Boeing B-17E / B-17G Flying Fortress (Boeing F-9)
Варианты:
Boeing - B-17E / B-17G Flying Fortress - 1941 - США
Страна: США
Год: 1941


9-10-местный бомбардировщик дальнего действия
Описание:
B-17E / B-17G Flying Fortress
F-9
Boeing Model 299 (B-17 Flying Fortress, B-40, BQ-7 и другие)
Фотографии:

Цветные фото (28)

B-17E / B-17G Flying Fortress

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 6-10 человек. Спроектирован в КБ фирмы "Боинг эйрплейн" под руководством Э.Эмери и Э.Уэллса. Опытный бомбардировщик "модель 229" впервые взлетел 28 июня 1935 г. Серийное производство начато в декабре 1936 г.
  Выпускался на заводах "Боинг" в Сиэттле, "Вега эйркрафт корпорейшн" в Бэрбанке, "Дуглас" в Лонг-Бич. Всего построен 12 731 экз. B-17 состоял на вооружении в США с марта 1937 г., в Великобритании - с марта 1941 г., в СССР - с апреля 1945 г.
  Основные серийные модификации:
   - B-17C ("Фортресс" I) с моторами R-1820-65, вооружение 5x12,67+1x7,62, бомбы до 1235 кг;
   - B-17D с протектированными бензобаками, дополнительной бронезащитой, вооружение 7x12,7+1x7,62, бомбы до 1235 кг;
   - B-17E с новыми хвостовой частью фюзеляжа и оперением, вооружение 8x12,7+ 1x7,62, бомбы до 8000 кг, на поздних сериях - шаровая подфюзеляжная турель;
   - B-17F ("Фортресс" II) с новой носовой частью фюзеляжа, противопыльными фильтрами, протектированными маслобаками, дополнительными бензобаками, моторами R-1820-97, вооружение 8x12,7+1x7,62 или 11x12,7 (с F-75), бомбы до 9500 кг, отдельные самолеты оснащались РЛС H2S;
   - B-17G ("Фортресс" III) с измененной схемой вооружения, вооружение 11-13x12,7, с G-50 разнесенные по длине бортовые стрелковые установки, на отдельных самолетах РЛС Н2К.
  Первый случай боевого применения - налет английской авиации на Вильгельмсхафен в июле 1941 г. Английские "крепости" небольшими группами совершали налеты на Гамбург, Эмден, Дюссельдорф, Осло, Брест. С октября 1941 г. английские самолеты использовались в Европе только в Береговом командовании как патрульно-противолодочные. В Африке они действовали до мая 1942 г., совершая налеты на Тобрук и Бенгази.
  Американские B-17 получили боевое крещение в декабре 1941 г. на Гавайях и Филиппинах. В январе 1942 г. участвовали в боях на о.Ява, активно применялись затем на море (в т.ч. в сражениях в Коралловом море и у Мидуэя). С февраля 1942 г. дислоцировались также в Индии. С 1943 г. убраны с Тихоокеанского театра, где заменены на B-24, зато с августа 1942 г. применялись в Европе (с баз в Великобритании). С января 1943 г. совершали массированные дневные налеты на цели в Германии. С начала 1944 г. - основной тип американского бомбардировщика на европейском театре. Применялся также как дальний разведчик, самолет РЭП и спасательной службы, военно-транспортный. В июне - сентябре 1944 г. B-17 участвовали в "челночных" операциях с баз на Украине. "Крепости" ВВС армии США использовались на фронте до конца войны в Европе. Советские B-17 в боевых действиях не участвовали.
  B-17 сняли с производства в июле 1945 г. Большая часть была снята с вооружения в 1946 г., но отдельные машины эксплуатировались ВВС США до 1956 г., а в Береговой охране они служили до 1959 г.


B-17G||
Размах:||31,63 м
Длина:||22,65 м
Моторы, количество х мощность:||4x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||30000 кг
Максимальная скорость:||460 км/ч
Практический потолок:||10900 м
Дальность:||5400 км

