Consolidated B-24H / B-24J Liberator
Consolidated F-7
Варианты:
Consolidated - B-24H / B-24J Liberator - 1943 - США
Страна: США
Год: 1943


Дальний бомбардировщик и разведчик с 10 членами экипажа
Описание:
B-24H / B-24J Liberator
F-7
Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)
Фотографии:

Цветные фото (17)

B-24H / B-24J Liberator

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с носовой стойкой. Экипаж 10 человек. Создан в КБ фирмы "Консолидейтед эйркрафт корпорейшн" под руководством А.Лэддена. Опытный образец XB-24 поднялся в воздух 29 декабря 1939 г. Серийное производство развернуто в декабре 1940 г. Строился на заводах "Консолидейтед" (Сан-Диего, Форт-Уорт), "Дуглас" (Талса), "Норт Америкэн" (Даллас), "Форт мотор" (Уиллоу-Ран). В общей сложности изготовлено 17 104 экз.
Состоял на вооружении в США с июня 1941 г., в Великобритании - с августа 1941 г. (как бомбардировщик), в Канаде - с 1942 г., в Австралии - с 1944 г., в СССР - с апреля 1945 г.
Основные серийные модификации (как бомбардировщика):
   - "Либерейтор" II с моторами R-1830-C4G, вооружение 14x7,69;
   - LB-30. "Либерейтор" II, переделанный по стандартам ВВС армии США, вооружение 6x12,7;
   - B-24D ("Либерейтор" III) с моторами R-1830-43, вооружение 6(8)х12,7 (полевые переделки до 11x12.7), вариант "Либерейтор" III-10x7,69+2x12,7;
   - B-24E, аналог B-24D, выпускавшийся заводом "Форд", вооружение 10x12,7;
   - B-24G ("Либерейтор" VIII), аналог B-24D, выпускавшийся заводом "Норт америкэн", вооружение 11x12,7 (начиная с серии G-1 - новая носовая часть);
   - B-24H ("Либерейтор" VI) с новой носовой частью, вооружение 10x12,7;
   - B-24J с моторами R-1830-65, вооружение 10x12,7;
   - B-24L, облегченный вариант, новое остекление кабины штурмана, новые турели;
   - B-24M, аналог B-24L с новым оборудованием пилотской кабины, другой хвостовой турелью.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 5800 - 5900 кг.
Первое боевое применение - LB-30 на о.Ява в январе 1942 г. С июня 1942 г. использовались в Средиземноморье, в частности, была совершена серия налетов на Плоешти (Румыния) из Египта. С июля 1944 г. B-24 проводили рейды с Алеутов на Курильские острова. B-24 использовались ВВС армии США преимущественно в Африке, Италии, Индии, на Тихом океане. Английская авиация применяла "Либерейтор" как бомбардировщик на Ближнем Востоке, в Индии, Бирме и на Цейлоне. Австралийцы воевали на "либерейторах" на Новой Гвинее, Соломоновых островах, в Индонезии. Канадские самолеты применялись только как патрульно-противолодочные. B-24 советской авиации в войне не участвовали.
Производство прекращено в июне 1945 г.
Самолет снят с вооружения в США в 1954 г., в Великобритании - в 1946 г., в СССР - в 1950 г.

