Мировая Авиация 183
-
Использование десятилопастного хвостового винта-фенестрона позволило значительно снизить уровень шума в салоне. Снижению шумности конструкторы уделили очень большое внимание.
Морской вариант Eurocopter Dauphin AS 565MB Panther состоит на вооружении в ОАЭ (на снимке). Для борьбы с надводными целями вертолет вооружен четырьмя ПКР AS 15TT с радиолокационным наведением. Под носовой частью фюзеляжа установлена РЛС Agrion 15.
На HM-1 установлен ряд систем бразильского производства, предусмотрена возможность монтажа небольшого крыла, предназначенного для подвески вооружения. За счет более широкого использования композитных материалов удалось снизить массу конструкции HM-1 в сравнении с оригиналом.
EC155 отличаются комфортом, скоростью и безопасностью. В 21-м веке совершенствование удачного вертолета успешно продолжается.
На вооружении ВМС Мексики состоят пять Panther. Вертолеты камуфлированы в два оттенка серого цвета.
Третьим компонентом стратегической авиационной триады США 21-го века является Rockwell B-1B Lancer. B-1B прошли модернизацию в части повышения эффективности применения обычных неядерных боеприпасов.
Почти неуязвимый Northrop Grumman B-2A Spirit способен нанести удар по целям в любой точке Земного шара. Еще большей малозаметностью будет обладать бомбардировщик нового поколения, проекты которого сейчас изучаются на уровне концепции. Поступление на вооружение таких машин ожидается в 2020-е годы.
Прототип Boeing B-17 Flying Fortress выполнил первый полет в 1935 году. С точки зрения ряда историков авиации, B-17 остается в тени не менее удачного, но более массового B-24. B-17 стал основным самолетом, выполнявшим дневные налеты на Третий рейх.
Едва ли не самый знаменитый в истории стратегический налет выполнили Boeing B-29A Superfortresses - "Enola Gay" и "Bock's Car". Первый сбросил на Хиросиму 6 августа 1945 года атомную бомбу "Little Воу", а второй обрушил на Нагасаки 9 августа бомбу "Fat Man". Эти налеты стали пиком стратегической авиационной кампании США против Японии.
C-46D Commando. Изображен ярко окрашенный самолет, принадлежащий в 1973 году японским воздушным Силам самообороны. Этот Commando построили как C-46D-20-CU (№44-78495), но затем машина получила номер 51-1114. На поздней стадии своей карьеры самолет использовался для перевозки грузов общего назначения.
Погрузка пассажиров на борт C-46D из 437-го транспортного авиакрыла на авиабазе Ивакуни в Японии. Впереди долгий перелет в Сеул. Ранее 437-е авиакрыло дислоцировалось в аэропорте О'Хара, Чикаго, и являлось резервным.
Commando обеспечивали снабжение американских войск на островах Тихого океана. Два самолета сфотографированы в июне 1944 года на Сайпане, вскоре этот аэродром станет важнейшей базой для B-29.
Чаще всего C-46 ассоциируется с воздушным мостом из Индии в Китай, но самолеты данного типа применялись и на Европейском ТВД. Этот C-46A (42-60956) сфотографирован в Италии.
Десантирование бойцов 187-й полковой боевой группы Армии США самолетами C-46 из 437-го транспортного авиакрыла ВВС США на учениях в Корее. Партнером C-46 при десантировании часто выступал Fairchild C-119.
C-46D (44-77674) сфотографирован на авиабазе Осанн в июне 1974 года, самолет в это время все еще оставался на вооружении ВВС Южной Кореи. В конце 1999 года один C-46 предположительно летал на Гаити.
Имея средства на закупку лишь ограниченного количества истребителей F-15I, израильские ВВС решили дополнить их 102-мя истребителями F-16I Sufa. Эти усовершенствованные машины, созданные на базе F-16 Block 52+, оснащены авионикой местного производства и совместимы с израильским вооружением класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".
Многоцелевой самолет F-16I Sufa, оснащенный конформными топливными баками, является одним из наиболее боеспособных вариантов F-16 в мире. На самолете установлено совершенное БРЭО.
В ожидании поставки F-16N министерство обороны США арендовало 12 самолетов Kfir-C2, которые под обозначением F-21A использовались в эскадрилье "агрессоров" на учениях авиации ВМС И КМП США. Все самолеты были взяты с базы хранения Хатцор. В 1986 году КМП заказал еще 13 самолетов. Последний F-21A сняли с вооружения ВМС США в марте 1988 года, в морской пехоте США F-21A летали до 28 сентября 1989 года.
