Dassault Super Etendard
Варианты:
Dassault - Super Etendard - 1974 - Франция
Страна: Франция
Год: 1974


Одноместный палубный ударный самолет
Описание
Фотографии
Dassault Super Etendard

  В начале 1970-х годов ВМФ Франции заказал 100 новых палубных истребителей-штурмовиков, вместо первоначально планировавшихся поставок палубных истребителей-бомбардировщиков Jaguar M. В 1973 году был заключен контракт с фирмой "Dassault-Breguet" на поставку 60 модифицированных самолетов типа Etendard IV. Улучшенный вариант Super Etendard планировалось оснастить ТРД SNECMA Atar 8K-50 тягой 49,03 кН при сохранении унификации по планеру с Etendard IV примерно на 90%. Новый профиль носка крыла и реконструированные закрылки обеспечили сохранение взлетно-посадочных характеристик, несмотря на увеличение взлетной массы.
  Для расширения возможностей самолета Super Etendard по борьбе с кораблями, нанесению ударов по наземным целям и ведению воздушного боя его оснастили новой прицельно-навигационной системой ETNA, моноимпульсной РЛС Agave, инерциальной навигационной системой SKN602, вычислителем воздушных параметров Crouzet 66 и связанной с ним системой вывода данных на дисплей Crouzet 97, а также индикатором HUD. Перед кабиной пилота установили убирающуюся штангу дозаправки топливом.
  Три прототипа создали из планеров Etendard IVM, первый полет состоялся 29 октября 1974 года. Затем сделали 71 серийный Super Etendard, первый из которых взлетел 24 ноября 1977 года. С июня 1978 года новый тип начал заменять Etendard IV и перехватчики Vought F-8E (FN) Crusader.
  К началу войны на Фолклендах в апреле 1982 года аргентинский ВМФ (единственный экспортный заказчик самолетов Super Etendard) получил первые пять из 14 заказанных самолетов вместе с пятью ПКР AM39 Exocet. Эти самолеты впервые вступили в бой у Фолклендских островов 4 мая 1982 года, потопив английский эсминец "Шеффилд". 25 мая они уничтожили транспорт снабжения "Атлантик Конвейер". В октябре 1983 года Ирак арендовал пять Super Etendard и закупил большую партию ракет AM39 для ударов по иранским танкерам в ходе ирано-иракской войны.
  В середине 1980-х годов запланировали программу модернизации 60 французских Super Etendard с целью увеличения дальности полета и повышения эффективности ударов по кораблям (ранее 53 машины уже были модифицированы для запуска ядерных ракет ASMP). Основными изменениями стали: модернизация БРЭО, реконструированная кабина с новым оборудованием, органами управления, соответствующими принципу HOTAS и новой РЛС Anemone с функциями сопровождения в режиме обзора, определения дальности "воздух-поверхность", наземной съемки и поиска.

  Новые доработки включали также установку широкоугольного индикатора с телевизионным либо ИК-отображением, дисплей системы РЭБ Sherloc, контейнер для постановки помех Barem, более современную инерциальную навигационную систему, усовершенствованный компьютер СУВ и обработки параметров полета, а также возможность применения очков ночного видения. Доработки планера помогли продлить срок службы Super Etendard до 2008 года. Ведутся работы по дальнейшему удлинению срока службы, по крайней мере, до 2012 года.
  Прототип модернизированного самолета Super Etendard впервые взлетел 5 октября 1990 года. Фирма "Dassault" модифицировала еще две машины для доводки.
