BAe BAe-146 / RJ
Страна: Великобритания
Год: 1981


Коммерческий транспортный самолет малой дальности с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
BAe 146 и Avro International RJ Avroliner

  Авиалайнер Avro International RJ Avroliner стал развитием самолета BAe 146, первоначально называвшегося Hawker Siddeley HS.146. 29 августа 1973 года компания "Hawker Siddeley Aviation" согласилась принять поддержку британского правительства для разработки нового регионального транспортного самолета HS.146. В своей начальной версии HS.146 Series 100 предназначался для перевозки 71-88 пассажиров, мог использовать короткие слабо подготовленные ВПП и был вполне экономичным. Первый полет предсерийной машины намечался на декабрь 1975 года.
  После нефтяного кризиса 1973-1974 годов фирма "Hawker Siddeley" в октябре 1974 года решила приостановить работы по программе HS.146. Но программу не аннулировали окончательно, разработка проекта продолжалась с минимальным финансированием. 29 апреля 1977 года "Hawker Siddeley" вошла в новое британское аэрокосмическое объединение BAe ("British Aerospace"). Только после этого разработка возобновилась в полном объеме. В результате исследования потенциальных рынков сбыта и правительственного одобрения 10 июля 1978 года был собран прототип HS.146.
  Сначала HS.146 прошел этап исследования различных конфигураций крыла и силовых установок. Итоговым эскизным проектом под названием BAe 146 стал высокоплан с крылом из легких сплавов. Особенностями проекта стали: Т-образное хвостовое оперение и трехстоечное шасси с уборкой основных опор в боковые обтекатели в нижней части фюзеляжа. Фюзеляж был круглого сечения диаметром 3,56 м, пассажирский салон был герметичным, с кондиционированием воздуха. В нем комфортно размещалось до 71 пассажира (в ряду по пять кресел). При установке шести кресел в ряд самолет вмещал до 94 пассажиров. В концерне BAe вскоре решили, что в дополнение к машинам Series 100 надо выпускать самолеты BAe 146 Series 200 с удлиненным на 2,39 м фюзеляжем, вмещающим до 112 пассажиров.
  Долго подбирали подходящие двигатели и, наконец, остановились на турбовентиляторных Avco Lycoming ALF 502R-3 высокой степени двухконтурности. Четыре таких двигателя установили в подкрыльевые гондолы. Самолет BAe 146, оснащенный сдвоенными колесами на каждой стойке, мощными тормозами, автоматами торможения, гасителями подъемной силы и аэродинамическими тормозами, обрел исключительные взлетно-посадочные характеристики.
  В программу создания вошла американская фирма "Avco Corporation" (силовая установка и кессоны крыла) и шведская "Saab-Scania" (стабилизатор и рулевые поверхности). Английским субподрядчиком стала фирма "Short Brothers", делавшая мотогондолы.
  Прототип BAe 146 Series 100 впервые взлетел 3 сентября 1981 года, вторая машина - 25 января 1982 года. 4 февраля 1983-го первая модель получила сертификацию. Самолет BAe 146 Series 200 впервые взлетел 1 августа 1982 года и получил сертификацию с такими же данными, как у машины BAe 146 Series 100. За ними последовал BAe 146 Series 300, вмещающий от 103 до 128 пассажиров в удлиненном на две секции фюзеляже. BAe 146 Series 300 впервые взлетел в июне 1988-го и был сертифицирован в сентябре того же года.
  Производство BAe 146 завершилось в 1993 году поставкой всего 219 самолетов. К этому времени уже разрабатывался проект преемника - машины Avro RJ (региональный реактивный). Впервые о проекте объявили в августе 1990-го. В сущности, RJ был модифицированной версией BAe 146 с более мощным турбовентиляторным двигателем AlliedSignal LF 507 тягой 31,14 кН, усиленной конструкцией крыла, фюзеляжа и шасси для полетов с большей нагрузкой, и полностью цифровым БРЭО, включая пилотажно-навигационную систему фирмы "Honeywell", соответствующую категории метеорологического минимума IIIa. Результатом этих изменений стало увеличение полезной нагрузки и дальности.
