МиГ МиГ-31
Варианты:
МиГ - МиГ-31 - 1975 - Россия
Страна: Россия
Год: 1975


Двухместный истребитель-перехватчик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (206)
МиГ-31

  В целях борьбы с новейшими самолетами и крылатыми ракетами вероятного противника в СССР была начата программа создания современного, отличающегося высокими характеристиками истребителя-перехватчика, впоследствии получившего обозначение МиГ-31. Постановлением Совета Министров СССР от 24 мая 1968 года поручалось вести работы по трем машинам: перспективному всевысотному перехватчику Е-155МП, фронтовому разведчику-бомбардировщику Е-155МРБ и самолету-разведчику Е-155МР.
  Полномасштабное проектирование Е-155МП было начато в 1972 году, самолет по компоновке во многом был схож с МиГ-25, но в реальности представлял собой совершенно новую машину. Особенно важные отличия - двухконтурные двигатели Д-30Ф6 с форсажной камерой, прицельно-навигационный комплекс, бортовая РЛС с фазированной антенной решеткой и вооружение нового поколения, новое шасси (имеет необычную конструкцию - переднее колесо на каждой тележке основных опор сдвинуто внутрь от продольной ее оси, а заднее колесо - наружу; носовая опора убирается не вперед по полету, как на МиГ-25, а назад), а также экипаж из двух человек.

  Передние створки ниш шасси используются в качестве воздушных тормозных щитков. Новое крыло имело три лонжерона, наплывы в корневой части, отклоняемые носки, закрылки и элероны по всему размаху задней его части.
  Прототип Е-155МП облетан А. В. Федотовым 16 сентября 1975 года, первый этап летных испытаний завершился в декабре 1978 года, осенью 1980 года официально завершились госиспытания, и в 1981 году МиГ-31 с бортовой РЛС "Заслон" принят на вооружение истребительной авиации ПВО СССР.
  Основу авиационного комплекса МиГ-31 составила новейшая уникальная РЛС Н007 "Заслон", являвшаяся первой в мире РЛС с фазированной антенной решеткой, установленной на серийном боевом самолете. Антенна с электронным сканированием луча создана в НИИ приборостроения, а разработчиком РЛС стало НПО "Фазотрон". РЛС могла одновременно сопровождать до 10 воздушных целей и осуществлять одновременное наведение ракет большой дальности Р-33 на четыре из них, причем наиболее приоритетные для поражения цели выбирались автоматически бортовым вычислителем "Аргон-К". Дальность обнаружения РЛС - до 300 км, а благодаря наличию на борту автоматизированной цифровой помехозащищенной аппаратуры передачи данных РК-РЛДН и АПД-518 возможна передача в реальном масштабе времени информации об обнаруженных целях на другие самолеты или наземный КП. По заявлению специалистов, данная аппаратура также позволяет использовать МиГ-31 в качестве самолета ДРЛОиУ. Пассивное средство обнаружения - поисково-следящая система на основе теплопеленгатора 8ТП с максимальной дальностью обнаружения 50 км (размещен внизу в носовой части фюзеляжа и в нерабочее время находится в убранном положении).
  Истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение Постановлением СМ СССР от 6 мая 1981 года, в том же году начат его серийный выпуск на авиазаводе в Горьком (сегодня НАЗ "Сокол", г. Нижний Новгород). Первым МиГ-31 получили 786-й истребительный авиаполк в Правдинске и Центр боевого применения и подготовки личного состава авиации ПВО в Саваслейке. В процессе эксплуатации самолет постоянно совершенствовался, всего было выпущено около 500 самолетов нескольких модификаций.

  На основе базового истребителя-перехватчика МиГ-31 были разработаны следующие модификации:
  - МиГ-31М - глубокая модернизация базового МиГ-31 с новыми РЛС "Заслон-М" и авионикой (включая новые многофункциональные индикаторы), двигателями Д-30Ф6М и вооружением (может нести не четыре, а шесть УР Р-33, плюс УР средней и малой дальности). Конструктивные отличия - корневые наплывы крыла большей площади, увеличенный гаргрот и больший запас топлива, обзор из кабины улучшен, штанга топливоприемника перенесена на правый борт, рули направления - увеличенной площади и пр. Первый полет - 21 декабря 1985 года, выпущено 7 машин;
  - МиГ-31Б и МиГ-31БС - "малая модернизация" серийного самолета, преимущественно отличается доработанной системой вооружения и навигации (РЛС "Заслон-А", модернизированные УР Р-33С, УР средней дальности Р-40ТД и УР ближнего боя Р-60, приемник радиотехнической системы дальней радионавигации А-723 и усовершенствованные средства РЭБ), а также двигателями Д-30Ф6 и наличием уже установленной на заводе системы дозаправки топливом в полете с убираемой Г-образной штангой топливоприемника. МиГ-31Б выпускался серийно с 1990 года, а часть ранее выпущенных машин доработана до этого стандарта, но без системы дозаправки - это модификация МиГ-31БС;
  - МиГ-31Э - экспортный вариант самолета;
  - МиГ-31БМ - модернизированные строевые МиГ-31Б с усовершенствованным БРЭО (РЛС модернизирована до уровня РЛС "Заслон-М") и расширенной номенклатурой вооружения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". Прототипы проходили испытания с 2005 года, серийные МиГ-31БМ поставляются в ВВС России с 2008 года;
  - МиГ-31Д - экспериментальная модификация самолета, создававшаяся в рамках работы по авиационно-ракетному комплексу перехвата и способная нести противоспутниковую ракету, позже на ее базе был разработан проект МиГ-31 И "Ишим" для оперативного вывода на орбиту малых космических аппаратов;
  - МиГ-31Ф - проект многоцелевого фронтового истребителя, способного наносить высокоточные удары по наземным целям;
  - МиГ-31ЛЛ - летающая лаборатория.
