Сухой Су-24М
Варианты:
Сухой - Су-24М - 1977 - Россия
Страна: Россия
Год: 1977


Двухместный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности
Описание
Фотографии:

Цветные фото (278)
Су-24

<...>
   Уже в 1976 году начались испытания первого прототипа модернизированного варианта Су-24М (Т-6М-22), а в конце того же года были начаты совместные госиспытания новой модификации.
   Окончательно войсковые испытания самолет прошел в 1984-1985 годах. Главными отличиями Су-24М стали усовершенствованное БРЭО (модернизированная прицельно-навигационная система ПНС-24М "Тигр" с лазерно-телевизионной прицельной системой "Кайра", станцией целеуказания "Фантасмагория" в подвесном контейнере и пр.), расширенный комплекс вооружения (правда, несколько в ущерб массе и некоторым параметрам летных характеристик машины), а также наличие системы дозаправки топливом в полете и современного комплекса самообороны "Карпаты".
   На экспорт самолет поставлялся под обозначением Су-24МК (с иным БРЭО и без возможности применения ядерного оружия), а для ведения разведки был создан вариант Су-24МР, оснащенный комплексом разведки БКР-1, включавший в свой состав РЛС бокового обзора "Штык", ТВ- и ИК-аппаратуру (например, станция ТВ-разведки "Аист" и ИК-разведки "Зима"), аэрофотоаппараты и прочее оборудование внутри фюзеляжа и на внешней подвеске. Вооружение сокращенного состава - две УР Р-60/60М.
   Всего было выпущено около 1400 Су-24 всех модификаций, в 2000-х годах была начата их модернизация по стандарту Су-24М2 (новое БРЭО, усовершенствован состав подвесного вооружения и оборудования и пр.). Модернизированные самолеты получил и Алжир (Су-24МК2).


Эксплуатанты Су-24

   Фронтовые бомбардировщики Су-24 разных модификаций поступали в подразделения фронтовой авиации ВВС СССР и в авиацию ВМФ. Вооруженные самолетами Су-24 авиаполки советских ВВС дислоцировались во всех военных округах и на всех стратегических направлениях, а также составляли костяк ударной авиации группировок советских Вооруженных сил за границами СССР. После распада СССР подавляющая часть подразделений, вооруженных Су-24 разных модификаций, вошла в состав ВС РФ, хотя часть самолетов досталась бывшим республикам Советского Союза, а также оставалась в эксплуатации ряда зарубежных стран. Россия: по состоянию на 2013 год в боевом составе российских Вооруженных сил находилось около 300 самолетов семейства Су-24.
   СНГ: Украина располагает крупнейшим после России парком Су-24 - после распада СССР она получила около 200 машин, из которых на сегодня в боевой готовности осталось 20-30. Азербайджан после распада СССР получил 10-11 Су-24, которые, вероятно, уже списаны. Казахстан также получил Су-24 из состава 149-го бомбардировочного авиаполка в Николаевке и на сегодня имеет порядка 25 боеготовых самолетов. Примерно такое же количество имелось у белорусских ВВС.
   Экспортные заказчики: Су-24МК поставлялись в Алжир (22), Ливию (заказано 18, поставлено 6-15), Иран (27, включая те, что ранее были проданы Ираку) и Сирия (20).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Су-24М

   Тип: двухместный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности
   Силовая установка: два ТРДФ АЛ-21Ф-3А максимальной бесфорсажной тягой 76,49 кН и тягой на форсаже 110,32 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета без внешних подвесок на малой высоте 1320 км/ч; практический потолок 11500 м; боевой радиус на уровне моря 560 км
   Масса: пустого 22 300 кг; максимальная взлетная 39700 кг
   Размеры: размах крыла от 10,37 м (угол стреловидности 69°) до 17,64 м (16°); длина с ПВД 24,59 м; высота 6,19 м; площадь крыла от 51,00 м2 (69°) до 55,16 м2 (16°).