На дополнительных пилонах под воздухозаборниками Kfir-C7 подвешены КАБ с лазерным наведением Mk 83. На C7 установлен совершенный комплекс РЭБ, аналогичные комплексы в ходе модернизации получили и некоторые C2. Планировалось заменить РЛС EL/M-2001 на многорежимную РЛС EL/M-2021 (как на F-16 ВВС Израиля), но программа не была реализована.
Ярко окрашенный Kfir-C7 из 144-й эскадрильи выполняет посадку с выпущенным тормозным парашютом. Kfir за счет установки ПГО обладает лучшими взлетно-посадочными характеристиками, чем Mirage 5 и Mirage III.
Типовая боевая нагрузка Kfir-C7 в варианте для воздушного боя состоит из четырех УР "воздух-воздух" AIM-9 и одного подфюзеляжного ПТБ. Ракеты в сочетании с бортовыми пушками дают Kfir отличный шанс на победу в воздушном бою. Но даже на пике карьеры Kfir основными израильскими самолетами завоевания превосходства в воздухе являлись сначала F-4 Phantom II, а затем F-15 и F-16. На снимке хорошо виден обтекатель под хвостовой частью фюзеляжа, в котором установлена видеоаппаратура для фиксации результатов удара по наземной цели.
Первый полет Kfir-T выполнил в феврале 1981 года. На фотографии - TC2, спроектированный на основе Kfir-C2, от которого он отличается удлиненной на 0,71 м носовой частью фюзеляжа. В удлиненную часть перенесли некоторые бортовые системы из середины фюзеляжа, освободив место для кабины второго члена экипажа. Носовая часть для улучшения обзора из кабины отклонена вниз. Спарка TC7 отличается от TC улучшенным БРЭО. Оба двухместных варианта являются полноценными боевыми самолетами, хотя емкость их топливных баков в сравнении с одноместными Kfir меньше.
Точный состав бортового оборудования Kfir неизвестен. Аппаратура на правой поверхности носовой части фюзеляжа походит на лазерный целеуказатель Pave Penny штурмовика A-10A Thunderbolt II и, вероятно, имеет аналогичное назначение. На самолете подвешены УР Python 3.
ATAC. В 2002 году организация "AirborneTactical Advantage Company" (ATAC) приобрела первый из своих бывших израильских Kfir-C1. ATAC обеспечивала проведение Вооруженными силами США учений, максимально приближенных к реальности. В настоящее время ATAC располагает шестью Kfir-C2, а также самолетами Hawker Hunter и A-4 Skyhawk.
ВВС Колумбии. В 1988 году колумбийские ВВС заказали 12 Kfir-C2 и один C2, все самолеты были поставлены к 1990 году. Самолеты, наряду с Mirage 5COR и 5COD ВВС Колумбии, прошли модернизацию до уровня C10 и TC7.
Хотя в настоящее время с вооружения частей первой линии ВВС Израиля Kfir сняты, эти истребители используются в ВВС трех государств, включая Эквадор. Kfir хорошо показал себя в боевых действиях в Ливане. Самолеты использовались в основном для нанесения ударов по наземным целям, но, тем не менее, одержали и несколько побед в воздушных боях.
ВВС Эквадора (FAE). В 1982 году Эквадор закупил 10 отремонтированных Kfir-C2 и два TC2, ранее состоявших на вооружении ВВС Израиля. Самолеты поставили вместе с УР Shafrir. Третий TC2 был поставлен до 1996 года, в 1996 году Эквадор заказал еще четыре TC2 с опционом на четыре дополнительные спарки. Эквадорские Kfir принимали участие в войне с Перу, один Kfir УР Shafrir сбил перуанский A-37. В 1999 году Эквадор получил два C10, часть из ранее поставленных самолетов прошла модернизацию.
ВВС Шри-Ланки (SLAF). Шри-Ланка получила шесть Kfir-C2 и два TC2 в 1996 году и еще девять самолетов в 2005 году. Истребители активно использовались для нанесения ударов по повстанцам. Kfir, наряду с Chengdu F-7 и IA-58 Pucara, составляют основу ВВС Шри-Ланки. Kfir применяются исключительно как ударные самолеты и несут вооружение в виде различных бомб израильского производства и блоков НАР.