  В июле 1991 года расформировали флотилию 14F. Она так и не стала первой частью авиации ВМФ, перевооруженной самолетами Rafale M. Ее Super Etendard пошли на замену последних 11 разведчиков Etendard IVP в эскадрилье 59S. Самолеты Super Etendard использовались для тренировок французских морских летчиков после обучения посадкам на палубу на самолетах Aerospatiale Zephyr на той же базе. Самолеты Super Etendard непрерывно модифицировались по различным стандартам, например, машины версии Standard 5 могли полноценно использовать все функциональные возможности контейнера целеуказания Damocles.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Dassault Super Etendard

  Тип: одноместный палубный ударный самолет
  Силовая установка: ТРД SNECMA Atar 8K-50 тягой 49,03 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 1380 км/ч (М=1,30) на высоте 11000 м; начальная скороподъемность 6000 м/мин; практический потолок более 13 700 м; боевой радиус действия 850 км в полете по профилю "большая - малая - большая высота" для удара по кораблям с одной ракетой AM39 Exocet и двумя сбрасываемыми баками
  Масса: пустого самолета 6500 кг; максимальная взлетная 12000 кг
  Размеры: размах крыла 9,60 м; длина 14,31 м; высота 3,86 м; площадь крыла 28,40 м2
  Вооружение: две фиксированные стреляющие вперед 30-мм пушки DEFA 553 под воздухозаборниками, плюс до 2100 кг груза на двух узлах подвески под нижней частью фюзеляжа и на четырех подкрыльевых узлах подвески
Super Etendard эксплуатируется более 30 лет и будет оставаться на вооружении минимум до 2015 года, после чего их планируют полностью заменить на Rafale. Изображен самолет 14-й флотилии (авиабаза Ландивисо).
"Супер Этандар"
Super Etendard из 2-й ИМАЭ ВМС Аргентины
France
"Тайгер Мит-2007"
A 17F mechanic performs post-flight checks to make sure that the jet is in optimal condition for the next sortie.
All maintenance is now carried out at BAN Landivisiau. Aeronavale mechanics perform scheduled maintenance work in the 17F hangar.
Super Etendard Modernise No.61 ready to fly out to the Charles de Gaulle after being checked over by 17F mechanics and technicians.
Four Super Etendard Modernises from 17F deployed to Kandahar in south-eastern Afghanistan for a four-month tour as part of Operation Pamir to support NATO’s ISAF mission.
No.17F’s flight line at BAN Landivisiau.
The Aeronavale has adopted a low-visibility finish for its Super Etendards, with a disruptive camouflage in two shades of blue-grey on the upper surfaces, following experience in the Lebanon in 1983/84. It is seen on aircraft No 50, second in the line-up, of Flottille 25 at Landivisiau. Nearest the camera, No 25 sports a small white bomb insignia just below the windshield, indicating its use in the Lebanon in 1983/84.
A boatswain’s mate moves away from the catapult after connecting it to a Super Etendard Modernise with the hold back bar.
Super Etendard ранней постройки выруливает на старт. Самолет с бортовым номером "10" поступил на вооружение 11-й флотилии, первой в ВМС Франции получившей Super Etendard.
The Aeronavale has adopted a low-visibility finish for its Super Etendards, with a disruptive camouflage in two shades of blue-grey on the upper surfaces, following experience in the Lebanon in 1983/84. It is seen on aircraft No 70 aboard "Clemenceau"
Crewmen aboard the R-98 "Clemenceau” await the signal to attach the launch bridle to Super Etendard No 51.
"Длинная рука" французского флота - Super Etendard с одной крылатой ракетой ASMP. После пуска твердотопливный ускоритель разгоняет ракету до двух скоростей звука, после чего включается маршевый жидкостный двигатель. Дальность пуска ракеты - около 250 км, боевая часть - ядерная, мощностью 300 кт, типа TN-80 или TN-81.
Super Etendard останется основным ударным самолетом авиации ВМС Франции до тех пор, пока его не заменит Rafale. На фотографии - Super Etendard выполняет взлет с катапульты авианосца "Джон Стеннис" ВМС США, операция "Enduring Freedom", апрель 2007 года.
Super Etendard мог эффективно применять как высокоточное управляемое оружие, так и обычные авиационные средства поражения. Данный самолет, принадлежащий эскадрилье (флотилии) 14F авиации ВМС Франции, несет четыре блока НАР MATRA 155 - каждый с 18 ракетами SNEB калибра 68 мм.
Выбранный по политическим соображениям, в пику морскому варианту англо-французского Jaguar, Super Etendard обладает высокой скоростью, но малой продолжительностью полета.
Super Etendards of Flottille 11F in formation over Brittany. Note that No 38 displays the new, low-visibility finish.
