SAAB Gripen / JAS-39A/C
Варианты:
SAAB - Gripen / JAS-39A/C - 1988 - Швеция
Страна: Швеция
Год: 1988


Одноместный всепогодный истребитель, ударный и разведывательный самолет
Описание
Фотографии:

Цветные фото (50)
Saab JAS 39 Gripen

  К началу 1980 года шведскому военно-политическому руководству стало ясно, что если Швеция намерена сохранить национальную промышленность для самостоятельного создания современных боевых самолетов, то в ближайшее время надо приступать к проектированию нового самолета - на замену Saab Viggen.
  При этом правительство Швеции потребовало, чтобы стоимость нового самолета не была дороже стоимости Viggen, а масса машины - значительно меньше предшественника, но чтобы при этом он должен иметь более высокие летно-технические характеристики и боевой потенциал.

  Также новый самолет должен был нести большую боевую нагрузку, решать задачи истребителя-перехватчика, но в случае необходимости - иметь возможность решать ударные и разведывательные задачи, так что его причислили к классу JAS ("Jakt, Attak & Spanning", то есть "истребитель, ударный и разведывательный самолет"). В группу разработчиков вошли компании "Saab", "Volvo Flygmotor", "Ericsson" и "FFV".
  Вскоре "Saab" приступила к разработке базового проекта JAS 39 Gripen - одноместного однодвигательного боевого самолета, выполненного по схеме "утка", оснащенного цифровой электродистанционной системой управления и имеющего нормальную взлетную массу 8000 кг. В качестве силовой установки выбрали двигатель General Electric F404J в варианте, который в Швеции получил обозначение RM12 и был создан при участии "Volvo Flygmotor" (ныне "Volvo Aero"). Двигатель оснащался новой форсажной камерой, разработанной совместно "Volvo" и "General Electric", и не имел реверсера тяги, но это компенсировалось наличием цельноповоротного переднего горизонтального оперения - оно могло поворачиваться вниз почти на 90°, играя роль воздушного тормоза.
  Разработка РЛС для новой машины была поручена "Ericsson", которая в итоге предложила многорежимную импульсно-доплеровскую РЛС PS-046 (затем PS-05). Другими отличительными особенностями нового самолета стали: органы управления, скомпонованные по принципу HOTAS, приборное оборудование кабины с тремя многофункциональными индикаторами на приборной доске Ericsson EP 17 и широкоугольный голографический индикатор на лобовом стекле Kaiser, на который также выводились данные с ИК-станции переднего обзора, размещенной под правым воздухозаборником для решения задач разведки и наведения средств поражения.
  В июне 1982 года были подписаны контракты на проектирование и постройку пяти прототипов и 30 одноместных JAS 39A первой серийной партии, с опционом еще на 110 машин.
  Первый прототип был облетан 9 декабря 1988 года, но из-за проблем, возникших с работой системы управления полетом, он был потерян 2 февраля 1989 года, что вызвало 15-месячную задержку с реализацией программы. Второй прототип поднялся в воздух 4 мая 1990 года.
  В июне 1992 года консорциум разработчиков (IG JAS) получил контракт на постройку второй партии в 110 самолетов, включая 14 двухместных JAS 39B, которые получили программное обеспечение системы управления полетом разработки американской "Lockheed Martin". Учебные самолеты сохраняли полностью боевые возможности и могли применять оружие, как и JAS 39A. Двухместный вариант отличался от одноместного удлиненным фюзеляжем, позволившим вместить вторую кабину, в целом идентичную первой (в ней только не было индикатора на лобовом стекле), сокращенным запасом топлива и отсутствием встроенного пушечного вооружения.
  Первый JAS 39B поднялся в воздух в 1996 году, а серийные поставки начаты в 1998 году. В июне 1993 года ВВС Швеции был передан второй серийный самолет. 18 августа 1993 года, однако, во время показательного полета над Стокгольмом разбился первый серийный JAS 39A - разработчику пришлось вновь заняться доработкой системы управления полетом.
  Авиакрыло F7 получило свои первые JAS 39A в мае 1994 года - для начальной подготовки летчиков, а в октябре 1995 года оно приступило к полномасштабному перевооружению на новую машину. Состояния начальной оперативной готовности подразделение достигло в 1996 году.
  18 ноября 1998 года ЮАР стала первым зарубежным заказчиком нового самолета, разместив заказ на 28 самолетов для замены устаревших Cheetah C/D. В рамках НАТО поставки самолетов были осуществлены - в форме лизинга - в Чехию (16 самолетов) и Венгрию (14 самолетов). Причем Чехия стала первым зарубежным эксплуатантом Gripen, получив свои самолеты в 2004-2005 годах. В результате модернизации базового самолета - для обеспечения взаимодействий в рамках НАТО и расширения номенклатуры применяемого вооружения - появилась модификация JAS 39C и ее двухместный вариант JAS 39D, которые и поставлялись в Чехию и Венгрию.
  Следующим заказчиком Gripen стали Королевские ВВС Таиланда - общий заказ составил 30 Gripen C/D. Еще два шведских двухместных Gripen передали в аренду британской школе летчиков-испытателей.
  В 2008 году шведские специалисты продемонстрировали новый опытный самолет - демонстратор технологий, созданный по программе перспективного боевого самолета Gripen NG. Швейцария стала стартовым заказчиком новой боевой машины, разместив в 2011 году заказ на 22 самолета. Первый из них должен быть передан в 2018 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Saab JAS 39A Gripen

