Мировая Авиация 150
-
Фронтовой бомбардировщик Ил-28 стал советским ответом на британский самолет Canberra. Ил-28 строились массово и поступили на вооружение всех стран Организации Варшавского договора.
Ту-160 остается пока последним в линии развития советских и российских стратегических бомбардировщиков/ракетоносцев. В конкурсе на перспективный стратегический ракетоносец принимали участие несколько КБ, но победил именно Ту-160.
Турция стала вторым после Финляндии импортером Blenheim по количеству приобретенных самолетов (56) - в основном варианта Mk I. Первая партия была поставлена в 1937 году.
Bristol "Blenheim" Bombers (two Bristol "Mercury" engines) of the Turkish Air Force lined up on the Gazir Emir Aerodrome, at Izmur. The Air Force of Turkey have two squadrons armed with this machine.
Наибольшую известность на Западе получил "Bear" ("Медведь") - Ту-95. Использование турбовинтовых двигателей на таком самолете для многих стало сюрпризом, но комбинация ТВД огромной мощности с конструктивно совершенным стреловидным крылом обеспечило Ту-95 великолепные скоростные данные.
P-36A. Изображен самолет 20-й истребительной группы, начало 1940 года. На киль нанесено обозначение авиагруппы ("PT"), желтый капот и эмблема на борту фюзеляжа указывает на принадлежность истребителя к 79-й эскадрилье. Серийный номер на самолет не нанесен, "21" - номер самолета вавиагруппе.
Hawk 75A-3. После падения Франции немцы захватили значительное количество Hawk, большая часть из них была передана Финляндии. Финны использовали Hawk против ВВС СССР. Изображен самолет 2-го лейтенанта Калеви Терво, записавшего на свой счет 15,5 побед.
Hawk хорошо экспортировался. Окраска и арабские обозначения на руле направления позволяют легко идентифицировать самолет как одну из 10 машин H75A-9, заказанных в 1938-1939 годах Персией. Было получено только девять машин из десяти, все они в 1941 году достались британцам, которые переправили их в Индию. Там машины использовались как тренировочные под наименованием Mohawk Mk IV.
Curtiss Model 75 проиграл конкурс Армии США, под который он разрабатывался, но через два года к самолету пришел успех - большое количество машин данного семейства эксплуатировалось в течение всей войны. На фотографии - прототип H75 в исходной конфигурации с мотором P&W R-1535. За кабиной пилота еще нет характерных застекленных «ушей»
После падения Франции британские приняли все недополученные французами самолеты Hawk. Модификации Hawk 75A-1, A-2, A-3 и A-4 были обозначены, соответственно, Mohawk Mk I, II, III и IV (на фотографии).
Super Etendard эксплуатируется более 30 лет и будет оставаться на вооружении минимум до 2015 года, после чего их планируют полностью заменить на Rafale. Изображен самолет 14-й флотилии (авиабаза Ландивисо).
Super Etendard ранней постройки выруливает на старт. Самолет с бортовым номером "10" поступил на вооружение 11-й флотилии, первой в ВМС Франции получившей Super Etendard.
Super Etendard останется основным ударным самолетом авиации ВМС Франции до тех пор, пока его не заменит Rafale. На фотографии - Super Etendard выполняет взлет с катапульты авианосца "Джон Стеннис" ВМС США, операция "Enduring Freedom", апрель 2007 года.
Выбранный по политическим соображениям, в пику морскому варианту англо-французского Jaguar, Super Etendard обладает высокой скоростью, но малой продолжительностью полета.
Программа "Super Etendard Modernise" запускалась для продления срока эксплуатации Super Etendard минимум до 2015 года и повышения их боевой эффективности. На фотографии - Super Etendard с прицельным контейнером Litening.
Авианосец "Рональд Рейган" ВМС США выполнил поход вокруг Южной Америки в 2004 году - из Норфолка, где он строился, в Сан-Диего. В ходе похода с палубы авианосца выполняли полеты Super Etendard аргентинских ВМС.
