RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Россия

Год : 1962

Вертолет

Средний многоцелевой вертолет с экипажем из трех человек

Ми-8, Ми-9 и Ми-17

   Разработка вертолета В-8, оснащаемого вертолетным вариантом двигателя АИ-24, была начата в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 20 февраля 1958 года - сначала работы велись под тактико-технические требования Министерства гражданской авиации. Через год к проекту подключилось и Министерство обороны. Рабочее проектирование однодвигательного В-8 началось в 1959 году, а 30 мая 1960 года вышло постановление о начале работ по двухдвигательному варианту этого вертолета - В-8А.
   К началу лета 1961 года была завершена сборка первого прототипа В-8 с двигателем АИ-24В. На опытной машине были установлены проверенные четырехлопастный несущий и трехлопастный рулевой винты, автомат перекоса, трансмиссия, шасси, хвостовая и концевая балки и ряд других элементов от поршневого Ми-4 предыдущего поколения. А носовая и центральная части цельнометаллического полумонококового фюзеляжа были полностью новыми. В самом начале проектирования новый вертолет и позиционировался как дальнейшая модификация Ми-4, но с газотурбинным двигателем. Первый В-8, облетанный 24 июня 1961 года, был представлен на испытания в пассажирском варианте с салоном на 18 мест (военный вариант вмещал 14 солдат или 12 раненых с сопровождающим). В декабре 1961 года В-8 был представлен на государственные совместные испытания, но к тому времени оба заказчика уже сделали ставку на двухдвигательный вариант.
   Летом 1962 года на сборочную линию поступили новые двигатели ТВ2-117 и главный двухвальный редуктор ВР-8 разработки ОКБ С. П. Изотова. В связи с этим были внесены изменения в трансмиссию, конструкцию верхней части фюзеляжа и подредукторной несущей рамы, изменили конфигурацию пассажирской кабины (вместо 18 на 12 человек).
   2 августа 1962 года состоялось первое висение двухдвигательного В-8А, 17 сентября он совершил первый свободный полет, а в марте 1963 года прототип поступил на государственные совместные испытания. Причем конструкторы постоянно вносили изменения, появились новые пятилопастный несущий винт, теплоэлектрическая противообледенительная система винта, шасси с двухкамерными пневмомасляными амортизаторами и обтекателями на стойках и колесах, более грузоподъемная система внешней подвески (на 3 т), были разработаны четырехканальный автопилот АП-34 и автоматическая система регулирования для силовой установки, а вместо рулевого винта с деревянными лопастями установили новый винт с цельнометаллическими лопастями и втулкой на карданном подвесе. Вертолет постепенно превращался в принципиально новую машину следующего поколения.
   В ноябре 1964 года комиссия рекомендовала принять двухдвигательный вертолет к запуску в серию, а десантно-транспортный вариант - к принятию на вооружение ВС СССР. 3 ноября того же года для серийной постройки вертолета, которому присвоили обозначение Ми-8П (пассажирский) и Ми-8Т (десантно-транспортный), был выбран казанский авиазавод.
   Серийный Ми-8Т, принятый на вооружение в 1968 году, внешне отличался от прототипа круглой формой боковых окон грузовой кабины. Прямоугольные окна остались только на пассажирском Ми-8П и его модификациях, основой которых стал салон на 28 пассажиров.