  Тип: одноместный всепогодный истребитель, ударный и разведывательный самолет
  Силовая установка: один ТРДДФ Volvo Aero RM12 нефорсированной тягой 54,00 кН и тягой на форсированном режиме 80,51 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11000 м - 2125 км/ч или М=2,0; практический потолок 20 000 м; дальность с ПТБ - 3000 км
  Масса: пустого 6622 кг; максимальная взлетная - около 13 000 кг
  Размеры: размах крыла 8,40 м; длина 14,10 м; высота 4,50 м
  Вооружение: одна встроенная 27-мм пушка Mauser BK27 в нижней левой носовой части фюзеляжа, плюс до 6500 кг авиационных средств поражения
Швеция
26 апреля 1987г.: первый из пяти прототипов Gripen доставили в Линкопинг на церемонию по случаю 50-летия основания концерна "Svenska Aeroplan Aktiebolag" (Saab).
Ракеты с активной радиолокационной системой наведения. Самыми совершенными являются ракеты, оснащенные собственной РЛС, работающей независимо от РЛС носителя. Первые такие УР были очень большими, например - американская AIM-54 Phoenix (ВМС США), которая имела дальность пуска порядка 160 км. При обнаружении цели БРЛС самолета летчик выполнял пуск УР в сторону нее: на начальном участке траектории полета ракета управлялась по командам от бортовой ИНС, а после захвата цели радиолокатором - по сигналам от своей РЛС. Долгое время в мире существовало всего две ракеты с активными РГС и два носителя таких ракет - американская AIM-54 (палубный F-14) и советская Р-33 (МиГ-31). Дальнейшим развитием данного класса ракет стала американская AIM-120 AMRAAM, которая может быть использована даже в маневренном воздушном бою. В 2009 году были выполнены первые успешные ее пуски с истребителя Eurofighter Typhoon, причем подсветку цели выполнял один самолет, а пуск ракеты - другой (данный тактический прием уже давно используется перехватчиками МиГ-31 при пусках ракет Р-33).
На окрашенном в черный цвет втором прототипе проводились испытания на штопор и срыв потока на больших углах атаки. Его оснастили противоштопорным парашютом. На серийных самолетах (ведущий) носовые обтекатели первоначально окрашивались в черный цвет.
Данный JAS 39A, приписанный к авиакрылу F7 (первое подразделение Gripen в шведских ВВС), вооружен четырьмя противокорабельными ракетами - двумя Rb 75 Maverick и двумя Rbs 15F, а также парой УР "воздух-воздух" AIM-9L.
Главным оружием класса "воздух-воздух" для самолета Gripen стала усовершенствованная ракета средней дальности AIM-120B, называемая в Швеции RB99. B середине 1999 года она была допущена для оперативного применения, что позволило самолету Gripen стать настоящим самолетом воздушного боя.
Swedish Gripens were the only participating aircraft from a Partnership for Peace nation.
Для решения задач ПВО Gripen обычно несут шесть ракет, в том числе AMRAAM, Sidewinder и новейшую IRIS-T. В настоящее время на самолете проходит испытания ракета MBDA Meteor большой дальности, которая в будущем будет включена в состав его вооружения.
Swedish Air Force Gripen C/D fleet MS20 capability enhancements will be introduced from 2016.
Шведский самолет ДРЛО S 100B Argus входит в состав национальной системы ПВО, другим важным компонентом которой являются истребители Gripen. Надфюзеляжный обтекатель может быть демонтирован, a S 100B будет достаточно быстро переоборудован в обычный транспортный самолет.
Швеция в течение 50 лет занимает ведущие позиции в области создания и применения авиационных систем обмена информацией. Современный Gripen в этой части не имеет себе равных и способен работать в тесной кооперации с самолетом ДРЛОиУ Saab 340 Erieye. На снимке: два Gripen в строю с самолетом ДРЛОиУ S 100B. Модернизация старых JAS 39A/B до стандарта C/D позволит ВВС Швеции получить достаточно самолетов для оснащения четырех боевых эскадрилий.
B-52H Stratofortress 60-0018/‘MT' from the 23rd Expeditionary Bomb Squadron ‘Bomber Barons’ at Minot, flying with four Swedish Air Force JAS39C Gripens (39210/‘210’, 39218/‘218\ 39287/‘287’ and 39294/‘294') from F17 Wing at Ronneby-Kallinge.
Под крылом Су-24МР истребитель "Грипен" ВВС Швеции
Авиашоу на авиабазе Мальмен, Швеция. JAS-39C "Грипен"
A technician awaits the pilot’s command to attach the crew boarding ladder to the aircraft.
No modification to the Gripen C airframe or radome is required for the PS-05/A Mk4 radar.
