Dassault Mirage III
Варианты:
Dassault - Mirage III - 1956 - Франция
Страна: Франция
Год: 1956


Одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик/перехватчик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (75)
Dassault Mirage I и Mirage III

   Самолет разработан по техническому заданию ВВС Франции 1954 года к всепогодному перехватчику со сверхзвуковой скоростью горизонтального полета и временем набора высоты 18000 м за 6 минут. Прототип M.D.550 Mystere-Delta выполнил первый полет 25 июня 1955 года. Одноместный самолет имел дельтовидное крыло, хвостовое оперение треугольной в плане формы, убираемое трехопорное шасси и два ТРД Dassault M.D.30 (Armstrong Siddeley Viper). После доработок, в том числе установки стреловидного хвостового оперения, прототип получил наименование Mirage I. 17 декабря 1956 года самолет поднялся в воздух с ТРДФ M.D.30R и дополнительным ракетным двигателем SERP 66 и в горизонтальном полете достиг скорости М=1,3 без включения ракетного двигателя (при включении ускорителя скорость увеличилась до М=1,6).
   Испытания прототипа показали, что он слишком мал для того, чтобы нести сколь-нибудь значительную боевую нагрузку; его вооружение ограничивалось одной УР "воздух-воздух" MATRA или Nord на внешней подвеске под фюзеляжем. Больший по размерам вариант с двумя ТРД Turbomeca Gabizo получил наименование Mirage II. Оба варианта, Mirage I и Mirage II, были отвергнуты в пользу Mirage III.
   Успех последнего легендарен: прототип выполнил первый полет 17 декабря 1956 года, а последние из 1422 построенных самолетов семейства Mirage III, Mirage 5 и Mirage 50, собрали в 1992 году. В настоящее время самолеты данного типа еще остаются на вооружении в ряде стран мира. Наименование Mirage III относится только к самолетам с РЛС в носовой части фюзеляжа. Первые 10 предсерийных Mirage IIIA поступили в ВВС Франции в июле 1961 года, за ними последовало 95 перехватчиков Mirage IIIC с ракетным двигателем в задней части фюзеляжа в дополнение к ТРДФ SNECMA Atar 9B-3 тягой 58,84 кН. Ракетный двигатель предназначался для полетов на большой высоте, на практике его использовали крайне редко. Двухместный вариант обозначался Mirage IIIB, известны его следующие модификации: летающая лаборатория Mirage IIIB-I и самолет обучения дозаправке в воздухе Mirage IIIB-RV. Пакистан продолжает эксплуатировать ранее принадлежавшие Ливану Mirage IIIBL и экс-французские Mirage IIIBE. Уцелевшие одноместные Mirage IIICZ были переданы ЮАР, где их сняли с вооружения в октябре 1990 года, а 19 Mirage IIICJ ВВС Израиля после снятия с вооружения в 1982 году были проданы Аргентине, где находились на вооружении до середины 1990-х годов. Вторым поколением семейства Mirage III стал Mirage IIIE, выполнивший первый полет 5 апреля 1961 года и представлявший собой вариант Mirage IIIC, оптимизированный для нанесения ударов по наземным целям при сохранении способности перехватывать воздушные цели. На самолете сохранили РЛС Thomson-CSF Cyrano II, установили улучшенный двигатель, а за кабиной оборудовали отсек БРЭО. Появилась доплеровская навигационная система, а несколько измененное шасси позволило подвешивать ядерную бомбу AN52 мощностью 15 кт или топливный бак на подфюзеляжном пилоне. Франция получила 183 таких самолета, а также 20 учебных Mirage IIIBE. В 1988 году эстафету носителя ядерного оружия у Mirage IIIE принял Mirage 2000N, а к 1994 году в ВВС Франции осталась лишь одна эскадрилья таких машин (в том же году был списан последний самолет). Вариант Mirage IIIE с фотоаппаратами в носовой части фюзеляжа обозначался Mirage IIIR, 70 таких разведчиков получили ВВС Франции, последние 20 поставлялись в варианте Mirage IIIRD с доплеровской навигационной системой. Mirage IIIRD дополняли разведчики Mirage F1CR.