Одной из самых знаменитых противокорабельных ракет стала французская ПКР Exocet - на фотографии изображен пуск ракеты штурмовиком Super Etendard. Вооруженные именно такими ракетами аргентинские Super Etendard потопили в 1982 году британские эсминец "Шеффилд" и авиатранспорт "Атлантик Конвейер".
Rafales provide air-refuelling capability to the Embarked Air Group. This image shows a Super Etendard Modernise air refuelling from a Rafale during a PEAN (period of naval air training) deployment aboard the French aircraft carrier Charles de Gaulle (R 91).
Даже после очередной модернизации - оснащения в 2010 году прицельным контейнером Damocles - самолеты Super Etendard существенно уступают Rafale, находящимся на вооружении ВМС Франции.
На фотографии - совместный полет "SuE" и Etendard IVPM, оснащенных автоматами постановки дипольных отражателей и ИК-ловушек Phimat. Наиболее существенное отличие между ними - новая РЛС. На закате карьеры Etendard IVPM использовались преимущественно для решения задач тактической разведки, в том числе в небе бывшей Югославии. Затем данная задача была возложена на SEM Standard 4.
12 декабря 1991г.: первый полет палубного истребителя Rafale М компании "Dassault" означал окончание эксплуатации в ВМС устаревших самолетов Vought F-8 Crusader и Dassault Super Etendard. На снимке: самолет, вооруженный УР Magic, и один из Super Etendard (на заднем плане), которые он должен был заменить.
A Super Etendard Modernise from 17F assigned to the French carrier Charles de Gaulle (R 91) approaches the deck of USS Harry S Truman (CVN 75) during joint operations with units from French Task Force 473 in the Arabian Gulf.
A Super Etendard Modernise lands at BAN Landivisiau following an ASSP mission at BAN Lann-Bihoue.
Super Etendard заходит на посадку на палубу авианосца "Фош", выпустив А-образный посадочный гак и перфорированные воздушные тормоза. "Фош", принятый в боевой состав флота в 1963 году, в 2000 году был списан и продан Бразилии. Сегодня ВМС Франции располагают только одним авианосцем - атомным авианосцем "Шарль де Голль".
Программа "Super Etendard Modernise" запускалась для продления срока эксплуатации Super Etendard минимум до 2015 года и повышения их боевой эффективности. На фотографии - Super Etendard с прицельным контейнером Litening.
Ракета AGM AS30L с лазерным наведением и связанный с ней контейнер целеуказания ATLIS придали самолету Super Etendard возможность нанесения мощных высокоточных ударов по наземным целям. По программе модернизации Standard 4 систему ATLIS заменили на систему Damocles, обеспечивающую возможность нанесения ночных ударов.
Argentina
Аргентина все еще располагает некоторым количеством годных к полетам Super Etendard, но после вывода в 1997 году из боевого состава ВМС Аргентины единственного авианосца самолеты "работают" только с американскими авианосцами. Super Etendard также могут действовать с бразильского авианосца "Сан-Паулу".
Авианосец "Рональд Рейган" ВМС США выполнил поход вокруг Южной Америки в 2004 году - из Норфолка, где он строился, в Сан-Диего. В ходе похода с палубы авианосца выполняли полеты Super Etendard аргентинских ВМС.
During the Battle of San Carlos, Super Etendards achieved their most cost-effective mission destroying the ‘Atlantic Conveyor’ on May 25. The unit operated with four Super Etendards, with a fifth used as a spares source, but after the conflict the nine remaining jets were delivered.
ВВС Аргентины
The third Super Etendard delivered to the Argentine Navy, shown here at Landivisiau before delivery, made two Exocet attacks on British targets during the Falklands conflict.
ВВС Аргентины
Главной ударной силой аргентинской авиации являлись пять Super Etendard, вооруженных ПКР AM39 Exocet. Эти самолеты потопили ракетами два британских корабля.
Первая пятерка аргентинских "Супер Этандаров" во время тренировочного полета во Франции. Лето 1981г.
‘Ace’ Super Etendard was ‘3-A-203’ which scored the ‘Sheffield’ and ‘Atlantic Conveyor’ kills. This historic aircraft was lost in an accident in May 1996.
France
Первый и второй прототипы "Супер Этандара" несколько отличались от серийных самолетов
The first of three prototypes of the Super Etendard, flown on 28 October 1974, was modified from a standard Etendard, and retained that aircraft's pilot tube half way up the fin.