Классический эпизод холодной войны - пару Ту-16Р сопровождает F-14 эскадрильи VF-1 с авианосца "Рейнджер". Ту 16 являлся не стратегическим, а средним бомбардировщиком, его задачи унаследовали Ту-22 и Ту-22М. По мере поступления в войска самолетов Ту-22, Ту-16 переключались на выполнение спецзаданий - разведки (на фотографии), РЭБ, дозаправки в воздухе.
E-2C Hawkeye. E-2 получили малозаметную окраску позже других палубных самолетов - многие E-2 стали последними ярко окрашенными самолетами в ВМС США. Изображен самолет 126-й эскадрильи ДРЛОиУ "Seahawks".
Как правило, Hawkeye взлетают с авианосца первыми, а посадку выполняют последними. E-2 координируют действия палубной авиации на протяжении всей летной смены.
Хотя Hawkeye является сравнительно большим самолетом, он легко перемещается по палубе авианосца, но в то же время его размеры со сложенным крылом относительно невелики.
Командующий ВМС США адмирал Гэри Рафхед позирует на фоне E-2D Advanced Hawkeye на официальной церемонии принятия самолета на вооружение, 29 июля 2010 года.
Кабина летчиков E-2 на протяжении десятилетий почти не менялась. Часть приборов с круглыми шкалами заменили на приборы с ленточными шкалами. Планируется установка целевого оборудования у второго пилота.
Если компания "Pan Am" выиграла первый раунд в конкурентной борьбе реактивных авиаперевозчиков, то "Trans World Airlines" (TWA) первой в мире приступила к эксплуатации широкофюзеляжных лайнеров, выпустив 25 февраля 1970 года Boeing 747 на линию Нью-Йорк - Лос-Анджелес. TWA сняла все свои Boeing 747 с эксплуатации к 1998 году.
Boeing 747 Classic даже сейчас остается востребованным авиалайнером. Семейство 747 (включая модификацию -400) с 1969 года налетало 77,8 млрд км, что эквивалентно 101500 полетам от Земли до Луны и обратно. Boeing 747 использовались не только для пассажирских и грузовых перевозок - на этом 747-100 проводились испытания двигателей General Electric GP7200.
"Jumbo" компании "Air Canada" с изображением кленового листа на киле выполняет взлет из аэропорта Хитроу. "Air Canada" эксплуатировала девять Boeing 747, включая шесть Combi, на линиях большой протяженности над Атлантикой и Тихим океаном в 22 аэропорта на Карибах, Ближнем Востоке ив Азии. Только в 1995 году канадские Boeing 747 перевезли 10,8 млн пассажиров. Канадские самолеты летали наряду с Boeing 747 компаний "Lufthansa", ANA, "Korean Air", "Cathay" и "Swissair", после того как эти авиакомпании образовали стратегический альянс.
В целях достижения высокой крейсерской скорости самолета Model 747 компания "Boeing" использовала высокоэффективное крыло стреловидностью 37,5°. Двигатели смонтированы на разнесенных вдоль крыла пилонах. Такое широкое разнесение двигателей по размаху крыла на гражданских самолетах ранее не применялось, единственным примером подобного размещения двигателей может служить военно-транспортный C-5A Galaxy.
Огромный фюзеляж Boeing 747 предоставил широкие возможности художникам авиакомпаний. На фотографии - уникально расписанный самолет компании "South African Airways", эксплуатировавшей 19 лайнеров Boeing 747 разных вариантов. Свои самолеты модификации 747-200 "South African Airways" сняла с эксплуатации в 2002 году, 747-300 - в 2003-м, а 747-400 - в 2010 году.
Boeing 747-346. Пассажировместимость модификации 747-300 увеличена за счет расширения верхней палубы, где могут быть установлены дополнительные кресла или оборудовано помещение для отдыха экипажа в длительном полете. При сохранении взлетной массы на прежнем уровне аэродинамический эффект от увеличения верхней палубы привел к увеличению крейсерской скорости до М=0,85. Первыми заказчиками 747-300 стали авиакомпании "Swissair" и UTA, затем его приобрели "South African Airways", "Singapore Airlines" и "Cathay Pacific". Крупнейшим эксплуатантом 747-х в мире стала компания "Japan Air Lines", использовавшая модификации -100, -200, -SR, -300 (на рисунке) и -400. Изображенный самолет поставлен заказчику в феврале 1987 года.
