Сухой Су-24М
Варианты:
Сухой - Су-24М - 1977 - Россия
Страна: Россия
Год: 1977


Двухместный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности
Описание
Фотографии:

Цветные фото (177)
Су-24

<...>
  Уже в 1976 году начались испытания первого прототипа модернизированного варианта Су-24М (Т-6М-22), а в конце того же года были начаты совместные госиспытания новой модификации.
  Окончательно войсковые испытания самолет прошел в 1984-1985 годах. Главными отличиями Су-24М стали усовершенствованное БРЭО (модернизированная прицельно-навигационная система ПНС-24М "Тигр" с лазерно-телевизионной прицельной системой "Кайра", станцией целеуказания "Фантасмагория" в подвесном контейнере и пр.), расширенный комплекс вооружения (правда, несколько в ущерб массе и некоторым параметрам летных характеристик машины), а также наличие системы дозаправки топливом в полете и современного комплекса самообороны "Карпаты".
  На экспорт самолет поставлялся под обозначением Су-24МК (с иным БРЭО и без возможности применения ядерного оружия), а для ведения разведки был создан вариант Су-24МР, оснащенный комплексом разведки БКР-1, включавший в свой состав РЛС бокового обзора "Штык", ТВ- и ИК-аппаратуру (например, станция ТВ-разведки "Аист" и ИК-разведки "Зима"), аэрофотоаппараты и прочее оборудование внутри фюзеляжа и на внешней подвеске. Вооружение сокращенного состава - две УР Р-60/60М.
  Всего было выпущено около 1400 Су-24 всех модификаций, в 2000-х годах была начата их модернизация по стандарту Су-24М2 (новое БРЭО, усовершенствован состав подвесного вооружения и оборудования и пр.). Модернизированные самолеты получил и Алжир (Су-24МК2).


Эксплуатанты Су-24

  Фронтовые бомбардировщики Су-24 разных модификаций поступали в подразделения фронтовой авиации ВВС СССР и в авиацию ВМФ. Вооруженные самолетами Су-24 авиаполки советских ВВС дислоцировались во всех военных округах и на всех стратегических направлениях, а также составляли костяк ударной авиации группировок советских Вооруженных сил за границами СССР. После распада СССР подавляющая часть подразделений, вооруженных Су-24 разных модификаций, вошла в состав ВС РФ, хотя часть самолетов досталась бывшим республикам Советского Союза, а также оставалась в эксплуатации ряда зарубежных стран. Россия: по состоянию на 2013 год в боевом составе российских Вооруженных сил находилось около 300 самолетов семейства Су-24.
  СНГ: Украина располагает крупнейшим после России парком Су-24 - после распада СССР она получила около 200 машин, из которых на сегодня в боевой готовности осталось 20-30. Азербайджан после распада СССР получил 10-11 Су-24, которые, вероятно, уже списаны. Казахстан также получил Су-24 из состава 149-го бомбардировочного авиаполка в Николаевке и на сегодня имеет порядка 25 боеготовых самолетов. Примерно такое же количество имелось у белорусских ВВС.
  Экспортные заказчики: Су-24МК поставлялись в Алжир (22), Ливию (заказано 18, поставлено 6-15), Иран (27, включая те, что ранее были проданы Ираку) и Сирия (20).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Су-24М

  Тип: двухместный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности
  Силовая установка: два ТРДФ АЛ-21Ф-3А максимальной бесфорсажной тягой 76,49 кН и тягой на форсаже 110,32 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета без внешних подвесок на малой высоте 1320 км/ч; практический потолок 11500 м; боевой радиус на уровне моря 560 км
  Масса: пустого 22 300 кг; максимальная взлетная 39700 кг
  Размеры: размах крыла от 10,37 м (угол стреловидности 69°) до 17,64 м (16°); длина с ПВД 24,59 м; высота 6,19 м; площадь крыла от 51,00 м2 (69°) до 55,16 м2 (16°).