  
  
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  МиГ-31

  Тип: двухместный истребитель-перехватчик
  Силовая установка: два ТРДДФ Д-30Ф6 тягой на форсаже 15 500 кгс
  Летные характеристики: макс. скорость полета на большой высоте 3000 км/ч; макс. скорость полета у земли 1500 км/ч; макс. число М - 2,83; практический потолок 20600 м; практическая дальность полета без ПТБ - 2150, с ПТБ - 3300 км; боевой радиус действия при полете на дозвуковой скорости и наличии ПТБ - 1400 км
  Масса: пустого 21820 кг; максимальная взлетная 46 200 кг
  Размеры: размах крыла 13,456 м; длина 21,62 м; высота 6,15 м; площадь крыла 61,6 м2
  Вооружение: одна шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23М с боезапасом 260 снарядов (размещена внизу фюзеляжа по правому борту), плюс до 3000 кг боевой нагрузки - УР большой (четыре Р-33, под фюзеляжем), средней (две Р-40Т, под крылом) и малой (четыре Р-60, под крылом) дальности
МиГ-31
Е-155МП с бортовым номером "83" синего цвета - первый прототип перехватчика МиГ-31. Выкатка самолета состоялась в середине 1975 года, первый полет - 16 сентября того же года.
МиГ-31 с бортовым номером "202" был задействован в испытаниях системы управления оружием с реальными пусками ракет. На фотографии: самолет с подвешенными под фюзеляжем макетами ракет "воздух-воздух" Р-33 большой дальности. В настоящее время ракета Р-33 является самой "дальнобойной" в мире серийной ракетой.
МиГ-31 б/н 592 на испытаниях в Ахтубинске.
МиГ-31
МиГ-31
МиГ-31
МиГ-31Б зав. N 38401214306 (МиГ-31БМ). Жуковский, 12 января 1999г.
Аэродром Елизово (Петропавловск-Камчатский), 10-14 апреля 2004г. Истребительный полк готов к полетам.
The 7060th Air Base Yelizovo, on Kamchatka Peninsula in Russia's Far East, is home to Russian Naval Aviation's sole MiG-31-equipped squadron.
МиГ-31 на ЦЗТ 180-го Гвардейского Краснознаменного Волгоградского (Сталинградского) полка, аэродром Громово
All remaining MiG-31DZs are to be upgraded to the BM standard by 2019.
МиГ-31 б/н 31 на Камчатке.
Один из первых экземпляров МиГ-31 экспонируется в монинском авиамузее.
This Foxhound was among the first four production-standard MiG-31BMs delivered in 2008 to the MiG-31 instructor-research squadron at Savastleika.
МиГ-31БМ («93 синий»), только что прошедший модернизацию, демонстрировался на авиасалоне в подмосковном Жуковском в августе 2011 года. Самолет получил дополнительные пилоны под крылом и помимо бортового номера несет на килях недавно введенные надписи «ВВС России». Обратите внимание на гвардейскую эмблему на воздухозаборнике.
Обзор из кабины летчика и штурмана МиГ-31 ограничен. Для улучшения обзора вперед и вниз из кабины штурмана на фонаре смонтирован поднимаемый перископ.
МиГ-31 763-го иап, аэродром Комсомольский (Югорск)
По запасу топлива на борту (19 939 л) МиГ-31 превосходит любой другой перехватчик аналогичного класса. На этом снимке самолета «57 красный» хорошо видна заправочная штанга перед ветровым козырьком кабины. На пилонах МиГ-31БС несет учебные имитаторы ракет Р-60.
Под дождем. Саваслейка, август 1998г.
