Мировая Авиация 50
-
Аргентинский Skyhawk обстрелян во время атаки британского корабля "Фирлесс". Skyhawk оказался серьезным противником и самым эффективным боевым самолетом Аргентины, хотя был весьма уязвим для британских истребителей и ЗУР.
720-е, заменившие Electra в компании "Northwest", недолго использовались на сильно загруженных внутренних авиалиниях. В 1965 году им на смену пришли 727-е.
Компания "Avianca" в 1961 году начала получать 720-е, которые помогли ей открыть новые маршруты. Затем она передавала их во временное пользование своим филиалам. В 1970-х годах 720-е были заменены Boeing 727.
720B представлял собой типовой 720-й с заменой двигателей на JT3D или изначально построенный самолет с такими же двигателями. "Continental" начала эксплуатировать 720-е в I962 году на маршрутах от Далласа и Чикаго до Лос-Анджелеса.
"Boeing" предлагала 720-й Канаде в качестве морской патрульной машины, но попытка оказалась неудачной - канадцы выбрали Lockheed Orion. "Патрульный" 720-й предназначался для полета на очень малых высотах с небольшой скоростью, он оснащался системой магнитного обнаружения подводных лодок и специализированным навигационным оборудованием.
"Pratt & Whitney Canada" приобрела первый 720B в октябре 1986 года для использования в качестве летающей лаборатории для испытания турбовинтовых двигателей. В 1995 году компания приобрела еще два таких самолета.
Компания "American Airlines" обозначала свои 720-е как "707 Astrojet", чтобы сохранить знакомое пассажирам обозначение. Всего в ее составе до 1971 года летали 25 Model 720.
Boeing 720. Испытание на удар.
Ливия, начало 1942 года. В рамках совместных действий эти немецкие Bf 110C (неброский камуфляж с разводами) из 2.(H)/14 эскортируют Fiat G.50bis из 51-й эскадрильи итальянских ВВС (Regia Aeronautica).
Bf 110 и разбитый Ju 87D, брошенные немцами в Северной Африке. На носовой части Bf 110 видна эмблема - стилизованные буквы "HW" на оранжево-черном щите - аббревиатура названия эскадры Horst Wessel. Фотография сделана на заключительном этапе ливийской кампании.
Bell UH-1N
Британские вертолеты Gazelle широко применялись на Фолклендах для разведки, связи, эвакуации раненых и как боевые машины, но они часто страдали от огня стрелкового оружия
Эскадрилья SPA 81. Изображение гончей собаки на борту этого S. VII (иногда оно было черного цвета) указывает на его принадлежность к 81 -й французской эскадрилье. В 1917 году машины французских ВВС окрашивались в серебристо-серый цвет. К 1 августа самолетами S. VII были оснащены 50 истребительных эскадрилий. К концу Первой мировой войны S.VII во Франции были переклассифицированы в учебно-тренировочные машины, и в этом качестве они применялись еще около 10 лет.
19-я эскадрилья британских ВВС. A6662 был среди SPAD S.VII, полученных в 1917 году 19-й эскадрильей британских ВВС. базировавшейся в Сен-Мари Шапель, Франция. Ими также оснащались 23-я эскадрилья на Среднем Востоке. 30-я, 63-я и 72-я эскадрильи, всего англичане получили от французов 185 машин S.VII. Самолет SPAD, выпускавшийся в Британии по лицензии, оказался менее удачным и конструктивно слабым. После нескольких катастроф британские ВВС прекратили закупать эти самолеты до августа 1917 года, когда их конструкцию значительно усилили. Но и в дальнейшем пилоты с недоверием относились к построенным в Британии S.VII.
На этом SPAD S.XIII (S.VII !) нанесено изображение летящего аиста - эмблема известной французской авиагруппы "Cicognes" ("Аисты"). Первоначально это обозначение носила только одна эскадрилья SPA.3, но потом она была значительно расширена и преобразована в 12-ю истребительную авиагруппу (GC 12), состоявшую из пяти эскадрилий. Командовал группой капитан Арман Брокар, в ней служило несколько известных асов, в том числе самый результативный французский пилот Рене Фонк.
Этот S.VII с надписью "PHOTO" под кабиной был одним из нескольких французских самолетов, оборудованных аэрофотоаппаратами для воздушной разведки.
