Dassault Mirage F.1
Варианты:
Dassault - Mirage F.1 - 1966 - Франция
Страна: Франция
Год: 1966


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (100)
Dassault Mirage F1

  "Dassault" создавала Mirage F1 как преемник Mirage III и Mirage 5. Построенный в инициативном порядке прототип в виде высокоплана со стреловидным крылом и обычным хвостовым оперением выполнил первый полет 23 декабря 1966 года. Официальное признание самолет получил в мае 1967 года с заказом трех прототипов. Оснащенный ТРДДФ SNECMA Atar 9K-50, самолет Mirage F1 во всех отношениях превосходил Mirage III.
  Первый серийный вариант Mirage F1С являлся всепогодным перехватчиком, созданным под требования ВВС Франции. На нем стояла моноимпульсная РЛС CSF Cyrano IV, позже ставились РЛС Cyrano IV-1 с ограниченными возможностями по селекции целей на фоне земли. Вооружение Mirage F1С (поставки начаты в мае 1973 года) в исходном варианте было ограничено двумя встроенными 30-мм пушками. В 1976 году в состав вооружения ввели УР "воздух-воздух" R530 средней дальности, а через год - УР R550 Magic.
  ВВС Франции закупили 83 самолета Mirage F1C в базовой конфигурации, 13 последних получили приемники предупреждения о радиолокационном облучении Thomson-CSF Type BF. Еще 79 самолетов были построены в варианте Mirage F1C-200 с неубираемой штангой топливоприемника, увеличившей длину фюзеляжа на 7 см за счет небольшой вставки в носовой части.
<...>
  Mirage F1 экспортировался в шесть государств. ЮАР получила первые 16 самолетов Mirage F1CZ в 1975 году, Марокко первые из 30 Mirage F1CH получила в 1978 году. Иордания в 1981 году приняла на вооружение 17 самолетов Mirage F1CJ и две спарки Mirage F1BJ. Кувейт закупил с 1976 года 18 самолетов Mirage F1CK, а с 1984 года - девять Mirage F1CK-II. До уровня F1CK-II модернизировали все ранее поставленные самолеты - F1CK-II способен применять противорадиолокационные УР ARMAT. Кувейт также заказал шесть двухместных Mirage F1BK (два Mirage F1BK и четыре Mirage F1BK-II), первый из них поднялся в воздух 26 мая 1976 года. С августа 1975 года Греция получила 40 самолетов Mirage F1CG. Испания закупила 45 истребителей Mirage F1CE (C.14A) с 1975 года, а также шесть учебных Mirage F1BE.
  Как только появился спрос на Mirage F1, "Dassault" приступила к разработке разведывательного варианта. Однако рост стоимости самолета заставил переключиться на создание специализированных контейнеров с разведывательным оборудованием, которые могли бы применяться неспециализированными для решения разведывательных задач самолетами. Часть Mirage F1 из состава ВВС Франции и других стран (прежде всего Ирака, Mirage F1EQ) дооборудовали под подвеску на центральном подфюзеляжном пилоне разведывательного контейнера. Тем не менее проектирование специализированного разведчика для ВВС Франции не прекратилось. Первый Mirage F1CR-200 выполнил первый полет 20 ноября 1981 года. Mirage F1CR несет разнообразное оборудование разведывательного назначения внутри фюзеляжа и на внешней подвеске, на нем установлена РЛС Cyrano IVM-R с дополнительными режимами. В носовой части фюзеляжа по правому борту установлен топливоприемник системы дозаправки в полете.
  Были заказаны 64 самолета Mirage F1CR, первый из которых поднялся в воздух 10 ноября 1982 года. Первое подразделение разведчиков достигло состояния боеготовности в июле 1983 года.
  Mirage F1CT - тактический истребитель-бомбардировщик, созданный на основе Mirage F1C-200. Два прототипа были переделаны из ранее построенных истребителей. Первый полет выполнен 3 мая 1991 года, а к 1 995 году силами ремонтных предприятий ВВС в данный вариант модернизировано 55 самолетов. Mirage F1CT конструктивно и по составу оборудования близок к варианту F1CR: на самолете установлена РЛС Cyrano IVM-R (вместо Cyrano IV), обновлен состав прицельно-навигационного оборудования, установлены лазерный дальномер и катапультное кресло Mk 10, усовершенствован приемник предупреждения о радиолокационном облучении, смонтированы устройства отстрела ложных целей, установлена шифрованная радиосвязная аппаратура, расширен ассортимент боевой нагрузки.