Boeing 747-200
Принадлежащий НАСА самолет Boeing 747-123 был доработан в носитель Space Shuttle; 747-100/200B 452-516 пассажиров; Грузовой 747-200F Freighter
747SP (Special Performance) 288-331 пассажиров; Воздушный командный пункт E-4B
747-300 400-509 пассажиров, 642 пассажира в плотной компоновке; 747-400 412-509 пассажиров
F 13. Изображен F 13 в окраске германского авиаперевозчика "Deutsche Luft Hansa", основанного в 1926 году. Большинство из первых 46 самолетов F 13 компании ранее эксплуатировались "Junkers-Luftverkehr", основанной в 1921 году и вошедшей в "Deutsche Luft Hansa". F 13 эксплуатировался в компании DLH до 1938 года, когда уцелевшие машины передали в Люфтваффе для использования в качестве учебных.
Первый в мире дюралевый пассажирский самолет J13 оказался феноменально успешным. На снимке F.13a с мотором BMW IIIa
В первые дни существования "Luft Hansa" самолеты F 13 составлял основу парка компании наряду с такими классическими машинами, как G 24, W 33/34 и Ju 52/3m. F 13 эксплуатировались в "Lufthansa" до 1938 года, последний из них летал на линии Бреслау-Хиршберг.
F13 не нуждался в аэродромах с твердым покрытием, что весьма приветствовали эксплуатанты, использовавшие их в отдаленных регионах. На фотографии - самолет с лыжным шасси и канадской регистрацией.
F 13 с килем позднего типа из австрийской компании OLAC ("Osterreichische Luftverkehrs АС"), основанной в 1923 году. В 1938 году ее поглотила "Luft Hansa" в результате аншлюса Австрии Германией. За все время существования в компании OLAC не было аварий.
F 13 эксплуатировался с шасси разного типа - колесным, лыжным, поплавковым. Возможность быстрой замены шасси с одного типа на другой оказалась очень востребованной, особенно в Южной Америке, где F 13 применялись в больших масштабах.
Восемь F13 под обозначением Junkers-Larsen JL6 были проданы в США в преддверии начала серийного производства в "Larsen Corporation". Ни один из самолетов не был собран в США, но все восемь закупленных использовались Почтовой службой США на линиях Нью-Йорк - Омаха и Нью-Йорк - Сан-Франциско. Изображенный на снимке самолет принадлежит авиации ВМС США.
12 самолетов из 15 Bolingbroke Mk IV-W сфотографированы в Монреале. Хорошо видны характерные мотогондолы моторов P&W Twin Wasp Junior. Канадские "Болингброки" являлись вариантом английского бомбардировщика "Бленхейм"
Единственный гидроплан Bolingbroke Mk III эксплуатировался 5-й эскадрильей канадских ВВС, выполняя противолодочное патрулирование у восточного побережья Канады вместе с летающими лодками Canso.
Первая авиачасть Свободной Франции была сформирована в августе 1940 года, ее личный состав проходил подготовку в Великобритании. Затем ее перебросили в Северную Африку, где она стала 1-й бомбардировочной группой резерва (GRB 1). В сентябре 1941 года часть перевооружили и переформировали в группу "Lorraine".
Bristol Bisley был вооружен четырьмя пулеметами Browning, установленными в зашитой металлом носовой части фюзеляжа. На фотографии - невооруженный прототип пикирующего бомбардировщика/штурмовика.
Пара первых советских серийных сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22. Самолет не был лишен недостатков, но к концу своей карьеры завоевал любовь и признание у летчиков. Ту-22 являлся великолепным средством для борьбы с надводными целями.
