МиГ МиГ-31
Варианты:
МиГ - МиГ-31 - 1975 - Россия
Страна: Россия
Год: 1975


Двухместный истребитель-перехватчик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (313)
МиГ-31

   В целях борьбы с новейшими самолетами и крылатыми ракетами вероятного противника в СССР была начата программа создания современного, отличающегося высокими характеристиками истребителя-перехватчика, впоследствии получившего обозначение МиГ-31. Постановлением Совета Министров СССР от 24 мая 1968 года поручалось вести работы по трем машинам: перспективному всевысотному перехватчику Е-155МП, фронтовому разведчику-бомбардировщику Е-155МРБ и самолету-разведчику Е-155МР.
   Полномасштабное проектирование Е-155МП было начато в 1972 году, самолет по компоновке во многом был схож с МиГ-25, но в реальности представлял собой совершенно новую машину. Особенно важные отличия - двухконтурные двигатели Д-30Ф6 с форсажной камерой, прицельно-навигационный комплекс, бортовая РЛС с фазированной антенной решеткой и вооружение нового поколения, новое шасси (имеет необычную конструкцию - переднее колесо на каждой тележке основных опор сдвинуто внутрь от продольной ее оси, а заднее колесо - наружу; носовая опора убирается не вперед по полету, как на МиГ-25, а назад), а также экипаж из двух человек.

   Передние створки ниш шасси используются в качестве воздушных тормозных щитков. Новое крыло имело три лонжерона, наплывы в корневой части, отклоняемые носки, закрылки и элероны по всему размаху задней его части.
   Прототип Е-155МП облетан А. В. Федотовым 16 сентября 1975 года, первый этап летных испытаний завершился в декабре 1978 года, осенью 1980 года официально завершились госиспытания, и в 1981 году МиГ-31 с бортовой РЛС "Заслон" принят на вооружение истребительной авиации ПВО СССР.
   Основу авиационного комплекса МиГ-31 составила новейшая уникальная РЛС Н007 "Заслон", являвшаяся первой в мире РЛС с фазированной антенной решеткой, установленной на серийном боевом самолете. Антенна с электронным сканированием луча создана в НИИ приборостроения, а разработчиком РЛС стало НПО "Фазотрон". РЛС могла одновременно сопровождать до 10 воздушных целей и осуществлять одновременное наведение ракет большой дальности Р-33 на четыре из них, причем наиболее приоритетные для поражения цели выбирались автоматически бортовым вычислителем "Аргон-К". Дальность обнаружения РЛС - до 300 км, а благодаря наличию на борту автоматизированной цифровой помехозащищенной аппаратуры передачи данных РК-РЛДН и АПД-518 возможна передача в реальном масштабе времени информации об обнаруженных целях на другие самолеты или наземный КП. По заявлению специалистов, данная аппаратура также позволяет использовать МиГ-31 в качестве самолета ДРЛОиУ. Пассивное средство обнаружения - поисково-следящая система на основе теплопеленгатора 8ТП с максимальной дальностью обнаружения 50 км (размещен внизу в носовой части фюзеляжа и в нерабочее время находится в убранном положении).
   Истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение Постановлением СМ СССР от 6 мая 1981 года, в том же году начат его серийный выпуск на авиазаводе в Горьком (сегодня НАЗ "Сокол", г. Нижний Новгород). Первым МиГ-31 получили 786-й истребительный авиаполк в Правдинске и Центр боевого применения и подготовки личного состава авиации ПВО в Саваслейке. В процессе эксплуатации самолет постоянно совершенствовался, всего было выпущено около 500 самолетов нескольких модификаций.