  Если большинство покупателей перехватчиков Mirage F1 были удовлетворены возможностями своих самолетов, то ЮАР потребовался истребитель-бомбардировщик с упрощенным БРЭО для применения днем. В результате появился Mirage F1A, схожий с Mirage F1C. В более тонкой конической носовой части фюзеляжа F1А стояли радиодальномер Aida II и длинная штанга ПВД. Основной отсек БРЭО перенесли в носовую часть фюзеляжа, освободив место за кабиной для топливного бака. В состав бортового оборудования включена доплеровская навигационная система, самолеты оснащены убираемыми топливоприемниками системы дозаправки. Mirage F1А закупили Ливия (16 самолетов) и ЮАР (32 самолета Mirage F1AZ, оснащенных лазерным дальномером).
  22 декабря 1974 года выполнил первый полет прототип Mirage F1Е с новым двигателем SNECMA М53. Самолет предназначался для экспорта в Бельгию, Данию, Голландию и Норвегию для замены устаревшего Lockheed F-104G Starfighter, однако F1Е конкурс проиграл, после чего программу его разработки закрыли. Обозначение F1Е было использовано для новой модификации многоцелевого самолета с двигателем Atar 9K-50 и усовершенствованным прицельно-навигационным оборудованием.
<...>
  Покупателями Mirage F1Е стал ряд государств мира. Эквадор закупил 16 самолетов Mirage F1JA и две спарки Mirage F1JE, Ирак - 93 самолета Mirage F1EQ, Иордания - 17 самолетов Mirage F1EJ, Ливия - 16 самолетов Mirage F1ED, Марокко - 14 самолетов Mirage F1EH и шесть Mirage F1EH-200 (с топливоприемниками для дозаправки в полете), Катар - 12 самолетов Mirage F1EDA и два двухместных Mirage F1DDA, Испания - 22 самолета Mirage F1EE-200 (С.14В).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Dassault Mirage F1C

  Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один ТРДДФ SNECMA Atar 9K-50 тягой 70,21 кН на форсаже
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11000 м - 2335 км/ч или М=2,2, начальная скороподъемность 12780 м/мин; практический потолок 20 000 м; боевой радиус по профилю "большая-большая-большая высота" с 250-кг бомбами - 425 км
  Масса: пустого 7400 кг; максимальная взлетная 16 200 кг
  Размеры: размах крыла 8,40 м; длина 15,30 м; высота 4,50 м; площадь крыла 25,00 м2
  Вооружение: две 30-мм пушки DEFA 553 и до 6300 кг боевой нагрузки на одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых пилонах, а также на двух пилонах на законцовках крыла
Франция
Второй прототип Mirage F1 первоначально нес на борту надпись "Super Mirage F1". Самолет имел удлиненный обтекатель РЛС Cyrano IV, но в остальном внешне практически не отличался от потерпевшего катастрофу первого прототипа.
Особенностью четвертого прототипа Mirage F1, взлетевшего 17 июня 1970 года, был полный комплект серийного бортового радиоэлектронного оборудования. Вавгусте 1971 года этот самолет проходил эксплуатационные тесты в испытательном центре CEAM и показал неплохие результаты, несмотря на тяжелые погодные условия.
Dassault Mirage F1Е: истребитель для Европы? 16 марта 1973г.: экспортный истребитель Mirage F1E (Е - European) был разработан на фирме "Dassault" в инициативном порядке. Самолет с двухконтурным турбореактивным двигателем SNECMA М53 Super Atar проектировался в расчете на победу в конкурсе на единый истребитель для ВВС европейских стран НАТО. Официальный заказ от правительства Франции был получен 16 марта 1973 года - было объявлено о закупке от 40 до 120 самолетов F1Е (включая двухместный учебный F1D), правда, в том случае, если это же сделают еще две страны. Однако, в конечном итоге, Бельгия, Дания и Голландия, а затем и Норвегия остановили свой выбор на истребителе F-16. Так что программа F1E была закрыта, о чем и было официально объявлено на Парижском авиасалоне в 1975 году.
