Lockheed C-141 Starlifter
Страна: США
Год: 1963


Стратегический военно-транспортный самолет с экипажем из 4-8 человек
Описание
Фотографии
Lockheed C-141 StarLifter

  17 декабря 1963 года в воздух поднялся новый реактивный военно-транспортный самолет, получивший обозначение C-141 StarLifter. Самолет обладал большой вместимостью и дальностью полета, что позволило резко повысить возможности Военной авиационной транспортной службы, располагавшей до того медлительными C-124 и маловместительными C-135.
  Проектирование самолета осуществлялось с учетом имевшихся наработок по проекту BTC C-130 Hercules. Новая машина имела фюзеляж аналогичного по форме сечения, двухстворчатую грузовую заднюю дверь и погрузочно-разгрузочную аппарель (рампу), с которой выброска грузов могла осуществляться и в воздухе. Имелись также два люка (двери) для выброски парашютистов по бортам в хвостовой части кабины, а также трехопорное шасси, основные опоры которого убирались в спонсоны по бортам фюзеляжа. В целях получения максимально возможной крейсерской скорости и улучшения управляемости самолета, разработчики применили стреловидные крыло с развитой механизацией и Т-образное хвостовое оперение.
  Другими отличительными особенностями StarLifter были возможность осуществления посадки фактически в любую погоду, силовая установка, включавшая четыре двухконтурных турбореактивных двигателя TF33, подвешенных на пилонах под крылом, и интегральные крыльевые топливные баки.
  Первые два серийных самолета C-141A - всего построено 284 самолета - были облетаны в декабре 1963 года, в октябре 1964 года они были переданы в войска и в апреле 1965 года достигли состояния начальной оперативной готовности. А затем этим машинам предстояло доказать свою значимость во время операций в Юго-Восточной Азии.
  Вскоре после поступления C-141A на вооружение стало ясно, что максимальная масса полезной нагрузки машины (32 136 кг или 41 731 кг для самолетов, переоборудованных для перевозки МБР LGM-30 Minuteman) достигалась достаточно редко - для того, чтобы выбрать максимально возможную массу груза просто не хватало объема грузовой кабины самолета. В итоге в 1970-е годы 270 из 274 остававшихся в эксплуатации самолетов - остальные четыре были переоборудованы для проведения различных испытаний и получили обозначения NC-141A - прошли модернизацию с целью увеличения полезного объема грузовой кабины. Фюзеляж был удлинен на 7,11 м, поэтому новые C-141B могли уже брать груз большей массы: вместимость грузовой кабины выросла на 30%, что равнялось 90 дополнительным самолетам. Кроме того, компания "Lockheed" установила на самолеты оборудование для приема топлива в полете, обеспечив StarLifter поистине глобальные возможности. Прототип нового варианта, YC-141B, совершил первый полет 24 марта 1977 года, последняя машина была модернизирована 29 июня 1982 года.
  На протяжении своей карьеры StarLifter осуществляли перевозки в интересах американских военных и их союзников в буквальном смысле по всему миру. Звездным же часом StarLifter стали операции второй половины 1990-х годов, когда самолеты активно привлекались для создания мощной группировки американских войск в Персидском заливе.
  Грузовая кабина самолета в стандартном варианте вмещала 166 человек, но максимальная загрузка могла составить 205 солдат или 168 парашютистов. В медико-эвакуационном варианте самолет мог перевозить 103 носилочных или 113 ходячих раненых, а в обычном грузовом варианте мог перевозить различные типы армейских автомашин и бронетехнику, либо до 13 стандартных грузовых поддонов, либо различные грузы (авиационные двигатели, продовольствие, ядерные боеприпасы и пр.).
  Тринадцать C-141B SOL II из 437-го авиакрыла были оборудованы для осуществления специальных операций на малых высотах (Special Operations Low Level - SOLL), отличаясь повышенной живучестью и дополнительной ИК-системой переднего обзора в носовой части.
  Самолеты C-141 были сняты с вооружения в 2006 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed C-141B StarLifter

  Тип: стратегический военно-транспортный самолет с экипажем из 4-8 человек
  Силовая установка: четыре ТРДД Pratt & Whitney TF33-P-7 тягой по 93,41 кН
  Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на большой высоте 910 км/ч; экономическая крейсерская скорость на большой высоте 797 км/ч; начальная скороподъемность 890 м/мин; практический потолок 12 680 м; дальность полета без нагрузки 10 280 км или 4725 км с максимальной нагрузкой
  Масса: пустого 67186 кг; максимальная взлетная 155 580 кг
  Размеры: размах крыла 48,74 м; длина 51,29 м; высота 11,96 м; площадь крыла 299,88 м2
  Полезная нагрузка: см. текст, максимальная масса полезной нагрузки 41222 кг
Прототипа Starlifter как такового не было, первый C-141A (61-2775) поднялся в воздух с аэродрома в Мариетте 17 декабря 1963 года. Поставки ВВС США начались в октябре 1964 года. Последний из 284 самолетов был передан заказчику в феврале 1968 года.
