Мировая Авиация 215
Мировая Авиация 215
-
Ми-8П. Изображен обычный пассажирский вариант с прямоугольными иллюминаторами и в окраске "Аэрофлота". Обшивка в районе сопел двигателей окрашена в черный цвет, чтобы не так заметна была копоть.
Пример универсальности вертолета - Ми-8ТГ с силовой установкой, работающей на сжиженном газе.
Вертолетов семейства Ми-8/-17 построено порядка 17 000, они эксплуатируются в более чем 80 странах мира военными и гражданскими организациями. Это самый успешный вертолет европейской конструкции.
Японская авиакомпания "Asahi Вертолеты" эксплуатировала один Ми-17 в качестве транспортного/многоцелевого вертолета. Машина прошла специальную доработку под японские требования и использовалась в течение 13 лет.
МиГ-23МФ ВВС ПНР, первые самолеты польских ВВС имели однотонную светло-серую окраску, как на рисунке. Позже истребители получили камуфлированную окраску. Все го на вооружение ВВС ПНР поступило 45 МиГ-23С и несколько двухместных МиГ-23УБ.
МиГ-23МС (экспортный вариант с упрощенным БРЭО) ВВС Ливии сфотографирован в полете над заливом Сидра, 1981г.. Лишенный эффективной РЛС, самолет не имел возможности вести воздушные бои на средних дистанциях. 4 января 1989 года два ливийских МиГ-23 были сбиты F-14 Tomcat ВМС США, так как, якобы, угрожали безопасности американской эскадры.
MiG-23MS Flogger-E, a downgraded derivative of the MiG-23M Flogger-B seen in service with the Libyan Arab Republic Air Force and toting IR-homing K-13 Atoll missiles.
"Изделие 23-11" - первый самолет семейства МиГ-23 - разрабатывался параллельно с оказавшимся бесперспективным "23-01", оснащенным подъемными двигателями. Планер 23-11 был полностью окрашен в серый цвет, за исключением красных подвижных частей крыла.
According to Pentagon sources and USAF Secretary Robert C Seamans, the Mikoyan-designed single-seat variable-geometry fighter known in the West as Flogger bears the official Soviet appellation of MiG-23 and not the fighter dubbed Foxbat as was previously believed. The MiG-23, illustrated by this photograph, is alleged to be in limited squadron service with the V-VS. is powered by a single large afterburning turbojet, has built-in cannon armament and, according to Mr Seamans, avionics comparable with those of the F-4J Phantom which has the Westinghouse AWG-10 pulse Doppler fire-control system.
Необычный камуфляж должен был свести к минимуму вероятность визуального обнаружения Skyraider. Для самолетов, круглосуточно использовавшихся как штурмовики и машины передовых авианаводчиков над Лаосом и Камбоджей, это было очень важно. На фотографии - самолет 83-й специальной оперативной группы ВВС Южного Вьетнама. Ранее этот A-1H состоял на вооружении авиации ВМС США.
Фотография экс-габонского AD-4NA сделана в 2000 году на авиабазе Нэллис, самолет принадлежит Роберту Хекендорфу из Денвера. Машина летает вместе с O-1, A-37 и O-2 из "команды Вьетнамской войны".
Машина "Naked Fanny" принадлежит компании "Able Dog LLC" из Монтаны. Ранее самолет состоял на вооружении ВВС Франции, использовался в Алжире, Мозамбике и Чаде. Восстановлен в 1989 году,
Этот AD-4NA (BuNo. 126956) поступил на вооружение ВВС Франции в 1960 году, в 1978-1984 годах он состоял на вооружении в Габоне. В настоящее время самолет несет окраску эскадрильи VMC-1 и является собственностью Дж. Берре.
Когда этот самолет BuNo.126 922 принадлежал знаменитому Жану Салису, он имел регистрацию F-AZED. В 1985-1991 годах самолет базировался во Франции.