На раннем зтапе эксплуатации комплект вооружения F1C в варианте ПВО (на снимке) состоял из ракеты MATRA 530FE под фюзеляжем и двух ракет Magic на законцовках крыла. Ракета 530FE строилась в двух вариантах - с полуактивной радиолокационной и тепловой головками самонаведения. Последняя могла использоваться только для атак со стороны задней полусферы (вдогон). Эти ракеты получили плохую репутацию во время службы и считались малоэффективным оружием.
Dassault Mirage F.1Cs ot the French Air Force's 30e Escadre de Chasse Tous-Temps, an all-weather fighter wing based at Rheims
Mirage F1E, оснащенный двухконтурным ТРД SNECMA MS3, был разработан в инициативном порядке для участия в конкурсе на единый истребитель для стран НАТО. Победителем стал американский F-16. Однако, когда "Armee de l'Air" разместила заказ на F1С, истребитель Mirage получил дополнительный кредит доверия у зарубежных покупателей.
Mirage F1C из эскадрильи EC 2/30 Normandie-Niemen в юбилейной окраске по случаю 50-летия авиачасти. Декоративные элементы нанесены поверх однотонной окраски, широко используемой на "Миражах" в 1970-80-е гг.
Ground crew service a Mirage F1CR from ER 2/33 'Savoie'.
Самолеты ВВС Франции и России на аэродроме Саваслейка
The Recce Meet provides a great opportunity for France’s specialists in the role to share experiences.
Взлет разведчика "Мираж" F.1CR
Dassault Mirage F1CRs 604/'118-CF' (seen here) and 660/'118-CY' with Escadron de Reconnaissance (ER) 2/33 'Savoie' based at Mont de Marsan AB conducted low-level training over Wales after departing the Royal International Air Tattoo at RAF Fairford, Gloucestershire, on July 22, 2013. F1CR 604 carries ‘100 Ans de Reco' titles on its tail and special markings to celebrate the centenary of BR11 'La Cocotte', one of the flights assigned to ER2/33.
Mirage F1CR из состава 33-й разведывательной эскадрильи (Escadre de Reconnaissance - ER33) ВВС Франции. Этот специализированный разведывательный вариант самолета использует обычные оптические камеры, установленные в носовой части фюзеляжа, и разведывательные контейнеры. Последние включают РЛС бокового обзора Thomson-CSF Raphael, инфракрасную систему разведки Super Cyclope, систему электронной разведки ASTAC, систему оптической разведки Thomson-TRT/Dassault Harold и другое оборудование. Использование таких контейнеров на других вариантах F1 позволяет расширить область решаемых самолетами задач, сохраняя при этом возможность применять их в качестве истребителей или ударных машин.
С мая 2009 года маленькая группа из трех французских F1CR из BA 112 Reims ведет тактическую разведку и оказывает непосредственную поддержку силам международного контингента в Афганистане. На снимке: F1 готовится принять топливо от заправщика KC-10 Extender ВВС США в ноябре 2010 года.
В Mirage F1CT дорабатывались перехватчики Mirage F1C-200, высвободившиеся в связи с поступлением в ВВС Франции самолетов Mirage 2000C. По своей эффективности новый истребитель-бомбардировщик превзошел Jaguar, Mirage IIIE и Mirage 5F. F1CT состояли на вооружении в 1992-2012 годах, последние четыре самолета списали в октябре 2012 года.
A Mirage F1CR armed with four Mk82 bombs refuels from a C-135FR during a mission flown from BA172 Kossei-N'Djamena in support of Operation Serval.
Этот Mirage F1CR из состава ER 1/33 Belfort демонстрирует стандартный центральноевропейский камуфляж ВВС Франции
В 2009 году Франция все еще имела на вооружении 109 Mirage F1, включая модификации F1CR (на снимке), F1CT и F1B. Эти самолеты продолжают оставаться важной составляющей как французских ВВС, так и ВВС ряда других государств. В октябре 2007 года три Mirage F1 были развернуты в Кандагаре, занимаясь непосредственной поддержкой войск и разведкой в ходе операции "Enduring Freedom" на юге Афганистана.