F-7

Дальний разведчик. Четырехмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся трехколесным шасси с носовой стойкой. Экипаж - 10 чел. Представлял собой переделку в фоторазведчик тяжелого бомбардировщика B-24 "Либерейтор". Бомбардировщик был спроектирован в КБ "Консолидеитед эиркрафт корпорейшн" под руководством А. Лэддена. Опытный образец бомбардировщика, XB-24, поднялся в воздух 29 декабря 1939 г. B-24 с декабря 1940 г. строился серийно на нескольких заводах, с августа 1941 г. эта машина состояла на вооружении ВВС армии США.
Первый опытный образец разведчика, XF-7, был переделан из самолета модификации B-24D в 1942 г. в мастерских авиакомпании "Нортуэст эйрлайнз". От бомбардировщика он отличался отсутствием бомбодержателей, увеличенным запасом горючего (дополнительными баками в бывшем бомбоотсеке) и комплектом фотоаппаратуры. С конца 1942 г. модификационные центры ВВС начали переделку серийных B-24J в разведчики.
F-7 состоял на вооружении только в США, с 1943 г.
Моторы R-1830-65. Вооружение 10x12,7, бомбовая нагрузка отсутствовала.
Серийно выпускались две модификации:
   - F-7A с тремя фотоаппаратами в носовой части фюзеляжа и тремя в бомбоотсеке;
   - F-7B с шестью фотоаппаратами в бомбоотсеке.
Всего изготовили 214 экз. (182 F-7A и 32 F-7B). Кроме того, существовали многочисленные полевые переделки B-24 разных модификаций, обозначавшиеся просто F-7 и отличавшиеся друг от друга по комплектации оборудованием и аппаратурой.
Первые построенные серийные бомбардировщики B-24A намеревались использовать для тайной разведки японских военно-морских баз на Тихом океане еще до начала боевых действий, но удар по Пёрл-Харбору состоялся раньше, чем эти самолеты успели дооборудовать. Позднее на фронте для дальних рейдов во вражеский тыл использовали бомбардировщики разных модификаций, иногда переделанные различным образом. В августе 1942 г. B-24 фотографировали японские плацдармы на Алеутских о-вах. Первый боевой вылет подобной машины на Средиземноморском театре состоялся 13 ноября 1942 г. Осуществлялась разведка перевала Кассерин в Северной Африке. Другой переоборудованный B-24 фотографировал Бенгази. Сделанные им снимки позволили выявить ложные позиции противника.
F-7 широко применялись на Тихоокеанском театре военных действий в 1943 - 1945 гг. Они базировались в юго-западной части Тихого океана, а позднее на Молуккских о-вах и Окинаве. F-7 активно участвовали в боевых операциях на Филиппинах. В частности, в октябре 1944 г. они внесли существенный вклад в действия на о. Лусон. Весной - осенью того же года эти машины применялись в Бирме, летая с аэродромов в Индии и Китае. Они вели разведку японских позиций перед началом наступления войск союзников.
Выпуск F-7 завершили в 1944 г. Они использовались на фронте до самого конца войны. Последние F-7 сняли с вооружения ВВС армии США в 1947 г.


F-7A||
Размах:||31,5 м
Длина:||20,18 м
Моторы, количество х мощность:||4 х 1200 л.с.

Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)

<...>
   Первым серийным вариантом, выпущенным фирмой "Ford", стал B-24E, в основном аналогичный B-24D, за исключением винтов и ряда мелких изменений. Этот вариант строился также заводами "Consolidated" и "Douglas", некоторые машины оснащались двигателями R-1830-65, общий выпуск составил 801 самолет. За ними последовали 430 B-24G, все они, кроме первых 25, имели носовую стрелковую установку в удлиненной передней части фюзеляжа. Вариант собирали на новой производственной линии фирмы "North American". Такие же самолеты, производившиеся "Consolidated", "Douglas" и "Ford", обозначались B-24H (построено 3100).
   Основным серийным вариантом являлся B-24J - с пяти производственных линий сошло 6678 таких самолетов. От B-24H он отличался незначительными изменениями. Поставленные по ленд-лизу британским ВВС B-24H и B-24J обозначались Liberator GR.MkVI, если предназначались для противолодочной службы и морской разведки, или Liberator B.Mk VI, если использовались на Ближнем и Дальнем Востоке как тяжелые бомбардировщики. Самолеты ВМС США назывались PB4Y-1. Очередным серийным вариантом стал B-24L, похожий на B-24D, но его хвостовую турель заменили на два управляемых вручную пулемета калибра 12,7 мм. "Consolidated" построила 417 таких машин, а "Ford" - 1250. Последняя модификация B-24M отличалась от B-24J лишь типом хвостовой стрелковой установки. Фирма "Convair", как часто называли "Consolidated" с 1943 года после ее слияния с "Vultee", выпустила 916 самолетов последнего варианта в Сан-Диего, а "Ford" произвела еще 1677. Нетипичные версии включали один XB-24F для оценки экспериментальной тепловой противообледенительной системы, прототип XB-24K с одним килем, который предполагался к массовому выпуску как B-24N, но по завершении производства 31 мая 1945 года с конвейера сошли только прототип XB-24N и семь YB-24N для эксплуатационных испытаний, и один экспериментальный бомбардировщик сопровождения XB-41 с 14 пулеметами калибра 12,7 мм, позже его переоборудовали в самолет для обучения бортинженеров под обозначением AT-22 (позднее TB-24). Большинство Liberator после окончания войны были признаны в США излишними и к 1953 году их списали.
   Заводы выпустили в целом 18482 Liberator всех вариантов. Помимо поставленных ВВС Британии, ВВС и ВМС США, они летали в составе ВВС Австралии, Канады и ЮАР. Особую ценность эти самолеты представляли для Тихоокеанского ТВД, где большая дальность полета и универсальность делали их настоящими "мастерами на все руки".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Consolidated B-24H/J Liberator PB4Y-1