В США, Великобритании и Франции имеется довольно большое количество пригодных к полетам Skyraider, принадлежащих частным лицам. Помимо самолетов, купленных в Габоне и Чаде, коллекционеры в 1970-е годы приобретали машины на базе хранения ВВС Франции. В частные руки также перешло несколько самолетов ВВС Южного Вьетнама, перелетевших в Таиланд. Самолет F-AZFN ранее использовался в Чаде, позже он прошел ремонт во Франции. На нем нанесены опознавательные знаки ВВС Франции. Машина принимала участие в нескольких авиашоу "Летающие легенды", проводившихся в Даксфорде.
Этот самолет AD-4NA, G-RADR, бывший G-RAID (BuNo. 126 922), ныне является собственностью Тима Манна. Это один из нескольких Skyraider, окрашенных в цвета эскадрильи VA-176. В 1960 году самолет поступил на вооружение ВВС Франции, а ранее эксплуатировался Корпусом морской пехоты США; из Франции машина попала в Габон.
С 1962 года многие сотни Skyraider были переданы ВВС США, а более 180 самолетов получили ВВС Южного Вьетнама, где ими вооружили шесть эскадрилий. Снимок одноместных A-1H Skyraider сделан в мае 1966 года над дельтой Меконга, самолеты вооружены 45-кг осколочными бомбами и баками с напалмом
Дебют восстановленного в Чино неокрашенного A-1E состоялся в 1997 году на шоу в ознаменование 40-летия CAF ("Confederate Air Force") в Мидленде. Самолет получен из Таиланда.
До 1975 года EA-1E находился на хранении на авиабазе Мемфис, в 1975 году самолет купил Гарри Доан, а в 1991-1993 годах машина прошла реставрацию в Чино по заказу "Antique Airplanes". Это один из нескольких пригодных к полетам самолетов, ранее состоявших на вооружении ВМС США.
Камбоджа получила несколько бывших французских Skyraider; весьма вероятно, что камбоджийский Skyraider в 1964 году сбил O-1 ВВС США над территорией, контролируемой кхмерами.
EA-1E, ранее принадлежавший Дону Хенрику, ныне стал собственностью "Midwest Wild Relics Refuge Inc.". До продажи самолет находился в музее Корпуса морской пехоты США в Куантико.
Летающий госпиталь Ми-17ВА выпускался на Казанском вертолетном заводе (изначально в кооперации с Венгрией) и предназначался для оказания помощи пострадавшим при стихийных бедствиях.
Россия является крупнейшим эксплуатантом гражданских версий Ми-8/-17. Вертолеты используются для транспортных, пассажирских и VIP-перевозок, как санитарные и др. Летчики положительно оценили более мощную в сравнении с Ми-8 силовую установку Ми-17.
Согласно исходному техническому заданию, самолет Canberra разрабатывался как замена высотному невооруженному бомбардировщику Mosquito. Однако разработка варианта для замены фоторазведчиков Mosquito PR.Mk 34 и Mosquito PR.Mk 35 неожиданностью не стала. Canberra PR.Mk 3 мало отличается от B.Mk 2, однако бомбоотсек доработан под размещение топливного бака и осветительного оборудования, а носовая часть фюзеляжа удлинена на 36 см под установку фотооборудования. Экипаж сокращен до двух человек.
Пятый серийный PR.Mk 3 (WE139) выиграл в октябре 1953 года гонку Лондон - Новая Зеландия. WE 139 был одним из трех самолетов Canberra (наряду с первым PR.Mk 7), состоявших на вооружении специального, скоростного, звена 540-й эскадрильи ВВС Великобритании. WE139 выполнил перелет из Лондона в Новую Зеландию со средней скоростью 795,80 км/ч, общее время пребывания самолета на земле в ходе четырех посадок для дозаправки составило всего 82 минуты.
PR.Mk 7 выполнил первый полет в августе 1953 года, прототип данной модели не строился, так как все новые конструктивные решения апробировались на прототипе B.Mk 5. Главным преимуществом PR.Mk 7 по сравнению с PR.Mk 3 стала большая дальность полета, достигнутая за счет дополнительного размещения в носках крыла топливных баков. Установка более мощных двигателей позволила сохранить на прежнем уровне летные данные потяжелевшей машины. Опоры шасси PR.Mk 7 получили колеса с более эффективными тормозами, стойки опор шасси усилили.
