Миль Ми-24 / Ми-35
Варианты:
Миль - Ми-24 / Ми-35 - 1969 - Россия
Страна: Россия
Год: 1969
Вертолет

Описание
Фотографии:

Цветные фото (94)
Ми-24, Ми-25 и Ми-35

<...>
  Прототипы варианта Ми-24Б прошли начальный этап испытаний в 1971-1972 годах, но затем их доводка была приостановлена - в ОКБ занялись дальнейшей доработкой машины. В частности, была заново спроектирована носовая часть машины - теперь летчики сидели в двух раздельных, бронированных и расположенных уступом кабинах, обеспечивавших лучший обзор. Предусматривалось дальнейшее совершенствование комплекса вооружения. Однако вначале в войска поступил "промежуточный" вариант Ми-24Д, имевший уже раздельные кабины экипажа, но вооружение - по типу варианта Ми-24Б. Всего построено 635 вертолетов Ми-24Д и учебных Ми-24ДУ, которые поставлялись на экспорт с несколько измененным оборудованием под обозначением Ми-25 и Ми-25У.
  По завершении доработки ПТРК "Штурм-В" с радиокомандной полуавтоматической системой управления (восемь, а с 1986 года - 16 сверхзвуковых ПТУР 9М114) на вооружение поступил вариант Ми-24В, который также получил автоматический стрелковый прицел АСП-17В для летчика, возможность подвески дополнительных топливных баков под крылом и другие усовершенствования. Причем на вооружение Ми-24В был принят одновременно с Ми-24Д - постановлением от 29 марта 1976 года. По настоящее время выпущено более 1000 машин Ми-24В, многие - по экспортным контрактам под обозначением Ми-35.
  В 1985 году на испытания поступил модернизированный Ми-24ВП - вместо пулеметной установки УСПУ-24 на нем стояла 23-мм двуствольная автоматическая пушка ГШ-23Л в подвижной носовой установке НППУ-24. До прекращения в 1989 году выпуска Ми-24 заказчик получил лишь 25 машин Ми-24ВП.
  По результатам применения Ми-24 в Афганистане было решено заменить двигатели ТВ3-117 высотными ТВ3-117В, оснастить вертолет пылезащитными и экранно-выхлопными устройствами, усилить бронирование, применить пенополиуретановый заполнитель топливных баков, а также использовать многозамковые балочные держатели, пулеметы ПК и РПК в грузовой кабине, кассеты ИК-ловушек, станцию активных помех СОЭП-В1А "Липа" и другие средства повышения боевой живучести и эффективности машины.
  В рамках повышения боевой мощи Ми-24 были разработаны подкрыльевые контейнеры (либо один пулемет ЯкБ-12,7 и два 7,62-мм пулемета ГШГ-7,62 (ТКБ-621), либо 30-мм гранатомет АГС-17 "Пламя"), затем на вертолетах применили универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23, блоки с НАР калибров 80 мм, 122 мм и 240 мм, блоки осветительных ракет, универсальные контейнеры малых грузов КМГ-У, а также УР класса "воздух-воздух".
  В достаточно больших количествах выпускались вертолеты радиационно-химической разведки Ми-24Р и Ми-24РА с улучшенной системой жизнеобеспечения экипажа и двумя (или одним) дополнительными местами для химиков-разведчиков, спецоборудованием для взятия проб воздуха и грунта, включая дистанционно-управляемый экскаватор на подкрыльевом пилоне и аппаратуру для анализа и передачи данных на наземный командный пункт (110 машин). Выпускался и вертолет-корректировщик Ми-24К - всего 92 машины. Строился также ряд летающих лабораторий и экспериментальных машин.
  Вертолеты семейства Ми-24 (Ми-35) поставлялись и поставляются в несколько десятков стран мира, причем в ходе ирано-иракской войны 27 октября 1982 года впервые в истории авиации экипаж иракского Ми-24 сбил ПТУР иранский F-4E.