С появлением самолета Mirage 2000 карьера F1 начала клониться к закату. Оставленные на вооружении машины модернизировали в истребители-бомбардировщики F1CT, которыми заменили устаревшие ударные самолеты Mirage 5. На фотографии - самолет с бортовым номером 274 в испытательном полете с символикой Испытательного центра военной авиации (CBAM) на киле.
Самолет F1CT взлетает с авиабазы Неллис, Невада, учения "Green Flag", 2008 год. На этих учениях максимально реалистично отрабатываются действия по авиационной поддержке Сухопутных войск в условиях пустыни. На F1CT подвешен под правой плоскостью крыла имитатор УР "воздух-воздух" ACMI Sidewinder, под левой - тренировочная КАБ с лазерным наведением Paveway.
Даже с большим набором вооружения на внешней подвеске этот Mirage F1CR способен демонстрировать лихие маневры на малой высоте, правда, с использованием форсажа. В большом контейнере (680 кг) на центральном узле подвески под фюзеляжем размещен комплект разведывательной системы Harold. В ее состав входит аэрофотокамера для перспективной съемки с фокусным расстоянием 1700 мм, позволяющая фиксировать объекты в 4 м' на расстоянии до 100км. К французским самолетам F1CR в комплекте шла мобильная наземная станция связи, позволявшая получать информацию с оптического и радиоэлектронного разведывательного оборудования самолета в реальном масштабе времени.
После расформирования в июне 2010 года подразделения ER 1/33 до 2013 года самолеты F1CR состояли на вооружении только одной эскадрильи - ER 2/33, дислоцированной на авиабазе Мон-де-Марсан на юго-западе Франции. На самолеты нанесен код данной авиабазы - BA118.
Проход тройкой над ВПП авиабазы Саваслейка после совместного полета в зону
Стрельбы на полигоне Кушалино
В 1995-1996 годах Франция закупила КАБ с лазерным наведением Paveway II. В ходе длительных испытаний в 330-м испытательном центре ВВС Франции сбросы бомб проводились с F1CT; на снимке - один из них; сброшена 227-кг GBU-12.
Самолет-разведчик "Мираж F1CR" отправляется на очередное задание. Нджамена, 16 января 2013 г.
Специально для фотосессии на аэродроме выставлены самолеты ВВС Франции - Mirage F1 В/С, Mirage III и Mystere (на заднем плане). ВВС Франции закупили всего 20 двухместных F1B - совсем немного на фоне боевых F1 (251 машина).
Разведывательные функции были возложены на самолеты "Мираж"F.1CR.
Mirage F1CR-equipped ER 2/33 'Savoie' based at BA118 Mont-de-Marsan was the overall winner of this year's Recce Meet.
Dassault Mirage F1CR 604/'118-CF' of Escadron de Reconnaissance (ER) 2/33 Savoie based at Base Aerienne 118 Mont-de-Marsan has been painted to mark the centenary of BR11, one of the unit's two escadrilles (flights). BR11 is one of the oldest escadrilles in the Armee de I'Air (French Air Force), having formed as C11 in June 1913 at Douai; the designation was changed to BR11 in November 1917. Its insignia is a 'cocotte en papier' (paper hen). It originated from a sign painted on trucks depicting two stylised yellow paper hens, which resembled the figure 22; an officer from the unit got the idea of using a single cocotte to represent 11. The BR11 cocotte was painted red in order to improve visibility and its eye made to look backwards to represent looking out for enemy aircraft approaching from the rear. The other escadrille with ER2/33, SAL6, celebrated its centenary last year. The Mirage F1 is due to be withdrawn from operational service around mid-2014, by which time the aircraft will have flown with the Armee de I'Air for over 40 years.
Франция закупила в общей сложности 251 Mirage F1, включая все прототипы, два из которых, Mirage F1 No.01 и Mirage F1E (F1-M53), являлись частной собственностью "Eurofighter". Финансирование закупок велось на основе годового планирования, но в соответствии с пятилетним планом расходов на оборону. В 1969-1973 годах финансировалась постройка 105 самолетов с началом поставок в июне 1977 года. Ассигнования на постройку второй партии, в которую впервые включили двухместные F1B, выделили в 1977 году. Истребители F1 пришли на смену Vautour IIN, Super Mystere B2 и Mirage IIIC, a F1CR дополнили разведчики Mirage IIIR и IIIRD; всего в 1980 году было заказано 225 машин. Из-за задержки с поставкой Mirage 2000 в бюджете 1982 года была предусмотрена закупка дополнительно 21 Mirage F1 в варианте разведчика, но первые самолеты этого заказа собрали в варианте перехватчика F1C. В 2011 году в ВВС Франции осталось только одна эскадрилья F1, где самолеты использовались в основном как разведчики.