S.VII с номером 3 и опознавательными знаками недавно созданного государства Чехословакия в чешском городе Хебе, 1919 год. Концентрические круги были белого (в центре), синего и красного цветов. В 1921 году их заменили изображениями чешского флага.
Майор Г. Хортни из 27-й истребительной эскадрильи ВВС США так отозвался о SPAD S. XIII: "Летает как чертов кирпич!". Планы американской фирмы "Curtiss" по выпуску 2000 S. XIII были аннулированы, а все 893 таких самолета, полученных американцами, были сделаны во Франции. После войны много машин отправили в США, где они использовались как учебные под обозначением SPAD 13E с двигателями Wright-Hispano.
Модернизированный итальянский Tornado IDS со специальными обозначениями в честь 25-летия 154° Gruppo/6°Stormo, базирующейся в Геди.
Желтая молния на киле говорит о принадлежности этого Tornado к 36° Stormo, базирующемуся в Джоя-дель-Колле на юге Италии. Самолет вооружен двумя противокорабельными ракетами Kormoran.
Италия выделила 12 Tornado для операции "Буря в пустыне". Они действовали на малых высотах, атакуя иракские аэродромы. В первую ночь войны одна машина была потеряна.
Украшенный изображением акульей пасти Tornado ECR с ракетами HARM из 155° Gruppo выруливает на взлет во время учений 2007 года, аэродром Дечимоманну, Сардиния. Специалисты по подавлению вражеской ПВО из 155° Gruppo обычно находятся в Пьяченце как часть 50° Stormo AMI.
Итальянский Tornado ITECR летает в составе 755° Gruppo, решая задачи подавления ПВО с использованием ракет AGM-88 HARM. В отличие от штурмовиков, итальянские ECR окрашены в светло-серый цвет.
В 2009 году AH-1W оставался основным ударным вертолетом Корпуса морской пехоты США, однако на вооружении уже имеются радикально модернизированные вертолеты AH-1Z.
Bf 110C из 8./ZG 26 вскоре после прибытия в Северную Африку, весна 1941 года. Кабина и шины самолета защищены от солнца, но он все еще в темном европейском камуфляже.
Bf 110 и разбитый Ju 87D, брошенные немцами в Северной Африке. На носовой части Bf 110 видна эмблема - стилизованные буквы "HW" на оранжево-черном щите - аббревиатура названия эскадры Horst Wessel. Фотография сделана на заключительном этапе ливийской кампании.
Подготовка запасного самолета из III./ZG 26 на ВПП в Северной Африке, возможно, 1942 год.
Bf 110C над Критом в поисках английских очагов обороны. В мае 1941 года во вторжении на Крит участвовали I. и II./ZG 26, базировавшиеся в Аргосе, Греция.
Ливия, начало 1942 года. В рамках совместных действий эти немецкие Bf 110C (неброский камуфляж с разводами) из 2.(H)/14 эскортируют Fiat G.50bis из 51-й эскадрильи итальянских ВВС (Regia Aeronautica).
В Северной Африке действовали две группы тактической разведки на Bf 110: 2.(Р)/14 и 4.(Н)/12. На снимке один из экипажей 4.(Н)/12 отмечает свой 500-й боевой вылет. Разведку осуществляли Bf 110E-3 и Bf 110F-3 с фотокамерами в задней части фюзеляжа. Они также могли нести огромные 900-литровые подкрыльевые топливные баки.
В боевых действиях у Фолклендских островов британцы потеряли четыре из 10 самолетов Harrier GR.Mk 3. Их доработка включала возможность применения ракет AIM-9 и автоматов выброса дипольных отражателей и тепловых ловушек Tracor AN/ALE-40.
В аэропорту дежурили всего семь человек пожарных, все 248 пассажиров лайнера KLM погибли. Погибли и 313 человек, находившихся на борту самолета "Pan Am".
Первый полет Boeing 727. 9 февраля 1963г.: прототип пассажирского самолета малой и средней дальности Boeing 727 (заводской номер 72700) впервые поднялся в воздух. 727-го ожидал высокий уровень продаж, особенно на внутреннем рынке США. В течение многих лет он был самым продаваемым коммерческим реактивным авиалайнером.
29 июня 1963г.: Карл-Эрик Фернберг выполнил полет на прототипе шведского учебно-тренировочного самолета и легкого штурмовика Saab 105.
