размеров и турбовинтовыми двигателями Tyne, расположенными на крыле увеличенного на 4,88 м размаха.
   Belfast представлял собой военно-транспортный самолет типичной для машин такого класса конфигурации. Грузовой отсек имел полезный объем 311,49 м3, в нем можно было перевозить пусковые установки различных ракетных комплексов, артиллерийские орудия и различную технику, находившиеся на вооружении Великобритании, а при соответствующем дооборудовании он мог брать на борт от 150 до 250 военнослужащих.
   Самолет был выбран командованием ВВС в 1959 году, после чего работа над машиной пошла в ускоренном темпе. 5 января 1964 года был облетан первый прототип. Но результаты первых испытаний оказались не совсем ожидаемыми - скорость, дальность полета и максимальная масса полезной нагрузки оказались хуже расчетных. Тем не менее самолет был принят на вооружение Королевских ВВС Великобритании под обозначением Belfast C.Mk 1. 20 января 1966 года первый самолет поступил в эксплуатацию в 53-ю эскадрилью.
   Компания "Short Brothers" пыталась найти покупателей на данный самолет на гражданском рынке, но успеха не имела, и серия была ограничена всего 10 машинами. Проект оказался для разработчика убыточным. Военные также быстро потеряли к нему интерес, в том числе и потому, что баллистические ракеты Thor и Blue Streak, которые он должен был перевозить, к 1964 году были сняты с вооружения. Так что британские ВВС больше не нуждались в таком огромном самолете - в сентябре 1976 года он был снят с вооружения, после чего машины выставили на продажу на коммерческом рынке. В конечном итоге британская грузовая авиакомпания "British Carrier TAC HeavyLift" (затем "HeavyLift Cargo Airlines") приобрела пять самолетов, из которых три компания "Marshall" переоборудовала для коммерческого использования (сертификация их состоялась в марте 1980 года), а два остались в резерве. Единственный на сегодня сохранившийся экземпляр этого самолета находится в Австралии и вполне может быть восстановлен до состояния летной годности.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Short SC.5 Belfast

   Тип: стратегический военно-транспортный самолет
   Силовая установка: четыре ТВД Rolls-Royce Tyne RTy.12 мощностью по 5730 л. с. (4273 кВт)
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость 566 км/ч; практический потолок 9145 м; дальность полета с максимальной нагрузкой и резервом по топливу 1609 км
   Масса: пустого эксплуатационная 57 606 кг; максимальная взлетная 104326 кг
   Размеры: размах крыла 48,40 м; длина 41,58 м; высота 14,33 м; площадь крыла 229,09 м2
SC.5 Belfast. Самолет G-BEPS, бывший XR368 "Theseus" ВВС, был приобретен компанией "Pan African Freightliners" в 1977 году, и его перегнали на авиабазу Мэнстон. В 1978 году машину перепродали фирме "ТАС HeavyLift". После сертификации самолет стал вторым Belfast, введенным в эксплуатацию "HeavyLift Cargo Airlines". Первый коммерческий рейс он совершил 18 июля 1980 года. После многих лет службы самолет был пущен на слом в Саутенде в 2008 году.
Самолеты Belfast после окончания военной службы нашли спрос на гражданском рынке авиаперевозок. Компания "HeavyLift Cargo Airlines Ltd." эксплуатировала три такие машины. G-BEPS - бывший XR368 Theseus британских ВВС и второй самолет в серии. Первый коммерческий полет он совершил 18 июля 1980 года.
The first Belfast C Mk 1, XR362, made the type’s maiden flight at Sydenham (now George Best Belfast City Airport) on January 5, 1964. Only ten were built (the type suffered from suction-drag on the tail and rear fuselage), all of which entered service with the RAF. Named Samson in RAF service, XR362 is seen here landing in July 1969.
5 января 1964г.: поднялся в воздух первый транспортный XR362/G-ASKE "Belfast" компании "Shorts", Торреон, Испания. В октябре должны были пройти испытания взлета в условиях повышенной температуры.