  Машины RJ, как и BAe 146, предлагались в трех вариантах в зависимости от пассажировместимости, обозначенной цифровым суффиксом в обозначении. Самолет Avro RJ Avroliner впервые взлетел 23 марта 1992 года и получил сертификацию 1 октября 1993-го. Со спадом авиаперевозок в сентябре 2001 года концерн BAe решил прекратить его производство.
  В 2008 году "BAe Systems" сообщил, что фирма "Minden Air Corporation of Nevada" переделывает самолеты BAe 146 в противопожарные машины. В 2009 году "BAe Systems" предложил использовать снятые с эксплуатации авиалайнеры BAe 146 и Avro RJ в качестве военно-транспортных.
  Всего было изготовлено 387 самолетов всех вариантов BAe 146 и Avro RJ. К июню 2009 года около 300 из них все еще перевозили пассажиров в различных авиакомпаниях.


Варианты

  BAe 146 Series 100: начальная модель вместимостью от 92 до 94 пассажиров при максимальной взлетной массе 38102 кг, увеличенной до 43 999 кг в варианте "New Generation" с усиленным фюзеляжем и дополнительным запасом горючего в конформных баках
  BAe 146 Series 200: вторая модель вместимостью от 82 до 112 пассажиров в удлиненном на 2,39 м фюзеляже, максимальной взлетной массой 42185 кг, увеличенной до 43 999 кг в варианте "New Generation"
  BAe 146 Series 300: третья модель вместимостью от 103 до 128 пассажиров в удлиненном на 4,80 м фюзеляже, максимальной взлетной массой 44226 кг, увеличенной до 46040 кг в варианте "New Generation"
  BAe 146-QT (Quiet Trader): транспортная версия любой из трех исходных моделей
  BAe 146-QC (Convertible): модель BAe 146 Series 200 и 300 с возможностью переоборудования из грузового самолета в пассажирский авиалайнер и наоборот
  BAe 146 Statesman: административно-транспортная версия любой из трех исходных моделей; ВВС Англии оценивали два арендованных самолета под обозначением BAe 146 CC.Mk 1 перед покупкой трех самолетов BAe 146 CC.Mk 2 для перевозки членов королевской семьи и особо важных персон
  BAe 146M: предлагавшаяся для военно-транспортных перевозок версия с возможностью загрузки с хвостовой части
  BAe 146STA: предлагавшаяся для военно-транспортных перевозок версия BAe 146-QT с возможностью бортовой загрузки
  RJ 70: первый вариант модифицированной серии вместимостью от 70 до 94 пассажиров в фюзеляже длиной 26,20 м; максимальная взлетная масса 43092 кг
  RJ 85: второй вариант модифицированной серии вместимостью от 85 до 112 пассажиров в удлиненном до 28,60 м фюзеляже; максимальная взлетная масса 43 999 кг
  RJ 100: третий вариант модифицированной серии вместимостью от 100 до 125 пассажиров в удлиненном до 30,99 м фюзеляже; максимальная взлетная масса 46040 кг
  RJ 115: версия самолета RJ100 с дополнительными аварийными выходами и другими изменениями для обеспечения вместимости от 116 до 128 пассажиров в компоновке по шесть кресел в ряд
  RJX: обозначение для возможного дальнейшего обновления машин RJ со снижением эксплуатационных расходов на 15% и снижением затрат на техническое обслуживание более чем на 20%; изменения могли включать снижение массы конструкции за счет использования композиционных материалов, упрощенных электро- и гидросистем, повышение крейсерской скорости, приборного оборудования на основе многофункциональных ЖК-дисплеев и четырех турбовентиляторных двигателей AlliedSignal AS907 или Pratt&Whitney Canada PW308


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  BAe 146 Series 100

  Тип: коммерческий транспортный самолет малой дальности с экипажем из двух человек
  Силовая установка: четыре турбовентиляторных двигателя Avco Lycoming ALF 502R-3 или -5 тягой 3039-кг (29,80 кН или 31,00 кН)
  Летные характеристики: макс, скорость 767 км/ч на высоте 8840 м, экономичная скорость 669 км/ч на высоте 8840 м; дальность полета с максимальной полезной нагрузкой 1631 км или 3002 км со стандартной
  Масса: пустого самолета 23 336 кг; максимальная взлетная 38102 кг
  Размеры: размах крыла 26,21 м; длина 26,20 м; высота 8,61 м; площадь крыла 77,29 м!