   На основе базового истребителя-перехватчика МиГ-31 были разработаны следующие модификации:
   - МиГ-31М - глубокая модернизация базового МиГ-31 с новыми РЛС "Заслон-М" и авионикой (включая новые многофункциональные индикаторы), двигателями Д-30Ф6М и вооружением (может нести не четыре, а шесть УР Р-33, плюс УР средней и малой дальности). Конструктивные отличия - корневые наплывы крыла большей площади, увеличенный гаргрот и больший запас топлива, обзор из кабины улучшен, штанга топливоприемника перенесена на правый борт, рули направления - увеличенной площади и пр. Первый полет - 21 декабря 1985 года, выпущено 7 машин;
   - МиГ-31Б и МиГ-31БС - "малая модернизация" серийного самолета, преимущественно отличается доработанной системой вооружения и навигации (РЛС "Заслон-А", модернизированные УР Р-33С, УР средней дальности Р-40ТД и УР ближнего боя Р-60, приемник радиотехнической системы дальней радионавигации А-723 и усовершенствованные средства РЭБ), а также двигателями Д-30Ф6 и наличием уже установленной на заводе системы дозаправки топливом в полете с убираемой Г-образной штангой топливоприемника. МиГ-31Б выпускался серийно с 1990 года, а часть ранее выпущенных машин доработана до этого стандарта, но без системы дозаправки - это модификация МиГ-31БС;
   - МиГ-31Э - экспортный вариант самолета;
   - МиГ-31БМ - модернизированные строевые МиГ-31Б с усовершенствованным БРЭО (РЛС модернизирована до уровня РЛС "Заслон-М") и расширенной номенклатурой вооружения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". Прототипы проходили испытания с 2005 года, серийные МиГ-31БМ поставляются в ВВС России с 2008 года;
   - МиГ-31Д - экспериментальная модификация самолета, создававшаяся в рамках работы по авиационно-ракетному комплексу перехвата и способная нести противоспутниковую ракету, позже на ее базе был разработан проект МиГ-31 И "Ишим" для оперативного вывода на орбиту малых космических аппаратов;
   - МиГ-31Ф - проект многоцелевого фронтового истребителя, способного наносить высокоточные удары по наземным целям;
   - МиГ-31ЛЛ - летающая лаборатория.
  
  
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   МиГ-31

   Тип: двухместный истребитель-перехватчик
   Силовая установка: два ТРДДФ Д-30Ф6 тягой на форсаже 15 500 кгс
   Летные характеристики: макс. скорость полета на большой высоте 3000 км/ч; макс. скорость полета у земли 1500 км/ч; макс. число М - 2,83; практический потолок 20600 м; практическая дальность полета без ПТБ - 2150, с ПТБ - 3300 км; боевой радиус действия при полете на дозвуковой скорости и наличии ПТБ - 1400 км
   Масса: пустого 21820 кг; максимальная взлетная 46 200 кг
   Размеры: размах крыла 13,456 м; длина 21,62 м; высота 6,15 м; площадь крыла 61,6 м2
   Вооружение: одна шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23М с боезапасом 260 снарядов (размещена внизу фюзеляжа по правому борту), плюс до 3000 кг боевой нагрузки - УР большой (четыре Р-33, под фюзеляжем), средней (две Р-40Т, под крылом) и малой (четыре Р-60, под крылом) дальности
МиГ-31
Е-155МП с бортовым номером "83" синего цвета - первый прототип перехватчика МиГ-31. Выкатка самолета состоялась в середине 1975 года, первый полет - 16 сентября того же года.
Летная смена в 865-м ИАП
Ил-78. Дозаправка истребителей-перехватчиков МиГ-31
Ил-78. Дозаправка истребителей-перехватчиков МиГ-31
This Monchegorsk-based MiG-31BM (serial '03'), was among the first serial-upgraded Foxhounds, delivered in 2009 and operated by the 98th SAP.
The MiG-31 uses two brake parachutes after touchdown; the distance needed for a full stop is 800m (2,624ft).
There is no successor to the MiG-31 Foxhound heavy interceptor in the Russian Air Force policy for acquiring new aircraft.
МиГ-31Б из состава канского 712-го ИАП. Саваслейка, начало 2000-х гг.
Торжественная встреча первых МиГ-31БМ в Канске. Январь 2011 г.
МиГ-31 (бортовой номер "05") со штатным комплектом ракетного вооружения: четыре ракеты Р-33 под фюзеляжем и четыре ракеты Р-60, по две на пилонах под каждой консолью крыла. Ракеты ближнего боя Р-60 предназначены для самообороны.
МиГ-31 до сих пор остается уникальным и непревзойденным истребителем-перехватчиком. МиГ-31 - самый скоростной истребитель в мире, вооруженный ракетами большой дальности и ставший первым серийным самолетом с фазированной антенной решеткой РЛС.
МиГ-31 с подвешенными ракетами. Перед самолетом прапорщик А. Федотов - начальник склада ПДИ.