"Transmeridian Air Cargo" передала свои инициалы новой авиакомпании "ТАС Heavylift", с 1980 года начавшей коммерческую эксплуатацию Belfast.
TAC Heavylift livery, shown on the second of the civil Belfasts, G-BEPS. Straight-in loading to the Belfast's capacious hold is one of the aircraft’s important features for civil freighting duties.
HeavyLift Belfast G-BEPS was one of the two used for civilian certification of the type before five of the ten examples built for the RAF entered service with the Stansted-based cargo carrier.
The RAF's loss was HeavyLift's gain - after demob a small number of Belfasts flew on in 'ciwie street' with the Ministry of Defence as a major customer!
"HeavyLift" приобрела у ВВС три Belfast и с помощью фирмы "Marshall" из Кембриджа провела доработки, необходимые для эксплуатации самолета на гражданском рынке. По иронии судьбы, Belfast компании "HeavyLift" были взяты в аренду Министерством обороны Великобритании для снабжения британских сил во время фолклендского конфликта в 1982 году.
The last airworthy Shorts Belfast (RP-C8020 c/n SH1819, ex G-HLFT and XR365) continues to serve with HeavyLift Cargo Airlines. The aircraft arrived at Luqa International Airport in Malta on August 3, 2008 and departed three days later. However, it was forced to return to Luqa with its number two engine feathered, possibly after a fuel pipe fractured. The problem was fixed and the aircraft departed again later the same day. Meanwhile, scrapping of G-BEPS (c/n SH1822, ex XR368) commenced on August 13 at Southend, Essex.
Heavy Lift’s Short Belfast being refuelled at Sydney International Airport on August 12, 2007. Lacy described the Belfast as the only plane he’s ever flown on that “felt alive”
Единственный Belfast компании "Heavylift", остававшийся в летном состоянии на конец 2010 года, базируется в Австралии. За время гражданской службы самолет показал себя универсальной машиной, способной перевозить различные грузы, включая крупногабаритные, срочные и грузы на полетах.
В 1990-е годы фюзеляж бизнес-джета Learjet 45 собирался на заводе в Белфасте, Северная Ирландия, и затем на самолетах Short Belfast компании "HeavyLift" перевозился для окончательной сборки на завод в Уичиту, штат Канзас.
Прототип Belfast имел двойную регистрацию: военную - XR362, и гражданскую - G-ASKE. Первый полет состоялся 5 января 1964 года с заводского аэродрома "Short" в Квинс Айленде, пилотировал машину летчик-испытатель Деннис Тейлор.
Short Belfast.
Short SC.5/10 Belfast C.Mk 1 military heavy transport (four 5,730 ehp Rolls-Royce Tyne RTy.12 turboprop engines)
The Short Bros Britannic 3 (the Air Staff’s least favourite choice for the strategic freighter/transport role) was developed into the Rolls-Royce Tyne-powered Belfast, which made its first flight on January 5, 1964. The type, of which only ten were built, entered RAF service in January 1966, this example, XR364, named Pallus, joining No 53 Sqn that year.
Defence cuts reduced the number of Belfasts for the RAF to ten from an anticipated fleet of around 30. Consequently, during the Falklands War the former RAF aircraft, by then operated by HeavyLift, had to be hired back.
Служба десяти Belfast в британских ВВС продолжалась всего десять лет. За это время они налетали в общей сложности 42,6 млн километров без серьезных аварий. Машина на снимке, "Theseus", позднее использовалась фирмой "HeavyLift" и имела регистрационный номер G-BEPS.
Shorts made a big impression at the 1964 SBAC display at Farnborough with an airborne appearance of the first two Belfasts, XR362 and XR363.
Belfast имел большую дальность полета и активно использовался ВВС для перевозки грузов в процессе вывода британских войск из бывших заморских колоний. Позже самолеты компании "HeavyLift" участвовали в фолклендской войне и первой войне в Персидском заливе.
