Миль Ми-8 / Ми-8Т
Варианты:
Миль - Ми-8 / Ми-8Т - 1962 - Россия
Страна: Россия
Год: 1962
Вертолет

Средний многоцелевой вертолет с экипажем из трех человек
Описание
Фотографии:

Цветные фото (129)
Ми-8, Ми-9 и Ми-17

   Разработка вертолета В-8, оснащаемого вертолетным вариантом двигателя АИ-24, была начата в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 20 февраля 1958 года - сначала работы велись под тактико-технические требования Министерства гражданской авиации. Через год к проекту подключилось и Министерство обороны. Рабочее проектирование однодвигательного В-8 началось в 1959 году, а 30 мая 1960 года вышло постановление о начале работ по двухдвигательному варианту этого вертолета - В-8А.
   К началу лета 1961 года была завершена сборка первого прототипа В-8 с двигателем АИ-24В. На опытной машине были установлены проверенные четырехлопастный несущий и трехлопастный рулевой винты, автомат перекоса, трансмиссия, шасси, хвостовая и концевая балки и ряд других элементов от поршневого Ми-4 предыдущего поколения. А носовая и центральная части цельнометаллического полумонококового фюзеляжа были полностью новыми. В самом начале проектирования новый вертолет и позиционировался как дальнейшая модификация Ми-4, но с газотурбинным двигателем. Первый В-8, облетанный 24 июня 1961 года, был представлен на испытания в пассажирском варианте с салоном на 18 мест (военный вариант вмещал 14 солдат или 12 раненых с сопровождающим). В декабре 1961 года В-8 был представлен на государственные совместные испытания, но к тому времени оба заказчика уже сделали ставку на двухдвигательный вариант.
   Летом 1962 года на сборочную линию поступили новые двигатели ТВ2-117 и главный двухвальный редуктор ВР-8 разработки ОКБ С. П. Изотова. В связи с этим были внесены изменения в трансмиссию, конструкцию верхней части фюзеляжа и подредукторной несущей рамы, изменили конфигурацию пассажирской кабины (вместо 18 на 12 человек).
   2 августа 1962 года состоялось первое висение двухдвигательного В-8А, 17 сентября он совершил первый свободный полет, а в марте 1963 года прототип поступил на государственные совместные испытания. Причем конструкторы постоянно вносили изменения, появились новые пятилопастный несущий винт, теплоэлектрическая противообледенительная система винта, шасси с двухкамерными пневмомасляными амортизаторами и обтекателями на стойках и колесах, более грузоподъемная система внешней подвески (на 3 т), были разработаны четырехканальный автопилот АП-34 и автоматическая система регулирования для силовой установки, а вместо рулевого винта с деревянными лопастями установили новый винт с цельнометаллическими лопастями и втулкой на карданном подвесе. Вертолет постепенно превращался в принципиально новую машину следующего поколения.
   В ноябре 1964 года комиссия рекомендовала принять двухдвигательный вертолет к запуску в серию, а десантно-транспортный вариант - к принятию на вооружение ВС СССР. 3 ноября того же года для серийной постройки вертолета, которому присвоили обозначение Ми-8П (пассажирский) и Ми-8Т (десантно-транспортный), был выбран казанский авиазавод.
   Серийный Ми-8Т, принятый на вооружение в 1968 году, внешне отличался от прототипа круглой формой боковых окон грузовой кабины. Прямоугольные окна остались только на пассажирском Ми-8П и его модификациях, основой которых стал салон на 28 пассажиров.
   В 1968 году завершились испытания вооруженного варианта вертолета - Ми-8ТВ, по бокам фюзеляжа у него крепились ферменные консоли с двумя балочными держателями для блоков НАР или бомб калибром от 50 до 500 кг. Но данное название было введено только в 1974 году - официально его применили к "тяжеловооруженной" модификации, с носовой пулеметной установкой НУВ-1-2М с 12,7-мм пулеметом и возможностью подвески на балочных держателях - по три на каждом борту - блоков НАР типа С-5 или авиабомб калибром от 50 до 500 кг, а также пусковых установок для ПТУР "Фаланга" (на экспортных - ПТУР "Малютка"), Постепенно появлялись и другие варианты вооружения военных Ми-8 и Ми-17. Позже на базе модификации Ми-8АМТ был создан универсальный транспортно-боевой Ми-8АМТШ (экспортный Ми-171 Ш). Этот вариант получил почти полный комплекс управляемого и неуправляемого вооружения от Ми-24 - ПТРК "Штурм-В" (8 ракет "Штурм" или "Атака"), блоки НАР и различное стрелково-пушечное вооружение.