Kfir-C2. Сегодня Kfir продолжает оставаться на вооружении ВВС Израиля. Часть самолетов Kfir, снятых с вооружения, поставлены на экспорт, остальные находятся на хранении в Овда, в глубине пустыни Негев. Овда также является строго охраняемой базой для нескольких сверхсекретных подразделений Израиля. Самолет изображен в камуфляже, типичном для середины 1980-х годов, из двух оттенков коричневого и одного зеленого цветов, нижние поверхности окрашены в светло-серый цвет. Самолет, что типично, лишен символики эскадрильи.
Kfir-C2
На летательном аппарате образца 1912 года рули высоты были установлены в хвостовой части, в то время как на более ранних самолетах Мартина они находились перед крылом. 10 мая 1912 года на варианте с поплавковым шасси Гленн Мартин перелетел из Калифорнии на остров Каталина.
Машина Массона отличалась от изображенной только увеличенным на 3,66м размахом крыла.
Вслед за Гленном Кертиссом в 1910 году Мартин построил гидросамолет, который был оснащен мотором жидкостного охлаждения Hall-Scott.
Первым массовым реактивным бомбардировщиком со стреловидным крылом стал Boeing B-47 Stratojet, выполнивший первый полет в 1947 году. К 1957 году на вооружение САК поступило примерно 1800 B-47.
B-52H из 20-й бомбардировочной эскадрильи с полной внешней нагрузкой, состоящей из обычных бомб Mk 82; снимок сделан во время операции "Allied Force" на Балканах. "Allied Force" стала последней военной операцией НАТО, в которой массово использовались свободнопадающие бомбы, хотя масштабно применялось и высокоточное оружие.
Ассортимент вооружений, разложенный перед B-52H, демонстрирует универсальность самолета. Здесь представлены 51 бомба Mk 82, 57 M117, 18 Mk 84 и 10 CBU-87/89. Универсальная револьверная пусковая установка (CSRL) снаряжена восемью крылатыми ракетами AGM-86B ALCM. Под крылом, справа налево, выставлены крылатые ракеты AGM-86B, мины Mk 63 Quickstrike, ПКР AGM-84D Harpoon (на пилоне), AGM-142 (на пилоне), мины Mk 60 Captor и ракеты AGM-129A ACM.
На носовую часть фюзеляжа B-52 перед отправкой самолета в Саудовскую Аравию для участия в операции "Буря в пустыне" нанесли эмблему "Cloud Nine", в годы Второй мировой войны украшавшую B-17 из 709-й бомбардировочной эскадрильи.
Каждый силуэт обозначает пуск ракет AGM-86C CALCM по сербским целям в ходе кампании 1999 года. B-52 способен нести до 20 ракет AGM-86: 12 на внешней подвеске и восемь в отсеке фюзеляжа.
B-52H заруливает на стоянку на базе Фэйфорд после очередного боевого вылета, операция "Allied Force". Фэйфорд является важнейшей авиабазой ВВС США.
Зловещий размах крыла B-52 на фоне мрачного неба авиабазы Фэйфорд в Великобритании. B-52 были переброшены в Фэйфорд с авиабаз Бэрксдейл и Майнот для участия в операции "Allied Force".
Общая емкость 12 топливных баков B-52H (включая два внешних) достигает 18 812 л. Даже при максимальной скорости перекачки топлива (2721 кг/мин) на полную заправку B-52H уходит 20 минут. Заправка самолета требует большого внимания и контроля со стороны летчиков.
Поступивший на вооружение САК в 1955 году Boeing B-52 Stratofortress остается важнейшим элементом ядерного арсенала США даже в эру, наступившую после окончания холодной войны.
B-52, оснащенные вдвое большим количество двигателей, чем любой другой современный бомбардировщик, требует значительно больших трудозатрат на послеполетное обслуживание. Техническое обслуживание усложняет также огромное количество сложной бортовой авионики, особенно входящей в состав бортового комплекса обороны.
Boeing B-50 виделся промежуточным вариантом между B-29 и более совершенными бомбардировщиками, но он довольно долго составлял основу парка стратегической авиации США в послевоенный период.
Первые B-50A поступили на вооружение 43-го бомбардировочного крыла САК на авиабазе Дэвис-Монтан, Аризона, в июне 1948 года. На это авиакрыло была возложена важная задача - доставка атомных бомб.