Британский "Белфаст" увозит очередную партию беженцев с Кипра
The first Short SC.5 10 Belfast C Mk.l was towed out of the assembly hall at Belfast on October 8th, 1963
Two distinguished newcomers to the air transport scene. The giant Belfast - first strategic freighter for R.A.F. Transport Command. The versatile Turbo-Skyvan - robust, light freighter with outstanding short-field performance.
The extremes of the Short freighter family, the prototype Belfast, XR362, shelters the prototype Skyvan G-ASCN.
The second Short Belfast C.1 (XR363) long-range strategic freighter. Ten Belfasts have been ordered for R.A.F. Transport Command
One of Transmeridian / Eurolatin’s Short Belfasts, G-BEPS, at Stansted, as originally painted for commercial service in 1979, when the operating company was to have been Transmeridian Air Cargo; after the latter company merged into the now-defunct British Cargo Airlines, the Belfasts remained in the hands of TAC Heavylift.
Photographed at Stansted on 6 March 1980 - the day on which civil certification was obtained - Belfast G-BEPE displays its TAC Heavylift livery.
One of TAC Heavylift's Belfasts cruises over SE England.
Short Belfast G-BEPS, one of three based at Stansted with Heavylift Cargo Airlines.
Reader Stan Willhight writes from Langley, Washington, USA, to say how much he enjoyed the spread on Heavy Lift in AIR International/May 1988. Until reading the article, the Belfast was, he says, "a mystery aircraft; at first sight the Belfast appeared to be a modified Hercules and then an aircraft from the Soviet Antonov line". Photographs enclosed by Mr Willhight show two Belfasts (above, G-BEPS and below, G-HLFT) at Boeing's Everett, Wash, assembly plant, where they had arrived with parts for the Boeing 747 built by Aeritalia in Italy.
По этому рекламному снимку можно судить о грузоподъемности Belfast. Здесь представлены бронеавтомобиль Saladin, самоходная артустановка Abbott и разведывательно-дозорная машина Ferret, общая масса которых составляет 31298 кг.
Самолет G-BEPE демонстрирует возможность Belfast перевозить крупногабаритные грузы. В данном случае это фюзеляж лайнера Fokker F28, выгружаемый через заднюю рампу.
Latest addition to Doug Arnold's collection at Blackbushe is this ex-Indian Air Force Consolidated Liberator, seen emerging from a Heavy-Lift Shorts Belfast on arrival at Stansted on May 6, 1982.
The first 10 complete sets of Boeing 767 components produced by Aeritalia were airfreighted to Everett aboard a Belfast of Heavy Lift, a spoiler set seen below being loaded aboard the Belfast at Capodichino. Subsequent deliveries of Aeritalia-produced components have been shipped to Boeing by sea.
The A.W. 660 Argosy and Short Belfast (picture) transports will be equipped with the Flight Refuelling probe-and-drogue system, and these artist's impressions show where the probes will be fitted.
Plan-view comparison between Short Belfast C.1 (in black) and Airbus A400M Atlas (in cyan), demonstrating how similar in size and general layout the two types are. The A400M’s four 11,000 h.p. Europrop TP400 turboprops and eight-bladed Ratier propellers, compared to the Belfast's 5,730 h.p. Rolls-Royce Tynes, provide the new transport with considerably better performance, particularly in terms of speed and range with payload.
Short Bros Britannic 3. One of the three main contenders for the post-Sandys military strategic freighter/transport role. Ultimately, the Short Britannic 3 was chosen and entered service as the Belfast.
Short SC.5/10 Belfast military heavy transport
Short SC.5/10 Belfast military heavy transport aircraft
Shorts SC.5 Belfast
SHORT SC.5/10 BELFAST C.
Shorts coined the term “stractical” to describe the capability of its S.C.5/21B to meet OR.351. The Belfast variant was fitted with a dorsal engine pack to feed the boundary-layer control system for STOL operations. The removable dorsal pack incorporated three RB.176 compressors which would “blow” the control surfaces on the wings and tail. Note also the 12-wheel main undercarriage bogies for semi-prepared strips.