Dassault Etendard II / VI
Варианты:
Dassault - Etendard II / VI - 1956 - Франция
Страна: Франция
Год: 1956


Одноместный легкий тактический истребитель
Описание
Фотографии
Dassault Etendard II и Etendard VI

   В 1954 году начальник штаба ОВС НАТО генерал Л. Норстад объявил о намерении создать на основе кооперации европейских стран-участниц блока легкий тактический ударный истребитель, программа получила название "Light Weight Tactical Strike Fighter" (LWTF). В апреле того же года издали объединенные тактико-технические требования NBMR-1 (NATO Basic Military Requirement No.1) и был объявлен конкурс проектов, причем постройка опытных образцов самолета, имевшего максимальную взлетную массу 4536 кг, возможность полета на малых высотах и эксплуатации с коротких ВПП и даже грунтовых аэродромов, должна была субсидироваться из бюджета НАТО. Считалось предпочтительным использовать комплектующие, созданные в разных странах, то есть французский самолет, например, целесообразно было бы оснастить британским двигателем, вооружить бельгийскими пушками и укомплектовать итальянской авионикой (интересно, что несколько ранее, в июле 1953 года, командование ВВС Франции выпустило тактико-технические требования к подобному "самолету поля боя"), В ответ британские, французские и итальянские конструкторы предложили девять проектов (два, пять и два соответственно), из которых лучшим был признан Fiat G.91.
   Требования ОВС НАТО и ВВС Франции были в целом идентичны за исключением того, что "общий" самолет должен был оснащаться силовой установкой с одним двигателем, а французским военным требовался самолет с двумя двигателями. "Dassault" предложила проекты двухдвигательного Mystere XXII и однодвигательного Mystere XXVI, которые вскоре получили обозначения Etendard. Под требования французских военных подходил оптимизированный для эксплуатации на средних и малых высотах вариант Etendard II, отличавшийся герметизированной кабиной и двумя турбореактивными двигателями Turbomeca Gabizo тягой по 10,79 кН, а также имевший вооружение, включавшее две 30-мм пушки и ракетно-бомбовую нагрузку массой до 450 кг Другой вариант, Etendard VI, был оптимизирован под требования NBMR-1 и отличался негерметизированной кабиной и одним ТРД Orpheus BOr.1 тягой 18,02 кН. Первый прототип поднялся в воздух 15 марта 1957 года, а на втором прототипе установили двигатель Orpheus BOr.3. Возросшая после установки дополнительного оборудования масса самолета потребовала установки более мощного двигателя - ТРД Orpheus BOr.12 тягой 30,29 кН на бесфорсажном режиме и 36,34 кН - на форсаже. Такая силовая установка была размещена на третьем прототипе, который, однако, построен так и не был.
   Как уже указывалось, победителем конкурса на создание самолета под требования NBMR-1 стал итальянский G.91, поэтому Etendard VI в серию так и не пошел, хотя были построены один из трех изначально планировавшихся Etendard II и два из трех запланированных Etendard VI.
   Etendard II совершил первый полет 23 июля 1956 года, но вскоре был поставлен "на прикол" по причине низкой эффективности силовой установки - самолет так и не смог превысить скорость звука, а его скороподъемность оказалась вдвое ниже расчетной. Что касается пары самолетов Etendard VI, то они были впоследствии использованы в рамках отработки нового самолета, модификации Etendard IV.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Dassault Etendard VI

   Тип: одноместный легкий тактический истребитель
   Силовая установка: один ТРД Bristol Orpheus BOr.3 тягой 21,35 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 1116 км/ч
   Масса: пустого 3720 кг; максимальная взлетная 5860 кг
   Размеры: размах крыла 8,16 м; длина 12,40 м; площадь крыла 21,00 м2
   Вооружение: две 30-мм пушки DEFA, либо четыре 12,7-мм пулемета Browning, либо 55 неуправляемых авиационных ракет калибра 70 мм в фюзеляжном отсеке вооружения, а также авиационные средства поражения на двух подкрыльевых узлах подвески
23 июля 1956г.: первым из двух наиболее удачных и "долгоживущих" французских боевых самолетов, поднявшихся в воздух в 1956 году, стал Etendard II, предшественник самолетов Etendard IV и Super Etendard.
Истребитель для НАТО? В начале 1954 года в Париже был образован комитет НАТО, возглавляемый профессором фон Карманом (на то время Франция была членом военной организации НАТО, затем вышла из нее, а при президенте Н. Саркози - вновь вернулась в военную организацию). Задачей комитета было изучение предложений европейских компаний в рамках стартовавшей тогда программы создания легкого многоцелевого истребителя, способного завоевывать превосходство в воздухе и решать ударные задачи. Согласно требованиям НАТО, NBMR-1 (NATO Basic Military Requirement No.1), самолет должен был иметь массу 3629-4536 кг и способность действовать с небольших и даже грунтовых аэродромов. "Dassault" предложила Etendard VI, а НАТО в рамках NBMR-1 финансировала разработку двигателя Bristol Orpheus, из-за которого пришлось удлинить машину на 1 м до 12,9 м. Для сравнительных испытаний отобрали Breguet Taon, Fiat G.91 и Etendard VI (на фотографии). Построенные два Etendard VI совершили первые полеты 15 марта и 14 сентября 1957 года соответственно. Самолет испытывали британские, французские, итальянские и американские летчики, но в итоге выбор пал на G.91 - возмущенные французы, правда, отказались покупать последний. В то же время совершивший первый полет в июле 1956 года самолет Etendard IV, оснащенный двигателем Atar 101E4, проиграл в тендере ВВС Франции самолету Mirage III, но зато был выбран командованием ВМС Франции в качестве палубного истребителя-бомбардировщика. Был заказан "полуморской" вариант, получивший обозначение Etendard IVM, который поднялся в воздух в мае 1958 года.
Lightweight tactical fighter project from the drawing board of Avions Marcel Dassault is the Orpheus-powered Mystere 26. It is claimed that it would be capable of operating from a grass strip.
This silhouette of the Dassault Etendard VI shows that is has the same wing planform as the Super Mystere B2. The leading edge, however, has been shouldered (thickened) at the root, and this is claimed to increase control at low speeds. The wing also has double-slotted flaps and movable leading-edge flaps, all being electrically operated. Airbrakes are mounted under the fuselage and give a deceleration of 4g at a speed of 400 m.p.h. Armament consists of machine guns in a detachable pack and a wide variety of stores can be carried under the wings. Production version of the Etendard VI will be powered by a Bristol Orpheus B.Or.12 of 6,723-lb. thrust (8,168 lb. with afterburning). A photographic-reconnaissance and a two-seat trainer version are to be constructed. Dimensions: Span 26.9 ft., length 39.3 ft., height I 1.4 ft.