  Вертолет Ми-24 получил в НАТО кодовое обозначение "Hind". Рекорды Международной федерации авиации, установленные экспериментальным вариантом А-10 вертолета, дают некоторое представление о его возможностях - так, например, 2 сентября 1978 года машина достигла скорости 368,4 км/час.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ми-24Д

  Тип: транспортно-боевой вертолет с экипажем 2 (3) человека
  Силовая установка: два ТВаД ТВ3-117 мощностью по 2200 л. с. Летные характеристики: максимальная скорость 320 км/ч; крейсерская скорость полета 270 км/ч; начальная скороподъемность 750 м/мин; статический потолок без учета влияния земли 1300 м; динамический потолок 4500 м; практическая дальность полета 595 км; перегоночная дальность полета 1125 км
  Масса: пустого 8340 кг; нормальная взлетная 11100 кг; максимальная взлетная 11500 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 17,30 м; размах крыла 6,54 м; длина с вращающимися винтами 19,79 м; высота с вращающимися винтами 6,50 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 235,00 м2
  Вооружение: один дистанционно-управляемый четырехствольный 12,7-мм высокотемпный пулемет ЯкБ-12,7 с боезапасом 1400 патронов, плюс возможность подвески различного вооружения на внешней подвеске - массой до 2000 кг
  Полезная нагрузка: до 8 десантников, либо двое носилочных раненых, либо двое сидячих раненых и один сопровождающий, либо в нормальном варианте до 1500 кг груза внутри кабины; максимальная масса груза - 2400 кг
Россия
Ми-24В авиации Сухопутных войск на авиабазе в Каспийске. "Триколор", изображенный на машине, пока не стал официальной эмблемой российской авиации.
Появившаяся еще на первых вариантах вертолета носовая дистанционно управляемая стрелковая установка сохранилась на большинстве последующих модификаций. На подвижной установке УСПУ-24 установлен четырехствольный 12,7-мм пулемет ЯкБ-12,7.
Бывший советский, а ныне - индийский Ми-24В.
Помимо штатного подвесного вооружения из ПТУР и блоков НАР, Ми-24 способен нести различные кон тейнеры со стрелковым вооружением, подвесные топливные баки, грузовые контейнеры, контейнеры с противопехотными минами, обычные и зажигательные авиабомбы.
Ми-24Д из Ханкалы с закрашенным гербом того города, где базировались. Аэродром Грозный-Северный ("Эрмитаж"). Август-сентябрь 1995г.
Камуфляжная окраска вертолета Ми-24В хорошо гармонирует с лесистой местностью центральной Европы. Ми-24 значительно крупнее своих западных аналогов, так как изначально создавался в качестве транспортно-боевого, однако, начиная с модификации Ми-24Д, главным назначением вертолета стало нанесение ударов по наземным целям.
"Вертолет-солдат" Ми-24 готовится к очередному боевому вылету в Кадарскую зону Дагестана.
Российские военнослужащие готовятся к посадке в транспортно-боевой вертолет Ми-24 (военная база во Владикавказе, Северная Осетия, ноябрь 1999 года).
Подготовка к боевому вылету Ми-24 по имени "Туз". Обратите внимание на срезанную законцовку одной из лопастей несущего ротора.
Russian Air Force Army Aviation Branch crew load S-8 rockets into launchers on a Mi-24 Hind at Vyazma AB in October 2011.
Ми-24В из 55-го Севастопольского ОБВП из Колобжега несет ПТБ под крылом для дальнего перелета. Броские "глаза" на пылезащитных устройсвах воздухозаборников накрашены для отпугивания птиц.
Этот Ми-24, получивший в США название Patience и эмблему в виде грифа, предположительно был угнан в Пакистан афганским пилотом-перебежчиком.
Примером типичного боевого вертолета второй половины XX века служит Ми-24, выполненный по одновинтовой схеме с одним несущим винтом большого диаметра и одним хвостовым винтом.
Небольшое количество Ми-24 и Ми-25 используется Армией США в качестве противоборствующих сил для придания реалистичности учениям сухопутных войск. Вертолеты получены, в частности, из Ирака и Германии.
Ми-24Д ("изделие 246", "Hind-D")
Russian Air Force Army Aviation Branch Hinds firing unguided S-8 rockets at Dorogobuzh in October 2011.
Ми-24 участвовали во многих региональных конфликтах на территории бывшего Советского Союза. Этот Ми-24В приближается к минометной позиции на таджикско-афганской границе во время наступления исламистов в 1996 году.