Заправщик Victor K.Mk 2 являлся классической конструкцией компании "Handley Page". В британских ВВС его постепенно сменили летающие танкеры VC10 и TriStar. Звездным часом для варианта K.Mk 2 стала фолклендская война 1982 года, хотя они применялись и в операции "Буря в пустыне" 1991 года. Изображен самолет 57-й эскадрильи.
В полуутопленном положении под фюзеляжем Victor B.Mk 2 подвешена ракета Blue Steel, которая пришла на смену свободнопадающим ядерным бомбам.
The Avro Blue Steel guided bomb can be carried by the Vulcan and Victor "V" bombers. It is seen here fitted to the Victor B.2.
Handley Page Victor B.Mk 1
В апреле 1963 года Малайзия заключила контракт на сумму 1,5 млн фунтов стерлингов, предусматривающий закупку четырех самолетов Herald, первые два были поставлены в декабре того же года. Вскоре был подтвержден опцион еще на четыре самолета, включая FM-1024, поставки которых начались в мае 1964 года; на этих самолетах двери для удобства десантирования парашютистов выполнили открывающимися внутрь кабины.
Первый прототип Herald, G-AODE, с исходной силовой установкой в полете. Был также построен второй прототип H.P.R.3, полностью оснащенный штатным оборудованием и с герметичным фюзеляжем.
Перспективные варианты. Довольно быстро выяснилось, что возможности P-36 ограничены мотором R-1380. В этой связи было принято решение о доработке прототипа Model 75/75B под новый 12-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения Allison V-1710-11. В результате появился XP-37 - первый американский самолет, превысивший скорость 483 км/ч. Армия США заказала 12 новых истребителей под обозначением YP-37 (на фото), который постоянно совершенствовался.
но разработчику все не удавалось добиться надежной работы нагнетателя мотора, благодаря которому самолет и обладал высокими летными данными. Эксплуатацию YP-37 прекратили.
H.P.88, построенный для отработки серповидного крыла проекта H.P.80 Victor, разбился прежде, чем удалось собрать необходимый объем результатов исследований. На фотографии самолета хорошо узнаваем фюзеляж истребителя Attacker.
Летчик на H.P.115 размещался на катапультном кресле, установленном в кабине, расположенной в самом носу фюзеляжа.
Хотя по дальности полета М-4 не отвечал техническому заданию, но конструктивно он представлял собой рывок вперед для всей мировой авиации. М-4 строился сравнительно малой серией, со временем бомбардировщики модернизировали в заправщики и разведчики.
Myasishchev M-4 Bison-C.
Штурмовик H.220 так и не успел себя проявить из-за очень быстрого разгрома Франции.
Отличительными особенностями H.230.01 были небольшой фонарь кабины, стандартное хвостовое оперение (но с подкосами), а также неубираемое шасси.
После Первой мировой войны на швейцарские ВВС (Fliegertruppe) произвели впечатление результаты испытаний итальянского HD.1, выполнившего вынужденную посадку в Швейцарии. Тогда Италия приобрела 16 таких машин. HD.1 изготовлен большей частью из дерева, обшивка в основном полотняная. Каркас хвостового оперения - из стальных труб, носовая часть фюзеляжа обшита панелями из дюралюминия.
Построенный для "внутрифирменного" использования Bristol 143 с моторами Aquila мог перевозить до восьми пассажиров с экипажем из двух человек. "Конвертируемый" вариант 143F поставили Финляндии как многоцелевой транспортный самолет.
DEVELOPMENT: The first photograph of the Bristol 143 all-metal monoplane, which is the civil development of the now famous 142. It carries eight passengers and a crew of two and is powered with the Bristol Aquila engines of 500 h.p. each. The undercarriage, of course, is retractable. For the moment, this machine must take second place to the Blenheim bomber, which is being manufactured in large numbers. A rough idea of its speed may be gained from the fact that the prototype was popularly credited with a maximum of more than 260 m.p.h.
Вариант Marathon II с турбовинтовым двигателем Mamba авиакомпания "BEA" отвергла.
