Мировая Авиация 149
-
Центр НАСА им. Драйдена на авиабазе Эдвардс получил F-104 как основные машины своего испытательного авиапарка. Самолеты привлекались к различным программам. NASA 824 был одним из трех самолетов TF-104C, принадлежавших ранее Люфтваффе. На снимке он изображен вместе с NB-52A, также принадлежавшим НАСА.
Новые пилоны, внедренные на самолетах DC-8 60-й серии, позволили повысить топливную экономичность и крейсерскую скорость самолета благодаря снижению аэродинамического сопротивления. Данная машина использовалась компанией в качестве демонстратора в 1966-1967 годах.
DC-8, принадлежавшие "Braniff International", были, пожалуй, самыми красивыми представителями своего семейства. Лайнер Series 62 был поставлен компании в сентябре 1967 года и летал до 1983 года.
N8073U был первым DC-8-61, поставленным компании "United Airlines", и вышел на линию Калифорния - Гавайи в феврале 1967 года в варианте на 222 пассажира. На снимке - один из тех самолетов, которые были переоборудованы в Super 71 и эксплуатировались вплоть до 1990-х годов.
Данный самолет, построенный в апреле 1970 года как DC-8-63CF для "Trans International Airlines", в 1984 году прошел переоборудование в вариант Super 73CF.
"Eastern Air Lines" приобрела DC-8-61 для эксплуатации на внутренних маршрутах, позже самолет летал в "Japan Air Lines", затем для американской компании "Airborne Express" был переоборудован в грузовой вариант.
Хотя Boeing 707 превзошел DC-8 по количеству проданных машин и стал почти синонимом комфортабельного путешествия на реактивном авиалайнере, последний был выбран многими грузовыми авиакомпаниями, такими как "Flying Tiger Line". Обратите внимание - изображенный Super 73AF не имеет иллюминаторов.
83-я эскадрилья истребителей-перехватчиков летала на F-89 большую часть 1950-х годов, пока не пересела на F-104. Но потери Командования ПВО в самолетах F-104A стали угрожающе расти.
Starfighter во Вьетнаме. В апреле 1965 года, когда угроза со стороны северовьетнамских МиГов стала серьезной, ВВС США перебросили в Дананг 435-ю тактическую истребительную эскадрилью 479-го тактического истребительного авиакрыла. F-104 должны были прикрывать свои ударные самолеты, но ввиду малой дальности полета оказались плохими истребителями сопровождения - противник просто ждал, когда те повернут на базу, и сразу же поднимал в воздух свои истребители. В ходе одного из боев F-104 был сбит китайскими МиГ-19. Первая командировка продлилась до декабря 1965 года, а в мае 1966 года самолеты вновь вернулись в регион, но уже на авиабазу Удорн в Таиланде (F-104C на снимке). На этот раз преимуществом пользовались штурмовые задачи, хотя с полной боевой нагрузкой дальность полета самолета была просто ничтожной. Starfighter принимали участие в операции "Bolo" - уничтожении северокорейских МиГов. Однако слава досталась пилотам F-4 Phantom - они сбили больше всех самолетов противника. Потери F-104 от огня ЗРК составили два самолета, от огня зенитной артиллерии - шесть, по небоевым причинам - тоже шесть машин.
Во время Кубинского кризиса три эскадрильи F-104A были переданы из авиации Национальной гвардии в 32-ю авиадивизию на авиабазе Хоумстид, штат Флорида.
Центр разработки и испытаний вооружения на авиабазе Эглин располагал 24 беспилотными сверхзвуковыми мишенями QF-104A.
В начале своей карьеры F-104C из 479-го тактического истребительного авиакрыла несли яркий камуфляж, но затем он был убран.