Пара Ми-24 выполняет полет на малой высоте с демонстративным отстрелом тепловых ловушек ЛО-56, во время съемок одной из сцен фильма А.Балабанова "Война". Юго-восточнее Владикавказа. Август-сентябрь 2001г.
Вертолеты ОАГ (северной), прибывшие из ЛенВО, на второй чеченской. Фотография периода сентябрь 1999 - август 2000г.
Вертолеты ОАГ (северной), прибывшие из ЛенВО, на второй чеченской. Фотография периода сентябрь 1999 - август 2000г.
Ми-24. Пилотажная группа из Торжка
Ми-24ВП. Опыт ведения боев в Афганистане показал необходимость с одной стороны усиления вооружения вертолетов Ми-24, а с другой - избыточность огневой мощи 30-мм пушки вертолета Ми-24П в большинстве случаев их боевого применения. В частности, было принято решение разработать вариант Ми-24В с усиленным вооружением - Ми-24ВП, в целом схожий с Ми-24В, но вооруженный подвижной установкой НППУ-23 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л вместо пулемета ЯкБ-12,7. В серийное производство данная модификация поступила в 1989 году.
Вертолеты Ми-24ПН и Ми-24ВП, аэродром Черняховск
Рекордный вертолет Ми-24
Demand for conversion-to-type training for the Hind-F continues and it will serve with the centre until the end of the decade.
Вертолет-демонстратор ПСВ
Украина
Украинские Ми-24 принимали участие в эвакуации беженцев во время грузино-абхазского вооруженного конфликта в начале 1990-х годов.
An Mi-24R assigned to the 7th Independent Regiment (Army Aviation) pictured during the battle for Donetsk Airport on May 26, 2014.
A 7th Independent Regiment (Army Aviation) Mi-24VP, serial ‘10’, releases flares during the battle for Donetsk Airport on May 26, 2014. This was one of three Hinds that sustained heavy damage during the offensive against Slavyansk on June 3-4.
Война в Афганистане продолжалась и после вывода советских войск. В 1990-х годах соперничающие группировки разделили афганские ВВС, чтобы использовать самолеты в стычках друг с другом. Этот, сфотографированный к северу от Кабула в 1997 году, Ми-24 принадлежал талибам.
A still from TV video footage showing a UkAA Mi-24 wearing a United Nations logo left over from its previous work operating peacekeeping missions in Africa. The logo violated UN rules referring to the use of its symbol and was later removed.
Афганистан
На фотографии запечатлен момент пуска НАР с одного из Ми-35 из афганской Национальной армии во время учения с боевой стрельбой, проводившегося в 2010 году.
Армия Афганистана располагает девятью Ми-24, в том числе шестью бывшими чешскими вертолетами, поставленными в 2008 году. Афганские экипажи учили боевому применению вертолетов специалисты из США, Чехии и Венгрии.
Парк афганских Ми-24 в 2008 году пополнили шесть вертолетов, ранее состоявших на вооружении в Чехии. Позже авиационный корпус афганской армии получил еще девять Ми-35. Афганские экипажи Ми-24/Ми-35 проходили подготовку в Чехии, Венгрии, Польше и США. Снимок сделан в Кандагаре в октябре 2008 года. В составе ISAF в Афганистане применялись также польские Ми-24.
Afghan Air Force Mi-24s arrive at Kabul in December 2008.
Two Afghan National Army Air Corps Mi-35 attack helicopters launch from Kabul, Afghanistan, on a gunnery training mission armed with rockets on May 21, 2009. The mission marked the first time rockets had been flown by the Afghan air corps in more than eight years.
Германия
Пара вертолетов Ми-24Д Национальной народной армии ГДР в полете. Вертолеты Ми-24 армии ГДР и Группы советских войск в Германии использовались для патрулирования границы между ГДР и ФРГ. Сотни боевых вертолетов Ми-24 были готовы обрушиться всей своей мощью на войска НАТО, если бы это потребовалось.
Ми-24Д
Чехия
Ми-24Д из 7-го звена 51-го вертолетного полка чешских ВВС (расформирован в октябре 1994 года) к 20-летнему юбилею полка получил декоративную раскраску. Этот вертолет принимал участие в различных европейских авиашоу.