31-ю эскадрилью, оснащенную Canberra PR.Mk 7, сформировали как разведывательную в марте 1955 года в Лаарбрюке. В 1963, 1965 и 1967 годах она признавалась лучшей разведывательной эскадрильей НАТО, получая приз Royal Flush. Эскадрилья выполняла задачи тактической и стратегической разведки в составе 2-й тактической Воздушной армии. Незадолго до расформирования в марте 1971 года 31-ю эскадрилью переключили на выполнение маловысотных разведывательных полетов.
Классический легкий самолет Tri-Pacer стал первым самолетом компании "Piper" с шасси с носовой опорой.
Piper PA-22 Tri-Pacer 150 four-seater has three price categories: "Standard" ($7,830); "Custom" ($8,430) and "Super Custom" ($9,430). Also available are Edo Model 2000 floats or Federal skis. Power is a 150-h .p.
Lycoming O-320 flat-four. Maximum speed 139 m.p.h.
Skyraider из "Svensk Flygtjanst AB" были окрашены полностью в желтый цвет и получили гражданскую регистрацию - от SE-EBA до SE-EBI и от SE-EBK до SE-EBN. Самолеты AEW.Mk 1, модернизированные в буксировщики мишеней, использовались в интересах вооруженных сил Швеции до начала 1970-х годов.
T-50 стал частью проекта "Peace Bridge" на поставку самолетов K/F-16, в рамках которого и предусматривалась разработка перспективного учебно-боевого самолета для ВВС Республики Корея. На снимке - первый прототип (№001).
T-50 является типичным представителем нового поколения учебно-тренировочных самолетов, предназначенных для подготовки летчиков современных истребителей с высокими летными данными и цифровым оборудованием кабин. Летчики высоко оценили превосходные характеристики и отличную управляемость T-50.
Подобно аналогичному по назначению Hongdu L-15, KAI T-50 способен преодолевать звуковой барьер в горизонтальном полете. Максимальная скорость T-50 составляет М=1,5, примерно как у Як-130 и M346.
Четыре T-50B пилотажной группы "Black Arrows" (сзади, с дымами) в одном строю с четырьмя T-50 ROKAF. На T-50B установлены генераторы дымов и дополнительное внешнее светотехническое оборудование. Разработка T-50 ознаменовала технологический рывок Южной Кореи и является предметом гордости аэрокосмической промышленности страны.
Изображен седьмой построенный МиГ-31М. МиГ-31 внутри ОКБ обозначался как "изделие 05". Традиционно прототипы и самолеты, принадлежавшие ОКБ или ЛИИ, имели трехзначные бортовые номера.
Обзор из кабины летчика значительно улучшили установкой беспереплетного козырька фонаря. Площадь остекления кабины штурмана сокращена, чтобы дневной свет не мешал работать с приборами.
Под любым ракурсом МиГ-31М производит сильное впечатление. На фотографии - МиГ-31М с бортовым номером "057". На законцовках крыла установлены контейнеры РЭБ, посадочные фары смонтированы иначе, чем на МиГ-31, изменена конструкция створок носовой опоры шасси.
Количество подкрыльевых пилонов для подвески вооружения на МиГ-31М увеличено до четырех. Перехватчик способен нести под крылом четыре УР Р-77 и шесть УР Р-37 в полуутопленном положении под фюзеляжем.
Отличить МиГ-31М от МиГ-31 не так просто. Одним из самых заметных внешних отличий МиГ-31М являются корневые наплывы крыла увеличенной площади.
МиГ-23МЛД майора Анатолия Степанюка, Афганистан, 1986 год. На борту фюзеляжа ниже кабины в виде звездочек белого цвета нанесены отметки о боевых вылетах. Иногда одна такая звездочка обозначала сразу десять вылетов.
Первые качественные фотоснимки МиГ-23 появились на Западе в 1978 году, когда шесть МиГ-23БЛ дислоцированного в Кубинке 234-го ИАП посетили с визитами Финляндию и Францию. С э тих самолетов для сохранения военной тайны демонтировали некоторую электронную аппаратуру, пушку и пилоны для подвески ракет.
ОКБ Микояна в 1990-е годы продолжало работы по совершенствованию МиГ-23. В ассортимент вооружения МиГ-23МЛД тогда были включены УР "воздух-воздух" Р-77.