   Вскоре после начала серийного производства на Ми-8 установили усовершенствованные двигатели ТВ2-117А, а на машины для районов с жарким и тропическим климатом с 1973 года ставили специально доработанные силовые установки. В конце 1970-х годов появился форсированный двигатель ТВ2-117Ф, имевший взлетную мощность на чрезвычайном режиме 1700 л.с. (его установили на модификацию Ми-8АП), а в 1980-е годы вместо ТВ2-117А серийные Ми-8 оснащались двигателями ТВ2-117АГ с графитовым уплотнением в опорах турбокомпрессора (модификация Ми-8АТ).
<...>
   В интересах военных также созданы варианты: вертолетные воздушные командные пункты Ми-8ВКП (Ми-8ВзПУ), Ми-9 (Ми-8ИВ), Ми-19 и Ми-19Р, предназначавшиеся для командиров мотострелковых, танковых и дивизий РВСН, авиационных подразделений; вертолеты РЭБ Ми-8СМВ (комплекс РЭБ "Смальта-В"), Ми-8ПП (комплекс РЭБ "Поле"), Ми-8ППА (станции "Азалия" и "Фасоль"), Ми-8МТИ (Ми-13), Ми-8МТП, Ми-8МТПБ, Ми-8МТПИ, Ми-8МТПШ, Ми-8МТД, Ми-8МТС, Ми-8МТР1, Ми-8МТР2, Ми-8МТУ, Ми-8МТШ1, МИ-8МТШ2, МИ-8МТШ3, Ми-8МТЯ и Ми-8МТ-1С (экспортные Ми-17ПИ, Ми-17П, Ми-17ПГ и пр.); медицинские Ми-8МБ, впервые оснащенные бортовым операционным пунктом, Ми-8МТБ, Ми-8МТН, Ми-8МТВ-ЗГ, Ми-8МТВМ, Ми-8МТВМПС и экспортные Ми-17Г и Ми-17-1ВА; вертолеты-тральщики Ми-8БТ; установщики противотанковых и противопехотных мин Ми-8АВ (Ми-8ВСМ) и Ми-8АД; разведывательные вертолеты - тактические Ми-8Р (Ми-8ГР) и Ми-8МТА, "ночной" разведывательный Ми-8МТКО (Ми-17Н), телевизионный артиллерийский разведчик-корректировщик Ми-8ТГ (Ми-8ТАРК) и вертолеты радиационной и химической разведки Ми-8ВД, Ми-8МТС и Ми-8МТГ; топливозаправщик Ми-8ТЗ; летающая технико-эксплуатационная мастерская Ми-8ТЭЧ-24; аэрофоторазведчик Ми-8МТФ; постановщик дымовых завес Ми-8МТФ; вертолет для обеспечения охраны границы и экономической зоны Ми-8МА, специальный морской спасательный Ми-8СП и поисково-спасательный для эвакуации приземлившихся космонавтов Ми-8СПА, а также вертолеты-укладчики кабеля, ретрансляторы, передающие пункты телевизионной связи.