C-141A StarLifter имел недостаточный объем грузовой кабины, но, тем не менее, являлся отличным военно-транспортным самолетом.
В середине 1960-х годов главной проблемой для Пентагона стала война во Вьетнаме, поэтому поступавший в войска C-141A сразу же был переориентирован на обеспечение действий в Юго-Восточной Азии.
На этой известной фотографии представлен первый C-141, переданный на авиабазу Тинкер, штат Оклахома, в октябре 1964 года. Служба C-141 в ВВС США длилась 42 года.
Большинство C-141 получили серо-белую окраску, но данный C-141A испытывался с новым малозаметным камуфляжем, принятым в декабре 1977 года. В итоге весь флот этих машин имел более темный камуфляж типа "European One", а в последние годы службы самолеты перекрасили в камуфляж типа "Compass Gray".
Starlifter мог перевозить многие виды грузов и военной техники, исключая основные боевые танки. Самолеты активно привлекались к перевозкам личного состава и грузов в ходе войны во Вьетнаме, в период арабо-израильской войны 1973 года, в операциях "Urgent Fury" (Гренада, 1983 год) и "Буря в пустыне" (1991 год), в Панаме в 1989 году и в Ираке и Афганистане - уже в новом тысячелетии.
Изображен 200-й C-141B, переоборудование которого практически завершено, и вскоре рабочие приступят к его окраске. Хорошо заметна 4,06-метровая вставка перед крылом и 3,05-метровая вставка позади крыла. Вверху носовой части фюзеляжа видно оборудование системы дозаправки топливом в полете.
Модернизация C-141A в C-141B (на переднем плане) включала вставку секции длиной 4,06 м прямо перед крылом и секции длиной 3,05 м - сразу после крыла.
Предназначенный преимущественно для перевозки грузов, C-141B мог быстро переоборудоваться под решение других задач, таких как выброска парашютного десанта - для этого использовались задние боковые двери. C-141 стал первым реактивным самолетом, приспособленным для решения данной задачи.
C-141B мог брать на борт и обеспечивать воздушное десантирование 168 полностью экипированных десантников-парашютистов. Двери хвостового грузового отсека открывались наружу, что было весьма удобно.
6 мая 2006г.: ВВС США официально списали последний самолет C-141 StarLifter. В первом полете этот самолет с кодом 66-0177, названный "Hanoi Taxi", вывез группу военнопленных из Ханоя в 1973 году. В последний раз он сел в Райт-Филде, Дейтон, Огайо. После соответствующей церемонии его поместили в Национальный музей ВВС США. Первый C-141A начал службу в ВВС США в апреле 1965 года В ходе эксплуатации эти самолеты налетали в общем счете свыше 10,6 млн часов.
Стратегический воздушный мост. Транспортные подразделения сил коалиции внесли неоценимый вклад в подготовку Запада к войне. Уже через пять дней после начала операции "Щит пустыни" транспортные самолеты С-5 и C-141B перебросили в Саудовскую Аравию пять истребительных эскадрилий, обслуживающий персонал средств ДРЛО и бригаду из 82-й десантной дивизии. Эти самолеты также доставили 11-ю бригаду ПВО армии США, вооруженную ЗРК Patriot, сыгравшими важную роль в этой войне. Наравне с военными самолетами активно использовались машины из гражданского авиационного резерва (самолеты принадлежащие частным авиакомпаниям "FedEx" и 'Southern Air Transport", которые могли быть привлечены американскими военными в случае войны).
A C-5A keeps company with its smaller predecessor from the Lockheed-Georgia plant at Marietta, the C-141B Starlifter both in the Europe I camouflage now being progressively adopted.
Военно-транспортная авиация летала круглосуточно. В Дахране на пике перевозок самолеты С-5 и C-141B садились каждые семь минут. Транспортные перевозки выполняли также самолеты-заправщики САК ВВС США и самолеты CRAF.
В 1980-е годы американские C-141 несли камуфляж типа "ящерица" - он был наиболее эффективен, как считалось, для действий на Европейском ТВД.
C-141 с эмблемой «Т-птиц»
16-я транспортная эскадрилья дислоцировалась на авиабазе Чарльстон, штат Южная Каролина, а в 1999 году была переведена на авиабазу Мак-Гуайр, штат Нью-Джерси.
Вверху: большинство учебных вылетов SOLL II выполнялись в ночное время, но данная машина попала в объектив днем.