Поврежденные штурмовики Pucara на аэродроме Порт-Стенли после войны. На посадку заходит британский Hercules. В Порт-Стенли были захвачены 29 аргентинских самолетов, хотя летать могли лишь несколько из них.
Третий экземпляр F-105 во время летных испытаний на авиабазе Эдвардс; хорошо видна форма фюзеляжа, рассчитанная по правилу площадей. Первые несколько самолетов строились с небольшими окнами заднего обзора на фонаре, на более поздних машинах их не было.
1981 год, авиабаза Хилл, штат Юта. Этот F-105D, известный под прозвищем "Моя карма", из 466-й эскадрильи тактических истребителей 419-го ТИК достаточно долго эксплуатировался и получил камуфляж "Ящерица". 466-я эскадрилья опробовала на своих F-105 различные варианты камуфляжа. Все ее самолеты участвовали во вьетнамской войне; на счету данной машины Ил-28, уничтоженный на земле.
Для повышения точности бомбометания 30 F-105D оборудовали системой T-Stick II. На снимке самолеты 457-й эскадрильи тактических истребителей резерва ВВС, авиабаза Карсуэлл.
22 октября 1955 года летчик-испытатель фирмы "Republic" Р. Рот взлетает на YF-105A с авиабазы Эдвардс, Калифорния, для первого 45-минутного полета. Воздухозаборники и форма хвостового оперения отличаются от тех, что будут установлены на серийных F-105B.
ВВС США и фирма "Republic" принимали участие в экспериментах по дозаправке в воздухе. Обратите внимание на угол подвески баков по отношению к фюзеляжу верхнего YF-105A (54-0099); необходимая подъемная сила обеспечивается регулированием угла атаки. Сопротивление баков сводится к минимуму выравниванием их по воздушному потоку. Топливо получает F-105B (54-0102). Отчетливо видна разница в профилях и площади киля прототипов А и В.
Заказ на RF-105 аннулировали, а прототипам этой машины компания дала необычные обозначения - JF-1, JF-2 и JF-3. Первым из тройки опытных самолетов стал 54-0105.
Пилотажная группа ВВС США "Thunderbirds" обычно летала на самых популярных самолетах. В начале 1964 года для нее выбрали F-105B Thunderchief. Переучивание прошло быстро, а первое выступление состоялось уже в апреле в Норфолке, штат Вирджиния. Чтобы превратить Thunderchief в пилотажную машину, потребовалось обеспечить выполнение им перевернутых полетов, внеся изменения в руль направления, закрылки и топливную систему. Но "Thunderbirds" недолго использовали F-105B, они провели лишь шесть выступлений до катастрофы в мае 1964 года, после чего было принято решение оставшуюся часть сезона летать на F-100 Super Sabre.
"Big Sal" капитана Дж. Хоффмана возвращается после бомбардировки Северного Вьетнама. Его F-105D (61-0086) уцелел в войне и летал в составе авиации Национальной гвардии Вирджинии до 1979 года.
Самолет Thunderchief, широко известный как простой "перевозчик бомб" во время войны во Вьетнаме, испытывался на применение различного оружия класса "воздух-поверхность". Этот F-105D (FH-459) несет ракеты AGM-12 Bullpup А на внешних пилонах, внутренние зарезервированы под сбрасываемые топливные баки. Проблема с ракетой Bullpup заключалась в ее радионаведении, требовавшем, чтобы летчик сохранял линию прицеливания до попадания в цель. AGM-12 имела 113-кг боеголовку, дальность полета 11 км и массу 259 кг. Но Bullpup, выпускавшаяся фирмой "Martin Marietta Corp.", оказалась неэффективным оружием. Ракете не хватало поражающей силы, необходимой для таких крупных целей как мосты, против которых она и создавалась. Поэтому была разработана более крупная Bullpup В весом 454 кг с фугасной или ядерной боеголовкой.
F-105D Thunderchief из 335-й эскадрильи тактических истребителей в учебном полете над Северной Каролиной, 1964 год. В мае того же года эскадрильи Thunderchief первыми перебросили в Европу для участия в маневрах "Long Thrust" ("Дальний удар"). В учениях принимали участие подразделения командования тактической авиацией вместе с силами НАТО, условия были приближены к боевым. На заднем плане Thunderchief (FH-161), одна из 30 машин, позднее переоборудованных до стандарта T-Stick II.
На сборочной линии ранняя модель F-105B (заводской индекс FH-793). Постоянные изменения объемов заказов на Thunderchief создавали нервозную обстановку на фирме "Republic".