Основными поисковыми системами Atlantic являются поисковая РЛС (под фюзеляжем в носовой части), детектор магнитных аномалий (в хвостовой части) и аппаратура РЭБ (в законцовке киля).
Открытый отсек вооружения дает представление о возможностях Atlantic как носителя авиационных средств поражения. В ассортимент вооружения входят морские мины и глубинные бомбы, размещаемые во внутреннем отсеке. На четырех подкрыльевых пилонах допустима подвеска боеприпасов общей массой 3500 кг.
ВМС Нидерландов стали третьим эксплуатантом Atlantic; первый из девяти самолетов голландцы получили в июне 1969 года. Все девять машин поступили в 321-ю эскадрилью, дислоцированную в Валькенбурге, под обозначением SP-13A.
Италия закупила в 1972-1974 годах 18 Atlantic.
Единственным неевропейским эксплуатантом Atlantic стал Пакистан, закупивший в 1975 году три отремонтированных самолета, ранее состоявших на вооружении ВМС Франции. Четвертый самолет Пакистан приобрел в конце 1980-х годов. В середине 1990-х годов последовала закупка трех экс-французских машин, которые использовались, в основном, как источник запасных частей. Один пакистанский Atlantic был сбит индийским МиГ-21 в период конфронтации между Индией и Пакистаном в 1999 году.
С 1975 года Atlantic являлся основным морским разведывательным самолетом ВМС Франции, в настоящее время эту роль выполняет усовершенствованный Atlantique 2.
40 Atlantic поступили на вооружение 21-й и 22-й флотилий авиации ВМС Франции в 1965-1966 годах, а в 23-ю и 24-ю флотилии - в 1967-1968 годах. Самолеты Atlantic ВМС Франции на ротационной основе базировались в Дакаре, Сенегал.
В ВМС ФРГ с конца 1965 года 14 самолетов Atlantic поступили на вооружение двух эскадрилий Marinefliegergeschwader 3.
Один из известнейших в истории авиации проектов - "трехмаховый" бомбардировщик North American XB-70 Valkyrie. Проект изначально считали неудачным - из-за его высокой цены и сложности. Самолет потерян при столкновении в воздухе.
Convair B-36 Peacemaker создавался для нанесения ударов по Японии во Второй мировой войне, но первый полет выполнил лишь в 1946 году. Эти самолеты составили основу Стратегического авиационного командования (САК) ВВС США на первом этапе холодной войны.
Самый массовый стратегический бомбардировщик Второй мировой войны Consolidated B-24 Liberator широко применялся в Европе, на Средиземноморье и на Тихом океане.
17 августа 1918г.: Первый полет Martin MB-1, более известного как GMB-G, ставшего стандартным бомбардировщиком и разведчиком американской Авиационной службы.
MB-2/NBS-1 оставался на вооружении Армии США до 1927-1928 годов. Этими самолетами были вооружены четыре эскадрильи 2-й бомбардировочной группы, дислоцированные в США, зоне Панамского канала, на Гавайях и на Филиппинах.
В 1921 году Билли Митчелл выбрал Martin MB-2 для демонстрации стратегического потенциала бомбардировочной авиации. Демонстрация завершилась потоплением двух списанных кораблей и повергла в шок американских военных.
Martin MB-2/NBS-1
Первым сверхзвуковым бомбардировщиком САК стал Convair B-58 Hustler, разработанный под непосредственным наблюдением командующего САК генерала Кертиса Лемэя. Дальности полета B-58 для решения стратегических задач не хватало, тем не менее самолет состоял на вооружении САК с 1960 года по 1970 год.
Многие аэропорты, в которых ранее выполняли посадку только самолеты с ТВД, такие как DHC-7, приветствовали появление 146-го. Эксплуатация в аэропорту Лондон-Сити стала своего рода революцией - реактивные самолеты стали летать в самый центр мегаполиса.
146-й, обладающий малой шумностью, можно эксплуатировать на большинстве аэродромов даже ночью, что для реактивных самолетов довольно необычно. 146QT, разработанный на базе 146-200, предназначен для грузовых перевозок в темное время суток.
Компания "Air UK" остается одним из основных эксплуатантов 146-го, основу парка составляют 146-300. Это типичный представитель семейства, оптимизированный для выполнения полетов на небольшую дальность.
