SAAB SAAB 105
Страна: Швеция
Год: 1963


Многоцелевой легкий реактивный самолет
Описание
Фотографии
Saab 105

  В 1959 году компания «Saab» в инициативном порядке начала разработку реактивного учебного самолета. Из-за сложности с выбором небольших, но мощных турбореактивных двигателей проектирование сильно затянулось. Первый полет первый прототип Saab 105 с силовой установкой, включавшей два ТРД Turbomeca Aubisque (тягой по 745 кг каждый), выполнил только 29 июня 1963 года.
  Самолет спроектирован по схеме высокоплана с Т-образным хвостовым оперением. В закрытой кабине два члена экипажа размещены бок о бок, рассматривался и четырехместный вариант самолета.
  ВВС Швеции разместили первый заказ на 130 серийных Saab 105 в 1964 году, позже заказ увеличили до 150 машин. Первым вариантом стал учебный/связной Sk 60A, первый полет он выполнил 29 августа 1965 года; поставки осуществлялись в 1966-1969 годах.
  Затем появился ударный Sk 60B, оснащенный прицелом Ferranti F-105 и подкрыльевыми пилонами для подвески вооружения. В начале 1973 года Sk 60B поступили на вооружение авиакрыла F21 в Лулео. Это крыло эксплуатировало Sk 60B, наряду с двумя эскадрильями многоцелевых истребителей Draken, до своего расформирования в 1982 году.
  29 машин Sk 60B модернизировали в вариант Sk 60C, способный выполнять задания по непосредственной авиационной поддержке Сухопутных войск, вести разведку и применяться как самолет передового авианаведения.
  Еще двумя конверсионными вариантами стали четырехместный Sk 60D и учебный Sk 60E с гражданским приборным оборудованием, предназначенный для обучения коммерческих летчиков, которые одновременно являлись офицерами резерва ВВС Швеции.
  В 1988-1991 годах 142 уцелевших шведских самолета прошли модернизацию с целью продления ресурса. В 1990-х годах 115 самолетов Sk 60A/B/C переоснастили ТРДД Williams/Rolls Royce FJ44-1C. Первый Sk 60 с ТРДД Williams выполнил первый полет в августе 1995 года.
  В настоящее время Швеция располагает 80 самолетами Sk 60, но только 35 из них поддерживаются в пригодном к полетам состоянии. Большинство используется как учебные в учебном авиакрыле в Мальмё. Там же базируется пилотажная группа TEAM 60, укомплектованная Sk 60A. Самолеты Sk 60 имеются и на авиабазах, где дислоцированы истребители Gripen.
  Из-за экспортных ограничений широкого распространения в мире Saab 105 не получил, однако значительное число таких машин приобрела Австрия. Австрийские Saab 105O отличались от шведских американскими двигателями General Electric J85. Самолеты состояли на вооружении II авиаполка австрийских ВВС, которые базировались в Грац-Талерхофе, и в III истребительно-бомбардировочном полку из Линц-Хоршинга. Самолеты из Граца несли дежурство в системе ПВО до 1988 года, когда Австрия закупила Saab Draken. Позже эти Saab 105 переключили на решение истребительно-бомбардировочных задач, а с контейнерами Vinten они выполняли разведывательные задания. В 2012 году на вооружении ВВС Австрии оставалось примерно 30 Saab 105.


Варианты

  Saab 105H: проект для ВВС Швеции с улучшенными летными данными, усиленным вооружением, усовершенствованным БРЭО и увеличенным запасом топлива; не строился
  Saab 105XT: улучшенный вариант Sk 60B с более высокими характеристиками, увеличенной массой боевой нагрузки и двумя более мощными ТРД General Electric J85-17B, усиленным крылом; масса боевой нагрузки доведена до 2000 кг
  Saab 105O: серийный вариант Saab 105XT для ВВС Австрии; построено 40; первый поставлен заказчику в июле 1970 года
  Saab 105G: прототип-демонстратор улучшенного Saab-105O с многими изменениями, главными из которых являлись более совершенная авионика и увеличение массы боевой нагрузки до 2350 кг; построен один


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Saab 105O

  Тип: многоцелевой легкий реактивный самолет
  Силовая установка: два ТРД General Electric J85-17B тягой по 1293 кг
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 970 км/ч; боевой радиус по профилю полета «большая - малая - большая высота» с боевой нагрузкой 1360 кг - 825 км
  Масса: пустого 2565 кг; максимальная взлетная 6500 кг
  Размеры: размах крыла 9,50 м; длина 10,80 м; высота 2,70 м; площадь крыла 16,30 м2
  Вооружение: боевая нагрузка массой до 2000 кг на шести подкрыльевых пилонах, включая контейнеры с 30-мм пушкой и пулеметами Minigun, бомбы, ракеты классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность»
Штурмовик-разведчик Sk 60C идентифицируется по удлиненной носовой части фюзеляжа с панорамным фотоаппаратом Fairchild KB-1B.
29 июня 1963г.: Карл-Эрик Фернберг выполнил полет на прототипе шведского учебно-тренировочного самолета и легкого штурмовика Saab 105.
Photograph of the Saab-105 multi-purpose light jet aircraft
The Saab 105G offers improved maneuvrability and new avionics.
Saab 105G demonstration aircraft, carrying six 500 lb bombs on underwing attachments
Saab 105G close-support and training aircraft (two General Electric J85-GE-17B turbojet engines)
Two Saab RB05A missiles on the inboard underwing pylons of a Saab 105
Основной объект замены - шведский учебно-боевой самолет SAAB 105
Закупленные Австрией в 1970 году, самолеты Saab 105O состояли на вооружении и в 2012 году. Австрийские самолеты оснащены американскими двигателями J85.
The SAAB 105OEs of Austria’s "Silver Birds"
The Swedish contingent seen nestling under the nose of the Tu-144 (which was removed later) - SAAB 105G SE-XBZ, a Supporter (to the left), with the Viggen behind
Капитан Л. В. Абрамов и полковник В. И. Медведев осматривают кабину учебно-боевого самолета Saab 105 во время визита в Швецию, авиабаза Упсала, 1967 г.
Three-view drawings of the Saab-105 multi-purpose light jet aircraft
Saab 105G
Saab 105G multi-purpose attack/training aircraft