   Не менее многочисленным получилось и семейство гражданских Ми-8/17: вертолеты-салоны Ми-8С и Ми-8ПС, выпускавшиеся в 7-, 8- и 11 -местном вариантах (Ми-8ПС-7, Ми-8ПС-9 и Ми-8ПС-11), Ми-8АПС, Ми-8АП-2, Ми-8АП4 и Ми-8ТП с двигателями ТВ2-117АГ, а также варианты на базе Ми-8МТ (Ми-8С-1, Ми-8С-2, Ми-8МД, Ми-8МС, Ми-8МСО, Ми-8МСД, Ми-8МО, Ми-8ТП и пр.) и Ми-8МТВ; научно-исследовательские лаборатории и летающие лаборатории для испытания новых агрегатов и оборудования для модификаций Ми-14, Ми-24 и Ми-28; краново-монтажные Ми-8МТ; сельскохозяйственные Ми-8АТС и Ми-8МТСх; противопожарные Ми-8ТЛ и варианты на базе Ми-8МТ и МИ-8МТВ (последний - с подфюзеляжным водяным баком с интегрированной в него емкостью для пенообразующей жидкости и насосной станцией, подвешенной на бортовой лебедке); "утепленные" и оборудованные дополнительными топливными баками и средствами связи арктические модификации на базе Ми-8МТ и Ми-8МТВ; вариант Ми-8ТГ с двигателями ТВ2-117ТГ, работающими на жидком метане, и пр.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ми-8Т

   Тип: средний многоцелевой вертолет с экипажем из трех человек
   Силовая установка: два ТВаД ТВ2-117А взлетной мощностью по 1500 л. с.
   Летные характеристики: макс. скорость полета 260 км/ч; крейсерская скорость полета 225 км/ч; статический потолок без учета влияния земли 850 м, с учетом влияния земли - 1800 м; динамический потолок 4500 м; практическая дальность полета 480 км
   Масса: пустого 6934 кг; взлетная нормальная 11100 кг; взлетная максимальная 12000 кг; груза максимальная 4000 кг; груза на внешней подвеске 3000 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 21,3 м; длина с вращающимися винтами 25,31 м; высота с вращающимся рулевым винтом 5,54 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 356,0 м2
   Вооружение: см. в тексте статьи
В-8
Первый опытный вертолет Ми-8
Ми-8Т
Ми-8Т Дальневосточного УГА садится на нефтедобывающую платформу «Оха». Район о. Сахалин, середина 1980-х гг.
Ми-8Т компании "Аэрофлот". Эксплуатируемые в северных широтах гражданские "восьмерки" обычно имеют хорошо заметную на снегу оранжевую окраску.
Ми-8Т Якутского УГА, середина 1980-х гг.
Зима 1993-1994 годов. Абхазский санитарный Ми-8 в гражданской окраске взлетает с городской площади в Сухуми. Обратите внимание на флаг Абхазии, нарисованный на стойке хвостового винта.
На этом снимке, сделанном в Сибири, запечатлен вертолет Ми-8, несущий на внешней подвеске снегоболотоход. Для стабилизации автомобиля в полете использована… обычная береза, выполняющая роль хвостового оперения.
The Mi-8T is a real workhorse in the extreme cold of Russia’s far northern territories and Siberia.
The Russian Air Force still operates around 100 Mi-8T/Ps, and a significant proportion are used for training at Syzran.
Winch-equipped Mil Mi-8T `Hip-C' military transport helicopter (1998)
"Санитарный" Ми-8Т
Вертолет Ми-8
Mil Mi-8T civil utility transport (1998)
Ми-8 из состава 20-й оаэ ПВ
Ми-8ТС "полусалон", на котором Командование совершало инспекцию российских авиачастей флота, дислоцированных в Крыму.
Этот Ми-8Т использовался не только для перевозки командования, но и как воздушный командный пункт
Ми-8 авиации РВСН, Камчатка
Mil Mi-8.
More than 600 Mi-8T/Ps are in commercial use in Russia, with another 100 held in storage that could be re-introduced following refurbishment.
This Mi-8T is operated by the Flight Research Institute at Zhukovsky for search and rescue and various research initiatives.
Most of the Mi-8T’s commercial operators in Russia, such as Karelia, are compelled to keep their old Mi-8Ts in service for as long as possible.
PANH, which operates this Mi-8T, believes there is still plenty of life remaining in its Mi-8T fleet.
Krasnodar-based PANH is among the largest operators of the Mi-8T in Russia, which uses the type for a wide variety of utility roles.
Пример универсальности вертолета - Ми-8ТГ с силовой установкой, работающей на сжиженном газе.
LPG/kerosene-powered Mi-8TG demonstrator (1999)
Mil Mi-8T c/n 02 32, formerly CCCP-22461 while with Aeroflot, is now serving customers in a different way, offering food and beverages just outside the perimeter track at Zurich Airport. To view the aircraft on Google Earth, type 47° 27' 09"N, 8° 32' 45.7"E into the Search box.