F-9

Дальний разведчик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси. Экипаж - 9-10 чел. F-9 являлся разведывательным вариантом тяжелого бомбардировщика B-17 "Флайинг Фортресс" ("Летающая крепость"). Последний под названием "модель 299" был сконструирован в КБ фирмы "Боинг эйрплейн" под руководством Э. Уэллса. Опытный образец бомбардировщика совершил первый полет 28 июня 1935 г. С декабря 1936 г. эта машина под обозначением B-17 начала серийно выпускаться на заводе "Боинг" в Сиэттле и в марте 1937 г. была принята на вооружение Авиационного корпуса армии США.
  В 1942 г. на предприятии в Сиэттле произвели пробную переделку B-17F в дальний фоторазведчик F-9. С конца года там же начали выпуск серийных разведчиков. Всего изготовили 51 экз.
  F-9 состоял на вооружении только ВВС армии США - с 1942 г.
  Двигатели R-1820-97. Вооружение 11x12,7, бомбовой нагрузки разведчики не несли.
  Выпускались следующие модификации F-9:
   - F-9 - первый серийный вариант на базе бомбардировщика B-17F;
   - F-9A - аналог F-9 с отличиями по оборудованию;
   - F-9B - с другим комплектом фотоаппаратуры;
   - F-9C - на базе бомбардировщика B-17G, фотоаппараты установлены в выступе вместо турели под носовой частью.
  Кроме этого, в Великобритании бомбардировщики "Фортресс" III (B-17G) переделывались в самолеты радиоразведки и радиопротиводействия с РЛС.
  С самого начала войны на Тихом океане американцы нередко применяли бомбардировщики B-17 в качестве дальних разведчиков. В августе 1942 г. с такого самолета произвели съемку военных объектов вблизи Рабаула (о. Новая Британия). В том же месяце "летающие крепости" фотографировали о-ва Кыска и Кодьяк (Алеутские о-ва), захваченные японским десантом. Фоторазведчики F-9 применялись в Европе и на Тихом океане с весны 1943 г. до конца войны. В частности, в июне 1943 г. машины этого типа вели разведку японских баз на Соломоновых о-вах. Английские самолеты "Фортресс" III со специальным оборудованием выявляли местонахождение радиолокационных станций и постов наведения системы ПВО Германии, а также использовались как самолеты радиопротиводействия при массированных ночных налетах, создавая активные и пассивные помехи.
  Выпуск последней модификации, F-9C, закончили в 1944 г. Разведчики на базе B-17 сохранялись на вооружении ВВС США и после войны, в 1948 г. их переименовали в RB-17. Один из них совершил первый для американских ВВС боевой вылет в Корейской войне 25 июня 1950 г. RB-17G применялись в Корее вплоть до заключения перемирия. Отдельные машины этого типа эксплуатировались в ВВС до 1956 г., а в Береговой охране США последний самолет летал до октября 1959 г.


F-9C||
Размах:||31,64 м
Длина:||22,78 м
Моторы, количество х мощность:||4 х 1000 л.с.

Boeing Model 299 (B-17 Flying Fortress, B-40, BQ-7 и другие)


<...>
  Последующие модификации B-17E, B-17F и B-17G (все Model 299O) имели увеличенное вертикальное оперение с крупным вытянутым форкилем. B-17E и B-17F были первыми из тех, что служили в 8-й Воздушной армии США в Европе и отличались от других в основном вооружением и оборудованием. Это были самые совершенные модификации B-17, однако в ходе двух операций, 17 августа и 14 октября 1943 года, при нанесении бомбовых ударов по стратегическим объектам Германии американцы потеряли 120 таких самолетов. Оборонительное вооружение B-17 оказалось недостаточным для защиты от перехватчиков, несмотря на плотные боевые порядки этих бомбардировщиков и взаимное огневое прикрытие. Без истребительного эскорта B-17 оставались слишком уязвимыми в дневное время. Большинство самолетов немцам удалось сбить в лобовых атаках. Чтобы обеспечить защиту от таких атак, на последней серийной модификации B-17G установили дополнительную носовую турель с двумя 12,7-мм пулеметами. В результате общее число пулеметов на борту возросло до 13 штук. Чтобы увеличить боевой потолок, поздние серийные экземпляры оснащались улучшенными турбокомпрессорами. Всего было построено 8680 B-17G.
  B-17 использовался на всех ТВД, где воевали США, особенно активно в Европе и на Ближнем Востоке. На Тихом океане он оказал неоценимую помощь в патрулировании, разведке, а также в ходе бомбовых ударов для непосредственной поддержки наземных войск. Ряд модификаций был построен или переделан для решения специальных задач. Общий объем выпуска бомбардировщика составил почти 13 000 экземпляров всех модификаций. Несколько сотен B-17G оставались в ВВС США после окончания Второй мировой войны, но вскоре их перевели в резерв как морально устаревшие.


