Яковлев Як-130
Варианты:
Яковлев - Як-130 - 1996 - Россия
Страна: Россия
Год: 1996


Двухместный учебно-боевой самолет
Описание
Фотографии:

Цветные фото (103)
Як-130

   Як-130 создавался по тому же техническому заданию российских ВВС на новый учебный самолет, что и МиГ-АТ ОКБ А. И. Микояна. Помимо самолета задание требовало создать также систему, включавшую дисплейные классы и тренажеры (как у американского Boeing T-45TS Goshawk).
   С 1993 года ОКБ А.С. Яковлева стало вести разработку самолета совместно с итальянской фирмой «Aermacchi», что повлияло на изменение назначения самолета с учебного на учебно-боевой. После этого самолет предназначался не только для подготовки пилотов для высокоманевренных истребителей типа МиГ-29 и Су-27, но и получил довольно большие ударные возможности и широкую номенклатуру вооружения.
   В отличие от МиГа самолет Як-130 получил более современную аэродинамическую компоновку с винглетами на законцовках крыла и развитыми корневыми наплывами. Для устранения попадания в двигатели посторонних предметов при взлете, посадке и рулежке основные входы воздухозаборников, расположенные под крыльевыми наплывами, перекрываются и используются дополнительные входы на верхней поверхности наплывов, как на МиГ-29.
   Как и МиГ-АТ, Як-130 оснащен перепрограммируемой системой управления для имитации поведения различных типов самолетов.
   Первый из трех демонстрационных Як-130Д совершил первый полет 26 апреля 1996 года.
   В 1999 году итальянцы вышли из программы Як-130, продолжив разработку собственного варианта Alenia Aermacchi M346 Master.
   Серийный вариант Як-130 заметно отличается от демонстратора. Масса планера снижена, а аэродинамика улучшена за счет ряда решении, включая «клыки» на передней кромке стабилизаторов, повышающие их эффективность на больших углах атаки.
   Первый самолет в серийной конфигурации был передан ВВС России в начале 2004 года, а в декабре 2009 года он был принят на вооружение. Поставки серийных машин ВВС начались в феврале 2010 года.
   Первым зарубежным покупателем Як-130 стал Алжир, заключивший в 2006 году контракт на поставку 16 самолетов, первый из которых был получен в конце 2011 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Як-130