МиГ-31 174-го Гвардейского иап, аэродром Мончегорск
Именной МиГ-31 «Борис Сафонов» из состава 174-го ГвИАП
There is no successor to either the Tu-22M3 Backfire or the MiG-31 Foxhound.
Russian Naval Aviation has two squadrons of MiG-31 Foxhounds, one of which is assigned to the 98th SAP at Monchegorsk, flying the upgraded MiG-31BM version shown in this shot. Until 2015, the 98th SAP was assigned to the Russian Air and Space Force, and transferred to naval aviation service following the establishment of Strategic Command North, a Russian Navy command that controls all forces based in Russia’s extreme northern regions and the Russian sector of the Arctic. Monchegorsk-based MiG-31BMs were among the first Foxhounds upgraded to production standard and entered service in 2008 and 2009.
Hotilovo air base in the Tver Oblast houses Voyenno Vozdushnye Sily Rossii (VVS, Russian Air Force) units that operate the Sukhoi Su-27 Flanker and Mikoyan MiG-31 Foxhound. The Su-27s were assigned to the former 611th Istrebitelniy Aviapolk (IAP, Fighter Regiment) and the MiG-31s to the 790th IAP (including '09 red' shown), although both types are now assigned to Aviabaza (air base) 6968 following the reorganisation of the Russian Air Force.
All remaining MiG-31DZs are to be upgraded to the BM standard by 2019.
МиГ-31БМ
МиГ-31Б получил доработанную РЛС с повышенной помехоустойчивостью, модернизированные ракеты Р-33С (AA-9 "Amos") и усовершенствованную авионику, включающую несколько цифровых процессоров.
Истребитель-перехватчик МиГ-31
Истребители МиГ-31БМ. Канск, 2012
Одному из истребителей МиГ-31 из состава Пермской авиагруппы присвоено почетное наименование "Пермский край"
Встреча экипажей после возвращения из Тикси. В центре - командир авиагруппы гв. полковник А.В. Можайский
Аэродром Тикси. Июнь 2012 г.
Бывший моршанский МиГ-31, продолжавший нести боевую службу в Хотилово
MiG-31 pilots and weapons system officers wear VMSK immersion/high-altitude protection suits and ZSh-7 helmets.
A MiG-31DZ from Khotilovo toting an R-60 training round and an operative seeker for practising target lock-on.
Личный состав 1-й аэ (вверху) и 2-й аэ во время празднования 50-летия полка. 2021г.
Истребитель МиГ-31 после выполнения полета
МиГ-31БМ
Посадка МиГ-31БМ после выполнения боевой задачи
Сегодня воздушные рубежи Родины охраняют истребители-перехватчики МиГ-31БМ
Стандартным вариантом вооружения МиГ-31 являются четыре УР "воздух-воздух" большой дальности Р-33 на подвеске под фюзеляжем и четыре УР "воздух-воздух" малой дальности Р-60, подвешенные попарно на подкрыльевых пилонах. Для торможения такого тяжелого и большого самолета, как МиГ-31, используются сразу два тормозных парашюта.
МиГ-31 с орденом Кутузова на фюзеляже
Истребители-перехватчики МиГ-31 из состава 865-го ИАП
МиГ-31 б/н 31 на Камчатке.
Аэродром Елизово (Петропавловск-Камчатский), 10-14 апреля 2004г. МиГ-31 на пробеге.
Взлет парой
Обзор из кабины летчика и штурмана МиГ-31 ограничен. Для улучшения обзора вперед и вниз из кабины штурмана на фонаре смонтирован поднимаемый перископ.
Upgraded Mikoyan MiG-31 BM Foxhound ‘51’ (red), of the 7000th Aviation Base, landing at Khotilovo in late January. The MiG-31 BM upgrade adds an air-to-ground capability to the interceptor, as well as improving its performance in its primary role. The device above the rear cockpit provides forward visibility for the weapon systems’ operator while landing.
Отработка дозаправки топливом в воздухе истребителей МиГ-31БМ авиагруппы Хотилово
Под дождем. Саваслейка, август 1998г.
МиГ-31 стал первым в мире серийным истребителем, оснащенным РЛС с фазированной антенной решеткой. На модернизированной РЛС "Заслон" увеличена дальность обнаружения и взятия на сопровождение воздушных целей. Слева перед фонарем кабины установлен убираемый топливоприемник системы дозаправки в воздухе (только на МиГ-31ДЗ, Б, БМ).