  Вооружение: встроенная 23-мм пушка ГШ-6-23М (500 снарядов), а также боевая нагрузка массой до 8000 кг на восьми узлах внешней подвески - УР "воздух-воздух" Р-60/60М; УР "воздух-поверхность" Х-23/23М, Х-28, Х-25МР/МЛ, Х-29ЛЛ, Х-31П, Х-58У/Е и Х-59; НАР разного калибра; авиабомбы калибром 100-500 кг; УАБ и КАБ; разовые бомбовые кассеты и пр.
Россия
Су-24М из состава 42-го БАП у бетонного капонира на базе Шпротава.
Празднование 85-летия ГЛИЦ
This Su-24M, wearing a Guards badge, and assigned to the 4th Combat Training and Aircrew Conversion Centre at Lipetsk has been upgraded with the SVP-24 avionics package. It is shown armed with the B8M1 20-round rocket pods for firing 80mm rockets
Экипаж Су-24М ВВС Украины готовится к очередному учебному полету. Шасси Су-24 спроектировано в расчете на эксплуатацию самолетов с грунтовых аэродромов, но на практике Су-24 летают только с аэродромов, имеющих твердое покрытие.
Экипажи фронтовых бомбардировщиков Су-24М авиагруппы Черняховск
Торжественная встреча первого экипажа 13 октября 2015г.
Летно-тактические учения с практическим применением ракетно-бомбового вооружения. Авиабаза Воронеж, февраль 2011г.
Су-24МР не имеет наступательного вооружения, а для самообороны на внешней подвеске может нести две УР "воздух-воздух" Р-60. Разведывательное оборудование включает бортовой комплекс разведки БКР-1 (РЛС бокового обзора, панорамный и перспективный аэрофотоаппараты, станция ИК-разведки), а на внешней подвеске Су-24МР способен нести контейнер радиационной разведки "Эфир-М", контейнер с лазерной аппаратурой "Шпиль-2М" и контейнер с оборудованием общей радиотехнической разведки СРС-14 "Тангаж" (на фотографии).
The KAB-1500L is the Fencer-D’s most powerful precision-guided bomb. It weighs 1,500kg, uses laser guidance and can be employed by non-upgraded and upgraded derivatives.
The Su-24M is capable of carrying up to 36 OFAB-100 100kg (220 lb) fragmentation/high explosive bombs.
A pair of R-60 missiles is the only self-defence weapon of Su-24MR.
Су-24 поступили преимущественно в ВВС, но в 1989 году один авиаполк был сформирован в составе авиации Балтийского флота. Сегодня на Балтике подразделения Су-24М подчиняются командованию Гвардейской Новгородско-Клайпедской Краснознаменной имени маршала авиации Борзова авиабазы.
ВВС и рыночная экономика: Су-24М N 44 (зав. N 1341620) весь разукрашен спонсорскими трафаретами. Но четыре звездочки за кабиной говорят о том, что на этой машине пришлось совершить 40 боевых вылетов.
Су-24М одного из полков 16-й ВА МВО с эскадрильной эмблемой "ворон и еж". Эмблема нанесена на обоих бортах.
Су-24МР из состава 11-го ограп 16-й ВА, аэродром Вельцов
Через 18 лет после появления в полку первых Су-24МР, они с МиГ-25 дополняют друг друга. 1-я эскадрилья, 47 ГРАП, Шаталово, 2000-2001г.
Су-24М с авиационными бомбами ОФАБ-500 выруливают на взлет
Фронтовой разведчик Су-24МР, вооруженный ракетами Р-60 класса "воздух-воздух"
Russian Naval Aviation Fencers from the Baltic Fleet armed with FAB-250 dumb bombs and B-8M rocket launchers at Lipetsk Air Base in July 2014 during Aviadarts a joint exercise between Russia, Belarus and China.
Most of the Fencers-Ds and -Es still operated by the RuAF were built in the late 1980s and early 1990s. The last examples rolled off the line at the NAPO plant in Novosibirsk in 1993.
Летно-тактические учения с практическим применением ракетно-бомбового вооружения. Авиабаза Воронеж, февраль 2011г.
This early-production Su-24M Fencer-D, distinguished by large non-removable over-wing fences is still in RuAF service. This particular example is assigned to the 98th Composite Aviation Regiment based at Monchegorsk in northern Russia near the border with Norway.
The Su-24M2 and Su-24MR Fencers will be replaced by the Su-34 Fullbacks.