Модификации

  B-17H: небольшое количество военно-морских спасательных самолетов с поисковой РЛС и сбрасываемой спасательной лодкой, позже получивших обозначение SB-17G
  B-40: "бомбардировщик сопровождения" с усиленным вооружением (до 30 пулеметов). Предназначался для защиты от атак истребителями обычных бомбардировщиков, но из-за низких боевых и скоростных качеств в серию не пошел. Построено четыре экземпляра, впоследствии переделанных в учебно-тренировочные машины TB-40
  BQ-7: беспилотная радиоуправляемая "летающая бомба", экипаж (два человека) которой выпрыгивал с парашютами после наведения самолета на курс. Самолет был неудачным и использовался ограниченно
  CB-17G и VB-17G: обозначения для бомбардировщиков B-17G, переделанных в транспортники.
  DB-17P: беспилотный самолет
  F-9: модификация для фоторазведки с различным расположением камер, строились подмодификации F-9A, F-9B и F-9C. Другие обозначения самолетов-фоторазведчиков - FB-17 и RB-17G
  Model 299Z: два B-17G, приспособленных для летных испытаний турбовинтовых двигателей, установленных в носовой части фюзеляжа
  Model 299AB: после использования всех букв латинского алфавита за модификацией Model 299Z последовало обозначение из двойных букв. Model 299AB представлял собой административный транспортный самолет для авиакомпании TWA, использовавшийся для обследования и связи при организации после войны маршрутов на Ближнем Востоке.
  PB-1: один B-17F и один B-17G, использовавшиеся ВМС США в различных испытательных проектах
  PB-1G: спасательный самолет для береговой охраны США и 17 B-17G с теми же переделками, что и у B-17H ВВС США
  PB-1W: 31 самолет B-17G, использовавшийся ВМС США в качестве противолодочного и РЭП после установки поисковой РЛС APS-80 с антенной в обтекателях над и под фюзеляжем
  QB-17L и QB-17N: беспилотные самолеты-мишени
  TB-17G: специальный учебно-тренировочный самолет XB-38: один самолет, в опытном порядке оснащенный V-образными двигателями Allison V-710-89
  XC-108: пассажирский самолет на 38 мест
  XC-108A: транспортный самолет с грузовой дверью по левому борту
  XC-108B: экспериментальный летающий танкер-топливозаправщик
  YC-108: самолет для VIP-пассажиров


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing Model 299O (B-17G Flying Fortress)