Ми-8П
Fitted with attractive wheel fairings and in a stylish white, grey-blue and red colour scheme, the Mil Mi-8 made a positive impression on the Western press, Flight noting that this was “a modern and handsome replacement for the Mi-4” which ‘‘gave a very comfortable ride”.
Ми-8П (сер. № 42-70) авиакомпании «Балтийские Авиалинии», используемый для воздушных экскурсий над городом. Санкт-Петербург, июль 2006 г.
На двух фото запечатлен вертолет на базе пассажирского варианта Ми-8П для перевозки командного состава с виброгасителями (верхнее фото), которые устанавливались на некоторые "представительские" машины на авиаремонтных заводах. На фото внизу та же машина, но без виброгасителей, запечатленная девять лет назад
Задние створки грузоотсека "салонных" "восльмерок" были укороченными и имели дверь, состоящую из створки и трапа (как на Ми-8П)
ООН
The Mi-8's service life is set at 35 years, with prospects for an extension to 40 years.
Heli Air currently has a fleet of four Mi-8Ps. These are expected to be good for at least seven to ten more years of operations.
Heli Air's rotary-wing fleet includes only passenger derivatives of the Mi- 8. They are converted for cargo transport or under-slung work as required.
Mi-8 LZ-CAV wearing UN Humanitarian Air Service titles in a typical Sudanese environment.
Индийские вертолеты Ми-17 (на переднем плане) и два российских Ми-8Т под флагом ООН работали в Судане в течение 2010 года. В декабре 2012 года один из российских вертолетов был сбит войсками Южного Судана, погибли четыре человека.
Украина
Ми-8Т (cep. № 04-72) украинской финансовой группы «Приват». Киев, Жуляны, 26 апреля 2012 г
27 сентября 2012г. на авиасалоне "Авiасвiт-XXI" экипаж в составе летчиков-испытателей Сергея Тишкова и Юрия Юхимука достиг на вертолете Ми-8МСБ высоты 8200 м, что стало абсолютным мировым рекордом для винтокрылых машин со взлетной массой от 6000 до 10000 кг (E-1g по классификации Международной авиационной федерации - FAI)
Ми-8МСБ
A MI-8MSB prototype demonstrated climbing out to 14,800ft in just seven minutes while performing a test flight dedicated to completion of certification testing
The Mi-8MSB is a re-engined derivative of the basic Mi-8T offered by Motor Sich of Ukraine with increased hot-and-high performance, range and payload, but no avionics and instrumentation improvements.
Thirteen Mi-8MSBs have been ordered by Ukraine’s military and national guard for tactical transport.
Ми-8МСБ
8 и 9 сентября 2018г. под Харьковом на аэродроме Коротич, на территории аэроклуба имени В.С. Гризодубовой, прошел очередной авиафестиваль KharkivAviaFest 2018.
Ми-8Т авиации МЧС Украины. Харьков, 25 октября 2012г.
Ми-8Т авиации ВМС Украины. Учения "Си-Бриз 2001"
Модернизированный вертолет Ми-8МСБ-В
This is a NGU Mi-8MSB-V, seen with its outrigger pylons and cockpit armour protection removed, but still equipped with self-protection aids - an IR jammer and countermeasures dispensers
Ми-8МСБ-В и установленная на нем система защиты фирмы «Адрон»: станция оптико-электронного подавления «Адрос КТ-01 АВ», ЭВУ и станция обнаружения ракетной угрозы.
