BAe ATP
Варианты:
BAe - ATP - 1986 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1986


Региональный авиалайнер
Описание
Фотографии
British Aerospace АТР и Jetstream 61

   К началу 1980-х лайнер British Aerospace 748 исчерпал модернизационные резервы своей конструкции. В марте 1984 года фирма "British Aerospace" решила разработать его улучшенную версию. Главной целью фирмы был захват своей ниши на перспективном рынке региональных авиалайнеров в борьбе с такими конкурентами как франко-итальянские ATR 72.
   В итоге разработки появился самолет British Aerospace АТР (Advanced TurboProp - улучшенный турбовинтовой), впервые взлетевший 6 августа 1986 года. Он был развитием модели 748 с удлиненным фюзеляжем, стреловидным килем и множеством небольших новшеств, в целом значительно обновивших конструкцию, а также совершенно новой силовой установкой. На машине стояли два турбовинтовых двигателя Pratt & Whitney Canada PW126A мощностью по 2653 л. с. (1979 кВт), вращавших шестилопастные низкоскоростные винты BAe/Hamilton Standard, обладавшие пониженным уровнем шума. Винты имели лопасти из композиционных материалов. Топливо заправлялось в два встроенных в крыло бака емкостью 6364 л.
   Шасси Dowty трехстоечного типа со спаренными колесами на каждой стойке. Главные стойки убирались поворотом вперед в ниши мотогондол. Конструкция мотогондол стала более обтекаемой, чем на модели 748. Экипаж состоял из четырех человек (два пилота в оснащенной цифровой системой EFIS кабине и два бортмеханика). Пассажирские кресла в салоне стояли попарно по бокам центрального прохода. В стандартной компоновке вмещалось 64/68 пассажиров. Кресла можно было расставить плотнее - на 72 места, и свободнее - на 60 мест.
   Первый серийный АТР взлетел 20 февраля 1987 года. В марте 1988-го он получил сертификацию в Европе, а в августе - в США. Первой новую машину получила авиакомпания "British Midland Airways", а первый коммерческий рейс состоялся 9 мая 1988 года. С поставкой компаниям "Loganair" и "Manx Airlines" из группы "Airlines of Britain Group" парк машин АТР этой группы возрос до 16. Самолеты получили и другие авиакомпании в Европе, Африке, Северной Америке и на Дальнем Востоке. Однако, несмотря на свои новшества, машины АТР не пользовались особым спросом. Даже после переименования самолета в Jetstream 61 производство закончилось поставкой всего 64 экземпляров.
   Предлагались варианты для морской авиации и ДРЛО, но заказчиков не нашлось. Последняя версия проекта АТР была успешной. Фирма BAe и авиакомпания "West Air Sweden" основали совместное предприятие по переделке этих машин в транспортные. В конце 2008 года модифицированные самолеты, оснащенные бортовыми грузовыми люками, стали эксплуатироваться в компании "West Air". Уже переоборудовано девять таких машин. Еще несколько самолетов переоборудуются под маркой "Eurofreighter". К сентябрю 2009 года в эксплуатации оставалось около 40 АТР.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   British Aerospace АТР