Как и другие стратегические военно-транспортные самолеты ВВС США, StarLifter мог решать возложенные на него задачи в любых условиях. На фотографии - C-141B, окрашенный в камуфляж "Compass Grey", выполняет учебный полет в удаленном районе (снимок сделан с самолета-заправщика).
C-141B SOLL II из Командования специальных операций стали одними из последних, отправленных в отставку, - в 2006 году им на смену пришли C-17A.
SOLL II StarLifter выполняет прием топлива от самолета-заправщика KC-135R во время очередного тренировочного полета. Внизу носовой части машины - ИК-система переднего обзора AAQ-17 FLIR, аналогичная той, что стоит на других самолетах Командования специальных операций ВВС США, таких как AC/MC-130.
Модернизированные C-141B существенно повысили потенциал Военно-транспортного авиационного командования ВВС США. Благодаря системе дозаправки топливом в полете, C-141 стали действительно "глобальными транспортниками".
Во время испытаний KC-10 отрабатывалась передача топлива самолетам многих типов. На снимке - дозаправка военно-транспортного самолета C-141 StarLifter во время испытательного полета, проводившегося в декабре 1980 года с авиабазы Эдвардс, штат Калифорния. На заднем плане - истребитель F-4.
YC-141B (66-0186) готовится принять топливо от воздушного танкера NKC-135A во время очередного этапа летных испытаний. Оснащение самолета системой дозаправки топливом в полете существенно повысило потенциал StarLifter, которые теперь могли без посадки достигать даже Антарктики.
Самолеты Starlifter находились на службе 41 год. И даже в 21 веке их применяли в Ираке и Афганистане.
Демонстратор L-300 - N4141A - был продан в 1971 году НАСА, где стал обозначаться N714NA и использовался в качестве летающей лаборатории. Самолет был известен как Kuiper Airborne Observatory ("воздушная обсерватория Койпера") и эксплуатировался специалистами Исследовательского центра им. Эймса до 1995 года (его сменил SOFIA 747SP), выполняя по 80 полетов общей продолжительностью 600 часов ежегодно.
17 декабря 1963г.: состоялся полет нового дальнего самолета Lockheed C-141A с четырьмя турбовентиляторными двигателями, предназначенного для военно-транспортной авиации США.
C-141A представлял собой высокоплан, имел силовую установку с четырьмя двигателями и грузовую рампу, обеспечивавшую погрузку на борт различных грузов - вплоть до межконтинентальных баллистических ракет.
Lockheed C-141A StarLifter (four Pratt & Whitney TF33-P-7 turbofan engines)
Lockheed C-141A StarLifter long-range military transport (four Pratt & Whitney TF33-P-7 turbofan engines)
StarLifter для НАСА. Предполагая в начале 1960-х годов рост рынка грузовых авиаперевозок, компания "Lockheed" завершила постройку 110-го StarLifter в варианте демонстратора гражданского "грузовика" L-300 (фото). Самолет получил сертификат FAA 20 января 1965 года, а компании "Slick Airways" и "Flying Tiger Line" заказали по четыре самолета удлиненной модификации L-300B, плюс еще несколько по опционам. Однако работы по L-300B напрямую зависели от того, получит ли компания заказ от ВВС США на вариант Super StarLifter. Этого не произошло, и вся программа создания гражданского C-141 рухнула.
This early model C-141 transport was modified for the Advanced Radar Test Bed (ARTB) and could be fitted with several different noses from current aircraft.
Третий StarLifter почти все время, до передачи в 1997 году в Резерв, использовался в ВВС США как опытный самолет NC-141A для испытания различных систем и оборудования.
Lockheed C-141 StarLifter modified by LAS as an Airborne Infra-Red Observatory, with dorsal port forward of wing for a 15,000 lb (6,804 kg) infra-red telescope
Among aircraft that have contributed to the development of the B-1B is this Lockheed C-141 StarLifter with the AN/ALQ-161 defensive radar tail warning equipment mounted in the rear fuselage.
24 марта 1977г.: поднялся в воздух прототип военно-транспортного самолета Lockheed YC-141B - удлиненный вариант C-141 Starlifter с рядом усовершенствований в конструкции.
Stretched StarLifter prototype, Lockheed YC-141B 60186 on its first flight at Marietta, 24th March 1977; fuselage is 23.3 ft longer than C-141A
C-141B StarLifter. После начала серийного выпуска в октябре 1964 года стратегический военно-транспортный самолет (ВТС) C-141 StarLifter эксплуатировался ВВС, Резервом ВВС США, авиацией Национальной гвардии США и НАСА. Впоследствии ему на смену пришел BTC Boeing C-17A.
C-141B StarLifter
Lockheed Model 301, commercial version of the C-141A StarLifter
Lockheed C-141B StarLifter