   Вооружение: встроенная 23-мм пушка ГШ-6-23М (500 снарядов), а также боевая нагрузка массой до 8000 кг на восьми узлах внешней подвески - УР "воздух-воздух" Р-60/60М; УР "воздух-поверхность" Х-23/23М, Х-28, Х-25МР/МЛ, Х-29ЛЛ, Х-31П, Х-58У/Е и Х-59; НАР разного калибра; авиабомбы калибром 100-500 кг; УАБ и КАБ; разовые бомбовые кассеты и пр.
Россия
Russian Naval Aviation Fencers from the Baltic Fleet armed with FAB-250 dumb bombs and B-8M rocket launchers at Lipetsk Air Base in July 2014 during Aviadarts a joint exercise between Russia, Belarus and China.
Экипажи фронтовых бомбардировщиков Су-24М авиагруппы Черняховск
Su-24MR reconnaissance aircraft are used to equip four independent recce squadrons - one in each of the four military districts.
Su-24MR RF-93854 with a full reconnaissance payload seen taking off.
An Su-24M Fencer upgraded with the SVP-24 navigation-attack system takes off from Latakia loaded with four OFAB-250-270 bombs.
Хотя все вооружение Су-24МР ограничено лишь двумя УР "воздух-воздух" Р-60 для самообороны, самолет является великолепным разведывательным комплексом. Оборудование самолета позволяет выполнять комплексную разведку - на момент появления Су-24МР комплексную разведку не мог вести ни один тактический разведчик в мире.
Пара Су-24 получает топливо от Ил-76М
1-я эскадрилья, 47 ГРАП, Шаталово, 2000-2001г.
Су-24М
Су-24МР не имеет наступательного вооружения, а для самообороны на внешней подвеске может нести две УР "воздух-воздух" Р-60. Разведывательное оборудование включает бортовой комплекс разведки БКР-1 (РЛС бокового обзора, панорамный и перспективный аэрофотоаппараты, станция ИК-разведки), а на внешней подвеске Су-24МР способен нести контейнер радиационной разведки "Эфир-М", контейнер с лазерной аппаратурой "Шпиль-2М" и контейнер с оборудованием общей радиотехнической разведки СРС-14 "Тангаж" (на фотографии).
The first live interception by the Spanish Hornets of the Ambar detachment took place on May 16, 2017. It involved a Russian Sukhoi Su-24 Fencer bomber that flew over international waters close to the Estonian coast without communicating with air traffic control agencies.
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
Sukhoi Su-24MP (`Fencer-F') electronic warfare/jamming/ sigint aircraft, accompanied by an Su-30 (1998)
Через 18 лет после появления в полку первых Су-24МР, они с МиГ-25 дополняют друг друга. 1-я эскадрилья, 47 ГРАП, Шаталово, 2000-2001г.
Су-24. Полеты на дозаправку в воздухе, лето 2011г.
The Il-78M is the RuAF’s primary tanker, seen here with Su-24s and three Yak-130s. A dozen Il-78Ms will be updated to Il-78M2 standard.
Су-24М одного из полков 16-й ВА МВО с эскадрильной эмблемой "ворон и еж". Эмблема нанесена на обоих бортах.
Взлет Су-24МР
Фронтовые разведчики Су-24МР авиагруппы «Мончегорск».
Плановые полеты на 7000-й авиационной Гвардейской Борисовской Померанской дважды Краснознаменной ордена Суворова базе. Воронеж, зима 2012
View of the 'Fencer E' reconnaissance variant. Showing up particularly well in the view is the SLAR panel on the side of the nose.
Летная смена во 2-м ГвБАП
Отработка дозаправки топливом в полете.
A pair of R-60 missiles is the only self-defence weapon of Su-24MR.
Su-24M 'Fencer D' bombers of the 42nd Bomber Regiment departing from Szprotawa, Poland, early in July 1992. Under the wings are 666 Imp gal (3,000 l) fuel tanks.
Летно-тактические учения с практическим применением ракетно-бомбового вооружения. Авиабаза Воронеж, февраль 2011г.
