Ми-8П. Изображен обычный пассажирский вариант с прямоугольными иллюминаторами и в окраске "Аэрофлота". Обшивка в районе сопел двигателей окрашена в черный цвет, чтобы не так заметна была копоть.
Японская авиакомпания "Asahi Вертолеты" эксплуатировала один Ми-17 в качестве транспортного/многоцелевого вертолета. Машина прошла специальную доработку под японские требования и использовалась в течение 13 лет.
Вертолетов семейства Ми-8/-17 построено порядка 17 000, они эксплуатируются в более чем 80 странах мира военными и гражданскими организациями. Это самый успешный вертолет европейской конструкции.
Пример универсальности вертолета - Ми-8ТГ с силовой установкой, работающей на сжиженном газе.
МиГ-23МФ ВВС ПНР, первые самолеты польских ВВС имели однотонную светло-серую окраску, как на рисунке. Позже истребители получили камуфлированную окраску. Все го на вооружение ВВС ПНР поступило 45 МиГ-23С и несколько двухместных МиГ-23УБ.
МиГ-23МС (экспортный вариант с упрощенным БРЭО) ВВС Ливии сфотографирован в полете над заливом Сидра, 1981г.. Лишенный эффективной РЛС, самолет не имел возможности вести воздушные бои на средних дистанциях. 4 января 1989 года два ливийских МиГ-23 были сбиты F-14 Tomcat ВМС США, так как, якобы, угрожали безопасности американской эскадры.
MiG-23MS Flogger-E, a downgraded derivative of the MiG-23M Flogger-B seen in service with the Libyan Arab Republic Air Force and toting IR-homing K-13 Atoll missiles.
"Изделие 23-11" - первый самолет семейства МиГ-23 - разрабатывался параллельно с оказавшимся бесперспективным "23-01", оснащенным подъемными двигателями. Планер 23-11 был полностью окрашен в серый цвет, за исключением красных подвижных частей крыла.
According to Pentagon sources and USAF Secretary Robert C Seamans, the Mikoyan-designed single-seat variable-geometry fighter known in the West as Flogger bears the official Soviet appellation of MiG-23 and not the fighter dubbed Foxbat as was previously believed. The MiG-23, illustrated by this photograph, is alleged to be in limited squadron service with the V-VS. is powered by a single large afterburning turbojet, has built-in cannon armament and, according to Mr Seamans, avionics comparable with those of the F-4J Phantom which has the Westinghouse AWG-10 pulse Doppler fire-control system.
С 1962 года многие сотни Skyraider были переданы ВВС США, а более 180 самолетов получили ВВС Южного Вьетнама, где ими вооружили шесть эскадрилий. Снимок одноместных A-1H Skyraider сделан в мае 1966 года над дельтой Меконга, самолеты вооружены 45-кг осколочными бомбами и баками с напалмом
Этот AD-4NA (BuNo. 126956) поступил на вооружение ВВС Франции в 1960 году, в 1978-1984 годах он состоял на вооружении в Габоне. В настоящее время самолет несет окраску эскадрильи VMC-1 и является собственностью Дж. Берре.
Машина "Naked Fanny" принадлежит компании "Able Dog LLC" из Монтаны. Ранее самолет состоял на вооружении ВВС Франции, использовался в Алжире, Мозамбике и Чаде. Восстановлен в 1989 году,
До 1975 года EA-1E находился на хранении на авиабазе Мемфис, в 1975 году самолет купил Гарри Доан, а в 1991-1993 годах машина прошла реставрацию в Чино по заказу "Antique Airplanes". Это один из нескольких пригодных к полетам самолетов, ранее состоявших на вооружении ВМС США.
Необычный камуфляж должен был свести к минимуму вероятность визуального обнаружения Skyraider. Для самолетов, круглосуточно использовавшихся как штурмовики и машины передовых авианаводчиков над Лаосом и Камбоджей, это было очень важно. На фотографии - самолет 83-й специальной оперативной группы ВВС Южного Вьетнама. Ранее этот A-1H состоял на вооружении авиации ВМС США.