F-105D Thunderchief
Sea King и фрегат идут на помощь кораблю "Плимут", горящему у острова Восточный Фолкленд после обстрела аргентинскими Dagger из пушек калибра 30 мм и попадания пяти бомб Mk 82, хотя ни одна из них не взорвалась. Однако пушечные снаряды взорвали находившиеся на борту корабля глубинные бомбы.
Аргентинские летчики обычно атаковали с очень малых высот. Один Dagger из Grupo 6 виден за кораблем "Фирлесс" на уровне верхней части мостика.
25 февраля 1963г.: в Миллим-Вильяроше (Франция) состоялся полет прототипа франко-немецкого транспортного самолета Transall С.160 (D-9507).
В 1963г. поднялся в воздух прототип военно-транспортного Hawker Siddeley 748MF (G-ARRV). В июле 1966 года самолет поступил на вооружение британских ВВС под названием Andover C.Mk 1. Первой эти машины получила 46-я эскадрилья в Абингдоне, графство Беркшир.
Рейс 901 стал жертвой человеческого фактора, чрезвычайного стечения обстоятельств и явления, известного как "снежная мгла" или "белая пелена", а также отражения света на снегу, создававших эффект неразличимости горизонта.
Поврежденные штурмовики Pucara группы G3A на аэродроме Порт-Стенли после войны. На посадку заходит британский Hercules. В Порт-Стенли были захвачены 29 аргентинских самолетов, хотя летать могли лишь несколько из них.
7 января 1963г.: полетел прототип Short Skyvan с поршневыми моторами. Полет с турбовинтовыми двигателями (на фотографии) состоялся 2 октября.
Топливозаправщики Victor (на снимке), базировавшиеся вместе с Vulcan на острове Вознесения, стали важным элементом операции "Черная антилопа". Было запланировано семь таких рейдов, однако выполнено только пять. Хотя они не нанесли серьезного ущерба, аргентинцы поняли, что британские ВВС могут атаковать не только острова, но и саму Аргентину. Это заставило их держать свои лучшие истребители для прикрытия территории страны.
20 августа 1963г.: полетел прототип G-ASHG пассажирского самолета малой и средней дальности BAC One-Eleven с двумя турбовентиляторными двигателями.
F-105G с голубой учебной ракетой Shrike под левым крылом выполняет учебное задание, январь 1979 года. После Вьетнама F-105D и F-105G еще долго служили в авиации Национальной гвардии и резерва ВВС США.
Двухместный F-105F поднялся в воздух 11 июня 1963 года. Он выпускался как истребитель-бомбардировщик и учебно-боевой самолет переходного типа. Пока ему не нашли применение во Вьетнаме, было построено 143 машины.
Торснисс летал на F-105F Thunderchief, аналогичном изображенному на снимке, сделанном на авиабазе Корат. На самолете демонтируют кассету с фотопленкой для оценки поражения цели. Помимо задачи уничтожения установок ЗУР, F-105F использовались в качестве обычных бомбардировщиков, как и их одноместные собратья.
Во время известного полета Торснисс и Джонсон уничтожили две установки ракет SA-2 Guideline, первую - с помощью ПРР AGM-45 Shrike, а вторую (на рисунке) - кассетными бомбами. При плотном зенитном огне им удалось использовать все свое вооружение, причем самолет не получил повреждений. Боевая задача выполнялась на малой высоте.
F-105G Thunderchief. Этот F-105G Thunderchief в 1973 году входил в состав 17-й эскадрильи Wild Weasel (WWS) 388-го тактического истребительного крыла (ТИК). Она была сформирована в Корате (Таиланд) 1 декабря 1971 года для выполнения операций "Wild Weasel". Ранее их выполнял 1-й отряд 12-й эскадрильи тактических истребителей, ставший в ноябре 1970 года 6010-й WWS тихоокеанских ВВС. 17-я WWS - одно из последних подразделений ВВС США, отозванных из Юго-Восточной Азии в ноябре 1974 года. По прибытии на авиабазу Джордж (Калифорния) она передала свои самолеты вновь сформированной 562-й эскадрилье тактических истребителей 35-го ТИК, и к концу 1974 года была расформирована. Изображенный Thunderchief White Lightning в настоящее время находится в Либерале (Канзас) как памятник экипажам F-105, погибшим во Вьетнаме.