Су-24М с авиационными бомбами ОФАБ-500 выруливают на взлет
На вооружении ВВС и авиации ВМФ России состоят более 300 Су-24. В 2009 году ВВС получили последний модернизированный Су-24М2, в настоящее время продолжается модернизация парка до уровня Су-24 СВП-24.
Изображенный Су-24М несет подвесные топливные баки на внутренних и пятизарядные блоки Б-13 с НАРС-13 на внешних подкрыльевых пилонах. Простота и эффективность НАР - залог их долгожительства в ВВС многих стран мира, даже в век высокоточного управляемого вооружения. В общей сложности было выпущено около 1400 самолетов Су-24 всех модификаций, что даже больше, чем совокупное количество выпущенных самолетов F-111 и Tornado IDS.
Су-24МР из состава 11-го ограп 16-й ВА, аэродром Вельцов
Sukhoi Su-24MR (`Fencer-E') of Russian air force (1995)
This Su-24M, wearing a Guards badge, and assigned to the 4th Combat Training and Aircrew Conversion Centre at Lipetsk has been upgraded with the SVP-24 avionics package. It is shown armed with the B8M1 20-round rocket pods for firing 80mm rockets
The Northern Fleet tactical strike assets useful to enforce the EEZ in the Arctic include a dozen Su-24M Fencer-D bombers
Su-24M RF-92034 launching for the day's second sortie loaded with a B8M-1 20-round pod for 80mm rockets and a sole free-fall bomb under the fuselage.
On June 25, 1980 the reconnaissance Su-24MR Fencer-E took the air for the first time and entered squadron service with the Voronezh-stationed aircrew conversion regiment in 1983. This is a demonstrator aircraft which was proposed in 1995 for the civilian task of environmental monitoring, though the idea eventually came to nothing.
Фронтовой разведчик Су-24МР, вооруженный ракетами Р-60 класса "воздух-воздух"
Торжественная встреча первого экипажа 13 октября 2015г.
This early-production Su-24M Fencer-D, distinguished by large non-removable over-wing fences is still in RuAF service. This particular example is assigned to the 98th Composite Aviation Regiment based at Monchegorsk in northern Russia near the border with Norway.
The Su-24M2 and Su-24MR Fencers will be replaced by the Su-34 Fullbacks.
An Su-24MR equipped with a Tangazh ELINT pod and a Efir-1 reconnaissance pod takes off from Voronezh-Baltimor Air Base.
Взлетает Су-24 с ракетами Х-25МЛ
Su-24M 44 white (RF-33836, c/n 0515315) of 43 OMShAP takes off from Saky on July 28, 2017. It carries two R-60M missiles and four OFAB-250-270 bombs.
ВВС и рыночная экономика: Су-24М N 44 (зав. N 1341620) весь разукрашен спонсорскими трафаретами. Но четыре звездочки за кабиной говорят о том, что на этой машине пришлось совершить 40 боевых вылетов.
Конкурс "Морской Ас-2016"
View of the EW 'Fencer F'. The most obvious feature is the prominent blade aerial under the nose combined with 'hockey stick' antennae projecting from the lower edge of the engine intakes.
Су-24М из состава 42-го БАП у бетонного капонира на базе Шпротава.
Pictured on July 7, 1992, sitting in front of its hardened shelter from which it would have deployed in the event of a Warsaw Pact attack against NATO, this Su-24M 'Fencer D' of the 42nd Bomber Regiment was about to depart from Szprotawa air base in Poland for Siverskoye, 40km from St Petersburg in the CIS, for disbandment.
The swing-wing Su-24M Fencer-D serves in dwindling numbers with the FA, equipping only four front-line squadrons, two of which will convert to the Su-34 in 2018. A handful of aircraft, including this machine, fly with the Lipetsk combat training centre. Most of the surviving Fencer-Ds are upgraded machines, featuring the SVP-24 navigation/attack avionics package.
На замену постановщику помех Як-28ПП был разработан вариант Су-24МП, который легко отличить от базовой машины по небольшому обтекателю под носовой частью. Установленная на борту и в подвесных контейнерах специальная аппаратура постановки помех в различных диапазонах длин волн позволяет использовать Су-24МП как самолет прикрытия при организации боевых действий в условиях хорошо развитой системы ПВО противника.