XP-42 (фото) использовался Армией США и НАКА (NACA, National Advisory Committee for Aeronautics) для изучения лобового сопротивления звездообразного мотора. На XP-42 установили мотор Pratt & Whitney R-1830-31 с удлиненным валом винта и улучшили аэродинамику носовой части фюзеляжа.
1 марта 1962 года компания "Los Angeles Airways" первой в мире приступила к эксплуатации пассажирских вертолетов с двумя ТВаД.
При проектировании S-61L огромное внимание уделено комфорту пассажиров. Салон имел окна большой площади, обеспечивавшие пассажирам хороший обзор. На фотографии - S-61L в полете над Бриджпортом.
В апреле 1964 года авиакомпания "New York Airways" получила три S-61N от "United Aircraft Corporation", куда входила компания "Sikorsky". Изначально вертолеты использовались для перевозок пассажиров на всемирную выставку в Нью-Йорке с крыши здания портовой администрации Нью-Йорка, а затем перевозили пассажиров от здания "Pan Am" на Манхэттене в аэропорт им. Джона Ф. Кеннеди.
S-61N G-ASNM из "British European Airways Вертолеты" демонстрирует возможность эксплуатации с воды на линии Лэндз Энд - острова Силли.
S-61L первым в мире стал выполнять пассажирские перевозки на регулярной основе. Два двигателя повышали безопасность полетов, вертолет вмещал 28 пассажиров.
CL II - типичный одностоечный биплан с фюзеляжем большой высоты, хвостовым оперением бипланного типа и неубираемым шасси с хвостовой опорой.
На скапотировавшем при посадке CL IIIa хорошо видна необычная конфигурация хвостового оперения.
Фюзеляж CL V переходит в киль, на котором закреплен руль направления.
Крыло типа парасоль прототипа H.16 крепится по центру не только стойками кабана стандартного вида, но и подкосами "аэродинамического" профиля.
Всего для французской армии построили 26 H.433. Исходный H.430 мог быть использован как связной и учебно-тренировочный для подготовки летчиков и наблюдателей.
H.175, построенный для ВМС Франции оснастили радиостанцией, на самолете стоял мотор Salmson 6AF-00 мощностью 170 л. с. На фотографии хорошо видно необычное дополнительное крыло малого размаха.
С января 1918 года небольшое количество HD.2 дислоцировали в Дюнкерке и на других военно-морских базах Франции. Два пулемета, установленные на HD.2, оказались эффективным оружием для борьбы с германскими самолетами.
На единственном HD.12 установили мотор Le Rhone мощностью 170 л. с. Самолет проходил летные испытания в 1921 году, но летные данные оказались низкими в сравнении с характеристиками находившихся на вооружении самолетов. В 1922 году HD.12 утилизировали.
Компания "British Airways" долго поддерживала "Boeing", эксплуатируя 737-200, -300, -400 и -500, а также 737-800. В начале 2008 года в парке компании остались всего пять 737-300, включая самолет на фотографии. К 2010 году все они были сняты с эксплуатации.
Boeing 737-400 обладает самой большой пассажировместимостью среди всех модификаций Boeing 737. Сейчас польская компания LOT имеет три таких авиалайнера, раньше их в компании было семь. LOT также эксплуатирует шесть 737-500.
Парк компании "Luxair" состоял из четырех 737-5C9, названных в честь знаменитых замков Люксембурга. К 2008 году в эксплуатации остался только один такой самолет. 737-5C9 позволил авиакомпании выполнять полеты на маршрутах, недоступных для модификации 737-400 без промежуточной дозаправки.
Парк компании "Malaysia Airlines" включает 36 лайнеров 737-400, в 2010 году она эксплуатировала также три из 35 заказанных 737-800.
Российский бюджетный перевозчик "SkyExpress" начал эксплуатацию 737 Classic в январе 2007 года, парк авиакомпании насчитывает два 737-300 и шесть 737-500 (на фотографии - 737-500).
Бразильская компания VARIG (до поглощения в октябре 2008 года компанией GOL) располагала 11 самолетами 737-300. Экономичный и надежный 737 второго поколения постепенно уступает место 737-800 NG.