МиГ-31 174-го Гвардейского иап, аэродром Мончегорск
Истребители МиГ-31 из состава 83-го гв. иап, аэродром Ростов-на-Дону
МиГ-31Б из состава канского 712-го ИАП. Саваслейка, начало 2000-х гг.
МиГ-31 поступали на вооружение полков ПВО на передовых базах у границ СССР, а также в Московский военный округ и части ПВО важных городов и стратегических объектов. Некоторые полки МиГ-31 также использовали небольшое число перехватчиков МиГ-25.
Аэродром Елизово (Петропавловск-Камчатский), 10-14 апреля 2004г. Перед полетами с МиГ-31 снимается управляемое оружие.
Аэродром Тикси. Июнь 2012 г.
МиГ-31БМ
Одному из истребителей МиГ-31 из состава Пермской авиагруппы присвоено почетное наименование "Пермский край"
Аэродром Елизово (Петропавловск-Камчатский), 10-14 апреля 2004г. МиГ-31 на пробеге.
Истребитель МиГ-31 после выполнения полета
There's an active fleet of around 120 MiG-31 s, including 50 upgraded MiG-31BMs.
Взлетает МиГ-31БМ
The Foxhound’s two Aviadvigatel D-30F-6 turbofans are each rated at 152.06kN (34,171 lb) with afterburner.
МиГ-31 - единственный в истории советских и российских ВВС истребитель, официально именуемый "воздушным кораблем". "Кораблем" называют самолеты с максимальной взлетной массой не менее 40 т.
МиГ-31БМ
МиГ-31БМ в ходе показа Президенту РФ Дмитрию Медведеву. Аэродром Кубинка, 28 марта 2009 г.
Upgraded Mikoyan MiG-31 BM Foxhound ‘51’ (red), of the 7000th Aviation Base, landing at Khotilovo in late January. The MiG-31 BM upgrade adds an air-to-ground capability to the interceptor, as well as improving its performance in its primary role. The device above the rear cockpit provides forward visibility for the weapon systems’ operator while landing.
МиГ-31 из 3958-й гвардейской Керченской авиабазы. Саваслейка, август 2012 г.
This non-upgraded MiG-31 from the Russian Naval Air Service’s sole Foxhound squadron takes off from its home base, Yelizovo.
Ил-78. Дозаправка истребителей-перехватчиков МиГ-31
Впервые Запад близко ознакомился с МиГ-31 в конце 1985 года, когда самолет был перехвачен к северу от Норвегии (по некоторым источникам - над Баренцевым морем) истребителем F-16A норвежских ВВС. Этот перехватчик несет под фюзеляжем полный комплект из четырех ракет Р-33.
МиГ-31Б получил доработанную РЛС с повышенной помехоустойчивостью, модернизированные ракеты Р-33С (AA-9 "Amos") и усовершенствованную авионику, включающую несколько цифровых процессоров.
По сравнению с МиГ-25, истребитель-перехватчик МиГ-31 имел гораздо больший потенциал.
МиГ-31БМ
There is no successor to either the Tu-22M3 Backfire or the MiG-31 Foxhound.
МиГ-31 (бортовой номер "05") со штатным комплектом ракетного вооружения: четыре ракеты Р-33 под фюзеляжем и четыре ракеты Р-60, по две на пилонах под каждой консолью крыла. Ракеты ближнего боя Р-60 предназначены для самообороны.
МиГ-31 до сих пор остается уникальным и непревзойденным истребителем-перехватчиком. МиГ-31 - самый скоростной истребитель в мире, вооруженный ракетами большой дальности и ставший первым серийным самолетом с фазированной антенной решеткой РЛС.
A MiG-31BM from the 98th SAP at Monchegorsk fires an R-73 heat-seeking missile.
Воздушный парад в честь Дня Победы и 70-летия освобождения города-героя Севастополя
A four-ship MiG-31 formation from the combat training centre at Savastleika during a flypast over Zhukovskiy in August 2012 for the RuAF’s centenary. The first two are upgraded MiG-31BMs and the other two are legacy aircraft.
Отряд из четырех МиГ-31 способен просматривать воздушное пространство шириной 600 км. Все самолеты отряда обмениваются информацией в реальном масштабе времени по помехозащищенной линии передачи данных.
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
В полете над нейтральными водами Северной Атлантики
Воздушный парад в ознаменование 95-летия ВВС России. 11 августа 2007г.
МиГ-31 заправляется от крыльевого УПАЗ
Ил-78. Дозаправка истребителей-перехватчиков МиГ-31
Россия имеет около 30 самолетов А-50, обычно действующих совместно с истребителями-перехватчиками МиГ-31 "Foxhound". Передача данных между самолетами осуществляется по закрытым каналам связи.
