Бериев А-50
Варианты:
Бериев - А-50 - 1984 - Россия
Страна: Россия
Год: 1984


Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления
Описание
Фотографии
А-50

  Принятый на вооружение в 1984 году самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), А-50 получил в НАТО кодовое обозначение "Mainstay". Эта машина была создана на базе транспортного самолета Ил-76, эксплуатация которого началась в середине 1970-х годов, и предназначалась для замены самолетов ДРЛО Ту-126 "Moss". В кабине самолета оборудовали места для работы 10 операторов (всего в экипаж входит 15 человек) радиотехнического комплекса "Шмель", антенну РЛС которого разместили в обтекателе над фюзеляжем. Кроме того, с самолета сняли хвостовую турель, вместо которой разместили антенны системы радиотехнической разведки, установили спутниковые системы связи и навигации, усовершенствованную аппаратуру госопознавания и систему РЭП. От застекленной носовой части транспортного самолета сохранились только две прозрачные панели по бортам, а сверху фюзеляжа, перед центропланом, разместили вытянутый обтекатель антенн спутниковых систем. В основании киля появился большой воздухозаборник системы охлаждения радиоэлектронной аппаратуры, а в носовой части установили штангу системы дозаправки.
  Темпы выпуска самолета (пять машин в год) резко снизились в 1990 году из-за экономических проблем, с которыми столкнулся СССР. Весовые ограничения не позволяли А-50 взлетать с полным запасом топлива, а дозаправка в воздухе была затруднена из-за проблем с аэродинамикой машины, что сокращало время патрулирования. Кроме того, работоспособность экипажа падала из-за отсутствия мест для полноценного отдыха.
  Самолет модернизировали, оснастив его РЛС "Шмель-Б" и новым бортовым оборудованием. Эти машины получили обозначение А-50У и А-50М, хотя до сих пор официально не ясно, насколько корректными являются эти названия. В 1991 году два А-50 патрулировали над Черным морем, отслеживая действия авиации антииракской коалиции во время операции "буря в пустыне". Использовались эти самолеты и во время чеченской кампании. Усовершенствованный А-50ЭИ, поставленный Индии, был оснащен израильской РЛС Phalcon с фазированной антенной решеткой. Попытка поставить аналогичный самолет Китаю сорвалась из-за активных протестов правительства США, и китайцы приступили к разработке собственной РЛС AESA на базе РЛС для флота, созданной в 1990-х годах. Китайский самолет ДРЛО, известный как KJ-2000, поднялся в воздух в 2003 году. По заявлениям китайцев, РЛС, установленная на KJ-2000, превосходит по своим характеристикам станцию Phalcon. Если это правда, то Китай получил действительно значительно более совершенный самолет ДРЛО.


Варианты

  А-50У: усовершенствованный вариант А-50, оснащенный РЛС "Шмель-М", способной работать как в активном, так и в пассивном режимах, и обнаруживать цели класса истребитель на дальности до 230 км. Некоторые источники утверждают, что А-50У и М - один и тот же самолет
  А-50И: планер А-50, предназначенный фирме "Israel Aircraft Industries", которая должна была оснастить его РЛС Ella Phalcon по заказу Китая. Проект не был реализован из-за политического давления США
  А-50М: модернизированный вариант А-50У с РЛС "Шмель-2" и более мощной бортовой ЭВМ
  Ил-76СКИП: самолетный командно-измерительный пункт, вероятно, предшественник А-50. Используется ВВС для контроля за испытаниями ракет. Сохранил остекленную носовую часть транспортного Ил-76, вместо хвостовой турели установлен обтекатель антенны. На законцовках крыла установлены большие контейнеры с аппаратурой, штанга дозаправки отсутствует; известно о двух прототипах и пяти серийных доработанных самолетах
  А-50ЭИ: вариант для ВВС Индии на базе Ил-76ТД, оснащенный израильской РЛС Phalcon и бортовым оборудованием российского производства
  KJ-2000: китайский самолет ДРЛО, оснащенный РЛС AESA собственного производства, к настоящему времени построено четыре машины