В течение 1960-1963 годов эскадрильи авиации Национальной гвардии штатов Аризона, Южная Каролина и Теннесси (на снимке) летали на F-104A/B. В ноябре 1961 года, во время Берлинского кризиса, все эти эскадрильи были передислоцированы в Европу: аризонская эскадрилья - на авиабазу Рамштайн (Германия), южнокаролинская - на авиабазу Морон (Испания), а 151-я эскадрилья из Теннесси присоединилась к 197-й в Рамштайн (вернулась на родину в августе 1962 года).
Данные F-104C из 479-го тактического истребительного авиакрыла запечатлены на одной из авиабаз в Европе - самолеты периодически базировались там в 1960-е годы.
Учебное подразделение Люфтваффе неоднократно меняло обозначение - 4510-е учебное авиакрыло, затем 58-е тактическое истребительное учебное авиакрыло, а с 1977 года - 58-е тактическое учебное авиакрыло.
Центр НАСА им. Драйдена на авиабазе Эдвардс получил F-104 как основные машины своего испытательного авиапарка. Самолеты привлекались к различным программам. NASA 824 был одним из трех самолетов TF-104C, принадлежавших ранее Люфтваффе. На снимке он изображен вместе с NB-52A, также принадлежавшим НАСА.
Данный самолет Hampden TB.Mk I, принадлежавший 455-й эскадрилье австралийских ВВС, показан в той окраске, какая у него была во время базирования в октябре 1942 года в Ваенге на советском Севере (ныне здесь расположена военно-морская база Североморск).
Handley Page Hampden Mk I
YC-141B (66-0186) готовится принять топливо от воздушного танкера NKC-135A во время очередного этапа летных испытаний. Оснащение самолета системой дозаправки топливом в полете существенно повысило потенциал StarLifter, которые теперь могли без посадки достигать даже Антарктики.
Истребитель Kawasaki Ki-61 Hien, оснащенный двигателем DB601, был любимой машиной японских асов, включая Шого Такеучи (более 30 побед). Впрочем, несмотря на огромное мужество и презрение к смерти, японские летчики не могли противостоять самолетам B-29, обладающим большой скоростью и высотой полета, а также мощным оборонительным вооружением.
В 1945-1946 годах "Beech" создала свой первый "семейный" самолет - Bonanza, воплотивший в своей конструкции самые последние достижения мирового авиапрома и ставший базой для создания других моделей легких самолетов.
После захвата Иводзимы дислоцировавшиеся ранее на Сайпане истребители P-51D перебазировались на новое место. Изображены истребители с дополнительными баками для эскортирования B-29 в рейдах на Японию.
Ил-76ТД. Самолеты Ил-76 с маркировкой авиакомпании "Аэрофлот" часто привлекались к решению задач в интересах советского Министерства обороны или же в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Самолет может оснащаться современными средствами противодействия ракетам с ИК ГСН.
Данный Ил-76ТД, сфотографированный незадолго до распада СССР, несет специальную арктическую окраску.
Маркировка и обозначения компании "Аэрофлот" наносились даже на такие откровенно военные варианты, как представленные на этой фотографии воздушный командный пункт (третий снизу), военно-транспортный Ил-76М (ближний самолет), а также Ил-76СКИП (Бе-976) - самолеты телеметрии для испытаний ракет (второй и дальний на снимке).
Компания "Авиаэнерго" одно время эксплуатировала два Ил-76ТД, но на конец 2010 года располагала только одним Ил-62М и четырьмя Ту-154М.
Один Ил-76ЛЛ был модифицирован для испытаний турбовинтового двигателя Д-27 разработки ЗМКБ "Прогресс" (ныне ГП "Ивченко-Прогресс", Украина). Двигатель был выбран для ВТС Ан-70.
Blenheim Mk IV из 50-й эскадрильи, весна 1940 года. Эскадрилья на тот момент дислоцировалась во Франции в составе AASF (Advanced Air Striking Force) и выполняла ночные разведывательные полеты. После германского вторжения она в мае 1940 года вернулась в Эндовер.