Международный авиасалон в Чехии Брно-2005 "CIAF"
Чешский Ми-24В/Ми-35 из 221-й ударной вертолетной эскадрильи, которая вошла в клуб "тигриных" подразделений НАТО. В данном случае тигровая окраска нанесена на пусковые установки ПТУР 9К114 "Штурм".
Этот Ми-24В - один из 36 вертолетов данного семейства, стоящих на вооружении Чехии.
Чехия в 2005-2006 годах получила из России десять Ми-24В/Ми-35. Вертолеты доработаны под стандарты НАТО.
Польша
Польша получила от Советского Союза партию вертолетов Ми-24Д. К началу 2009 года на вооружении польских ВВС состояло около 30 вертолетов Ми-24Д и Ми-24В (получивших польское обозначение Mi-24W). Польские войска использовали эти вертолеты в Ираке.
A Polish Mi-24 Hind-D with the recently-introduced IR jammer taking the form of an inverted "flower pot" above the rear fuselage. Forward of the tail skid is a decoy flare/chaff dispenser.
Польский Ми-24Д патрулирует над Диванией, Ирак, январь 2008 года. Несмотря на свой возраст, Ми-24 остается надежным и универсальным средством поддержки сухопутных войск.
Польские Ми-24, ранее состоявшие на вооружении ВВС, переданы в Сухопутные войска. В Польше наряду с более новыми Ми-24В используются старые Ми-24Д (на фотографии). Четыре Ми-24В модернизированы в боевые поисково-спасательные.
Вертолеты Ми-24 неплохо освоили пустыни Ирака. На этой фотографии запечатлен польский авиадиспетчер, разговаривающий с экипажем польского Ми-24. Место и время действия - Ирак, июнь 2005 года
Македония
Вертолеты Ми-24 (на фото), UH-1H и Ми-8/17 составляют основу военной авиации Македонии
Почти год (2001 год) длились приграничные столкновения армии Македонии с албанскими боевиками. Македонские войска тогда использовали приобретенные на Украине Ми-24. Два македонских Ми-24В позже прошли модернизацию по программе "Alexander", работы выполняла "Elbit Systems".
Сербия
ВВС Сербии
Индия
Ми-35. Долгое время Ми-24В экспортировали только в страны Организации Варшавского договора (ОВД), причем - не во все. Массовые поставки Ми-24В в другие страны начались только после снятия запрета на экспорт ПТУР "Штурм" и ряда установленных на Ми-24В систем пассивной обороны. Экспортный вариант Ми-24В с упрощенным составом бортового оборудования получил обозначение Ми-35, эти машины состояли на вооружении Афганистана, Анголы и Индии (на снимке).
Индийские ВВС получили экспортные варианты вертолета Ми-24, известные как Ми-25 и Ми-35. Ими вооружены 104-я и 125-я эскадрильи, дислоцированные в Патанкоте.
Индийские ВВС - один из основных зарубежных эксплуатантов вертолетов семейства Ми-24/35.
Тренировочный вариант Ми-35. Основными учебно-тренировочными модификациями Ми-24 являлись Ми-24У и Ми-24ДУ с установленными в кабинах операторов основными органами управления и пилотажно-навигационными приборами (в строевых частях для тренировок летчиков обычно использовались обычные вертолеты). Тренировочные варианты Ми-35 поставлялись только на экспорт. На снимке: тренировочный Ми-35 индийских ВС.
Вертолет Ми-35 на выставке в Бангалоре, февраль 2015 г.
Грузия
Ми-24В на патрулировании. Накануне в Кодорском ущелье был обстрелян пост грузинских полицейских. Октябрь 2006 г.
Ми-35 на взлете. Эта машина отличается не только особенной окраской, но и отсутствием опознавательных знаков. Алексеевка, июль 2007 г.
Пара вертолетов Ми-24 из состава ВВС Грузии. 2006 г.
Шри-Ланка
Ланкийские ВВС постоянно наращивали свою мощь. Штурмовики F-7M и противопартизанские самолеты Pucara были получены в 1992 году, а в 1995 году 9-ю эскадрилью вооружили вертолетами Ми-24В (на снимке).