Представленные АО «Мотор Сич» модернизированный вертолет Ми-8МСБ-В
The main user of the upgraded Mi-8MSB-V is the UKAA, with the upgraded Hip assigned to each of the four brigades
It is expected that the Mi-8MSB-V deliveries to the UkAA will continue in the early to mid-2020s as there are no plans for the procurement of new battlefield transport helicopters in the near-term
This Mi-8MSB-V, fitted with AVSh-01V exhaust suppressor mixers, is operated by the 456th BrTa home-based at Vinnitsa-Gavrishevka
Currently, NGU’s aviation service - the Guards Aviation Brigade in Alexandria - operates a fleet of five Mi-8MSB-Vs plus two Mi-2MSBs
A NGU Mi-8MSB-V is seen here in a full combat outfit, but without forward firing weapons on the outrigger pylons
The vast majority of the Mi-8MSB-Vs delivered by Motor Sich between 2014 and 2020 serve with all four Army Aviation Brigades of the Ukrainian Land Forces, mainly used for tactical transport
The Ukrainian-made PM-LKT Spektr payload provides targeting and missile guidance for the R-2V Barter ATGMs using the laser-beam riding guidance method
The UkAA operates armed Mi-8MSB-V subversions, a total of about 18 examples, taken on strength between 2014 and 2020. This example, sporting a full set of armour protection and armed with four VSM-1 mine-laying dispensers, is assigned to the 18th BrAA at Poltava
Ми-8МСБ-В из 12-й отдельной бригады Армейской авиации Сухопутных Войск Украины. Новый Калинов, 2 августа 2017 г.
The armed Mi-8MSB-V can be used for close air support, mainly with 80mm rockets fired from up to four 20-round packs, in addition to air assault operations and special forces support
An R-2V guided anti-tank missile just launched from the Mi-8MSB-V
The Mi-8MSB-V offers crew protection from small arms delivered in the form of extensive cockpit external and internal armour plating
Литва
Этот Ми-8Т, оснащенный контейнером с доплеровским измерителем скорости и сноса под хвостовой балкой, был одной из трех таких машин, полученных литовскими ВВС вскоре после их основания в 1993 году. Один экземпляр разбился в аварии. Позже число вертолетов достигло восьми.
Литовский Ми-8Т выполняет посадку на палубу десантного корабля ВМС США "Моунт Уитни", 2010 год.
Польские спецназовцы десантируются с литовского вертолета Ми-8МТВ, Клайпеда, Литва, сентябрь 2010 года. Спецназовцы принимали участие в международном учении сил спецопераций «Jackal Stone 10». Литва имеет пять Ми-8. Обратите внимание на яркую надпись «SAR» на створках кормовой двери машины.
Эстония
Эстонская пограничная служба заказала четыре Ми-8 (три ранее принадлежали западногерманским Люфтваффе, и один гражданский принадлежал ГДР) в ноябре 1995 года. Этот Ми-8Т оснащен новой РЛС, ИК приемником (датчиком) и лебедкой для более эффективного выполнения поисково-спасательных задач.
Эстонская Береговая охрана эксплуатирует два яркоокрашенных Ми-8Т в качестве поисково-спасательных.
Учения с участием Ми-8 авиации Береговой охраны
Молдавия
Молдавский Ми-8Т во время отработки эвакуации раненых на международных учениях MEDCEUR 2007. 6 августа 2007 г.
Ми-8ПС (cep. № 107-31) авиаотряда Правительства Молдавии. Кишинев, 29 сентября 2012 г.
Ми-8ПС ВВС Молдовы в варианте VIP-салона на аэродроме Дечебал, 2010 г.
Ми-8 ПМР, 2016 год.
Вертолеты Ми-8Т ВВС непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Фото 2010-2014 гг.
Грузия
Вертолет Ми-8 грузинских ВВС, снимок 2007 года
Чехия
Ми-8Т (cep. № 09-52) чешской компании Aerocentrum. Прага, 19 марта 2001 г.
Словакия
The Slovakian company Techmont uses Mi-8T/P OM-XYC for a range of specialist transport services, including moving pipes.
Болгария
Ми-8Т (cep. № 03-14) болгарской авиакомпании Balkan. Чехословакия, Прага-Рузине, 1980 г.
Only a handful of 'classic' Mi-8s are used by commercial operators in Europe. Most are operated by Heli Air of Bulgaria supporting UN humanitarian operations in Sudan and South Sudan.