   В 1968 году завершились испытания вооруженного варианта вертолета - Ми-8ТВ, по бокам фюзеляжа у него крепились ферменные консоли с двумя балочными держателями для блоков НАР или бомб калибром от 50 до 500 кг. Но данное название было введено только в 1974 году - официально его применили к "тяжеловооруженной" модификации, с носовой пулеметной установкой НУВ-1-2М с 12,7-мм пулеметом и возможностью подвески на балочных держателях - по три на каждом борту - блоков НАР типа С-5 или авиабомб калибром от 50 до 500 кг, а также пусковых установок для ПТУР "Фаланга" (на экспортных - ПТУР "Малютка"), Постепенно появлялись и другие варианты вооружения военных Ми-8 и Ми-17. Позже на базе модификации Ми-8АМТ был создан универсальный транспортно-боевой Ми-8АМТШ (экспортный Ми-171 Ш). Этот вариант получил почти полный комплекс управляемого и неуправляемого вооружения от Ми-24 - ПТРК "Штурм-В" (8 ракет "Штурм" или "Атака"), блоки НАР и различное стрелково-пушечное вооружение.
   Вскоре после начала серийного производства на Ми-8 установили усовершенствованные двигатели ТВ2-117А, а на машины для районов с жарким и тропическим климатом с 1973 года ставили специально доработанные силовые установки. В конце 1970-х годов появился форсированный двигатель ТВ2-117Ф, имевший взлетную мощность на чрезвычайном режиме 1700 л.с. (его установили на модификацию Ми-8АП), а в 1980-е годы вместо ТВ2-117А серийные Ми-8 оснащались двигателями ТВ2-117АГ с графитовым уплотнением в опорах турбокомпрессора (модификация Ми-8АТ).
<...>
   В интересах военных также созданы варианты: вертолетные воздушные командные пункты Ми-8ВКП (Ми-8ВзПУ), Ми-9 (Ми-8ИВ), Ми-19 и Ми-19Р, предназначавшиеся для командиров мотострелковых, танковых и дивизий РВСН, авиационных подразделений; вертолеты РЭБ Ми-8СМВ (комплекс РЭБ "Смальта-В"), Ми-8ПП (комплекс РЭБ "Поле"), Ми-8ППА (станции "Азалия" и "Фасоль"), Ми-8МТИ (Ми-13), Ми-8МТП, Ми-8МТПБ, Ми-8МТПИ, Ми-8МТПШ, Ми-8МТД, Ми-8МТС, Ми-8МТР1, Ми-8МТР2, Ми-8МТУ, Ми-8МТШ1, МИ-8МТШ2, МИ-8МТШ3, Ми-8МТЯ и Ми-8МТ-1С (экспортные Ми-17ПИ, Ми-17П, Ми-17ПГ и пр.); медицинские Ми-8МБ, впервые оснащенные бортовым операционным пунктом, Ми-8МТБ, Ми-8МТН, Ми-8МТВ-ЗГ, Ми-8МТВМ, Ми-8МТВМПС и экспортные Ми-17Г и Ми-17-1ВА; вертолеты-тральщики Ми-8БТ; установщики противотанковых и противопехотных мин Ми-8АВ (Ми-8ВСМ) и Ми-8АД; разведывательные вертолеты - тактические Ми-8Р (Ми-8ГР) и Ми-8МТА, "ночной" разведывательный Ми-8МТКО (Ми-17Н), телевизионный артиллерийский разведчик-корректировщик Ми-8ТГ (Ми-8ТАРК) и вертолеты радиационной и химической разведки Ми-8ВД, Ми-8МТС и Ми-8МТГ; топливозаправщик Ми-8ТЗ; летающая технико-эксплуатационная мастерская Ми-8ТЭЧ-24; аэрофоторазведчик Ми-8МТФ; постановщик дымовых завес Ми-8МТФ; вертолет для обеспечения охраны границы и экономической зоны Ми-8МА, специальный морской спасательный Ми-8СП и поисково-спасательный для эвакуации приземлившихся космонавтов Ми-8СПА, а также вертолеты-укладчики кабеля, ретрансляторы, передающие пункты телевизионной связи.
   Не менее многочисленным получилось и семейство гражданских Ми-8/17: вертолеты-салоны Ми-8С и Ми-8ПС, выпускавшиеся в 7-, 8- и 11 -местном вариантах (Ми-8ПС-7, Ми-8ПС-9 и Ми-8ПС-11), Ми-8АПС, Ми-8АП-2, Ми-8АП4 и Ми-8ТП с двигателями ТВ2-117АГ, а также варианты на базе Ми-8МТ (Ми-8С-1, Ми-8С-2, Ми-8МД, Ми-8МС, Ми-8МСО, Ми-8МСД, Ми-8МО, Ми-8ТП и пр.) и Ми-8МТВ; научно-исследовательские лаборатории и летающие лаборатории для испытания новых агрегатов и оборудования для модификаций Ми-14, Ми-24 и Ми-28; краново-монтажные Ми-8МТ; сельскохозяйственные Ми-8АТС и Ми-8МТСх; противопожарные Ми-8ТЛ и варианты на базе Ми-8МТ и МИ-8МТВ (последний - с подфюзеляжным водяным баком с интегрированной в него емкостью для пенообразующей жидкости и насосной станцией, подвешенной на бортовой лебедке); "утепленные" и оборудованные дополнительными топливными баками и средствами связи арктические модификации на базе Ми-8МТ и Ми-8МТВ; вариант Ми-8ТГ с двигателями ТВ2-117ТГ, работающими на жидком метане, и пр.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ми-8Т