Разведчики F1CR состояли только на вооружении ВВС Франции. Встроенный панорамный аэрофотоаппарат дополняло разнообразное разведывательное оборудование в подвесных контейнерах. Снимок самолета F1CR сделан в США на учениях "Red Flag".
Перед переброской в регионы Сахары и Джибути самолеты F1CR из ER 33 сменили европейский камуфляж на пустынный, состоящий из пятен песочного и темно-коричневого цветов. Окрашенные подобным образом самолеты принимали участие в операции "Буря в пустыне" в 1991 году.
На фоне Mirage F1 выставлен большой набор вооружения, которое самолет способен нести. Это ракеты класса "воздух-воздух" (на первом плане), встроенные пушки и боезапас из 270 снарядов калибра 30-мм для них, пушечный контейнер, бомбы, НАР различных калибров и ракета "воздух-земля" AS30.
Mirage F1CR из состава ER 2/33 Savoie в типовом "африканском" камуфляже, используемом ВВС Франции
Этот Mirage F1C из эскадрильи EC 4/30, летящий над французским аванпостом в Джибути, несет две ракеты Super 530F на пилонах под крылом и две R550 на законцовках. Самолет также оснащен контейнерами РЭБ и блоками отстрела ловушек.
В сравнении с Mirage III запас внутреннего топлива на F1 увеличен на 43%, масса боевой нагрузки - на 2500 кг, на 30% сокращена длина разбега и на 25% снижена посадочная скорость, улучшена маневренность во всем диапазоне скоростей.
Истребитель Mirage F1CR из эскадрильи EC 1/33 летит в паре с истребителем-бомбардировщиком Jaguar из эскадрильи ЕС2/11 "Vosges" в ходе операции "Daguet". Оба самолета оснащены контейнерами системы РЭБ Barem на наружных пилонах под левыми консолями и грузом 250-кг бомб SAMP Type 25.
Дозаправка в воздухе значительно увеличила боевой потенциал F1, особенно в условиях отсутствия развитой аэродромной инфраструктуры. Данный фактор для Франции, исторически имеющей значительную сферу влияния в третьих странах, имеет большое значение.
Mirage F1 ВВС Франции с выпущенными воздушными тормозами дозаправляется над Афганистаном от заправщика KC-10 ВВС США, 2010 год. В Афганистане французские F1 обычно выполняли разведывательные задания, но иногда привлекались и к нанесению ударов по наземным целям.
KC-135R заправляет "Мираж"F.1CR. Экипаж германского "Торнадо"ECR видимо уже "подсосал" керосина и направляется "по своим делам".
Испания
The Mirage F1CE, in the insignia of Escuadron 141, is scheduled to remain in service with the Ejercito del Aire into the 'nineties and a total of 72 Mirage F1CE and F1BE aircraft has been ordered from France.
ВВС Испании использовали два DC-8 Series 52, получивших обозначение T.15. Вместе с самолетами Dassault Falcon эти машины служили в 401-й эскадрилье на базе Барахас и использовались в качестве VIP-транспорта.
ВВС Испании закупили 72 самолета F1B/C/E, получивших обозначение С.14. Уцелевшие машины прошли модернизацию и будут эксплуатироваться до 2015 года, когда их окончательно заменят самолетами Eurofighter EF2000. На фотографии - перехватчик F1 СЕ (испанское обозначение СЕ.14А).
Dassault Mirage F1M C.14-64/‘14-37’ became the first of the Spanish aircraft to August 8, 2013 at Albacete AB, since the retirement of the type in June.