The Fencer-D is set to continue its service with the FA branch until the early 2020s, flying with only two front-line squadrons and one conversion and training and instruction-research unit.
Фронтовой бомбардировщик Су-24М в ходе совместного стратегического учения "Запад-2021" на аэродроме Липецк.
Фронтовой разведчик Су-24МР в ходе совместного стратегического учения "Запад-2021" на аэродроме Липецк.
Кроме ударных задач с использованием обычного или ядерного вооружения, Су-24М был прекрасно приспособлен к решению задачи прорыва системы ПВО противника, для чего самолет мог нести противорадиолокационные ракеты различных типов. На фотографии самолет несет под крылом УР Х-58.
Празднование 85-летия ГЛИЦ
Sukhoi has proposed six Su-24 upgrade options to the Air Force; from simply adding a GPS to the navigation system, and a helmet mounted sight coupled with the R-73 missile; to full replacement of its avionics and weapon systems - as developed for the Su-34.
Празднование 85-летия ГЛИЦ
Sukhoi Su-24M (`Fencer-D') strike aircraft with spine-mounted MAWS (1999)
Су-24 поступили преимущественно в ВВС, но в 1989 году один авиаполк был сформирован в составе авиации Балтийского флота. Сегодня на Балтике подразделения Су-24М подчиняются командованию Гвардейской Новгородско-Клайпедской Краснознаменной имени маршала авиации Борзова авиабазы.
Фронтовые бомбардировщики Су-24М и разведчики Су-24МР в ходе совместного стратегического учения "Запад-2021" на аэродроме Липецк.
A typical busy scene at Latakia showing an Su-24M Fencer landing and an Su-34 Fullback ready to take-off.
Fencers flown by a number of countries have undertaken operational bombing missions. Russian aircraft have been used on missions in Afghanistan, Chechnya and Tajikistan.
The Russian Air Force operates a few export-configured Su-24MKs. One of these is pictured on approach to land.
Экипаж Су-24М ВВС Украины готовится к очередному учебному полету. Шасси Су-24 спроектировано в расчете на эксплуатацию самолетов с грунтовых аэродромов, но на практике Су-24 летают только с аэродромов, имеющих твердое покрытие.
Летно-тактические учения с практическим применением ракетно-бомбового вооружения. Авиабаза Воронеж, февраль 2011г.
Electro-optical blister under an Su-24M. The portside blister contains a gun camera and that on the starboard side has the six-barrel GSh-6-23M cannon.
Рабочие будни на аэродроме Шагол
The KAB-1500L is the Fencer-D’s most powerful precision-guided bomb. It weighs 1,500kg, uses laser guidance and can be employed by non-upgraded and upgraded derivatives.
A multiple bomb rack with six 220lb OFAB-100 fragmentation/high explosive bombs under an Su-24MK. Up to six racks can be carried, able to hold 36 such weapons.
The Su-24M is capable of carrying up to 36 OFAB-100 100kg (220 lb) fragmentation/high explosive bombs.
The Kh-59M (AS-18) is a lock-on after launch air-to-surface missile controlled from the aircraft via a TV-camera in the weapon’s nose. It has a maximum range of 54nm.
Most of the Fencers-Ds and -Es still operated by the RuAF were built in the late 1980s and early 1990s. The last examples rolled off the line at the NAPO plant in Novosibirsk in 1993.
Летно-тактические учения с практическим применением ракетно-бомбового вооружения. Авиабаза Воронеж, февраль 2011г.
Сверхзвуковому фронтовому бомбардировщику Су-24 - 50 лет
Фронтовой разведчик Су-24МР авиагруппы «Мончегорск».
В строевых частях Су-24 получил прозвище "Чемодан", навеянное "элегантными" обводами фюзеляжа. Су-24М сфотографирован с корабля НАТО над Балтийским морем в 2003 году.