Летающая лодка H6K обладала большой продолжительностью полета, за счет чего могла выполнять длительные патрульные полеты над Тихим океаном. Дальность полета финального варианта H6K5 составляла 6772 км.
Подожженная в бою с американскими истребителями японская летающая лодка H6K5 "Мэвис".
Опыт показал чрезвычайную уязвимость H6K от атак истребителей союзников, поскольку лодка не имела ни бронирования, ни протектированных топливных баков.
В июле 1939 года, еще до начала полетов между Саутгемптоном и Монреалем, в районе Саутгемптона отрабатывались дозаправки от самолета Handley Page Harrow.
G-ADHL Canopus - первая летающая лодка компании "Empire", оснащенная моторами Pegasus. Первый полет лодка выполнила в июле 1936 года, в BOAC ее передали в апреле 1940 года.
G-AETY Clio, одна из летающих лодок S.23, переданных Береговому командованию ВВС Великобритании. С установленным оборонительным вооружением и РЛС лодка состояла на вооружении 201-й эскадрильи, пока не разбилась в 1941 году.
G-AFCU Cabot сфотографирована в начале отрыва от водной поверхности. Это одна из улучшенных S.30, выполнившая первый полет в декабре 1938 года. В декабре 1939 года лодку передали британским ВВС, а в мае 1940 года она была уничтожена в норвежском Бодё.
В июле 1939 года, еще до начала полетов между Саутгемптоном и Монреалем, в районе Саутгемптона отрабатывались дозаправки от самолета Handley Page Harrow.
Piper Cherokee Arrow ВВС Финляндии. В финских ВВС такие машины использовались как связные.
До 1974 года PA-28 Archer был известен как Challenger. В настоящее время серийно выпускаются Archer TX и Archer LX.
Одной из выпускающихся в настоящее время серийно моделей является Archer TX. Самолет внешне очень похож на более ранние варианты, но внутри представляет собой учебную машину 21-го века.
Полли Вачер, вдохновленная успешными перелетами Шейлы Скотт в 1960-х годах на самолете Comanche, в 2001 году облетела вокруг света на PA-28 Dakota. В 2004 году она выполнила второй кругосветный перелет, но на этот раз через оба географических полюса.
В 1979 году модельный ряд пополнился самолетом Piper PA-28 Arrow IV с Т-образным хвостовым оперением.
Этот PA-28 с Т-образным хвостовым оперением недолгое время использовался НАСА. В настоящее время самолет принадлежит университету Льюиса в Чикаго и находится в пригодном к полетам состоянии.
This PA-28 testbed carries tufting on the wing, leading edge glove and twin instrumentation booms.
Cherokee 140 создавался изначально как двухместный учебно-тренировочный самолет для летных школ. Изображенный Model 140B был построен в 1969 году и в 1970-е годы использовался греческой компанией "Olympic" как самолет базовой летной подготовки с 1970-х годов до 2009 года. Многие авиакомпании считали, что PA-28 Cherokee является идеальным учебным самолетом.
Cherokee Charger отличался от более ранних PA-28 увеличенной площадью остекления кабины и большей по размерам дверью.
Один из первых четырехместных PA-30 Twin Comanche; машины первых выпусков имели только по два окна с каждого борта. На этом самолете постройки 1964 года на законцовках крыла установлены топливные баки.
На этом самолете Twin Comanche пилот Макс Конрад установил мировой рекорд дальности полета. 24-26 декабря 1964 года он преодолел 12 678,83 км от Кейптауна, ЮАР, до Сент-Питерсберга, Флорида.
Разработка современного, малошумного и экономичного варианта HS.748 под обозначением ATP (Advanced Turboprop) началась в марте 1984 года. Прототип ATP выполнил первый полет 6 августа 1986 года.
"Manx Airlines" являлась одной из нескольких британских авиакомпаний, объединившихся в "British Regional Airlines". 11 самолетов ATP этой компании эксплуатировались, главным образом, в Шотландии.
Компания "SATA Air Acores" располагает двумя собственными ATP, еще два самолета взяты в лизинг. Самолеты в конфигурации для перевозки 64 пассажиров используются на внутренних линиях между Азорскими островами.