"Тайгер Мит-2007"
Испанцы не использовали на своих самолетах F1 французские ракеты Magic. Вместо них применялись ракеты AIM-9 Sidewinder в уникальной конфигурации. Ракета AIM-9J "Julia" являлась усовершенствованным вариантом AIM-9E, с усовершенствованной всеракурсной головкой самонаведения и ракетным двигателем от AIM-9L.
A French Mirage 2000-5F takes off on October 1, 2013 to take part in a combat search and rescue mission. The execution of each day’s missions took place between 1300Z and 1600Z. In the background are Ala 14 Mirage F1Ms retired by the Spanish Air Force in mid-2013.
Иордания
Закупив партию уже послуживших F-16, Иордания продала часть своих Mirage F1 Испании. Однако F1 считается многоцелевым самолетом с высоким боевым потенциалом, и иорданские ВВС пожелали оставить на вооружении около 20 этих машин.
Иордания. После отказа в покупке F-16 Иордания приобрела на выделенные Саудовской Аравией деньги 17 Mirage F1CJ и три F1BJ. Предназначенные для решения задач ПВО самолеты первой партии имели светло-серую окраску и поступили на вооружение 25-й эскадрильи. Вторая партия включала 17 многоцелевых F1EJ, эти камуфлированные самолеты поступили в 1-ю эскадрилью.
Греция
Mirage F1CG поступил на вооружение двух эскадрилий ВВС Греции. Самолеты были окрашены в оттенки серого, как и самолеты ВВС Франции. Более того, первые 16 "греческих" истребителей изначально строились по заказу ВВС Франции.
The first Mirage F1CG interceptors began to reach Greece in August 1975 for the 114“ Pterix which completed 40.000 flying hours on type earlier this year.
Греция. Как и в случае с Эквадором, Греция обратилась к "Dassault" после отказа США в начале 1970-х годов поставить самолеты для замены устаревших Convair F-102 Delta Dagger. Вместо 40 McDonnell Douglas F-4E Phantom Греция 16 июня 1974 года заказала 40 Mirage F1 CG. Из-за обострения отношений с Турцией самолеты требовались Греции срочно. Первые 16 поставленных ВВС Греции F1C изначально строились для ВВС Франции. Двухместные самолеты Греции не поставлялись. Первые 16 греческих машин имели серийные номера AA 51, 53, 56, 57, 59, 61, 65, 66, 86, 88, 89, 91, 93, 94, 95 и 97, остальные машины с серийными номерами 117-140 строились по греческому заказу. Все самолеты получили серо-голубую (позже низ перекрасили в серебристый цвет) окраску перехватчиков ПВО. Приемники предупреждения об облучении на самолеты не устанавливались. Основным вооружением в варианте ПВО являлись УР "воздух-воздух" AIM-9J Sidewinder, в 1980 году дополненные УР AIM-9P. С вооружения ВВС Греции Mirage F1 сняли в 2003 году.
Ливия
Ливия приобрела 38 Mirage F1, включая 16 лишенных РЛС ударных F1AD, шесть спарок F1BD и 16 многоцелевых F1ED (на снимке). Ливийские F1 использовались во время акций в Чаде в 1980-х годах, хотя их активность резко упала после развертывания в этой стране французских ВВС. В том же десятилетии эти самолеты неоднократно перехватывались авиацией ВМС США. В 2011 году два Mirage F1 перелетели на Мальту, а один был сбит во время гражданской войны.
Ливия заказала 38 машин F1, включая 16 F1ED. Эти самолеты предназначены для решения задач ПВО, но имеют и ограниченные ударные возможности. На практике эта возможность использовалась в 1980 году в войне против Чада, где ливийские Mirage могли столкнуться с французскими F1, развернутыми в этом регионе. К 2009 году весь парк ливийских самолетов находился в нелетном состоянии, но считается, что часть машин еще можно отремонтировать.
The Mirage F1ED strike interceptor which equips one LARAF squadron.
A LARAF Dassault-Breguet Mirage F1AD, deliveries of 16 of which were completed some 18 months ago to equip one attack squadron, reportedly based at El Adem, near Tobruk.
Кувейт
На момент иракского вторжения в августе 1990 года Кувейт располагал двумя эскадрильями F1. Пятнадцать уцелевших самолетов перелетели в Саудовскую Аравию, откуда они выполняли боевые вылеты против иракских сил, неся на борту броский лозунг «FREE KUWAIT».