Blenheim был маневренным и высокоскоростным самолетом для своего времени, но оказался совершенно не готов к реалиям новой войны, к тому же у противника появились более эффективные бомбардировщики, такие как Ju 88 и Do 17.
Blenheim более эффективно использовался в британском Береговом командовании в качестве бомбардировщика для патрулирования побережья, сопровождения конвоев и атак норвежских аэродромов. Эти шесть Mk IVF принадлежали 254-й эскадрилье.
Благодаря высокой маневренности и мощи немецкие истребители Messerschmitt Bf 109E несли смертельную угрозу для Blenheim.
Маркировка и обозначения компании "Аэрофлот" наносились даже на такие откровенно военные варианты, как представленные на этой фотографии воздушный командный пункт (третий снизу), военно-транспортный Ил-76М (ближний самолет), а также Ил-76СКИП (Бе-976) - самолеты телеметрии для испытаний ракет (второй и дальний на снимке).
На данном МиГ-27 советских ВВС хорошо заметен подфюзеляжный киль большой площади, установленный в целях улучшения продольной устойчивости. Подобный камуфляж и сегодня используется на ударных самолетах современных ВВС России, таких как штурмовики Су-25.
Этот МиГ-23БН принадлежал 25-му бомбардировочному авиаполку болгарских ВВС, дислоцировавшемуся в Садово. Болгарские ВВС также имели на вооружении некоторое количество истребителей МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ.
В случае начала полномасштабной войны между странами ОВД и НАТО самолеты МиГ-23БН авиации ГДР оказались бы в первых рядах "воздушных волн", наносящих удары по позициям противника. Здесь им неизбежно пришлось бы столкнуться с вражескими истребителями.
Модернизированный ВТС Ил-76МФ получил новые двигатели ПС-90А и отличается удлиненным фюзеляжем и новейшей авионикой.
Экипажи и техники Liberator из 356-й эскадрильи британских ВВС ликуют по случаю окончания войны. B-29 британских ВВС и ВВС Армии США внесли огромный вклад в победу над Японией, выполняя разведывательные полеты и нанося разрушительные удары по объектам противника.
Всего было выпущено около 1000 истребителей-бомбардировщиков МиГ-23/МиГ-27, большая часть из которых поступила в советские ВВС. Самолет оказался весьма эффективным для решения задач по штурмовке наземных объектов противника.
Необходимость эксплуатации МиГ-23Б/МиГ-27 с фронтовых аэродромов, не отличающихся особой ухоженностью, заставила конструкторов обратить пристальное внимание на соответствующую доработку шасси.
"Бахадуры" были оснащены достаточно современным и высокоэффективным навигационно-прицельным оборудованием и заслужили признание в индийских ВВС. Сегодня национальные ВВС получают многофункциональные Су-30МКИ, способные решать и задачи, возлагавшиеся ранее на "Бахадуры".
В индийских ВВС экспортный вариант МиГ-27М получил обозначение "Бахадур", в переводе с хинди - "Храбрец". Ему также в НАТО присвоили имя "Flogger-J".
Четырехместный Як-18Т приобрел достаточно высокую популярность за рубежом и до сих пор находится в мелкосерийном производстве.
Прототип W/8 "Ньюкасл", позднее получивший имя "Герцогиня Йорка" (рег. G-EAPJ), стал родоначальником серии удачных коммерческих авиалайнеров 20-х гг. прошлого века. Он воплотил в себе ряд конструктивных элементов O/400 и V/1500. Находясь в эксплуатации HPT, этот самолет разбился 10 июля 1923г. при выполнении аварийной посадки в Пуаси, недалеко от Парижа. Самолет сфотографирован с первоначальным вариантом хвостового оперения.