Программу ATP перезапустили в 1993 году как Jetstream 61. Единственным поднявшимся в воздух Jetstream 61 был G-JLXI. Снимок сделан в ходе подготовки самолета к демонстрации на авиашоу в Фарнборо в 1994 году.
Несмотря на агрессивную рекламную кампанию, ATP так и не смог утвердиться на североамериканском рынке региональных самолетов. На фотографии - самолет в окраске "American Eagle", однако авиакомпания предпочла вместо ATP закупить ATR42 и 72.
В начале 1990-х годов компания BAe предложила вариант BAe P132 ASW/ASuW с морской поисковой РЛС кругового обзора, ИК-системой обзора передней полусферы, магнитометром и шестью узлами для подвески вооружения. Заказов на самолет не последовало.
PA-31T Cheyenne эксплуатировались в вооруженных силах ряда государств. Изображен самолет ВМС Франции.
Внедрение на Navajo C/R винтов противоположного вращения улучшило управляемость самолета.
Эскадрилья No.39 Sqn (1 PRU) не входила в состав постоянного контингента НАТО, однако являлась частью Сил быстрого реагирования и выполняла задания в интересах различных организаций Великобритании. Запросы на использование самолетов эскадрильи обязательно проходили через Министерство обороны Великобритании. Каждый запрос и задание оформлялись согласно стандартным правилам.
Для выполнения разведки с больших высот в эскадрилье No 39 (1 PRU) имелось пять самолетов Canberra PR.Mk 9. Самые старые в ВВС Великобритании самолеты были оснащены традиционной пленочной фотоаппаратурой. Они выполняли разведывательные полеты над Боснией (с авиабазы Джиоя-дель-Колле, Италия) и в Руанде (были переброшены в Энтеббе в 1996 году), а до начала в 1999 году операции "Allied Force" - над Косово.
Самолеты Canberra PR.Mk 9 из 39-й эскадрильи входят в состав 1-й авиагруппы, а вместе с Tornado GR.Mk 4A из II(AC) и 13-й эскадрилий они составляют "разведывательное авиакрыло Мархэм". В ходе модернизации на самолеты Canberra установили пилоны для подвески контейнеров BOZ-107 и цифровой интерфейс. Некоторые самолеты доработаны под использование фотоаппаратуры LOROP.
Кассета с пленкой, снятая с самолета после его возвращения на базу, проявляется и просматривается со скоростью 3-4,5 м в секунду. Оптимальные негативы маркируются как PI (Photographic Interpreter), после чего распечатываются.
Первой на Canberra PR.Mk 9 в январе 1969 года перевооружили дислоцированную в Уайтоне 58-ю эскадрилью, ранее эксплуатировавшую вариант PR.Mk 7. Позже эскадрилья базировалась в Германии, на Кипре, Мальте и в Сингапуре. В октябре 1962 года во время кубинского кризиса самолеты эскадрильи фотографировали перемещения советских кораблей и судов. Эскадрилью расформировали в сентябре 1970 года.
После катастрофы первого серийного PR.Mk 9, в которой погиб штурман, в носовой части фюзеляжа в кабине штурмана установили катапультное кресло. Входной люк (ранее использовался и как аварийный люк штурмана) ликвидировали, взамен были внедрены индивидуальные люки для каждого из членов экипажа. При катапультировании штурман покидал самолет сквозь верхнее остекление кабины.
Работая в достаточно тесном хвостовом отсеке Canberra PR.Mk 9, техник снимает кассету с пленкой с фотокамеры Zeiss RMK. Камера установлена на направляющих и может сдвигаться в сторону от люка для облегчения доступа.
На рисунке изображен Canberra PR.Mk 9 из 1-го фотографического отряда (No.1 PRU), дислоцированного в Уайтоне, где некогда базировалась основная часть самолетов Canberra ВВС Великобритании. Последние уцелевшие PR.Mk 9 эксплуатировались 39-й эскадрильей вплоть до ее расформирования в июне 1982 года. Эскадрилью заменили на подразделение No.1 PRU, которое входило в состав 18-й авиагруппы. Рационализация ВВС Великобритании в 1992 году привела к тому, что отряд No.1 PRU вновь стал именоваться 39-й эскадрильей и официально обозначался как No.39 (1 PRU) Sqn. Окончательно эту эскадрилью с самолетами Canberra PR.Mk 9 расформировали 23 июня 2006 года.