Кувейт закупил 18 перехватчиков Mirage F1CK и две спарки F1BK для замены устаревших Lightning в качестве истребителей ПВО. Затем были приобретены девять F1CK-2 и четыре F1BK-2. Самолетами вооружили 18-ю и 61-ю эскадрильи в Али-Аль-Салем. При вторжении Ирака 15 самолетов успели перелететь в Саудовскую Аравию, в ходе перелета был сбит один иракский вертолет. Некоторое время самолеты находились на хранении, а в 1993 году их списали.
Дополнительную воздушную мощь в регионе обеспечивали 140 боевых самолетов Саудовской Аравии, в том числе истребители ПВО F-15, 75 британских самолетов Tornado и Jaguar и 70 вертолетов, а также итальянские штурмовики Tornado IDS, 50 французских самолетов и 120 вертолетов. У ВВС Кувейта имелись A-4KU и Mirage F.1 (фото), на них наносились надписи "Свободный Кувейт". Авиагруппировка была собрана в ответ на августовское вторжение Ирака в Кувейт, ставшее кульминацией затянувшегося спора между двумя богатыми нефтью арабскими странами. Операция "Щит пустыни" началась после просьбы Саудовской Аравии о помощи.
Ирак
Франция являлась основным поставщиком военной техники Ираку. Истребители Mirage F1 ВВС Ирака интенсивно использовались в ходе боевых действий. В 1984 году Ирак выразил намерение закупить во Франции до 60 истребителей Mirage 2000, предполагают, что финансовую сторону сделки была готова обеспечить Саудовская Аравия. Но эта закупка Mirage 2000 не состоялась.
Ирак заказал 110 одноместных многоцелевых Mirage F1EQ и 18 двухместных F1BQ, но из-за эмбарго поставлены были не все самолеты. За 16 самолетами ПВО F1EQ и 16-ю F1EQ-2 последовали 28 машин F1EQ-4, способных работать по земле и вести разведку. Самыми важными стали 20 F1EQ-5 с РЛС Agava (вместо РЛС Cyrano IV) и ПКР Exocet. F1EQ-5 использовались в середине 1980-х годов в ходе ирано-иракской войны. Тогда на F1EQ было одержано 35 побед в воздушных боях, включая один сбитый F-14. Также поставили некоторое количество F1EQ-6. Несколько Mirage F1 сбили и уничтожили на земле во время операции "Буря в пустыне" в 1991 году. 24 Mirage F1 перелетели в Иран.
ЮАР
Mirage F1, один из самых элегантных реактивных боевых самолетов, продемонстрировал свои боевые возможности в ряде военных конфликтов, в том числе в Южной Африке и в ходе операции "Enduring Freedom" в Афганистане.
Южноафриканские Mirage F1 широко применялись во время конфликта с Анголой. Истребители F1CZ (на снимке) сбили один МиГ-21 из пушки 6 ноября 1981 года, а второй - 5 октября 1982 года, использовав ракеты MATRA Magic. 27 сентября 1987 года один F1CZ был поражен ракетой ангольского МиГ-23МЛ. Несмотря на тяжелые повреждения, он сумел вернуться на свою базу, но потерпел катастрофу при посадке. Два F1 были сбиты в 1988 году огнем с земли.
ВВС ЮАР использовали в боевых действиях самолеты двух модификаций - F1A и F1C. B период войны с Анголой имели место воздушные бои самолетов F1 с истребителями МиГ-21. Летчики ВВС ЮАР утверждают, что они всегда на голову превосходили своих противников.
Южная Африка имеет богаты боевой опыт использования своих F1. Пара самолетов F1AZ с ударным вооружением летит над типичным ландшафтом африканского буша. Ударные F1AZ были сняты с вооружения 1-й эскадрильи SAAF в ноябре 1997 года, а истребители F1CZ несли службу до сентября 1992 года. Задачи ПВО, решаемые истребителями F1CZ, были возложены на истребители-бомбардировщики Atlas Cheetah, созданные на базе истребителей Dassault Mirage III и оснащенные двигателями Atar 9K-50 от F1. C 2008 года началась замена южноафриканских Cheetah D на многоцелевые истребители Saab JAS 39 Gripen.