FINE RECORD: Handley Page (H.P.18) W.8 (Reg: G-EAPJ) powered by two 450-h .p. Napier Lions, which recently established a British record by lifting a useful load of 3,690 lbs. to an altitude of (official) 13,999 ft. We have no official information as to whether it was the barograph or the e.g. of the machine, or the e.g. of the useful load which reached this altitude. The duration of the flight was 1 hour 20 minutes
Крылья Heyford выполнялись из металла, с полотняной обшивкой, а металлический фюзеляж был покрыт обшивкой из легкого сплава и полотна. Экипаж - четыре человека, шасси - неубирающееся с хвостовым колесом.
"Avions Pierre Robin" приступила к постройке учебных и туристических самолетов в 1969 году и продала с тех пор более 3500 самолетов.
Cessna 172 стал самым массовым туристическим самолетом в послевоенный период - было выпущено более 43 тысяч машин, хотя в 1985-1996 годах выпуск этого самолета был временно прекращен.
Handley Page Heyford
Маркировка и обозначения компании "Аэрофлот" наносились даже на такие откровенно военные варианты, как представленные на этой фотографии воздушный командный пункт (третий снизу), военно-транспортный Ил-76М (ближний самолет), а также Ил-76СКИП (Бе-976) - самолеты телеметрии для испытаний ракет (второй и дальний на снимке).
Четырехместный TB 20 Trinidad стал самым совершенным вариантом легких самолетов компании SOCATA. Имевший убирающееся шасси, самолет мог развивать крейсерскую скорость до 301 км/ч.
Halifax B.Mk II LQ-R принадлежал 405-й эскадрилье "Vancouver" канадских ВВС, конец 1942 года. Надпись на самолете гласит: "Эй, Геринг, Р-Роберт снова здесь". Эскадрилья впервые использовала свои Halifax в ночь с 30 на 31 мая 1942 года - во время рейда на Кельн.
Handley Page Halifax B.Mk.III
Самолет K6994 эксплуатировался вначале в 420-м звене, участвовал в экспериментах с "авиационными минами" (операция "Mutton"). В декабре 1940 года 420-е звено было переименовано в 93-ю эскадрилью, а этот Harrow Mk II был передан в другую часть.
G-AHDN - один из 12 самолетов Halton, использовавшихся в авиакомпании BOAC. Он был назван "Flamborough" и изначально строился как бомбардировщик Halifax C.Mk 8 компанией "Handley Page". В компании BOAC самолет начал эксплуатироваться в марте 1947 года, был утилизирован в ноябре 1950 года.
G-AAXE Hengist первоначально получил в авиакомпании "imperial Airways" название Hesperides, но вскоре оно было изменено - писать и проговаривать это название десятки и сотни раз в день было настоящим испытанием.
Handley Page H.P.42
Hermes поступил в эксплуатацию авиакомпании BOAC 6 августа 1950 года. Этот Hermes IV G-ALDI позже был продан компании "Silver City".
Самолет Handley Page Manx, названный в честь бесхвостых кошек породы Манкс с острова Мэн (мэнская бесхвостая), являлся достаточно необычным экспериментальным самолетом, хотя судьба его не сложилась.
13 августа 1976г. Первый полет прототипа коммерческого вертолета Bell Model 222. Компания "Bell Helicopters" объявила, что это первый двухмоторный вертолет такого класса, построенный в США.
N222BX - один из пяти прототипов Model 222. Работы по новому двухдвигательному вертолету, предназначавшемуся изначально для рынка гражданской авиатехники, шли не так гладко, как надеялся разработчик.
Лондонская полиция была среди первых покупателей Bell 222 - на вертолет поставили поисковый проектор "NiteSun" и громкоговоритель. Позже ему на смену пришел Eurocopter AS 355 Squirrel.
Model 222 воплотила в себе все современные на тот момент разработки в области гражданского и военного вертолетостроения. Хорошо заметно стреловидное вертикальное оперение, большая площадь и кривизна профиля которого обеспечивали даже возможность продолжения полета в случае выхода из строя рулевого винта. Данная машина принадлежала уже несуществующей британской чартерной авиакомпании "Knight Air".