  Полезная нагрузка: см. выше, максимальная полезная нагрузка до 7735 кг
BAe-146
British Aerospace BAe 146, the third of the Srs 100 flight development aircraft, seen as the test hours passed the 500-mark.
The three BAe 146 Series 100s engaged in flight testing at Hatfield share a common house livery and, with the registration letters only discreetly displayed, colours provide the most immediate distinguishing clue. Aircraft No 3 (shown) is in brown trim while No 2 is blue and the first to fly was in red.
Первым в семействе 146-го стал этот G-SSSH. Самолет использовали в программе сертификационных летных испытаний, сертификат летной годности тип получил в феврале 1983 года.
Pictured here is the British Aerospace 146 on the occasion of its first flight at Hatfield - an event that brought from the pilot of the chase 'plane, Peter Tail, the opinion "I think we have ourselves a pretty aeroplane".
3 сентября 1981г.: BAe 146, вскоре получивший прозвище Whisper jet, пролетел над урбанизированной местностью, продемонстрировав очень низкий уровень шума.
Второй прототип BAe 146 сфотографирован в бело-голубой окраске, он стал первым из машин семейства, совершившим полет за границу - посетил Исландию и Гренландию для испытаний в условиях низких температур. Затем в рамках испытаний самолета в жарком климате состоялся полет в Шарджу (ОАЭ), где и была сделана эта фотография.
The three BAe 146 Series 100s engaged in flight testing at Hatfield share a common house livery and, with the registration letters only discreetly displayed, colours provide the most immediate distinguishing clue. Aircraft No 3 is in brown trim while No 2 (shown) is blue and the first to fly was in red.
Unretouched photograph, taken during flight tests, with starboard leading edges and engine intakes painted for anti-icing trials.
The first of 20 British Aerospace 146-200s for Pacific Southwest Airlines, which put this jetliner into service in California during June 1984.
Многие аэропорты, в которых ранее выполняли посадку только самолеты с ТВД, такие как DHC-7, приветствовали появление 146-го. Эксплуатация в аэропорту Лондон-Сити стала своего рода революцией - реактивные самолеты стали летать в самый центр мегаполиса.
Самым коротким в семействе RJ является RJ70, но большого спроса на данный вариант не возникло в силу его малой пассажировместимости. Многие эксплуатанты используют свои RJ, как и 146-е, выполняя полеты в аэропорты, расположенные прямо в городской черте.
Jetstream 31 компании "Continental Express" сфотографирован рядом с BAe 146-200 из "Air New Orlean", 1980-е годы.
146-й, обладающий малой шумностью, можно эксплуатировать на большинстве аэродромов даже ночью, что для реактивных самолетов довольно необычно. 146QT, разработанный на базе 146-200, предназначен для грузовых перевозок в темное время суток.
Для увеличения объемов перевозок TNT сотрудничает с крупными авиакомпаниями. В 2012 году TNT располагала флотом из 18 грузовых самолетов BAe 146 в вариантах -200QT и -300QT.
Одним из первых заказчиков BAe 146 стала компания "Airpac"- авиаперевозчик с Аляски, осуществлявший грузопассажирские перевозки между Анкориджем и Датч-Харбором, вдоль Алеутских островов. На фотографии - самолет "Airpac" готовится к посадке на ВПП в Датч-Харборе. Обратно в Анкоридж самолеты обычно вывозили королевского краба, известного у нас как камчатский.
На момент покупки ее авиаперевозчиком "US Air", компания "Pacific Southwest Airlines" имела 24 самолета 200-й серии. Новый владелец полностью удалил цветовую схему "Pacific Southwest Airlines" и эксплуатировал машины в натуральной металлической окраске, несмотря на рекомендации производителя не делать этого. Изображен самолет, вылетающий из аэропорта Джона Уэйна, Орандж-Каунти, штат Калифорния.