Whirlwind HCC.Mk 12. Для полетов королевы построили два специальных HCC.Mk 12. Они отличались специальным VIP-салоном на четырех пассажиров с шумоизоляцией, а также двойным управлением. Но если принц Филип часто садился в кабину, то королева редко пользовалась одномоторным Whirlwind. Королевский вертолет летал нерегулярно, пока британские ВВС не заменили его более безопасным двухдвигательным Wessex.
Whirlwind HAS.Mk 7 из 705-й эскадрильи морской авиации, использовавшиеся на базе ВМС Калдроуз как учебные. Mk 7 поступил в эксплуатацию в 1957 году, став первым специальным противолодочным вертолетом, но его быстро заменили на более крупный и тяжелый Westland Wessex. В 1960-х годах машина продолжала применяться как транспортная, а как учебно-тренировочная находилась в строю до декабря 1974 года.
Привычная для начала 1980-х годов картина для прибрежных вод Великобритании: желтый поисково-спасательный Westland Whirlwind британских ВВС.
Эти HAR.Mk 10 и HC.Mk 10, вставшие в строй в ноябре 1961 года, были первыми в британских ВВС газотурбинными Whirlwind. Они использовались для поисково-спасательных операций и как тактические транспортные вертолеты малой дальности.
Whirlwind HAS.Mk 7 из 829-й морской эскадрильи отрабатывает действия по спасению на море. Основной задачей подразделения было обучение экипажей противолодочных машин, но оно также выполняло поисково-спасательные операции в заливе Портленда.
26 мая 1963 года поднялся в воздух экспериментальный самолет Hunting Н.126, предназначенный для испытаний реактивных закрылков. Весь воздушный поток от ТРД Orpheus проходил через специальные термостойкие закрылки, что обеспечивало значительное увеличение подъемной силы крыла.
20 сентября 1963г.: экспериментальный немецкий СВВП EWR VJ 101C (X1), совершивший свой первый полет 10 апреля, впервые осуществил вертикальный взлет и переходы от вертикального к горизонтальному полету и наоборот. VJ 101 назвали "Traumjager" ("Истребитель мечты") из-за его футуристического вида.
Все три экземпляра Model 214ST, поставленные ВВС Венесуэлы, были списаны к середине 2000 года.
Bell Model 214ST
Первый прототип XV-15 (на снимке) в 1982 году использовался для проведения различных исследований, в том числе для измерений радиолокационной заметности машины и отработки палубных операций с десантного корабля "Триполи".
В 1993-1994 годах "Bell" сдавала в лизинг свой демонстрационный вертолет Model 230 чилийским ВМС на шесть месяцев, но заказов на серийную машину не поступило.
Фирма "BELL" предлагает вертолет Model 430 как корпоративный, общего или медицинского назначения, а также для обеспечения внутренней безопасности.
Bell Model 222
Типичный вертолет 214A, поставлявшийся иранской армии. Вероятно, немало таких машин по-прежнему находится в эксплуатации.
Model 214B BigLifter, обладавший исключительной грузоподъемностью, так и не нашел покупателей на рынке. В начале 1999 года в эксплуатации оставалось небольшое количество таких машин.
Bell Model 214B BigLifter
17 декабря 1963г.: состоялся полет нового дальнего самолета Lockheed C-141A с четырьмя турбовентиляторными двигателями, предназначенного для военно-транспортной авиации США.
26 января 1963г.: поднялся в воздух Hiller Model 1100 или OH-5A, отобранный для участия в конкурсе Армии США на легкий разведывательный вертолет.
Вертолетов AH-1T на вооружении КМП США не осталось. Изображен вертолет с блоками НАР калибра 70 и 127 мм на подкрыпьевых узлах подвески.
Bell AH-1T Imroved SeaCobra
Вертолет KingCobra, успешно прошедший испытания вместе с Sikorsky S-67, оказался не у дел из-за изменения требований военных. Теперь он находится в музее армейской авиации США.
Вертолет N3185K был первым прототипом Model 400, затем появились три предсерийные машины, последняя из них летала в 1985 году. Первый предсерийный вертолет позднее использовался для наземных испытаний.
Bell 412 из резерва ОАЭ садится на американский корабль "Банкер Хилл" после операции "Буря в пустыне", 1992 год. Обратите внимание на спасательную лебедку над дверью кабины по правому борту.