В США, Великобритании и Франции имеется довольно большое количество пригодных к полетам Skyraider, принадлежащих частным лицам. Помимо самолетов, купленных в Габоне и Чаде, коллекционеры в 1970-е годы приобретали машины на базе хранения ВВС Франции. В частные руки также перешло несколько самолетов ВВС Южного Вьетнама, перелетевших в Таиланд. Самолет F-AZFN ранее использовался в Чаде, позже он прошел ремонт во Франции. На нем нанесены опознавательные знаки ВВС Франции. Машина принимала участие в нескольких авиашоу "Летающие легенды", проводившихся в Даксфорде.
Этот самолет AD-4NA, G-RADR, бывший G-RAID (BuNo. 126 922), ныне является собственностью Тима Манна. Это один из нескольких Skyraider, окрашенных в цвета эскадрильи VA-176. В 1960 году самолет поступил на вооружение ВВС Франции, а ранее эксплуатировался Корпусом морской пехоты США; из Франции машина попала в Габон.
Когда этот самолет BuNo.126 922 принадлежал знаменитому Жану Салису, он имел регистрацию F-AZED. В 1985-1991 годах самолет базировался во Франции.
Фотография экс-габонского AD-4NA сделана в 2000 году на авиабазе Нэллис, самолет принадлежит Роберту Хекендорфу из Денвера. Машина летает вместе с O-1, A-37 и O-2 из "команды Вьетнамской войны".
Дебют восстановленного в Чино неокрашенного A-1E состоялся в 1997 году на шоу в ознаменование 40-летия CAF ("Confederate Air Force") в Мидленде. Самолет получен из Таиланда.
EA-1E, ранее принадлежавший Дону Хенрику, ныне стал собственностью "Midwest Wild Relics Refuge Inc.". До продажи самолет находился в музее Корпуса морской пехоты США в Куантико.
Камбоджа получила несколько бывших французских Skyraider; весьма вероятно, что камбоджийский Skyraider в 1964 году сбил O-1 ВВС США над территорией, контролируемой кхмерами.
Россия является крупнейшим эксплуатантом гражданских версий Ми-8/-17. Вертолеты используются для транспортных, пассажирских и VIP-перевозок, как санитарные и др. Летчики положительно оценили более мощную в сравнении с Ми-8 силовую установку Ми-17.
Летающий госпиталь Ми-17ВА выпускался на Казанском вертолетном заводе (изначально в кооперации с Венгрией) и предназначался для оказания помощи пострадавшим при стихийных бедствиях.
PR.Mk 7 выполнил первый полет в августе 1953 года, прототип данной модели не строился, так как все новые конструктивные решения апробировались на прототипе B.Mk 5. Главным преимуществом PR.Mk 7 по сравнению с PR.Mk 3 стала большая дальность полета, достигнутая за счет дополнительного размещения в носках крыла топливных баков. Установка более мощных двигателей позволила сохранить на прежнем уровне летные данные потяжелевшей машины. Опоры шасси PR.Mk 7 получили колеса с более эффективными тормозами, стойки опор шасси усилили.
31-ю эскадрилью, оснащенную Canberra PR.Mk 7, сформировали как разведывательную в марте 1955 года в Лаарбрюке. В 1963, 1965 и 1967 годах она признавалась лучшей разведывательной эскадрильей НАТО, получая приз Royal Flush. Эскадрилья выполняла задачи тактической и стратегической разведки в составе 2-й тактической Воздушной армии. Незадолго до расформирования в марте 1971 года 31-ю эскадрилью переключили на выполнение маловысотных разведывательных полетов.
Пятый серийный PR.Mk 3 (WE139) выиграл в октябре 1953 года гонку Лондон - Новая Зеландия. WE 139 был одним из трех самолетов Canberra (наряду с первым PR.Mk 7), состоявших на вооружении специального, скоростного, звена 540-й эскадрильи ВВС Великобритании. WE139 выполнил перелет из Лондона в Новую Зеландию со средней скоростью 795,80 км/ч, общее время пребывания самолета на земле в ходе четырех посадок для дозаправки составило всего 82 минуты.