   Тип: дальний бомбардировщик и разведчик с 10 членами экипажа
   Силовая установка: четыре звездообразных поршневых двигателя Pratt & Whitney R-1830-65Twin Wasp мощностью по 1200 л. с. (895 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 467 км/ч на 7620 м; крейсерская скорость 346 км/ч на оптимальной высоте; подъем до 6095 м за 25 мин; практический потолок 8535 м; дальность полета 3380 км
   Масса: пустого самолета 16 556 кг; максимальная взлетная 32 296 кг
   Размеры: размах крыла 33,53 м; длина 20,47 м; высота 5,49 м; площадь крыла 97,36 м2
   Вооружение: по два пулемета Browning калибра 12,7 мм в носовой, надфюзеляжной, подфюзеляжной и хвостовой стрелковых установках и по одному пулемету Browning того же калибра в бортовых окнах фюзеляжа плюс до 5806 кг бомб на внутренней и внешней подвесках
Экипаж у тяжелого бомбардировщика B-24J (США)
The author poses for a photograph with his new paramour, Delectable Doris, at Grand Rapids, Michigan, on August 10, 1989.
It was hoped that Delectable Doris would return to Britain to commemorate the 50th anniversary of the first arrival of USAAF wartime units in the UK in 1992. The author canvassed support from Ford, which built numerous examples of the bomber, but it came to naught. In late 1994 Tallichet sold Doris to Kermit Weeks in Florida.
David Tallichet gives a little TLC to Doris’s No 2 Pratt & Whitney Twin Wasp engine at Grand Rapids. Built by Consolidated at Fort Worth, Texas, this Liberator saw service with the RAF as KH401, as which it served with No 357 Sqn in northern India on long-range sorties as far afield as Malaya and Sumatra. It later served with No 232 Sqn at Poona in central western India until it was struck off RAF charge on September 20, 1946.
No 2 engine undergoes a running test before the flight to Buffalo - it was a very different experience from the author’s regular day job, flying corporate jets around Europe for the Ford Motor Company, although his experience on flying the Douglas DC-3 for Skyways Coach-Air stood him in good stead.
With a cough and a puff of smoke, No 3 engine is started at Grand Rapids. Note the nose artwork is on the port side only. After leaving RAF service, this machine served with the Indian Air Force, which acquired a number of examples refurbished by Indian company HAL after they had been appropriated from abandoned RAF stocks in India.
Consolidated Liberator Delectable Doris in a gin-clear sky while operating as part of David Tallichet’s Military Aircraft Restoration Corp during 1980-94.
B-24J, принадлежащий фонду, в окраске B-24H-15-FO "Witchcraft". Оригинальный самолет совершил во время Второй мировой войны 130 боевых вылетов, причем ни один из членов его экипажа даже не был ранен.
The flagships of Tom Reilly’s restoration achievements so far: B-17 Flying Fortress 44-83575/N93012 Nine-O-Nine and B-24 Liberator 44-44052 All American, both rebuilt for the Collings Foundation.
"Tondelayo"(вверху слева), "Nine-o-Nine", "Witchcraft" (внизу) и "Betty Jane" (вверху) - "памятник в небе" американским пилотам Второй мировой войны. Ежегодно самолеты из коллекции Фонда могут увидеть миллионы зрителей по всем Соединенным Штатам.
The Collings Foundation's 'Wings of Freedom' tour - a B-17, B-24, B-25 and P-51.
Aircraft, such as the Collings Foundation's B-24 Witchcraft serve as flying memorials.
On June 1, 1975, at Duxford, the original Doris and her husband William Graff approved the newly applied reconstruction of the original nose art and christened David Tallichet’s B-24 (as seen here). The occasion was the 28th Reunion of the Second Air Division Association, held in Norwich during May 30 - June 14 that year.
The Vargas-style artwork of "Delectable Doris" painted on the port side of the Liberator’s front fuselage. The original Delectable Doris, of the 566th BS, 389th BG, was lost on an Eighth Air Force raid on February 3, 1945, when more than 1,200 B-17s and B-24s bombed marshalling yards in Berlin and a synthetic oil plant at Magdeburg in central Germany.
TAH subscriber Mike Provost sent us these photographs, which he took at Duxford in April 1975. They show newly arrived B-17 Sally B, still bearing the legend “Euroworld” on its nose (it was actually the name of the ferrying company established by B-17 Preservation Ltd’s founder Ted White). David Tallichet’s B-24 Delectable Doris is visible in the background of both images.
Грязно-оливковые и цвета натурального металла Commando сфотографированы в одном ряду с C-47 и B-24. Подобно Skytrain и Liberator, серию Commando выпускали на нескольких заводах.