   Аргентина закупила 17 перехватчиков Mirage IIIEA, вооруженных УР MATRA R530 с радиолокационными головками самонаведения и R550 Magic с тепловыми головками самонаведения. В 2008 году пригодными к полетам были не менее семи Mirage IIIEA. Бразилия получила 16 Mirage IIIEBR, после 1988 года шесть бывших французских самолетов получили ПГО и новое БРЭО - до данного стандарта модернизировали и десять самых первых бразильских самолетов, прежде чем их сняли с вооружения после закупки Mirage 2000. Часть из 10 ливанских Mirage IIIEL закупил Пакистан, который продолжает наращивать численность парка Mirage III путем закупки самолетов данного типа в третьих странах. Пакистан модернизировал часть из 50 Mirage IIIO, закупленных в Австралии в 1990 году. Пакистан также закупил вновь построенные самолеты - 18 многоцелевых Mirage IIIEP и 13 разведчиков Mirage IIIRP.
   Еще четыре государства интенсивно модернизировали свои Mirage III. Программа модернизации испанских Mirage IIIEE (местное обозначение С.11) была в 1992 году аннулирована. ЮАР закупила 17 Mirage IIIEZ, четыре Mirage RZ и четыре Mirage R2Z. На R2Z стояли двигатели Atar 9K-50 тягой 70,61 кН. Часть самолетов прошла модернизацию в вариант Cheetah, затем аналогичные доработки внедрили на двухместных Mirage IIIDZ и Mirage IIID2Z. Швейцария получила 36 Mirage IIIS и 18 Mirage IIIRS, которые со временем оснастили ПГО и новым БРЭО. На Mirage IIIS установили РЛС Hughes TARAN 18 и оборудование, позволяющее использовать УР "воздух-воздух" Hughes Falcon.
   22 октября 1999 года с вооружения ВВС Швейцарии были сняты Mirage IIIS (на снимке). Разведчики Mirage IIIRS и часть спарок Mirage IIIBS/BD оставались на вооружении до 17 декабря 2003 года.
   Венесуэла закупила семь Mirage IIIEV, а затем Mirage 5. Все самолеты прошли модернизацию до уровня Mirage 50EV. Все операторы Mirage IIIE эксплуатировали также двухместные учебные Mirage IIID. В 2010 году Mirage III состоят на вооружении ВВС Аргентины и Пакистана.


Варианты

   Mirage IIIT: один самолет, предназначенный для испытаний ТРДД SNECMA TF-106 тягой 88, 26 кН
   Mirage Milan: конверсия Mirage IIIE с ТРД Atar 9K-50 и убираемым ПГО, предназначенная для изучения управляемости по тангажу на самолетах, имеющих схему "бесхвостка" и дельтовидное крыло


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Dassault Mirage IIIE

   Тип: одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик/перехватчик
   Силовая установка: один ТРДФ SNECMA Atar 9C-3 тягой 60,80 кН и один сбрасываемый ракетный двигатель SEPR 844 тягой 14,71 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 12 000 м - 2350 км/ч или М=2,21; крейсерская скорость на высоте 11000 м - 956 км/ч; начальная скороподъемность более 5000 м/мин; время набора высоты 11000 - 3 мин; практический потолок 17 000 м, практический потолок с включенным ракетным двигателем 23 000 м; перегоночная дальность с тремя внешними баками 4000 км; боевой радиус с небольшой нагрузкой по профилю "большая-большая-большая высота" 1200 км
   Масса: пустого 7050 кг; максимальная взлетная 13 700 кг
   Размеры: размах крыла 8,22 м; длина 15,03 м; высота 4,50 м; площадь крыла 35,00 м2
   Вооружение: две неподвижные 30-мм пушки DEFA 552 по бортам нижней части фюзеляжа, до 4000 кг боевой нагрузки на одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых пилонах
France
«Мираж» IIIC из эскадрильи EC 2/10 «Сен» Воздушных сил Франции. 1984 г.
Пара Mirage 5 из эскадрилий 3/13 "Auvergne" и 2/12 "Alpes" в одном строю с Mirage III из эскадрильи 1/13 "Artois". В общей сложности Франция получила 58 Mirage 5F - 50 из предназначавшихся Израилю и восемь вновь построенных машин. Последние из них заменили на Mirage F1CT в 1994 году.
Pictured before the Mirage IIIE retired from service in 1994, a Mirage 2000N leads two Es, one from EC 113 to port and one from EC 313 to starboard.
In a ceremony at Colmar-Meyenheim air base on June 3 1994, the last Mirage III/5s were finally retired from operational service with the French Armee de l’Air. The last two units operating the aircraft were Nancy-based EC 313 ‘Ardennes’ (currently receiving Mirage 2000Ds) and Colmar-based EC 2113 ‘Alpes’. The latter was formally disbanded during the ceremony. The Mirage entered French service in July 1961 and during the past 33 years a total of 465 III/5s have served with 21 different units in the AdlA. The line-up shows a IIIE, BE, B-1, 5F, IIIC and a IIIR.