Три 146-100 в составе британских ВВС налетали 800 часов, выполняя грузовые полеты ежедневно, после чего самолеты вернули BAe, а взамен приобрели два новых самолета для Королевского звена. Машины используются для VIP-перевозок.
Тайваньская "Makung Airlines" из "UNI Airways Corp." эксплуатирует 146-й с мая 1996 года. Несколько авиакомпаний Азии закупили эти самолеты большей частью у "Asset Management Organisation", входящей в BAe.
Существовало несколько заметных отличий между оснащенными звездообразными моторами PBM-3 и более поздними PBM-5 (на рисунке), главным из которых являлись более короткие карбюраторы над капотами двигателей лодки PBM-5.
Martin PBM-2 Mariner
В 1935 году в авиакорпусе Армии США приступили к изучению вопроса о возможности разработки настоящего стратегического бомбардировщика. Работы велись под кодовым названием "Project D". Одним из результатов работы стал этот Douglas XB-19, выполнивший первый полет в 1941 году.
B-32 Dominator, заказанные одновременно с B-29 Convair, успели выполнить несколько боевых вылетов против Японии в 1945 году.
The first production B-32 (42-108471) photographed after application of the definitive vertical tail surfaces
В 1934 году авиакорпус Армии получил первые в своей истории серийные цельнометаллические бомбардировщики Martin B-10, на смену которым пришел Douglas B-18 (на снимке).
Изображен B-10 голландской Восточной Индии. Именно такие самолеты стали первыми бомбардировщиками американской постройки, принявшими участие во Второй мировой войне; самолеты пилотировали голландские экипажи.
M.F.11 авиации ВМС Норвегии, кабины членов экипажа прикрыты козырьками.
Береговой охране Норвегии требовался прочный и надежный самолет. Именно эти качества отличали разведчик Marinens Flyvebaatfabrikk M.F.11.
Еще одним самолетом, созданным в рамках программы "Project D", стал Boeing XB-15. Это был самый большой и тяжелый американский самолет на момент первого пролета в 1937 году. Построили единственный экземпляр.
В ночных полетах Model 130 China Clipper компании "Pan Am" перевозил только 78 пассажиров, для которых в салоне оборудовались спальные места.
Фирма "Boeing" поставила авиакорпусу Армии США в 1931-1933 годах первые цельнометаллические бомбардировщики - семь YB-9/Y1B-9.
Первый прототип XF4D-1 сфотографирован вскоре после перекраски по схеме, близкой к окраске второго прототипа. Второй прототип был единственным "Ford" (прозвище пошло от обозначения F4D), оснащенным фонарем со сдвижным сегментом. На первом прототипе и всех серийных самолетах фонари были выполнены откидными.
Машина № 130743, окрашенная в цвет "midnight blue", была одной из первых в серии. Хвостовая колесная опора шасси необходима из-за малого зазора между летной палубой (ВПП) авианосца и хвостовой частью самолета при взлете и посадке.
Летающая лаборатория двигателя General Electric. В 1958 году второй XF4D-1 (№124587) был взят в аренду фирмой "General Electric" для испытаний двух двигателей новых конструкций. Первым на самолет установили военный вариант ТРДФ J79 (этими двигателями оснастили F-104 Starfighter, A3J Vigilante, B-58 Hustler и F4H Phantom II), затем ТРД CJ805-3 тягой 48,90 кН, разработанный для авиалайнера Convair 880.
Skyray для НАСА. Исследовательский центр им. Эймса (НАСА) использовал один самолет F4D-1 (№ 134 759) с 4 апреля 1956 года по 16 октября 1959 года для серии исследовательских работ.
Законцовки крыла F4D складывались посредством гидравлики для упрощения размещения самолета на авианосце.
Под бульбообразным обтекателем фюзеляжа F4D-1 скрыта РЛС системы управления оружием Aero 13F. Вооружение самолета включало четыре 20-мм пушки, УР "воздух-воздух" Sidewinder, бомбы и НАР.
Серийные F4D-1 значительно отличались от первых двух прототипов. Первой новые самолеты получила 16 апреля 1956 года смешанная эскадрилья VC-3 ВМС США, дислоцированная в Моффетт-Филд, Калифорния.