МиГ-31 стал первым в мире серийным истребителем, оснащенным РЛС с фазированной антенной решеткой. На модернизированной РЛС "Заслон" увеличена дальность обнаружения и взятия на сопровождение воздушных целей. Слева перед фонарем кабины установлен убираемый топливоприемник системы дозаправки в воздухе (только на МиГ-31ДЗ, Б, БМ).
Ил-78. Дозаправка истребителей-перехватчиков МиГ-31
МиГ-31Б заходит на посадку на аэродром 4-го ЦБПиПЛС. Липецк, апрель 2009 г. На самолете новые опознавательные знаки ВВС РФ
Истребители МиГ-31БМ. Канск, 2012
Створки ниш основных опор шасси МиГ-31 выполняют еще и функцию тормозных щитков и могут отклоняться в полете. Других воздушных тормозов, кроме этих створок, самолет не имеет. Гаргрот оканчивается отсеком для двухкупольного тормозного парашюта.
Посадка МиГ-31БМ после выполнения боевой задачи
This Monchegorsk-based MiG-31BM (serial '03'), was among the first serial-upgraded Foxhounds, delivered in 2009 and operated by the 98th SAP.
The MiG-31 uses two brake parachutes after touchdown; the distance needed for a full stop is 800m (2,624ft).
There is no successor to the MiG-31 Foxhound heavy interceptor in the Russian Air Force policy for acquiring new aircraft.
A MiG-31DZ from Khotilovo toting an R-60 training round and an operative seeker for practising target lock-on.
Стандартным вариантом вооружения МиГ-31 являются четыре УР "воздух-воздух" большой дальности Р-33 на подвеске под фюзеляжем и четыре УР "воздух-воздух" малой дальности Р-60, подвешенные попарно на подкрыльевых пилонах. Для торможения такого тяжелого и большого самолета, как МиГ-31, используются сразу два тормозных парашюта.
Торжественная встреча первых МиГ-31БМ в Канске. Январь 2011 г.
Встреча экипажей после возвращения из Тикси. В центре - командир авиагруппы гв. полковник А.В. Можайский
MiG-31 pilots and weapons system officers wear VMSK immersion/high-altitude protection suits and ZSh-7 helmets.
Обозначение МиГ-31Э присвоили экспортному варианту МиГ-31Б с упрощенными РЛС "Заслон", ракетами Р-33 и уменьшенным составом средств РЭП. Два прототипа ("903 белый", на фото, и "904 белый") проходили испытания в Ахтубинске. Ряд стран, включая Китай, Иран и Сирию, рассматривал возможность приобретения МиГ-31. В 2007 году Сирия заказала восемь самолетов, но, как сообщается, этот заказ был заморожен в 2009 году.
Интерес к экспортному варианту самолета, МиГ-31Э, проявил целый ряд стран мира, но пока поставок не было.
"Борт 374" - участник многих авиасалонов.
Впервые РЛС С-800 "Заслон" публично продемонстрировали на авиасалоне в Париже в 1991 году, когда с демонстратора МАПО "МиГ" МиГ-31Б был снят носовой обтекатель. Рядом с самолетом на статической стоянке было показано и его вооружение - ракеты Р-33 (на переднем плане), Р-60 (по бокам) и Р-40 (сзади).
Взамен двух УР малой дальности Р-60 самолет МиГ-31 может нести под каждой консолью крыла одну УР средней дальности Р-40Т, оснащенную тепловой головкой самонаведения, или ее модифицированный вариант - Р-40ТД. В состав вооружения также входит УР большой дальности Р-33.
Управляемая ракета большой дальности Р-33 во многом схожа с американской УР AIM-54 Phoenix и оснащена комбинированной системой наведения - инерциальная на среднем участке полета и полуактивная радиолокационная с радиокоррекцией на конечном.
The R-33 was the MiG-31 's original long-range weapon, with a maximum reach up to 120km (65nm) in head-on engagements against targets at high altitude.
Пушка ГШ-6-23 и ракеты Р-60М на АПУ-60-2НМ.
The RW-BD, also known as the K-37M during its development and testing phase and now designated the R-37M, is a long-range air-to-air missile purposely developed for the MiG-31BM.
Под носовой частью фюзеляжа размещен теплопеленгатор, который сопряжен с БРЛС и позволяет осуществлять пассивный, то есть скрытый обзор воздушного пространства на предмет обнаружения целей. В полетном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж.
МиГ-31БС после посадки без фонаря передней кабины
The rear­view periscope on the front canopy is among the features added during the MiG-31BM upgrade.
Летная смена в 865-м ИАП
Истребители-перехватчики МиГ-31 из состава 865-го ИАП
МиГ-31, входящий в состав 610-й авиабазы Сил воздушной обороны Казахстана. Караганда, 14 марта 2008 г.
Авиация Казахстана на выставке вооружений "Кадекс-2012" (Астана, Караганда, май 2012 г.)