Согласно исходному техническому заданию, самолет Canberra разрабатывался как замена высотному невооруженному бомбардировщику Mosquito. Однако разработка варианта для замены фоторазведчиков Mosquito PR.Mk 34 и Mosquito PR.Mk 35 неожиданностью не стала. Canberra PR.Mk 3 мало отличается от B.Mk 2, однако бомбоотсек доработан под размещение топливного бака и осветительного оборудования, а носовая часть фюзеляжа удлинена на 36 см под установку фотооборудования. Экипаж сокращен до двух человек.
Классический легкий самолет Tri-Pacer стал первым самолетом компании "Piper" с шасси с носовой опорой.
Piper PA-22 Tri-Pacer 150 four-seater has three price categories: "Standard" ($7,830); "Custom" ($8,430) and "Super Custom" ($9,430). Also available are Edo Model 2000 floats or Federal skis. Power is a 150-h .p.
Lycoming O-320 flat-four. Maximum speed 139 m.p.h.
Skyraider из "Svensk Flygtjanst AB" были окрашены полностью в желтый цвет и получили гражданскую регистрацию - от SE-EBA до SE-EBI и от SE-EBK до SE-EBN. Самолеты AEW.Mk 1, модернизированные в буксировщики мишеней, использовались в интересах вооруженных сил Швеции до начала 1970-х годов.
T-50 стал частью проекта "Peace Bridge" на поставку самолетов K/F-16, в рамках которого и предусматривалась разработка перспективного учебно-боевого самолета для ВВС Республики Корея. На снимке - первый прототип (№001).
T-50 является типичным представителем нового поколения учебно-тренировочных самолетов, предназначенных для подготовки летчиков современных истребителей с высокими летными данными и цифровым оборудованием кабин. Летчики высоко оценили превосходные характеристики и отличную управляемость T-50.
Подобно аналогичному по назначению Hongdu L-15, KAI T-50 способен преодолевать звуковой барьер в горизонтальном полете. Максимальная скорость T-50 составляет М=1,5, примерно как у Як-130 и M346.
Четыре T-50B пилотажной группы "Black Arrows" (сзади, с дымами) в одном строю с четырьмя T-50 ROKAF. На T-50B установлены генераторы дымов и дополнительное внешнее светотехническое оборудование. Разработка T-50 ознаменовала технологический рывок Южной Кореи и является предметом гордости аэрокосмической промышленности страны.
Изображен седьмой построенный МиГ-31М. МиГ-31 внутри ОКБ обозначался как "изделие 05". Традиционно прототипы и самолеты, принадлежавшие ОКБ или ЛИИ, имели трехзначные бортовые номера.
Под любым ракурсом МиГ-31М производит сильное впечатление. На фотографии - МиГ-31М с бортовым номером "057". На законцовках крыла установлены контейнеры РЭБ, посадочные фары смонтированы иначе, чем на МиГ-31, изменена конструкция створок носовой опоры шасси.
Обзор из кабины летчика значительно улучшили установкой беспереплетного козырька фонаря. Площадь остекления кабины штурмана сокращена, чтобы дневной свет не мешал работать с приборами.
Количество подкрыльевых пилонов для подвески вооружения на МиГ-31М увеличено до четырех. Перехватчик способен нести под крылом четыре УР Р-77 и шесть УР Р-37 в полуутопленном положении под фюзеляжем.
Отличить МиГ-31М от МиГ-31 не так просто. Одним из самых заметных внешних отличий МиГ-31М являются корневые наплывы крыла увеличенной площади.
МиГ-23МЛД майора Анатолия Степанюка, Афганистан, 1986 год. На борту фюзеляжа ниже кабины в виде звездочек белого цвета нанесены отметки о боевых вылетах. Иногда одна такая звездочка обозначала сразу десять вылетов.
Первые качественные фотоснимки МиГ-23 появились на Западе в 1978 году, когда шесть МиГ-23БЛ дислоцированного в Кубинке 234-го ИАП посетили с визитами Финляндию и Францию. С э тих самолетов для сохранения военной тайны демонтировали некоторую электронную аппаратуру, пушку и пилоны для подвески ракет.