МиГ-31 763-го иап, аэродром Комсомольский (Югорск)
По запасу топлива на борту (19 939 л) МиГ-31 превосходит любой другой перехватчик аналогичного класса. На этом снимке самолета «57 красный» хорошо видна заправочная штанга перед ветровым козырьком кабины. На пилонах МиГ-31БС несет учебные имитаторы ракет Р-60.
Истребители МиГ-31 из состава 83-го гв. иап, аэродром Ростов-на-Дону
Upgraded MiG-31 ‘58’, displayed at MAKS '99. In addition to having an upgraded radar and new avionics, it also carried new armament. K-31P and Kh-58 anti-radar missiles and R-77 medium range air-to-air missiles were carried on the under-wing stations, and R-33 long-range missiles were mounted under the fuselage.
МиГ-31
МиГ-31
МиГ-31Б зав. N 38401214306 (МиГ-31БМ). Жуковский, 12 января 1999г.
MiG-31BM demonstrator, armed with R-33s (AA-9) AAM under fuselage, Kh-31 (AS-17) ASM on inner wing pylons (Kh-58/AS-11 on starboard wing) and R-77 (AA-12) AAM on both outer wing pylons (1999)
The Russian MoD has announced intentions to deploy MiG-31 s on QRA on a permanent basis. The type is well able to handle the harsh operating environment present at Arctic forward bases
The AVMF branch’s MiG-31 fighters are on duty at two permanent QRA locations in the eastern and western ends of the Russian Arctic zone. This is an upgraded ‘Foxhound’ from the 98th OSAP, home-based at Monchegorsk, seen at the forward QRA location in deep-frozen Rogachevo
Россия имеет около 30 самолетов А-50, обычно действующих совместно с истребителями-перехватчиками МиГ-31 "Foxhound". Передача данных между самолетами осуществляется по закрытым каналам связи.
Beriev A-50 Mainstay, side number 50, with a MiG-31 Foxbat over Moscow on a May day parade flypast.
This view of MiG-31 '82' carrying the Burevestnik missile makes for a good comparison with the previous image of MiG-31K '93'. Note the lack of recesses for the original R-33AAMs.
A fleet-wide upgrade to MiG-31BM and MiG-31BSM standard is being undertaken by NAZ Sokol and is expected to be completed by 2019. RSK MiG is working on the conceptual design of the Foxhound's successor known as the PAK-DA.
МиГ-31Б заходит на посадку на аэродром 4-го ЦБПиПЛС. Липецк, апрель 2009 г. На самолете новые опознавательные знаки ВВС РФ
9 мая в Москве, несмотря на дождливую погоду и низкую облачность состоялась воздушная часть парада в честь 76-й годовщины Победы.
МиГ-31 - единственный в истории советских и российских ВВС истребитель, официально именуемый "воздушным кораблем". "Кораблем" называют самолеты с максимальной взлетной массой не менее 40 т.
MiG-31K (Bort No ‘89 Red’, serial RF-95200) armed with a display and training mock-up of the hypersonic Kinzhal missile. Note the missile’s end cap with two horizontal stabilisers - this part is blown off shortly after it is released, exposing the engine nozzle seconds before ignition
The MiG-31BM is the only specialised air defence type in the FA inventory. It is used to protect the vast territories without ground-based air defence infrastructure in the extreme northern and far eastern regions of Russia.
A MiG-31K 'Foxhound' carrying the Kinzhal missile.
This Foxhound was among the first four production-standard MiG-31BMs delivered in 2008 to the MiG-31 instructor-research squadron at Savastleika.
МиГ-31БМ («93 синий»), только что прошедший модернизацию, демонстрировался на авиасалоне в подмосковном Жуковском в августе 2011 года. Самолет получил дополнительные пилоны под крылом и помимо бортового номера несет на килях недавно введенные надписи «ВВС России». Обратите внимание на гвардейскую эмблему на воздухозаборнике.
The rear­view periscope on the front canopy is among the features added during the MiG-31BM upgrade.
МиГ-31БМ в ходе показа Президенту РФ Дмитрию Медведеву. Аэродром Кубинка, 28 марта 2009 г.
The MiG-31K was a fast-track development under a classified programme to field a system with an air-launched missile capability able to strike ground and sea surface targets with conventional or nuclear warheads.