   Тип: средний многоцелевой вертолет с экипажем из трех человек
   Силовая установка: два ТВаД ТВ2-117А взлетной мощностью по 1500 л. с.
   Летные характеристики: макс. скорость полета 260 км/ч; крейсерская скорость полета 225 км/ч; статический потолок без учета влияния земли 850 м, с учетом влияния земли - 1800 м; динамический потолок 4500 м; практическая дальность полета 480 км
   Масса: пустого 6934 кг; взлетная нормальная 11100 кг; взлетная максимальная 12000 кг; груза максимальная 4000 кг; груза на внешней подвеске 3000 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 21,3 м; длина с вращающимися винтами 25,31 м; высота с вращающимся рулевым винтом 5,54 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 356,0 м2
   Вооружение: см. в тексте статьи

Показать полностью
  • Описание
  • Мировая Авиация 19

    Этот Ми-8Т, оснащенный контейнером с доплеровским измерителем скорости и сноса под хвостовой балкой, был одной из трех таких машин, полученных литовскими ВВС вскоре после их основания в 1993 году. Один экземпляр разбился в аварии. Позже число вертолетов достигло восьми.

  • Мировая Авиация 245

    Литовский Ми-8Т выполняет посадку на палубу десантного корабля ВМС США "Моунт Уитни", 2010 год.

  • Мировая Авиация 231

    Польские спецназовцы десантируются с литовского вертолета Ми-8МТВ, Клайпеда, Литва, сентябрь 2010 года. Спецназовцы принимали участие в международном учении сил спецопераций «Jackal Stone 10». Литва имеет пять Ми-8. Обратите внимание на яркую надпись «SAR» на створках кормовой двери машины.

  • Авиация и Время 2015-05 / С.Дроздов - Нестареющая "восьмерка" (1)

    Ми-8Т (cep. № 03-14) болгарской авиакомпании Balkan. Чехословакия, Прага-Рузине, 1980 г.

  • Air International 2015-08 / A.Mladenov - Workhorse Soldiers On /Commercial/

    Only a handful of 'classic' Mi-8s are used by commercial operators in Europe. Most are operated by Heli Air of Bulgaria supporting UN humanitarian operations in Sudan and South Sudan.

  • Air International 2002-08 / Airscene

    Former Bulgarian Air Force Mi-8PS VIP helicopter 308, now civilian registered as LZ-ASM, is seen here in June at the TEREM Letetz maintenance facility at Sofia Airport-Northern Area awaiting overhaul after being sold in March 2002 to Sofia-based civil operator Aviostart. Three Bulgarian AF Mi-8Ts, 305, 306 and 314, have also been sold over the last couple of years to Heli Air, also based at Sofia, with two in use for spares and the other restored to flying condition. The other three surviving Bulgarian AF Mi-8Ts, 301, 302 and 303, were passed on to museums in May 2002, one to the 24th Air Base museum at Krumovo, one to the Bulgarian AF Museum, also at Krumovo and one to the Military History Museum in Sofia. One unserviceable Mi-17 was also sold in March to a Russian customer, together with two Mi-2s.

  • Мировая Авиация 228

    Югославская армия располагала двумя полками вертолетов Ми-8 и активно использовала их во время операции в Словении, обеспечив подразделениям ЮНА высокую мобильность. Во время одного из вертолетных десантов, как утверждается, один Ми-8 был сбит.

  • Авиация и Время 2015-05 / С.Дроздов - Нестареющая "восьмерка" (1)

    Ми-8Т (cep. № 06-23) авиакомпании «Интерфлюг» из ГДР. Чехословакия, Прага-Рузине, 1987

  • Мировая Авиация 215

    Вертолетов семейства Ми-8/-17 построено порядка 17 000, они эксплуатируются в более чем 80 странах мира военными и гражданскими организациями. Это самый успешный вертолет европейской конструкции.

  • Мировая Авиация 19

    Восточная Германия, как и большинство стран Варшавского Договора, имела вертолеты Ми-8 (Ми-17). Этот Ми-8ТБ использовался Народным Военно-морским флотом ГДР и был оснащен тремя узлами подвески с каждого борта. После объединения Германии военно-морская авиация продолжала использовать такие машины до середины 1990-х годов.

  • Мировая Авиация 234

    В Афганистане советские вертолеты Ми-8 решали самый широкий круг задач - перевозку личного состава и грузов, эвакуацию раненых, оказание непосредственной огневой поддержки и многие другие. Они спасли не одну тысячу жизней советских солдат и офицеров. Данный вертолет был сбит душманами в конце войны.

  • Мировая Авиация 245

    Очень широко в последние годы Ми-8/Ми-17 применялись в Афганистане. В Афганистане работают вертолеты афганской армии, ВВС Польши (на фото) и многих гражданских компаний.