Ракеты Python 4/5 обладают рядом уникальных особенностей. Полет к выполняющей вираж цели выполняется не по траектории преследования, а прямо в расчетную "точку встречи", что обеспечивает энергетическое превосходство УР над целью. ГСН ракеты установлена на трехосной гиростабилизированной платформе и способна отклоняться по каналам тангажа и крена. Скорость отслеживания цели описывается как "быстрее, чем у глаза человека", сектор захвата составляет +/-90°. В отличие от российской Р-73 и европейской IRIS-T на Python 4/5 не используется отклонение вектора тяги, высокая маневренность достигнута за счет использования аэродинамических рулей. Ракета сфотографирована на истребителе Saab Gripen, хотя такую комбинацию истребителя и ракеты пока не выбрало ни одно государство.
Python 4 сертифицирована для применения с Saab JAS 39 Gripen. На фотографии - ракета подвешена на торцевом крыльевом пилоне истребителя. Также на самолете подвешены макет УР Meteor и еще две израильские системы: КАБ Rafael Spice и контейнер Litening.
Gripen - машина северная и не боится холода, что и демонстрирует изображенный на снимке самолет шведских ВВС, оснащенный контейнером Litening.
Чехия
В январе 2005г. завершен первый этап летных испытаний многофункционального истребителя JAS 39C Gripen, построенного специально для ВВС Чехии. Таким образом, многолетние усилия менеджеров шведской компании SAAB и британской BAe Systems увенчались успехом - "Грипен" поступает на вооружение первой страны за пределами Швеции.
Чешские Gripen взяты в лизинг до 2015 года, после чего ВВС должны сделать выбор - приобрести их или же выбрать другие истребители. Исключая две машины, все чешские Gripen - одноместные JAS 39C.
Международный авиасалон в Чехии Брно-2005 "CIAF"
SAAB JAS39 "Gripen"
Чешский JAS 39C в полете на малой скорости. Его поверхности управления полностью интегрированы в ЭДСУ и отклоняются автоматически в зависимости от режима полета. Отличающийся хорошей аэродинамикой, Gripen имеет отличные разгонные характеристики, несмотря на довольно среднюю тягу своего единственного ТРДДФ F404.
JAS-39 ВВС Чехии
Венгрия
Как и Чехия, Венгрия располагает парком из 14 Gripen, включая 12 JAS 39C и два D. Венгерские машины являются бывшими JAS 39A/B шведских ВВС, доработанными до стандарта C/D; они также получили дополнительное оборудование, соответствующее требованиям НАТО. Базирующиеся в Кешкемете на юге страны, самолеты получены на условиях аренды и выкупа. Для сокращения пробега пилот полностью отклонил поверхности ПГО, используя их в качестве воздушных тормозов.
Венгерские Gripen отлично зарекомендовали себя на различных международных учениях - в 2007 году они к удивлению многих экспертов одержали победу в ходе учения НАТО над "вражескими" самолетами F-16 и даже "сбили" один Eurofighter Typhoon.
Вслед за Чехией истребители JAS 39C Gripen поступят на вооружение ВВС Венгрии. 16 февраля 2005г. на аэродроме SAAB в Линкопинге состоялся первый полет "Грипена", построенного для этой страны.
Таиланд
Royal Thai Air Force Saab JAS 39C Gripen Kh20-8/56 ‘70108’ (c/n 39-404) landing at RAAF Base Darwin on August 4, 2014 - one of the 110 aircraft involved in this year’s Exercise Pitch Black. The biennial event, held in Australia’s Northern Territories, ran from August 1 to 22, with RAAF Bases Darwin and Tindal hosting participants from France, New Zealand, Singapore, Thailand, the United Arab Emirates and the US as well as Australian units. Offensive and defensive counter air missions formed the core of the exercise - which makes use of Delamere Air Weapons Range and the Bradshaw Field Training Area - although air-to-ground sorties and non-aviation activities were included.
Two of the six Royal Thai Air Force 701 Squadron JAS 39C/Ds.
A Royal Thai Air Force JAS 39C Gripen approaches the boom of a Republic o f Singapore Air Force KC-135R tanker during a CT15 mission.
 
На истребителе Gripen ПГО установлено близко к передней кроме треугольного крыла, что позволяет компенсировать некоторые недостатки последнего. У Typhoon ПГО наоборот вынесено вперед для увеличения момента и повышения управляемости на больших углах атаки.
The integrated Helmet Mounted Display provides the pilot with flight parameters, sensor data, target cueing and weapons status.
A crew chief cleans the wind­shield.
A crew chief checks the hydraulics.
An armourer prepares to load 27mm ammunition into the linked belts that feed the Mauser cannon
A Rafael navigation and targeting pod fitted to a JAS 39C Gripen.
The MS20 programme will include the Meteor beyond-visual-range air-to-air missile already integrated on Gripen.
The first Gripen E for the Swedish Air Force is in production at Linkoping.