Большинство из 1700 поставленных на экспорт МиГ-17 были МиГ-17Ф. На снимке - один из 25 МиГ-17Ф, поставленных ВВС Мозамбика и оставшихся в строю, в сопровождении Mirage F1 ВВС ЮАР (начало 2000-х годов).
8 июля 1981 года лейтенант Адриано Бомба из мозамбикских ВВС бежал в Южную Африку. До авиабазы Ходспруит его потрепанный МиГ-17 сопровождали истребители Mirage F1AZ SAAF.
ЮАР стала первым покупателем ударного истребителя F1AZ, лишенного РЛС. Первые из 32 заказанных машин прибыли в ЮАР в ноябре 1975 года. Затем были закуплены 16 F1CZ. Самолетами F1AZ вооружили 1-ю эскадрилью, CZ - 3-ю эскадрилью, обе базировались в Ватерклуфе. Mirage F1 принимали участие в боях над Анголой и сбили, как минимум, два МиГ-21. 3-ю эскадрилью расформировали в 1992 году, а ее CZ передали на хранение.
"Мираж" F-1, наш гость из Южной Африки, прошедший в России "операцию по омоложению".
МАКС-2001
Эквадор
Эквадорские самолеты F1JA, как все F1E, способны выполнять перехваты воздушных целей и наносить удары по наземным целям. В 1990-е годы самолеты ВВС Эквадора прошли модернизацию, в ходе которой получили возможность нести по восемь израильских бомб P-1.
Эквадорские F1JA принимали участие в многочисленных стычках на границе с боевыми самолетами Перу. Наиболее серьезный инцидент произошел в феврале 1995 года, когда они сбили два перуанских Су-20/Су-22.
Four Mirage F1JE multi-role fighters of the Escuadron de Combate 2110, the FAE’s senior combat unit which traces its history back to the early 'forties and the establishment of the first Ecuadorean fighter squadron on aged Seversky P-35s.
Эквадор. После неудачной попытки купить самолеты Kfir Эквадор в конце 1970-х годов обратился к Франции и в результате приобрел 16 Mirage F1JA (близких F1Е) и два учебно-боевых F1JE, которые были поставлены в 1978-1980 годах. Самолеты поступили на вооружение подразделения Caza 2112 Grupo 211. Многоцелевые Mirage ВВС Эквадора были модернизированы с помощью Израиля, в состав вооружения включили бомбы израильского производства и УР Pyton 3. Mirage F1 планировалось снять с вооружения в 2010 году.
Истребители «Кфир», «Мираж» F.1 и ударный самолет «Ягуар» - основа ВВС Эквадора в 1980-1990-е гг.
Истребитель Мираж» F.1
Катар
Катар. Первыми самолетами, предназначенными для ВВС Катара, вооружили во Франции тренировочную эскадрилью, а в Катар они прибыли только в июле 1984 года. Самолеты поступили на вооружение 7-й эскадрильи в Дохе. Катар заказал 21 Mirage F1EDA и две спарки F1DDA. Многоцелевые машины способны нести разведывательные контейнеры. В операцию "Буря в пустыне" они выполняли задачи ПВО (на снимке). Все самолеты проданы Испании.
Катар заказал шесть Alpha Jet C и 14 Mirage F1 в 1979 году. В 1980-м Alpha Jet поступили на вооружение 11-й эскадрильи авиационной поддержки, дислоцированной в Эль-Удейд. Самолеты используются как учебные и легкие штурмовики.
Марокко
Марокко. На вооружение ВВС Марокко поступило 50 Mirage F1 - 30 F1CH и 20 F1EH, шесть из которых позже оснастили системами дозаправки. Первые самолеты были получены в 1978 году. Самолеты принимали участие в боях с фронтом Полисарио в 1977-1988 годах, минимум три самолета тогда были сбиты ЗРК. Уцелевшие использовались как перехватчики и истребители-бомбардировщики, базируясь в Сиди-Слимане. Самолеты прошли модернизацию в "Association Sagem Thales pour la Renovation d'Avions de Combat" (ASTRAC). Доработка затронула БРЭО, РЛС, катапультное кресло и вооружение.
A Mirage F1CH interceptor fighter of the RMorAF at the ex-USAF Strategic Air Command base of Sidi Slimane