  • Мировая Авиация 19

    Индийские ВВС использовали большое количество вертолетов Ми-8/17. Этот броско окрашенный Ми-8 - один из трех, участвовавших в 10-й антарктической экспедиции. Ярко-красный цвет призван облегчить обнаружение вертолета на фоне льда или снега.

  • Мировая Авиация 34

    На вооружении индийских ВВС в 2008 году числилось более 180 Ми-8/17. В декабре того же года Индия заказала еще 80 вертолетов модификации Ми-17В-5, которые будут поставлены в 2010-2014 годах. На снимке: Ми-8 летит над дворцом Умаид Бхаван.

  • Мировая Авиация 193

    По состоянию на 2012 год, в эксплуатации в строевых частях находились тысячи вертолетов семейства Ми-8/17, включая и данный вертолет ВВС Индии.

  • Авиация и Время 2015-06 / С.Дроздов - Нестареющая "восьмерка" (2)

    Ми-8ПС из состава Воздушных Сил Индии. Авиабаза Елаханка, 6 февраля 2013 г.

  • Мировая Авиация 215

    Японская авиакомпания "Asahi Вертолеты" эксплуатировала один Ми-17 в качестве транспортного/многоцелевого вертолета. Машина прошла специальную доработку под японские требования и использовалась в течение 13 лет.

  • Мировая Авиация 34

    Египетские ВВС оснастили большинство своих Ми-8 противопесчаными фильтрами, выпускаемыми в Британии фирмой АРМЕ (Aircraft Porous Media Equipment). Это позволило упростить техническое обслуживание и значительно увеличить ресурс двигателей.

  • Мировая Авиация 249

    C-5 решали задачу по перевозке вооружений и грузов в рамках первого учения «Bright Star», которое проходило в Египте в 1982 году. Учение «Bright Star» проводилось совместно армиями США и Египта. На снимке - C-5 выполняет посадку на фоне египетского Ми-8.

    Другие самолёты на фотографии: Lockheed C-5 Galaxy - США - 1968

  • Air International 1982-06 / ??? - Egypt: an air power in transition (3)

    The Mi-8, seen here with rocket pods attached to the outriggers, remains a major item in the EAF inventory and is not expected to be entirely supplanted by western helicopters for several years.

  • Air International 2007-06 / News: Headline, Military, Civil, Accidents

    Force Aerienne Djiboutienne (Djibouti Air Force) Mil Mi-8T transport helicopter J2-MAS is seen here at Sevastopol aircraft maintenance plant (ARZ) of the Ukrainian Naval Aviation Brigade in the Crimean peninsula at the end of February 2007 after complete overhaul and repaint in desert camouflage. This Mi-8T is one of two Djibouti AF helicopters acquire in the early 'nineties. Serial system of the Djibouti Air Force is in the civilian J2-MAA - MAW range, although most of the time only the last two letters are carried on the airframe. Little information has been available recently on the current status of the small Djibouti AF, but losses are known to have been high in its fleet of Soviet era helicopters and this is probably one of the very few that are still airworthy.

  • Мировая Авиация 234

    Американские военные используют Ми-8/17 для имитации вертолетов вероятного противника во время боевой подготовки и учений. На снимке: вертолет Ми-8Т, принадлежащий Армии США и вооруженный блоками НАР, играет роль вражеской цели для голландских военнослужащих, вооруженных ПЗРК Stinger в ходе учений в 1999 году. Ми-8/17 также используются спецназом ВВС США.

  • Мировая Авиация 47

    Война Эквадора и Перу. 28 января 1995г.: в ходе пограничного конфликта истребительная эскадрилья ВВС Эквадора (FAE) противостояла самолетам перуанских ВВС (FAP). вторгшимся в эквадорское воздушное пространство. 29 января в ходе ожесточенного боя был сбит перуанский вертолет Ми-8. Самолеты ВВС Эквадора A-37B патрулировали приграничные районы страны. 7 февраля был уничтожен еще один перуанский Ми-8, аналогичный представленному на снимке, а вертолеты Puma ВВС Эквадора атаковали перуанскую авиабазу. С 9 февраля началась эскалация военных действий. 16 истребителей ВВС Перу атаковали горные базы эквадорской армии. 10 февраля ВВС Эквадора нанесли ответные удары. Два перуанских Су-22 были сбиты эквадорскими истребителями Mirage F1JA, а штурмовик A-37B - сбит истребителем Kfir. США, Аргентина, Бразилия и Чили объявили об эмбарго на поставки оружия обоим участникам конфликта. Военные действия продолжались до 12 февраля, но конфликт окончательно завершился только летом 2000 года.