Взлетает МиГ-31К с гиперзвуковой ракетой «Кинжал»
A good view of the izdeliye 292 missile under the belly of MiG-31K '93'. The missile - an airborne version of the ground forces' Iskander - has received the NATO codename 'Killjoy".
Один из первых экземпляров МиГ-31 экспонируется в монинском авиамузее.
МиГ-31 с бортовым номером "202" был задействован в испытаниях системы управления оружием с реальными пусками ракет. На фотографии: самолет с подвешенными под фюзеляжем макетами ракет "воздух-воздух" Р-33 большой дальности. В настоящее время ракета Р-33 является самой "дальнобойной" в мире серийной ракетой.
A series of take-off shots featuring RSK MiG's MiG-31 592 loaded with a variant of the 9M723 Iskander missile developed by KB Mashinostroyeniya in Kolomna, which looks to be about 8m long. The age of these images was not given by the Russian Ministry of Defence.
The Ishim project as presented back in 2005. This was a joint Russian-Kazakh initiative for an aerospace system sharing some similarities with today's Burevestnik.
МиГ-31 б/н 592 на испытаниях в Ахтубинске.
МиГ-31
MiG-31 (Foxhound) armed with four R-33 long-range missiles mounted under the fuselage and two R-40RD (AA-6 Acrid) radar-guided missiles on the inner under wing stations.
The MiG-31's long-range arsenal is represented by the R-33 air-to-air missile, with four carried under the belly
Аэродром Елизово (Петропавловск-Камчатский), 10-14 апреля 2004г. Истребительный полк готов к полетам.
The 7060th Air Base Yelizovo, on Kamchatka Peninsula in Russia's Far East, is home to Russian Naval Aviation's sole MiG-31-equipped squadron.
The MiG-31 fleet of the AVMF, operated by three squadrons, is enjoying a rediscovered significance as a valuable military and political tool for power projection in the arsenal of the Russian military machine. This is the forward-deployed QRA flight from the 98th OSAP seen at Rogachevo airfield in early February 2021
МиГ-31 на ЦЗТ 180-го Гвардейского Краснознаменного Волгоградского (Сталинградского) полка, аэродром Громово
Подготовка к вылету с отработкой дозаправки топливом в полете
МиГ-31 поступали на вооружение полков ПВО на передовых базах у границ СССР, а также в Московский военный округ и части ПВО важных городов и стратегических объектов. Некоторые полки МиГ-31 также использовали небольшое число перехватчиков МиГ-25.
Аэродром Елизово (Петропавловск-Камчатский), 10-14 апреля 2004г. Перед полетами с МиГ-31 снимается управляемое оружие.
МиГ-31БМ
There's an active fleet of around 120 MiG-31 s, including 50 upgraded MiG-31BMs.
Взлетает МиГ-31БМ
Самолет МиГ-31
The Foxhound’s two Aviadvigatel D-30F-6 turbofans are each rated at 152.06kN (34,171 lb) with afterburner.
МиГ-31 из 3958-й гвардейской Керченской авиабазы. Саваслейка, август 2012 г.
This non-upgraded MiG-31 from the Russian Naval Air Service’s sole Foxhound squadron takes off from its home base, Yelizovo.
Впервые Запад близко ознакомился с МиГ-31 в конце 1985 года, когда самолет был перехвачен к северу от Норвегии (по некоторым источникам - над Баренцевым морем) истребителем F-16A норвежских ВВС. Этот перехватчик несет под фюзеляжем полный комплект из четырех ракет Р-33.
По сравнению с МиГ-25, истребитель-перехватчик МиГ-31 имел гораздо больший потенциал.
A MiG-31BM from the 98th SAP at Monchegorsk fires an R-73 heat-seeking missile.
Another view of MiG-31K '99'. Initial deliveries were made to the 929th State Flight-Test Centre in Akhtubinsk.
An animation showing the Kinzhal missile's separation from a MiG-31.
Воздушный старт ракеты «Кинжал»
Воздушный парад над Москвой 9 мая 2018г.
A pair of MIG-31K Kinzhal strike aircraft - Bort numbers '90 Red' and ‘92 Red' - over Red Square in May 2018.