Взлет Су-24МР
Взлетает Су-24 с ракетами Х-25МЛ
An Su-24MR equipped with a Tangazh ELINT pod and a Efir-1 reconnaissance pod takes off from Voronezh-Baltimor Air Base.
Плановые полеты на 7000-й авиационной Гвардейской Борисовской Померанской дважды Краснознаменной ордена Суворова базе. Воронеж, зима 2012
Хотя все вооружение Су-24МР ограничено лишь двумя УР "воздух-воздух" Р-60 для самообороны, самолет является великолепным разведывательным комплексом. Оборудование самолета позволяет выполнять комплексную разведку - на момент появления Су-24МР комплексную разведку не мог вести ни один тактический разведчик в мире.
Летно-тактические учения с практическим применением ракетно-бомбового вооружения. Авиабаза Воронеж, февраль 2011г.
Фронтовой разведчик Су-24МР авиагруппы «Мончегорск».
Изображенный Су-24М несет подвесные топливные баки на внутренних и пятизарядные блоки Б-13 с НАРС-13 на внешних подкрыльевых пилонах. Простота и эффективность НАР - залог их долгожительства в ВВС многих стран мира, даже в век высокоточного управляемого вооружения. В общей сложности было выпущено около 1400 самолетов Су-24 всех модификаций, что даже больше, чем совокупное количество выпущенных самолетов F-111 и Tornado IDS.
На вооружении ВВС и авиации ВМФ России состоят более 300 Су-24. В 2009 году ВВС получили последний модернизированный Су-24М2, в настоящее время продолжается модернизация парка до уровня Су-24 СВП-24.
В строевых частях Су-24 получил прозвище "Чемодан", навеянное "элегантными" обводами фюзеляжа. Су-24М сфотографирован с корабля НАТО над Балтийским морем в 2003 году.
Су-24М морской авиации России с разведывательным контейнером Л-080 "Фантасмагория-А", снимок сделан с самолета НАТО над Балтийским морем. В контейнере Л-080 установлена аппаратура радиотехнической разведки.
Кроме ударных задач с использованием обычного или ядерного вооружения, Су-24М был прекрасно приспособлен к решению задачи прорыва системы ПВО противника, для чего самолет мог нести противорадиолокационные ракеты различных типов. На фотографии самолет несет под крылом УР Х-58.
Су-24. Полеты на дозаправку в воздухе, лето 2011г.
1-я эскадрилья, 47 ГРАП, Шаталово, 2000-2001г.
Фронтовые разведчики Су-24МР авиагруппы «Мончегорск».
Су-24. Полеты на дозаправку в воздухе, лето 2011г.
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
Празднование 85-летия ГЛИЦ
Под крылом Су-24МР истребитель "Грипен" ВВС Швеции
Пара Су-24 получает топливо от Ил-76М
Два Су-24 подходят к Ил-78 для приема топлива или отработки "сухого контакта". Минимальная дистанция приближения к заправщику самолета любого типа составляет 13 м.
Two Su-24M Fencer bombers with an Il-78M.
The Il-78M is the RuAF’s primary tanker, seen here with Su-24s and three Yak-130s. A dozen Il-78Ms will be updated to Il-78M2 standard.
Имитация дозаправки Су-27 от Су-24. Жуковский, МАКС-97
Возможность осуществления дозаправки топливом в полете, в том числе и от другого Су-24, является важной особенностью данного авиационного комплекса. В качестве "танкера" Су-24 несет на центральном узле подвески агрегат заправки УПАЗ-1А "Сахалин" (как и на самолете-заправщике Ил-78), в этом случае также на самолет подвешиваются ПТБ-3000. Су-24 может дозаправлять и другие самолеты, что наглядно под тверждает приведенная фотография.
На замену постановщику помех Як-28ПП был разработан вариант Су-24МП, который легко отличить от базовой машины по небольшому обтекателю под носовой частью. Установленная на борту и в подвесных контейнерах специальная аппаратура постановки помех в различных диапазонах длин волн позволяет использовать Су-24МП как самолет прикрытия при организации боевых действий в условиях хорошо развитой системы ПВО противника.