Су-24М морской авиации России с разведывательным контейнером Л-080 "Фантасмагория-А", снимок сделан с самолета НАТО над Балтийским морем. В контейнере Л-080 установлена аппаратура радиотехнической разведки.
Пролет над военным городком, конец 1990-х гг
There is no evidence that the Russian Air Force fielded any electronic warfare capabilities beyond basic defensive flares and chaff. This Su-24M Fencer is seen deploying flares during a recent training exercise.
Су-24. Полеты на дозаправку в воздухе, лето 2011г.
Под крылом Су-24МР истребитель "Грипен" ВВС Швеции
Два Су-24 подходят к Ил-78 для приема топлива или отработки "сухого контакта". Минимальная дистанция приближения к заправщику самолета любого типа составляет 13 м.
Two Su-24M Fencer bombers with an Il-78M.
Имитация дозаправки Су-27 от Су-24. Жуковский, МАКС-97
Возможность осуществления дозаправки топливом в полете, в том числе и от другого Су-24, является важной особенностью данного авиационного комплекса. В качестве "танкера" Су-24 несет на центральном узле подвески агрегат заправки УПАЗ-1А "Сахалин" (как и на самолете-заправщике Ил-78), в этом случае также на самолет подвешиваются ПТБ-3000. Су-24 может дозаправлять и другие самолеты, что наглядно под тверждает приведенная фотография.
'Fencer E' displaying the full span leading edge slats and the two large brake parachutes.
Сергей Александрович Головкин - штурман экипажа Су-24М
Юрий Александрович Воловик - командир экипажа Су-24М
Су-24М борт N 05 (зав. N 0915331) из состава 1-й АЭ одного из бомбардировочных полков 4 ВА СКВО. За кабиной - полковая эмблема, под фонарем - 5 звездочек за 250 боевых вылетов в Чечню.
Беларусь
После развала СССР Белоруссии отошел один полк Су-24М/МР. Этот белорусский Су-24М принимал участие в авиашоу, которое проходило в Польше в 2009 году. Белоруссия объявила о снятии с вооружения всех Су-24.
Беларусь после распада СССР получила 22 Су-24М и 12 Су-24МР. По некоторым данным, все Су-24 были сняты с вооружения белорусских ВВС в 2012 году. Этот Су-24М запечатлен на авиашоу в польском Радоме в 2009 году.
Украина
5 сентября 2005г. на авиационном полигоне Повурск экипажи 7-й авиационной бомбардировочной бригады Воздушных Сил Украины из Староконстантинова производили бомбометание управляемыми боеприпасами. Взлетает Су-24М с подвешенной бомбой КАБ-500
Взлетает Су-24М из 947-го бомбардировочного полка. Дубно, 26.02.97г.
В отличие от других советских самолетов экспорт Су-24 был не слишком большим - подавляющая часть машин пошла в советские ВВС. Впрочем, после развала Советского Союза самолеты Су-24 разных модификаций оказались в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане и Украине (на фотографии).
Ukraine is the world's second-largest Fencer operator. In 1991, following the break-up of the Soviet Union, it inherited a fleet of 257 aircraft. The example pictured is a Su-24M.
Парк ВВС Украины насчитывает порядка 130 Су-24, сведенных в две дивизии. На снимке Су-24М из 289-й бомбардировочной авиадивизии. Помимо бомбардировщиков в 32-й и 289-й дивизиях имеется по несколько разведчиков Су-24МР.
Су-24М из 7-го БАП ВВС Украины. Лето 1997г.
Су-24М из 7-й БрТА Воздушных Сил Украины проходит над аэродромом Вышкив (Луцк). 16 мая 2016 г.
Released on May 7, 2022, this video from a Ukrainian Navy-operated Bayraktar TB2 UCAV shows a pair of Ukrainian Air Force Sukhoi Su-24M bombers of 7th brTA performing their signature low-level bombing run against Snake Island
Бомбардировщики Су-24М ВВС Украины способны нести две ракеты «Storm Shadow» на внешней подвеске. Ракеты подвешиваются на штатные пилоны под неподвижной частью крыла через адаптеры, снятые с бомбардировщиков «Торнадо» GR.4, ранее состоявших на вооружении ВВС Великобритании
Кроме ударных Су-24/24М, в составе ВВС Украины имеются самолеты-разведчики Су-24МР и самолеты РЭБ /постановщики помех) Су-24МП. Все они входят в состав подразделений, подчиненных 7-й бригаде тактической авиации (штаб в Староконстантинове Хмельницкой области).