"Airwolf" - телезвезда. Вероятно, одним из наиболее известных Bell 222 стал "Airwolf" - звезда телесериала, вышедшего в США в 1984-1986 годах. Согласно сценарию, вертолет был создан одной из спецслужб, управлял им экипаж из ветерана Вьетнама Стрингфеллоу Хока (его роль исполнял Ж. М. Винсент) и Доминика Сантини (Э. Боргнайн), владевшего компанией "Santini Airways". Вертолет был оснащен системой, позволявшей развивать сверхзвуковую скорость, а также комплексом вооружения, включавшим управляемые ракеты. Вертолетчики легко сбивали другие вертолеты и даже вражеские истребители, а также уничтожали различные наземные цели - от грузовиков до танков.
В 1983 году компания "Bell" запустила в производство новую модификацию 222-й модели - вертолет Model 222UT, отличавшийся увеличенным запасом топлива и полозковым шасси.
В 1989 году компания "Bell" анонсировала вертолет Model 230 - преемника Model 222, имевшего схожую конструкцию, но оснащавшегося двумя более мощными ТВаД марки Allison. Преемник отличался кабиной большего объема - в базовом варианте она вмещала до восьми пассажиров. На смену Bell 230 в 1995 году пришла модификация Model 430.
В течение 1993 года компания "Bell" испытывала на модифицированном Bell 222 рулевой винт в кольцевом канале - новая машина отличалась пониженной шумностью и обеспечивала большую безопасность при обслуживании на земле. Полученные результаты были впоследствии использованы компанией в других проектах.
До официального старта программы компания "Bell" продемонстрировала полноразмерный макет вертолета, обозначавшегося тогда Model D306. Проект вызвал определенный интерес на рынке, поэтому компания приняла решение строить пять прототипов, но уже без Т-образного хвостового оперения.
Компании "Piper", "Cessna" и "Beech" доминировали на рынке частной авиации с конца 1940-х годов. PA-28 Warrior - один из наиболее популярных туристических самолетов, особенно в Великобритании и США.
Один из двух прототипов Hastings в полете. Аналогичная схема камуфляжа использовалась на варианте Hastings Met.Mk 1.
Прототипа Starlifter как такового не было, первый C-141A (61-2775) поднялся в воздух с аэродрома в Мариетте 17 декабря 1963 года. Поставки ВВС США начались в октябре 1964 года. Последний из 284 самолетов был передан заказчику в феврале 1968 года.
Большинство C-141 получили серо-белую окраску, но данный C-141A испытывался с новым малозаметным камуфляжем, принятым в декабре 1977 года. В итоге весь флот этих машин имел более темный камуфляж типа "European One", а в последние годы службы самолеты перекрасили в камуфляж типа "Compass Gray".
Изображен 200-й C-141B, переоборудование которого практически завершено, и вскоре рабочие приступят к его окраске. Хорошо заметна 4,06-метровая вставка перед крылом и 3,05-метровая вставка позади крыла. Вверху носовой части фюзеляжа видно оборудование системы дозаправки топливом в полете.
Предназначенный преимущественно для перевозки грузов, C-141B мог быстро переоборудоваться под решение других задач, таких как выброска парашютного десанта - для этого использовались задние боковые двери. C-141 стал первым реактивным самолетом, приспособленным для решения данной задачи.
16-я транспортная эскадрилья дислоцировалась на авиабазе Чарльстон, штат Южная Каролина, а в 1999 году была переведена на авиабазу Мак-Гуайр, штат Нью-Джерси.
Вверху: большинство учебных вылетов SOLL II выполнялись в ночное время, но данная машина попала в объектив днем.
Как и другие стратегические военно-транспортные самолеты ВВС США, StarLifter мог решать возложенные на него задачи в любых условиях. На фотографии - C-141B, окрашенный в камуфляж "Compass Grey", выполняет учебный полет в удаленном районе (снимок сделан с самолета-заправщика).