X-3: скоростной гибрид. Демонстратор X-3 представляет собой глубоко модернизированный EC155 (использованы компоненты от EC145 и EC175 и двигатели от NH90). На X-3 установлено крыло небольшого размаха с тянущими винтами на законцовках. Тянущие винты приводятся теми же двумя ТВаД, которые работают на несущий винт. Частота вращения несущего винта в полете с большой скоростью уменьшается для снижения скорости потока воздуха на законцовках лопастей, а нагрузка с винта перераспределяется на крыло. Тянущие винты обеспечивают поступательную тягу в скоростном полете и предотвращают вращение вертолета на режиме висения. В 2011 году X-3 в демонстрационном полете развил скорость 430 км/ч.
В 1923 году авиакорпус Армии США заказал фирме "Huff-Daland" бомбардировщик XLB-1. Самолет стал первым в семействе бомбардировщиков Keystone, включавшем и этот LB-7, который оставался на вооружении до начала 1930-х годов.
MDM-1 - превосходный пилотажный планер. Высокие летные данные позволили одержать на нем победы в нескольких чемпионатах мира.
M.F.9 пилоты не любили из-за плохой управляемости. Фактически, он внушал ужас летному составу.
Работы по Marquardt M-14 зашли в тупик из-за чрезвычайно высокого расхода топлива у ПуВРД.
Martin Pusher - первый самолет Гленна Мартина. Снимок сделан в 1909 году во время авиавыставки в Лос-Анджелесе, где этот аппарат занял первое место в категории самолетов "местной любительской постройки".
В 1913 году Мартин построил свой первый самолет с тянущим винтом. Самолет был способен перевозить восемь человек, но обычно на борт брали только четверых.
В 1914 году Мартин построил этот самолет с мотором Gnome для антрепренера Линкольна Бичи. Что необычно, аппарат не имел неподвижного горизонтального оперения.
Гидросамолет Model TA вошел в первый для компании "Martin" экспортный заказ, полученный от голландской Восточной Индии. Один такой самолет купил Уильям Боинг.
Учебный Model TT, подобно многим самолетам того времени, для предотвращения капотирования был снабжен дополнительной двухколесной опорой шасси в носовой части фюзеляжа.
Отличием Martin TT являлись элероны, смонтированные между верхним и нижним крыльями.
Радиаторы двигателя на Model S были установлены на стойках бипланной коробки перед кабиной экипажа.
На фотографии представлен первый серийный Martin MO-1 (бортовой номер A-6455). Это был вариант разработанного в ВМС США трехместного наблюдательного самолета с толстым крылом консольного типа, впервые предложенного Рейнхольдом Пфальцем для самолетов компании "Fokker".
Один из нескольких MO-1 с поплавковым шасси. Недостаточная подъемная сила крыла не позволяла использовать катапульты для запуска самолета с кораблей.
Минимум расчалок упрощал сборку и разборку MS-1. Размеры самолета были невелики.
Планеры учебного и почтового вариантов N2M были одинаковыми, но на учебной машине стоял звездообразный мотор, а на почтовой - мотор с рядным расположением цилиндров.
На первых Martin SC-1 и SC-2 стояло по одному радиатору большой площади. На фотографии как раз такой самолет.
Martin SC-2 отличался складным крылом. За недостаточную мощность мотора самолет получил прозвище "Sea Cow" (морская корова).
T4M из эскадрильи торпедоносцев VT-2. В зеленый цвет окрашивались вертикальное оперение самолетов с авианосца "Саратога". На смену T4M пришли цельнометаллические монопланы.
Подобно предшественникам T4M мог эксплуатироваться с колесным или с поплавковым шасси. Иллюминаторы в борту фюзеляжа используются наблюдателем.
PM-1 из 9-й патрульной эскадрильи, дислоцированной в Калифорнии. Самолет имеет закрытую кабину, на двигателях смонтированы кольца Тауненда.
XP2M вышел на испытания в трехмоторном варианте, третий мотор стоял над крылом, но его сняли для снижения массы самолета и уменьшения расхода топлива.
Несмотря на проведенную модернизацию, характеристики Martin P3M-1 оказались ненамного лучше, чем у исходной летающей лодки. На фотографии - один их девяти выпущенных самолетов.
Martin BM был первым палубным пикирующим бомбардировщиком ВМС США. На фотографии самолет авиагруппы авианосца "Рейнджер", машина эксплуатировалась в 5-й бомбардировочной эскадрилье до 1937 года.
Сравнительно большой XT6M получился не очень удачным, в серийное производство самолет не передавался.