Бомбардировщик Су-24М из 7-й БрТА. Староконстантинов, 14 апреля 2015 г.
Будущее Су-24 напрямую зависит от состояния экономики государств, на вооружении ВВС и ВМФ которых этот самолет состоит. Например, Украина фактически отказалась от закупок новой авиационной техники. Вместе с тем Сирия, Ливия и Иран продолжают эксплуатировать Су-24, и не исключены закупки самолетов данного типа в будущем.
Наиболее мощным ударным средством ВВС Украины являются немногочисленные фронтовые бомбардировщики Су-24М 7-й авиабригады.
This bomb-laden Su-24M Fencer '66' is from the 7th TAB home-based at Starokonstantinov. A handful of airworthy aircraft were involved in operations employing unguided munitions only.
Самолеты-разведчики Су-24МР и фронтовые бомбардировщики Су-24М из 7-й бригады тактической авиации Воздушных Сил Украины, а также истребители Су-27М1 и учебно-боевой самолет Су-27УБМ из 831-й бригады тактической авиации
Разведчик Су-24МР из 3-й авиаэскадрильи 7-й БрТА. Староконстантинов, весна 2015 г.
Су-24МР из 7-й авиабригады тактической авиации. Староконстантинов, сентябрь 2005 г.
На стоянке аэродрома Кульбакино. На переднем плане - самолет-разведчик Су-24МР из 7-й бригады тактической авиации Воздушных Сил Украины
Узбекистан
Су-24 ВВС Узбекистана
После развала СССР Су-24 остались в составе ВВС России, Украины, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана. На фотографии - узбекский Су-24, Карши-Ханабад, 2005 год. В Ханабаде базировались Су-24, наносившие в 1984 году удары по Афганистану.
Узбекские Су-24 и Су-24МР
Узбекские Су-24 и МиГ-29 на хранении
Азербайджан
Су-24 ВВС Азербайджана
Эти три Су-24 стали "донорами" для двух других Су-24. Авиабаза им. Гаджи Зейналабдина Тагиева
Ливия
ВВС Ливии накануне войны
Передача Ливийским ВВС отремонтированного самолета Су-24МК. Авиабаза Гардабия, 2007 г. В центре, в сером комбинезоне - командир летного авиакрыла полковник Али Омар аль Каддафи. Второй справа - летчик Су-24МК Махди, сбит 06.03.2011 г.
Алжир
Опытный Су-24МК запечатлен с максимальной бомбовой нагрузкой и окрашен в темно-коричневый/зеленый цвет (верхние поверхности), который применялся на самолетах ВВС Алжира.
Иран
Согласно российским источникам девять Су-24МК были проданы Ирану. Кроме того, Иран унаследовал 24 Су-24МК ВВС Ирака, которые перелетели в Иран во время первой операции "Бури в пустыне". Иранские источники говорят о 14 самолетах, закупленных в России, и 16-18 бывших иракских Су-24.
Су-24 ВВС Ирана взлетает с ВПП аэродрома Мехрабад
An IRIAF Su-24 Fencer, 3-6810, lines up for departure at Tehran Mehrabad. Due to the crash of a Su-24 on April 14, 2008 at Mehrabad, the Fencers' participation in the flypast was cancelled.
На вооружении ВВС Ирана состоит более 30 Су-24МК, предназначенных для нанесения ударов по наземным и надводным целям. ВВС Ирана отошли самолеты, перелетевшие из Ирака в 1991 году и дополненные машинами, закупленными в России. Самолет на заднем плане оснащен контейнером дозаправки в воздухе УПАЗ.
Ирак
Сирия
Су-24МК ВВС Сирии