C-141B SOLL II из Командования специальных операций стали одними из последних, отправленных в отставку, - в 2006 году им на смену пришли C-17A.
SOLL II StarLifter выполняет прием топлива от самолета-заправщика KC-135R во время очередного тренировочного полета. Внизу носовой части машины - ИК-система переднего обзора AAQ-17 FLIR, аналогичная той, что стоит на других самолетах Командования специальных операций ВВС США, таких как AC/MC-130.
YC-141B (66-0186) готовится принять топливо от воздушного танкера NKC-135A во время очередного этапа летных испытаний. Оснащение самолета системой дозаправки топливом в полете существенно повысило потенциал StarLifter, которые теперь могли без посадки достигать даже Антарктики.
Самолеты Starlifter находились на службе 41 год. И даже в 21 веке их применяли в Ираке и Афганистане.
Демонстратор L-300 - N4141A - был продан в 1971 году НАСА, где стал обозначаться N714NA и использовался в качестве летающей лаборатории. Самолет был известен как Kuiper Airborne Observatory ("воздушная обсерватория Койпера") и эксплуатировался специалистами Исследовательского центра им. Эймса до 1995 года (его сменил SOFIA 747SP), выполняя по 80 полетов общей продолжительностью 600 часов ежегодно.
StarLifter для НАСА. Предполагая в начале 1960-х годов рост рынка грузовых авиаперевозок, компания "Lockheed" завершила постройку 110-го StarLifter в варианте демонстратора гражданского "грузовика" L-300 (фото). Самолет получил сертификат FAA 20 января 1965 года, а компании "Slick Airways" и "Flying Tiger Line" заказали по четыре самолета удлиненной модификации L-300B, плюс еще несколько по опционам. Однако работы по L-300B напрямую зависели от того, получит ли компания заказ от ВВС США на вариант Super StarLifter. Этого не произошло, и вся программа создания гражданского C-141 рухнула.
Третий StarLifter почти все время, до передачи в 1997 году в Резерв, использовался в ВВС США как опытный самолет NC-141A для испытания различных систем и оборудования.
C-141B StarLifter. После начала серийного выпуска в октябре 1964 года стратегический военно-транспортный самолет (ВТС) C-141 StarLifter эксплуатировался ВВС, Резервом ВВС США, авиацией Национальной гвардии США и НАСА. Впоследствии ему на смену пришел BTC Boeing C-17A.
C-141B StarLifter
Bristol 142 "Britain First", сфотографированный во время испытаний в Мартлешем-Хит в 1935 году, появился в результате частного заказа медиамагната лорда Ротермера и тут же вызвал интерес у военных.
OUTSTANDING 1935 MILITARY TYPE. From the Bristol 142 civil monoplane shown a high-speed medium bomber is being developed. In its civil form the 142, with two 605 h.p. Bristol Mercury VIs, does 268 m.p.h.
J9126, прототип Clive Mk I, позже был переоборудован в гражданский авиалайнер по стандарту W.10 и использовался сэром Аланом Кобхэмом.
Handley Page H.P.24 Hyderabad
"Diamond Aircraft" внесла свой вклад в область разработки и выпуска легких самолетов. Изображен DA40, получивший большую популярность в Европе.
По экономическим причинам многие частные владельцы самолетов переключились с обычных легких машин на самолеты, собираемые в домашних условиях из заводских комплектов. Lancair IV - четырехместный туристический самолет, развивающий крейсерскую скорость более 483 км/ч и стоящий порядка 99 тысяч долларов.
Компания "Stoddart-Hamilton" была создана только в 1979 году, но сумела оказать серьезное влияние на рынок частных самолетов - самолеты серии Glasair можно было собирать из заводских комплектов прямо дома.
Считалось, что Hereford будет иметь лучшие летно-технические характеристики, чем Hampden, но силовая установка оказалась очень слабой. Данный самолет принадлежал к первой партии из 100 машин.