Специально для фотосессии на аэродроме выставлены самолеты ВВС Франции - Mirage F1 В/С, Mirage III и Mystere (на заднем плане). ВВС Франции закупили всего 20 двухместных F1B - совсем немного на фоне боевых F1 (251 машина).
Самолет-разведчик ВВС Франции «Мираж» IIIR
Наиболее радикальной конверсией Mirage III стала летающая лаборатория для исследования электродистанционной системы управления истребителя Mirage 2000. Первый полет Mirage 3NG, окрашенный в белый и голубой цвета, выполнил 21 декабря 1982 года. Самолет позиционировался на рынке как "Mirage 2000 для бедных", демонстрировался на авиасалонах в Париже и Фарнборо, однако экспортных заказов так и не поступило.
Argentina
Аргентинский перехватчик «Мираж» IIIEA
The Mirage IIIE-A which will enter service later 1972 with the VII Brigada Aerea.
During the Battle of San Carlos the Mirage IIIs undertook daily sorties over the Falklands but did not engage the Sea Harriers.
Аргентинские Mirage IIIEA второй партии уже могли нести две УР MATRA R550 Magic - как на этой фотографии, сделанной на аэродроме Рио-Гальегос. Самолеты Mirage III и Dagger составили основу ударной мощи аргентинских ВВС в ходе войны за Фолкленды.
Mirage IIIEA с одной УР R530E готовится к боевому вылету с авиабазы Рио-Гальегос. Эксплуатация самолетов в суровых условиях Патагонии была весьма непростой задачей. Май 1982 г.
Mirage IIIEA interceptors from Grupo 8 de Caza provided a readiness service at Rio Gallegos, while flying high-altitude CAPs over the Falklands. Their only real engagement with Sea Harriers took place on May 1, and ended with the loss of two of their precious interceptors.
«Мираж» IIIEA Воздушных сил Аргентины. Авиабаза Мендоза, ноябрь 2005 г.
ВВС Аргентины
IAI M5 Finger C-408 and the Mirage IIIEA 1-011 breaking on their final flypast.
To mark the Mirage’s retirement, the FAA painted four aircraft with colour schemes to represent different points in the type's service in Argentina.
Australia
Европейский клуб "двух Махов". В конструкции всех трех первых сверхзвуковых европейских истребителей применены варианты треугольного крыла. Истребитель Dassault Mirage IIIA (фото) получил чистое дельтовидное крыло и подвижные полуконические центральные тела в воздухозаборниках. Впервые взлетевший в мае 1958 года, истребитель стал первым в Западной Европе, развившим скорость 2MB горизонтальном полете. Современником Mirage III стал шведский Saab J 35 Draken с крылом в форме двойной дельты. В октябре 1955 года его прототип превысил скорость 1 М. Способный развивать скорость 2 М истребитель приняли на вооружение в 1959 году. В то же время в Британии фирма "English Electric" разработала истребитель Lightning. В его компоновке попытались объединить преимущества треугольного крыла с достоинствами крыла большой стреловидности. 25 ноября 1958 года опытный летательный аппарат P.1b достиг скорости 2 М. Самолеты этого типа ввели в строй в 1960 году.
Первоначально ВВС Австралии намеревались ставить на Mirage IIIO двигатель собственного производства Rolls-Royce Avon. Прототип был выпущен, начались испытания, но по ряду финансовых соображений был выбран двигатель Atar. Из 100 машин 98 были построены фирмой "Commonwealth Aircraft Corporation". Эти самолеты прослужили в ВВС Австралии до 1988 года.
Mirage IIIO(A) A3-54 of No 77 Sqn RAAF (nearest camera) formates with A-4 Skyhawk NZ6205 of No 75 Sqn RNZAF (leading) and an F-16 of the 8th Tactical Fighter Wing over New Zealand during Exercise Triad 84, held the year before the Mirage became the mount of “Crunge”.
Австралийские ВВС получили 50 перехватчиков Mirage IIIO(F), 50 истребителей-бомбардировщиков Mirage IIIO(A) и 16 спарок Mirage IIID, но в 1967-1970 годах все Mirage IIIO(F) были модернизированы в Mirage IIIO(A). Самолеты Mirage III состояли на вооружении 3-й (Буттерворт, Малайзия), 75-й (Дарвин) и 77-й (Вильямтаун) эскадрилий. В 1984 году австралийские ВВС начали получать F/A-18 Hornet, сменившие Mirage III, последний из которых сняли с вооружения в 1988 году.