   Тип: региональный авиалайнер
   Силовая установка: два турбовинтовых двигателя Pratt & Whitney Канада PW126A мощностью по 2653 л. с. (1979 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 493 км/ч на высоте 3960 м; экономичная скорость 437 км/ч на высоте 5485 м; дальность с 68 пассажирами 1482 км
   Масса: пустою самолета 14202 кг; максимальная взлетная 22 930 кг
   Размеры: размах крыла 30,63 м; длина 26,00 м; высота 7,59 м; площадь крыла 78,32 м'
   Полезная нагрузка: до 72 пассажиров в пределах 7026-кг максимальной полезной нагрузки
Разработка современного, малошумного и экономичного варианта HS.748 под обозначением ATP (Advanced Turboprop) началась в марте 1984 года. Прототип ATP выполнил первый полет 6 августа 1986 года.
The British Aerospace ATP, first flown on 6 August 1986, had accumulated 35 flight test hours by the time it appeared at Farnborough International '86 in September. The second aircraft is to fly this month.
6 августа 1986г.: фирма BAe вышла на рынок высокотехнологичных двухдвигательных турбовинтовых пассажирских машин, выпустив самолет ATP (Advanced TurboProp), позже получивший наименование Jetstream 61.
Программу ATP перезапустили в 1993 году как Jetstream 61. Единственным поднявшимся в воздух Jetstream 61 был G-JLXI. Снимок сделан в ходе подготовки самолета к демонстрации на авиашоу в Фарнборо в 1994 году.
Несмотря на агрессивную рекламную кампанию, ATP так и не смог утвердиться на североамериканском рынке региональных самолетов. На фотографии - самолет в окраске "American Eagle", однако авиакомпания предпочла вместо ATP закупить ATR42 и 72.
Производство самолетов ATP прекратилось в конце 1993 года, затем этот самолет повторно выпустили на рынок под маркой Jetstream 61. Из поставленных 58 ATP два экземпляра получила авиакомпания "Biman Bangladesh Airlines". Один из них показан на фотографии.
Following its much publicised landing at Manchester with the port undercarriage retracted on 3/8/97 the BAe ATP G-BUUP was re-registered G-MANU. Now repaired the aircraft has re-entered service with British Regional Airlines
The Manx Airlines ATPs G-MANL and G-MAUD were repainted in the livery of sister airline British Midland Airways at Tees-Side during January 1995. The pair entered service initially on the routes from East Midlands to Amsterdam and Brussels
BAe ATP
"Manx Airlines" являлась одной из нескольких британских авиакомпаний, объединившихся в "British Regional Airlines". 11 самолетов ATP этой компании эксплуатировались, главным образом, в Шотландии.
Manx Airlines has become the first airline in the world to operate all three of British Aerospace’s current trio of regional airliners - Jetstream 31, ATP and the BAe 146. The airline has also ordered two BAe Jetstream 41s.
First of five BAe ATPs for Merpati seen on a pre-delivery test flight from the Woodford factory.
Компания "SATA Air Acores" располагает двумя собственными ATP, еще два самолета взяты в лизинг. Самолеты в конфигурации для перевозки 64 пассажиров используются на внутренних линиях между Азорскими островами.
Air Wisconsin/United Express BAe ATPs with a BAe 146 during a ‘bank’ at O'Hare in August last year.
West Air Sweden AB now has five ATPs in service as dedicated freighters. A sixth aircraft is being converted at West Air’s Lidkoping facility into the first large freight door aircraft, under a jointly funded programme between the airline and BAE Systems.
Most ATPs have been converted to freighters, which are operated from Sweden by West Atlantic Airlines.
Some ATPs have a large freight door (LFD) installed in the rear fuselage to enable containers to be loaded and unloaded.
A stretched derivative of the HS.748 is under study by British Aerospace, one possible configuration being illustrated.
Finished in the colours of British Midland Airways, the second British Aerospace ATP made its maiden flight on 20 February 1987 at Woodford. The flight lasted three hours and handling checks included stalls, roll-rate measurement and stability assessments.
ATPs G-BTTO and G-BUKJ, which were displayed at the Woodford Air Show on 25/6/94 were re-registered G-OEDE and G-OEDF respectively before being delivered to Eurodirect Airlines. The company are using the type on their new Gatwick-Berne scheduled service which began on 4/7/94
BRITISH AEROSPACE ATP
ATP G-MANE, ex G-LOGB, is the first of the former Loganair ATPs now in service with Manx Airlines to be re-registered. Now devoid of its ATPs and Jetstream 41s, Loganair has become a British Airways Express carrier
Manx Airlines has adopted a special livery for one of its British Aerospace ATPs (G-BRLY) in support of a public awareness campaign to promote regional aviation. The 66-seat turboprop carries the 70 multi-coloured logos of airlines belonging to the European Regions Airline Association, together with the slogan ‘50 million passengers a year mean business’, to highlight the scale of the industry to the travelling public. The ATP will be based at Manchester Airport, and Manx is the first regional airline in the UK to adopt the scheme which first appeared at Farnborough ’96.
В начале 1990-х годов компания BAe предложила вариант BAe P132 ASW/ASuW с морской поисковой РЛС кругового обзора, ИК-системой обзора передней полусферы, магнитометром и шестью узлами для подвески вооружения. Заказов на самолет не последовало.
An impression of the P132, a projected maritime patrol derivative of the British Aerospace ATP that is being actively promoted.
A three-view drawing of the P132, a projected maritime patrol derivative of the British Aerospace ATP that is being actively promoted.
Three-view of the British Aerospace Advanced Turboprop Project (ATP) derived from the HS.748
BRITISH AEROSPACE ATP