  Тип: 9-10-местный бомбардировщик дальнего действия
  Силовая установка: четыре звездообразных двигателя Wright R-1820-97 мощностью по 1200 л.с. (895 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 462 км/ч на высоте 7620 м; крейсерская скорость 293 км/ч на оптимальной высоте: подъем на 6095 м за 37 мин; практический потолок 10 850 дальность полета 3219 км с бомбовой нагрузкой 2722 кг
  Масса: пустого 16391 кг; максимальная взлетная 29710 кг
  Размеры: размах крыла 31,62 м; длина 22,66 м; высота 5,82 м; площадь крыла 131,92 м2
  Вооружение: два 12,7-мм пулемета Browning в носовой турели, а также в верхней, нижней и хвостовой турелях, по одному 12,7-мм пулемету Browning в двух подвижных бортовых установках в средней части фюзеляжа, в двух установках по бортам кабины и одной одинарной верхней плюс до 7983кг бомб в бомбовом отсеке и на внешней подвеске
B-17F
Самолетам авиации Армии США поначалу давали патриотические имена. Однако более прижились неофициальные и куда менее пафосные названия, например, SNAFU, которое носил этот B-17F (SNAFU - аббревиатура американской поговорки,
ее примерный перевод - "Ситуация нормальная: все плохо").
Прототип Boeing B-17 Flying Fortress выполнил первый полет в 1935 году. С точки зрения ряда историков авиации, B-17 остается в тени не менее удачного, но более массового B-24. B-17 стал основным самолетом, выполнявшим дневные налеты на Третий рейх.
Ясная погода способствовала точности бомбометания, но и делала самолеты хорошими целями для вражеских зенитчиков. Эти B-17F готовы сбросить бомбы по сигналу командира группы.
B-17G
B-17G
B-17 "Sally B" - единственный сохранившийся в Великобритании самолет этого типа, хотя британцев с этими машинами связывает очень многое. "Sally B"- это B-17G (хотя в своей долгой карьере он был также EB-17G и TB-17G), а в Великобритании он летает с 1975 года, благодаря энтузиазму отдельных лиц, включая и саму Элли Солингбоу, в чью честь этот самолет и был назван.
На B-17G удалось решить проблему установки мощного оборонительного вооружения в носовой части фюзеляжа. Эта модификация была оснащена четырьмя 12,7-мм пулеметами в двух установках (в носовой и верхней части, каждая с двумя пулеметами), а также двумя фюзеляжными установками 12,7-мм пулеметов с ручным управлением.
Dramatic photograph of B-17G G-BEDF/44-85784 Sally B performing at a Biggin Hill Air Fair. The spectators seem remarkably unconcerned at the close approach of instant death; fortunately for all concerned, this potentially dangerous aspect of warbird displays at Biggin has since been discontinued.
B-17G "Nine-o-Nine" фонда Коллингса в полете над мостом Золотые Ворота в Сан-Франциско, фонд владеет одной из лучших в мире коллекций летающих самолетов.
В 1998 году около 13 "Крепостей" были пригодны к полетам, включая этот самолет, хранящийся в музее ВВС США. В других музеях представлено еще 30 самолетов.
Бомбардировщик Боинг B-17G "Флайинг Фортресс" (США)
B-17 "BIТ O'LACE" из состава 709-й бомбардировочной эскадрильи 447-й бомбардировочной группы, базировавшейся в Рэттлсдене (Великобритания), был сфотографирован 19 июня 1944 года. Этот самолет совершил 83 боевых вылета и вернулся в США в июле 1945 года.
За время выпуска B-17G компания "Boeing" построила 4035 таких самолетов, а фирмы "Douglas" и "Lockheed Vega" - 2395 и 2250 экземпляров.
B-17G из 532-й эскадрильи 381-го бомбардировочного авиакрыла держат курс на Германию. Окрашивать законцовки крыла и стабилизаторы в красный цвет стали с конца июля 1944 года.
Самолеты B-17G 381-й бомбардировочной группы. Камуфляжная окраска постепенно исчезла с "Крепостей" 8-й Воздушной армии, начиная с января 1944 года.
Когда истребительное сопровождение на всем пути к цели стало реальностью, ВВС США решили отказаться от камуфляжа на своих самолетах. Переход от желто-коричневой окраски к цвету металла шел довольно медленно, поскольку краску в полевых условиях не снимали. Камуфлированные самолеты исчезали или в результате боевых потерь, или списания, так что обычным явлением были группы самолетов, имевших разную окраску.
"Tondelayo"(вверху слева), "Nine-o-Nine", "Witchcraft" (внизу) и "Betty Jane" (вверху) - "памятник в небе" американским пилотам Второй мировой войны. Ежегодно самолеты из коллекции Фонда могут увидеть миллионы зрителей по всем Соединенным Штатам.
Перл-Харбор, рейд Дулитла на Токио и стратегические бомбардировки Европы - вот сценарии реконструкции боевых действий в исполнении МВС. На фотографии: Т-6 Texan, изображающий японский Zero, атакует уже дымящийся B-17.
Boeing B-17G 44-85784, registered, in America as N17TE when AIR PORTRAITS took this picture on a sortie from Duxford, has now joined the British civil register as G-BEDF.
Самолет № 9323Z с именем "Sentimental Journey", он же бывший DB-17P и противопожарный самолет, ныне летает в составе "Мемориальных воздушных сил" в Мезе, Аризона. Это один из 48 B-17, сохранившихся в полной комплектации. Из них 13 способны летать. Они представляют собой оригинальные B-17G или их модификации.
Во время подготовки к десанту в Нормандии тысячи новых B-17 были доставлены в Соединенное Королевство и оставались на авиаремонтных базах и складах техники до отправки в подразделения. Эти ряды машин дают представление о том, какое воздействие оказывалось на Германию в последние дни войны. А когда война закончилась, похожие картины наблюдались на пунктах сбора металлолома.
Вскоре после окончания Второй мировой войны бомбардировщики B-17 вновь оказались на войне, на сей раз - в Корее. Фактически, именно SB-17G 25 июня 1950 года выполнил первый боевой вылет на корейской войне.
Бригадному генералу Баркусу, когда он был командующим 5-й Воздушной армией, часто приходилось летать на VB-17G (44-83546).
VB-17G штаба Дальневосточных ВВС, самолет сфотографирован в Сувоне в 1951 году.
Самолеты VB-17 выполняли чартерные рейсы между авиабазами в Корее, а также между Кореей и Японией. В днище фюзеляжа этого самолета сделан дополнительный люк. VB-17 не несли вооружения.
Своей конфигурацией этот самолет больше похож на модификацию PB-1W, однако необычны антенны на нижней поверхности и маркировка ВВС США.