Canberra PR.Mk 9
На этом Piper Comanche PA-24-260B Myth Too (G-ATOY) летчица Шейла Скотт в одиночку с 18 мая по 20 июня 1966 года выполнила кругосветный перелет.
Comanche зарекомендовал себя как надежный самолет. Этот PA-24-260 постройки 1964 года продолжал летать и в 2012 году.
Piper PA-24 Comanche 260.
В конструкции самолета Aztec учтен опыт производства и эксплуатации его предшественника - Apache. Изображенная на рисунке машина была построена в 1976 году, ее эксплуатировали во Франции до 2012 года.
Этот Piper PA-23-250E Aztec принадлежал ВВС Испании.
С килем исходной формы Apache выглядел несколько устаревшим. Этот PA-23 Apache 160 разбился при посадке в 1976 году.
PA-20 Pacer 135 развивал максимальную скорость 225 км/ч, дальность его полета составляла 933 км.
Seneca строился по лицензии в Бразилии как EMB-810C Seneca II. Десять самолетов под обозначением U-7A поступили на вооружение ВВС Бразилии.
PA-34-200T Seneca II был популярен у бизнесменов. Эта машина сменила немало владельцев, прежде чем стала собственностью авиационного центра в Бристоле.
EMB 810C Seneca II, построенные компанией EMBRAER, использовались в вооруженных силах Бразилии, однако некоторое количество самолетов поставили и гражданским заказчикам. Насколько известно, данный самолет эксплуатируется до сих пор.
Хотя PA-38 недолго выпускался серийно, многие считали его прекрасным учебным самолетом. Данная машина с ирландской регистрацией находилась в 2012 году в пригодном к полетам состоянии.
В 1980-е годы учебные Piper PA-38 эксплуатировались во многих летных школах, однако самолет большого спроса на гражданском рынке не нашел, так как был двухместным.
Аэроклуб компании "British Airways" в Букере, Южная Англия, использовал четыре PA-38 Tomahawk в качестве учебных самолетов. Регистрация этих машин оканчивалась на буквы ...YOU, ...ТОО, ...CAN и ...FLY, что вместе можно прочесть как "Вы тоже можете летать".
Вариант PA-25-235 Pawnee был очень популярен, особенно в Европе. Этот G-BDPJ использовала пилотажная группа "Swift", выступавшая на планерах. Самолет применялся для буксировки планеров.
PA-25-260 Pawnee хорошо продавался на рынке сельскохозяйственных самолетов, в том числе и благодаря специальным мерам, направленным на повышение выживания летчика в аварийных ситуациях.
Pawnee Brave 300 - один из многих самолетов фирмы "Piper", построенных аргентинской компанией "Chincul".
Три лодки "G"-класса по размерам значительно превосходили лодки "C"-класса и оснащались моторами Hercules. Первой стала лодка "Golden Hind", она единственная из всего "G"-класса пережила войну. Снимок сделан после войны, когда "Golden Hind" эксплуатировалась в авиакомпании BOAC.
PA-32-300 строился по лицензии в Бразилии как EMBRAER EMB-721 Sertanejo. Данный самолет изначально был поставлен покупателю из Австрии, а с 1998 года эксплуатируется в Великобритании.
Один из последних построенных самолетов Turbo Saratoga IITC. Семейство Saratoga сочетало объем кабины, свойственный двухмоторным самолетам, с силовой установкой из одного двигателя.
Подобно многим изделиям компании "Piper" того времени, Lance и Lance II имели Т-образное хвостовое оперение. Эти две модели серийно выпускались до 1979 года.
Piper PA-32RT Turbo Lance II
Великолепные летные данные Cheyenne III позволили использовать самолет для повышенной подготовки летчиков в ряде авиакомпаний. Изображен самолет, принадлежавший "Lufthansa".
Piper PA-42 Cheyenne III