   Тип: двухместный учебно-боевой самолет
   Силовая установка: два ТРДД РД-35 (2 Povazske Strojarne DV-2S) тягой по 21,58 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4570 м - 1037 км/ч; начальная скороподъемность 3048 м/мин; потолок 12 500 м; дальность полета на крейсерской скорости 2000 км
   Масса: пустого 4600 кг; максимальная взлетная 9000 кг
   Размеры: размах крыла 10,40 м; длина 11,25 м; высота 4,76 м; площадь крыла 23,52 м2
   Вооружение: до 3000 кг боевой нагрузки
Як-130Д
Notable features of the Yak-130D prototype are its wide fuselage, a wing with leading edge extensions and winglets, a forebody chine and a MiG-29-style engine air intake with auxiliary inlets on the upper surface.
Когда-то пилоты Яков и "Макки" смотрели друг на друга через перекрестья прицелов. Теперь эти две известные марки соединились в одном самолете: перспективный российско-итальянский УТС Як-130.
Yakovlev Yak-130 prototype undergoing engine runs at Zhukovsky (1999)
Prototype Yak-130 ‘296’ gets airborne from Zhukovsky for its first flight on April 25, 1996.
К настоящему времени ВВС России и Алжира поставлено около 40 учебно-боевых самолетов Як-130.
Демонстратор Як-130Д выполняет испытательный полет в Италии
Banking view of the Yak-130 prototype (1998)
Як-130, 2001г.
Новый экспонат музея - учебно-боевой самолет Як-130
Як-130
Представлявшийся на салоне серийный образец Як-130 весьма отличался от своего прототипа Як-130Д
Первый серийный Як-130 на выставке "Ле Бурже-2003"
Первый серийный Як-130 на авиасалоне Paris Air Show-2005
Як-130
Первый серийный Як-130, несущий ракеты Р-73, блоки НУРС и ПТБ, демонстрирует, в том числе, прочность своего шасси. Форма носовой части претерпела изменения по сравнению с УТК-Як, что позволяет установить РЛС или, в случае необходимости, ИК-системы.
Хотя самолет стоимостью 15 млн долларов нельзя назвать дешевым, Як-130 выгодно отличается от своих конкурентов. В 2011 году T-50 стоит 21 млн долларов, а M-346 и Hawk - более 25 млн. Обратите внимание на контейнеры РЭБ на законцовках крыла.
Як-130, 2009г.
Aircraft 01 was the first pre-series production Yak-130, flown in 2004. It was displayed at MAKS 2015 with an export configuration including wingtip-mounted Talisman-NT electronic countermeasures pods, a ventral gun pod, bombs and rockets.
Company-owned Yak-130 development aircraft/demonstrator, '01 Red' (c/n 94206201001), takes off for a display flight during the 6th International Military-Technical Forum (Army 2020) at Kubinka Air Base last August. Free of a former UN arms embargo, could Iran now be interested in purchasing the Russian type?
Yak-130 Mittens are already in Russian Air Force service at Lipetsk and Borisoglebsk.
Учебно-боевой Як-130
Irkut’s Yak-130 side number 02 received a red and white paint scheme especially for MAKS 2013. The colour scheme’s design is similar to the one applied to light aircraft built by Yakovlev before World War Two. Irkut demonstrated the Yak-130 to the deputy commander of the Ukrainian Air Force, Major General Igor Cherepen’ko who made a familiarisation flight in the jet at Zhukovsky.
Deliveries of the United Aircraft Corporation’s Yakovlev Yak-130 to the Russian Air Force continue and contracts for additional batches are expected to be signed during 2014.
Як-130
Третий серийный Як-130
В отличие от первых двух, самолет N 03 получил новую серую окраску
Як-130
Як-130
Як-130
The Yak-130 was taken on strength by the Russian air arm in 2010 but the type was not used by student pilots until 2013.
The Yakovlev Yak-130 is the RuASF's advanced trainer but due to the lack of enough serviceable L-39Cs the type has also been used for basic training at both the 200th and 209th UABs.
The twin-engine Yak-130 has superseded both the Su-25 and L-39C for advanced and lead-in fighter training phases at the 209th UAB in Borisoglebsk. It later replaced the MiG-29s and L-39CSs operated by the 200th UAB at Armavir.
Самолет Як-130 - участник эпизода «Авиамикс» международного этапа конкурса "Авиадартс-2016"
During the lead-in fighter part of the fast-jet training course, the twin-engine Yak-130 offers good weapons simulation capability. Instructors from the 209th UAB at Borisoglebsk and 200th UAB at Armavir occasionally practise weapons release with live unguided air-to-surface ordnance such as 80mm rockets fired from B8 rocket pods and OFAB-250-270 560lb (250kg) fragmentation/high-explosive bombs as seen here on this machine belonging to the 200th UAB at Armavir.
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
28 января 2014г. ОАО «Корпорация «Иркут» объявила, что ВВС Бангладеш получат 16 учебно-боевых самолетов Як-130 в рамках контракта, подписанного совместно с компанией «Рособоронэкспорт». Для «Иркута» эта поставка станет вторым реальным экспортным контрактом на самолет такого типа. Ранее, в 2011 г., в Алжир было продано 16 самолетов Як-130. Также был заключен, но не реализован в силу политических причин контракт на поставку Як-130 в Сирию, предполагавший закупку 36 самолетов. Всего по состоянию на конец прошлого года корпорация «Иркут» поставила 42 самолета Як-130. Из них 18 машин в течение 2013 г.
Several countries are interested in using the Yak-130 as a light combat aircraft.
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
Самолет Як-130 - участник эпизода «Авиамикс» международного этапа конкурса "Авиадартс-2016"
Многофункциональные дисплеи и цифровая авионика позволяют Як-130 "изображать" тот самолет, к полетам на котором обучается курсант. Способный выполнять маневры с установившейся перегрузкой до 8g и углом атаки до 40°, самолет идеально подходит для подготовки пилотов для Су-27 и МиГ-29.
If the reported Vietnamese order for "at least 12" Yak-130s is confirmed, the country will become the fourth Asian nation to operate the combat trainer.
Совместные российско-итальянские проработки на стадии определения концепции проекта не предусматривали создания чисто учебной машины. Вместо этого предполагалось разработать учебно-боевой самолет, наподобие BAE Systems Hawk 100. Як-130 способен нести на девяти узлах подвески до 3000 кг вооружения.
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
The Il-78M is the RuAF’s primary tanker, seen here with Su-24s and three Yak-130s. A dozen Il-78Ms will be updated to Il-78M2 standard.
Як-130
Як-130
Як-130
Part of the display at this year’s MAKS - the Yak-130 on show had a nose-mounted LD-130 laser rangefinder, ventral gun pod, bombs and rockets and wingtip Talisman ECM pods.
Беларусь
The Byelorussian Air and Air Defence Force was the second export customer to receive the Yak-130 advanced jet trainer. The first four aircraft were handed over in April 2015. A further four are expected to be delivered in the second half of this year.
All four of the Belarussian Air Force’s Yak-130s at their induction ceremony on April 27, 2015 at the 116th Attack Air Base at Lida.
Belarus is using its Yak-130s for light attack duties, as well as lead-in fighter training. The type can carry up to 3,000kg of weapons including R-73 air-to-air missiles, air-to-surface missiles, guided and free fall bombs, rockets, gun pods and fuel tanks six underwing pylons, two wingtip rails and a centreline under-fuselage fitting.
9 апреля 2015г. совершил первый полет очередной учебно-боевой самолет Як-130 (б/н 71), построенный Иркутским АПО для ВВС и ПВО Республики Беларусь.
Belarussian Air Force Yak-130s, side numbers 79 and 81, take off from Ryazan for a Aviadarts mission. Belarus Yak-130s are painted in a striking paint scheme comprising two shade of green and two shades of grey. The Belarus Yak-130 fleet is assigned to the 116th Guards Attack Air Base at Lida.
The Belarussian Yak-130 passed a milestone on February 4 this year when it launched R-73 air-to-air missiles for the first time.
Бангладеш
Як-130 ВВС Бангладеш
Of the 16 Yakovlev Yak-130 fighter-trainers delivered by Russia in 2015, three have already been written off in accidents.
 
Прочный планер Як-130 выполнен из алюминиевых сплавов и композитов. Самолет имеет обычную аэродинамическую схему. Обзор из просторной кабины просто великолепен.