Третий BAe 146 проходил испытания окрашенным в цвета стартового заказчика - компании "Dan-Air". В рамках испытаний самолет совершил полеты в Амстердам, Париж и Лондон, в ходе которых отрабатывались различные чрезвычайные ситуации. "Dan-Air" получила первый серийный лайнер 100-й серии 21 мая 1983 года.
Компания "Air UK" остается одним из основных эксплуатантов 146-го, основу парка составляют 146-300. Это типичный представитель семейства, оптимизированный для выполнения полетов на небольшую дальность.
Последний серийный вариант BAe 146 - существенно удлиненная модификация машин 300-й серии. На фотографии - первый самолет семейства в полете вместе с самолетом 200-й серии перед поставкой "Air Wisconsin". Компания работала в тесном сотрудничестве с "United Airlines" и некоторое время располагала флотом из 18 самолетов BAe 146 (один Series 100, двенадцать Series 200 и пять Series 300), летавших в цветах "United Express".
The increased MTOW for the BAE 146-100/200 came after Cobham Aviation Services' 146-100 VH-NJC (c/n E1013) was equipped with accelerometers to measure G loads during operations from Kambalda.
Административный самолет BAe-146 CC2 из состава 32-й эскадрильи RAF, которая занимается перевозкой первых лиц Великобритании. Самолет оснащен бортовым комплексом обороны, датчики обнаружения угроз и системы постановки помех размещены снаружи фюзеляжа. Бамако, 31 января 2013 г.
Три 146-100 в составе британских ВВС налетали 800 часов, выполняя грузовые полеты ежедневно, после чего самолеты вернули BAe, а взамен приобрели два новых самолета для Королевского звена. Машины используются для VIP-перевозок.
Для замены Hercules W.Mk 2 был выбран лайнер BAe 146-300, прошедший значительные доработки. Его эксплуатация финансируется научным сообществом, и MRF "покупает время" для своих исследований. Самолет остается в собственности "BAE Systems" и эксплуатируется гражданским экипажем.
8 августа 1988г.: British Aerospace 146STA (Small Tactical Airlifter), военный вариант хорошо известного авиалайнера с коротким взлетом и посадкой, выполнил первый полет.
Попытки создания на базе BAe 146 военной модификации завершились ничем. Второй самолет после эксплуатации в компании "Las Vegas" переоборудовали в грузовой и передали "Pemco Aeroplex" (на левом борту за крылом установили большую грузовую дверь). Затем он предлагался в качестве тактического военно-транспортного самолета (BAe 146STA - от Sideloading Tactical Airlifter) и даже совершил демонстрационные полеты в Азиатско-Тихоокеанский регион.
British Aerospace BAe 146C3 ZE707 (c/n E2211, ex OO-TAY) is one of two BAe 146-200QCs for the RAF acquired to augment the service's transport capabilities. The aircraft is seen departing RAF Brize Norton, Oxfordshire, on February 18, 2013, where it and ZE708 (c/n E2188, ex OO-TAZ) arrived the previous day. Both were noted during late February and March at various locations completing trials before being accepted into service for operation by No.32(TR) Squadron based at RAF Northolt in West London. They will be flown alongside the service's two existing BAe 146CC2s (based on the Series 100). The new aircraft were previously flown by TNT Airways and were acquired under a ?47 million programme to meet intra-lift requirements in Afghanistan (see BAE Systems Acquires BAe 146s for RAF, August 2012, p6). Both are expected to deploy to Afghanistan once acceptance trials and pilot training have been completed.
Тайваньская "Makung Airlines" из "UNI Airways Corp." эксплуатирует 146-й с мая 1996 года. Несколько авиакомпаний Азии закупили эти самолеты большей частью у "Asset Management Organisation", входящей в BAe.
RJ
RJ85, как и другие региональные самолеты английской компании "БАЕ Системз", не пользуются большой популярностью на рынке
CityJet's British Aerospace RJ85 EI-RJX (c/n E2372, ex N536XJ) completed a soccer game charter to Manchester Airport on March 26, 2014. It has carried 'Leinster Rugby' titles since May 2012.
Atlantic’s last Avro RJ100 will be phased out this month.