ОКБ Микояна в 1990-е годы продолжало работы по совершенствованию МиГ-23. В ассортимент вооружения МиГ-23МЛД тогда были включены УР "воздух-воздух" Р-77.
Летающая лодка H6K обладала большой продолжительностью полета, за счет чего могла выполнять длительные патрульные полеты над Тихим океаном. Дальность полета финального варианта H6K5 составляла 6772 км.
Подожженная в бою с американскими истребителями японская летающая лодка H6K5 "Мэвис".
Опыт показал чрезвычайную уязвимость H6K от атак истребителей союзников, поскольку лодка не имела ни бронирования, ни протектированных топливных баков.
G-ADHL Canopus - первая летающая лодка компании "Empire", оснащенная моторами Pegasus. Первый полет лодка выполнила в июле 1936 года, в BOAC ее передали в апреле 1940 года.
G-AETY Clio, одна из летающих лодок S.23, переданных Береговому командованию ВВС Великобритании. С установленным оборонительным вооружением и РЛС лодка состояла на вооружении 201-й эскадрильи, пока не разбилась в 1941 году.
Piper Cherokee Arrow ВВС Финляндии. В финских ВВС такие машины использовались как связные.
В 1979 году модельный ряд пополнился самолетом Piper PA-28 Arrow IV с Т-образным хвостовым оперением.
До 1974 года PA-28 Archer был известен как Challenger. В настоящее время серийно выпускаются Archer TX и Archer LX.
Полли Вачер, вдохновленная успешными перелетами Шейлы Скотт в 1960-х годах на самолете Comanche, в 2001 году облетела вокруг света на PA-28 Dakota. В 2004 году она выполнила второй кругосветный перелет, но на этот раз через оба географических полюса.
Этот PA-28 с Т-образным хвостовым оперением недолгое время использовался НАСА. В настоящее время самолет принадлежит университету Льюиса в Чикаго и находится в пригодном к полетам состоянии.
This PA-28 testbed carries tufting on the wing, leading edge glove and twin instrumentation booms.
Одной из выпускающихся в настоящее время серийно моделей является Archer TX. Самолет внешне очень похож на более ранние варианты, но внутри представляет собой учебную машину 21-го века.
Cherokee Charger отличался от более ранних PA-28 увеличенной площадью остекления кабины и большей по размерам дверью.
Piper Cherokee Charger four-seat light aircraft (235 hp Lycoming O-540-B4B5 engine)
Cherokee 140 создавался изначально как двухместный учебно-тренировочный самолет для летных школ. Изображенный Model 140B был построен в 1969 году и в 1970-е годы использовался греческой компанией "Olympic" как самолет базовой летной подготовки с 1970-х годов до 2009 года. Многие авиакомпании считали, что PA-28 Cherokee является идеальным учебным самолетом.
Один из первых четырехместных PA-30 Twin Comanche; машины первых выпусков имели только по два окна с каждого борта. На этом самолете постройки 1964 года на законцовках крыла установлены топливные баки.
На этом самолете Twin Comanche пилот Макс Конрад установил мировой рекорд дальности полета. 24-26 декабря 1964 года он преодолел 12 678,83 км от Кейптауна, ЮАР, до Сент-Питерсберга, Флорида.
"Manx Airlines" являлась одной из нескольких британских авиакомпаний, объединившихся в "British Regional Airlines". 11 самолетов ATP этой компании эксплуатировались, главным образом, в Шотландии.
Разработка современного, малошумного и экономичного варианта HS.748 под обозначением ATP (Advanced Turboprop) началась в марте 1984 года. Прототип ATP выполнил первый полет 6 августа 1986 года.
Компания "SATA Air Acores" располагает двумя собственными ATP, еще два самолета взяты в лизинг. Самолеты в конфигурации для перевозки 64 пассажиров используются на внутренних линиях между Азорскими островами.