MiG-31K aircraft '90' and '92' perform for the public over Moscow's Red Square in May 2018. Existence of the Kinzhal had been confirmed just two months earlier.
A pair of production­standard MiG-31Ks each toting a Kinzhal missile at the V-Day parade in Moscow on May 9, 2018.
Another pair of Russian Aerospace Forces MiG-31Ks, this time '89' and '99'. Eleven of these aircraft have been identified to date.
MiG-31K Kinzals, side numbers 89 and 99, over the Dubrovichi range, each armed with an air-launched version of the Iskander air-to-ground ballistic missile.
Воздушный парад в честь Дня Победы и 70-летия освобождения города-героя Севастополя
A four-ship MiG-31 formation from the combat training centre at Savastleika during a flypast over Zhukovskiy in August 2012 for the RuAF’s centenary. The first two are upgraded MiG-31BMs and the other two are legacy aircraft.
Отряд из четырех МиГ-31 способен просматривать воздушное пространство шириной 600 км. Все самолеты отряда обмениваются информацией в реальном масштабе времени по помехозащищенной линии передачи данных.
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
В полете над нейтральными водами Северной Атлантики
Воздушный парад в ознаменование 95-летия ВВС России. 11 августа 2007г.
МиГ-31 заправляется от крыльевого УПАЗ
Ил-78. Дозаправка истребителей-перехватчиков МиГ-31
Створки ниш основных опор шасси МиГ-31 выполняют еще и функцию тормозных щитков и могут отклоняться в полете. Других воздушных тормозов, кроме этих створок, самолет не имеет. Гаргрот оканчивается отсеком для двухкупольного тормозного парашюта.
Обозначение МиГ-31Э присвоили экспортному варианту МиГ-31Б с упрощенными РЛС "Заслон", ракетами Р-33 и уменьшенным составом средств РЭП. Два прототипа ("903 белый", на фото, и "904 белый") проходили испытания в Ахтубинске. Ряд стран, включая Китай, Иран и Сирию, рассматривал возможность приобретения МиГ-31. В 2007 году Сирия заказала восемь самолетов, но, как сообщается, этот заказ был заморожен в 2009 году.
Интерес к экспортному варианту самолета, МиГ-31Э, проявил целый ряд стран мира, но пока поставок не было.
"Борт 374" - участник многих авиасалонов.
MiG-31M development aircraft 21496 with original refuelling probe and windscreen (1998)
Впервые РЛС С-800 "Заслон" публично продемонстрировали на авиасалоне в Париже в 1991 году, когда с демонстратора МАПО "МиГ" МиГ-31Б был снят носовой обтекатель. Рядом с самолетом на статической стоянке было показано и его вооружение - ракеты Р-33 (на переднем плане), Р-60 (по бокам) и Р-40 (сзади).
Взамен двух УР малой дальности Р-60 самолет МиГ-31 может нести под каждой консолью крыла одну УР средней дальности Р-40Т, оснащенную тепловой головкой самонаведения, или ее модифицированный вариант - Р-40ТД. В состав вооружения также входит УР большой дальности Р-33.
Управляемая ракета большой дальности Р-33 во многом схожа с американской УР AIM-54 Phoenix и оснащена комбинированной системой наведения - инерциальная на среднем участке полета и полуактивная радиолокационная с радиокоррекцией на конечном.
The R-33 was the MiG-31 's original long-range weapon, with a maximum reach up to 120km (65nm) in head-on engagements against targets at high altitude.
Пушка ГШ-6-23 и ракеты Р-60М на АПУ-60-2НМ.
The Kinzhal (Dagger) hypersonic air-to-surface missile, seen here loaded under a MiG-31K, weighs about 4,000kg.
The RW-BD, also known as the K-37M during its development and testing phase and now designated the R-37M, is a long-range air-to-air missile purposely developed for the MiG-31BM.
Под носовой частью фюзеляжа размещен теплопеленгатор, который сопряжен с БРЛС и позволяет осуществлять пассивный, то есть скрытый обзор воздушного пространства на предмет обнаружения целей. В полетном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж.
МиГ-31БС после посадки без фонаря передней кабины
Казахстан
МиГ-31, входящий в состав 610-й авиабазы Сил воздушной обороны Казахстана. Караганда, 14 марта 2008 г.
Авиация Казахстана на выставке вооружений "Кадекс-2012" (Астана, Караганда, май 2012 г.)