A camouflaged Mirage IIIO-A of No 3 Squadron at Avalon
Численность 77-й эскадрильи австралийских ВВС возросла после передачи ей функций 2-го учебно-тренировочного отряда. В 1985 году на вооружении эскадрильи имелось 40 самолетов Mirage.
Two Mirage IIIOs peel off over the Pacific to begin the descent to RAAF Williamtown; nearest the camera is a two-seat IIID.
Aircraft Research and Development Unit Mirage III A3-2 inverted over a hill near Woomera fitted with six 500lb Mk82 bombs.
Один из двух «Миражей» IIIO, поставленных из Франции. Исследовательский центр Воздушных сил Австралии ARDU, авиабаза Эдинбург, конец 1983 г.
Brazil
In Brazil's local designation system, the Mirage IIIEBR became the F-103E. As first delivered, in 1972, the aircraft wore a natural metal colour scheme not dissimilar to France's
Все бразильские F-103E (Mirage IIIEBR) со временем свели в одну эскадрилью, 1-/1-GDA, дислоцированную в Анаполисе.
F-103E (Mirage IIIE) interceptors of the 1°.GpDA which operate from BA Anapolis, some 50 miles (80 km) south-west of Brasilia
«Мираж» IIIEBR Воздушных сил Бразилии.Авиабаза Натал-Аугусто Северо, ноябрь 2004 г.
Pakistan
В 2009 году пакистанские ВВС являлись крупнейшим владельцем парка самолетов семейства Mirage III/5, приобретя подержанные образцы из различных источников, включая Австралию, Францию и Ливан.
South Africa
A Mirage IIICZ of No 2 Squadron, showing the squadron crest on the tail.
A Mirage IIIEZ of No 3 Squadron
Самолеты Mirage IIIB позволили ВВС ЮАР стать в 1960-х годах одними из наиболее мощных в регионе. Однако во время конфликта в Анголе в 1970-1980-х годах им уже противостояли кубинские МиГ-23 и Су-22.
На вооружении ВВС ЮАР состояли Mirage III нескольких модификаций, включая усовершенствованные Cheetah С и Cheetah D, эксплуатировавшиеся до 2008 года. На снимке: Mirage IIIEZ из 2-й эскадрильи наносит ракетный удар по наземной цели.
«Мираж» IIIEZ Воздушных сил ЮАР. Середина 1980-х гг.
Mirage III - one of Herman Potgieter's photographs from "Aircraft of the South African Air Force".
Switzerland
22 октября 1999 года с вооружения ВВС Швейцарии были сняты Mirage IIIS (на снимке). Разведчики Mirage IIIRS и часть спарок Mirage IIIBS/BD оставались на вооружении до 17 декабря 2003 года.
Northrop F-5Es and Mirage IIISs of the Swiss Air Force visiting Sweden to practise electronic warfare with a J 32E.
The Swiss Mirage IIIS mid-life upgrade test aircraft, J-2301 being the Flugwaffe evaluation aircraft
The Swiss Mirage IIIS mid-life upgrade test aircraft, J-2302 being the Federal Aircraft Factory test aircraft.
"Швейцарская" схема. В декабре 1999 года, после 35 лет безупречной службы, с вооружения ВВС Швейцарии были сняты истребители Mirage IIIS - им на смену пришли F/A-18 Hornet. По такому случаю два самолета из расформированной 16-й эскадрильи получили специальную окраску. В 1997 году с истребителей Mirage IIIS на самолеты F/A-18 Hornet была перевооружена и 17-я эскадрилья. Разведчики Mirage IIIRS в швейцарских ВВС эксплуатировались вплоть до конца 2003 года.
Разведчики Mirage IIIRS швейцарских ВВС состояли на вооружении 10-й эскадрильи до 1992 года, когда часть разделили на 3-ю и 4-ю эскадрильи.
An extremely rare photograph of Amirs in their hangar carved deep into a mountain. The hangars incorporated winching equipment to pick the aircraft up from their parking spots, re-orient them and deposit them at the mouth of the hangar, as seen in operation here, before tugs pulled the Amirs clear of the hangar tunnel.
Foreplane canards were fitted to all Swiss Mirages in the 1980s, although they provided very little advantage to the Amirs, increasing drag and reducing potential range. Here Amir R-2106 heads out for a late afternoon sortie from Buochs in March 2003 with a pair of AMD 500lit (110gal) fuel tanks under each wing.