Former Bulgarian Air Force Mi-8PS VIP helicopter 308, now civilian registered as LZ-ASM, is seen here in June at the TEREM Letetz maintenance facility at Sofia Airport-Northern Area awaiting overhaul after being sold in March 2002 to Sofia-based civil operator Aviostart. Three Bulgarian AF Mi-8Ts, 305, 306 and 314, have also been sold over the last couple of years to Heli Air, also based at Sofia, with two in use for spares and the other restored to flying condition. The other three surviving Bulgarian AF Mi-8Ts, 301, 302 and 303, were passed on to museums in May 2002, one to the 24th Air Base museum at Krumovo, one to the Bulgarian AF Museum, also at Krumovo and one to the Military History Museum in Sofia. One unserviceable Mi-17 was also sold in March to a Russian customer, together with two Mi-2s.
Венгрия
Сфотографированный в 1991 году Ми-8Т из смешанной транспортной авиабригады несет стандартный для вертолетов венгерских ВВС камуфляж.
Ми-8Т (сер. N 104-40) ВВС Венгрии. Кечкемет, 6 августа 2005г.
Magyar Legiero at the present time are the Mil Mi-8 Hip-E used primarily for Army support and the assault mission;
Югославия
Югославская армия располагала двумя полками вертолетов Ми-8 и активно использовала их во время операции в Словении, обеспечив подразделениям ЮНА высокую мобильность. Во время одного из вертолетных десантов, как утверждается, один Ми-8 был сбит.
Сербия
ВВС Сербии сегодня
Германия
Ми-8Т (cep. № 06-23) авиакомпании «Интерфлюг» из ГДР. Чехословакия, Прага-Рузине, 1987
Вертолетов семейства Ми-8/-17 построено порядка 17 000, они эксплуатируются в более чем 80 странах мира военными и гражданскими организациями. Это самый успешный вертолет европейской конструкции.
Восточная Германия, как и большинство стран Варшавского Договора, имела вертолеты Ми-8 (Ми-17). Этот Ми-8ТБ использовался Народным Военно-морским флотом ГДР и был оснащен тремя узлами подвески с каждого борта. После объединения Германии военно-морская авиация продолжала использовать такие машины до середины 1990-х годов.
Финляндия
One of the six Mil Mi-8 helicopters currently in Finnish service.
Сирия
Ми-8 ВВС Сирии
Ливия
This Mi-17 is one of a number based at Metiga for general transport duties, though only a few carry this desert colour scheme.
Санитарный Ми-8 Ливийской национальной армии (ЛНА)
Монголия
Apart from an unknown quantity of transports, the MPA Air Force is believed to only have four genuinely military-marked Mi-8 Hips operational. These include No 3194 seen airborne during the summer of 1994. The national marking may have been applied over a Soviet star, implying a basic repaint.
Отремонтированный Ми-8Т ВВС Монголии. Авиабаза Налайх, не ранее 2012 г.
Ми-8Т ВВС Монголии в салонном исполнении. Начало 2000-х гг.
Mil Mi-8 Hip in MIAT colours, 1994. Mongolia has never systematically used registrations, but this example carries no letter prefix at all.
Line up of An-24s and An-26s at Buyant Ukha Airport. Mi-8 in the background.
Афганистан
В Афганистане советские вертолеты Ми-8 решали самый широкий круг задач - перевозку личного состава и грузов, эвакуацию раненых, оказание непосредственной огневой поддержки и многие другие. Они спасли не одну тысячу жизней советских солдат и офицеров. Данный вертолет был сбит душманами в конце войны.
Очень широко в последние годы Ми-8/Ми-17 применялись в Афганистане. В Афганистане работают вертолеты афганской армии, ВВС Польши (на фото) и многих гражданских компаний.
Индия
Индийские ВВС использовали большое количество вертолетов Ми-8/17. Этот броско окрашенный Ми-8 - один из трех, участвовавших в 10-й антарктической экспедиции. Ярко-красный цвет призван облегчить обнаружение вертолета на фоне льда или снега.
На вооружении индийских ВВС в 2008 году числилось более 180 Ми-8/17. В декабре того же года Индия заказала еще 80 вертолетов модификации Ми-17В-5, которые будут поставлены в 2010-2014 годах. На снимке: Ми-8 летит над дворцом Умаид Бхаван.
По состоянию на 2012 год, в эксплуатации в строевых частях находились тысячи вертолетов семейства Ми-8/17, включая и данный вертолет ВВС Индии.