Фирма "Avro" разработала самолет RJ100 в качестве прямой замены машин BAe 146-300. Самолеты серии RJ пользуются такой же популярностью, как и их предшественники. На бывшие в употреблении, но пригодные к полетам BAe 146 все еще есть спрос на рынке. В парке авиакомпании "SAM Colombia" состоят только самолеты RJ100, всего до девяти машин.
"Ansett New Zealand" приобрела шесть -300, три -200 и два -200QT. Эти "тихие" авиалайнеры очень пригодились для полетов в аэропорты Куинстоун и Веллингтон, где действовали жесткие ограничения уровня шума.
Турецкая национальная компания "Turkish Airlines" в числе первых закупила RJ 100, заказав девять самолетов (все перепроданы к 2008 году) и четыре RJ70 (перепроданы в 2007 году).
На фотографии один из 72 RJ100 бельгийской "Brussels Airlines". Вместимость самолета - 97 пассажиров в салоне одного класса. Парк "Brussels Airlines" также включает девять меньших по размерам RJ85.
Avro RJ100 OO-DWL (c/n E3361), one of 12 left in Brussels Airlines service.
Irish airline CityJet has sold British Aerospace Avro RJ85 EI-RJS (c/n E2365, ex N531XJ) to Air Annobon of Equatorial Guinea. The regional airliner was withdrawn by CityJet on January 22, 2014 and painted in the livery of the new carrier at Shannon Airport, Ireland. It is seen arriving at Dublin on February 27 where it will receive attention prior to delivery to its new owner. Already carrying the new name Mebana on its nose, the airliner will be registered 3C-MAA when it is handed over. It will be based at San Antonio de Pale in Annobon. The airline currently operates a pair of BAe 146-300s (ZS-SOR, c/n E3155, ex G-BTNU, and ZS-SBR, c/n E3120, ex N611AW), both leased from Fair Aviation of South Africa, on domestic flights.
Swiss plans to replace the Avro RJs on its London City services with the Bombardier CSeries from summer 2016.
В марте 1986 года неокрашенный самолет с бортовым номером E2056 перегнали из Хатфилда в Дотан, Алабама, где фирма "Pemco" впервые переоборудовала машину в грузовой вариант. В хвостовой части фюзеляжа прорезали грузовой люк, усилили пол кабины, установили ролики для перемещения груза и систему пожаротушения. Вариант Series 200QT (Quiet Trader) мог перевозить грузы массой 10206 кг, a Series 300QT (на фото) - 11 512 кг.
Aero Flite Avro RJ85A N839AC (c/n E2270, ex G-CLHX) departs McClellan Field in Sacramento, California, to fight the nearby Applegate fire, which burned through 459 acres of land in Placer County in October 2014. This aircraft, which spent 11 years with Lufthansa CityLine as D-AVRI before being converted to a tanker, is one of nine BAe 146s/Avro RJs used for aerial firefighting by American and Canadian companies. It can deliver 3,100 US gallons (11,734 litres) of retardant.
Saddle tanks on the outside of the pressure hull hold up to 3,236 US gallons (12,253 litres) of retardant.
Conair Avro RJ85 Airtanker N355AC fought fires in Victoria, the Adelaide Hills, Western Australia and Tasmania during its three months in Australia.
Regional Aircraft converted a BAe 146-301 large Atmospheric Research Aircraft for the Facility for Airborne Atmospheric Measurements, a UK scientific research organisation based at Cranfield.
 
На фотографии - BAe 146 во время посещения лондонского аэропорта Станстед - хорошо видна штанга с приборами для определения скорости и высоты полета в невозмущенном потоке воздуха перед самолетом.
The first two 146s share apron space at Hatfield, with No 1 aircraft (left) displaying the instrumental nose probe required for some of the performance and handling trials.
The trio of BAe 146 Series 100 test aircraft, seen in an early-morning photograph at their base at Hatfield. As the flight development programme proceeds apace, marketing men "emphasise the aircraft's miserly fuel burn and remarkably low noise level..."
British Aerospace 146: Westair Holding has signed contracts for six Sr 200s with an option on eight more.
Неокрашенный второй BAe 146 впервые поднялся в воздух на закате 25 января 1982 года. Работа закрылков и шасси проверялась на безопасной высоте.