Программу ATP перезапустили в 1993 году как Jetstream 61. Единственным поднявшимся в воздух Jetstream 61 был G-JLXI. Снимок сделан в ходе подготовки самолета к демонстрации на авиашоу в Фарнборо в 1994 году.
Несмотря на агрессивную рекламную кампанию, ATP так и не смог утвердиться на североамериканском рынке региональных самолетов. На фотографии - самолет в окраске "American Eagle", однако авиакомпания предпочла вместо ATP закупить ATR42 и 72.
В начале 1990-х годов компания BAe предложила вариант BAe P132 ASW/ASuW с морской поисковой РЛС кругового обзора, ИК-системой обзора передней полусферы, магнитометром и шестью узлами для подвески вооружения. Заказов на самолет не последовало.
An impression of the P132, a projected maritime patrol derivative of the British Aerospace ATP that is being actively promoted.
PA-31T Cheyenne эксплуатировались в вооруженных силах ряда государств. Изображен самолет ВМС Франции.
Внедрение на Navajo C/R винтов противоположного вращения улучшило управляемость самолета.
Для выполнения разведки с больших высот в эскадрилье No 39 (1 PRU) имелось пять самолетов Canberra PR.Mk 9. Самые старые в ВВС Великобритании самолеты были оснащены традиционной пленочной фотоаппаратурой. Они выполняли разведывательные полеты над Боснией (с авиабазы Джиоя-дель-Колле, Италия) и в Руанде (были переброшены в Энтеббе в 1996 году), а до начала в 1999 году операции "Allied Force" - над Косово.
Эскадрилья No.39 Sqn (1 PRU) не входила в состав постоянного контингента НАТО, однако являлась частью Сил быстрого реагирования и выполняла задания в интересах различных организаций Великобритании. Запросы на использование самолетов эскадрильи обязательно проходили через Министерство обороны Великобритании. Каждый запрос и задание оформлялись согласно стандартным правилам.
Кассета с пленкой, снятая с самолета после его возвращения на базу, проявляется и просматривается со скоростью 3-4,5 м в секунду. Оптимальные негативы маркируются как PI (Photographic Interpreter), после чего распечатываются.
Самолеты Canberra PR.Mk 9 из 39-й эскадрильи входят в состав 1-й авиагруппы, а вместе с Tornado GR.Mk 4A из II(AC) и 13-й эскадрилий они составляют "разведывательное авиакрыло Мархэм". В ходе модернизации на самолеты Canberra установили пилоны для подвески контейнеров BOZ-107 и цифровой интерфейс. Некоторые самолеты доработаны под использование фотоаппаратуры LOROP.
Первой на Canberra PR.Mk 9 в январе 1969 года перевооружили дислоцированную в Уайтоне 58-ю эскадрилью, ранее эксплуатировавшую вариант PR.Mk 7. Позже эскадрилья базировалась в Германии, на Кипре, Мальте и в Сингапуре. В октябре 1962 года во время кубинского кризиса самолеты эскадрильи фотографировали перемещения советских кораблей и судов. Эскадрилью расформировали в сентябре 1970 года.
После катастрофы первого серийного PR.Mk 9, в которой погиб штурман, в носовой части фюзеляжа в кабине штурмана установили катапультное кресло. Входной люк (ранее использовался и как аварийный люк штурмана) ликвидировали, взамен были внедрены индивидуальные люки для каждого из членов экипажа. При катапультировании штурман покидал самолет сквозь верхнее остекление кабины.
Работая в достаточно тесном хвостовом отсеке Canberra PR.Mk 9, техник снимает кассету с пленкой с фотокамеры Zeiss RMK. Камера установлена на направляющих и может сдвигаться в сторону от люка для облегчения доступа.
На рисунке изображен Canberra PR.Mk 9 из 1-го фотографического отряда (No.1 PRU), дислоцированного в Уайтоне, где некогда базировалась основная часть самолетов Canberra ВВС Великобритании. Последние уцелевшие PR.Mk 9 эксплуатировались 39-й эскадрильей вплоть до ее расформирования в июне 1982 года. Эскадрилью заменили на подразделение No.1 PRU, которое входило в состав 18-й авиагруппы. Рационализация ВВС Великобритании в 1992 году привела к тому, что отряд No.1 PRU вновь стал именоваться 39-й эскадрильей и официально обозначался как No.39 (1 PRU) Sqn. Окончательно эту эскадрилью с самолетами Canberra PR.Mk 9 расформировали 23 июня 2006 года.