Ми-8ПС из состава Воздушных Сил Индии. Авиабаза Елаханка, 6 февраля 2013 г.
Пакистан
Pakistan Army Aviation relies hevilly upon helicopters, its largest type being the Mil Mi-8, photographed at the Dhamial overhaul and maintenance base.
Бангладеш
The Biman Bahini received its first Mil Mi-8 helicopters in the early 'seventies, the four survivors of these being returned to the Soviet Union for overhaul - which has proved protracted - and four being acquired on loan.
Китай
The Mil Mi-8 helicopter and three camouflaged Fantans aboard the replica carrier’s “flight deck”. Further south at Yantian, Q-5s may also be seen displayed on the former Soviet carrier Minsk.
Япония
Японская авиакомпания "Asahi Вертолеты" эксплуатировала один Ми-17 в качестве транспортного/многоцелевого вертолета. Машина прошла специальную доработку под японские требования и использовалась в течение 13 лет.
Египет
Египетские ВВС оснастили большинство своих Ми-8 противопесчаными фильтрами, выпускаемыми в Британии фирмой АРМЕ (Aircraft Porous Media Equipment). Это позволило упростить техническое обслуживание и значительно увеличить ресурс двигателей.
C-5 решали задачу по перевозке вооружений и грузов в рамках первого учения «Bright Star», которое проходило в Египте в 1982 году. Учение «Bright Star» проводилось совместно армиями США и Египта. На снимке - C-5 выполняет посадку на фоне египетского Ми-8.
The Mi-8, seen here with rocket pods attached to the outriggers, remains a major item in the EAF inventory and is not expected to be entirely supplanted by western helicopters for several years.
Джибути
Force Aerienne Djiboutienne (Djibouti Air Force) Mil Mi-8T transport helicopter J2-MAS is seen here at Sevastopol aircraft maintenance plant (ARZ) of the Ukrainian Naval Aviation Brigade in the Crimean peninsula at the end of February 2007 after complete overhaul and repaint in desert camouflage. This Mi-8T is one of two Djibouti AF helicopters acquire in the early 'nineties. Serial system of the Djibouti Air Force is in the civilian J2-MAA - MAW range, although most of the time only the last two letters are carried on the airframe. Little information has been available recently on the current status of the small Djibouti AF, but losses are known to have been high in its fleet of Soviet era helicopters and this is probably one of the very few that are still airworthy.
Гвинея-Бисау
Mi-8 of the Guinea-Bissau Air Force
США
Американские военные используют Ми-8/17 для имитации вертолетов вероятного противника во время боевой подготовки и учений. На снимке: вертолет Ми-8Т, принадлежащий Армии США и вооруженный блоками НАР, играет роль вражеской цели для голландских военнослужащих, вооруженных ПЗРК Stinger в ходе учений в 1999 году. Ми-8/17 также используются спецназом ВВС США.
Перу
Война Эквадора и Перу. 28 января 1995г.: в ходе пограничного конфликта истребительная эскадрилья ВВС Эквадора (FAE) противостояла самолетам перуанских ВВС (FAP). вторгшимся в эквадорское воздушное пространство. 29 января в ходе ожесточенного боя был сбит перуанский вертолет Ми-8. Самолеты ВВС Эквадора A-37B патрулировали приграничные районы страны. 7 февраля был уничтожен еще один перуанский Ми-8, аналогичный представленному на снимке, а вертолеты Puma ВВС Эквадора атаковали перуанскую авиабазу. С 9 февраля началась эскалация военных действий. 16 истребителей ВВС Перу атаковали горные базы эквадорской армии. 10 февраля ВВС Эквадора нанесли ответные удары. Два перуанских Су-22 были сбиты эквадорскими истребителями Mirage F1JA, а штурмовик A-37B - сбит истребителем Kfir. США, Аргентина, Бразилия и Чили объявили об эмбарго на поставки оружия обоим участникам конфликта. Военные действия продолжались до 12 февраля, но конфликт окончательно завершился только летом 2000 года.
 
The 1960s-era rotor blades on the Mi-8T/P are restricted to 3,000 hours or ten years’ service, making them a focus area in any future upgrade.