Су-24М борт N 05 (зав. N 0915331) из состава 1-й АЭ одного из бомбардировочных полков 4 ВА СКВО. За кабиной - полковая эмблема, под фонарем - 5 звездочек за 250 боевых вылетов в Чечню.
Летная смена во 2-м ГвБАП
Беларусь
После развала СССР Белоруссии отошел один полк Су-24М/МР. Этот белорусский Су-24М принимал участие в авиашоу, которое проходило в Польше в 2009 году. Белоруссия объявила о снятии с вооружения всех Су-24.
Беларусь после распада СССР получила 22 Су-24М и 12 Су-24МР. По некоторым данным, все Су-24 были сняты с вооружения белорусских ВВС в 2012 году. Этот Су-24М запечатлен на авиашоу в польском Радоме в 2009 году.
Украина
5 сентября 2005г. на авиационном полигоне Повурск экипажи 7-й авиационной бомбардировочной бригады Воздушных Сил Украины из Староконстантинова производили бомбометание управляемыми боеприпасами. Взлетает Су-24М с подвешенной бомбой КАБ-500
Взлетает Су-24М из 947-го бомбардировочного полка. Дубно, 26.02.97г.
Кроме ударных Су-24/24М, в составе ВВС Украины имеются самолеты-разведчики Су-24МР и самолеты РЭБ /постановщики помех) Су-24МП. Все они входят в состав подразделений, подчиненных 7-й бригаде тактической авиации (штаб в Староконстантинове Хмельницкой области).
В отличие от других советских самолетов экспорт Су-24 был не слишком большим - подавляющая часть машин пошла в советские ВВС. Впрочем, после развала Советского Союза самолеты Су-24 разных модификаций оказались в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане и Украине (на фотографии).
Парк ВВС Украины насчитывает порядка 130 Су-24, сведенных в две дивизии. На снимке Су-24М из 289-й бомбардировочной авиадивизии. Помимо бомбардировщиков в 32-й и 289-й дивизиях имеется по несколько разведчиков Су-24МР.
Су-24М из 7-го БАП ВВС Украины. Лето 1997г.
Бомбардировщик Су-24М из 7-й БрТА. Староконстантинов, 14 апреля 2015 г.
Будущее Су-24 напрямую зависит от состояния экономики государств, на вооружении ВВС и ВМФ которых этот самолет состоит. Например, Украина фактически отказалась от закупок новой авиационной техники. Вместе с тем Сирия, Ливия и Иран продолжают эксплуатировать Су-24, и не исключены закупки самолетов данного типа в будущем.
This bomb-laden Su-24M Fencer '66' is from the 7th TAB home-based at Starokonstantinov. A handful of airworthy aircraft were involved in operations employing unguided munitions only.
Разведчик Су-24МР из 3-й авиаэскадрильи 7-й БрТА. Староконстантинов, весна 2015 г.
Су-24МР из 7-й авиабригады тактической авиации. Староконстантинов, сентябрь 2005 г.
Узбекистан
После развала СССР Су-24 остались в составе ВВС России, Украины, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана. На фотографии - узбекский Су-24, Карши-Ханабад, 2005 год. В Ханабаде базировались Су-24, наносившие в 1984 году удары по Афганистану.
Ливия
ВВС Ливии накануне войны
Алжир
Опытный Су-24МК запечатлен с максимальной бомбовой нагрузкой и окрашен в темно-коричневый/зеленый цвет (верхние поверхности), который применялся на самолетах ВВС Алжира.
Иран
Согласно российским источникам девять Су-24МК были проданы Ирану. Кроме того, Иран унаследовал 24 Су-24МК ВВС Ирака, которые перелетели в Иран во время первой операции "Бури в пустыне". Иранские источники говорят о 14 самолетах, закупленных в России, и 16-18 бывших иракских Су-24.
Су-24 ВВС Ирана взлетает с ВПП аэродрома Мехрабад
На вооружении ВВС Ирана состоит более 30 Су-24МК, предназначенных для нанесения ударов по наземным и надводным целям. ВВС Ирана отошли самолеты, перелетевшие из Ирака в 1991 году и дополненные машинами, закупленными в России. Самолет на заднем плане оснащен контейнером дозаправки в воздухе УПАЗ.
Ирак
Сирия
Су-24МК ВВС Сирии