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  А-50

  Тип: самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления
  Силовая установка: четыре ТРДД ПНПП "Авиадвигатель" Д-30КП, тягой по 117,68 кН каждый
  Масса: максимальная взлетная 190000 кг
  Размеры: размах крыла 50,50 м; высота 14,76 м; площадь крыла 300 м'
Помимо огромного обтекателя антенны РЛС, А-50 отличается от других вариантов Ил-76 наличием большого воздухозаборника в основании киля. Через него поступает воздух для охлаждения многочисленного радиоэлектронного оборудования. Интересно, что на китайских KJ-2000 и индийских А-50ЭИ этот воздухозаборник отсутствует.
А-50 стал первым действительно эффективным самолетом ДРЛОиУ ВВС СССР и России. В 2008 году в эксплуатации находилось около 20 машин этого типа.
А-50
В задней части обтекателей шасси А-50 установлены две аэродинамические поверхности, которые компенсируют возмущения, создаваемые обтекателем РЛС.
Первым западным самолетом, сфотографировавшим А-50 из Шяуляя, стал в декабре 1987 года норвежский Р-3 Orion. Этот снимок был сделан шведским истребителем Viggen над Баренцевым морем.
Самолет РЛДН А-50 в сопровождении Су-27
Воздушный парад в ознаменование 95-летия ВВС России. 11 августа 2007г.
Россия имеет около 30 самолетов А-50, обычно действующих совместно с истребителями-перехватчиками МиГ-31 "Foxhound". Передача данных между самолетами осуществляется по закрытым каналам связи.
Четверка истребителей Су-27 выполняет полет в строю с самолетом ДРЛОиУ А-50, символизируя мощь ПВО России. В действительности А-50 чаще взаимодействует с перехватчиками МиГ-31, чем с истребителями Су-27.
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
А-50
31 октября 2011г. ВВС России приняли от ТАНТК им. Г.М. Бериева первый серийно модернизированный самолет ДРЛО А-50У. Самолет совершил перелет из Таганрога к месту своего постоянного базирования. А-50У получил новую элементную базу бортового радиотехнического комплекса, оборудован универсальными средствами отображения информации на основе дисплеев с жидкокристаллическими индикаторами, оснащен новым комплексом связи. В отличие от базового самолета, А-50У имеет отсеки отдыха для экипажа, буфет с бытовым оборудованием и туалет
Beriev A-50U '47' red/RF-92957 is the first upgraded Mainstay-B. It is seen taking off from Ivanovo-Severny, where the fleet is based.
Модернизированный самолет ДРЛО и управления А-50У
А-50У
Еще одна новинка - А-50У
Around a dozen Mainstays are in service, all are based at Ivanovo, 250km from Moscow.
A Russian Air Force Il-78M Midas refuels an Indian Air Force A-50EI Mainstay airborne early warning aircraft during flight trials in Russia.
После отказа от попытки создать собственные самолеты ДРЛОиУ Индия в 2003 году заказала три А-50ЭИ. Первый самолет (фото) был поставлен в мае 2009 года. А-50ЭИ оснащен израильской РЛС Phalcon и российским бортовым оборудованием. На самолете установлены двигатели ПС-90.
A-50i
Як-130 под крылом А-50
А-50 на стоянке
Современный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-50
А-50 в полете
Самолеты ДРЛО А-50 установили радиолокационный контроль практически над всей территорией Чечни
Самолет ДРЛО А-50 российских ВВС
А-50
МиГ-31Б в одном строю с самолетом ДРЛО А-50
Самолеты ДРЛО А-50 входят в состав 6950-й АвБ
5 февраля 2014г. пресс-служба ТАНТК им. Г.М. Бериева сообщила, что в Таганроге, на заводском аэродроме этой фирмы, состоялась церемония передачи ВВС России очередного серийно модернизированного самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-50У. Кроме бортового номера «37», эта машина получила собственное имя «Сергей Атаянц», в честь Сергея Аванесовича Атаянца - авиаконструктора ТАНТК, непосредственно руководившего созданием А-50.
Второй самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-10 Phalcon ВВС Индии (борт KW-3552)
The A-50U upgrade to the Mainstay provides new large LCD screens for systems operators.
The Beriev A-100 model revealed during a Russian TV programme on February 9, 2014.
Beriev is designing the A-100 to supplement - and in future replace - the A-50U.
На Западе первоначально считали, что А-50 будет действовать совместно с такими истребителями, как МиГ-29. На этом "предположительном" рисунке самолет изображен с остеклением в носовой части, как у Ил-76.
These provisional general arrangement drawings depict the Ilyushin Mainstay AWACS aircraft, which is now entering SovAir service.