На этом Piper Comanche PA-24-260B Myth Too (G-ATOY) летчица Шейла Скотт в одиночку с 18 мая по 20 июня 1966 года выполнила кругосветный перелет.
Comanche зарекомендовал себя как надежный самолет. Этот PA-24-260 постройки 1964 года продолжал летать и в 2012 году.
Piper PA-24 Comanche 260.
В конструкции самолета Aztec учтен опыт производства и эксплуатации его предшественника - Apache. Изображенная на рисунке машина была построена в 1976 году, ее эксплуатировали во Франции до 2012 года.
Этот Piper PA-23-250E Aztec принадлежал ВВС Испании.
С килем исходной формы Apache выглядел несколько устаревшим. Этот PA-23 Apache 160 разбился при посадке в 1976 году.
PA-20 Pacer 135 развивал максимальную скорость 225 км/ч, дальность его полета составляла 933 км.
Seneca строился по лицензии в Бразилии как EMB-810C Seneca II. Десять самолетов под обозначением U-7A поступили на вооружение ВВС Бразилии.
PA-34-200T Seneca II был популярен у бизнесменов. Эта машина сменила немало владельцев, прежде чем стала собственностью авиационного центра в Бристоле.
EMB 810C Seneca II, построенные компанией EMBRAER, использовались в вооруженных силах Бразилии, однако некоторое количество самолетов поставили и гражданским заказчикам. Насколько известно, данный самолет эксплуатируется до сих пор.
Хотя PA-38 недолго выпускался серийно, многие считали его прекрасным учебным самолетом. Данная машина с ирландской регистрацией находилась в 2012 году в пригодном к полетам состоянии.
В 1980-е годы учебные Piper PA-38 эксплуатировались во многих летных школах, однако самолет большого спроса на гражданском рынке не нашел, так как был двухместным.
Аэроклуб компании "British Airways" в Букере, Южная Англия, использовал четыре PA-38 Tomahawk в качестве учебных самолетов. Регистрация этих машин оканчивалась на буквы ...YOU, ...ТОО, ...CAN и ...FLY, что вместе можно прочесть как "Вы тоже можете летать".
Вариант PA-25-235 Pawnee был очень популярен, особенно в Европе. Этот G-BDPJ использовала пилотажная группа "Swift", выступавшая на планерах. Самолет применялся для буксировки планеров.
PA-25-260 Pawnee хорошо продавался на рынке сельскохозяйственных самолетов, в том числе и благодаря специальным мерам, направленным на повышение выживания летчика в аварийных ситуациях.
Pawnee Brave 300 - один из многих самолетов фирмы "Piper", построенных аргентинской компанией "Chincul".
Три лодки "G"-класса по размерам значительно превосходили лодки "C"-класса и оснащались моторами Hercules. Первой стала лодка "Golden Hind", она единственная из всего "G"-класса пережила войну. Снимок сделан после войны, когда "Golden Hind" эксплуатировалась в авиакомпании BOAC.
PA-32-300 строился по лицензии в Бразилии как EMBRAER EMB-721 Sertanejo. Данный самолет изначально был поставлен покупателю из Австрии, а с 1998 года эксплуатируется в Великобритании.
Один из последних построенных самолетов Turbo Saratoga IITC. Семейство Saratoga сочетало объем кабины, свойственный двухмоторным самолетам, с силовой установкой из одного двигателя.
Подобно многим изделиям компании "Piper" того времени, Lance и Lance II имели Т-образное хвостовое оперение. Эти две модели серийно выпускались до 1979 года.
Piper PA-32RT Turbo Lance II
Великолепные летные данные Cheyenne III позволили использовать самолет для повышенной подготовки летчиков в ряде авиакомпаний. Изображен самолет, принадлежавший "Lufthansa".