The second BAe 146 photographed in the vicinity of Hatfield, Herts, where flight testing is centred. The registration G-SSHH was chosen to emphasise the low noise levels of this new aircraft.
The first British Aerospace 146 Srs 200 was being prepared for flight at Hatfield as this issue went to press. Longer by 7 ft 10 1/2 in (2,4 m) than the Srs 100, the Srs 200 is shown in Air Wisconsin colours and registered G-WISC; deliveries to this US local service airline will begin in March 1983. Meanwhile, BAehas announced that British A ir Ferries will be responsible for the 175-hr programme of intensive route proving to be conducted on the 146 later this year. BAF last year announced its intention of acquiring up to 10 BAe 146s.
BAe 146-300
RJ100 британской компании "БАЕ Системз". Рыночная судьба самолетов семейства RJ оказалась не очень удачной
At the upper end of the wide spectrum of aircraft likely to interest the regional airlines is the British Aerospace 146, depicted here in British Air Ferries colours, in which it will he flying later this year on route proving trials.
British Aerospace BAe 146 CC.2 ZE700, one of two now equipping the Queen's Flight at Benson. Note Union flag on the fin
BAe 146 авиакомпании "Эйр Либия" доставлял повстанцам оружие и боеприпасы. Снимки сделаны в районе Нефус в августе 2011 г.
В целях изучения характера воздействия обледенения крыла на управляемость BAe 146 проводились соответствующие испытания - прототип совершал полет за самолетом Canberra, с которого распылялась струя воды. Самолет Canberra был предоставлен Экспериментальным центром авиации и авиационного вооружения британских ВВС (A&AEE), расположенным в Боскомб-Дауне.
Production activity on the BAe 146 at Hatfield is shown in this photograph of the first centre fuselage section to arrive (early June 1980) from Filton, Bristol
Four Hatfield-produced nose assemblies, including a test specimen (second from left) and the sections for the first three Srs 100 flight test aircraft.
A recent photograph of the BAe 146 assembly line at British Aerospace's Hatfield facility. As production gets into stride, the various factories responsible for the major sub-assemblies are progressively increasing the extent of systems and equipment installation, in order to minimise the line time in the assembly hall.
The flight deck.
Старший летчик-испытатель Майкл Гудфеллоу во время испытаний авиалайнера на крейсерском режиме полета. Над приборной доской видны дополнительные приборы.
The flight deck of Royal Air Force BAe 146 C3 ZE707.
Каждая из четырех дверей первого BAe 146 была оборудована системой стравливания давления воздуха и была готова к немедленному аварийному покиданию самолета экипажем.
В салоне прототипа во время испытаний можно было увидеть различную фиксирующую аппаратуру и километры дополнительных проводов. На фотографии - инженер за работой.
Flexible cabin stowage on an RAF BAe 146 CC3 transport aircraft.
The interior of Avro RJ85 (N355AC, Air Tanker 162).
BAe 146-300A. Самолеты независимых региональных авиаперевозчиков, работающие в общей системе под брендом "United Express", обеспечивают связь между небольшими городами и основными аэропортами (хабами) авиакомпании "United Airlines", владеющей этим брендом. Все самолеты летают в цветах "United Express" и используют единые номера рейсов авиакомпании "United Airlines". Из восьми авиакомпаний-партнеров, работавших в системе "United Express", две эксплуатировали самолет BAe 146 - "Atlantic Southeast Airlines" и "Mesa Airlines". Изображенный здесь самолет, N146UK, был построен в 1988 году и передан "Air Wisconsin", где получил новую регистрацию N611AW и летал до 2006 года.
The British Aerospace 146 Srs 300 is now going ahead for a first flight next May, in the form depicted here, a little shorter than when first revealed two years ago.
British Aerospace 146-100
BAe 146-300
The military version of the BAe 146, which is the subject of current market studies prior to a launch decision.
Hawker Siddeley 146-100 four-turbofan short-range transport aircraft, with additional side view (bottom) of 146-200
A three-view of the BAe 146 Srs 100 and (bottom right) side view of the Srs 200.
The British Aerospace 146 Srs 300 is now going ahead for a first flight next May, in the form depicted here, a little shorter than when first revealed two years ago.