Prototype Dassault Super Etendard, produced by modification of Etendard IV No. 18
The ASMP nuclear missile represented under the starboard wing of Super Etendard No 26, displayed at the Paris Air Show in 1985.
"Супер Этандары" из Flotille 17F во время операции сил НАТО в Боснии. Авианосец "Клемансо", апрель 1994г.
The first production Super Etendard, flown on 24 November 1977, shows the definitive configuration.
Dassault-Breguet have been very busy in recent weeks - First of seventy-one Super Etendards for the French Navy, flew at Merignac, 24th November 1977.
Four Super Etendards of Aeronavale's Flottille 11F operating from BAN Landivisiau, Brittany. Aircraft No 6 is carrying an AN-52 nuclear weapon.
With flaps down and air brakes and arrester hook extended, the third production Super Etendard arrives aboard "Clemenceau" during early deck-landing trials.
"Супер Этандар"
Авианосец "Шарль де Голль", операция "Харматтан"
Истребители "Рафаль" M и "Супер Этандары" на палубе авианосца "Шарль де Голль" на праздновании 200 летия Трафальгарской битвы
Заправка самолета "Супер Этандар" от самолета "Рафаль"
28 июня 1978г.: первый из заказанной партии в 71 самолет Super Etendard передан авиации ВМС Франции. Первой на новый тип в сентябре начала перевооружение 11-я флотилия, первый выход в море на авианосце ее самолеты выполнили 4 декабря.
Argentina
Пилотируемый теньете-де-навио Х.Барраса "Супер Этандар" дозаправляется незадолго до атаки контейнеровоза "Атлантик Конвейер"
Борт 3-A-201 на пробеге. Война завершилась - служба продолжается
Борт 3-A-201 сразу после прибытия на авиабазу Команданте Эспора. Ноябрь 1981г.
Photographed at Bordeaux during 1982, Super Etendard 207 displays the insignia of the Argentine Armada's 2° Escuadrilla Aeronaval de Caza y Ataque.
"Супер Этандар" ВМС Аргентины
Iraq
В связи с задержкой поставок самолетов Mirage F1EQ-5, Ирак взял в лизинг у Франции пять истребителей-бомбардировщиков Dassault Super Etendard, способных нести противокорабельные ракеты AM39 Exocet.
Photographed shortly before leaving Landivisiau bound for Iraq, this Super Etendard has had all identifying marks removed, but retains Aeronavale finish.
 
"Шип-киллер" - ракета AM39 Exocet
Model of the Dassault Super Etendard carrier-based fighter
Super Etendard. Звездным часом Super Etendard стала фолклендская война, но самолет также принимал активное участие в ирано-иракской "танкерной" войне и в военных действиях в Югославии и Афганистане. Спроектированный "Dassault" самолет, упрощенно называемый "SuE" (или "SEM", в его модернизированном варианте), длительное время был ядром авианосной авиации ВМС Франции. Сегодня ему на смену уже поступает другой истребитель корабельного базирования - Rafale, но Super Etendard останется на вооружении до 2013 года. Самолеты Rafale постепенно проходят модернизацию программного обеспечения и различных бортовых систем, и на смену модификации F1 сначала пришли машины модификации F2, а теперь и F3, которые и должны заменить все остающиеся в авиации флота самолеты Super Etendard.
Самолет 3-A-202 нес эмблему 2-й штурмовой эскадрильи авиации ВМС Аргентины, а также победные знаки: за потопленный эсминец УРО "Шеффилд" и, как предполагали вначале аргентинцы, поврежденный авианосец "Инвинсибл". Последний, на самом деле, не был поражен ракетой.
Super Etendard
Dassault-Breguet Super Etendard
Principal distinguishing feature of the Super Etendard naval fighter (SNECMA Atar 8K-50 turbojet engine), which the Aeronavale has selected as its next shipboard strike fighter, is shown by this general arrangement drawing to be the nose shape. This will contain a new radar to be developed jointly by Thomson-CSF and Electronique Marcel Dassault as the AGAVE (Appareil de Guet pour Avion de Veille Embarque).
Dassault Super Etendard