Ми-35 ВВС Шри Ланки представляют собой экспортные варианты Ми-24П/В. Вертолеты очень эффективно использовались в длительной войне с сепаратистами из движения Тамил-Илама. В боях потеряно не менее семи Ми-24.
Ирак
Ирак очень интенсивно применял свои Ми-24/Ми-25 в длительной войне с Ираном. Иракские вертолеты принимали участие в воздушных боях с иранскими AH-1 Cobra. На снимке - иракский Ми-25 на аэродроме, захваченном во время операции "Буря в пустыне" частями американского XVIII воздушно-десантного корпуса.
Ми-35
Сирия
Ми-24 ВВС Сирии
Сьерра-Леоне
В то время как наши вкалывали местные аборигены не упускали случая попозировать на фоне грозной техники.
Ну и кто сказал, что крокодилы и буйволы не летают? Даже старые очень неплохо летают. И не только в боевой обстановке. На фото вертолеты возвращаются на базу. Справа видны окрестности Фритауна.
Перу
Перу получила 12 Ми-25 в 1982 году, в 1992 году еще семь вертолетов были приобретены в Никарагуа. Один Ми-25 был сбит эквадорским ПЗРК во время военных действий в 1995 году. В 2012 году начата программа модернизации перуанских Ми-25 с целью продления их ресурса.
Ми-25 ВВС Перу
Кот-д'Ивуар
Ми-24ВП (вдали) и Ми-24П из состава ВВС Кот-д'Ивуара. Украшенный пастью Ми-24ВП несёт чисто буквенную регистрацию в отличии от Ми-24В, Д и П, имеющих буквенно-цифровое обозначение. Кроме того, судя по фотографиям, не трудно заметить различия в ракетном вооружении вертолётов. В частности, Ми-24В и Д оснащались исключительно блоками НУР УБ-32-57 с 57-мм снарядами С-5, а Ми-24П - блоками НУР Б8М, снаряжавшимися более мощными 80-мм НУР С-8.
Бойцы Французского Иностранного Легиона позируют на фоне приведенного в нелетное состояние Ми-24В. Справедливости ради стоит отметить, что легионеры достаточно аккуратно поступили с ивуарийской матчастью - данный вертолет сравнительно не сложно отремонтировать. Хорошо видно, что машина недавно была окрашена
Куба
Ми-24
Конго
Two Mil Mi-17V-5 Hip-Hs, a Mi-17 Hip-H and a single Mi-24 Hind of the Force Aerienne Congolaise (Congolese Air Force) at Brazzaville-Maya-Maya Airport on October 25, 2013. The Mi-17V-5s (on the right) are equipped with a rear loading ramp and have a rescue hoist mounted above the front door The Mi-17 (possibly serial TN-368) wears a green and brown scheme, different from that on the example noted at Pointe Noire on June 25, confirming that a minimum of two are in Congolese service. At least one Mi-24P Hind-F was delivered to the Congo from the Ukraine in 2005. However, the aircraft illustrated appears to be a Mi-24V Hind-E variant, with a nose-turret mounted machine-gun rather than the fixed cannons of the Hind-F, indicating further deliveries have occurred. It is armed with a rocket pod under the stub wing.
Модернизация
Кроме российских компаний, различные программы модернизации предлагают и зарубежные компании - израильская "Tamam" (IAI Tamam Mission 24), французские "SAGEM" и "Sextant Optronique", британская "BAE Systems" и южно-африканская "Advanced Technologies and Engineering" (на фото). Последняя предлагает несколько вариантов модернизации под названием ATE SuperHind. В основном они затрагивают модернизацию авионики и специализированного оборудования, но также предусматривается и установка зарубежных образцов вооружения. В частности, ATE SuperHind может нести ПТУР Ingwe, а вариант Mk III имеет полностью переделанную носовую часть фюзеляжа. Первым заказчиком такой машины стал Алжир.
Advanced Technologies and Engineering of South Africa undertook the most successful Hind upgrade programme outside Russia so far. An export order covering as many as 40 Mi-24s was signed in 1999, and the first upgraded helicopters dubbed Super Hinds were supplied to Algeria in the same year.
The Super Hind's Argos 550 gyro-stabilised multi-sensor payload with auto-tracker, TV-camera, FLIR and the F2 20mm cannon.