Amir R-2103 was the first to accrue 3,000 operational flying hours and as a result was adorned with FISt 10’s Falcon motif on the port side of the fin, as seen here in November 2002.
Amir R-2108 leaves a crimson bloom as full reheat is engaged and brakes released on Runway 07L at Buochs during a morning sortie in November 2002. A total of 18 Mirage IIIRSs was built under licence by Eidgenossisches Flugzeugwerke (F + W) at Emmen, near Lucerne.
In the Swiss Air Force tradition of naming the last aircraft of a batch, R-2118 became "Mata Hari" in honour of the female Dutch spy, the name being superimposed over an owl (i.e. seeing in all directions) on the nose.
Blasting its way into the morning sky from Buochs in March 2003, Amir R-2117 is seen here in "Floss" configuration - two wing-mounted 500lit (110gal) fuel tanks and a centreline-mounted 1,100lit (242gal) "Runt" tank - for a single-aircraft cross-country navigation exercise into eastern France, which required extra range.
An Amir displays its distinctive delta planform, revealing the numerous camera ports in the type’s specialist photo-recce nose. Fittingly, the unit’s motto was "Nil non videmus" - we see everything.
High-speed approaches to the AxaIp were the norm for Fl St 10’s Amirs, which would roar in at low level at just below Mach 1, a traditionally popular part of the Axalp airshow in October, at which a pair of Amirs would open the show with a blistering run through the valley directly over the spectators.
With the 7,710ft (2,350m) peak of the Brienzer Rothorn providing a typically picturesque backdrop, Amir “White 16” performs a highspeed pass over the Axalp Range in the Bernese Highlands during one of FISt 10’s final sorties before the type’s retirement in December 2003.
Trailing a heat haze through the cold mountain air, an Amir of the Swiss Air Force’s Fliegerstaffel 10 twists and turns its way through the mountain range at Ebenfluh, between the Oltschiburg and Axalphoren peaks above Meiringen airfield. The unit’s specialised photoreconnaissance Mirage IIIRSs became renowned for their “clover leaf” manoeuvres through the mountains around Axalp at high speed and low level.
A Dassault Mirage IIIRS “Amir” blasts through the Swiss mountains at low level.
To commemorate the Amir’s retirement in December 2003, "White 16" (R-2016) was repainted with a white top and black undersides (with all-seeing eye motif) to reflect the negative film the type’s Omera cameras used. "Black 10" (R-2010) was also repainted with the colours reversed and both carried the Falcon motif on their fins.
The predecessor Mirage III, with natural stability, loses lift due to the upwards deflected flaperons needed to trim.
To simulate wartime operational conditions, at the end of each sortie, the Amirs would taxy right up to the cavern doors before the pilot shut the Atar engine down. A tug would then take the aircraft deep into the underground complex. In a real-world war situation, with Nato forces potentially sat in shelters owing to poor visibility while Soviet tanks advanced westward, Switzerland would rely on the Amirs to provide a credible front-line reconnaissance capability.
Spain
В Испании Mirage IIIEE обозначили как C.1. Испанские ВВС планировали провести модернизацию, но сокращение бюджета привело к списанию этих самолетов в 1992 году.
Mirage III испанских ВВС в 1978 году прошли модернизацию, в том числе на них установили станции предупреждения об электромагнитном облучении. Более амбициозная программа модернизации была аннулирована в 1991 году, а в 1992 году самолеты сняли с вооружения.
Israel
Taking off from Hazor, 498 of the First Fighter Squadron appears to be equipped with 'Universal' recce nose.
"Мираж" IIICJ ВВС Израиля. Снимок сделан еще в мирное время.
Истребитель из 101-й эскадрильи с подвешенной ракетой R.530 готов к вылету. Авиабаза Хацор, вторая половина 1960-х гг.
Mirage IIICJ '159', complete with 'kill' markings, photographed at the Israeli Defence Air Force Museum at Hatzerim air base during the summer of 2002.
"Мираж" - экспонат музея ВВС Израиля несет отметки 13 побед над египетскими и сирийскими самолетами.
Типичный образчик израильской пропаганды.
Более десяти заявленных побед имели на своем счету сразу несколько израильских пилотов. Жертвами истребительной авиации противника стали почти полсотни египетских Су-7, потерянных в период 1967-73гг.
Арабо-израильские войны закрепили за израильскими летчиками славу одних из лучших в мире. Некоторые пилоты добились очень высоких результатов за всю эру реактивной авиации.